Научная статья на тему 'Этнохудожественная компетентность будущего дизайнера'

Этнохудожественная компетентность будущего дизайнера Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
163
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЭТНОХУДОЖЕСТВЕННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ДИЗАЙН / ТРАДИЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ВУЗОВСКАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ / НАРОДНОЕ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО / ETHNO-ARTISTIC COMPETENCE / VOCATIONAL TRAINING OF DESIGNER / NATIONAL ARTS AND CRAFTS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ульянова Наталия Борисовна

Рассматриваются национально-культурные основания дизайна как деятельности по созданию и гармонизации предметно-пространственной среды. Важной социальной задачей является профессиональная вузовская подготовка будущих специалистов-дизайнеров. Она должна базироваться на национальных традициях народно-прикладного творчества как части материальной и духовной культуры общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of ethnodartistic competency of future designers

The article states that vocational training of future designer should be based on national traditions of arts and crafts. The model of ethnoDartistic competence forming and the structure of this competence are viewed.

Текст научной работы на тему «Этнохудожественная компетентность будущего дизайнера»

140

Высшее образование в России • № 9, 2009

та. Создание музыкальных коллективов исполнителей на гуслях и кантеле (национальном многострунном инструменте Карелии) способствует возрождению и воссозданию образцов инструментов для народной музыки. Так, например, участники студенческого музыкального ансамбля «Джинс-кантеле », которому исполнилось уже 15 лет, играют на инструментах, изготовленных в учебных мастерских университета. Этим достигается серьезная мотивация в технологической подготовке студентов и создается необходимый базис для концертной деятельности. В рамках технологического образования ведется работа по этномоделированию народных музыкаль-ныхинструментов. Автор этой программы, кандидат технических наук В.Ф. Тропин считает, что «способность ставить и решать задачи самых разнообразных типов и различной степени сложности является наиболее характерной чертой создания модельного образца, например, вепсского кантеле. Необходимость решать противоречия, связанные с переходом от ритуального музыкального инструмента к музыкально-концертному, как это имеет место в данном случае, влечет за собой изменение конструктивных характеристик для усиления звучания, сохраняя при этом мягкость, приятный тембр звучания и т.д.» [4].

Один из самых распространенных и действенных способов приобщения к искусству многострунных инструментов - это регулярные концерты гусляров-профессионалов в школах, домах культуры, на открытых эстрадных площадках. Звуки гуслей оказывают на слушателей сильнейшее эмоциональное воздействие. Восприятие народного искусства через тембр старин-ныхинструментов формирует способность к сопереживанию, почти утерянную современным человеком. Кроме того, такие концерты служат воспитанию эстетического вкуса - этому способствуют как звуки гуслей, так и исполняемый на них репертуар, красочные народные костюмы артистов.

Досуговая система образования: музыкальные клубы любителей гуслей. Целью

данной системы является приобщение широ-кихслоев населения к богатейшему культурному наследию России, связанному с гусельным исполнительством. Оно может включать в себя элементы театрализации, сценического движения. Примерами могут служить коллектив гусляров (более пятидесяти человек детей и подростков) районного культурного центра «Купина» в пос. Нахабино Московской области, ансамбль гусляров г. Видное Московской области и др.

Духовная система образования: воскресная школа - семинария - духовная академия. Здесь ярко выражена связь гусельного искусства с христианской культурой. Благодаря этому направлению деятельности музыкальных педагогов богатейшее наследие народных духовных песнопений в сопровождении гуслей, авторские песни и духовные стихи представлены в виде аудиовизуальной продукции и в живом исполнении коллективов воскресных школ и учебных заведений с православным уклоном.

Русский человек воспринимает звук гуслей как родной и близкий ему музыкальный язык, олицетворяющий глубокую связь с далеким прошлым своей страны. Развитие гуслей и сходных инструментов других народов способствует сохранению исторической памяти, открывает пути общения людей в Добре, Любви и Красоте. Такое же трепетное отношение ккантеле и связанной с этим инструментом культурной традиции испытывают жители Финляндии и Карелии. Так же любят и почитают бандуру на Украине, цимбалы в Белоруссии, крезь в Удмуртии, ятагу в Бурятии, кесле и кюсле в республиках Поволжья. Многострунное искусство каждого народа сформировалось и достигло своего расцвета в эпоху нравственной чистоты культуры, оно выражало полифоничность отношений человека с окружающим миром. В основе этого искусства лежит традиция, являющая собой сложное соединение философских, морально-нравственных, художественно-эстетических, социально-исторических категорий.

Каждый этнический регион имеет мно-

140

Высшее образование в России • № 9, 2009

та. Создание музыкальных коллективов исполнителей на гуслях и кантеле (национальном многострунном инструменте Карелии) способствует возрождению и воссозданию образцов инструментов для народной музыки. Так, например, участники студенческого музыкального ансамбля «Джинс-кантеле », которому исполнилось уже 15 лет, играют на инструментах, изготовленных в учебных мастерских университета. Этим достигается серьезная мотивация в технологической подготовке студентов и создается необходимый базис для концертной деятельности. В рамках технологического образования ведется работа по этномоделированию народных музыкаль-ныхинструментов. Автор этой программы, кандидат технических наук В.Ф. Тропин считает, что «способность ставить и решать задачи самых разнообразных типов и различной степени сложности является наиболее характерной чертой создания модельного образца, например, вепсского кантеле. Необходимость решать противоречия, связанные с переходом от ритуального музыкального инструмента к музыкально-концертному, как это имеет место в данном случае, влечет за собой изменение конструктивных характеристик для усиления звучания, сохраняя при этом мягкость, приятный тембр звучания и т.д.» [4].

Один из самых распространенных и действенных способов приобщения к искусству многострунных инструментов - это регулярные концерты гусляров-профессионалов в школах, домах культуры, на открытых эстрадных площадках. Звуки гуслей оказывают на слушателей сильнейшее эмоциональное воздействие. Восприятие народного искусства через тембр старин-ныхинструментов формирует способность к сопереживанию, почти утерянную современным человеком. Кроме того, такие концерты служат воспитанию эстетического вкуса - этому способствуют как звуки гуслей, так и исполняемый на них репертуар, красочные народные костюмы артистов.

Досуговая система образования: музыкальные клубы любителей гуслей. Целью

данной системы является приобщение широ-кихслоев населения к богатейшему культурному наследию России, связанному с гусельным исполнительством. Оно может включать в себя элементы театрализации, сценического движения. Примерами могут служить коллектив гусляров (более пятидесяти человек детей и подростков) районного культурного центра «Купина» в пос. Нахабино Московской области, ансамбль гусляров г. Видное Московской области и др.

Духовная система образования: воскресная школа - семинария - духовная академия. Здесь ярко выражена связь гусельного искусства с христианской культурой. Благодаря этому направлению деятельности музыкальных педагогов богатейшее наследие народных духовных песнопений в сопровождении гуслей, авторские песни и духовные стихи представлены в виде аудиовизуальной продукции и в живом исполнении коллективов воскресных школ и учебных заведений с православным уклоном.

Русский человек воспринимает звук гуслей как родной и близкий ему музыкальный язык, олицетворяющий глубокую связь с далеким прошлым своей страны. Развитие гуслей и сходных инструментов других народов способствует сохранению исторической памяти, открывает пути общения людей в Добре, Любви и Красоте. Такое же трепетное отношение ккантеле и связанной с этим инструментом культурной традиции испытывают жители Финляндии и Карелии. Так же любят и почитают бандуру на Украине, цимбалы в Белоруссии, крезь в Удмуртии, ятагу в Бурятии, кесле и кюсле в республиках Поволжья. Многострунное искусство каждого народа сформировалось и достигло своего расцвета в эпоху нравственной чистоты культуры, оно выражало полифоничность отношений человека с окружающим миром. В основе этого искусства лежит традиция, являющая собой сложное соединение философских, морально-нравственных, художественно-эстетических, социально-исторических категорий.

Каждый этнический регион имеет мно-

Художественное образование 141

жество традиционныххарактеристик. Через музыкальную культуру и музыкальный инструмент человек может приобщиться к культуре разных этносов, обогатить себя духовно. Именно это и происходит в учебных заведениях профессионального образования, где встречаются люди разных народностей. У них могут быть разные предпочтения, сформированные культурными традициями, этническими корнями. Национальный музыкальный инструмент представляет собой важнейший субъективный фактор, формирующий поликультурное образовательное пространство, и во многом благодаря ему возможно решение проблемы национального компонента в образовании. Более того, на примере обучения игре на гуслях становится понятно, почему многие представители республик постсоветского пространства предпочитают именно этот инструмент для собственного досуга и обучения детей. В тембре гуслей, жанровой специфике и самой философии музыкального творчества слышатся параллели с армянским каноном, казахским жетыгеном и т.д.

Интеграция отечественной культуры в мировой культурный процесс, заимствование опыта зарубежных культурных организаций также стоят в числе задач государственной культурной политики, поэтому обмен культурными программами, проведение международных семинаров и конференций по проблемам многострунного искусства, а также конкурсов и фестивалей становится сегодня неотъемлемой частью культурной жизни страны в целом.

С 1995 г. действует постоянный фестиваль детских творческих коллективов «Роза ветров ». Крупным культурным событием музыкальной жизни для исполнителей на многострунных народных инструментах является Псковский международный фестиваль-конкурс, который проводится с 2002 г. Общепризнанным мировым музыкальным форумом стал Международный конкурс им. Веры Городовской, который проводится в Москве с 1998 г. В 2008 г. конкурс собрал представителей четырнадцати музыкальных академий из разных

стран и регионов. Фестиваль «Хранители наследия России» в подмосковном Красногорске (2008, 2009 гг.) избрал гусли в качестве своего символа.

Для успешной реализации программы «Возрождение гуслей в России » необходимы введение в действующую систему образования научно обоснованных дополнительных общеобразовательных и профессиональных программ различной направленности, организация и финансирование образовательных мероприятий, учебных и научно-методических стажировок, практических занятий, создание и поддержка образовательных учреждений, методических центров, центров профессиональной подготовки и переподготовки.

В ходе популяризации гусельного искусства в XXI веке возникают определенные трудности. Поскольку число желающих музицировать на гуслях постоянно увеличивается, многие сталкиваются с проблемой нехватки инструментов, печатных нот и учебных пособий как на периферии, так и в Москве. При всем богатстве оригинальной гусельной музыки количество вышедших из печати репертуарных сборников очень мало. Конечно, возрождение гусельного исполнительства в России делает необходимым решение широкого спектра практических и теоретических задач. Этот процесс нуждается в участии композиторов и исполнителей, специалистов-исследователей, педагогов, методистов, практиков, то есть всех тех, кто работает в этой сфере «художественного производства» -от изготовления гуслей до подготовки профессиональных исполнителей-гусляров, от организации конкурсов, фестивалей, концертов гусельной музыки до эстетической и музыкально-художественной подготовки слушателей.

Культура XXI в. - это сложный многоплановый феномен, отражающий сложность и противоречивость общественной жизни. И от того, какие ориентиры будут поставлены, во многом зависит нравственная атмосфера нашего общества какв ближайшем будущем, таки в отдаленной перспективе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.