https://doi.org/10.30853/manuscript.2019.1.31
Соловьев Александр Владимирович, Синельникова Анастасия Сергеевна
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА "НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ НАРОДОВ РОССИИ" В АСПЕКТЕ СОВРЕМЕННЫХ ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ ИНСТРУМЕНТАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА (НА ПРИМЕРЕ КЕМЕРОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ИНСТИТУТА КУЛЬТУРЫ)
В статье анализируются основные проблемы становления направления работы профиля подготовки "Национальные инструменты народов России" (НИНР) в Кемеровском государственном институте культуры (далее - КемГИК) за семилетний период (2011-2018). Обозначаются основные задачи и пути их решения в формировании профессиональных компетенций обучающихся, необходимых современному работодателю. Рассматриваются факторы повышения конкурентоспособности выпускников профиля подготовки НИНР КемГИК. Исследуются тенденции развития инструментального фольклора в современном профессиональном музыкальном образовании с целью осмысления, обобщения и презентации накопленного опыта. Это, по мнению авторов, способствует сохранению и развитию русской национальной инструментальной культуры. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/9/2019/1/31.html
Источник Манускрипт
Тамбов: Грамота, 2019. Том 12. Выпуск 1. C. 141-145. ISSN 2618-9690.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/9.html
Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/9/2019/1 /
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
9. [Маслов А. Л.] Ливин А. О преподавании народной музыки // Музыка и жизнь. 1910. № 4. С. 7-8.
10. Музыкально-этнографические курсы ГИМНа в 1926/27 академическом году // РНММ. Ф. 134. Инв. № 361.
11. Музыкально-этнографические курсы ГИМНа. Музыкальный техникум повышенного типа. Объяснительная записка // РНММ. Ф. 294. Инв. № 284.
12. Музыкально-этнографические курсы за время с марта 1924 по июль 1926 года // РНММ. Ф. 294. Инв. № 283.
13. Никольский А. В. Музыкально-этнографическая секция ГИМНа в 1929-31 годах // РНММ. Ф. 294. Инв. № 426.
14. Никольский А. В. О работе Музыкально-этнографической секции ГИМНа // РНММ. Ф. 294. Инв. № 309.
15. Новосельский А. А. Страницы истории ГИМНа // Советская музыка. 1977. № 5. С. 84-92.
16. Пасхалов В. В. Встречи и воспоминания // Русская духовная музыка в документах и материалах. М.: Знак, 2006. Т. V. Александр Кастальский: статьи, материалы, воспоминания, переписка. С. 409-416.
17. Пасхалов В. В. [О педагогической и собирательской деятельности ГИМНа] // РНММ. Ф. 134. Инв. № 361.
18. Пасхалов В. В. О работе аспирантов Этнографической секции т.т. Здановича и Пузика // РНММ. Ф. 134. Инв. № 361.
19. Пасхалов В. В. Отзыв о работе аспирантов Этносекции ГИМНа И. К. Здановича и Н. И. Абакумцева // РНММ. Ф. 134. Инв. № 361.
20. Приветственный адрес С. И, Танееву // Труды музыкально-этнографической комиссии, состоящей при Этнографическом отделе Императорского Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии: в 2-х т. М.: Тип. К. Л. Меньшова, 1906. Т. 1. Пагинация 2. С. 50-51.
TEACHING MUSICAL FOLKLORE AT THE ETHNOGRAPHIC COURSES OF THE STATE INSTITUTE OF MUSICAL SCIENCE
Smirnov Dmitrii Vladimirovich, Ph. D. in Art Criticism, Associate Professor Moscow State Conservatoire named after P. I. Tchaikovsky smrndv@mail. ru
The article is devoted to the problem of the formation of domestic ethno-musical education and is a review of the academic activity of Moscow musical-folkloristic institutions from 1889 to 1931. The author gives new information about the work of the ethnographic courses of the State Institute of Musical Science - the first higher ethno-musical educational institution in the country. The paper is based on the archival materials stored at Glinka National Museum Consortium of Musical Culture. The used manuscripts have not been published previously and are introduced into scientific use for the first time.
Key words and phrases: history of musical folkloristics; ethno-musical education; Musical and Ethnographic Commission; Synodal School of Church Singing; State Institute of Musical Science; Moscow Conservatoire; A. D. Kastalsky; A. V. Nikolsky; V. V. Paskhalov.
УДК 7; 5527 Дата поступления рукописи: 21.05.2018
https://doi.org/10.30853/manuscript.2019.1.31
В статье анализируются основные проблемы становления направления работы профиля подготовки «Национальные инструменты народов России» (НИНР) в Кемеровском государственном институте культуры (далее - КемГИК) за семилетний период (2011-2018). Обозначаются основные задачи и пути их решения в формировании профессиональных компетенций обучающихся, необходимых современному работодателю. Рассматриваются факторы повышения конкурентоспособности выпускников профиля подготовки НИНР КемГИК. Исследуются тенденции развития инструментального фольклора в современном профессиональном музыкальном образовании с целью осмысления, обобщения и презентации накопленного опыта. Это, по мнению авторов, способствует сохранению и развитию русской национальной инструментальной культуры.
Ключевые слова и фразы: инструментальная культура; инструменты фольклорной традиции; национальные инструменты народов России; аутентичная музыка; профессиональные компетенции; конкурентоспособность выпускников.
Соловьев Александр Владимирович, доцент Синельникова Анастасия Сергеевна
Кемеровский государственный институт культуры solovyev60@list. гы; s. a. s. 92@mail. гы
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ НАРОДОВ РОССИИ» В АСПЕКТЕ СОВРЕМЕННЫХ ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ ИНСТРУМЕНТАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА (НА ПРИМЕРЕ КЕМЕРОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ИНСТИТУТА КУЛЬТУРЫ)
Идея интеграции народной культуры в музыкальное образование присутствует в научных трудах и образовательных программах многих современных педагогов, что особенно актуально при подготовке исполнителей на национальных инструментах народов России. В последние годы широко активизируется процесс
открытия классов национальных инструментов народов России в детских музыкальных школах, школах искусств, в средних и высших профессиональных учебных заведениях нашей страны.
Исторический переход инструментов фольклорной традиции из бесписьменной практики в письменную ставит перед участниками данного процесса множество вопросов. Важнейшие из них - как сохранять и развивать многовековые традиции народного музыкального творчества в современном профессиональном исполнительстве на национальных инструментах; как и на каких основах выстраивать систему профессионального музыкального обучения и воспитания исполнителей на инструментах фольклорной традиции; как соотнести народно-инструментальную музыку бесписьменной практики и авторское композиторское творчество в создаваемых концертных произведениях для национальных инструментов. От практического решения этих проблем зависит дальнейший выбор пути, по которому будет развиваться данное профессиональное исполнительское искусство.
Сфера музыкально-исполнительской подготовки студентов, изучающих национальные инструменты народов России, имеет свою специфику и ряд характерных особенностей. Ведь и сам музыкальный инструментарий очень оригинален. Важно акцентировать внимание именно на национальном своеобразии данных инструментов, делать упор на сохранение традиций исполнительского мастерства, подчеркивать историческую преемственность в обучении игре.
«Классическое» обучение народников-инструменталистов в российских музыкальных сузах и вузах изначально включало и включает в себя освоение «академических» народных инструментов: баяна, аккордеона, гитары, домры, балалайки. В XX столетии была создана профессиональная исполнительская система подготовки, расширился концертно-педагогический репертуар для этих инструментов. Профессиональное образование в этой сфере продолжает развитие в строго академическом русле. Ни в одном музыкальном учебном заведении нашей страны фольклорные инструменты не получили должного внимания ни с теоретической точки зрения, ни в практическом освоении. Инструменты фольклорной традиции остались в стороне от внимания профессиональных музыкантов, поэтому значительно недооценено подлинное богатство аутентичной инструментальной культуры во всём огромном разнообразии ее региональных проявлений. Очень редко в некоторых сузах и вузах страны встречались отдельные энтузиасты - педагоги, которые вели как предмет по выбору или дополнительный инструмент гармонь, гусли, духовые (жалейки, свирели и др.).
Анализируя творческую работу музыкантов данного направления, в частности в Кемеровской области, можно сказать, что обычно репертуарная направленность народных ансамблей, оркестров и солистов -это авторские пьесы, обработки или аранжировки классических произведений. Как правило, в меньшей степени в репертуаре присутствуют обработки русских народных песен и наигрышей, что делает репертуар оторванным от национальных корней.
Огромный пласт национального музыкального инструментария и самой аутентичной инструментальной музыки вообще не используется как в учебном процессе образовательных музыкальных заведений, так и в творчестве современных музыкантов. Поэтому отсутствие на местах достаточного количества специалистов, владеющих инструментарием фольклорной традиции, привело к тому, что многие русские музыкальные коллективы нашей страны ограничились в своем творчестве баяном, домрой и балалайкой.
Фольклористы, изучающие культуру различных регионов России, в своих работах предъявляют нам собранные ими великолепные образцы аутентичного музыкального фольклора. Так, например, А. В. Руднева исследовала и описала в книге «Курские танки и карагоды» курскую песенную традицию, музыкальные инструменты и особенности традиционного состава курского ансамбля [5]. Работы Ф. В. Соколова «Гусли звончатые» [7] и А. М. Мехнецова «Русские гусли и гусельная игра» [2] открыли богатейший фактологический материал для изучения традиционной игры на гуслях (псковская, новгородская традиции). Б. Ф. Смирнов в своей книге «Искусство владимирских рожечников» [6] собрал уникальный историографический и нотный материал. Большой популярностью в нашей стране пользуется саратовская гармоника. Е. М. Нахов издал подробный «Самоучитель игры на саратовской гармонике» [4], а А. А. Михайлова исследовала саратовскую гармонику в социокультурном пространстве регионов Поволжья [3]. В. М. Щуров в книге «Жанры русского музыкального фольклора» [8] подробно изложил материал об истории возникновения и развития жанров русского народного музыкального творчества, условий бытования, исполнения песен и инструментальной музыки в русских селах и городах. А. А. Банин в своей книге «Русская инструментальная музыка в фольклорной традиции» [1] изучил и систематизировал формы музицирования в русской бесписьменной музыкальной традиции.
Данный пласт музыкальной культуры предстает на сегодняшний день как явление очень значительное, многогранное, самобытное, которое необходимо сохранять, изучать и осваивать в современных учебных заведениях с профилем подготовки «Национальные инструменты народов России». Ныне действующий образовательный стандарт Министерства культуры РФ [9] включил изучение инструментов фольклорной традиции в систему высшего образования. Появление профиля подготовки «Национальные инструменты народов России» (далее - НИНР) в некоторых вузах нашей страны, в частности в КемГИК, - это знаковое событие.
В Кемеровском государственном институте культуры данный профиль был открыт в 2011 г. В сибирском регионе это единственный вуз, где лицензирован профиль подготовки «НИНР». Руководителем направления обучения стал Заслуженный артист РФ, лауреат национальной премии Министерства культуры РФ «Душа России», профессор кафедры народных инструментов Александр Владимирович Соловьев. Его многолетний музыкально-педагогический опыт работы в сфере народного инструментального исполнительства, огромная
концертная практика, изучение и изготовление им музыкальных инструментов фольклорной традиции побудили руководство КемГИК лицензировать данный профиль.
В течение пяти лет был подобран педагогический состав преимущественно из перспективных молодых специалистов, окончивших КемГИК. На сегодняшний день уже трое выпускников успешно трудятся в вузе в качестве преподавателей профиля подготовки «НИНР». В результате каждый год отмечен яркими творческими работами выпускников в рамках государственных аттестаций.
Преподавательским составом был сформирован комплекс предметов в системе обучения данной специальности, были разработаны необходимые рабочие программы дисциплин, сделаны методические работы. Сегодня преподаватели профиля подготовки «НИНР» оказывают постоянную методическую помощь практикантам, молодым специалистам, контактируют с учреждениями культуры города и области, готовят потенциальных абитуриентов, желающих продолжить свое образование в творческих колледжах и вузах.
К 2011 учебному году в КемГИК А. В. Соловьевым была подготовлена инструментальная база для изучения студентами национальных инструментов народов России. Александром Владимировичем были изготовлены инструменты группы струнных: гусли, гудок, колесная лира; духовых: жалейки, свирели, окарины, кугиклы, калюки, волынка; ударных: трещотки, рубели, бич-хлопушки, музыкальные дрова, деревянные ложки, коробочки, пастушьи барабанки, закуплены и отреставрированы несколько видов гармоник. Кроме того, в мастерской музыкальных инструментов вуза рождаются новые инструменты, реставрируются и используются в учебных целях и концертной практике старинные музыкальные инструменты, собранные в Кузбассе в полевых экспедициях. Проблема обеспечения студентов вуза инструментами фольклорной традиции на сегодняшний день решена полностью.
Для освоения навыков игры на национальных инструментах народов России на кафедре народных инструментов созданы все условия. Коллектив преподавателей профиля определяет для себя приоритеты, подготавливая работоспособных выпускников с устойчиво сформированными профессиональными компетенциями, отвечающих требованиям работодателя.
Многие руководители учреждений культуры города и области обращаются к нам с просьбой направить наших выпускников к ним на практику. Сегодня детские музыкальные, общеобразовательные школы, колледжи, центры досуга и творчества приняли на постоянную работу наших молодых специалистов. Работодатель в настоящее время предъявляет высокие требования к нашим специалистам. Они должны владеть многими инструментами фольклорной традиции, уметь их изготовить, починить и настроить; создавать партитуры в компьютерных нотных редакторах, иметь широкий музыкальный кругозор. Работа с детскими, подростковыми и взрослыми коллективами народной направленности также входит в сферу их компетенций.
Студенты на дисциплинах «специальный инструмент» и «ансамбль», а также в самостоятельной работе осваивают целый ряд инструментов фольклорной традиции. Особое внимание уделяется обучению игре на гармони и гуслях.
Наличие персональных компьютеров в учебных аудиториях КемГИК с выходом в сеть Интернет способствует плодотворному творческому обмену информацией, нотными и книжными изданиями, учебными пособиями, аудио- и видеоматериалами, посвященными народному инструментальному искусству. На старших курсах под руководством опытных наставников студенты изучают компьютерные нотные редакторы, создают собственные партитуры и имеют возможность во время практической работы с учебным коллективом разучивать и исполнять их.
Во время обучения в вузе студенты профиля подготовки «НИНР» имеют возможность практиковаться в изготовлении достаточно простых инструментов фольклорной традиции: калюков, кугиклов, свирелей, окарин. Более заинтересованные и талантливые ребята учатся изготавливать более сложные инструменты -жалейки, народный ксилофон («дрова»), гусли. Кроме этого, при постоянной эксплуатации гармоней часто возникает необходимость в их мелком ремонте и подстройке голосов. Все эти умения и навыки, несомненно, помогут студентам-выпускникам в их дальнейшей профессиональной деятельности при формировании инструментария в своих творческих коллективах.
Непосредственное знакомство с исполнителями инструментального фольклора - живыми носителями традиционной инструментальной культуры - всегда пробуждает у студентов интерес к народному музыкальному творчеству, дает им необходимые знания в этой области искусства, расширяет музыкальный кругозор, приводит к осознанию важности сохранения и пропаганды народно-инструментального искусства. Студенты профиля обучения «НИНР» КемГИК постоянно участвуют в фестивалях и конкурсах различного уровня, набираются знаний и исполнительского опыта.
Все обучающиеся профиля подготовки «НИНР» направления «Музыкально-инструментальное искусство» КемГИК в процессе реализации учебной программы были объединены в учебный ансамбль национальных инструментов «Душа России». Ансамбль включает в свой репертуар произведения различной направленности (традиционные наигрыши для сольных инструментов фольклорной традиции, обработки и вариации народных мелодий, а также оригинальные авторские произведения различных форм и жанров). Репертуарной основой обучающихся являются все же произведения, опирающиеся на аутентичный фольклор с его особенностями региональных исполнительских традиций.
Создание партитур для ансамбля национальных инструментов имеет свою специфику. Множество уникальных фольклорных инструментов требует от инструментовщика умения подбирать особенные сочетания тембров в ансамблевых и оркестровых партитурах.
Преподавателями профиля обучения изначально разрабатывался и теперь используется в учебной работе инструктивный материал для освоения техники игры на инструментах фольклорной традиции. Благодаря целенаправленной работе по подбору нотного материала, адаптированию его к конкретным инструментам обучающиеся и выпускники профиля подготовки «НИНР» КемГИК на сегодняшний день обеспечены репертуаром для различных инструментов фольклорной традиции.
Для развития творческого мышления обучающихся преподаватели направления считают целесообразным включать в работу музыкальные произведения крупной формы. Ввиду оригинальности и исключительности музыкального инструментария, а также отсутствия необходимого музыкального материала для многих инструментов фольклорной традиции, преподаватели совместно с обучающимися занимаются аранжировками, реализуют на практике композиторские способности.
Для формирования репертуара профиля подготовки «НИНР» в КемГИК А. В. Соловьевым было выпущено девять хрестоматий для ансамбля народных инструментов, пять хрестоматий для большого оркестрового состава с включением в состав оркестра инструментов фольклорной традиции. Им написаны также партитуры для солистов с ансамблем. Произведения данных хрестоматий являются базовым репертуаром в процессе обучения и составляют основу творческой части выпускных квалификационных работ.
Обучающиеся по профилю подготовки «НИНР» КемГИК под руководством преподавателей в рамках фольклорной практики занимаются собиранием и расшифровкой подлинных образцов музыкального фольклора своего региона. Нотные образцы музыки обязательно используются в образовательном процессе, что дает обучающимся возможность анализировать, сопоставлять и запоминать мелодические, ритмические, фактурные закономерности народной инструментальной музыки. На занятиях просматриваются видеоматериалы аутентичных образцов инструментальной музыки, анализируются репертуар, способы и приемы игры, манеры, характер исполнения.
У каждого студента постепенно развиваются самостоятельность мышления и инициатива, формируется собственный стиль исполнения, в котором опыт народных исполнителей сочетается с личным опытом обучающегося. Его исполнение становится выразительным, особенным, неповторимым. Приобретенный слуховой опыт со временем формирует и собственный стиль импровизации, который помогает наиболее полно раскрывать творческие способности, развивать навыки в области освоения инструментального искусства.
С 2014 г. А. В. Соловьев занимается проблемой реконструкции гуслей, а также развитием гусельного исполнительства в Кемеровской области. В течение года все обучающиеся профиля подготовки «НИНР» начали освоение игры на гуслях. Они учатся играть сольно, в ансамбле и в аккомпанирующей группе с солирующими инструментами. В 2017 г. А. В. Соловьевым был подготовлен первый сборник с репертуаром для гуслей, состоящий из упражнений, обработок народных песен и оригинальных сочинений. В июне 2018 г. издательство КемГИК выпустило хрестоматию для студентов вуза «Изучение оркестровых инструментов. Гусли» (авторы А. В. Соловьев, Н. А. Князева). Готовится к выпуску методическое пособие «Гусельки волшебные» с нотным приложением на основе народного материала для дошкольников и младших школьников (авторы А. В. Соловьев, А. С. Синельникова).
При вузе системно проводятся курсы повышения квалификации для руководителей фольклорных коллективов региона. Выпускники профиля подготовки «НИНР» внедряют практику игры на гуслях в фольклорные коллективы, музыкальные школы, дошкольные учреждения. На сегодняшний день гусельное исполнительство активно развивается в Кемерово, Новокузнецке, Прокопьевске, Таштаголе и других городах области.
Таким образом, развитие гусельного исполнительства в Кузбасском регионе стало возможным благодаря большой подготовительной работе коллектива преподавателей и студентов, включающей такие виды деятельности, как изготовление музыкальных инструментов, привлечение детей и их обучение игре на инструменте, издание нотных сборников, методических пособий. Целенаправленная работа всех единомышленников по внедрению обучения игре на гуслях и других инструментах фольклорной традиции в детских музыкальных коллективах Кузбасса уже приносит положительные результаты. Более шестидесяти детей в настоящее время только в самом г. Кемерово занимаются освоением гусельной игры. Активно идут занятия в центрах творчества Заводского и Рудничного районов (преп. А. Синельникова, Р. Черепанов, А. Горлов, Д. Ивасишин), в детском доме № 105 г. Кемерово (преп. Г. Данилов и Е. Назаров), в доме культуры Ясно-горского поселения (преп. Е. Седых). Выпускники КемГИК работают с детьми в г. Новокузнецке (преп. Е. Кубасова), во дворце творчества им. Ю. А. Гагарина г. Прокопьевска (преп. С. Суховей) и др. Дети в коллективах занимаются как сольным, так и ансамблевым исполнительством. В отчетном концерте оркестра народных инструментов центральной школы искусств г. Кемерово в мае 2018 года приняли участие солисты-гусляры и ансамбль гусляров «Радость», состоящий из пятнадцати участников (преп. А. В. Соловьев).
В 2017 г. студенты класса профессора А. В. Соловьева приняли участие во всероссийском конкурсе «Символы национальной культуры: гармонь, гусли» (РАМ им. Гнесиных, г. Москва), где получили звание лауреатов. В 2018 г. ансамбль гусляров КемГИК «Душа России» и студент III курса Г. Данилов стали лауреатами первой степени на XI Всероссийском конкурсе народного искусства «Хранители наследия России» (г. Москва).
В Кемеровской области формируется круг единомышленников - выпускников вуза по данному профилю подготовки, уже организовавших интересные самобытные детские инструментальные коллективы в городах и поселках области. Такие ансамбли становятся примером для многих музыкальных коллективов региона, в конечном итоге определяя местный народно-музыкальный климат.
Высокая интенсивность концертной исполнительской практики ориентирует обучающихся профиля подготовки «НИНР» быстро осваиваться в современном музыкальном пространстве, что является мощным фактором конкурентоспособности выпускников профиля «НИНР» КемГИК.
В результате правильно спланированной работы кафедры в течение семилетнего периода в КемГИК создана база для формирования профессиональных компетенций выпускников профиля «НИНР», отвечающая требованиям работодателей. Студенты старших курсов, проходя практику в учреждениях культуры и образования города, систематически получают приглашение от работодателей на педагогическую и творческую работу.
В настоящее время четвертая волна выпускников профиля подготовки «НИНР» КемГИК успешно работает по профессии, все они закрепились в Кемеровской области. Музыкальные школы, центры творчества, дворцы культуры охотно принимают молодых специалистов, отвечающих профессиональным требованиям. Выпускники профиля, работающие с детскими народными коллективами, результативно участвуют в городских, областных и всероссийских конкурсах и фестивалях, ведут активную концертную деятельность, поднимают тем самым популярность гуслей и других фольклорных инструментов в Кузбассе и стране.
Все это говорит о возрождении и сохранении традиций русского народа, передаче их новому поколению, растущему в мультикультурном обществе, где процессы глобализации затрагивают жизнь на всех ее уровнях. Возрождение искусства игры на национальных музыкальных инструментах позволяет противостоять нивелированию культурных различий, веками складывавшихся у каждого народа, сохранить самобытность и индивидуальность в исполнительском искусстве. Поэтому самой главной задачей будущих педагогов музыкального образования - выпускников профиля подготовки «НИНР» КемГИК является сохранение и развитие русской национальной инструментальной культуры.
Педагогический состав профиля подготовки «НИНР» (направление «Музыкально-инструментальное искусство») КемГИК в настоящее время успешно решает основные проблемы воспитания достойных профессионалов, постоянно совершенствует учебную и воспитательную работу.
Список источников
1. Банин А. А. Русская инструментальная музыка фольклорной традиции. М.: Изд-во Гос. респ. центра рус. фольклора, 1997. 248 с.
2. Мехнецов А. М. Русские гусли и гусельная игра: научно-методическое пособие с видеоприложением к альманаху «Русская традиционная культура». М.: Родникъ, 1998. 23 с.
3. Михайлова А. А. Саратовская гармоника в социокультурном пространстве полиэтнического региона Поволжья: монография. Саратов: СГК им. Л. В. Собинова, 2014. 408 с.
4. Нахов Е. М. Самоучитель игры на саратовской гармонике / муз. ред. В. П. Ломако. Саратов: Дет. книга, 1994. 159 с.
5. Руднева А. В. Курские танки и карагоды. М.: Советский композитор, 1975. 310 с.
6. Смирнов Б. Ф. Искусство владимирских рожечников. М.: Музыка, 1964. 232 с.
7. Соколов Ф. В. Гусли звончатые: сборник народных гусельных наигрышей. М.: Советский композитор, 1959. 151 с.
8. Щуров В. М. Жанры русского музыкального фольклора: учеб. пособие для муз. вузов и училищ: в 2-х ч. М.: Музыка, 2007. Ч. 2. Народные песни и инструментальная музыка в образцах. 656 с.
9. 53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство (профиль подготовки «Национальные инструменты народов России»): образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО). М., 2016. 73 с.
EDUCATIONAL PROGRAM "NATIONAL INSTRUMENTS OF THE PEOPLES OF RUSSIA" IN THE ASPECT OF MODERN PROBLEMS OF INSTRUMENTAL FOLKLORE DEVELOPMENT (BY THE EXAMPLE OF KEMEROVO STATE UNIVERSITY OF CULTURE AND ARTS)
Solov'ev Aleksandr Vladimirovich, Associate Professor Sinel'nikova Anastasiya Sergeevna
Kemerovo State University of Culture and Arts solovyev60@list. ru; s. a.s. 92@mail. ru
The article analyses the basic problems of developing work on the educational program "National Instruments of the Peoples of Russia" in Kemerovo State University of Culture and Arts over the seven-year period (2011-2018). The authors identify the main tasks when forming the students' up-to-date professional competences and show the ways to solve them. The paper considers the factors raising the competitiveness of the university graduates trained according to the educational program "National Instruments of the Peoples of Russia". The tendencies of instrumental folklore development in modern professional musical education are examined with a view to interpret, summarize and share the accumulated experience. According to the authors, it helps to preserve and develop the Russian national instrumental culture.
Key words and phrases: instrumental culture; instruments of folklore tradition; national instruments of the peoples of Russia; authentic music; professional competences; graduates' competitiveness.