Научная статья на тему 'Руденко константин Александрович (к 50-летию со дня рождения и 29-летию научной деятельности)'

Руденко константин Александрович (к 50-летию со дня рождения и 29-летию научной деятельности) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
448
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Руденко константин Александрович (к 50-летию со дня рождения и 29-летию научной деятельности)»

Научная жизнь КазГИК

Раф.М.Валеев

Руденко Константин Александрович

(К 50-летию со дня рождения и 29-летию научной деятельности)

Константин Александрович Руденко - доктор исторических наук, профессор кафедры искусствоведения, живописи и графики Казанского государственного института культуры. Родился 2 октября 1967 г. в городе Казани, здесь же обучался в средней школе № 64 и сразу после ее окончания, в 1984 г. поступил на исторический факультет Казанского государственного университета им. В.И.Ульянова-Ленина. Со второго курса университета он был призван в ряды Вооруженных сил СССР, где отслужил полные два года. После демобилизации он продолжил учебу в университете и окончив его в 1991 г. получил диплом историка, преподавателя истории и обществоведения. Именно в университете определились основные приоритеты его дальнейшей жизненной программы.

Константин Александрович выбрал своей специальностью археологию, которую в университете преподавал профессор Альфред Хасанович Халиков. Хотя первое знакомство с этой наукой произошло у него раньше - еще в школьные годы он с 7-го класса ходил в музейный археологический кружок, который вел Владимир Николаевич Марков, специалист по раннему железному веку, в те годы сотрудник Государственного музея ТАССР, после окончания 8-го класса он принял участие в археологической экспедиции в составе музейного отряда под руководством Нины Александровны Кокориной, тогда тоже работавшей в музее, в составе Билярской экспедиции в июле 1982 г. Летом следующего года он работал в Болгарах, где начальником экспедиции была Тамара Александровна Хлебникова с которой у Константина Александровича до самой ее смерти сохранялись замечательные отношения и научное сотрудничество. По его словам, участие в раскопках в Болгарах, «было наилучшей археологической школой в его жизни». В августе этого же года он принял участие в разведках и раскопках Раннеболгарской экспедиции под руководством Е. П. Казакова в восточных районах Татарии. В год окончания школы после вступительных экзаменов в университет в августе 1984 г. он опять в экспедиции с Е. П. Казаковым.

Тем не менее окончательный выбор археологии как профессии стал для Константина Александровича решающим только в стенах Казанского университета. Сыграло свою роль и то, что тогда впервые в археологии Советской Татарии под руководством А. Х. Халикова в 1989-1991 гг. университет возглавил хоздоговорные археологические работы по самому крупному проекту в Новейшей истории Татарстана советского и постсоветского периодов. Это строительство мостового перехода через Каму в районе Сорочьи горы - Мур-зиха. Масштабные раскопки силами студенческой практики исторического факультета КГУ велись сначала на Сорочьегорском городище в Рыбнослободском районе Татарстана, а затем на памятниках по трассе будущей насыпи дамбы.

Тогда вокруг А. X Халикова объединились молодые студенты-археологи, горевших желанием сказать новое слово в науке. Именно благодаря инициативе А. Х Халикова студенты второкурсники которых влекла археология в числе которых был и К. А. Руденко, в преддверии начала масштабных раскопок по проекту по-

лучили свои первые открытые листы (1988 г.] сначала на археологические разведки.

В этом году свои первые археологические изыскания в Чистопольском районе Татарии по Открытому листу провел и Константин Александрович. Уже через год (1990 г.] он получает первый Открытый лист на раскопки. Им в тот год исследовалось небольшое поселение именьковской археологической культуры в Чистопольском районе Татарстана - V Малопоянское селище. В 1991 г. он получает открытый лист на раскопки Сорочьегорского городища и открытого в предшествующий год интереснейшего IV Мурзихинского могильника эпохи раннего железного века - К-'УП вв. до н.э. В 1992 г. под его руководсвом начинаются исследования комплекса средневековых памятников золотоордынских селища и могильника Песчаный остров и домонгольского VI Алексеевского селища в Алексеевском районе РТ. Дальше на протяжении двух десятилетий (до начала 2010-х гг.] практически без перерывов он проводил археологические работы на территории Татарии. Накаливался его полевой археологический опыт, а также опыт руководства археологическими экспедициями, ширились и углублялись профессиональные знания.

Темой, которая активно разрабатывалась им в студенческие годы, была булгарская металлическая посуда VПI-XV вв., по которой он написал дипломное исследование, собрав для этого огромный материал в музейных коллекциях более 20 городов СССР от Украины и до Восточной Сибири, и которая на протяжении всех последующих лет его интересовала и интересует сейчас. По сей день. Константин Александрович единственный специалист в этой области в Татарстане. В 1989 г. публикуется его первая археологическая заметка в сборнике «Археологические открытия Урала и Поволжья» о разведках в Чистопольском районе ТАССР, а в 1990 г. выходит первая печатная научная статья, посвященная атрибуции художественной чаши с I Семеновского селища в Спасском районе РТ.

Желание продолжить профессиональные занятия археологией сохранилось у К.А.Руденко и после окончания учебы в университете, когда он остался работать в музее археологии исторического факультета КГУ. По рекомендации известного казанского археолога Е. П. Казакова он поступил в заочную аспирантуру по кафедре археологии исторического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (1992-1995], где его научным руководителем стал корифей советской археологии Герман Алексеевич Фёдоров-Давыдов, который много дал молодому исследователю. Выбранная тема для диссертационного исследования была достаточно неожиданной - средневековые булгарские селища, причем материалы для него были к тому времени уже из собственных изысканий самого Константина Александровича, накопленные за четыре года самостоятельных археологических разведок и раскопок по Открытым листам на территории Татарии.

В этот период КАРуденко знакомится с еще одной сферой деятельности - музейной работой: в 19911993 он работает сначала инженером, а затем главным хранителем музея археологии исторического факультета КГУ. Однако в 1993 г. он переходит на новую работу, оставив престижное место и многообещающую перспективу в университете и становится внештатным сотрудником - археологом Главного Управления по охране и использованию памятников истории и культуры министерства культуры Республики Татарстан, которым тогда руководил заместитель министра культуры Татарстана Рафаэль Миргасимович Ва-леев, таким образом посвятив всю свою деятельность археологической науке. Задачи перед управлением стояли в тот период грандиозные - нужно было обследовать территорию всего Татарстана для включения памятников археологии в земельный кадастр и для постановки их на государственную охрану. Нужно было проверить состояние и даже заново установить местоположение нескольких сотен из трех тысяч археологических памятников на территории республики, выявленных за сто лет археологических изысканий.

За пять лет работы (1993-1998 гг.] в Главном управлении отдельный археологический отряд, который возглавлял К.А.Руденко обследовал почти две трети территории Республики, при этом им были написано около десятка Проектов зон охраны памятников археологии и собран огромный полевой материал. По всем этим работам, которые проводились по Открытым листам выданных ИА РАН были составлены научные отчеты, а обработанные коллекции в 1996 г. переданы на хранение в Государственный объединенный музей РТ. Эта деятельность осуществлялась в тесном взаимодействии с археологами Татарстана: Е.П.Казаковым, П.Н.Старостиным, Т.А.Хлебниковой, Е.А.Беговатовым.

Кроме того, в течение этих лет К.А.Руденко проводил и охранные археологические раскопки на поселениях и могильниках разных эпох в зоне строительства мостового перехода через р. Кама.

В 1998 г. начинается новая страница в жизни и творческой деятельности Константина Александровича -он начинает работу в Государственном объединенном музее Татарстана (сейчас - Национальный музей РТ] где прошел путь от научного сотрудника до заведующего отделом археологии и этноэкологии. Это был один из самых плодотворных периодов его работы. Он активно включается в создание новой экспозиции музея (два раздела которой, в том числе по древней и средневековой истории, которые создавал К.А.Руденко были открыты в 2006 г.], разрабатывает концепцию раздела по средневековой истории и завершает концепцию по древней истории (после увольнения другого сотрудника музея, занимавшегося ею ранее], работает над ее монтажом, а также занимается подбором и даже комплектованием экспонатов будущей экспозиции.

В Национальном музее К.А.Руденко возобновил традицию сдачи археологических материалов раскопок и разведок в государственный музей (она прекратилась в 1970-х гг.], передав туда материалы своих

исследований 1991- 1997 гг. Работая в музее он продолжил археологические раскопки булгарского селища у с. Речное в Алексеевском районе, которые он начал в 1997 г. еще работая в Управлении (в 2017 году ровно 20 лет с начала его раскопок на этом памятнике). Эти исследования, которые Константин Александрович продолжает и сейчас, дали уникальный материал, позволивший создать единственную в Республике музейную натурную реконструкцию булгарского жилища (интерьерную часть) второй половины XI в. по материалам раскопок оригинальной постройки на этом селище и тем самым полностью восстановить его.

По данным полученным из его раскопок в 1992-1994 гг., в числе которых были антропологические находки, ведущим российским специалистом-антропологом Татьяной Сергеевной Балуевой, ученицей всемирно известного М. М. Герасимова - разработчика метода скульптурной реконструкции по черепу в СССР, были сделаны для музея две скульптурные реконструкции средневековых жителей булгарских поселений, а казанскими специалистами-архитекторами макет селища Песчаный остров в Алексеевском районе - первого раскопанного полностью под руководством К.А.Руденко золотоордынского селища в Татарстане.

В музее он публикует материалы своих научных исследований в серии издании «Археология в Национальном музее РТ», которую основала Генеральный директор музея - Г.Р.Назипова, а также выпускает несколько капитальных монографий-каталогов археологического материала (железные наконечники стрел, железные пряжки и накладки, Атлас археологических памятников и др.), которые востребованы и сейчас спустя семнадцать лет, после выхода их в свет первых из них. Своего рода бестселлером стала его монография, вышедшая в 2001 г. по кандидатской диссертации: «Материальная культура булгарских селищ ХП-Х1У вв. низовьев р. Кама», разошедшаяся полностью в течении одного года.

Не менее важной работой КАРуденко в Национальном музее была разработка концепций и строительство экспозиций по древней и средневековой истории в районных музеях РТ (в те годы - филиалов музейного объединения во главе с Национальным музеем РТ). В течении почти 10 лет Константин Александрович вел в музее детский школьный кружок «Мир Истории» пользовавшийся большой популярностью у казанцев.

Качество археологических изысканий и научных штудий, высокий профессионализм Константина Александровича были признаны научным сообществом России: в 1996 г. он защищает кандидатскую диссертацию на кафедре археологии МГУ по теме «Материальная культура булгарских селищ ХП-Х^ вв. низовьев р. Кама», а в 2004 г. докторскую диссертацию «Процессы этнокультурного взаимодействия в Волго-Камье в конце Х-Х^ вв. по археологическим данным». Обе по специальности 07.00.06 - археология. Несомненно, на научные поиски и формирование взглядов на ряд археологических проблем оказал влияние его учитель и научный руководитель его кандидатской диссертации - Г.А.Фёдоров-Давыдов, последователь идей выдающегося исследователя Булгар - Алексея Петровича Смирнова.

С конца 1990-х гг. Константин Александрович вместе с известнейшим московским археологом-сибиреведом и тюркологом Игорем Леонидовичем Кызласовым, и с пензенским коллегой Г. Н. Белорыбки-ным разрабатывает глобальную тему «Великого Сибирского пути» по находкам изделий аскизской археологической культуры, выделенной 1983 г. Л.Р. и И.Л.Кызласовыми, от Среднего Поволжья и до Восточной Сибири. Для территории государства Волжская Болгария этот материал был впервые собран, проанализирован, опубликован и самое главное представлен в виде научной проблемы (кстати не решенной окончательно по сей день) К.А.Руденко.

В 2009 г. Константин Александрович переходит на работу в Казанский государственный университет культуры и искусств (сейчас - институт культуры), проработав до того несколько лет (с 2007 г.) здесь совместителем. Он читает здесь разнообразные курсы, проводит практические занятия и семинары, по разным направлениям - истории декоративно-прикладного искусства, музейному делу, археологии, основанные во многом на его собственных научных разработках. Он руководит дипломными работами, а также является научным руководителем в аспирантуре КазГИК по направлению «теория и история культуры».

Помимо преподавательской работы КА.Руденко участвует и в других проектах - он разработчик и участник создания археологического музея на Святом ключе в Билярском государственном историко-архе-ологическом и природном музее-заповеднике, открытом в 2012 г., автор раздела по древней и средневековой истории в Музее родного края им. В.И.Абрамова Алексеевского района РТ., консультант разработки концепции музеев ряда районов Татарстана (например, Тетюшского, Мамадышского). Всего при участии или под руководством К.А.Руденко с 1998 по 2016 гг. были разработаны и воплощены более десятка таких проектов.

Разнообразны научные интересы Константина Александровича. Среди них выделяются следующие: изучение булгарской металлической посуды, булгарских сельских поселений, средневековая торевтика и ювелирное дело Среднего Поволжья и Прикамья, исследование поздних кочевников Казанского Поволжья; этнокультурное взаимодействие в Волго-Уральском регионе в первой половине II тыс. н.э.; историография средневековой археологии Татарстана; материальная культура населения именьковской культуры Казанского Поволжья.

Среди этих тем стоит выделить проблему средневекового художественного металла и ювелирного дела в Урало-Поволжье. Константин Александрович впервые обосновал и аргументировал специфику булгарского ювелирного дела, выделил из массы ювелирных изделий региона артефакты, изготовленные булгарами, дал характеристику продукции соседних ювелирных центров, да собственно впервые определил их

существование, например, пермского ювелирного центра (сейчас эту тем активно продвигают пермские коллеги - Ю.А.Подосёнова, А.М.Белавин, Н.Б.Крыласова].

Значителен вклад К.А.Руденко в исследовании историографических тем по археологии. Его капитальный труд по историографии и истории изучения древностей Волжской Булгарии, вышедший в 2014 г., является первым комплексным исследованием в этой области. Знание научных проблем, истории музейного дела Татарстана и его специфики, а также материальной культуры волжских булгар позволили создать широкую панораму развития булгаристики в течении почти 200 лет. Здесь же имеется уникальный биобиблиографический справочник. Несомненный интерес представляют его исследования персоналий - казанского коллекционера и любителя-археолога А.Ф.Лихачева, советских археологов А.М.Ефимовой и О.С. Хованской.

В завершении стоит сказать о основных археологических объектах (имеются в виду только раскопки], которые изучал Константин Александрович за почти 30 лет его научной деятельности. Это (в хронологической последовательности] - V Малополянское селище (У1-Ш1 вв.] именьковской культуры (Чистопольский район РТ], 1989-1990 г.; Лаишевское селище (XI-XV вв.] булгарского и золотоордынского периодов (Лаишевский район РТ], 1989-2005 гг.; городище Сорочьи горы (У-У1 вв. до н.э.], Мурхзихинский IV могильника (УШ-УП вв. до н.э.] ананьинской культуры (Алексеевский район РТ] 1990, 1991 гг.; VI Алексеевское селище (Х-Х11 вв.] булгарского времени, золотоордынские селище и могильник Песчаный остров (XIV в.] (Алексеевский район РТ] 1992-1994 гг.; Мурзихинское селище и V Мурзихинский могильник булгарского времени (ХЕ-ХП вв.] 1995-1996 гг.; городище Кашан I булгарского времени (XI - XIII вв.] 1995-1997 и 2004 гг.; Остолоповское селище булгарского времени (XI-XII вв.] (Алексеевский район РТ] 1997-2017 гг.; Сосновское II городище и селище булгарского времени ^-начало XIII в.] (Новошешминский парйон РТ], 2004 г.; Тетюшское II городище эпохи поздней бронзы, именьковской культуры, булгарского, золотоордынского времени и начала Казанского ханства ^-К вв. до н.э., IV в., н.э., Ш-К вв. и XII-XV вв. н.э. (г. Тетюши, Тетюшский район РТ], 2007-2013 гг.

К.А.Руденко автор около 300 работ и 27 научных монографий, каталогов и учебных пособий. Кроме этого он является автором научно-популярных, а также историко-художественных книг, посвященных истории и культуре Волжской Булгарии, рассчитанных в том числе на детскую и юношескую аудиторию. Последней из этих работ вышедшей в августе 2017 г. является документально-художественное повествование «Биляр: осень 1236 г.», посвященное трагическим событиям обороны столицы Волжской Булгарии - Великого города Биляра от монгольских полчищ в 1236 г. Ее проиллюстрировал замечательный татарстанский художник Булат Гильванов создавший живописные образы героев книги. Открывшаяся 29 августа 2017 г. на основе этой книги выставка в Национальной художественной галерее «Хазине» вызвала большой интерес общественности. В сентябре ее посетил Государственный советник Президента Республики Татарстан, Первый Президент Татарстана Минтимер Шарипович Шаймиев.

Широту интересов Константина Александровича подтверждают и публикации его художественно-исторических очерков на разные темы в журнале «Казань».

Перечень основных трудов К.А.Руденко:

Руденко К.А Тюркский мир и Волго-Камье в XI-XIV вв. Изделия аскизского круга в Среднем Поволжье. Исследование и каталог. Казань: «Заман», 2001. - 256 с.

Руденко К.А Материальная культура булгарских селищ низовий Камы XI -XIV вв. Казань: «Школа», 2001. - 244 с

Руденко К.А Железные наконечники стрел VIII - XV вв. из Волжской Булгарии. Исследование и каталог. Казань: Заман, 2003. - 512 с.

Руденко К.А. Тетюшское II городище в Татарстане. - Казань: Изд-во «Заман», 2010. - 152 с.: илл

Археология ХХ века: две жизни - две судьбы: О.С.Хованская и А.М.Ефимова. - Казань: Изд-во МОиН РТ, 2010. - 176 с.

Руденко К.А. Булгарское золото: филигранные височные подвески. Древности Биляра. Том I. - Казань: Заман, 2011. - 256 с.: илл

Руденко К.А История археологического изучения Волжской Булгарии (Х- начало XIII в.]. - Казань: РИЦ «Школа», 2014. — 768 с.

Руденко К.А. Булгарское серебро. Древности Биляра. Том II. - Казань: Заман, 2015. - 528 с.: ил

Исследования VI Алексеевского и Мурзихинского селищ в Татарстане в 1992 — 1996 гг. Казань: ЗАО «Издат. дом «Казанская недвижимость», 2015. — 400 с.

Казанские коллекционеры XIX века (из истории музейного дела Казанского края]. - Казань: Редакци-онно-издательский центр «Школа». 2017. - 172 с.

Этюды по музейной антропологии. Казань: Редакционно-издательский центр «Школа», 2017. — 268 с.

Биляр. Осень 1236 года. — Казань: Изд-во «Заман», 2017. — 72 с., ил.

УДК 39; 908

В.И.Яковлев

ГУСЛИ РОССИИ: ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ. ФЕНОМЕН Л.Я.ЖУК

Статья посвящена памяти видного деятеля отечественной народно-инструментальной культуры Любови Яковлевны Жук - создателю в Российской академии музыки имени Гнесиных уникальной кафедры национальных инструментов народов России, способствующей сохранению и возрождению многих традиционных музыкальных инструментах, в частности, гуслей.

Ключевые слова: Л.Я.Жук, гусли, национальные инструменты народов России, историческая память, гус-леведение.

Valery I.Yakovlev THE RUSSIAN GUSLI: TRADITIONS AND INNOVATIONS. THE PHENOMENON OF LYUBOVY

ZHUK

This paper is dedicated to the memory of Lyubov Y. Zhuk, a prominent figure in the area of Russian folk instruments who established the unique Chair of Russian Folk Instruments at the Gnesins Russian Music Academy, which facilitated the preservation and revival of many traditional musical instruments including the gusli.

Key words: L.Y. Zhuk, gusli, Russian folk instruments, historical memory, gusli studies.

На современном этапе развития народно-инструментального жанра России исполнительство на гуслях определяется, с одной стороны, как один из традиционных (самых древних], а с другой - как один из инновационных (молодых] видов музыкально-исполнительской, творческой деятельности.

И действительно, гусли - древнейший струнно-щипковый инструмент многих народов России. Он прошёл многовековой путь формирования и развития от простого (архаичного] по конструкции музыкального инструмента, функционирующего в фольклорной и любительской (самодеятельной] исполнительской практике, в семейном и общественном быту, в хозяйственной деятельности, используемого при проведении религиозных праздников, обычаев и обрядов, до сложного в конструктивно-морфологическом отношении многострунного безгрифного инструмента. Ныне гусли занимают прочные художественно-эстетические позиции в российской профессиональной музыкально-исполнительской и педагогической практике.

Традиционно, из поколения в поколение, многие народы России стремились бережно сохранить историческую память о гуслях как об особо ценном и уникальном музыкальном инструменте, способном тонко, гибко и красочно передать всё богатство, красоту и многообразие национальных чувств, глубокие переживания и чаяния российских народов, их сложную судьбу. Историческая память о гуслях содержится в археологических, иконографических, этнографических, литературных источниках, в разновременных документах и памятниках нашей истории. Незабываемы имена выдающихся исполнителей на гуслях, своеобразно (в каждой этнической культуре по-своему] отражённые в устно-поэтическом творчестве народов в разные исторические периоды их развития.

И в настоящее время гусли по праву являются одним из важнейших, социально значимых и востребованных современным образом жизни музыкальных инструментов, символизирующих музыкальную культуру многонациональной России.

Гусли как объект научного исследования, начиная со второй половины XVIII века, постоянно находятся в фокусе внимания многих наук - этнографии, этноинструментоведения, музыковедения, искусствоведения, культурологии и других наук. Каждая наука за длительный период развития выработала свой вектор поиска в познании, понимании, интерпретации гусельного искусства. Информация о гуслях разных народов России содержится в многочисленных исследованиях, статьях, монографиях. Сюжеты, связанные с историей происхождения и развития гуслей, анализом богатейшего гусельного инструментария, исполнительских традиций на гуслях в разных социальных слоях российского общества положены в основу кандидатских и докторских диссертаций [1].

Вместе с тем, несмотря на столь широкое распространение гуслей в быту многих народов России и пристальное внимание исполнителей, педагогов, учёных к гуслям и в целом к гусельному искусству, оно, как показывает практика, нуждается в настоящее время в дальнейшем развитии, совершенствовании, подобно исполнительству на домре, балалайке, баяне - общепризнанных в мировой музыкальной культуре как академические народные инструменты.

И в этой связи важное научно-теоретическое и практическое значение приобретает феномен многоаспектной творческой деятельности Любови Яковлевны Жук - создателя в Российской академии музыки имени Гнесиных специальной кафедры «Национальные инструменты народов России», новой гусельной школы, нового направления в исполнительстве на гуслях и других национальных инструментах народов России, идейного вдохновителя, теоретика и практика в постановке и реализации комплекса сложных музыкально-исполнительских, научно-исследовательских, методико-педагогических, организациионных проблем, от положительного решения которых во многом зависит перспектива - будущее гусельного искусства и, шире, традиционного музыкального инструментария народов России в XXI веке.

При этом существенную смысловую роль и значение, нестандартные подходы к использованию гус-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.