Научная статья на тему 'Музыка в начальной школе: культурно-познавательный потенциал справочников по искусству'

Музыка в начальной школе: культурно-познавательный потенциал справочников по искусству Текст научной статьи по специальности «Искусство. Искусствоведение»

106
60
Поделиться

Похожие темы научных работ по искусству и искусствоведению , автор научной работы — Сосницкая Татьяна Николаевна,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Музыка в начальной школе: культурно-познавательный потенциал справочников по искусству»

Т.Н. Сосницкая

МУЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ: КУЛЬТУРНОПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СПРАВОЧНИКОВ ПО

ИСКУССТВУ

В практике учителей общеобразовательных школ активно используются различные справочники по искусству Они различаются по структуре, объему материала и принципам его изложения, художественному оформлению и обладают различным культурно-познавательным потенциалом, который мы и попытаемся проанализировать в данной статье.

Энциклопедический словарь юного музыканта В.В. Медушевского и О.О. Очаковского [8] составлен по алфавитному принципу. Авторы рассказывают не только о видах и жанрах в музыке, музыкальных инструментах, детском музыкальном творчестве, но и о жизни и творчестве выдающихся композиторов. Даются актуальные для ребенка советы, как научиться слушать музыку, собирать фонотеку и т.д. Словарь богато иллюстрирован фотографиями и репродукциями.

Однако некоторые словарные статьи, на наш взгляд, слишком объёмны, перенасыщены информацией и имеют неубедительный план построения. Например, статья "Гусли" начинается с информации о конструктивных особенностях этого музыкального инструмента: "Гусли представляют собой плоский ящик-резонатор с натянутыми над ним струнами". Затем, упомянув, что под разными названиями - каннель, канклес, кокле, кюсле, кёсле - этот многострунный щипковый инструмент известен у народов Прибалтики и Поволжья, авторы сообщают, что на Руси гусли известны с 11 в. и снова возвращаются к рассмотрению конструктивных особенностей инструмента.

Следующая информативная зона статьи представляет правила игры на инструменте. Здесь также имеются неоправданные повторы (дважды описывается прием защипывания струн). Раздел о современных разновидностях гуслей еще раз повторяет эти уже известные ребенку сведения: "При игре исполнитель держит их /гусли/ на коленях, извлекая звук несколькими способами: защипывая струны пальцами обеих рук либо только правой рукой, а левой приглушает струны; пользуется плектром, тогда звук становится особенно звонким" [8, а74].

Рассказ о клавишных гуслях содержит много сложной для детского восприятия информации, что снижает возможности реализации культурно-познавательного потенциала источника при работе с младшими школьниками: "Устройство, внешний вид и диапазон их схож со щипковыми гуслями, но все струны расположены в одной плоскости, а над струнами имеется ящик с системой глушителей - демпферов. Управляют всей системой при помощи 12 клавишей одной октавы фортепианной клавиатуры, находящейся на краю демферного ящика. При нажатии на клавишу поднимается связанный с нею демпфер и открывает соответствующие данному звуку струны сразу во всех октавах. Чаще всего на клавишных гуслях играют арпед-жированные аккорды" [8,с.75].

В отличие от предыдущего источника, Краткий музыкальный словарь для учащихся Ю .Бу-лучевского, В.Фомина [2], может быть использован в первую очередь детьми, которые занимаются музыкой, поскольку авторы включают в объект описания большое количество специальной терминологии, и при толковании понятий музыкальной сферы также активно пользуются терминологической лексикой, например:"Диатонические интервалы - интервалы, образующиеся на ступенях диатонических ладов: чистые (прима, кварта, квинта, октава), большие и малые (секунда, терция, секста, септима), т.е. все интервалы, кроме увеличенных и уменьшённых" [2,с.57], "Новемоль - особая ритмическая фигура, состоящая из 9 нот и равная по времени звучания 8 нотам той же длительности. Фигуры, подобные новемолям (дуоль, триоль, квартоль, квинтоль и т.п.), придают музыкальной речи ритмическую гибкость и свободу" [2, с. 125] и т.п.

Сравним статью о гуслях данного словаря с предыдущей работой. В данном случае статья написана более лаконично и начинается с четкого определения: "Гусли - старинный русский

струнно-щипковый инструмент". Затем предлагается история их появления с элементами лингвистической информации о наименовании инструмента: "Первые сведения о гуслях относятся к глубокой старине; по-видимому, так назывались вообще все струнные инструменты Древней Руси". Далее речь идёт о форме инструмента, и здесь остаются без пояснения важные в содержательном плане термины (мы выделили их курсивом): "Старинные гусли, так называемые гусли звончатые, имели плоский корпус трапециобразной формы с несколькими струнами, настроены диатонически".... В 18 веке появляются настольные гусли "с большим количеством струн, настроенных хроматически" [2,с.51].

К сожалению, авторы не уделяют внимания и принципу игры на этом инструменте, и, следовательно, не разъясняют, почему гусли относятся к струнно-щипковой группе инструментов.

В целом же авторы охватывают большое количество теоретических музыкальных понятий, дают краткие биографические сведения о композиторах, их сочинениях, приводят много нотных примеров для иллюстрации того или иного термина.

Л.Михеева, автор Музыкального словаря в рассказах [6] во Вступлении к словарю указывает, что книга написана для школьников, занимающихся и не занимающихся музыкой. Круг тем, которые она рассматривает, широк: музыкальные жанры, певческие голоса, оркестры, теоретические и музыковедческие понятия. Книга построена по алфавитному принципу. Но в отличие от словарей, Л.Михеева даёт в статьях более полную информацию о музыкальном искусстве в жанре рассказа. Она цитирует стихи, широко использует рисунки.

Анализируя ее статью о гуслях, отметим, что автор, не давая определения заголовочного слова, начинает рассказ о форме этого инструмента, а затем переходит к классификации гуслей. Затем вводится ценная культурологическая информация о том, что "ещё легендарный Боян, певший славу князьям в "Слове о полку Игореве", был гусляром". Интересна историческая справка о том, как менялась форма инструмента, однако она несколько нарушает логику изложения материала. К тому же в статье не указано, к какой группе инструментов относятся гусли, какие приёмы игры используются на этом инструменте [6,с.41].

В Предисловии к книге "Музыка от А до Я. Занимательное чтение с картинками и фантазиями" [9], ее автор, Э. Финкельштейн, предлагает читателю пользоваться книгой как справочником. Он предупреждает, что не рассказывает о композиторах и их произведениях, его интересует то, "что повторяется в музыкальном искусстве помногу раз, что сближает музыку разных композиторов и разные музыкальные произведения" [9, с. 1].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Трудно определить, для какого возраста написана эта книга: отдельные фрагменты статей явно адресованы младшим школьникам, но имеется и информация, рассказанная совсем по-взрослому. При презентации новых понятий автор использует различные литературные жанры (сказки, беседы), внутри текстов широко представлены диалоги. Однако такое стремление к занимательности не всегда оправдано. Например, знакомя детей с музыкальными инструментами гусли и гитара, Э. Финкельштейн объединяет их в одну статью, которая написана в форме диалога в народном разговорно-просторечном стиле, что, на наш взгляд, не совсем уместном для справочного издания: "Ну, сошлись музыкальные инструменты, обычное дело вроде бы. Только почему-то редко приходится гусли с гитарой вместе видеть и слышать. Интересно почему?..- Вот так нежданная-негаданная встреча! - голос у гуслей звонкий, ясный, говорит, будто весёлые искорки сыплются.

- А ведь мы с тобой сёстры родные, обе струнные, обе щипковые, - ох уж эта гитара, умеет и она очаровать приятнейшим голосом, нежным этаким, чуть с грустинкой. - Я-то в памяти крепко-накрепко узелок завязала, откуда родом-племенем. Не то, что некоторые. Имя своё древнерусское берегу. Знай же: гуслой в старину гудящую струну называли, отсюда гуслями меня кличут" [9, с.25].

Особенно неоправданны , на наш взгляд, такие выражения, как: "Меня музыкант за шею обнимает, а на тебя сверху поглядывает" (речь идёт о гитаре), "Я тебе, гитара, прямо скажу, как сердце велит: уж очень ты переменчивая! То ты такая, то этакая!". И далее: "Вот вы, гусли, в старину попроще были, на коленях вас держали. Потом на ноги встали, в инст-

румент-стол превратились. А потом ещё и клавиши к себе приспособили". В том же стиле, с использованием просторечной лексики строится и ответ гуслей гитаре: "И романсом балуешься, и с джазом шашни заводишь, и с классической музыкой заигрывать успеваешь!... И ведь какую моду себе взяла - электричеством кормиться в рок-группах! Позор роду нашему

- Струнному щипковому!" [9,с.26].

Использование разговорного языка в книгах такого рода представляется нам непрофессиональным. Наш педагогический опыт показывает, что такая манера рассказа затрудняет понимание ребёнком сути вопроса и к тому не способствует повышению культуры речи учащихся.

Очень сухо, строго написан Б.В.Асафьевым "Путеводитель по концертам. (Словарь необходимых терминов и понятий)" [1].Автор ставил своей задачей не только расшифровать необходимые термины, но расширить и углубить жанр путеводителя-словаря, внести в него элементы энциклопедического плана. Он написал его "для широких масс слушателей". Статья "гусли" здесь очень лаконична: "Гусли - старинный русский народный (струнный щипковый) инструмент (часто упоминается в устной словесности - в былинах, в песнях). В своём первобытном облике состояли из деревянной доски, лежавшей на коленях у гусляра, с натянутыми на ней струнами, перебираемыми пальцами обеих рук" [1,с.36]. Для детского чтения такая статья, написанная официальным языком, мало привлекательна.

Мы ставим перед собой другую задачу: в лексикографической форме рассказать о музыке интересно, точно, лаконично, доступно.

Для младших школьников необходим словарь, который поможет им легко разобраться во множестве новых терминов и понятий, расширит кругозор, приобщит к музыкальной культуре, поможет усвоить материал школьной программы (урок музыки в общеобразовательной школе проводится всего лишь один раз в неделю, и дети часто не усваивают того, что им рассказывает учитель).

Программы по музыке для общеобразовательных школ (Д.Б.Кабалевского; Е.Д. Критской, Г.П.Сергеевой и Т.С.Шмагиной), которыми чаще всего пользуются учителя, содержат в себе большое количество музыкальных терминов, названий музыкальных инструментов, фамилий композиторов, которые, на наш взгляд, требуют дополнительного, более тщательного разъяснения. Доступный, занимательный и информативный музыкальный словарь призван восполнить этот пробел.

Предполагается, что порядок расположения материала в таком словаре будет тематическим, с выделением таких разделов, как Музыкальные инструменты, Музыкальные произведения, Музыканты-исполнители.

Информация в словарной статье будет излагаться по следующему плану:

• история создания инструмента и его эволюция

• современные конструктивные особенности инструмента

• способ извлечения звука, особенности игры на инструменте

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• исполнители и музыкальные произведения, исполняемые на данном инструменте

• отражение инструмента в русском фольклоре - сказках, пословицах и т.п., символика наименования инструмента.

Приведем в качестве примера одну из статей из раздела Музыкальные инструменты.

ГУСЛИ - один из самых древних русских народных щипковых инструментов.

Идею создания гуслей человеку подсказала натянутая тетива лука. Первоначально гусли представляли собой несколько струн, натянутых на доску. Затем, чтобы звук был более сильным и ярким, струны стали натягивать на ящик с крышкой, в которой вырезали дыры. Стороны ящика делали разными по длине, и длина струн тоже оказывалась разной. Вначале струн было 4-6, потом всё больше. У современных гуслей их число иногда достигает 66. Каждому звуку гаммы соответствует отдельная гусельная струна, поэтому, чем больше струн, тем больше звуков разной высоты можно извлечь, играя на гуслях. Корпус гуслей напоминает крыло птицы, поэтому они получили название крыловидные. Иногда корпус делали в виде шлема, какие носили древние воины-богатыри, это были шлемовидные гусли. Ещё гусли называют звончатыми: когда на

них играют при помощи плектра - тонкой изогнутой пластинки из слоновой кости, панциря черепахи, пластмассы или дерева, звук становится ярким, похожим на перезвон колоколов. Исполнитель-гусляр держит свой инструмент на коленях или ставит на стол, а играет обеими руками, перебирая струны щипковыми движениями, поэтому гусли и относят к щипковым инструментам. Ещё одним распространённым приёмом игры на гуслях является бряцание - резкие удары по струнам, дающие громкие, долго не затухающие звуки. В старину гусляры одевались в длинные белые рубахи, подпоясывались ремнём. Они пели песни, былины о подвигах богатырей, о важных исторических событиях. Самым известным музыкантом-гусляром в Древней Руси был Боян. В русских народных сказках упоминаются гусли-самогуды, которые играют самостоятельно и своей игрой заставляют всех пуститься в пляс.

Статьи такого плана, объединенные в Словарь для младших школьников общеобразовательной школы, будут способствовать лёгкому восприятию, пониманию и запоминанию музыкального материала. Предполагается, что словарь будет художественно иллюстрирован, что значительно повысит его культурно-познавательный потенциал.

Литература

1. Асафьев Б.В. Путеводитель по концертам. Словарь наиболее необходимых музыкальных терминов и понятий. М., 1978.

2. Булучевский Ю.С., Фомин В.С. Краткий музыкальный словарь для учащихся. Л., 1977.

3. Васильев Ю.А., Широков А.С. Рассказы о русских народных инструментах. М., 1976.

4. Куберский И.Ю., Минин Е.В. Энциклопедия для юного музыканта. СПб., 1996.

5. Мелик-Пашаев А.А. Современный словарь-справочник по искусству. М., 1999.

6. Михеева Л.В. Музыкальный словарь в рассказах. М., 1986.

7. Музыкальная энциклопедия: В 2т. / Гл. ред. Ю.В. Келдыш. М., 1974. Т.2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Медушевский В.В., Очаковская О.О. Энциклопедический словарь юного музыканта. М., 1985.

9. Финкельштейн Э.И. Музыка от А до Я. Занимательное чтение с картинками и фантазиями. СПб., 1997.