Научная статья на тему 'Идеи В. В. Андреева сегодня'

Идеи В. В. Андреева сегодня Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
341
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
В. В. АНДРЕЕВ / НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / V. V. ANDREEV / FOLK INSTRUMENTS / MUSIC UPBRINGING

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Имханицкий Михаил Иосифович

Празднование 150-летия со дня рождения В. В. Андреева представляется нам событием особого общественного звучания. Ибо сегодня как никогда становится важным осмысление сущности идей этого замечательного музыканта-просветителя: очень важно спроецировать их на нынешнего социокультурную ситуацию в нашей стране, посмотреть, какое значение имеет его опыт для настоящего.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

V. V. ANDREEV'S IDEAS TODAY

Celebration of the 150th anniversary from birth of V. V. Andreev appears for us to be an event of the peculiar social value. Today as greatly as never ago it becomes important to think at the essence of this outstanding musician-illuminer's ideas: it is very important to transfer them to the current socio-cultural situation in our country, to examine what value his experience has for the current situation.

Текст научной работы на тему «Идеи В. В. Андреева сегодня»

Раздел III ИСКУССТВОЗНАНИЕ

М. И. Имханицкий

ИДЕИ В. В. АНДРЕЕВА СЕГОДНЯ

Празднование 150-летия со дня рождения В. В. Андреева представляется нам событием особого общественного звучания. Ибо сегодня как никогда становится важным осмысление сущности идей этого замечательного музыканта-просветителя: очень важно спроецировать их на нынешнего социокультурную ситуацию в нашей стране, посмотреть, какое значение имеет его опыт для настоящего.

Ключевые слова: В. В. Андреев, народные инструменты, музыкальное воспитание

Celebration of the 150th anniversary from birth of V. V. Andreev appears for us to be an event of the peculiar social value. Today as greatly as never ago it becomes important to think at the essence of this outstanding musician-illuminer’s ideas: it is very important to transfer them to the current socio-cultural situation in our country, to examine what value his experience has for the current situation.

Keywords: V. V. Andreev, folk instruments, music upbringing

Если окинуть единым взглядом то, что сделано В. В. Андреевым, и охватить результат этой деятельности, то прежде всего становится очевидной его феноменальность. Сама задача «соединить балалайку и фрак» (так же названа одна из глав недавно вышедшей книги «Становление струнно-щипковых народных инструментов в России» [3]) казалась неосуществимой в то время, когда Андреев начинал свою подвижническую работу по возрождению балалайки и созданию концертного исполнительства на русских народных инструментах. С одной стороны, балалайку в народе любили и на протяжении XVIII - большей части XIX столетия она была незаменимой прежде всего для стимулирования любого плясового движения в силу ритмически четкой и звонкой, подзадоривающей любого слушателя пульсации. И тем не менее суждения о балалайке были самые непрестижные. Даже название балалайка, происходящее от древнеславянской основы бал, означающей несерьезный разговор и породившей множество производных (балабон, балабола, баламут, балагур и т. п.), в силу ассоциации с пустым, ничтожным времяпрепровождением имело в обществе оттенок предосудительный, что было отражено даже в народных поговорках типа «на словах - что на гуслях, а на деле - что на балалайке». Балалайкой называли не только любой некачественный инструмент, но и пустых, никчемных и болтливых людей и в целом, как писала одна из петербургских газет конца XIX в., все, «что не стройно, фальшиво, разбито» [3, с. 139].

В просвещенном отечественном обществе, в привилегированных слоях населения это мнение усугублялось и самим общественным статусом инструмента: если он ассоциируется прежде всего с музыкальным бытом социальных низов и широко распространен среди лакеев, извозчиков, сапожников, дворников, то неиз-

бежно будет выглядеть предосудительно в аристократическом салоне или престижном концертном зале.

Андрееву, начавшему с 1886 г. концертную деятельность в качестве балалаечника, а с 1888 г. - в составе миниатюрного балалаечного оркестрика - «Первого кружка любителей игры на балалайках», пришлось почувствовать это на себе в полной мере. Любой солидный мастер-изготовитель оскорблялся при просьбе о создании балалайки, какой угодно хозяин престижного концертного зала не желал предоставлять его балалаечникам, а для вокалистов считалось унижением выступать с ними в одном концерте [см., например: 1, с. 33, 121-122].

Но проходит всего десять лет - и мы обнаруживаем факты совершенно удивительные: в Петербурге более 20 тысяч любителей игры на балалайке, а спустя еще десять лет по России продавалось более 200 тысяч усовершенствованных и реконструированных андреевских инструментов, из них в Петербурге 65 тысяч [см.: Там же, с. 42, 90]. В чем же причины такого уникального явления? Четверть века назад в предисловии к сборнику «В. В. Андреев. Материалы и документы» (1986) [1] в качестве основных называлось то, что модифицированные народные инструменты стали более доступными в силу точно темперированной фиксации звукоряда, более звонкого и интонационно отчетливого, чем на фольклорном прототипе, звука [см.: Там же, с. 13-14]. Однако это все же причины, лежащие на поверхности.

Более же глубинные причины можно разделить на объективные и субъективные. Важнейшей объективной предпосылкой феноменальной успешности андреевских начинаний, когда, как писала пресса, «успех задуманного г. Андреевым дела превзошел самые смелые ожидания как его, так и всех сочувствующих ему лиц» [2,

57

с. 233], стало то, что у художественной, и в частности музыкальной, общественности гораздо более активными стали тенденции как к усилению национального начала, так и к демократизации музыкальной культуры.

К 1870-м гг. становится заметным значительное усиление внимания ряда крупных музыкантов к старинной народной песенности - многие композиторы, писатели, этнографы, музыковеды с тревогой отмечали процесс ее вытеснения незатейливыми плясовыми напевами и частушками. С отменой крепостного права и активным становлением капиталистических отношений в России (бурное развитие заводов и фабрик, железных и шоссейных дорог, соответственный интенсивный приток крестьянского населения в российские города, необычайно активный рост количества фабрично-заводских рабочих и т. п.) происходили и явные изменения в музыкальном быте народа. Повсеместное распространение стали получать простейшие плясовые, фабричные песни или песни монострофи-ческие, получившие название частушки (их текстовые сюжеты фиксируются в одной строфе), в музыкальном отношении несравненно более простые по мелодическому и гармоническому складу по сравнению со старинной крестьянской песней. Все это обусловило стремительное и повсеместное распространение гармони - инструмента, предназначенного прежде всего для активизации мускульных ощущений, воспринимающих с помощью трех элементарных гармонических функций (Т-Б-8). Голосистое, броское звучание гармони, звонкость ее мелодических голосов была ориентирована прежде всего на организацию досуга людей вне помещений.

В этих условиях высокохудожественные образцы старинных народных песен, естественно, стали исчезать не только из городского, но и из крестьянского быта. В городской среде все большее распространение получали надрывные и слащавые малохудожественные романсы, также немало беспокоившие многих музыкантов. Все это заставляло их принимать ответные меры: с 1870-х гг. организуются различные экспедиции для записи, сохранения и культивирования в народе русских старинных песен, усилиями выдающихся русских композиторов, фольклористов, этнографов издаются различные песенные сборники, активную пропаганду народно-песенного творчества начинают вести лучшие хоровые коллективы России.

В 1884 г. горячий энтузиаст возрождения старинной русской песенности, собиратель и пропагандист народно-песенного творчества, писатель, певец Т И. Филиппов организует и возглавляет при Императорском Русском географическом обществе песенную комиссию для собирания, исследования, а затем и издания русских народных песен. Т. И. Филиппов -крайне интересная личность - был не просто прекрасным музыкантом и художественно одаренным человеком, выдающимся этнографом и фольклористом. Он

одновременно являлся и крупнейшим правительственным чиновником России, ее государственным контролером (т. е. человеком, осуществляющим верховный надзор над всеми финансовыми делами государства), членом Государственного совета России и ближайшим приближенным Александра III и Николая II.

Факт этот с практической стороны оказался чрезвычайно важным, и к освещению усилий Т. И. Филиппова по пропаганде андреевских начинаний мы еще вернемся далее, а сейчас продолжим изучение объективных предпосылок деятельности В. В. Андреева. Реализации второй его важнейшей идеи - музыкальнопросветительской - способствовало стремление российской интеллигенции к активному культивированию высокохудожественных образцов музыки посредством хорового искусства (таких как создание хоровых домов, курсов певческой грамоты, общедоступных хоровых классов для подготовки учителей хорового пения, организация разнообразных концертов крестьянских хоровых коллективов), в городской местности - активизация просветительской работы Русского музыкального общества и т. д. [см.: 3, с. 132-137].

Мы видим, что обе крупнейшие объективные предпосылки деятельности В. В. Андреева были сформированы и не могли не обеспечить успех его начинаний, всецело находящихся в русле стремлений передовых представителей музыкальной общественности России.

Представим себе на минуту, что В. В. Андреев живет в наши дни. Какие задачи бы стали перед ним в соответствии с такими объективными предпосылками сегодня? Во многом они оказываются весьма сходными. Подобно переходу России от крепостной к капиталистической, тоталитарный режим правления с полным контролем государства над всеми сферами жизни общества, осуществляемым прежде всего всевластной надгосударственной и всеохватной структурой -КПСС (скромно именовавшей себя лишь «партией», якобы действующей в рамках Советов, Советской власти), с 1992 г. сменился возрождением капитализма. Хотя он и был сопряжен с неизбежными большими издержками, но постепенно произошло расширение свободного рынка и соответственно - раскрепощение инициативы людей. Окончательное падение железного занавеса, отделявшего Россию от развитых капиталистических стран, необычайная интенсивность научнотехнического прогресса обусловливают глобализацию не только экономических систем, но и культурных ценностей, идеалов жизни.

В этих условиях уровень молодежной массовой культуры в России начинает определяться наиболее экономически развитыми странами - США, Англией, Германией, Францией, Италией и т. д. А уровень этой массовой культуры совсем невысок. Задача приобщения людей с помощью активного музицирования на доступных им инструментах, культивирование национальной самобытности страны, патриотических идей в обществе

58

сегодня отнюдь не менее актуальна, чем 120 лет назад, когда В. В. Андреев начинал свою деятельность1.

Глобализация, разумеется, имеет много позитивного: повсеместное распространение в обыденной жизни Интернета и телекоммуникационных систем (в городских квартирах нередко число одних только телевизионных каналов может превышать сотню) - огромный источник информации. Но по законам диалектики все положительное имеет и оборотную сторону. Далеко не все обращаются к Интернету для получения высокохудожественных впечатлений, иногда проводя в нем едва ли не все свободное время впустую. Одно лишь переключение сотни телевизионных каналов, когда человек даже не успевает хоть сколько-нибудь вникнуть в содержание той или иной передачи, порой занимает преобладающую часть досуга многих людей. А руководство этих каналов, озабоченное привлечением широкого зрителя и функционированием за счет рекламы, менее всего интересуется вопросами художественного воспитания людей.

Необходимо обратить внимание и на другое. Для времени Андреева было свойственно активное проведение досуга в музицировании: люди реализовывали проявления творческих сил в собственном музицировании -сольном и коллективном. В городах широко бытовали гитары, мандолины, а особенно гармоники. Задачей Андреева было лишь дать народу высокохудожественную музыку, направить этот творческий процесс на художественное воспитание с помощью подготовки самого разнообразного педагогического состава, когда наиболее обученные могут учить других (преподавание среди низового воинского контингента, организация различных курсов по обучению игре на народных инструментах, домов народной музыки и т. д.).

Сегодня активное музицирование необходимо культивировать с детских лет. Ибо поколение, которое привыкло к гипнотическому воздействию на психику простейших танцевальных жанров, характеризующихся остинатными метроритмическими формулами с приоритетом метра и превалированием низких мощных частот басов, вплоть до болевого порога воздействующих по своей громкости на барабанные перепонки воспринимающих, уже не сможет отдать приоритет тихому и прозрачному звучанию тех инструментов, которые культивировал В. В. Андреев. Задачу приобщения к народному инструментарию надо решать с детства. Прежде всего необходимо введение игры на доступных для детей национальных инструментах уже с начальных

1 В советские годы задачу активного развития массовой музыкальной

культуры с помощью народных инструментов взяло на себя само государство, ибо искусство стало важнейшей частью идеологии. Рамки статьи не позволяют достаточно подробно осветить этот вопрос, подчеркнем лишь, что с его помощью средствами эмоционального воздействия и прежде всего посредством тех инструментов, которые традиционно имеют широкое распространение в массах и большие художественные возможности, решались важные задачи внутренней политики страны, пропаганда ценностей СССР и идеологии страны в целом за рубежом.

ступеней общеобразовательной школы на уроках музыки (наряду с хоровым пением, которое зачастую детям малодоступно в силу несформированности координации между слухом и голосом). Вместе с тем было бы очень важным создание школьных оркестров народных инструментов.

Но для этого в первую очередь нужно перепрофилировать деятельность вузов и училищ культуры, направить их на подготовку таких учителей наряду с деятельностью музыкальных факультетов пединститутов. Здесь возникает целый ряд задач, которые можно решить только на государственном уровне. Инструмент, перед тем как на нем играть, нужно приобрести - и без массового, конвейерного создания детских инструментов (лишь тогда они смогут быть доступными для широких слоев населения по цене), достаточно качественных для этих целей, здесь никак не обойтись. Не менее важна задача стимулирования композиторов с помощью государственных заказов по созданию профессионального, несложного для начинающих репертуара и иные, не менее важные. Актуальность их огромна.

Вот здесь мы и переходим к субъективному фактору. Исторические традиции России всегда были таковыми, что практическое осуществление глобальных задач широкого музыкального воспитания возможно решать только через главные кабинеты страны. И уже в самом начале своей деятельности Андреев отчетливо понимал это, ибо отношение к балалайке в тогдашнем обществе, как уже отмечалось, было самым уничижительным. Прежде всего свои усилия он направил на установление тесных творческих контактов с Т И. Филипповым, о котором речь шла в начале статьи. Поскольку тот организовал в своем ведомстве государственного контроля любительский хор под управлением известного фольклориста И. В. Некрасова, а тот оказался товарищем Н. П. Фомина по учебе в Петербургской консерватории, первоначальные контакты с Т. И. Филипповым были установлены через него. В. В. Андреев поручает Н. П. Фомину сделать обработки народных песен из изданных Т. И. Филипповым сборников русских народных песен, активно включает их не только в репертуар своего Великорусского оркестра, но и войсковых кружков балалаечников, которые курировал и возглавлял с 1891 г. Идея пропаганды русской песни через обучение солдат в воинских частях Т. И. Филиппову как нельзя более близка - в этом он видел важный путь воскрешения в широких слоях народа высокохудожественной русской песенности. Особенно же ему импонировало то, что многие песни, взятые для оркестровых аранжировок из составленных Филипповым сборников, охотно исполняются в этих воинских кружках2.

Примечательно, что Т. И. Филиппов даже не обращал внимания на негативное мнение об этом столь уважаемого им М. А. Балакирева, предостерегавшего его от контактов с В. В. Андреевым. Подвергая критике идею о внедрении обучения игры на балалайке в войсках, Балакирев, например, в письме от 10 июля 1895 г. подчеркивал: «Я не

59

Когда с организацией народной музыки в войсках было особенно трудно в силу непонимания некоторыми представителями военного начальства действий Андреева, Т. И. Филиппов подсказывает выход: написать письмо Л. Н. Толстому. В этом письме от 3 марта 1896 г., напомню, В. В. Андреев подчеркивает: «Главная цель следующая: вернуть народу его песню во всей ее чистоте, без всяких ужасных изменений, которым она подверглась. Путь для этого избрал таковой... стали учреждаться хоры балалаечников в войсках, учу их - я, даю лучшие русские песни. Человек я нуждающийся, все мои личные средства пошли на воссоздание и усовершенствование балалайки. Скажите, граф, продолжать ли этот труд, а главное, верный ли он» [5, с. 145].

Мог ли в принципе Л. Н. Толстой ответить, что вернуть народу его песню - путь неверный? Естественно, он мог лишь написать «Вы делаете очень хорошее дело.» А поддержка великого писателя сыграла огромную роль не только для художественной общественности страны, но и для правительственных чиновников: моральный, нравственный авторитет Л. Н. Толстого был неоспорим. И Т. И. Филиппову после этого стало значительно легче пробивать андреевские начинания в самых высоких инстанциях («ведь сам Лев Николаевич Толстой ходатайствует о развитии народных инструментов»). В. В. Андреев в свою очередь не только постоянно исполнял высокохудожественные обработки песен, собранные и изданные Т. И. Филипповым, но и всячески помогал ему проводить благотворительные концерты, организовывал в них выступления домровобалалаечных оркестров (численностью до 300 человек [см.: 1, с. 170]).

Когда в 1899 г. Филиппова не стало, через небольшой промежуток времени В. В. Андреев находит не менее всемогущественного покровителя - А. С. Танеева, управляющего собственной Его Императорского Величества канцелярией, председателя Комитета о службе чинов гражданского ведомства и о наградах, также члена Государственного совета России. Являясь образованным музыкантом, много времени уделяющим сочинению музыки3, А. С. Танеев также становится горячим

могу согласиться с самою мыслью просвещения русскими песнями русских же людей, взятых от сохи. Не лучше ли постараться, чтобы их оставили в покое, предоставив им петь так, как они пели в деревнях без цивилизованного балалаечника Андреева» [2, л. 10]. И несмотря на все критические доводы столь авторитетных музыкантов решающую помощь Андрееву оказывает именно Т. И. Филиппов. Его активное участие оказалось решающим в том, что 22 марта 1897 г. Николай II утверждает штат преподавателей народной музыки в войсках гвардии Санкт-Петербургского военного округа, состоящий из андреевских сподвижников.

3 А. С. Танеев, троюродный племянник С. И. Танеева, написал, в частности, три симфонии (из которых две изданы), симфонические поэмы,

увертюры, хоры а’сареііа, романсы, три квартета (два изданы), им опубликованы две оперы, фортепианные пьесы и т. д. Великорусский оркестр часто включал в свои концерты музыку А. С. Танеева. И тот добивается еще большего, чем Т. И. Филиппов: оркестр принимается «под высочайшее покровительство», ему выделяются большие материальные средства, сам В. В. Андреев становится «солистом Его Императорского Величества».

сторонником распространения народной песни посредством работы В. В. Андреева в воинских частях через балалаечные кружки. Андреев пишет ему множество писем, которые полностью убеждают сановника в необходимости реализации данной идеи. А поскольку А. С. Танеев был едва ли не ежедневно вхож в кабинет Его Величества, андреевские идеи сразу же могли воплощаться в жизнь.

Но главное здесь - поистине фанатический энтузиазм В. В. Андреева, человека, владевшего по сути миллионным состоянием, пожертвовавшего им на содержание и успешную деятельность своего Великорусского оркестра, дело распространения народных инструментов среди самых широких масс4. Немалую роль играл здесь и незаурядный публицистический дар музыканта - он умел с помощью печатного слова в своих многочисленных статьях активно пропагандировать народноинструментальное искусство, убедительно доказывать правомочность тех или иных выдвигаемых им идей, неуклонно привлекая на свою сторону все новых сторонников.

Сегодня, когда значительно увеличилась роль личной инициативы в создании того или иного начинания, такие энтузиасты важны до чрезвычайности. Умение основать общественную организацию, объединяющую наиболее передовых исполнителей и педагогов, имеющую возможность не только подготовить необходимые документы в самые высокие правительственные инстанции, но и обеспечить контакт с этими чиновными учреждениями - это важнейшая задача современности.

И таким энтузиастам сегодня - полный простор. Достаточно вспомнить хотя бы о нескольких таких энтузиастах. Появились в Челябинске два инициативных человека - В. И. Лавришин и В. Г. Лебедев, и сразу как расцвело народное оркестровое искусство! Большую популярность получил профессиональный оркестр «Малахит», уже почти четверть века успешно концертирующий, под управлением В. Г. Лебедева ставший одним из лучших профессиональных коллективов страны. В Челябинске возникли прекрасные студенческие оркестры под руководством В. И. Лавришина - большой и камерный оркестры народных инструментов в академии культуры и искусств. Успешную деятельность уже около тридцати лет ведет возглавляемый В. И. Лавришиным один из старейших любительских коллективов на Урале - оркестр русских народных инструментов Челябинского металлургического завода, являющийся многократным лауреатом самых престижных конкурсов и

Фанатизм В. В. Андреева в распространении усовершенствованных народных инструментов [см., например: 3, с. 261-264], элемент тщеславия, достигавшие у него поистине безграничных размеров, одновременно были для него и очень важной движущей силой: достаточно хотя бы вспомнить, что когда летом 1896 г. для изготовления первого комплекта инструментов Великорусского оркестра понадобилось качественное дерево, как отмечает П. А. Оболенский в своих воспоминаниях, Андреев без колебаний велел использовать сделанные из ценных пород дерева подоконники и двери своего дома в Марьине [см.: 5, с. 203].

60

фестивалей. Возьмем для примера Губернаторский оркестр народных инструментов Вологодской области под управлением Галины Ивановны Перевозниковой. Казалось бы, Череповец - небольшой провинциальный городок Вологодчины, но Г. И. Перевозникова сумела убедить руководство, администрацию Вологодской области в необходимости создания здесь крупного русского народного оркестра, подобрала для него самобытный репертуар, в составе которого не только произведения музыкальной классики, обработки народных песен, но и сложнейшие современные произведения С. М. Слонимского, Е. И. Подгайца, М. Б. Броннера, В. А. Пожидаева, А. Л. Ларина и других композиторов.

Если мы говорим о возрождении исполнительства на таком исконно русском народном инструменте, как звончатые гусли, то сегодня в первую очередь следует назвать имя Л. Я. Жук. Она сумела вовлечь в гусельные кружки сотни детей из Московской области, которые с огромным интересом относятся к этому обучению, благодаря ее инициативе для звончатых гуслей стали писать многие талантливые профессиональные композиторы. Л. Я. Жук издает журнал «Гусли: многострунные инструменты мира», журнал необычайно красочный, охватывающий самые разные аспекты многострунного народно-инструментального искусства. На высоких образцах концертной деятельности ансамбля под управлением Л. Я. Жук к гуслям успешно приобщаются все новые участники.

Еще пример. Есть в инициативный человек - дирижер, энтузиаст народно-оркестрового исполнительства Виктор Васильевич Китов. Он сумел убедить руководство Бурятии в необходимости активизации жизни народного инструментального искусства в республике и организации международного фестиваля «Звуки Евразии», правительство республики горячо поддержало начинание - и эти фестивали уже пятый год подряд (с 2006 г.) регулярно проходят в Улан-Удэ, на них приезжают лучшие оркестры и ансамбли народных инструментов самых различных европейских и азиатских стран, проходят содержательные научно-практические конференции, мастер-классы выдающихся представителей народно-инструментального искусства.

Сегодня важен любой аспект популяризации тех инструментов, на которые снизился набор учащихся. И если концертная деятельность некоторых наших

артистов действительно активизирует интерес к этим инструментам, желание учиться игре на них, то их целесообразнее не критиковать за репертуар и манеру его исполнительской подачи, пусть они и не удовле -творяют развитому академическому вкусу того или иного музыканта, а всемерно поощрять и расширять. Если игра Алексея Архиповского на балалайке или Петра Дранги, дуэта «Баян-МК» (в составе Сергея Войтенко и Дмитрия Храмкова) на аккордеоне действительно стимулирует тысячи детей к обучению в музыкальных школах на этих инструментах, то не так уж важно, насколько высоким профессионалам чужды образцы исполняемой при этом музыки «плюс прыжки и танцевальные движения», согласно содержанию одной из статей в последнем номере журнала «Народник» [5, с. 23]. А уже задача педагога музыкальной школы направить энтузиазм детей в нужное русло, не погасить то увлечение баяном или аккордеоном, с которым после таких концертов они приходят в музыкальную школу.

Можно сколько угодно предаваться ностальгии по безвозвратно ушедшим советским временам и лишь сетовать: «Помечтаем (курсив мой. - М. И.) о том времени, когда радио и телевидение наконец-то используют свои огромные возможности для всестороннего освещения баянно-аккордеонного исполнительского искусства» [Там же]. Но гораздо продуктивнее, нежели мечты, действия - предпринимать любые попытки по нахождению контактов с чиновниками любых кабинетов и инстанций, и прежде всего самых высоких правительственных структур, для практического внедрения столь необходимых сегодня идей по пропаганде народных инструментов. Примечательно, что например В. В. Путин, сам занимавшийся в музыкальной школе по классу баяна, с удовольствием и неоднократно слушал игру на баяне при непосредственном личном общении с известным мировым баянистом А. Гайнуллиным. Детство многих деятелей старшего поколения правительственных инстанций пришлось на время пика популярности баяна, аккордеона и других народных инструментов. Найти возможность личностного общения с ними на предмет популяризации народных инструментов - сегодня одна из самых актуальных задач. И опыт В. В. Андреева здесь может оказать неоценимую помощь.

1. В. В. Андреев. Материалы и документы / сост., прим. Б. Б. Грановского. - М.: Музыка, 1986. - 349 с.

2. Балакирев, М. А. Письмо к Т. И. Филиппову от 10 июля 1895 г. / М. А. Балакирев. - Ф. 1099. Оп. 1. Ед. хр. 1433.

3. Имханицкий, М. И. Становление струнно-щипковых народных инструментов в России / М. И. Имханицкий. - М.: РАМ им. Гнесиных, 2008. - 367 с.

4. Имханицкий, М. И. В. В. Андреев и современность / М. И. Имханицкий // Народник. - 2008. - № 1. - С. 14-23.

5. Мордухович, А. М. Раздумья о былом, настоящем и будущем баяна (аккордеона) / А. М. Мордухович // Народник. - 2010. - № 3.

6. Оболенский, П. А. В. В. Андреев и его оркестр / П. А. Оболенский // Нева. - 1968. - № 4. - С. 203-208.

7. Создатель великорусского оркестра В. В. Андреев в зеркале русской прессы (1888-1917 гг.) / ред.-сост. А. В. Тихонов. - СПб.: Союз художников, 2002. - 223 с.

61

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.