Начиная с 1931 г по 1944 г использовались следующие циф- Изучение особенностей других нумераций дает возмож-
ры [6, с. 37]: ность сравнить их, а сопоставление десятичной системы
1 pir 7 cedi 13 оп iji 120 cys ceerbi
2 iji 8 ses 20 ceerbi 127 cys ceerbi cedi
3 ys 9 tos 30 yzen 226 iji cys ceerbi aldb
4 tert 10 оп 40 tertten 319 ys cys on tos
5 pes 11 оп pir 100 cys 936 tos cys yzen aldb
6 aldb 12 оп iji 300 ys cys 1000 muq
Перевод тувинской письменности на русскую графическую основу происходил в течение 1941 - 1944 годов при научно-методической помощи советских ученых. Полный переход тувинской письменности на русский алфавит завершился ко времени добровольного вхождения Тувы в состав СССР
В настоящее время для названия всех чисел в пределах триллиона на тувинском языке потребуется 16 различных слов: бир (один), ийи (два), Yш (три), дерт (четыре), беш (пять), алды (шесть), чеди (семь), сес (восемь), тос (девять), он (десять), чээрби (двадцать), ЧYс (сто), муц (тысяча), миллион, миллиард, триллион. В то же время раньше у русского народа число 10.000 назывался «тьма», а 100.000 - «легион». Названия чисел «миллион» или «биллион», «триллион» заимствованы с французского языка.
Библиографический список
счисления с недесятичными, позиционного принципа записи с непозиционными позволяет понять сущность и преимущество общепринятой нумерации. Кроме того ознакомление учащихся с возникновением числа у тувинцев способствует развитию мотивов учебной деятельности, формированию ценностного отношения к учению, его личностного смысла, также чувства гордости за свою Родину.
Таким образом, информация о возникновении и развитии числа у тувинцев, может быть использована педагогами в любой образовательной организации наряду с информацией о подобных традициях других народов, для лучшего освоения детьми понятия числа и системы счисления в учебной и внеурочной познавательной деятельности.
1. Царева С.Е. Система счисления в математической и методической подготовке будущего учителя. Начальная школа. 2009; 12: 95 - 102.
2. Леушина А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. Москва: Просвещение, 1974.
3. Жуковская Н.Л. Кочевники Монголии: Культура. Традиции. Символика: учебное пособие. Москва: Восточная литература, 2002.
4. Салчак С.С. Тувинская математическая терминология и её роль в преподавании математики на современном этапе. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Москва, 1973.
5. Монгуш Д.А. Тувинский язык и письменность. Избранные труды. Научное издание. Кызыл: ГУП РТ «Тываполиграф», 2009.
6. Moskalof B. TbBANbN CAA YZYY. Poluskannar Porogoppbj Sat, A. Sokolof, A. Suxotin. - Moskva, 1931 cbl, - ar. 37.
References
1. Careva S.E. Sistema schisleniya v matematicheskoj i metodicheskoj podgotovke buduschego uchitelya. Nachal'naya shkola. 2009; 12: 95 -102.
2. Leushina A.M. Formirovanie 'elementarnyh matematicheskih predstavlenij u detej doshkol'nogo vozrasta. Moskva: Prosveschenie, 1974.
3. Zhukovskaya N.L. Kochevniki Mongolii: Kul'tura. Tradicii. Simvolika: uchebnoe posobie. Moskva: Vostochnaya literatura, 2002.
4. Salchak S.S. Tuvinskaya matematicheskaya terminologiya i ee rol' vprepodavaniimatematikina sovremennom 'etape. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 1973.
5. Mongush D.A. Tuvinskijyazykipis'mennost'. Izbrannye trudy. Nauchnoe izdanie. Kyzyl: GUP RT «Tyvapoligraf», 2009.
6. Moskalof B. T''BAN''N CAA YZYY. Poluskannar Porogopp'j Sat, A. Sokolof, A. Suxotin. - Moskva, 1931 c'l, - ar. 37.
Статья поступила в редакцию 28.05.18
УДК 378.1:338.482.22.
Vinogradov V.A., senior lecturer, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia), E-mail: vva1951@yandex.ru
Orkina I.F., senior lecturer, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia), E-mail: ira.orkina@yandex.ru
Skomorokhova T.S., senior lecturer, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia, E-mail: t_skomorohova@mail.ru
IMPROVEMENT OF INTEGRATION PROCESSES IN EDUCATION "POPULISTS-INSTRUMENTALISTS" IN UNIVERSITIES OF CULTURE. The article studies the particular features of improving the integration processes in the training of musicians in modern socio-economic conditions. Special attention is paid to the main activities of "populists-instrumentalists", which determine the contents of the educational process in their training in the universities of culture. The complex of problems arising at graduates after graduation in the conditions of sharp competitive fight in the labor market is revealed and defined. The authors propose possible options for the correction of theoretical knowledge and practical skills in the direction of practice-oriented training in the field of folk-instrumental creativity in order to improve the competitiveness of graduates. Understanding and evaluation of the current state of the quality of training will significantly improve the solution of both practical and scientific-theoretical problems.
Key words: integration, improvement, educational process, folk-instrumental creativity.
В.А. Виноградов, доц. Алтайского государственного института культуры, г. Барнаул, E-mail: vva1951@yandex.ru
И.Ф. Оркина, доц. Алтайского государственного института культуры, г. Барнаул, E-mail: ira.orkina@yandex.ru
Т.С. Скоморохова, доц. Алтайского государственного института культуры, г. Барнаул, E-mail: t_skomorohova@mail.ru
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ОБУЧЕНИИ «НАРОДНИКОВ-ИНСТРУМЕНТАЛИСТОВ» В ВУЗАХ КУЛЬТУРЫ
Статья посвящена особенностям совершенствования интеграционных процессов в подготовке музыкантов-исполнителей в современных социально-экономических условиях. Уделено внимание основным видам деятельности «народников-инструменталистов», определяющим содержание образовательного процесса при их подготовке в вузах культуры. Выявлен и
определен комплекс проблем, возникающих у выпускников после окончания вуза в условиях острой конкурентной борьбы на рынке труда. Авторами предлагаются возможные варианты коррекции теоретических знаний и практических умений и навыков в направлении практико-ориентированного обучения в области народно-инструментального творчества с целью повышения конкурентоспособности выпускников. Понимание и оценка современного состояния качества подготовки кадров позволит значительно улучшить решение как практических, так и научно-теоретических задач.
Ключевые слова: интеграция, совершенствование, образовательный процесс, народно-инструментальное творчество.
В современной России в условиях интеграционных образовательных процессов актуальность совершенствования обучения «народников-инструменталистов» в вузах культуры приобретает всё большую значимость. Востребованность специалистов в сфере народно-инструментального творчества - компетентного, мобильного и универсального - в рыночных условиях социально-экономических перемен очевидна. За последние годы значительно вырос интерес к изучению, восстановлению, созданию различного рода творческих коллективов на основе фольклора.
Как известно, совершенствование есть процесс приведения какой-либо системы в наилучшее состояние, наиболее благоприятствующее её успешному функционированию. Поиск такого состояния, многоаспектного и многовекторного, в обучении «народников-инструменталистов» весьма важен для существующей практики профессиональной подготовки в вузах культуры.
Обозначенная проблематика затрагивает проблему сохранения и приумножения народного музыкального творчества, относящуюся в России ко всем видам и формам музицирования - академическому, эстрадному, фольклорному, бытовому и т. д. Однако, в обучении «народников-инструменталистов» в вузах культуры имеется множество нерешённых задач, которые часто возникают после окончания вуза и «тормозят» профессиональную деятельность выпускника в условиях острой конкурентной борьбы на рынке труда.
Отдельные аспекты затронутых вопросов рассмотрены в научно-исследовательских работах Д. Варламова [1], М. Имханиц-кого [2], А. Каргина[3], Н. Серегина[4] и др.
Цель статьи - обозначить и выявить комплекс форм, методов и средств совершенствования интеграционных процессов в обучении «народников-инструменталистов» в вузах культуры.
Постановка проблем обучения «народника-инструменталиста» в вузах культуры позволит под новым углом зрения осмыслить сложившиеся стандарты образовательного процесса. При этом в первую очередь, отметим использование накопленного эмпирического опыта в деятельности «народника-инструменталиста» в подготовке будущего специалиста к профессиональной деятельности в рыночных условиях.
С внедрением Государственных образовательных стандартов третьего поколения в вузах культуры и искусств расширилось предоставление образовательных услуг. В настоящее время обучающийся по направлению подготовки 53.03.02. «Музыкально-инструментальное искусство» профиля подготовки «Баян, аккордеон и струнные щипковые инструменты» уровень бакалавриата готовится к следующим видам профессиональной деятельности: музыкально-исполнительской, педагогической, художественному руководству творческим коллективом, музыкально-просветительской, организационно-управленческой, научно-исследовательской [5].
Однако, некоторые из перечисленных видов музыкальной деятельности, приобретаемые в учебно-педагогическом процессе в вузе, носят декларативный характер, т. к. их отражение отсутствует в нормативно-правовой базе при трудоустройстве. Они также не обозначены в номенклатуре должностей в филармониях, клубных и музыкальных образовательных учреждениях и т. д. Таким образом, будущая профессиональная карьера выпускников данного направления подготовки частично носит «воображаемый» характер.
В рыночных условиях обозначенные виртуальные виды деятельности создают ситуацию неопределённости. По всей видимости, в ближайшем будущем нам придётся столкнуться с проблемами самоопределения обучающихся в вузах культуры в сфере народно-инструментального творчества.
Для доказательства данного тезиса обратимся к комплексу ценностей, создаваемых профессиональной деятельностью «народников-инструменталистов». Среди ранее упомянутых видов деятельности бакалавра направления «Музыкально-инструментальное искусство» следует выделить музыкально-просветительскую, в которой доминирующая роль должна принадлежать пропаганде не только инструментального, но и народно-песенного творчества. Успешное функционирование данного вида дея-
тельности, как правило, зависит от исполнительского мастерства аккомпаниатора, владения им вокально-хоровыми навыками. Вместе с тем в предложенном образовательном стандарте третьего поколения не предусмотрено обучение хоровым дисциплинам. В обширном спектре обязательных прикладных предметов также отсутствует изучение различных видов гармоник. При этом следует подчеркнуть, что в основе их интонационного формирования - народное песенное творчество.
Анализ научных исследований в области народно-инструментального творчества, особенно в сфере оркестрового исполнительства, показывает перманентное их исчезновение при интенсивном возрастании интереса к синтезу вокально-инструментального музицирования фольклорной ориентации, где ведущая роль, как правило, принадлежит клавишным инструментам, естественным образом отражающим стихию народного творчества. Поэтому мы считаем, что подготовка специалистов в сфере народно-инструментального творчества должна включать цикл вокально-хоровых дисциплин - сольное и ансамблевое народное пение.
Музыкальный рынок в России за последние десять лет претерпел колоссальные изменения. Наряду с бурным развитием шоу-бизнеса возникла и абсолютно новая ситуация в сфере народного музыкального творчества (инструментального и вокального). Появилась новая генерация отдельных музыкантов и ансамблей, занимающихся, с одной стороны, «модернизацией» интонационного базиса первоисточников (песня, инструментальные наигрыши), народных костюмов и инструментария, экспериментированием с различными музыкальными жанрами, их синтезом с различными видами творчества (художественным, хореографическим и т. д.), а с другой - поднимающих глубокие пласты исторического прошлого народного музыкального творчества. Это существенно расширило рамки музыкального мейн-стрима, а, следовательно, и музыкального образования.
Интерес к новым направлениям исполнительства в сфере народного музыкального творчества подогревается и сильно расширившимся за последнее время рынком звукозаписи. Это оправдывает введение в учебный план дисциплин, связанных с подготовкой выпускников к музыкальному исполнительству в концертных и студийных условиях, работе со звукорежиссёром и звукооператором, к использованию в своей исполнительской деятельности современных технических средств: звукозаписывающей и звуковоспроизводящей аппаратуры. Между тем хороших специалистов в этой области в нашей стране крайне мало даже в столицах, не говоря уже о провинции.
Государственный образовательный стандарт третьего поколения по направлению «Музыкально-инструментальное искусство», созданный с учётом требований Болонского процесса вызывает целый ряд вопросов. Совершенно не были приняты во внимание отличия российского музыкального образования и европейского. В основе европейских образовательных программ - свобода выбора, частота сменяемости учебных программ, ознакомительный характер занятий на музыкальных инструментах (малое количество времени для занятий с педагогом, отсутствие домашних заданий и невысокие требования к уровню исполнения). В России музыкальное образование начинается с шести лет, в крайнем случае - с семи. В основе деятельности детских музыкальных школ и школ искусств лежат веками отработанные российской системой музыкального образования и социально-культурной сферой принципы, формы и методы передачи новым поколениям музыкального наследия.
Уровень подготовки некоторых выпускников музыкальных школ даёт возможность легко конкурировать в исполнительском плане с западными бакалаврами, т.к. в Европе на музыкальные факультеты университета для получения степени «бакалавра» часто поступают без музыкального образования или имея лишь первоначальные музыкальные навыки. Абитуриенты же, поступающие в наши музыкальные вузы на «бакалавриат», как правило, уже имеют среднее музыкальное образование и по исполнительскому уровню на голову выше даже европейских магистров.
Профессиональная подготовка специалистов в сфере народно-инструментального творчества испытывает несомненное давление и со стороны проблем филармонической концертно-исполнительской деятельности. Ситуация весьма непростая. «Академическое музицирование автономизировалось. Пропасть между «обиходно-бытовым» и академическим музицированием достигла апогея» [6, с. 276]. Это означает, что практика музицирования требует пересмотра своего теоретического обеспечения.
В рыночных условиях «спроса и предложения» в сфере филармонического исполнительского искусства продолжает оставаться нерешённым вопрос о репертуарном содержании концертных программ. Соглашаясь с мнением учёных о том, что запрос на академическое музицирование на баяне в XX веке возник как потребность в приобщении широких слоёв населения к шедеврам музыкального искусства, все же вызывает сомнение необходимость в таком запросе в XXI веке. Преобладание в репертуаре иных исполнителей на народных инструментах переложений, пусть даже самых великих композиторов, носит весьма спорный характер, поскольку наступили времена Интернета с неисчерпаемыми возможностями в сфере информационных технологий, в том числе и музыкальных, когда преимущество остаётся за оригинальным исполнением. Отсюда возникает много вопросов к конкретному содержанию подготовки, например, тех же «концертных исполнителей».
Библиографический список
Важно обратить внимание на то, что совершенствование качества подготовки специалистов в сфере народно-инструментального творчества касается, в большей степени, вузов культуры, реализующих программы уровней бакалавриата и магистратуры по направлению «Музыкально-инструментальное искусство». При этом, возможно, «пути решения проблем находятся в интеграции в процесс обучения «народников» исходных принципов народного музыкального творчества» [6, с. 276]. Потенциальной научно-теоретической базой предложенного решения может служить единство песенного и инструментального начала в учебно-педагогическом процессе, что позволит коренным образом развести содержание подготовки специалистов по направлению «Музыкально-инструментальное искусство» профиля подготовки «Баян, аккордеон и струнные щипковые инструменты» и специальности «Искусство концертного исполнительства» специализации «Концертные народные инструменты (балалайка, домра, гусли, баян, аккордеон, гитара)».
Таким образом, подводя итоги рассмотренным проблемам можно сделать следующие выводы. Совершенствование интеграционных процессов в обучении «народников-инструменталистов» в вузах культуры должно отражать социокультурную практику функционирования инструмента и его статус в общественной музыкальной жизни. Предлагаемые подходы к подготовке музыканта-народника в вузах культуры могут стать новой парадигмой, служащей основой постановки и решения как практических, так и научно-теоретических задач.
1. Варламов Д.И. Метаморфозы народного музыкального инструментария. Москва: Композитор, 2009.
2. Имханицкий М.И. История исполнительства на русских народных инструментах. Москва: РАМ им. Гнесиных, 2002.
3. Каргин А.С. Воспитательная работа в самодеятельном художественном коллективе. Москва: Просвещение, 1984.
4. Серегин Н.В. Художественно-просветительное образование в России как предмет историко-педагогического исследования. Барнаул: Издательство АлтГАКИ, 2007.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 53.03.02 «Музыкально-инструментальное искусство (уровень бакалавриата)». Минобрнауки, приказ от 11 августа 2016 г.
6. Виноградов В.А., Оркина И.Ф. Оптимизация качества подготовки современного специалиста в сфере народно-инструментального творчества: Материалы XII Всероссийской научно-методической конференции. Барнаул: Алт. гос. академия культуры и искусств, 2012: 275 - 277.
References
1. Varlamov D.I. Metamorfozy narodnogo muzykal'nogo instrumentariya. Moskva: Kompozitor, 2009.
2. Imhanickij M.I. Istoriya ispolnitel'stva na russkih narodnyh instrumentah. Moskva: RAM im. Gnesinyh, 2002.
3. Kargin A.S. Vospitatel'naya rabota vsamodeyatel'nom hudozhestvennom kollektive. Moskva: Prosveschenie, 1984.
4. Seregin N.V. Hudozhestvenno-prosvetitel'noe obrazovanie v Rossii kak predmet istoriko-pedagogicheskogo issledovaniya. Barnaul: Izdatel'stvo AltGAKI, 2007.
5. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 53.03.02 «Muzykal'no-instrumental'noe iskusstvo (uroven'bakalavriata)». Minobrnauki, prikaz ot 11 avgusta 2016 g.
6. Vinogradov V.A., Orkina I.F. Optimizaciya kachestva podgotovki sovremennogo specialista v sfere narodno-instrumental'nogo tvorchestva: Materialy XII Vserossijskoj nauchno-metodicheskoj konferencii. Barnaul: Alt. gos. akademiya kul'tury i iskusstv, 2012: 275 - 277.
Статья поступила в редакцию 01.06.18
УДК 37.016:81
Didrikh A.V., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia),
E-mail: anyarost@mail.ru
Kochkinekova A.V., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia),
E-mail: alenavk203@mail.ru
THE SPECIFICS OF FORMING CREATIVE ABILITIES IN STUDENTS AT CLASSES OF A FOREIGN LANGUAGE. The article reveals the ways of how to develop creative abilities in students at foreign language classes. New requirements to an educational process determine new research tasks directed at the study of such important phenomenon as creative abilities. Psychology, philosophy and pedagogy have their own views on the nature of creative abilities. In the article they are defined as personality's abilities to creativity as an activity. The authors analyze tasks aiming at the formation and development of student's creative abilities illustrated by the topics "English-speaking countries" and "German-speaking countries". The proposed creative tasks allow distinguishing the criteria and indicators of students' level of creative abilities formation. A creative approach contributes to the development of creative activities that enhances the quality of knowledge and favors the formation of creative abilities.
Key words: creative abilities, creative tasks, creative and competent personality formation, creative approach, socialization, adaptation.
А.В. Дидрих, канд. филол. наук, доц. Алтайского государственного педагогического университета, г. Барнаул,
Е-mail: anyarost@mail.ru
А.В. Кочкинекова, канд. филол. наук, доц. Алтайского государственного педагогического университета, г. Барнаул,
Е-mail: alenavk203@mail.ru