Научная статья на тему 'Краткий словарь ключевых терминов в концепции «Основные направления развития национального академического музыкально-исполнительского искусства»'

Краткий словарь ключевых терминов в концепции «Основные направления развития национального академического музыкально-исполнительского искусства» Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1262
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКАДЕМИЧЕСКОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО / РУССКИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР / РУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ / СУЩНОСТЬ АКАДЕМИЗАЦИИ РУССКИХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ / НАРОД / ACADEMIC ART MUSIC / RUSSIAN FOLK MUSIC / RUSSIAN NATIONAL MUSICAL INSTRUMENT / ESSENCE OF ACADEMICALY RUSSIAN NATIONAL TOOLS / PEOPLE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Имханицкий Михаил Иосифович

В статье дано толкование и обоснование основных терминов и понятий, входящих в сферу современных исследований, посвященных развитию национального академического музыкально-исполнительского искусства средствами народных инструментов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A short Glossary of key terms in the concept of «Basic directions of development of the national academic of music and performing arts»

The article gives the interpretation and justification of key terms and concepts within the field of contemporary research on the development of the national academic of music and performing arts by the means of traditional instruments.

Текст научной работы на тему «Краткий словарь ключевых терминов в концепции «Основные направления развития национального академического музыкально-исполнительского искусства»»

УДК 781.7(470)

М. И. Имханицкий

Краткий словарь ключевых терминов в концепции

«Основные направления развития национального академического музыкально-исполнительского искусства»1

В статье дано толкование и обоснование основных терминов и понятий, входящих в сферу современных исследований, посвященных развитию национального академического музыкальноисполнительского искусства средствами народных инструментов.

Ключевые слова: академическое музыкальное искусство, русский музыкальный фольклор, русский национальный музыкальный инструмент, сущность академизации русских национальных инструментов, народ.

Michael I. Imkhanitsky

A short Glossary of key terms in the concept of "Basic directions of development of the national academic of music and performing arts"

The article gives the interpretation and justification of key terms and concepts within the field of contemporary research on the development of the national academic of music and performing arts by the means of traditional instruments.

Keywords: academic art music, Russian folk music, Russian national musical instrument, the essence of academicaly Russian national tools, people.

Для того чтобы в полной мере уяснить предлагаемую концепцию, нужно определиться с основополагающими терминами в этой концепции, нужна их четкая «паспортизация»2. Она особенно важна, так как эти термины до конца не уяснены музыкальной общественностью, а они являются ключевыми в определении магистральных направлений развития академического исполнительства на народных инструментах.

1. Академическое музыкальное искусство. Область музыки, основанная на письменной (нотной) традиции в системе хроматического звукоряда. В этой области накоплен богатейший мир музыкальных шедевров общеевропейской и мировой культуры3.

2. Национальное русское академическое музыкальное искусство. Важнейшая часть всего мирового академического музыкального искусства, созданная композиторами России на протяжении двух последних веков4.

3. Русский музыкальный фольклор. Сокровищница песен и инструментальных наигрышей, основанная на бесписьменной, слуховой традиции, отобранная на

• Том 207 • Русские народные музыкальные инструменты в современной культуре России

31

М. И. Имханицкий

протяжении ряда поколений (не менее трех) коллективным опытом в соответствии с эстетическими идеалами данного этноса. Народ как этнос, нация хранит в генетической памяти то, что отвечает его жизненным и художественным потребностям.

4. Музыкальный фольклор России. На территории России существует более ста национальностей. У каждого этноса традиционно бытует свой национальный фольклор: татарский, башкирский, удмуртский, тувинский, якутский, дагестанский, адыгейский и т.д. Русский музыкальный фольклор во всем музыкальном фольклоре России - наиболее разветвленная область художественного творчества, имеющая особое разнообразие региональных особенностей. Это связано с обширностью самой территории, на которой традиционно, на протяжении многих поколений проживает русский этнос. Помимо этого, для русского музыкального фольклора характерно особое жанровое многообразие. Вот почему невозможно спутать, к примеру, плясовой фольклор донских казаков и протяжные песни Архангельской или Вологодской областей, трудовые припевки вятских плотогонов и частушечные наигрыши Костромской области.

5. Инструмент (от лат «instrumentum» - «орудие»). Орудие, помогающее человеку реализовывать свой замысел. (Инструмент может быть медицинским, сельскохозяйственным, слесарным, электросварочным и т. п.). Музыкальный инструмент -звукоиздающий предмет, главным образом, находящийся вне голосовых связок человека и помогающий ему в выражении музыкальных эмоций и мыслей. Никакой инструмент не может существовать вне контекста того, кто им обладает (иначе это просто набор железа, дерева, пластмассы и т. д.). Поэтому инструмент по своему назначению зависит от рода деятельности, которой занимается его обладатель. Например, в одних условиях деревянная ложка - орудие еды, а гофрированная металлическая поверхность - стиральная доска, но при включении в музыкальноисполнительский процесс они становятся национальными русскими музыкальными инструментами. В одних условиях одна и та же балалайка - орудие бытового музицирования и организации незатейливого досуга окружающих, а в других - в сфере явлений академического искусства - средство выражения его самых сложных элитарных пластов.

6. Русский национальный музыкальный инструмент - звукоиздающий предмет, на протяжении ряда поколений бытующий в русской этнической среде для выражения традиционной национальной музыки. Для русского музыкального инструмента в национальном фольклоре характерно традиционное, ориентированное на выражение жанров русского музыкального фольклора, существование в этносе на протяжении ряда поколений. Отсюда - ошибочность деления национальных инструментов в фольклоре на «исконные» и «привнесенные» (якобы заимствованные у других народов). Не имеет никакого значения то, в какой стране, у какого народа впервые появилась первоначальная конструкция того или иного народного инструмента для выявления его национальной принадлежности. Основополага-

32

• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры • 2015 •

• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры • 2015 •

ющий критерий - именно традиционность бытования в определенной этнической среде для выражения национального музыкального искусства. В качестве объекта для академизации были взяты лишь те инструменты, которые изначально предназначались для организации досуга окружающих.

7. Моделирование русского музыкального фольклора на концертной сцене. Фольклор по своей природе - искусство несценическое. Сцена - это не просто архитектурное сооружение. Сцена - это эстетический барьер. Музыканты, органично чувствующие себя в среде фольклорного музицирования - на посиделках, свадьбах, народных гуляниях, попадая в условия концертной сцены, с ее делением на артиста и публику, неизбежно вынуждены приспосабливаться к акустике зала, специфике освещения, величине сценической площадки и т. д. Появляется необходимость в руководителе и режиссере. Но сцена становится и психологическим барьером для самого исполнителя потому, что возможности импровизационности здесь сокращаются, а у народного музыканта появляется желание зафиксировать наиболее интересные черты импровизационного исполнения для «беспроигрышного» исполнения в любых концертных условиях - записи в нотной графике оптимальной фигурации и подголоска, наиболее яркого ритмического оборота и ладовой детали, наиболее выразительной гармонии и т. д. Так рождается концертная обработка фольклорного образца, а сам народный музыкант становится на первые ступеньки композиторского творчества.

При моделировании фольклора на сцене в композиторской обработке очень важна ситуация фольклорного театра, включающая синтез музыки, хореографии, костюма, элементов разнообразной театрализации. Лишь тогда на сцене воспроизводится атмосфера сельского быта, сельских праздников и обрядов, стихия выразительной фольклорной лирики и безудержного веселья.

8. Русские национальные инструменты в академическом музыкальном искусстве. Для того, чтобы инструмент попал в сферу академического музыкального искусства - область музыки письменной, нотной традиции, он должен быть хроматизирован и приведен к нормам концертного исполнительства. Национальные инструменты, которые в повседневной жизни русского человека служили для организации досуга, изначально несложны в освоении: достаточно выучить два-три аккорда и можно организовывать музыкальный быт окружающих. Главное назначение досуговых музыкальных инструментов в фольклоре (домра, балалайка, гусли, гармоника) - тонизировать мускульные ощущения: в танце, пляске это ощущения ног, в городской песне, романсе - мускулы языка, подчиняющиеся нормам стихотворных ударений (ямб, хорей и т. д.). При этом национальные инструменты всегда транспортабельны, не требуют сложной настройки.

9. Сущность академизации русских национальных инструментов. Суть академизации - в ведении национального инструмента в звуковой мир профессионального композиторского творчества. Главное средство академизации - при-

• Том 207 • Русские народные музыкальные инструменты в современной культуре России

33

М. И. Имханицкий

внесение в инструментарий хроматического звукоряда. Помимо этого, для оркестрового и ансамблевого музицирования сконструированы видовые тесситурные разновидности балалаек (примы, секунды, альты, басы, контрабасы), домр (пикколо, малая, альтовая, басовая), реже - гармоник (сопрано, тенор, бас, контрабас), созданы клавишные гусли, совершенствуются акустические качества инструментов в соответствии с законами концертного музицирования. Однако все модификации национальных инструментов в соответствии с нормами академического музыкального искусства могли осуществляться лишь с соблюдением базисного условия: сохранения ярко характерного национального тембра. Это сохранение обеспечивается опорой на основные конструктивные особенности фольклорного прототипа и на его характерные, специфические приемы игры. Гитара в России изначально имела хроматический звукоряд, так как на протяжении более двухсот лет оно была незаменимым спутником русской городской песни и романса. Здесь имеется и привнесение нового фактора: национальный инструмент по отношению к академическому искусству становится также «новым звукоэлементом в музыке» (А. Г. Рубинштейн). Тем самым открывается очень широкое и ранее неизведанное поле для композиторских поисков, а также для создания художественно убедительных аранжировок и транскрипций произведений композиторов-классиков.

10. Народ. Термин многозначный, а потому расплывчатый, поскольку заключает в себе не одну составляющую - национальную, согласно общераспространенным представлениям. На самом деле таких частей три:

а) народ - нация, то есть этнос (греч. Ethnikos - национальный, племенной);

б) народ - все население страны, государства, т. е. демос (греч. Dеmos - народ как жители страны, население); в) народ - заметно преобладающая часть общества, страны, не входящая в тот или иной вид элиты, т. е. определенный социум (лат. Socium - общее, совместное).

11. Народ как нация, этнос - общность людей, объединенных общностью территории, языка, экономических связей, культуры, особенностями менталитета и характера. Народный инструмент является частью народа как этноса: балалайку мы называем русским народным инструментом, бандуру - украинским, танбур - узбекским и т. п.

12. Народ как демос, все население страны. В этом значении термины «народный» и «популярный» становятся синонимами, соответственно синонимами станут понятия «народный инструмент» и «массовый инструмент». Поэтому демографический фактор является лишь дополнительным к основному - социальному пониманию понятия «народ».

13. Народ как социум. Заметно доминирующая часть общества в государстве. Вопрос этот разработан очень мало, поэтому на нем следует остановиться подробнее. В отличие от понятия «демос», социальное понимание термина «народ» никогда не означает все население страны, хотя всегда означает преобладающую его

34

• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры • 2015 •

• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры • 2015 •

часть. Общество, сообщество людей в стране, в государстве - это совсем не монолитная, ничем не расчлененная, однородная масса людей. В обществе всегда есть слои населения, занимающие различное место в социальной иерархии (начальник и подчиненный, владелец производства и служащий и т.п.). Эти слои отличаются по имущественному положению и доступу к материальным благам, разнятся по возрасту, принадлежности к городским или сельским условиям и многим иным параметрам. У различных социальных групп - свои стремления и интересы. И в частности, они связаны с тем или иным образовательным цензом, культурными запросами той или иной социальной группы5.

В обществе народ - это всегда очень большая, доминирующая группа людей, с которой сопоставляется тот или иной виды элиты - политической, финансовой, художественной и т. п., но все-таки, не все население6.

Применительно к музыкальной культуре основную, заметно доминирующую часть общества мы можем сопоставить с художественной элитой (фр. elite - отборная, лучшая часть). Естественно, любой человек при достижении определенного уровня культуры, получения соответствующего образования может войти в эту элиту и, следовательно, перейти в иной социально-культурный слой общества.

14. Народный инструмент в социальном понимании - как ориентированный на неэлитную, заметно доминирующую часть всего населения. Поскольку национальный инструмент в академическом музыкальном искусстве, с одной стороны, сохранил основные характерные черты своего фольклорного прототипа, а с другой стороны, находится в нормах хроматического звукоряда, у него появляется возможность служить средством выражения всего богатства сокровищницы академического музыкального искусства. С позиций социальной части понятия «народ», народный инструмент - тот, который служит для выражения музыкальных эмоций и мыслей преобладающей части общества, не входящей в его элиту. Соответственно, тот же инструмент, служащий средством воспроизведения музыки, ориентированной на элиту, будет элитарным.

15. Народный инструмент в письменной, нотной традиции как многоступенчатая лестница музыкального просвещения. Академизированный национальный инструмент, как и его фольклорный прототип, сохранив основные его качества, остался столь же доступным для начального освоения, столь же ориентированным на народ как заметно преобладающую часть населения страны и столь же приемлемым для широкой организации досуга слушателей. Вместе с тем, благодаря хроматизации, перед ним открывается доступ к академическому музыкальному искусству, он отвечает стремлениям многих любителей музыки войти в обширную область ценностей классической музыки. Так образуется огромная пирамидальная лестница. Она ориентирована на движение большой массы людей ко все более сложным произведениям музыкальной сокровищницы, и прежде всего, национальной. Нижние ступени лестницы - очень объемные и широкие, верхние - узкие

• Том 207 • Русские народные музыкальные инструменты в современной культуре России

35

М. И. Имханицкий

и маленькие. Исходные ступеньки лестницы - обучение человека по самоучителям (единовременные тиражи того или иного самоучителя - для баяна, балалайки, домры, гитары в советские годы могли достигать тиража в полмиллиона экземпляров). Начальные страницы любого самоучителя игры на этих инструментах - как правило, простейшие образцы национального фольклора. Заключительные - несложные произведения музыкальной классики, и отечественной, и зарубежной. Далее происходит процесс обучения в организованном любительстве: кружках, студиях, домах культуры, в учебных заведениях системы учреждений культуры (колледжи и институты культуры), общепедагогического обучения (музыкальные отделения и факультеты педагогических колледжей и вузов), и наконец, наиболее последовательная сфера музыкального обучения в системе «музыкальная школа -музыкальное училище - музыкальный вуз».

16. Особая перспективность национального инструмента как музыкально-просветительской лестницы. Эта перспективность обеспечивается тремя условиями:

а) Инструмент, оставшийся выразителем музыки традиционного быта и получивший способность воспроизводить произведения музыкальной классики, позволяет, прежде всего, освоить те классические произведения, которые бытуют в обществе на правах популярной музыки (Полонез М. К. Огинского, Чардаш В. Монти, Куплеты Тореадора из оперы «Кармен» Ж. Бизе и т. д.). Постепенно осваиваются все более сложные произведения музыкальной классики. Особенно активен этот процесс при хорошем педагоге или руководителе оркестра, ансамбля народных инструментов.

б) У человека остается фактор «психологического доверия» к тембру привычного для музыкального быта инструмента. В «Музыкальной энциклопедии» отмечается: «Тембр олицетворяет звукоидеал каждой этнической культуры, национальные особенности интонирования ... Даже фуги Баха, исполняемые на узбекских народных инструментах, зазвучат как узбекская народная музыка»7. Разумеется, речь идет о восприятии неискушенного в классической музыке человека, услышавшего характерные национальные тембры и приемы звукоизвлечения на знакомом ему, привычно звучащем инструменте. Важно то, что сам его тембр способен приблизить людей к постижению произведения, которое поначалу может быть для них сложным по образному и интонационному строю.

в) Музыкант, достигший в исполнительстве на своем национальном инструменте самых высоких ступеней «лестницы», может играть особую роль в воспитании тех, кто находится на более низких ступенях этой «лестницы». На концерты обычно ходят исходя из узкоцеховых предпочтений: слушатели на концертах баянистов и аккордеонистов - в основной массе именно те, кто учится в различных звеньях и отраслях музыкального обучения именно на этих инструментах, равно как на концертах гитаристов - гитаристы, на концертах домристов - домристы и т. д. Испол-

36

• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры • 2015 •

• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры • 2015 •

нителю-концертанту нужно уметь подобрать доступный репертуар (практически все великие композиторы-классики писали как сложнейшую музыку, так и незатейливый репертуар, в частности, рассчитанный на детское восприятие), при исполнении достаточно сложного для неподготовленного слушателя произведения необходимо увлечь его ярким и эмоционально образным вступительным словом, ввести в круг музыкальных образов, которые предстоит услышать и т. д.

г) Порой у некоторых музыкантов возникают сомнения в необходимости аранжировок для национальных инструментов произведений музыкальной классики. Аргументируется это тем, что достаточно человеку включить телевизор, радио или поставить соответствующие компакт-диск, грампластинку, видеокассету - и он услышит любой шедевр в самом совершенном исполнении. Между тем психофизиологи давно доказали, что чем больше органов чувств участвует в обучении чему-либо, тем это обучение более продуктивно. Когда в постижении музыкального произведения участвует не только слух, но также и собственные мускулы, моторика в целом, визуальные и тактильные ощущения - художественное воспитание становится несравненно действеннее. Гораздо продуктивнее не противопоставлять слуховое восприятие активному исполнительству, а рассматривать их в комплексе. Если неискушенный в музыкальной классике человек с помощью игры на доступном для него инструменте войдет в эмоциональный мир исполняемого произведения, к примеру, поначалу миниатюрной пьесы П. И. Чайковского или В. А. Моцарта - у него возникнет желание входить в этот мир и в дальнейшем. Только тогда появляется надежда на то, что он не выключит радио при восприятии и более сложного моцартовского произведения, станет приобретать записи шедевров академического музыкального искусства, посещать концерты, на которых они исполняются и т. д.

17. Национальные академические инструменты как «лестница» культивирования интереса к русскому национальному началу. Вне осознания такой «лестницы» музыкального просвещения вопросы популяризации русского фольклора, и в частности, инструментального, решать малопродуктивно. Баянист или балалаечник, который находится на начальных ступеньках освоения игры на академическом национальном инструменте, еще исполняя по нотам даже самую непритязательную, но содержательную обработку русской народной мелодии, безусловно, постигает для себя что-то достаточно серьезное. Но вот перед нами инструменталист, прошедший ряд ступеней обучения и занимающийся, к примеру, в культурно-просветительном колледже или музыкальном училище. Он, естественно, играет более сложные пьесы на фольклорной основе. Это могут быть, скажем, концертные пьесы Е. П. Дер-бенко, А. А. Тимошенко, Г. Г. Шендерева - вплоть до миниатюр В. П. Власова и сим-фонизированных концертных фантазий В. Я. Подгорного. На этих уже значительно более высоких ступенях лестницы художественно-образовательного процесса, у музыканта вкус и интерес к народно-национальному началу развивается не менее

• Том 207 • Русские народные музыкальные инструменты в современной культуре России

37

М. И. Имханицкий

активно, теперь оно интенсивнее также пропагандируется ими для слушателей. Но вот еще более высокие ступени: к примеру, баянист, занимаясь на старших курсах музыкального вуза или в ассистентуре-стажировке, играет сложнейшие сонаты К. Е. Волкова, А. И. Кусякова, пьесу Р. С. Леденева «На фоне русского пейзажа». Национальное начало проявляется и здесь со всей отчетливостью. Однако эта музыка, полноценно воплощающая этнические истоки, - камерная, доступная небольшой аудитории ценителей (лат. camera - «комната», в самом этом понятии подразумевается ориентация на небольшую аудиторию посвященных). Само собой разумеется, что она рассчитана далеко не на всех, адресована лишь элите - тем не многим, кто сумел достигнуть высоких, но увы, неизбежно узких и очень отдаленных от основания ступеней лестницы, на которые взобраться удается далеко не всем.

Разумеется, верхние ступени «лестницы» не могут не быть узкими. Но именно они определяют уровень музыкальной культуры общества. Прочность ступеней зависит от системы музыкального просвещения теми, кто достиг этих самых верхних «ступеней».

18. Русские народные инструменты как средство воплощения музыки других народов и шедевров мировой музыкальной культуры. Одно из важных свойств русского этноса - всеотзывчивость, стремление отразить особенности музыки других народов. Именно поэтому с такой полнотой передавались особенности музыки Италии - в Итальянском каприччио П. И. Чайковского и балете «Пульчинелла» И. Ф. Стравинского, испанской музыки в Испанских увертюрах М. И. Глинки и «Испанском каприччио» Н. А. Римского-Корсакова, особенности музыки Востока - в его же симфонической сюите «Шахерезада» и «Половецких плясках» из оперы «Князь Игорь» А. П. Бородина. Воплощение средствами русских народных инструментов музыки иных стран и народов - также одна из важнейших задач исполнительства на домре, балалайке, гитаре, баяне, аккордеоне, гуслях, в оркестрах и ансамблях русских народных инструментов.

19. Гармоника - разветвленный класс инструментов, в которых источник звука - металлический язычок, колеблющийся в металлической рамке под воздействием воздушной струи. Гармоники могут быть губные, ручные и ножные, в зависимости от способа подачи воздуха к металлическим язычкам.

20. Гармонь - диатонический инструмент семейства ручных гармоник, как правило, характерный для фольклорной практики, причем у очень многих народов мира. Воздух накачивается руками с помощью меха. Мех на гармони (как и на баяне, аккордеоне) - всегда один. Повсеместно распространенный термин «меха» в словосочетаниях «меха гармони», равно как и «меха баяна», «меха аккордеона» -неверный8. Обычно имеет одно- или двухрядную правую клавиатуру и простейший басо-аккордовый аккомпанемент в левой клавиатуре. Синоним термина «гармонь» - «гармошка», но не «гармоника», как это повсеместно принято полагать9. Существуют тысячи разновидностей гармоник, в их числе и баян, и аккордеон, и

38

• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры • 2015 •

• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры • 2015 •

фисгармония и т. д. Поэтому неправомочны общераспространенные словосочетания типа «гармоника и баян», «аккордеон, баян и гармоника» и т.п.10

21. Русская гармонь - диатонический инструмент, распространенный на протяжении ряда поколений в русском этносе для выражения русской национальной музыки. На территории России существует более 200 региональных разновидностей русских гармоней, имеющих различные конструктивные особенности, звукоряды, в соответствии с особенностями местного фольклора, ареалом распространения в русской этнической среде (вологодские, вятские, елецкие, саратовские, тульские, череповецкие и т. п.). Наряду с этим, на территории России имеется множество национальных гармоней - адыгская (пшинэ), марийская (марла-кармонь), осетинская (фандыр), дагестанская (комуз) и т. д. Свои разновидности гармоней существуют в самых различных странах - австрийские, финские, ирландские, гармонь распространена во многих странах Африки и т.д.11

22. Баян (от древнеслав. «баять» - разговаривать)12 - гармоника, в которой хроматической правой клавиатуре не менее трех рядов (обычно от трех до пяти) соответствует полный набор хроматического басо-аккордового аккомпанемента (мажор, минор, септаккорд). Он может быть совмещен со звукорядом левой клавиатуры, аналогичной правой (готово-выборный баян). Современный типовой концертный баян, как и аккордеон, имеет ряд регистров на правой клавиатуре (чаще всего - 15). До появления такого хроматического полного аккомпанирующего набора в конце XIX в. под названием «баян» понимали диатонические гармоники без разновысотности звука при нажатии кнопки на разжим или сжим меха без «разлива» - неточно настроенного унисона двух (реже трех) металлических голосов, феномена, типичного для большинства видов гармоней и аккордеонов в бытовом музицировании.

23. Аккордеон - гармоника, в которой такому же полному набору хроматического басо-аккордового аккомпанемента (мажор, минор, септаккорд) соответствует правая клавиатура фортепианного типа. За рубежом чаще всего под термином «аккордеон» (в силу происхождения от термина «аккорд», возможности получения готового аккорда при нажатии одной кнопки на левой клавиатуре) понимают любой вид ручных гармоник с готовым аккордами. Однако это не может не нести в себе явный оттенок дилетантизма. (Для уяснения можно привести аналогию с наименованием гитары и домры в качестве «балалаек», поскольку у них также имеются струны). Баян и аккордеон - разные по органике правой клавиатуры инструменты, хотя и родственные. По этническому признаку аккордеон не является русским национальным инструментом, так как не предназначался для воспроизведения традиционного русского фольклора, однако социальный признак народности в настоящее время у него гораздо отчетливее, чем у баяна: он больше ориентирован на народ как неэлитные слои отечественного общества (в частности, обучение на нем гораздо разветвленнее, чем на баяне, в начальном звене музыкального обуче-

• Том 207 • Русские народные музыкальные инструменты в современной культуре России

39

М. И. Имханицкий

ния)13. На высоких ступенях «лестницы» музыкального обучения аккордеон в полной мере приравнен к баяну в выражении национальной академической музыки (на нем также органично звучат многие аранжировки произведений отечественной музыкальной классики, произведения композиторов, адресованные баяну и аккордеону, в которых явственная непосредственная опора на элементы фольклорного музицирования, современного и древнего).

24. Гитара (от испанск. guitarra) - струнный щипковый инструмент, известный в Испании с XIII в. для аккомпанемента пению, сопровождения танцев и для сольной игры. Появление гитары в России относится к середине XVIII века, хотя лютневидные домры, согласно их изображениям в древнерусских псалтырях, известны с XVII века. На них запечатлены исполнители, играющие на инструментах с большим корпусом и грифом с шестью струнами, которые перебираются пальцами14. Как русский народный инструмент на протяжении более двух веков в России получила популярность семиструнная гитара, со своим самобытным «русским» строем, ставшая незаменимым выразителем атмосферы русской городской песни, русского роман-са15. Но социальный признак народности - направленность на неэлитные слои населения России - сегодня намного более явственны у шестиструнной гитары (здесь аналогия с сопоставлением баяна и аккордеона в их социальной части народности особенно заметна).

25. Домра (от древневост. тамбур) - струнный щипковый инструмент с полусферическим или полукруглым корпусом и узким грифом с 3 или 4 струнами, сведения о бытовании которого в России известны с первой половины XVI века. Изображения ее танбуровидной разновидности, чрезвычайно близкой современной домре, дошли до наших дней с середины XVI столетия16. Хотя домра в конце следующего столетия, как наиболее распространенный инструмент бродячих артистов - скоморохов, изготавливавшаяся во многих тысячах экземпляров, была запрещена и в силу этого модифицирована в инструмент любительского изготовления - балалайку. При реконструкции В. В. Андреевым и его коллегами в конце XIX в. трехструнной домры квартового строя удалось весьма точно воспроизвести ее древний внешний вид, как и при создании в 1908 году Г. П. Любимовым четырехструнной домры квинтового строя. Достоверность характерна и для воссоздания тесситурных разновидностей домры для оркестрового и ансамблевой игры. Трехструнная домра и ее тесситурные разновидности, особенно альтовая и басовая, стали незаменимой мелодической и полифонической основой нового тембрового организма - русского народного оркестра, созданного В. В. Андреевым и его соратниками. Четырехструнная домра квинтового строя в России получила широкое распространение лишь в регионе Урала.

26. Балалайка (от древнеславянских основ «бал» - шутливо разговаривать и «лайка» - резкие отрывистые звуки, прерывистое звучание) стала своего рода эмблемой русской национальной музыки. Получив особенно большое распростране-

40

• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры • 2015 •

• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры • 2015 •

ние в фольклорной практике второй половины XVIII - и особенно, в XIX столетии, после ее усовершенствования В. В. Андреевым и его сподвижниками в соответствии с нормами хроматического звукоряда, акустики концертных залов (1887 год), она стала незаменимым инструментом русского оркестра, возникшего в 1888 году, различных ансамблей, а благодаря искусству лучших балалаечников-солистов -Б. С. Трояновского, Н. П. Осипова, П.И. Нечепоренко, Е. Г. Блинова, А. С. Данилова, В. Б. Болдырева, А. А. Горбачева и многих других стала в полной мере концертным русским академическим инструментом. Для балалайки создан содержательный академический репертуар такими композиторами, как С. В. Василенко, Н. П. Будаш-кин, Ю. Н. Шишаков, С. М. Слонимский М. Б. Броннер, К. Е. Волков и рядом других.

27. Русский народный оркестр. Составленный из инструментов, на протяжении ряда поколений бытовавших в русской этнической среде для выражения традиционной национальной музыки, т. е. являясь народным по этническому признаку, этот тембровый состав стал в полной мере народным и по признаку социальному. Балалайки, гармоники, домры, гусли на начальных этапах обучения очень доступны для освоения, и уже через несколько занятий в коллективном музицировании на них можно исполнять не только обработки национального русского фольклора, равно как и музыку многих иных народов, но и все более сложные творения из богатейшей сокровищницы академического музыкального искусства. В этом «лестница» музыкального просвещения в русских оркестрах становится особенно действенной и последовательной, а сам процесс музыкального обучения приобретает особую эффективность.

28. Русские академические инструменты как средство пропаганды национального русского искусства за рубежом. Первые же гастроли оркестра под управлением В. В. Андреева во Франции, Германии, Америке, Англии в начале ХХ века показали, что концерты русского оркестра имеют за рубежом триумфальный успех не экзотикой внешнего вида, а необычайно разнообразным и неповторимым в других видах музыки тембром - красочно-серебристыми тонами тремолирующих домр и балалаек, их редкой, вместе с гуслями, ударными инструментами, в частности, такими исконно русскими музыкальными орудиями, как бубен, деревянные ложки и т. д., ритмической четкостью при исполнении энергичной музыки, тонкостью, а главное - разнообразием тембровой палитры. Особенно это стало заметным при введении в состав оркестра в 1920-е годы группы гармоник, впоследствии деревянных духовых - флейты и гобоя, которые в окружении русских инструментов обрели характер звучания исконно национальных жалейки и брелки. Посредством русских инструментов иностранная публика гораздо глубже и полнее оценивает не только своеобразие русских народных песен и танцев в их обработках, но и русской национальной классики. Уже когда андреевский оркестр исполнял в начала ХХ века «Хор поселян» из оперы «Князь Игорь» А. П. Бородина, «Осеннюю песню» из цикла «Времена года» П. И. Чайковского, согласно отзывам прессы, многие слуша-

• Том 207 • Русские народные музыкальные инструменты в современной культуре России

41

М. И. Имханицкий

тели по-настоящему могли оценивать своеобразие русской музыки, чем при звучании привычных в Европе академических музыкальных инструментов.

Не случайно по образцу русского оркестра под управлением В. В. Андреева, аналогичные домрово-балалаечные коллективы стали появляться во многих странах мира, они стали важным средством пропаганды здесь русского национального искусства. Посредством академических национальных русских инструментов зарубежному слушателю становятся понятнее и доступнее многие шедевры русской музыки. Наряду с этим, по образцу русского оркестра стали создаваться оркестры национальных инструментов не только в странах бывшего Советского Союза, но и во многих иных государствах.

Более полное уяснение этих терминов и понятий представленного Словаря, как представляется, поможет лучше осознать основные направления в разработке концепции направлений развития национального академического музыкально-исполнительского искусства средствами национальных народных инструментов.

Примечания

1 Более подробное обоснование и разъяснение терминов словаря см. в книгах автора: 1) Имханицкий М. И. История исполнительства на русских народных инструментах. - М.: Изд-во РАМ им. Гнесиных, 2002. - 351 с. 2) Имханицкий М. И. История баянного и аккордеонного искусства. - М.: Изд-во РАМ им. Гнесиных, 2006. - 520 с. 3) Имханицкий М. И. Музыка зарубежных композиторов для баяна и аккордеона. - М.: Изд-во РАМ им. Гнесиных, 2004. - 276 с. 4) Имханицкий М.И. Становление струнно-щипковых народных инструментов в России. -М.: Изд-во РАМ им. Гнесиных, 2008. - 370 с.

2 Термин «passeport» (фр.) - документ, содержащий не только сведения о личности его владельца, но и основные показатели, характеристики любого предмета или явления (в обиходе, технике, оборудованиях и т.п.).

3 Данная система охватывает музыку от величайших творений И. С. Баха вплоть до сложнейших современных произведений симфонической, оперно-балетной и камерноинструментальной и хоровой музыки.

4 Начиная от творчества М. И. Глинки, впервые поднявшего национальное музыкальное искусство до уровня самых высоких достижений всей академической музыкальной культуры, развитое в творчестве А. С. Даргомыжского, композиторов «Могучей кучки» - М. А. Балакирева, А. П. Бородина, М. П. Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова, а впоследствии С. В. Рахманинова, А. К. Лядова, А. К. Глазунова, вплоть до произведений С. С. Прокофьева, И. Ф. Стравинского, Г. В. Свиридова, Д. Д. Шостаковича, Р. К. Щедрина и многих других композиторов, внесших крупнейший вклад в развитие всей мировой культуры.

5 Термин «группа» подразумевает, согласно, например, наиболее авторитетному «Словарю русского языка» С. И. Ожегова, не только несколько объектов (предметов, людей, животных). Другое значение термина «группа» - совокупность людей, вне зависимости от их численности, объединенных общностью интересов, вида деятельности и т. д. Например,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

42

• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры • 2015 •

• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры • 2015 •

«ударная группа войск», «общественные группы» и проч.

6 Когда мы говорим: «народ не понимает эту группу людей», то какую-то огромную общность, преобладающую группу оцениваем именно в качестве народа и подразумеваем, что другая определенная группа людей уже к народу в этом социальном смысле не относится и ему противостоит. Когда в известных словах В. И. Ленина о декабристах подчеркивалось, что «страшно далеки они были от народа», то подразумевалось, что декабристы к категории «народ» в этом понимании социальных групп общества не относились. Возьмем пример из области литературы. Если, к примеру, автор публицистической статьи в периодической прессе пишет о «группе олигархов, которые после 1990 г. разорили народ страны», то подходит к термину «народ» не с точки зрения демографа, который, прежде всего, будет подсчитывать все население этой страны, безотносительно к его составу. Автор статьи, противопоставляя социальные группы «народ» и «олигархи», неизбежно вносит оценочный элемент. Понятие «народ» он рассматривает с позиций политолога или же социолога. Тем самым в обществе выделяется два сообщества, социума. Первое в цитированном предложении - группа олигархов - к понятию «народ» здесь не только не относится, но и ему противопоставляется. Конечно, эта первая группа людей оказывается значительно меньшей, чем вторая, но важно, что и одно, и другое - это именно социальные группы в государстве. Когда великий русский поэт А. Блок в художественном смысле противопоставлял понятия «народ и интеллигенция», то также подразумевал под понятием «народ» подавляющее большинство в отечественном обществе. Но этим понятием он никак не определял всех жителей страны. В понимании термина «народ» как доминирующей части общества, не входящей в тот или иной вид элиты, важно, что элиты в разных сферах деятельности разные. Маршал, играющий на баяне, при том, что он, несомненно, относится к военной элите, никак не входит в элиту музыкальную (как баянист он - представитель массы музыкантов-любителей, «народа»). А скрипач, студент музыкального вуза или филармонии, призванный на фронт в должности рядового (например, в годы Великой Отечественной войны), при том, что он - представитель музыкальной элиты, не будет элитой воинской. Конечно, сегодня явно устарело известное положение марксистколенинской идеологии, согласно которому под народом подразумевались лишь «те классы и слои, которые по своему объективному положению способны участвовать в решении задач прогрессивного развития общества» (Народ. - Советский энциклопедический словарь. М.,1984, с. 858). В соответствии с этим, то или иное общество разделялось тогда на «народ» и «эксплуататорские классы». Однако и в наши дни социальное понимание преобладающей части общества, которую мы оцениваем как «народ», осталось.

7 Музыкальная энциклопедия: в 5 т. / гл. ред. Ю. В. Келдыш. - М.: Совет. энцикл. : Совет. композитор, 1976. - Т. 3: Корто - Октоль. - Стб. 898.

8 Здесь происходит путаница со складками, из которых состоит мех - боринами. Их количество на русских гармонях, например, ливенках, может доходить до сорока.

9 Термин «гармошка» с позиций высокоразвитого академического, элитарного искусства порой имеет несколько пренебрежительный характер (к примеру, в выражении «Это не баян марки «Юпитер», а какая-то гармошка»). Между тем в русском фольклоре термин «гармошка»,

• Том 207 • Русские народные музыкальные инструменты в современной культуре России

43

М. И. Имханицкий

согласно данным фольклористики, носит ласковый, любовный оттенок (например, в словах популярной песни «Если б гармошка умела все говорить не тая»).

10 Более подробно об этом см.: Имханицкий М. И. Музыка зарубежных композиторов для баяна и аккордеона. - М.: Изд-во РАМ им. Гнесиных, 2004. - С. 9-17.

11 Более подробно об этом см.: Имханицкий М. И. Музыка зарубежных композиторов для баяна и аккордеона. - М.: Изд-во РАМ им. Гнесиных, 2004. - С. 9-17.

12 От древнеславянского термина «баять» произошло и имя мифического певца сказителя Бояна. От термина «баять» произошли и такие термины, как «краснобай», даже «кот-баюн» и т. п.

13 Аккордеон намного шире баяна вошел в систему любительского обучения кружков и студий, детских и вечерних музыкальных школ, педагогических училищ и вузов, колледжей и вузов культуры и т.д.

14 Имханицкий М. И. Становление струнно-щипковых народных инструментов в России. -М: Изд-во РАМ им. Гнесиных, 2008. - С. 47-48.

15 Ритмоформулы ее басо-аккордового чередования стали незаменимой основой фортепианного сопровождения в русской музыкальной классике первой половины XIX века. - году.

16 Эти изображения приведены в изд.: Имханицкий М. И. Становление струнно-щипковых народных инструментов в России. - М.: Изд-во РАМ им. Гнесиных, 2008. - С. 51-55.

44

• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры • 2015 •

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.