УДК 784:398
И. В. Буланов
МУЗЫКАЛЬНО-АКУСТИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА БУРЯТСКОЙ ЯТАГИ
Описывается бурятский народный музыкальный инструмент - 13-струнная ятага. Рассматриваются органологические особенности, генезис инструмента, исполнительская техника и тембровая характеристика. Изложены некоторые результаты акустических лабораторных исследований бурятской ятаги с описанием методики выполненной работы. Предпринята попытка рассмотрения тембрового состава инструмента в контексте музыкально-акустического исследования средствами компьютерного звукового анализа.
Ключевые слова: ятага, азиатские цитры, акустический анализ, бурятские музыкальные инструменты, гу чжен, каягым, чатхан, чадаган, музыкальная акустика, акустические характеристики, направленность звука, творческо-исследовательская лаборатория «Гэсэр»
The article describes the Buryat national 13-string musical instrument - yataga. At the same time, the author publishes some results of acoustic laboratory researches of Buryat ytaga with the description of a technique of the performed work. The author of the article tries to consid the instrument's timbre structure in a context of is musical-acoustic research by means of the computer sound analysis.
Keywords: yataga, Asian centres, acoustic analysis, Buryat musical instruments,, chadagan, musical acoustics, acoustic characteristics, sound direction, creative-research laboratory "Gasar"
Ятага, по классификации Э. Хорнбостеля и К. Закса, относится к группе хордофонов и является дощечной цитрой с резонаторным ящиком (номер в систематической таблице -314.122) [10]. Способ извлечения звука на ята-ге - щипково-плекторный. Этот инструмент, ранее малоизвестный в Бурятии, на протяжении последних тридцати лет широко осваивался и распространялся в Забайкальском регионе. Известны аналогичные инструменты у дальневосточных народов: цисяньцинь, гу чжен в Китае; каягым в Корее; кото в Японии; ятга в Монголии. Подобные ятаге инструменты также получили распространение у некоторых этнических групп Сибири, Центральной Азии: хакасский чатхан, тувинский чадаган, казахский жетыген.
Азиатские цитры имеют многовековую историю. Древний 5-струнный инструмент цинь известен в Китае более трех тысяч лет, он использовался для сопровождения пения, декламации стихов и од, а также в ансамблях и официальных церемониальных оркестрах [4; 5; 6]. Со временем количество струн и размеры инструмента увеличивались, появлялись новые
разновидности. Такова, например, гу чжен -21-струнная цитра современной конструкции с плекторным возбуждением звука.
В Корее широкое распространение получили 12-струнные каягымы - «душа» традиционной корейской музыки. Первые корейские инструменты, напоминающие по форме китайский цинь, существовали еще до нашей эры, о чем свидетельствуют археологические раскопки [11]. Из корейской литературы известно, что каяго, предшественник каягыма, был распространен в VI в. и являлся инструментом придворного оркестра. С конца XIII в. он начинает использоваться в ансамблевом и сольном исполнительстве, приобретая эстетическую функцию [5; 11]. Искусство игры на каягыме имеет индивидуальные особенности: звук воспроизводится подушечками пальцев, инструмент держится на коленях, левая рука отличается высокой технической подвижностью.
Монгольская школа игры на ятге объединяет в себе китайские и корейские традиции. Многие исследователи придерживаются мнения, что некоторые музыкальные инструменты, включая ятгу, были заимствованы монголами в
128
эпоху Великой империи (XIII - XIV вв.) [2; 3]. В ряде источников утверждается монгольское происхождение ятаги и указывается, что в начале III в. до н. э. гунны, предки монголов, играли на цууре (духовом инструменте) и ятге во время песенных и танцевальных вечеринок [4; 9]. Известно, что во времена правления Хубилая (1260-1294) ятга различных видов была включена в придворный оркестр [3; 9; 12].
В Бурятию ятага была привезена из Монголии во второй половине 70-х гг. ХХ в. [4; 5; 7]. Этническое родство монголов и бурят способствовало быстрой популяризации и распространению инструмента в Забайкалье. Необходимо отметить, что ранние формы ятаги бытовали у бурят, как и у других монголоязычных племен, но социальные и политические условия усложняли возможности сохранения этнической инструментальной традиции, вследствие чего ятага утратила широкое распространение. В современных условиях процесс исполнительства на ятаге в Бурятии переживает период возрождения. По словам Э. Н. Доржие-вой, «сейчас трудно представить музыкальное искусство бурят без этого колоритного, органично вписавшегося в культуру народа инструмента. Звуковая палитра ятаги, воссоздающая образ спокойствия и умиротворения, естественным образом передает духовный мир бурятского этноса» [4, с. 82].
На сегодняшний день наиболее распространенным вариантом азиатской цитры в Бурятии является 13-струнная ятага. Корпус ятаги прямоугольной вытянутой формы, длиной до 115 см, полый внутри. Обычно изготавливается из различных пород дерева: верхняя дека из ели, нижняя из сосны, рама инструмента из березы. Нижняя дека имеет три резонансных отверстия, необходимые для обеспечения продолжительности и силы звучания. Вдоль всей верхней деки натянуты 13 струн, каждая из которых опирается на отдельную деревянную незакрепленную подставку. В настоящее время используются синтетические струны. После предварительной настройки и соответствующего натяжения всех струн производят окончательную на-
стройку путем перемещения индивидуальных подставок.
В письменной традиции музыкальный текст для ятаги фиксируется на октаву выше реального звучания инструмента. Диапазон ятаги простирается от Б до ё2. В соответствие с ладовой основой (ангемитонной пентатоникой) бурятской музыки строй инструмента придерживается пентатонического звукоряда. Диатонический звукоряд реализуется на инструменте средствами повышения основных тонов, надавливанием пальцами на струну вниз по левой стороне от индивидуальной подставки. Посадка исполнителя варьируется. Классическим считается расположение инструмента верхней стороной на коленях, нижней - с опорой на пол. В сольной концертной практике часто встречается китайский вариант посадки с установкой инструмента на подставку. Техника извлечения звука не предполагает использование плектра. Характерной особенностью исполнительства на бурятской ятаге является то, что ведущую функцию извлечения звуков выполняет правая рука. Левая же служит преимущественно средством достижения некоторых выразительных (вибрация) и технических (повышение звука) приемов.
С развитием композиторской и исполнительской школы игры на ятаге в Бурятии становится актуальным вопрос исследования инструмента с привлечением возможностей современной звукорежиссуры. По нашей инициативе на базе творческо-исследовательской лаборатории «Гэсэр» Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусств осуществлены записи звука отдельных образцов бурятского музыкального инструментария с целью изучения их акустических характеристик. Так были записаны наигрыши и гаммо-образные последовательности, исполненные на нескольких разновидностях ятаги. Полученные данные проанализированы и сопоставлены с записями музыкальных программ в исполнении подобных инструментов монгольского, корейского и китайского производства.
Методика акустических измерений основывалась на фиксации звука инструмента по
129
всему диапазону в различных равноудаленных направлениях. На первом этапе несколько микрофонов были установлены по окружности на расстоянии 1 м от инструмента. Исполнителям было предложено воспроизвести гаммы в различных динамических нюансах, штрихах и продемонстрировать характерные приемы исполнения. Звукозапись позволила в дальнейшем провести акустический анализ средствами компьютерных программ, получить данные о спектральных, динамических, временных характеристиках и изучить направленность звука. На втором этапе записи была поставлена задача исследования локальных резонансов инструментов с применением приближенных микрофонных позиций (10-15 см), отдельные музыкальные фразы в разных регистрах фиксировались одним микрофоном, перемещаемым по обозначенным точкам. В процессе акустических измерений точки установки микрофонов были обоснованы возможными микрофонными позициями при записи и звукоусилении музыкальных программ, исполняемых на ятаге, что исключало тыльные позиции и некоторые точки в рабочей зоне исполнителя.
Полученные спектрограммы и слуховой анализ показали, что частотный диапазон инструмента с учетом обертонов, формантные соотношения и временные характеристики ощутимо меняются в зависимости от точки установки микрофона в пределах относительного радиуса начала гулкости. Наиболее полноценный звук складывается в верхней передней полуплоскости. При перемещении микрофонов в сторону по окружности уровень высоких частот пропорционально падает и становится наименьшим в боковом направлении ниже уровня инструмента. Низкие частоты в целом имеют сферическую направленность, но характерный подъем в области 70 Гц ярко проявляется только в направлении, перпендикулярном верхней и особенно нижней деке.
При рассмотрении частотного диапазона необходимо отметить, что изменения в тембре инструмента начинают проявляться с применением фильтра высоких частот с установленной частотой среза - 40 Гц. Применение фильтра
низких частот выше 9 кГц субъективно не ощущается (прозрачность тембра и плановое отдаление сохраняются).
Характер формирования и распространения средних частот диапазона ятаги проявляется в изменении соотношения основных тонов и обертонов отдельных струн. Необходимо отметить, что в низких и средних регистрах основной тон выражен слабо с явным преобладанием гармоник. Состав и уровень гармоник по диапазону инструмента не стабилен, что связано с уменьшением длины струн от нижнего к верхнему регистру. Известно, что амплитуды гармоник зависят от величины и места приложения силы воздействия на струну [1; 8], например, если щипок приложен в центре струны, то коэффициенты всех четных гармоник равны нулю. Исполнительская позиция на ята-ге предполагает опору руки на правый порожек, следовательно, гармонический состав будет индивидуален для каждой струны в зависимости от ее длины. По направлению звука перпендикулярно верхней деке уровень основного тона струн низкого регистра меньше уровня следующих гармоник на 12-14 дБ, по другим направлениям эта разница увеличивается до 20 дБ. В ходе анализа спектрограмм не удалось обнаружить ярко выраженных фор-мантных областей в среднечастотном диапазоне, спектр представлен равномерно заполненным и складывается из уровней основных тонов и индивидуальных гармонических компонентов отдельных струн, усиленных резонансной системой инструмента. Следует отметить наличие слабо выраженной постоянной уровня в области 450-500 Гц.
Переходные процессы звуковых колебаний ятаги характеризуются короткой атакой: 10-15 мс в высокочастотной области с преобладанием 2,5-3 кГц; 25-30 мс в низкочастотной области с преобладанием 70 Гц. По мере отдаления точки прослушивания от перпендикулярной направленности по отношению к деке инструмента характер атаки звука и шумовых компонентов становится мягче. Время спада при отсутствии демпфирования достигает 0,8 сек. Временные процессы формирования звука ятаги меняются
130
соответственно технике исполнения, что характерно для многих щипковых инструментов. Исполнительские приемы на ятаге воздействуют на струны в разных направлениях, что, например, увеличивает уровень атаки, сокращая время спада, в вертикальном направлении воздействия при исполнении акцентов или увеличивает время спада при скольжении и глиссандо в горизонтальном направлении.
В динамическом плане бурятская ятага с синтетическими струнами без применения плектра является относительно тихим инструментом. Наибольший уровень звукового давления формируется со стороны нижней деки напротив резонансных отверстий, но до слушателя излучения нижней части инструмента приходят в качестве отражений от пола. Уровень звукового давления в исполнении на расстоянии 1 м от инструмента был зафиксирован равным 67 дБ, динамический диапазон составил 35 дБ. Средний регистр ятаги наибо-
лее яркого звучания, основной тон на средних струнах приближается по уровню к гармоникам, количество которых больше, чем у струн высокого регистра.
При невысоком уровне звукового давления и отсутствии ярко выраженных резонансов в спектре средних частот тембр ятаги часто маскируется другими яркими традиционными бурятскими инструментами в плотном ансамблевом фактурном изложении. Это объясняет популярность в Бурятии китайской цитры гу чжен с металлическими струнами, более легким корпусом и ярким тембром. Изначально ятага функционировала как аккомпанирующий инструмент для сопровождения народных бурятских песен в вокальном исполнении. Сольная концертная практика и включение ятаги в оркестр бурятских народных инструментов традиционно предполагает обязательное звукоусиление партии ятаги звукотехни-ческими средствами.
1. Алдошина, И. А. Музыкальная акустика / И. А. Алдошина, Р. Приттс. - СПб., 2006.
2. Банеев, Ю. А. Современные бурятские народные инструменты / Ю. А. Банеев. - Улан-Удэ, 1993.
3. Демин, А. Г. Музыкальный инструментарий монголов в эпоху великой империи (XIII - XIV вв.) / А. Г. Демин. - Улан-Удэ: ИПК ВСГАКИ, 2000.
4. Доржиева, Э. Н. Бурятская ятага на рубеже веков / Э. Н. Доржиева // Традиции и современность в народной музыке Евразии: материалы науч. конф. Междунар. фестиваля «Звуки инструментов Евразии». -Улан-Удэ: ИПК ВСГАКИ, 2009.
5. Доржиева, Э. Н. Методика обучения игре на ятаге / Э. Н. Доржиева. - Улан-Удэ: Информполис, 2006.
6. Иванова, О. Д. Школа игры на ятаге / О. Д. Иванова. - Улан-Удэ, 2001.
7. Китов, В. В. Музыкально-инструментальное творчество бурят как фактор художественной культуры: дис. ... канд. культурологии / В. В. Китов. - Улан-Удэ, 2002.
8. Кузнецов, Л. А. Акустика музыкальных инструментов / Л. А. Кузнецов. - М., 1989.
9. Лувсанноров, Э. Ятга - монгольская длинная цитра / Э. Лувсанноров // Традиции и современность в народной музыке Евразии: материалы науч. конф. Междунар. фестиваля «Звуки инструментов Евразии». - Улан-Удэ: ИПК ВСГАКИ, 2010.
10. Народные музыкальные инструменты и инструментальная музыка: сб. ст. и материалов: в 2 ч. Ч. 1. - М.: Совет. композитор, 1987.
11. Пек Хе Сук. Звукам наших инструментов тысячи лет / Пек Хе Сук // Традиции и современность в народной музыке Евразии: материалы науч. конф. Междунар. фестиваля «Звуки инструментов Евразии». -Улан-Удэ: ИПК ВСГАКИ, 2010.
12. Смирнов, Б. Ф. Монгольская народная музыка / Б. Ф. Смирнов. - М., 1971.
Сдано 21.06.2013
131