Научная статья на тему 'Воспитание личности в контексте музыкальной традиции'

Воспитание личности в контексте музыкальной традиции Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
212
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ (ГУСЛИ) / МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / NATIONAL ART (MUSIC) / MUSICAL INSTRUMENT (GUSLI) / EDUCATION / VOCATIONAL TRAINING / MUSIC EDUCATION / NATIONAL COMPONENT OF EDUCATION / CULTURAL HERITAGE / MUSICAL CULTURE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Усков Александр Сергеевич

Обращение к различным направлениям национального искусства в образовательном процессе закладывает фундамент культуры личности, способствует формированию национального самосознания и чувства патриотизма, толерантности и консолидации общества. В настоящей работе в качестве действенного инструмента инкультурации личности в системе образования рассматривается искусство многострунных инструментов на примере русских гуслей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Educational process by means of musical tradition

National art is an important factor of educational process. Reference to various directions of national art forms national self-consciousness and patriotism, tolerance and society consolidation. The article looks at the Russian gusli art and the arts of national multistring musical instruments as the effective tool of enculturation process.

Текст научной работы на тему «Воспитание личности в контексте музыкальной традиции»

А.С. УСКОВ, соискатель Российский институт культурологии

Воспитание личности в контексте музыкальной традиции

Обращение к различным направлениям национального искусства в образовательном процессе закладывает фундамент культуры личности, способствует формированию национального самосознания и чувства патриотизма, толерантности и консолидации общества. В настоящей работе в качестве действенного инструмента ин-культурации личности в системе образования рассматривается искусство многострунных инструментов на примере русских гуслей.

Ключевые слова: профессиональное образование, музыкальное образование, культурное наследие, музыкальный инструмент (гусли), музыкальная культура.

Трактовка образования как способа трансляции культурных ценностей непосредственно связывает его с процессами культурной идентификации личности, социализации и инкультурации, поскольку «именно через систему образования, и более широко - просвещения, происходит не только передача суммы знаний, навыков, идей, но также формируется аксиологическая ориентация и система мировоззрения » [1]-

Существующая система образования является инструментом распространения прежде всего традиционных, признанных в социокультурном пространстве канонов, моделей, образцов, которые должны быть переданы обществом индивиду в процессе его социализации и инкультурации. Поэтому при рассмотрении культуры как регулятивной сферы всех видов социокультурной практики, как области, аккумулирующей в себе сложившиеся нормативы и идеалы, перед нами стоит основная задача -выявить наиболее ценные и яркие ее проявления, чтобы через них выйти на широкий круг сопутствующих вопросов и попытаться решить целый ряд актуальных проблем социализации индивида.

Если говорить о формах, подходах и методах, благодаря которым происходит реализация обозначенных выше целевых и ценностных ориентаций, в качестве предмета специального анализа может выступить гусельное искусство как разновидность традиционного музыкально-

го искусства на современном этапе его развития.

В России гусли являются зримым музыкальным символом эпоса, который в своем обращении к прошлому отражает целостную картину народной жизни, несет в себе глубинные основы мироощущения, наиболее устойчивые, прошедшие сквозь века и даже тысячелетия фундаментальные основы бытия нации. Обращение к таким пластам культурного наследия помогает осваивать национальную культуру, формировать картину мира, характерную для ментальности своего народа. В наши дни, когда особенно ощутимой стала потребность в сохранении и активном возрождении исконных богатств национального духовного наследия, процесс инкультурации средствами гусельного искусства представляет собой освоение исторического опыта социального взаимодействия между людьми, преломленного сквозь призму смыслов, значений и всей ценностной иерархии элементов, связанных с традициями исконной музыкальной культуры России.

В настоящее время создана и реализуется долгосрочная целевая программа «Возрождение гуслей в России », инициированная культурно-просветительским центром «Купина Неопалимая» под руководством заслуженной артистки России, профессора Л.Я. Жук. Задачей программы является превращение достижений гусельной культуры, ее традиций и ценностей из богатейшего, но

Художественное образование 139

невостребованного культурного наследия прошлого в реалии сегодняшней жизни, в составляющие того непосредственно воздействующего на ум и душу человека культурного пространства, которое определяет не только нынешний, но и завтрашний день. Одним из основных направлений деятельности центра является помощь в формировании системы подготовки высокопрофессиональных исполнительских и педагогических кадров, необходимых как для успешной реализации данного проекта на местах в области специального образования, так и для решения вопросов приобщения широких групп населения к искусству многострунных инструментов через систему общего образования. В настоящее время гусли представлены в следующих направлениях образовательной практики.

Система профессионального музыкального образования: детская музыкальная школа и школа искусств - училище, колледж - вуз. Основной задачей этого направления является обучение всему комплексу знаний и умений, необходимых для подготовки высокопрофессионального музыканта. Обучение на гуслях представлено во всех звеньях музыкально-образовательной лестницы - от детской музыкальной школы до консерватории. Успешная педагогическая деятельность преподавателей, многие из которых сами являются прекрасными музыкантами, лауреатами всероссийских и международных конкурсов, способствует активному воспитательному процессу юных гусляров и вовлечению их в концертную деятельность. Музыкальной педагогикой накоплен определенный опыт обучения игре на гуслях с раннего возраста. Современная методика исходит из того, что исполнитель должен уметь играть на различных видах гуслей - звончатых с различным количеством струн (т.е. различной формы), щипковых с любым строем (оркестровым и сольным), клавишных, а также уметь играть на аналогичных инструментах других народов. Ученик начиная со школы практически осваивает четыре вида гуслей: детские 12-струнные, 15-17-струнные, 23-струнные и пор-

тативные щипковые, что впоследствии дает ему возможность полностью реализовать свой исполнительский потенциал [2].

На сегодняшний день самые перспективные гусельные школы существуют в Пскове, Санкт-Петербурге, Казани, Москве. За последние годы гусли заметно продвинулись по пути академического исполнительства именно в Москве. Творческими усилиями Л.Я. Жук были значительно расширены границы применения инструмента, его исполнительские возможности и репертуар, создана московская гусельная школа. Представители этой школы ведут активную педагогическую деятельность, в результате которой классы гуслей открыты в музыкальных школах Москвы, Подмосковья, Воронежа, Рязани, Тулы, Карачева, Калининграда, Нефтеюганска, Сочи, Кыштыма, Самары, Сызрани и других городов.

Система общего и профессионального (немузыкального) образования: дошкольное учреждение - общеобразовательная школа - колледж - вуз. На всех этапах особое внимание уделяется знакомству учащихся с гусельным искусством в его тесной связи с культурными традициями и историей России. В этой связи встают следующие педагогические и методические вопросы: как лучше приобщить детей и молодежь к игре на забытом музыкальном инструменте? Как вернуть истоки отечественной культуры и национальных традиций? Как привлечь молодое поколение на специализацию по гуслям, пробудить интерес к этому уникальному, истинно народному музыкальному инструменту? По мнению многих исследователей, решение этой проблемы лежит «в образовательной сфере, так как именно здесь есть возможность синтезировать универсальные и национальные ценности, общие планетарные и личностные интересы человека, глобализм и этнокультурное начало в цивилизационном развитии» [3].

На практике многие из указанных задач находят свое решение в разнообразных формах деятельности. На наш взгляд, стоит упомянуть об опыте Карельского государственного педагогического университе-

А.С. УСКОВ, соискатель Российский институт культурологии

Воспитание личности в контексте музыкальной традиции

Обращение к различным направлениям национального искусства в образовательном процессе закладывает фундамент культуры личности, способствует формированию национального самосознания и чувства патриотизма, толерантности и консолидации общества. В настоящей работе в качестве действенного инструмента ин-культурации личности в системе образования рассматривается искусство многострунных инструментов на примере русских гуслей.

Ключевые слова: профессиональное образование, музыкальное образование, культурное наследие, музыкальный инструмент (гусли), музыкальная культура.

Трактовка образования как способа трансляции культурных ценностей непосредственно связывает его с процессами культурной идентификации личности, социализации и инкультурации, поскольку «именно через систему образования, и более широко - просвещения, происходит не только передача суммы знаний, навыков, идей, но также формируется аксиологическая ориентация и система мировоззрения » [1]-

Существующая система образования является инструментом распространения прежде всего традиционных, признанных в социокультурном пространстве канонов, моделей, образцов, которые должны быть переданы обществом индивиду в процессе его социализации и инкультурации. Поэтому при рассмотрении культуры как регулятивной сферы всех видов социокультурной практики, как области, аккумулирующей в себе сложившиеся нормативы и идеалы, перед нами стоит основная задача -выявить наиболее ценные и яркие ее проявления, чтобы через них выйти на широкий круг сопутствующих вопросов и попытаться решить целый ряд актуальных проблем социализации индивида.

Если говорить о формах, подходах и методах, благодаря которым происходит реализация обозначенных выше целевых и ценностных ориентаций, в качестве предмета специального анализа может выступить гусельное искусство как разновидность традиционного музыкально-

го искусства на современном этапе его развития.

В России гусли являются зримым музыкальным символом эпоса, который в своем обращении к прошлому отражает целостную картину народной жизни, несет в себе глубинные основы мироощущения, наиболее устойчивые, прошедшие сквозь века и даже тысячелетия фундаментальные основы бытия нации. Обращение к таким пластам культурного наследия помогает осваивать национальную культуру, формировать картину мира, характерную для ментальности своего народа. В наши дни, когда особенно ощутимой стала потребность в сохранении и активном возрождении исконных богатств национального духовного наследия, процесс инкультурации средствами гусельного искусства представляет собой освоение исторического опыта социального взаимодействия между людьми, преломленного сквозь призму смыслов, значений и всей ценностной иерархии элементов, связанных с традициями исконной музыкальной культуры России.

В настоящее время создана и реализуется долгосрочная целевая программа «Возрождение гуслей в России », инициированная культурно-просветительским центром «Купина Неопалимая» под руководством заслуженной артистки России, профессора Л.Я. Жук. Задачей программы является превращение достижений гусельной культуры, ее традиций и ценностей из богатейшего, но

Художественное образование 139

невостребованного культурного наследия прошлого в реалии сегодняшней жизни, в составляющие того непосредственно воздействующего на ум и душу человека культурного пространства, которое определяет не только нынешний, но и завтрашний день. Одним из основных направлений деятельности центра является помощь в формировании системы подготовки высокопрофессиональных исполнительских и педагогических кадров, необходимых как для успешной реализации данного проекта на местах в области специального образования, так и для решения вопросов приобщения широких групп населения к искусству многострунных инструментов через систему общего образования. В настоящее время гусли представлены в следующих направлениях образовательной практики.

Система профессионального музыкального образования: детская музыкальная школа и школа искусств - училище, колледж - вуз. Основной задачей этого направления является обучение всему комплексу знаний и умений, необходимых для подготовки высокопрофессионального музыканта. Обучение на гуслях представлено во всех звеньях музыкально-образовательной лестницы - от детской музыкальной школы до консерватории. Успешная педагогическая деятельность преподавателей, многие из которых сами являются прекрасными музыкантами, лауреатами всероссийских и международных конкурсов, способствует активному воспитательному процессу юных гусляров и вовлечению их в концертную деятельность. Музыкальной педагогикой накоплен определенный опыт обучения игре на гуслях с раннего возраста. Современная методика исходит из того, что исполнитель должен уметь играть на различных видах гуслей - звончатых с различным количеством струн (т.е. различной формы), щипковых с любым строем (оркестровым и сольным), клавишных, а также уметь играть на аналогичных инструментах других народов. Ученик начиная со школы практически осваивает четыре вида гуслей: детские 12-струнные, 15-17-струнные, 23-струнные и пор-

тативные щипковые, что впоследствии дает ему возможность полностью реализовать свой исполнительский потенциал [2].

На сегодняшний день самые перспективные гусельные школы существуют в Пскове, Санкт-Петербурге, Казани, Москве. За последние годы гусли заметно продвинулись по пути академического исполнительства именно в Москве. Творческими усилиями Л.Я. Жук были значительно расширены границы применения инструмента, его исполнительские возможности и репертуар, создана московская гусельная школа. Представители этой школы ведут активную педагогическую деятельность, в результате которой классы гуслей открыты в музыкальных школах Москвы, Подмосковья, Воронежа, Рязани, Тулы, Карачева, Калининграда, Нефтеюганска, Сочи, Кыштыма, Самары, Сызрани и других городов.

Система общего и профессионального (немузыкального) образования: дошкольное учреждение - общеобразовательная школа - колледж - вуз. На всех этапах особое внимание уделяется знакомству учащихся с гусельным искусством в его тесной связи с культурными традициями и историей России. В этой связи встают следующие педагогические и методические вопросы: как лучше приобщить детей и молодежь к игре на забытом музыкальном инструменте? Как вернуть истоки отечественной культуры и национальных традиций? Как привлечь молодое поколение на специализацию по гуслям, пробудить интерес к этому уникальному, истинно народному музыкальному инструменту? По мнению многих исследователей, решение этой проблемы лежит «в образовательной сфере, так как именно здесь есть возможность синтезировать универсальные и национальные ценности, общие планетарные и личностные интересы человека, глобализм и этнокультурное начало в цивилизационном развитии» [3].

На практике многие из указанных задач находят свое решение в разнообразных формах деятельности. На наш взгляд, стоит упомянуть об опыте Карельского государственного педагогического университе-

140

Высшее образование в России • № 9, 2009

та. Создание музыкальных коллективов исполнителей на гуслях и кантеле (национальном многострунном инструменте Карелии) способствует возрождению и воссозданию образцов инструментов для народной музыки. Так, например, участники студенческого музыкального ансамбля «Джинс-кантеле », которому исполнилось уже 15 лет, играют на инструментах, изготовленных в учебных мастерских университета. Этим достигается серьезная мотивация в технологической подготовке студентов и создается необходимый базис для концертной деятельности. В рамках технологического образования ведется работа по этномоделированию народных музыкаль-ныхинструментов. Автор этой программы, кандидат технических наук В.Ф. Тропин считает, что «способность ставить и решать задачи самых разнообразных типов и различной степени сложности является наиболее характерной чертой создания модельного образца, например, вепсского кантеле. Необходимость решать противоречия, связанные с переходом от ритуального музыкального инструмента к музыкальноконцертному, как это имеет место в данном случае, влечет за собой изменение конструктивных характеристик для усиления звучания, сохраняя при этом мягкость, приятный тембр звучания и т.д.» [4].

Один из самых распространенных и действенных способов приобщения к искусству многострунных инструментов - это регулярные концерты гусляров-профессио-налов в школах, домах культуры, на открытых эстрадных площадках. Звуки гуслей оказывают на слушателей сильнейшее эмоциональное воздействие. Восприятие народного искусства через тембр старин-ныхинструментов формирует способность к сопереживанию, почти утерянную современным человеком. Кроме того, такие концерты служат воспитанию эстетического вкуса - этому способствуют как звуки гуслей, так и исполняемый на них репертуар, красочные народные костюмы артистов.

Досуговая система образования: музыкальные клубы любителей гуслей. Целью

данной системы является приобщение широ-кихслоев населения к богатейшему культурному наследию России, связанному с гусельным исполнительством. Оно может включать в себя элементы театрализации, сценического движения. Примерами могут служить коллектив гусляров (более пятидесяти человек детей и подростков) районного культурного центра «Купина» в пос. Нахабино Московской области, ансамбль гусляров г. Видное Московской области и др.

Духовная система образования: воскресная школа - семинария - духовная академия. Здесь ярко выражена связь гусельного искусства с христианской культурой. Благодаря этому направлению деятельности музыкальных педагогов богатейшее наследие народных духовных песнопений в сопровождении гуслей, авторские песни и духовные стихи представлены в виде аудиовизуальной продукции и в живом исполнении коллективов воскресных школ и учебных заведений с православным уклоном.

Русский человек воспринимает звук гуслей как родной и близкий ему музыкальный язык, олицетворяющий глубокую связь с далеким прошлым своей страны. Развитие гуслей и сходных инструментов других народов способствует сохранению исторической памяти, открывает пути общения людей в Добре, Любви и Красоте. Такое же трепетное отношение ккантеле и связанной с этим инструментом культурной традиции испытывают жители Финляндии и Карелии. Так же любят и почитают бандуру на Украине, цимбалы в Белоруссии, крезь в Удмуртии, ятагу в Бурятии, кесле и кюсле в республиках Поволжья. Многострунное искусство каждого народа сформировалось и достигло своего расцвета в эпоху нравственной чистоты культуры, оно выражало полифоничность отношений человека с окружающим миром. В основе этого искусства лежит традиция, являющая собой сложное соединение философских, морально-нравственных, художественно-эстетических, социально-исторических категорий.

Каждый этнический регион имеет мно-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.