Научная статья на тему 'Гусли России: традиции и инновации. Феномен Л. Я. Жук'

Гусли России: традиции и инновации. Феномен Л. Я. Жук Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
557
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Л.Я.ЖУК / ГУСЛИ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ НАРОДОВ РОССИИ / ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ / ГУСЛЕВЕДЕНИЕ / L.Y. ZHUK / GUSLI / RUSSIAN FOLK INSTRUMENTS / HISTORICAL MEMORY / GUSLI STUDIES

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Яковлев В. И.

Статья посвящена памяти видного деятеля отечественной народно-инструментальной культуры Любови Яковлевны Жук создателю в Российской академии музыки имени Гнесиных уникальной кафедры националь-ных инструментов народов России, способствующей сохранению и возрождению многих традиционных музыкальных инструментах, в частности, гуслей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Russian Gusli: Traditions and Innovations. The Phenomenon of LyubovY Zhuk

This paper is dedicated to the memory of Lyubov Y. Zhuk, a prominent figure in the area of Russian folk instruments who established the unique Chair of Russian Folk Instruments at the Gnesins Russian Music Academy, which facilitated the preservation and revival of many traditional musical instruments including the gusli.

Текст научной работы на тему «Гусли России: традиции и инновации. Феномен Л. Я. Жук»

УДК 39; 908

В.И.Яковлев

ГУСЛИ РОССИИ: ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ. ФЕНОМЕН Л.Я.ЖУК

Статья посвящена памяти видного деятеля отечественной народно-инструментальной культуры Любови Яковлевны Жук - создателю в Российской академии музыки имени Гнесиных уникальной кафедры национальных инструментов народов России, способствующей сохранению и возрождению многих традиционных музыкальных инструментах, в частности, гуслей.

Ключевые слова: Л.Я.Жук, гусли, национальные инструменты народов России, историческая память, гус-леведение.

Valery I.Yakovlev THE RUSSIAN GUSLI: TRADITIONS AND INNOVATIONS. THE PHENOMENON OF LYUBOVY

ZHUK

This paper is dedicated to the memory of Lyubov Y. Zhuk, a prominent figure in the area of Russian folk instruments who established the unique Chair of Russian Folk Instruments at the Gnesins Russian Music Academy, which facilitated the preservation and revival of many traditional musical instruments including the gusli.

Key words: L.Y. Zhuk, gusli, Russian folk instruments, historical memory, gusli studies.

На современном этапе развития народно-инструментального жанра России исполнительство на гуслях определяется, с одной стороны, как один из традиционных (самых древних], а с другой - как один из инновационных (молодых] видов музыкально-исполнительской, творческой деятельности.

И действительно, гусли - древнейший струнно-щипковый инструмент многих народов России. Он прошёл многовековой путь формирования и развития от простого (архаичного] по конструкции музыкального инструмента, функционирующего в фольклорной и любительской (самодеятельной] исполнительской практике, в семейном и общественном быту, в хозяйственной деятельности, используемого при проведении религиозных праздников, обычаев и обрядов, до сложного в конструктивно-морфологическом отношении многострунного безгрифного инструмента. Ныне гусли занимают прочные художественно-эстетические позиции в российской профессиональной музыкально-исполнительской и педагогической практике.

Традиционно, из поколения в поколение, многие народы России стремились бережно сохранить историческую память о гуслях как об особо ценном и уникальном музыкальном инструменте, способном тонко, гибко и красочно передать всё богатство, красоту и многообразие национальных чувств, глубокие переживания и чаяния российских народов, их сложную судьбу. Историческая память о гуслях содержится в археологических, иконографических, этнографических, литературных источниках, в разновременных документах и памятниках нашей истории. Незабываемы имена выдающихся исполнителей на гуслях, своеобразно (в каждой этнической культуре по-своему] отражённые в устно-поэтическом творчестве народов в разные исторические периоды их развития.

И в настоящее время гусли по праву являются одним из важнейших, социально значимых и востребованных современным образом жизни музыкальных инструментов, символизирующих музыкальную культуру многонациональной России.

Гусли как объект научного исследования, начиная со второй половины XVIII века, постоянно находятся в фокусе внимания многих наук - этнографии, этноинструментоведения, музыковедения, искусствоведения, культурологии и других наук. Каждая наука за длительный период развития выработала свой вектор поиска в познании, понимании, интерпретации гусельного искусства. Информация о гуслях разных народов России содержится в многочисленных исследованиях, статьях, монографиях. Сюжеты, связанные с историей происхождения и развития гуслей, анализом богатейшего гусельного инструментария, исполнительских традиций на гуслях в разных социальных слоях российского общества положены в основу кандидатских и докторских диссертаций [1].

Вместе с тем, несмотря на столь широкое распространение гуслей в быту многих народов России и пристальное внимание исполнителей, педагогов, учёных к гуслям и в целом к гусельному искусству, оно, как показывает практика, нуждается в настоящее время в дальнейшем развитии, совершенствовании, подобно исполнительству на домре, балалайке, баяне - общепризнанных в мировой музыкальной культуре как академические народные инструменты.

И в этой связи важное научно-теоретическое и практическое значение приобретает феномен многоаспектной творческой деятельности Любови Яковлевны Жук - создателя в Российской академии музыки имени Гнесиных специальной кафедры «Национальные инструменты народов России», новой гусельной школы, нового направления в исполнительстве на гуслях и других национальных инструментах народов России, идейного вдохновителя, теоретика и практика в постановке и реализации комплекса сложных музыкально-исполнительских, научно-исследовательских, методико-педагогических, организациионных проблем, от положительного решения которых во многом зависит перспектива - будущее гусельного искусства и, шире, традиционного музыкального инструментария народов России в XXI веке.

При этом существенную смысловую роль и значение, нестандартные подходы к использованию гус-

лей и других традиционных инструментов, новые научно-методические, творческие идеи и разработки Л.Я.Жук приобретают не только для московского - центрального региона России, но и для других регионов страны, например, северо-западного, волго-уральского, сибирского, дальневосточного. Здесь гусли и другие многострунные безгрифные инструменты в течение длительного исторического периода времени являлись одним из важных системообразующих традиционных инструментов русских, карел, татар, чувашей, марийцев, удмуртов, коми-пермяков, коми-зырян, ханты, манси, бурят, других народов, а исполнительская практика игры на этих инструментах составляла неотъемлемую часть бытового уклада этносов.

В настоящее время благодаря таланту, активной творческой деятельности Любови Яковлевны Жук, её тесному взаимодействию и многолетнему сотрудничеству с музыкальной общественностью многих регионов России, руководством, педагогами музыкальных школ, музыкальных колледжей и вузов, исполнительство на гуслях, как и на других традиционных музыкальных инструментах, переживает небывалый ранее подъём, процесс возрождения.

Этот сложный процесс возрождения, сохранения и дальнейшего развития исполнительства на гуслях и других традиционных музыкальных инструментах народов России, по нашему мнению, целесообразно назвать (обозначить] термином - рекультурация.

Следует подчеркнуть, что под термином рекультурация мы понимаем именно профессиональный, целенаправленный, глубоко продуманный методологически и методически, так называемый, письменный уровень овладения игрой на традиционных музыкальных инструментах (школа-колледж-вуз], в отличие от устного - бесписьменного уровня, предполагавшего передачу инструментальных исполнительских навыков игры «от поколения к поколению», столь характерного и успешно зарекомендовавшего себя в фольклорной исполнительской традиционной практике прошлых поколений.

Таким образом, анализируя феномен творческой деятельности Л.Я. Жук, мы с полным уверенностью можем утверждать, что вся её исполнительская, научно-исследовательская, методическая, организаторская деятельность были направлены на рекультурацию - возрождение, сохранение и дальнейшее развитие гусельного инструментария, гусельного искусства многих народов России на новой - профессиональной основе. Это выражалось в разработанных Л.Я. Жук принципах обучения игре на гуслях, в создании ею специальных гусельных школ, разновозрастных гусельных классов, в создании разнообразных по форме (однородных и смешанных] и содержанию инструментальных составов гусельных коллективов (ансамблей, оркестров], во введении гуслей в академические оркестровые и хоровые коллективы (в симфонический оркестр, оркестр народных инструментов, в хор], в расширении гусельного репертуара за счёт привлечения к написанию оригинальных произведений для гуслей известных современных композиторов, в широкой просветительской и популяризаторской деятельности, в организации и проведении ею ежегодных всероссийских и международных фестивалей и конкурсов, ставших неотъемлемой частью современной музыкальной культуры России.

Неоценимый вклад Л.Я.Жук внесла в формирование специальной науки о гуслях, которую она на конференции в Москве в 2016 году обозначила термином - гуслеведение. Для появления этой науки у неё были все предпосылки, и, прежде всего, это её научные работы и основанный ею один из лучших в России печатных органов - журнал «Гусли», уникальный по своей музыкальной, научно-информационной насыщенности и профессиональной направленности, полиграфическому оформлению, содержащий ценные материалы, статьи, исследования по актуальным проблемам гусельного искусства, гусельным традициям и современным инновациям.

Несомненно, Любовь Яковлевна Жук, вся её жизненная, творческая деятельность являются ярким примером бескорыстного, преданного служения музыкальному искусству великой России.

Литература

1. Бусыгин Е.П., Яковлев В.И. Гусли у поволжских народов // Советская этнография, 1985. - № 2. - С. 109

- 116.

ВЕСТНИК КАЗГУКИ № 4 2017 Конференции КазГИК

• Исполнилось 130 лет со дня создания первого в Казани Музея искусств и древностей, начала обучения историко-культурологическому и искусствоведческому знанию

1-2 декабря 2017 г. в Казани, приуроченная к этой дате, под эгидой Казанского (Приволжского] федерального университета, Казанского государственного институтаткультуры, международной организации ИКОМОС и историко-архитектурного и художественного музея-заповедника «Казанский Кремль» прошла Международная научная конференция «Университетские музеи искусств в современном образовательном процессе». На конференции прозвучало более 70 докладов из 5 стран.

• 4-5 декабря 2017 года на базе Казанского государственного института культуры состоялась Международная научно-практическая конференция «Формирование экологической культуры - глобальный тренд современности», посвященная Году экологии в России. Соорганизаторами конференции выступили Информационный центр ООН в Москве, Всемирная федерация Ассоциаций содействия ООН, Российская Ассоциация содействия ООН, Комитет Государственного Совета РТ по образованию, культуре, науке и национальным вопросам, Министерства культуры РФ и РТ, Министерства экологии РФ и РТ, Национальный экологический фонд, Фонд поддержки образования «НООСФЕРА», Министерство образования и науки РТ

В конференции приняли участие руководители органов государственной власти, представители институтов гражданского общества, молодежных, религиозных организаций и бизнес-структур, школ и вузов, научно-образовательных и культурных учреждений.

В рамках конференции прошли круглые столы, дискуссии, обмен опытом работы.

Цель конференции: проанализировать состояние экологии природы и человека; обобщить опыт проведения Года экологии в России и Татарстане; выработать концептуальные и практические рекомендации по повышению роли государства, институтов гражданского общества, образовательных, научных и культурных учреждений в разработке модели и стратегии формирования экологической культуры в обществе и повышения экологической безопасности страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.