Научная статья на тему 'Гусли у поволжских народов'

Гусли у поволжских народов Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1041
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
народы Поволжья / этнография / традиционная культура / этномузыкология / гусли / peoples of the Volga region / ethnography / traditional culture / ethnomusicology / zither (gusli).

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Бусыгин Евгений Прокопьевич, Яковлев Валерий Иванович

Анализируются опубликованные с XIX в. и собранные авторами в ходе экспедиционной работы материалы по цитрообразным музыкальным инструментам (гуслям) народов Поволжья: удмуртов, марийцев, татар, чувашей, эрзи, мокши. Рассматриваются особенности конструкции, материала, приёмы игры, функционирование инструментов в повседневной жизни и в ритуальной практике. Авторы приходят к выводу о достаточно древнем, дорусском происхождении гуслей у народов Поволжья и об их сходстве, возникшем как, возможно, вследствие общего происхождения, так и в ходе активных межэтнических контактов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psaltery (gusli) of the peoples of Volga region

There are analized materials concerning the zither-kind musical instruments (gusli) of the Volga peoples (Udmurt, Mari, Tatar, Chuvash, Erzya, Moksha) published since the 19th c. and collected by the authors in their expeditions. The peculiarities of construction and raw materials, methods of playing the istrument, ins functions in everyday life and in ritual practice are considered. The author come to conclusion about a quite ancient, pre-Russian origins of gusli by the Volga peoples and mark the similarity of its different ethnic variants apeared probably due to the common origin and also in course of active ethnic contacts.

Текст научной работы на тему «Гусли у поволжских народов»

Гусли у поволжских народов

© 2017 г. | Е. П. Бусыгин, В. И. Яковлев

Анализируются опубликованные с XIX в. и собранные авторами в ходе экспедиционной работы материалы по цитрообразным музыкальным инструментам (гуслям) народов Поволжья: удмуртов, марийцев, татар, чувашей, эрзи, мокши. Рассматриваются особенности конструкции, материала, приёмы игры, функционирование инструментов в повседневной жизни и в ритуальной практике. Авторы приходят к выводу о достаточно древнем, дорусском происхождении гуслей у народов Поволжья и об их сходстве, возникшем как, возможно, вследствие общего происхождения, так и в ходе активных межэтнических контактов.

Ключевые слова: народы Поволжья, этнография, традиционная культура, этномузыкология, гусли.

Музыкальный инструментарий народов Среднего Поволжья богат и разнообразен. Здесь с давних пор получили широкое распространение духовые, струнные, мембранные и самозвучащие инструменты. Это -различные флейты из глины, тростника, дерева с игровыми отверстиями и без них; трубы, сделанные из бересты, дерева или рога животных; волынки, трещотки, барабаны, скрипки, гармоники, гусли и др. Разнообразны и формы их функционирования. С давних пор музыкальные инструменты использовали на различных общественных и семейных праздниках, а также во время земледельческих, культовых и других обрядов; они служили сигнальным средством на охоте, употреблялись в качестве манков для ловли птиц и т. д.

Многообразие музыкальных инструментов и форм их функционирования отражает длительную историю народной культуры, сложные пути формирования и расселения поволжских народов.

Некоторые из музыкальных инструментов были характерны только для одного народа Среднего Поволжья и бытовали на территории его расселения; другие, в равной мере известные многим народам, были распространены широко. Так, кубыз и курай наиболее характерны для татар, многоствольная флейта чипсан - для удмуртов, волынки и барабаны - для чувашей и марийцев, гармоника и балалайка - для русских. Вместе с тем у всех поволжских народов издавна был известен очень древний музыкальный инструмент - гусли. Наличие их у славян Поволжья отмечено арабскими путешественниками X в. Ибн-Фадланом и Ибн-Даста (Финдейзен, 1928, с. 23).

Каких-либо данных о бытовании гуслей у местных поволжских народов в это время мы пока не имеем. Однако наличие их у татар в более позднее время отмечено многими исследователями края.

Так, автор «Казанской истории» (XVI в.) среди музыкальных инструментов, известных в то время татарам, называет гусли (Казанская история, 1953, с. 149). Гусли упоминают участники академических экспедиций второй половины XVIII в. Г. Ф. Миллер, П. С. Паллас, И. Г. Георги, С. Г. Гмелин (Миллер, 1791, с. 80; Паллас, 1773, с. 145; Георги, 1799, с. 29, 38, 45, 52; Харлампович, 1903). О широком распространении гуслей у народов Поволжья в XIX в. писали А. Фукс, В. Сбоев, С. Михайлов, А. Риттих, В. Мошков и др. (Записки, 1840, с. 75, 224; Сбоев, 1856, с. 76; Михайлов, 1852, с. 41; Риттих, 1870, с. 102; Мошков, 1903). В начале 20-х годов XX в. появилась специальная статья, посвященная гуслям чувашей (Павлов, 1928). Вместе с тем в работах указанных авторов сведения о гуслях отрывочны, неполны. Они не дают возможности представить конструктивные особенности поволжских гуслей, их строй, способы игры, музыкально-выразительные возможности т. д.

Мы в течение ряда лет собирали материал по музыкальным инструментам поволжских народов, в том числе и по гуслям. Встречи с мастерами, изготовлявшими гусли, и гуслярами разных народов, знакомство с гуслями татар, чувашей, марийцев и других народов, живущих компактными массивами или чересполосно, дали возможность выявить разнообразие конструктивных особенностей поволжских гуслей и их роль в жизни поволжских народов. Нами рассмотрены также гусли, хранящи-

еся в коллекциях краеведческих музеев Казани, Йошкар-Олы, Чебоксар, Козьмодемьянска и других городов.

Термин «гусли», как известно, имеет общий корень во всех славянских языках. Он применяется для обозначения струнных инструментов. У южных и западных славян это смычковый инструмент: гусле (сербы, хорваты), гусла болгары), gesle (поляки), ^ш1е (чехи, словаки); у восточных славян (русские, белорусы) гусли - щипковый инструмент. Народы Прибалтики аналогичный по конструкции струнно-щипковый инструмент называют kannel (эстонцы), ^Ые (латыши), kankles (литовцы); ЫШе1е (карелы и финны). У народов Поволжья бытуют следующие названия гуслей: гвслэ (татары), кёсле (чуваши), кусле (марийцы), крезь (удмурты), кайга (мордва).

С давних времен у народов Восточно-Европейской равнины были известны два т. п. гуслей - крыловидные и шлемовидные. Крыловидные гусли имеют долбленый корпус в форме крыла, изготовленный из березы, сосны, ели. Сверху он накрывается еловой декой. В узкий конец корпуса вставляется круглый деревянный или металлический струнодержатель, а на широком конце, так называемом открылке, размещаются деревянные колки. В верхней деке вырезаются резонаторные отверстия. Длина инструмента колеблется в пределах 550-650 мм, ширина открылка - 200-300 мм. Высота боков - 30-40 мм. Пять-девять металлических струн расположены радиально. Настраивается инструмент в диатонике. Во время исполнения музыкант сидит, прижимая корпус гуслей к животу, узкая сторона их обращена вправо, широкая влево. Основной прием игры - бряцание пальцами правой руки по всем струнам одновременно; пальцы левой руки, касаясь струн, глушат ненужные звуки. Басовые звучат непрерывно. Крыловидные гусли в прошлом были распространены в Карелии, Псковской, Калининской и Новгородской областях РСФСР, в Белоруссии, а также в Прибалтике. Наиболее полно конструктивные особенности и разновидности крыловидных гуслей, а также некоторые вопросы их происхождения освещены в работах И. В. Ты-нуриста (Тынурист 1977а; 1977б). На территории Среднего Поволжья этот тип гуслей не отмечен.

Шлемовидные гусли имеют глубокий корпус из тонких еловых или сосновых дощечек, формой своей напоминающий шлем. Верхняя и ниж-

няя деки плоские, левая сторона верхней деки выступает над корпусом, и в этом месте размещены колки и порожек. На противоположной стороне - дугообразный струнодержатель. В центре вырезано резонаторное отверстие. Примерные размеры гуслей: длина 850-1050 мм, ширина 350500 мм. Высота обечаек около 100 мм. Струны жильные, общим числом от 11 до 35, расположены параллельными рядами, сверху - дискантовые, внизу - басовые.

Инструменты конца XIX - начала XX в. настраивались следующим образом: дискантовые по ступеням диатонического ряда (преимущественно мажорного наклонения), басовые по квинтам или квартам. Благодаря жильным струнам инструмент звучал мягко, но достаточно громко. На струнах высокого регистра исполняли мелодию, а на струнах низкого велось гомофонно-гармоническое сопровождение и непрерывное басовое звучание (бурдон). В прошлом шлемовидные гусли были широко распространены в Новгородской, Вятской и Смоленской губерниях, а также на территории Среднего Поволжья. В настоящее время это единственный тип гуслей, встречающийся у поволжских народов. Шлемовидные гусли на территории Среднего Поволжья не однотипны. Они различаются конфигурацией верхних и нижних дек, формами резонаторов, количеством струн, строем и др. Так, по конструкции верхней деки шлемовидные гусли делятся на гусли с дельной и составной верхней декой.

Первые имеют размеры 790-890 мм на 300-350 мм. Форма деки у них либо в виде шлема с выступающими концами, либо в виде трапеции с закругленными углами. Струнодержатель прямой или слегка изогнутый. Резонаторные отверстия в форме круга, звезд, полумесяца, иногда крестообразные. Головки колков в виде лопаточек, ромбов, квадратов, кругов. Струны (от 10 до 21) в старинных гуслях жильные, в более поздних - металлические (гитарные, мандолинные, домровые).

Составная верхняя дека имеет две части: тонкую, резонирующую (правая) и толстую, колковую (левая). По форме такая дека напоминает шлем. Длина ее - 750-1200 мм, ширина - 340-540 мм, толщина резонирующей части - 2-3 мм, колковой - 10-13 мм. К верхней деке крепятся обечайки - правая изогнутая, левая иногда прямая. К обечайкам прикрепляется нижняя дека (в форме изогнутого треугольника), по размерам

несколько меньшая, чем верхняя (длина 660-725 мм, ширина 260-360 мм). Слева верхняя дека выступает над нижней, образуя открылок, где расположены отверстия для колков или струнодержатель. Колки обычно деревянные с головками в виде лопаточек, усеченного треугольника, квадратиков. Встречаются и металлические колки в виде штифтов. Струны (от 18 до 40) жильные или металлические.

Отмеченные конструктивные особенности шлемовидных гуслей на рассматриваемой территории четкой локализации не имеют. Так, гусли с составной верхней декой встречаются почти у всех поволжских народов, различаясь лишь небольшими конструктивными особенностями (формой и количеством резонаторных отверстий, формой колков, количеством струн и т. д.). Гусли с цельной верхней декой отмечены в Горномарийском районе Марийской АССР, Ядринском районе Чувашии, известны они и в районах расселения татар-кряшен и удмуртов. Татарские и удмуртские гусли различаются лишь рядом несущественных признаков. Так, на татарских гуслях в основном круглые резонаторные отверстия, причем в нечетном количестве (3, 5, 7). Расположены они неодинаково: если их три, то одно - у вершины верхней деки, а два - вдоль боковых ее сторон; если пять или семь, то одно (большее по размерам) находится в середине, остальные - симметрично вокруг него. На инструментах удмуртов отмечены резонаторы в виде крестов, такая же форма резонаторов - на гуслях карел, хантов и манси. Вместе с тем у разных народов встречаются одинаковые по конструктивным особенностям гусли. Так, удмурты, проживающие на территории Елабужского и Балта-синского районов ТАССР, играют на гуслях, ничем не отличающихся от татарских. В Козьмодемьянской районе Марийской АССР и Ядринском районе Чувашии бытуют гусли, в одинаковой мере используемые горными марийцами и чувашами-виръялами. Сходства у этих народов прослеживаются и по другим элементам материальной и духовной культуры.

Строй гуслей в Поволжье отличается ладовым разнообразием. Так, татарские гусли в настоящее время, как и в прошлом, настраиваются в пентатонике, что отражает ладовую структуру татарской народной музыки. Марийцы в прошлом играли на гуслях в пентатоническом и диатоническом строе, сейчас преимущественно в диатонике. Чувашские гусли настраивались в диатонике с преобладанием гексахордовой (ше-

стиступенной) последовательности. В настоящее время в инструментах с большим количеством струн (22-34) в отдельных регистрах используются хроматические ступени.

Играют на гуслях сидя, положив их на колени, при этом верх инструмента упирается в грудь. Играют и стоя. В этом случае инструмент привязывают за концы верхней деки веревкой, набрасывают ее на шею, и гусли находятся в висячем положении. Во время домашнего музицирования инструмент обычно кладут на стол или на подставку. При игре исполнитель пальцами правой руки выводит мелодию, а левой, вытянутой вперед над корпусом гуслей и чуть-чуть согнутой в локте, исполняет го-мофонно-гармоническое сопровождение, состоящее из одного-двух басов в квартово-квинтовом или октавном соотношении и двух-трех звучных аккордов. Функции правой и левой руки могут меняться. Например, в Горномарийском районе Марийской АССР отмечен способ игры, когда музыкант левой рукой исполняет мелодию, а правой - бас и аккомпанемент. В зависимости от положения инструмента постановка рук может несколько изменяться за счет повышения или понижения предплечья, локтевого и плечевого суставов. Иногда на одном инструменте играют двое исполнителей. В этом случае один стоит, исполняя мелодию в верхнем регистре, а другой сидит, держа на коленях инструмент и аккомпанируя в нижнем и среднем регистрах.

Гусли в Среднем Поволжье делали, как правило, местные мастера. В конце XIX в. на рассматриваемой территории существовал даже кустарный промысел по изготовлению народных музыкальных инструментов, в том числе и гуслей, производство которых было сосредоточено в Казанской губернии, преимущественно в Козьмодемьянской, Ядринском и Царевококшайском уездах. Так, во многих деревнях Царевококшайского уезда (ныне Новоторьяльского, Оршанского, Юринского и Моркинско-го районов Марийской АССР) было по два-три мастера профессионала. Они же, как правило, умели хорошо играть на инструменте. Изготовляли гусли и в Симбирской, Вятской и Нижнегородской губерниях (Россия, 1901, с. 253-254). Поволжские гусли пользовались большой популярностью за пределами края. Так, гусли чувашских мастеров, в 1865 г. принесенные в дар Русскому географическому обществу (Чуваши, 1970, с. 255), в 1896 г. экспонировались на XIV Всероссийской выставке в Ниж-

нем Новгороде (Липаев, 1896), а в 1902 г. - на Всероссийской кустарно-промышленной выставке в Петербурге (инструмент, изготовленный мастером П. Е. Волковым, был удостоен медали, которая хранится в архиве Чувашского научно-исследовательского института, инв. № 382).

Термин «чувашские гусли» вошел в обиход, и многие музыканты шлемовидные гусли называли «чувашскими». В 1913 г. в Козьмодемьян-ске была открыта первая в России школа инструкторов по изготовлению музыкальных инструментов, где под руководством опытных мастеров делали и гусли (Васин, Сануков, Сергеев, 1968, с. 66). Гусли, изготовленные в Козьмодемьянске, вывозили на продажу в уездные города Вятской губернии, Казань, Нижний Новгород (Крюкова, 1956, с. 82).

Процесс изготовления гуслей начинался с предварительных заготовок необходимого материала. Еловые доски, предназначенные для изготовления инструмента, подвергали «закаливанию». Для этого их 6-8 раз смачивали водой, а затем сушили в течение 2-3 лет. Мастера говорили, что, «чем больше дерево выдерживали, тем громче играли гусли». Наиболее ответственным и сложным был процесс изготовления верхней деки. От ее качества зависели тембр и громкость инструмента. Вначале собирался деревянный щит из отдельных досок, тщательно подогнанных друг к другу. Он склеивался деревянным клеем и закреплялся снизу поперечными планками. Затем его шлифовали и осторожно, по предварительной наметке, вырезали необходимую форму деки. Колковую деку изготовляли из цельного куска дерева. После соответствующей обработки и подгонки сверху выжигали отверстия для колков. Колки вырезали ножом и шлифовали кусочками стекла. Нижняя дека выпиливалась по рисунку из фанеры. Для придания боковым обечайкам нужных изгибов доски опускали в горячую воду, распарив, их гнули тут же в воде и «закрепляли» веревкой «на манер тетивы лука». После этого вынимали из воды и высушивали. Струнодержатель выстругивали, сверху в нем прорезали или выжигали отверстия для крепления струн.

Изготовление струн имеет в Среднем Поволжье свои национальные традиции. Чувашские и марийские музыканты струны выделывали сами. Для этого брали кишки барана, овцы, ягненка, промывали их и помещали на 10-12 часов в соленую воду. После вымачивания мягкая оболочка отпадала. Оставшийся твердый остов - струну подвешивали в на-

тянутом положении для сушки, после чего ее шлифовали. В настоящее время жильные струны встречаются редко, лишь в старых инструментах у пожилых исполнителей. В новых же инструментах широко применяются металлические струны фабричного производства (для балалайки, домры, мандолины, гитары).

Гусли имели широкое распространение в быту всех поволжских народов. У удмуртов игра на гуслях была неотъемлемым компонентом обряда первой борозды (гырыны потон), летнего праздника мудор сюан, свадебного обряда (Истоки, 1969, с. 4). У марийцев гусли также звучали во время праздничных, свадебных и религиозных обрядов, например во время молений и похорон. У чувашей гусли были в центре любого праздника. Гусляры всегда пользовались особым вниманием и уважением. На пасхе у чувашей непременно звучали гусли. Во время обряда вирем (изгнание из дома «шайтана») употреблялись гусли и разнообразные трещотки. Гусли звучали и на поминках (Михайлов, 1972, с. 80). Татары играли на гуслях во время свадьбы, на сабантуе, на различных молодежных гуляниях. У всех народов широко было распространено ансамблевое исполнительство. В состав ансамблей народных музыкальных инструментов входили гусли, гармоника, скрипка, пузырь.

На гуслях в прошлом играли как мужчины, так и женщины. Сейчас у горных марийцев и татар исполнители в основном женщины, у луговых марийцев и чувашей-виръял - мужчины.

Широкое бытование на рассматриваемой территории у разных народов близкого по форме и художественно-выразительным возможностям инструмента с давних пор породило различные версии о его происхождении. Участник академической экспедиции второй половины XVIII в. Г. Ф. Миллер считал, что русские, чуваши, марийцы и удмурты заимствовали у татар - «как употребление сего инструмента, так и его название» (Миллер, 1791, с. 80). Однако каких-либо данных в подтверждение этой точки зрения он не приводил. Известный ученый XIX в. А. С. Фа-минцын считал родиной гуслей Восточную Азию, откуда через Византию они проникли в Европу, а затем к русским. Распространение гуслей у поволжских народов Фаминцын считает вторичным, связанным с русским влиянием. Для доказательства этого он приводит лишь славянское название инструмента (Фаминцын, 1890, с. 67-68, 100-104). Чувашский

ученый Ф. П. Павлов высказал предположение о возможности привнесения гуслей в Поволжье предками чувашей из Азии.

Версии о восточном происхождении гуслей придерживался и автор «Очерков по истории русских народных инструментов» А. Новосельский. Он считал, что гусли, занесенные с Востока, были заимствованы сначала русскими, а от них уже поволжскими народами (Новосельский, 1931, с. 30). Существует точка зрения, связывающая происхождение гуслей с финскими племенами. Ее отстаивал известный исследователь русских народных инструментов конца XIX - начала XX в. Н. И. Привалов и его современник искусствовед Н. М. Лисовский. Они указывали на большую древность финской «Калевалы» по сравнению с русскими былинами (в них упоминаются соответственно кантеле и гусли) (Привалов, 1908, с. 7, 8, 10; Лисовский, 1893, с. 82). Все эти точки зрения можно рассматривать только как гипотезы, требующие еще серьезных доказательств.

В настоящее время широкое распространение получила восточнославянская теория происхождения гуслей. Ее придерживаются и авторы вышедшего недавно «Атласа музыкальных инструментов народов СССР». Они считают, что гусли были заимствованы поволжскими народами у скоморохов, в XVII в. изгнанных на окраины Московской Руси. Скоморохи способствовали распространению инструмента по всей территории Поволжья. В подтверждение этой точки зрения авторы приводят лишь славянское происхождение термина «гусли», бытовавшего у всех поволжских народов (Вертков, Благодатов, Язовицкая, 1975, с. 9, 36).

В середине XIX в. была высказана точка зрения о конвергентном происхождении гуслей. Она принадлежала известному исследователю культуры и быта поволжских народов В. Сбоеву (Сбоев, 1856, с. 76). Он считал, что поволжские народы заимствовали у русских лишь название инструмента, а сам инструмент является творением многих народов. В настоящее время данную точку зрения поддерживает музыковед М.Н. Нигмедзянов (Нигмедзянов, 1978, с. 279). Эта точка зрения нам представляется более правильной. Можно предположить, что происхождение гуслей в Поволжье было связано с древнейшим струнным инструментом - музыкальным луком. Еще до недавнего времени он бытовал на терри-

тории Марийской и Удмуртской АССР. Здесь было известно несколько разновидностей музыкального лука. У марийцев музыкальный лук конг-конг (чыра кусле) имел одну струну. Основным способом звукоизвлече-ния было защипывание струны пальцами. Материалом для инструмента служила тонкая, хорошо высушенная еловая лучина длиной 400-600 мм, шириной 30-40 мм. Ее концы для получения необходимой формы изгиба стягивали тетивой (струной), сделанной из овечьих кишок, льняных ниток или из волокон конопли.

Встречались инструменты с жильными и металлическими струнами. Во время игры инструмент держали в горизонтальном положении, плотно прижав один конец лучины ко рту: полость рта служила резонатором, а движения губ изменяли высоту и тембр инструмента. Разновидностью музыкального лука у марийцев были так называемые земляные гусли келе. Резонатором у них была не полость рта, а земля. Инструмент ставили в вертикальное положение, оперев одним концом о землю. Нажатием руки на другой конец изменялось натяжение струны, которая так же, как и в первом случае, защипывалась пальцами. Несколько иные конструкции и способ звукоизвлечения характерны для удмуртского музыкального лука (пукыч). Инструмент имел две-три струны, звук извлекался трением смычка, также в форме лука, но с одной натянутой струной (тетивой). Усовершенствование музыкального лука (устройство резонаторного корпуса, увеличение количества струн и т. д.) способствовало появлению музыкального инструмента, близкого по форме к современным гуслям. Дальнейшее развитие гуслей привело к модификации их формы, размеров, появлению некоторых конструктивных деталей (например, переключателей для изменения строя инструмента), увеличению количества струн. Все это было связано с ладовыми особенностями музыки и художественными вкусами поволжских народов.

Изложенный материал позволяет сделать следующие выводы.

1. Гусли - один из древнейших музыкальных инструментов народов Поволжья. Их бытование отмечено до присоединения края к русскому государству, т. е. до начала массового заселения Поволжья русскими. О древности гуслей свидетельствует их использование в различных ритуальных церемониях и культовых обрядах, а также упоминание о них в различных источниках начиная с X в.

2. Гусли прошли длительный путь совершенствования от простейших форм музыкального лука до сложного в конструктивном и музыкально-выразительном отношениях инструмента. В изготовлении гуслей и исполняемых мелодиях отразились художественный вкус народа и национальные традиции. В настоящее время гусли широко используются в семейном и общественном быту в качестве сольного инструмента, а также в составе различных ансамблей.

3. На всей территории Среднего Поволжья бытовали шлемовидные гусли, различавшиеся главным образом конструкцией верхней деки: гусли с цельной и составной верхней декой. Встречались и другие, менее значимые конструктивные особенности. Бытование однотипных инструментов зафиксировано у различных народов, живущих по соседству или чересполосно друг с другом, что свидетельствует об их длительных культурно-бытовых контактах.

ЛИТЕРАТУРА

1. Васин К., Сануков К., СергеевМ. По памятным местам. Йошкар-Ола: Марийское кн. Изд-во, 1968.

2. Вертков К., Благодатов Г., Язовицкая Э. Атлас музыкальных инструментов народов СССР. М.: Музыка, 1975.

3. Георги И. Описание всех обитающих в Российском государстве народов. СПб., 1799.

4. Записки Александры Фукс о чувашах и черемисах Казанской губернии. Казань, 1840.

5. Истоки удмуртского музыкального искусства // Путь к удмуртской опере. Ижевск, 1969.

6. Казанская история. М., 1953.

7. Крюкова Т. А. Материальная культура марийцев XIX века. Йошкар-Ола: Марийское кн. изд-во, 1956.

8. Липаев И. Музыка на XIV Всероссийской выставке 1896 г. в Нижнем Новгороде. СПб., 1896.

9. Лисовский Н. Отзыв о сочинении А. Фаминцына «Гусли - русский народный инструмент» // Записки Археологического общества. Нов. сер., Т. 6, 1893.

10. Миллер Г. Описание живущих в Казанской губернии языческих народов, яко то черемис, чуваш и вотяков. СПб., 1791.

11. Михайлов С. Краткое этнографическое описание чуваш // Труды по этнографии. Чебоксары, 1972.

12Михайлов С. О музыке чуваш // Казанские губ. ведомости, № 31,

1852.

13. Мошков В. Музыка чувашских песен // Изв. О-ва археол., ист. и этногр. при Казанском ун-те. Т. XI. В. 5-6, 1903.

14. Нигмедзянов М. Татарские народные музыкальные инструменты // Музыкальная фольклористика. В. 2. М.: Сов. композитор, 1978.

15. Новосельский. А. Очерки по истории русских народных инструментов. М.: Гос. муз. изд-во, 1931.

16. Павлов Ф. Чувашские гусли // Сунтал, № 8, 1928. (на чувашск, яз.).

17. Паллас П. Путешествие по разным провинциям Российской империи. СПб., 1773.

18. Привалов Н. Звончатые гусли на Руси // Музыка и пение, 1908.

19. РиттихА. Материалы для этнографии России. Казанская губерния. Казань, 1870.

20. Россия. Полное географическое описание нашего отечества / Под ред. Семенова В. П. Т. 6. Среднее и Нижнее Поволжье и Заволжье. СПб., 1901.

21. Сбоев В. Исследования об инородцах Казанской губернии. Казань, 1856.

22. Тынурист И. В. Где во гусли звонили? (Опыт картографирования народных музыкальных инструментов) // Этнографические исследования северо-запада СССР. Традиции и культура сельского населения. Этнография Петербурга. - Л.: Наука, 1977а.

23. Тынурист И. В. Кантеле от земли вепсов до земли сету // Музыкальное наследие финно-угорских народов. Таллин, 1977б.

24. Фаминцын А. Гусли - русский народный музыкальный инструмент. СПб., 1890.

25. Финдейзен Н. Очерки по истории музыки в России. М. - Л., 1928.

26. Харлампович К. Известия Гмелина о Казани и о Казанских инородцах // Изв. Общества археол., ист. и этногр. при Казанском ун-те. Т. XIX. В. 5-6, 1903.

27. Чуваши. Этнографическое исследование. Чебоксары, 1970.

Информация об авторах:

Бусыгин Евгений Прокопьевич (1914 - 2008) - д. и. н., профессор Казанского университета.

Яковлев Валерий Иванович - д. и. н., проф. кафедры народных инструментов, зав. кафедрой теории и истории исполнительского искусства Казанской государственной консерватории; jakinstr@mail.ru

Psaltery (gusli) of the peoples of Volga region

Ye. P. Busygin, V. I. Yakovlev

Summary:

There are analized materials concerning the zither-kind musical instruments (gusli) of the Volga peoples (Udmurt, Mari, Tatar, Chuvash, Erzya, Moksha) published since the 19th c. and collected by the authors in their expeditions. The peculiarities of construction and raw materials, methods of playing the istrument, ins functions in everyday life and in ritual practice are considered. The author come to conclusion about a quite ancient, pre-Russian origins of gusli by the Volga peoples and mark the similarity of its different ethnic variants apeared probably due to the common origin and also in course of active ethnic contacts.

Keywords: peoples of the Volga region, ethnography, traditional culture, ethnomusicology, zither (gusli).

Informations about the authors:

Busygin Evgeniy Prokopievich (1914 - 2008) - Doctor of history, Prof. of the Kazan university.

Yakovlev Valeriy Ivanovich - Doctor of history, Prof. of the Chair for folk music instruments, head of the Chair for theory and history of musical performance of the Kazan state conservatory; jakinstr@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.