УДК 785.166
doi: 10.18101/1994-0866-2016-1-19-24
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ БУРЯТСКИХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ В КУРСЕ ПРЕПОДАВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН
© Гончикова Мэдэгма Цыдендамбаевна
кандидат исторических наук, доцент кафедры методики преподавания гуманитарных дисциплин, Бурятский государственный университет Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина 24а E-mail: [email protected]
Одной из актуальных проблем в области музыкальной педагогики является изучение народных музыкальных инструментов, их использование в учебном процессе, что вызывает научный интерес, обогащает знания как о музыкальных инструментах, так и о материальной культуре. Являясь составной частью традиционного народного творчества, инструментальный фольклор наиболее эффективно способствует духовному развитию личности через овладение культурными ценностями прошлого и настоящего.
В данной работе рассмотрены бурятские народные музыкальные инструменты, их классификация. Музыкальные инструменты разделены на две группы: духовые (лимба, суур) и струнные (хуур, хучир, чанза, иочин, ятага). На развитие бурятских народных инструментов повлияли культурные контакты и связи соседних народов, а также организация оркестра национальных инструментов в конце 1930-х гг., в период подготовки и проведения I Декады бурят-монгольского искусства в Москве (1940 г.). Изучение данной проблемы дает возможность не только оценить и использовать опыт в педагогической деятельности, но и выявить национальную специфику самого общества, его мировоззрения, что обусловлено историческим прошлым, природно-климатическими условиями, хозяйственно-культурным типом деятельности, национальной картиной мира.
Ключевые слова: музыкальный фольклор, педагогическая деятельность, музыкальные инструменты,
Изучение истории музыкальных инструментов, их использование в образовательном процессе расширяют воспитательные возможности бурятского музыкального фольклора и отвечают стратегическим задачам современного общества, которые заключаются в максимальном использовании всего того, что опирается на народные традиции, связано с национальной самобытностью и неповторимостью. В настоящее время в учебные программы образовательных учреждений Бурятии включены музыкальные дисциплины как профильной, так и непрофильной подготовки (начальное и дошкольное образование), в числе которых: «Музыкально-инструментальное исполнительство», «Музыкальный фольклор», «Музыкальная культура Бурятии», «Бурятская народная музыка».
Музыкальные инструменты как важнейшие памятники культуры отражают все изменения, происходящие в материальной и духовной жизни народа. В рамках бесписьменного творчества, складывавшегося в системе
традиционного быта, инструментарий оказался основным источником информации о формировании и эволюции художественного мышления народа, контактах и взаимодействиях музыкальных культур. Поскольку на протяжении многих столетий бурятские племена жили и развивались в окружении разных народов, материальная и духовная культура бурят имеет много общего с культурой монголов, калмыков, а также тюркских народов Сибири. Но, к сожалению, происхождение и бытование традиционных музыкальных инструментов бурят остаются малоизученными.
Вопросы истории бурятских музыкальных инструментов отражены в работах Ю. Банеева, Л. Д. Дашиевой, Д. С. Дугарова, В. В. Китова, Б. Ф. Смирнова и др. Особый интерес вызывает работа А. Г. Демина «Музыкальный инструментарий монголов в эпоху великой империи (XIII-XIV вв.) (Улан-Удэ, 2000), где рассмотрены некоторые инструменты, имеющие общее монгольско-бурятское происхождение.
По мнению Д. С. Дугарова, «самые ранние зачатки народного художественного творчества у племен байкальской Сибири зародились еще в древнекаменном веке у палеолитических охотников и рыболовов Прибайкалья и Приангарья. Таковыми являются миниатюрные скульптуры из палеолитических стоянок Мальты и Бурети на реке Ангара, многочисленные наскальные писаницы и другие археологические памятники. А в новокаменном веке здесь уже играли на костяных, деревянных, ударных инструментах и различных дудках из зонтичных растений» [1, с. 18].
Следует отметить, что исполнительство на бурятских народных инструментах традиционно было сольным, в народной практике отсутствовало ансамблевое исполнительство. Сегодня практикуется оркестровое исполнительство, начало которого положено в конце 1930-х годов, в период подготовки и проведения I Декады бурят-монгольского искусства в Москве (1940). Первым руководителем и дирижером оркестра бурятских народных инструментов является И. Л. Рык, который был приглашен из Москвы для организации творческого коллектива.
Для создания уникального оркестра были изучены, усовершенствованы и систематизированы национальные инструменты бурят. В состав оркестра были включены струнные инструменты — семейство усовершенствованных хуров, представляющее пять видов (сопрано, альт, тенор, бас, контрабас), хучиры, шанзы, иочины; духовые — лимба, сур, бишхуры, ухэр-бурэ; ударные — хэнгэрэг, дударма, сан.
Исходя из перечисленного списка можно отметить, что в данный состав оркестра были включены культовые буддийские музыкальные инструменты: бишхур, ухэр-бурэ, хэнгэрэг, дударма, сан. Но в рамках данной статьи мы рассмотрим бурятские народные инструменты.
Существуют различные подходы к классификации народных нструмен-тов. В современном инструментоведении в качестве основы получила признание классификационная система, в которой определяющими являются два признака: источник звука и способ или механизм его извлечения. Согласно данной системе, автором бурятские народные инструменты систематизированы в две группы — духовые и струнные.
Духовые инструменты
Одним из наиболее древних музыкальных инструментов бурят является суур. Это деревянный духовой инструмент типа продольной свистковой флейты, который изготавливали из дерева (сосны и ели). Бурятский суур имеет 4 игровых отверстия. Этот инструмент был распространен преимущественно в западных районах Бурятии, в восточных более широко используется лимба.
Лимба (лимбэ) — деревянный духовой инструмент, чаще бамбуковый, род поперечной флейты. Позднее (в советское время) его стали изготавливать из медных, алюминиевых и эбонитовых трубок. Имеется 6 игровых отверстий, одно тембровое (заклеенное тонкой бумагой) и 2 подстроечных (в нижней части инструмента). В наигрышах на лимбе широко применяются приёмы мелодического варьирования, тремоло, трели. Отличается сильным, несколько резким звуком. По мнению Д. С. Дугарова, бамбуковые лимбы были привнесены в Забайкалье из Северного Китая в У-У1 вв. древними уйгурами, а затем позднее поступали к нам через монголов и китайско-монгольских купцов [1, с. 11].
Струнные инструменты
Хуур — бурятское и монгольское обозначение одно- или двухструнного смычкового музыкального инструмента, широко распространённого среди скотоводов-кочевников. Он имел деревянный корпус, чаще всего трапециевидной формы. Многие исследователи отмечают, что слово «хуур» у монголоязычных народов обозначало музыкальный инструмент вообще.
В зависимости от основного рода занятий населения того или иного района и, соответственно, материала, из которого изготавливался инструмент, хуур имел несколько разновидностей: бортого(н) хуур (хуур, изготовленный из деревянного ведра, бадьи), сууха хуур (хуур, изготовленный из мочевого пузыря), шанаган хуур (хуур, изготовленный из ковша, поварёшки или «Ёдого»), хилга^ан хуур («волосяной» хур) и др. Существует множество легенд о появлении этого музыкального инструмента.
Разновидностью струнных смычковых инструментов является хучир — инструмент китайско-монгольского происхождения. Имеет 4 струны, причем попарно. Само слово — китайского происхождения. Что касается происхождения самого инструмента, то вопрос остается открытым. Так, некоторые исследователи считают хучир исконно монгольским инструментом, объясняя это тем, что слово хуу означает «монгол, монгольский», а чин — общее название струнных инструментов. Примечательно, что в Китае хучир считается «инструментом северных варваров», т. е. монголов.
В настоящее время инструмент встречается довольно редко, но несколько лет назад открыт класс хучира в Улан-Удэнском музыкальном колледже искусств им. П. И. Чайковского.
Модификация современного хура и чанзы была связана с организацией оркестра бурятских народных инструментов в рамках проведения I Декады бурят-монгольского искусства в Москве (1940 г.); в связи с проведением декады был создан самый мощный оркестр бурятских инструментов (84 музыканта) в истории исполнительства. Для организации национального ор-
кестра были изучены, усовершенствованы и систематизированы национальные инструменты бурят. В состав оркестра были включены струнные инструменты — семейство усовершенствованных хуров (сопрано, альт, тенор, бас, контрабас), хучиры, шанзы, иочины; духовые — лимба, сур, бишхуры, ухэр-бурэ; ударные — хэнгэрэг, дударма, сан.
В результате усовершенствования музыкальных инструментов, в частности хура и чанзы, они приобрели иную форму и своеобразное звучание. Современный хур имеет 4 струны, строй — квинтовый. В технике игры на хуре применяются традиционные скрипичные приемы игры и, соответственно, терминология, поскольку техника игры заимствована из скрипичной игры.
Чанза — бурятский струнный плекторный музыкальный инструмент, имеет монгольское происхождение. Хотя в некоторых источниках указывается китайское происхождение [2, с, 32]. В Бурятию шанз (монгольское название инструмента) был привезен из Монголии в конце 30-х гг. ХХ в. Его древнее название — шудрага, что означает «ударять», «скрести». Поскольку на шанзе три струны, то китайцы назвали его саньсянь, что означает «трехструнка». Со временем, отбросив слово сань, его стали называть саньцзы, что значит «струнный, имеющий струны». От этого слова произошло монгольское название «шанз», которое, в свою очередь, в Бурятии получило название «чанза».
Усовершенствованный инструмент — чанза — имеет цилиндрический корпус. Мембрана изготавливается из змеиной кожи или из шкуры козы. На чанзе натянуты 4 металлические струны. Существует несколько оркестровых разновидностей этого инструмента: прима, альт, тенор, бас и контрабас. Этот инструмент получил большую популярность в республике.
Из состава оркестра бурятских народных инструментов своим ярким и звонким звучанием выделяется иочин, который в дальнейшем стал особенно популярным в Бурятии. Иочин — струнный ударный инструмент трапециевидной формы, распространенный среди народов Центральной Азии, аналог украинского цимбалы. Звукоизвлечение осуществляется с помощью двух деревянных, чаще всего бамбуковых, палочек.
Ятага — струнный щипковый инструмент китайского происхождения. Происходит от монгольского слова «ятыган», что означает «лежачий» и характеризует положение инструмента во время игры. Звук извлекается защипыванием струн пальцами правой руки и, нажимая левой рукой на струны, можно добиться вибрации звука. Аналогами ятаги являются малайзийский кереб, китайский цинь, гучжене, вьетнамский транх, японское кото, корейский каякагым [3].
Следует назвать еще такие инструменты, как аман хуур («губной варган») и хэсэ (бубен), которые являлись неизменной принадлежностью бурятских шаманов.
Таким образом, бурятский музыкальный инструментарий отражает богатое разнообразие инструментов и имеет древнее происхождение; на развитие инструментального фольклора бурят повлияли культурные контакты и связи с другими народами; музыкальные инструменты делятся на две ка-
тегории — духовые и струнные; каждая модель имеет свою историю, знание которой способствует развитию и совершенствованию исполнительской теории и практики; большую роль в развитии исполнительства на бурятских народных инструментах сыграло создание оркестра в конце 1930-х годов; изучение бурятских народных инструментов в курсе преподавания музыкальных дисциплин способствует духовному развитию личности.
Данная проблематика предполагает перспективы дальнейшего изучения и использования средств бурятского музыкального фольклора в педагогической деятельности, разработку теоретических и практических аспектов подготовки и приобщения будущих учителей к народному искусству, в реализации этнопедагогического подхода к воспитанию личности в системе основного и дополнительного образования.
Литература
1. Дугаров Д. С. Традиционные народные инструменты бурят // Традиции и современность в народной музыке Евразии: материалы науч. конф. «Звуки Евразии» / сост. и науч. ред. В. В. Китов. — Улан-Удэ: ИПК ВСГАКИ, 2006. — С. 9-18.
2. Банеев Ю. А. Современные бурятские народные музыкальные инструменты: учеб. пособие. — Улан-Удэ, 1993.
3. Стоевезандт И. Многострунные безгрифные инструменты Азии / пер. с англ. Д. Огибалиной // Гусли. — 2007. — № 3. — С. 36-39.
THE HISTORY OF BURYAT FOLK INSTRUMENTS IN TEACHING MUSICAL DISCIPLINES
Medegma Ts. Gonchikova PhD in History, A/Professor
Department of Humanities Teaching Methods, Buryat State University 24a Smolina st., Ulan-Ude 670000, Russia
The study of folk musical instruments has a great scientific interest in musical pedagogy; it enriches knowledge about musical instruments and material culture. Being an integral part of traditional folk art, instrumental folk music contributes to spiritual development of the individual through mastering cultural values of the past and the present.
In the article we studied Buryat folk instruments and their classification. Musical instruments were divided into two groups: wind instruments (Limbe, Tsuur) and string instruments (Huur, Huuchir, Shanz, Yoochin, Yatug-a zither). Cultural contacts and relations with neighboring peoples, as well as organization of the national instrumental orchestra during the 1st Decade of Buryat-Mongolian Art in Moscow (1940) had an influence on the development of Buryat folk instruments. The study of this problem enables us not only to evaluate and use the experience in teaching, but also to identify the national specifics of society, its historical past, natural and climatic conditions of economy, cultural activities, and national world view.
Keywords: folk music, educational work, musical instruments.
References
1. Dugarov D. S. Traditsionnye narodnye instrumenty buryat [Traditional Buryat Folk Instruments]. Traditsii i sovremennost' v narodnoi muzyke Evrazii - Tradition and Modernity in Folk Music of Eurasia. Proc. sci. conf. "Sounds of Eurasia". Ulan-Ude: ESSACA Publ., 2006. Pp. 9-18.
2. Baneev Yu. A. Sovremennye buryatskie narodnye muzykal'nye instrumenty [Modern Buryat Folk Instruments]. Ulan-Ude, 1993.
3. Stoevezandt I. Mnogostrunnye bezgrifnye instrumenty Azii [Asian Multi-String Instruments without Neck]. Gusli. 2007. No. 3. Pp. 36-39.