УДК 787
И. В. Буланов
СМЫЧКОВЫЕ ХОРДОФОНЫ БУРЯТИИ: МУЗЫКАЛЬНО-АКУСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Приведены описание и сравнительный анализ трех родственных смычковых хордофонов (хур, морин хуур, сууха хуур) с точки зрения музыкальной акустики и органологии. Вводятся в научный оборот объективные данные спектрального анализа звучания, рассматриваются конструктивные, тембровые и исполнительские особенности исследуемых инструментов.
Ключевые слова: хур, морин хуур, сууха хуур, бурятские хордофоны, музыкальная акустика, спектральный анализ, органология, резонатор, форманты, игил, улигер
Смычковые хордофоны получили широкое распространение в бурятской этнической традиции и представлены значительным количеством различных видов. Наиболее распространенные из них - морин хуур (монгольского производства), реконструированный хур1 и недавно возрожденный традиционный бурятский хордофон -сууха хуур. В данной статье осуществляется сравнительный анализ трех названных инструментов с точки зрения акустики и органологии.
Рамки публикации не дают возможности подробного описания конструкции инструментов, но необходимо отметить их следующие особенности.
1. Современный морин хуур имеет две струны с рабочей длиной 730 мм, изготавливаемые из синтетических материалов или, традиционно, из пучка конского волоса. Строй квартовый: В3 - 233,1 Гц, Б3 - 174,6 Гц. Корпус деревянный, большего размера, чем у хура, с двумя резонирующими отверстиями. По классификации Э. Хорнбостеля и К. Закса, морин хуур относится к разновидности пиковой лютни (номер в систематической таблице - 321.31-71) [8]. Техника звукоизвлечения - флажолетная. Помимо стандартного инструмента в состав некоторых оркестров и ансамблей Бурятии входит морин хуур - бас (их хуур).
2. Реконструированный хур разработан по примеру академической скрипки, имеет четыре металлические струны с рабочей длиной 330 мм, в строе: Е5 - 659,3 Гц, А4 - 440 Гц, Б4 -
1 Хуур - традиционный бурят-монгольский хордофон. Хур - реконструированный бурятский хордофон.
293,7 Гц, 03 - 196 Гц. Корпус изготовлен из дерева, имеет два резонирующих отверстия. По классификации Э. Хорнбостеля и К. Закса, хур относится к разновидности коробчато-шейковой лютни (номер в систематической таблице -321.322-71) [Там же]. Исполнительская техника опирается на академическую скрипичную школу. В ансамбле и оркестре семейство хуров включает в себя сопрано, альт, тенор, бас.
3. Сууха хуур - однострунный инструмент, конструктивно близкий морин хууру, но меньших размеров (номер в систематической таблице - 321.31-71). Струна изготавливается из конского волоса, настраивается на С3 - 130,8 Гц, ее длина зависит от положения перемещающейся подставки и в среднем составляет 600-700 мм. Музыкальный текст для сууха хуура фиксируется на октаву выше реального звучания. Техника звукоизвлечения - флажолетная. Особенностью инструмента является использование в качестве верхней и нижней дек мочевого пузыря бычка-трехлетки [3].
В связи с этническим и культурным родством бурят и монголов, их исторической геополитической близостью, принимая во внимание указания исследователей бурятской музыкальной культуры на аналогичность старинного бурятского хуура и монгольского морин хуура в плане конструкции, семантики, исполнительской традиции [2; 4], мы считаем правомерным рассматривать морин хуур с точки зрения национального бурятского инструмента. Исторические процессы 30-х гг. ХХ в., связанные с формированием оркестра бурятских народных инструментов, не способствовали сохранению традиционного бу-
130
рятского хуура. Инструмент был реконструирован и за несколько десятилетий максимально ор-ганологически приблизился к европейской скрипке, что отразилось на исполнительской технике и художественной трактовке инструмента. Угасание изготовления старинного бурятского хуура и постепенное исчезновение образцов традиционного инструмента, с одной стороны, способствовало популяризации в Бурятии морин хуура монгольского производства, с другой - определило необходимость возрождения утраченных традиций изготовления сууха хуура. Начиная с 2011 г. сууха хуур изготавливается на базе музыкальной мастерской Иволгинского лицея традиционного искусства народов Забайкалья.
С древних времен известно несколько разновидностей хууров. В глубокой древности подобные хууру инструменты использовались в ритуально-обрядовой практике, в военных походах, в практике охотников и в жизни простых кочевников. Приведем краткое описание некоторых старинных хууров, основываясь на материале доступных нам источников [2; 4; 5; 9].
Халх найрын хуур - инструмент, состоящий из трапециевидного деревянного корпуса, на который натягивали коровий мочевой пузырь, и удлиненного грифа с двумя струнами (Б3, В3). Обычно на нем играли протяжные мелодии, программную музыку, изображающую конское ржание и скачки.
Цоор хуур - на этом инструменте обычно исполняли эпические произведения - улигеры, а также специальные посвящения по случаю проведения праздника или восхваления, бла-гопожелания - юроолы.
Эхэл хуур - двухструнный инструмент, корпус которого изготовлен из цельного куска дерева в виде слегка удлиненного черпака с кожаной верхней декой. Эхэл хуур, конструктивно подобный тувинскому игилу, в Западной Монголии использовали как инструмент, сопровождающий танец бий и горловое пение.
Луут шанаган хуур - корпус инструмента выполнен в форме черпака, головка грифа - в виде головы лошади с двумя струнами, известен также под названием цудгур хуур (с монгольского - черпак-хур). Матар хуур - корпус инстру-
мента выполнен в виде черпака, а головка грифа - в виде головы мифического животного.
В традиционной практике исполнительства на смычковых хордофонах сформировались определенные жанры инструментальной музыки. Некоторые из них сегодня утрачены, другие жанры возникли в современных условиях под воздействием европейской академической и массовой музыкальной культуры. Жанровый круг современной бурятской музыки, сложившийся в практике музицирования на реконструированном хуре, морин хууре и сууха хууре, представлен пятью направлениями: инструментальная традиция народных сказителей в виде сопровождения героических сказаний улигеров; инструментальные импровизации на темы народных песен в сольной и ансамблевой традициях; инструментальное сопровождение традиционных протяжных песен ута дуун и коротких песен богони дуун; программные инструментальные наигрыши - подражание звукам природы и животных (этот жанр не характерен для реконструированного хура); инструментальная музыка академической традиции.
В свете динамичного развития бурятской инструментальной музыки особую актуальность представляет исследование популярных в крае смычковых хордофонов в акустическом аспекте с применением компьютерных средств анализа звука. Такое исследование позволит установить связи конструктивных и тембровых особенностей отдельных инструментов и будет способствовать формированию полноценного представления о музыкальном инструментарии Бурятии с точки зрения органологии.
В большинстве источников, доступных нам, указывается на использование кожи (предпочтительно конской) для изготовления деки морин хуура [2; 4; 6; 10], что соответствует старинному варианту традиционного инструмента. На сегодняшний день на территории Бурятии и Монголии большее распространение получил морин хуур с деревянной декой, изготовленной из ели, реже из других пород дерева, имеющей резонансные отверстия наподобие скрипичных эф.
Наличие резонансных отверстий оказывает большое влияние на тембр инструмента: спо-
131
собствует возбуждению колебаний верхней деки на высоких частотах, а также обеспечивает усиление звука на низких частотах, связанных с резонансом объема воздуха, заключенного в корпусе [1; 7]. Морин хуур и реконструированный хур снабжены резонансными отверстиями, что отличает эти инструменты от сууха хуура.
Данные спектрального анализа, полученные нами в ходе выполнения лабораторных записей исследуемых инструментов, подтверждают отсутствие низких частот, связанных с резонансом корпуса сууха хуура, вследствие чего основной тон звуков низкого регистра выражен крайне слабо относительно гармоник. Разница между основным тоном открытой струны С3 -130,8 Гц и следующими гармониками составляет 30 дБ и сохраняется вплоть до ноты А3 -220 Гц. Начиная с ноты С4 - 261,6 Гц, разница между основным тоном и гармониками сокращается до 12 дБ. В высоком регистре на нотах Н4 и С5 основной тон преобладает и больше по уровню гармоник на 16 дБ, так как попадает в основной резонанс инструмента - 520 Гц.
При анализе спектрограмм реконструированного хура была установлена меньшая разница между гармониками и основными тонами низкого регистра. В диапазоне от 03 - 196 Гц до Б4 - 293,7 Гц разница составила 12 дБ, за исключением ноты Н3 - 247 Гц, которая совпадает с резонансом объема воздуха в районе 240-250 Гц и звучит с повышением основного тона.
Наименьшая разница между частотой основного тона и обертонами была зафиксирована на спектрограммах звучания морин хуура. Основные тона низкого регистра инструмента получают хорошую акустическую поддержку резо-нансов дек и резонанса объема воздуха, что связано не только с наличием резонансных отверстий, но и со сравнительно большим объемом резонансного ящика. Основной тон открытой струны Б3 - 174,6 Гц меньше по уровню следующих гармоник всего на 1-2 дБ. Наличие низких частот в тембре морин хуура является основополагающим элементом звукового образа, связанного с бурдонным многоголосием [11].
Необходимо отметить, что вышеприведенные данные были получены на расстоянии
1 м от источников звука и несколько различаются в зависимости от направленности установки микрофонов.
Компьютерный анализ лабораторных записей показал, что по мере повышения регистра уровень основного тона начинает преобладать. В среднем регистре соотношение гармоник и фундаментальной частоты существенно зависит от совпадения с резонансами корпуса, что характерно для всех инструментов, анализируемых в рамках данной статьи. Резонансы дек и воздушного объема внутри корпуса определяют формантные области, от которых во многом зависит тембр музыкального инструмента. В ходе спектрального анализа были выявлены максимумы амплитудно-частотной характеристики со следующими округленными значениями.
1. Для реконструированного хура: 247 Гц -совпадает с нотой Н3, особенно ярко проявляется в районе резонирующих отверстий. Заметим, что резонанс объема воздуха в районе 250-280 Гц характерен для европейских скрипок [1; 7]; 392 Гц - совпадает с 04 и диссонирует с нотой Б4 - 370 Гц, вызывая эффект биения; 600 Гц - усиливает звук ноты Б5 -587,3 Гц не вызывая биений; 784 Гц - форманта совпадает с 05 и близка скрипичной форманте в районе 800 Гц [1; 7]; 2400 Гц -присутствует в звуке нот среднего регистра, повышая их яркость, наиболее сильно проявляется в высоком регистре; 3100 Гц - форманта, выше которой отмечен спад высоких частот 14 дБ на октаву.
2. Для сууха хуура: 300 Гц - усиливает звук ноты Б4 - 293,7 Гц без ощущения диссонанса и ярко проявляется только во фронтальном направлении установки микрофонов; 520 Гц - наиболее яркая форманта, чей уровень больше относительно низкочастотных пиков в среднем на 14-16 дБ. Форманта в области 520 Гц также присутствует в спектре звуков высокого регистра; 1120 Гц - вторая яркая форманта, уровень которой ниже на 6 дБ относительно предыдущей. Далее по спектру отмечен плавный спад уровня гармоник в значении 18 дБ на октаву с выделением нескольких пиков в районе 1800 Гц, 3400 Гц, 5500 Гц.
132
3. Для морин хуура: 170 Гц - ярко проявляется в области резонирующих отверстий и усиливает звук открытой нижней струны, настроенной на Б3 - 174,6 Гц; максимумы в районе 280 Гц, 440 Гц, 780 Гц представлены в спектре морин хуура достаточно равномерно с разницей, не превышающей 4 дБ; 1200 Гц - наиболее ярко проявляется в направлении от источника под углом 45° и на 6 дБ уменьшается во фронтальном направлении; 1800 Гц - форманта, близкая по уровню предыдущим спектральным максимумам, но в направлении от источника под углом 45° интенсивность ее снижается; высокие форманты с центральными частотами 2300 Гц и 3500 Гц присутствуют в спектре звуков всего диапазона, начиная с открытой нижней струны, что отличает мо-рин хуур от реконструированного хура и особенно сууха хуура.
Данные спектрального анализа наглядно демонстрируют тембровые особенности исследуемых инструментов. Звучание реконструированного хура приближено к тембру европейской скрипки, но конструктивные отличия, связанные с увеличением площади деки и объема резонатора, приводят к небольшому понижению собственных частот основных резонансов [7]. Форма трапециевидного корпуса способствует возбуждению высокочастотных колебаний деки, вследствие чего партия хура в исполнении в высоком регистре может приобретать резкий характер звучания.
Особенностью звучания сууха хуура является выделение двух ярких формант (520 Гц; 1120 Гц) при пониженном уровне низких частот и высоких в области 2000-4000 Гц. Тембр имеет матовую, плотную окраску, несколько зажатый и очень терпкий характер звучания. Подъем огибающей спектра в области 1120 Гц придает звучанию некоторую гнусавость, но вместе с тем повышает субъективную громкость инструмента и выделяет тембр сууха хуура в ансамбле.
Огибающая спектра звучания современного морин хуура с деревянной декой отличается ровностью формантных уровней. Присутствие в спектре звуков нижнего регистра придает тембру полноту, мягкость и сочность. Ровность формант среднего регистра на частотах 280 Гц, 440 Гц, 780 Гц определяет глубину тембра, а
наличие постоянной уровня в области 2300 Гц и 3500 Гц положительно влияет на яркость и полетность звучания. Тембр морин хуура, нежный в пиано и взволнованно-эмоциональный в форте, напоминает звучание виолончели в высоком регистре. Музыка, исполняемая на этом инструменте, чрезвычайно выразительна. У монголов и бурят известен обычай, когда игрой на морин хууре успокаивают верблюдицу, для того чтобы она приняла и начала кормить чужого осиротевшего верблюжонка [2]. Под звуки морин хуура усмиряется нрав молодого жеребца [5].
По нашему мнению, применение древесины для изготовления дек современного мо-рин хуура обусловлено несколькими причинами: наличием исторических традиционных прототипов (цоор хуур, цудгур хуур); акустической необходимостью увеличения интенсивности звука в концертно-исполнительской практике; стремлением музыкальных мастеров Монголии обогатить звуковой образ главного национального инструмента средствами расширения частотного диапазона; акустической поддержкой бурдонирующей струны.
Говоря о материале для изготовления корпуса, необходимо отметить, что излучательная способность древесины характеризуется акустической постоянной и рассчитывается по формуле:
с
К =
Е_
Р
Р
где Е - модуль упругости, р - плотность, с - скорость распространения звука в древесине. Чем больше величина К, тем выше акустические качества древесины [12]. Для сравнения приведем данные акустической постоянной (единица измерения - м4/(кг*с)) некоторых материалов, применяемых для изготовления музыкальных инструментов: ель - 11,5, клен - 7,2, береза - 6,6, сосна -5,2, лиственница - 4,3 [7]. Обладая большей упругостью, ель чаще используется для изготовления реконструированных хуров и современных морин хууров, она способствует увеличению силы звука и продолжительности процесса затухания основного тона и гармонических компонентов деки, что выражается в большей яркости тембра. Необходимо отметить факт изготовления родственно-
133
го тувинского инструмента тевер игила с корпусом в виде овального ковша, предпочтительно из лиственницы, способствующей более мягкому тембру [10]. Можно предположить, что данное отличие основано не только на эстетическом национальном вкусе, но и определено географией распространения инструментов. Горы, реки и обширные лесные массивы Тывы с акустической точки зрения являются благоприятными условиями для распространения звука. В степи, при отсутствии отражающих поверхностей, звук рассеивается, угасает быстрее и нуждается в изначальной яркости тембра. Характерно, что распространенный в Тыве другой вариант игила под названием аът баштыг игил [10] конструктивно идентичен морин хууру, в отличие от современного монгольского инструмента снабжен кожаной декой и обладает более мягким тембром.
Из музыкальной акустики известно, что негармоничность обертонов струн возрастает в высокочастотной области, прямо пропорциональна толщине и жесткости, обратно пропорциональна длине и силе натяжения [1; 7; 12]. Металлические струны, применяемые для реконструированного хура, лучше возбуждаются в высоком регистре с меньшим уровнем шумовых компонентов относительно струн морин хуура и сууха хуура, традиционно изготавливаемых из пучка конского волоса. Сравнительно низкий строй и, следовательно, меньшее натяжение струны сууха хуура затрудняет звукоизвлечение в высоком регистре и сокращает исполнительский диапазон инструмента до двух неполных октав.
Наличие шумовых компонентов в тембре морин хуура не является негативным моментом и часто используется в качестве художественно-выразительного средства, отражающего яркую индивидуальность монгольского хордофона и родственных ему инструментов. Распространенным элементом сонорной техники является прием исполнения у подставки, аналогичный скрипичному приему sul ропИсеЮ, увеличивающий долю высоких обертонов [1] и высокочастотного шума. Для использования указанного приема в исполнении на морин хууре характерна ритмическая организация плавного перемещения смычка от стандартного положения к подставке в рамках одного
музыкального построения, что создает в процессе исполнения эффект фильтра низких частот. Не менее распространен прием легкого нажатия смычка на струну, воспроизводящий широкополосный шум в качестве звукоподражания шумам природы. Звукоизобразительные приемы, в том числе подражающие поведению коня, верблюда и других животных, придают особую выразительность, красочность, удивительную неповторимость тембру морин хуура, что особенно отличает его от реконструированного хура, чья исполнительская техника опирается в основном на достижения европейской скрипичной школы. Сууха хуур еще не имеет исполнительской традиции, и можно только предполагать ее дальнейшее развитие в сторону сближения с уже сложившейся исполнительской школой морин хуура.
В оркестровой практике роль морин хуура и особенно реконструированного хура сопоставима с классическими струнными европейскими инструментами, традиционные приемы исполнения и сонорная техника практически не используются, а национальный характер звучания смычковых хордофонов в оркестровой фактуре достигается благодаря использованию мелодики бурятской народной песни. Показательно, что оркестровая партия морин хуура часто пишется для одной мелодической струны с исключением бурдонирующей струны, характерные гармонические кварто-квинтовые соотношения в этом случае распределяются по отдельным партиям, что благоприятно сказывается на прозрачности звучания оркестровой фактуры. Более традиционно морин хуур проявляет себя в сольной и ансамблевой практике, располагая широким кругом характерных исполнительских приемов, сохраняет национальный колорит и индивидуальность звучания. Хур, максимально приближенный к европейской скрипке, по сравнению с морин хууром более часто представлен в оркестрах, профессиональных и учебных ансамблях, ориентированных на академические музыкальные программы. Сууха хуур, как недавно возрожденный инструмент, пока еще не получил широкого распространения, и музыкальная общественность Бурятии с надеждой смотрит на перспективу его развития.
134
В заключение необходимо отметить, что на протяжении ХХ в. бурятский этнический музыкальный инструментарий был во многом представлен реконструированными образцами, такими как хур и чанза. В последней трети прошлого столетия в Бурятии распространяют-
ся монгольские этнически родственные инструменты - морин хуур, ятага, шудрага. Сегодня в Бурятии проходит процесс возрождения музыкально-инструментальных традиций, что связано с распространением традиционных бурятских инструментов - сууха хуур и суур._
1. Алдошина, И. А. Музыкальная акустика / И. А. Алдошина, Р. Приттс. - Санкт-Петербург, 2006.
2. Банеев, Ю. А. Современные бурятские народные инструменты / Ю. А. Банеев. - Улан-Удэ, 1993.
3. Бодиев, Б. Р. Технический паспорт музыкального инструмента «Сууха хуур» и методические рекомендации по его изготовлению / Б. Р. Бодиев. - Иволгинск, 2011.
4. Дашиева, Л. Д. Традиционная музыкальная культура бурят / Л. Д. Дашиева. - Улан-Удэ, 2005.
5. Демин, А. Г. Музыкальный инструментарий монголов в эпоху великой империи (XIII - XIV вв.) / А. Г. Демин. - Улан-Удэ, 2000.
6. Китов, В. В. Музыкально-инструментальное творчество бурят как фактор художественной культуры: дис. ... канд. культурологии / В. В. Китов. - Улан-Удэ, 2002.
7. Кузнецов, Л. А. Акустика музыкальных инструментов / Л. А. Кузнецов. - Москва, 1989.
8. Народные музыкальные инструменты и инструментальная музыка: сб. ст. и материалов: в 2 ч. Ч. 1 / под общ. ред. Е. В. Гиппиуса. - Москва: Советский композитор, 1987.
9. Смирнов, Б. Ф. Монгольская народная музыка / Б. Ф. Смирнов. - Москва, 1971.
10. Сузукей, В. Ю. Тувинские традиционные музыкальные инструменты / В. Ю. Сузукей. - Кызыл, 1989.
11. Халтаева, Л. A. Зарождение и развитие пентатоники в бурятской народной музыке / Л. А. Халтаева // Национальная самобытность искусства на рубеже тысячелетий: материалы науч.-практ. конф., посвященной 60-летию Союза композиторов Республики Бурятия. - Улан-Удэ, 2000.
12.Шлычков, С. В. Методика расчета корпусных элементов музыкальных инструментов: дис. ... канд. техн. наук / С. В. Шлычков. - Йошкар-Ола, 2004. Сдано 21.10.2013
I. V. Bulanov
STRING BOW INSTRUMENTS OF BURYATIYA: IS MUSICAL-ACOUSTIC ASPECT Abstract. Article is devoted the description and the comparative analysis of three stringed musical instruments (hoor, moreen hoor, suuha hoor) in aspect of musical acoustics and musicology. The author enters into scientific use the objective data of spectral analysis of sounding, is considered design, timbre and performing features of explored musical instruments.
Keywords: hur, morinhur, suhahur, string of Buryatiya, musical acoustics, the spectral analysis, the resonator, frequency resonance, igil, uliger
References
1. Aldoshina, I. A. Muzykalnaya akustika [Musical acoustics] / I. A. Aldoshina, R. Pritts. - Saint-Petersburg, 2006.
2. Baneev, Ju. A. Sovremennye buryatskie narodnye instrumenty [Modern Buryat national instruments] / Ju. A. Baneev. - Ulan-Ude, 1993.
3. Bodiev, B. R. Tehnicheskiy pasport muzykalnogo instrumenta «Suuha huur» i metodicheskie rekomendacii po ego izgotovleniu [Characteristics sheet of a musical instrument «Suuha huur» and methodical recommendations about its manufacturing] / B. R. Bodiev. - Ivolginsk, 2011.
4. Dashieva, L. D. Tradicionnaya muzikalnaya kultura buryat [Traditional musical culture the Buryat] / L. D. Dashieva. - Ulan-Ude, 2005.
5. Dyomin, A. G. Muzikalnyj instrumentarij mongolov v epohu velikoj imperii (XIII - XIV vv.) [Musical instruments of Mongols during an epoch of great empire (XIII - XIV centuries)] / A. G. Dyomin. - Ulan-Ude, 2000.
6. Kitov, V. V. Muzikalno-instrumentalnoe tvorchestvo buryat kak factor hudogestvennoj kultury [Is musicalinstrumental creativity the Buryat as the factor of art culture]: dis. ... Cand. cultural science / V. V. Kitov. -Ulan-Ude, 2002.
7. Kuznetsov, L. A. Akustika muzykalnyh instrumentov [Akustika of musical instruments] / L. A. Kuznetsov. -Moscow, 1989.
8. Narodnye muzikalnye instrumenty i instrumentalnaya muzika [National musical instruments and instrumental music]: collection of the item and materials: in 2 p. P.1 / general edition E. V. Gippius. - Moscow: Sovet kompozitor, 1987.
9. Smirnov, B. F. Mongolskaya narodnaya muzyka [The Mongolian folk music] / B. F. Smirnov. - Moscow, 1971.
10. Suzukej, V.Ju. Tuvinskie tradicionnye muzykalnye instrumenty [The Tuva traditional musical instruments] / V. Ju. Suzukej. - Kyzyl, 1989.
11. Haltaeva, L. A. Origin and development of pentatonic in the Buryat folk music / L. A. Haltaeva // Nacionalnaya samobytnost iskusstva na rubege tysyaletij [National originality of art on a boundary century]: materials of scientifically practical conference, devoted to the 60 anniversary of the Union of composers of Republic Buryatiya. - Ulan-Ude, 2000.
12. Shlychkov, S. V. Metodika rascheta korpusnyh elementov muzykalnyh instrumentov [Technique calculation of case elements of musical instruments]: dis. ... Cand. tech. sciehces / S. V. Shlychkov. - Ioshkar-Ola, 2004. Received 21.10.2013
135