Профессиональная подготовка специалистов в сфере народно-инструментального творчества испытывает несомненное давление и со стороны проблем филармонической концертно-исполнительской деятельности. Ситуация весьма непростая. «Академическое музицирование автономизировалось. Пропасть между «обиходно-бытовым» и академическим музицированием достигла апогея» [6, с. 276]. Это означает, что практика музицирования требует пересмотра своего теоретического обеспечения.
В рыночных условиях «спроса и предложения» в сфере филармонического исполнительского искусства продолжает оставаться нерешённым вопрос о репертуарном содержании концертных программ. Соглашаясь с мнением учёных о том, что запрос на академическое музицирование на баяне в XX веке возник как потребность в приобщении широких слоёв населения к шедеврам музыкального искусства, все же вызывает сомнение необходимость в таком запросе в XXI веке. Преобладание в репертуаре иных исполнителей на народных инструментах переложений, пусть даже самых великих композиторов, носит весьма спорный характер, поскольку наступили времена Интернета с неисчерпаемыми возможностями в сфере информационных технологий, в том числе и музыкальных, когда преимущество остаётся за оригинальным исполнением. Отсюда возникает много вопросов к конкретному содержанию подготовки, например, тех же «концертных исполнителей».
Библиографический список
Важно обратить внимание на то, что совершенствование качества подготовки специалистов в сфере народно-инструментального творчества касается, в большей степени, вузов культуры, реализующих программы уровней бакалавриата и магистратуры по направлению «Музыкально-инструментальное искусство». При этом, возможно, «пути решения проблем находятся в интеграции в процесс обучения «народников» исходных принципов народного музыкального творчества» [6, с. 276]. Потенциальной научно-теоретической базой предложенного решения может служить единство песенного и инструментального начала в учебно-педагогическом процессе, что позволит коренным образом развести содержание подготовки специалистов по направлению «Музыкально-инструментальное искусство» профиля подготовки «Баян, аккордеон и струнные щипковые инструменты» и специальности «Искусство концертного исполнительства» специализации «Концертные народные инструменты (балалайка, домра, гусли, баян, аккордеон, гитара)».
Таким образом, подводя итоги рассмотренным проблемам можно сделать следующие выводы. Совершенствование интеграционных процессов в обучении «народников-инструменталистов» в вузах культуры должно отражать социокультурную практику функционирования инструмента и его статус в общественной музыкальной жизни. Предлагаемые подходы к подготовке музыканта-народника в вузах культуры могут стать новой парадигмой, служащей основой постановки и решения как практических, так и научно-теоретических задач.
1. Варламов Д.И. Метаморфозы народного музыкального инструментария. Москва: Композитор, 2009.
2. Имханицкий М.И. История исполнительства на русских народных инструментах. Москва: РАМ им. Гнесиных, 2002.
3. Каргин А.С. Воспитательная работа в самодеятельном художественном коллективе. Москва: Просвещение, 1984.
4. Серегин Н.В. Художественно-просветительное образование в России как предмет историко-педагогического исследования. Барнаул: Издательство АлтГАКИ, 2007.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 53.03.02 «Музыкально-инструментальное искусство (уровень бакалавриата)». Минобрнауки, приказ от 11 августа 2016 г.
6. Виноградов В.А., Оркина И.Ф. Оптимизация качества подготовки современного специалиста в сфере народно-инструментального творчества: Материалы XII Всероссийской научно-методической конференции. Барнаул: Алт. гос. академия культуры и искусств, 2012: 275 - 277.
References
1. Varlamov D.I. Metamorfozy narodnogo muzykal'nogo instrumentariya. Moskva: Kompozitor, 2009.
2. Imhanickij M.I. Istoriya ispolnitel'stva na russkih narodnyh instrumentah. Moskva: RAM im. Gnesinyh, 2002.
3. Kargin A.S. Vospitatel'naya rabota vsamodeyatel'nom hudozhestvennom kollektive. Moskva: Prosveschenie, 1984.
4. Seregin N.V. Hudozhestvenno-prosvetitel'noe obrazovanie v Rossii kak predmet istoriko-pedagogicheskogo issledovaniya. Barnaul: Izdatel'stvo AltGAKI, 2007.
5. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 53.03.02 «Muzykal'no-instrumental'noe iskusstvo (uroven'bakalavriata)». Minobrnauki, prikaz ot 11 avgusta 2016 g.
6. Vinogradov V.A., Orkina I.F. Optimizaciya kachestva podgotovki sovremennogo specialista v sfere narodno-instrumental'nogo tvorchestva: Materialy XII Vserossijskoj nauchno-metodicheskoj konferencii. Barnaul: Alt. gos. akademiya kul'tury i iskusstv, 2012: 275 - 277.
Статья поступила в редакцию 01.06.18
УДК 37.016:81
Didrikh A.V., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia),
E-mail: [email protected]
Kochkinekova A.V., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia),
E-mail: [email protected]
THE SPECIFICS OF FORMING CREATIVE ABILITIES IN STUDENTS AT CLASSES OF A FOREIGN LANGUAGE. The article reveals the ways of how to develop creative abilities in students at foreign language classes. New requirements to an educational process determine new research tasks directed at the study of such important phenomenon as creative abilities. Psychology, philosophy and pedagogy have their own views on the nature of creative abilities. In the article they are defined as personality's abilities to creativity as an activity. The authors analyze tasks aiming at the formation and development of student's creative abilities illustrated by the topics "English-speaking countries" and "German-speaking countries". The proposed creative tasks allow distinguishing the criteria and indicators of students' level of creative abilities formation. A creative approach contributes to the development of creative activities that enhances the quality of knowledge and favors the formation of creative abilities.
Key words: creative abilities, creative tasks, creative and competent personality formation, creative approach, socialization, adaptation.
А.В. Дидрих, канд. филол. наук, доц. Алтайского государственного педагогического университета, г. Барнаул,
Е-mail: [email protected]
А.В. Кочкинекова, канд. филол. наук, доц. Алтайского государственного педагогического университета, г. Барнаул,
Е-mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
В статье раскрываются особенности формирования творческих способностей у студентов на занятиях по иностранному языку. Новые требования, предъявляемые к образовательному процессу, выдвигают новые исследовательские задачи, направленные на изучение специфики такого важного по своему масштабу феномена, как творческие способности. В психологии, философии и педагогике существуют своисобственные взглядына природу творческих способностей. Творческие способности в работе определяются как способности личности к творчеству как деятельности. Авторы анализируют задания, имеющие своей целью формирование и развитие творческих способностей студентов, на примере тем «Англоговорящие страны» и «Немецкоговорящие страны». Предложенный вариант заданий творческого характера позволяет выявить критерии и показатели уровня сформированности творческих способностей студентов. Творческий подход способствует развитию креативной деятельности студентов, что влечет за собой повышение качества знаний и формирование творческих способностей.
Ключевые слова: творческие способности; задания творческого характера; формирование креативной и компетентной личности; творческий подход; социализация; адаптация.
В современном мире наблюдается повышенный интерес к изучению иностранного языка. Представителями как отечественной, так и зарубежной науки проводится достаточно большое количество исследований различных аспектов данного процесса. Исследуются лингвистические и методические характеристики, задействованные в процессе усвоения иностранного языка. Одним из аспектов, привлекающих внимание исследователей, является проблема формирования и развития творческих способностей человека. Несмотря на то, что эта проблема вызывала интерес исследователей во все времена, многие вопросы так и остаются не до конца разрешенными, а новые требования, предъявляемые к образовательному процессу, выдвигают новые исследовательские задачи, направленные на изучение специфики такого важного по своему масштабу феномена, как творческие способности.
Закон 273-Ф3 «Об образовании в РФ 2018» (Глава VIII Статья 69) гласит: «Высшее образование имеет целью обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научно-педагогической квалификации» [1].
Как известно, само по себе творчество - это процесс деятельности, направленный на создание новых материальных или духовных ценностей. К вопросу творческих способностей обращались многие известные ученые, такие, как Л.С. Выготский, В.Д. Шадриков, В.М. Аллахвердов, О.И. Моткови другие.
В психологии, философии и педагогике существуют свои собственные взгляды на природу творческих способностей, что обусловливает наличие разных подходов к их исследованию и непосредственно самому пониманию. Представители приведенных наук по-своему интерпретируют творческие способности, подходя к исследованию данного понятия с разных позиций.
В философии творческие способности включают в себя мастерство, сноровку творчески воображать, наблюдать, неординарно мыслить. В психологии существуют различные определения данного понятия, которые достаточно емко и полно отражают специфику анализируемого феномена. Л.С. Выготский под творчеством понимает деятельность, создающую что-либо новое, независимо от того, будет ли это «какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке» [2]. В.Д. Шадриков к данному понятию относил «свойство функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, которые имеют индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии освоения деятельности» [3]. Б.М. Теплов данный феномен рассматривал как психологические особенности, которые отличают одного человека от другого; они не сводятся к имеющемуся запасу опыта и сведений, а обуславливают оперативность и легкость их приобретения [4, с. 19]. О.И. Мотков определял творческие способности как умение находить решения в нестандартных ситуациях, а также способность познавать [5].
В педагогике, в свою очередь, под творческими способностями понимаются способности к созданию оригинального продукта, в процессе работы над которым личность самостоятельно применяет усвоенные знания, умения, навыки, отступает от образца, проявляя индивидуальность [6]. Таким образом, творческие способности можно определить как способности личности
к творчеству как деятельности. К этому можно отнести способность неординарно мыслить и творчески воображать.
В данной статье рассматриваются задания, имеющие своей целью формирование и развитие творческих способностей у студентов на занятиях по иностранному языку,на примере тем «Англоговорящие страны» и «Немецкоговорящие страны». На первом занятии по темам «Англоговорящие страны» и «Немецкоговорящие страны» целесообразным представляются задания, направленные на пробуждение интереса к данным темам и позволяющие студентам понять, что некоторая информация по этим вопросам им уже известна. Ктакого рода заданиям могут быть отнесены задания следующего типа:
♦ Составление ассоциограммы (MindMapping)
Данное задание представляет собой введение в изучаемую тему. Преподаватель задает учащимся вопрос Was fällt Ihnen ein, wenn Sie das Wort Deutschland / Österreich / die Schweiz hören? (What associations do you have when you hear the word England / the USA?). Затем он пишет на доске название страны, студенты называют свои ассоциации с ней, преподаватель записывает их, в результате происходит составление асоциограммы. Также можно выполнять данное задание в группах. В этом случае каждая группа представляет свою собственную ассоциограмму. Как известно, метод ассоциограмм является достаточно эффективным для сбора и структурирования имеющихся у учащихся идей и представлений. Данный прием обучения упрощает процесс интеграции знаний в познавательные структуры [7].
♦ Составление личной карты Англии / США / Гэрмании
Преподаватель вешает на доску карту страны изучаемого
языка и предлагает группе студентов составить свою личную карту данной страны, используя свои представления / знания / опыт. Каждый получает небольшой листок бумаги, на котором записывает название города (федеральной земли; штата) и какую-либо ассоциацию с ним. Преподаватель первым вешает свой листок на карту, называя «свой» город и объясняя, почему именно этот город он выбрал, например: «Oxford - the University of Oxford» (I visited Oxford University 2 years ago) / «Erfurt-Blumenstadt» (Erfurt ist die erste Stadt, die ich in Deutschland besucht habe). Студенты выполняют задание, используя знания о странах изучаемого языка, независимо от того, посещали они ту или иную страну или нет. В любом случае они обладают определенными знаниями об Англии / Германии / США, полученными на уроках иностранного языка, из книг, телепередач, а также из Интернета. Таким образом, в результате получается своего рода ассо-циограмма, наглядно демонстрирующая имеющиеся у студентов знания о стране, язык которой они изучают, что, в свою очередь, способствует повышению интереса учащихся к изучению иностранного языка.
♦ Изображение типичного англичанина /американца /немца
Преподаватель раздает студентам (предварительно разделенным на группы) бумагу и фломастеры и предлагает им нарисовать типичного англичанина / американца / немца (How do you imagine a typical Englishman / American? / Wie stellen Sie sich einen typischen Deutschen vor?). После выполнения каждая группа студентов представляет свой рисунок, объясняя, почему типичный представитель страны изучаемого языка в их понимании выглядит именно так. Следует отметить, что данное задание всегда вызывает у студентов повышенный интерес. Они с удовольствием погружаются в работу, обсуждают, что и как нужно изобразить на рисунке. Нередко на рисунках, кроме изображений типичного
представителя страны изучаемого языка, появляются различные символы и изображения достопримечательностей, которые ассоциируются у студентов с типично английским / американским / немецким.
Что касается работы с текстами по заявленным темам, следует отметить, что на данном этапе важно формулировать вопросы к тексту таким образом, чтобы они содержали какую-либо проблему, например:
• Beweisen Sie, dass Deutschland eine günstige geografische Lage hat (после изучения подтемы «Географическое положение Германии»)
• Vergleichen Sie den Staats auf bau von Deutschland, Österreich und der Schweiz. Was Gemeinsames haben diese Länder? Wo durch unterscheiden sie sich? (после изучения подтемы «Государственное устройство Германии / Австрии / Швейцарии»)
• Das Hundertwasserhaus in Wien ist „eine Oase der Buntheit in der farblosen Großstadtwüste". Sind Sie damit einverstanden? Begründen Sie Ihre Meinung.
• New York is called «Modern Babylon». What is your personal understanding of this statement?
• Try to prove that London is one of the most popular tourist destinations in the world.
Подобная проблемная формулировка вопроса помогает студенту творчески применить полученные в ходе работы над тем или иным текстом/ текстами знания, а не просто найти ответ на вопрос в тексте и выписать его. Здесь правомерно говорить о дивергентном мышлении, которое является методом творческого мышления, применяемого обычно для решения проблем и задач и заключающегося в поиске различных решений одной проблемы [8].
Примерами заданий, способствующих развитию дивергентного мышления и, следовательно, формированию творческого потенциала обучающихся, могут являться следующие задания в рамках темы «Англоговорящие страны», «Немецкоговорящие страны»:
• Imagine that you are going to England / the USA. Plan your
trip:
• purpose
• point of destination
• duration of the trip
• transport facilities
• trip coast
• place of residence
• program of stay (sightseeing; events )
When planning your trip use the websites and name the links.
• Stellen Sie sich vor: Sie fahren in diesem Sommer nach Deutschland / Österreich / in die Schweiz. Planen Sie Ihre Reise:
• Reiseziel
• Zielort
• Dauer der Reise
• Verkehrsmittel
• Reisekosten
• Unterkunft
• Aufenthaltsprogramm (Sehenswürdigkeiten; Veranstaltungen)
Beim Planen Ihrer Reise benutzen Sie das Internet, geben Sie die Links an.
• Sie arbeiten in einem Reisebüro.
• Machen Sie eine Werbung für Deutschland / Thüringen / München.
• Machen Sie eine Werbung für Österreich / Wien / die Schweiz / Bern.
• You work in a tourist agency.
• Create a presentation of Great Britain / Oxfordshire / London (2-3 minutes).
• Create a presentation of the USA / Washington DC / New York (2-3 minutes).
Библиографический список
• Inszenieren Sie einen Dialog zwischen einem Angestellten und einem Kunden im Reisebüro. Der Kunde möchte seinen Urlaub in Europa verbringen, weiß aber nicht genau, in welchem Land. Der Angestellte bietet ihm verschiedene Reiseangebote an, aber der Kunde kann sich nicht entscheiden. Der Angestellte soll ihm so ein Angebot anbieten, das ihm am besten passt.
• You are going to New-York /Washington DC / San Francisco. You will spend three days there. What places of interest would you like to visit first of all? Makeaplan.
• Raten Sie das Bundesland. Каждый студент выбирает одну федеральную землю Германии, коротко рассказывает о ней в группе, не называя её. Студенты должны догадаться, о какой федеральной земле идет речь.
Образец: Dieses Bundesland liegt im Norden / Süden / Westen / Osten Deutschlands. Sie ist durch ... berühmt. Man nennt es ... . In diesem Bundesland lebte(n) ... . Die bekannteste Sehenswürdigkeit des Bundeslandes ist ... . Die Hauptstadt ist ... .
• Comment on the following statements / Kommentieren Sie folgende Aussagen.
• London is a magnet for tourists from every corner of the globe.
• Any tourist coming to New York will always find something that interests him/her the most.
• London is the center of the English-speaking world.
• Das Hundertwasserhaus in Wien ist „eine Oase der Buntheit in der farblosen Großstadtwüste".
• München wird von vielen auch die „heimliche Hauptstadt Deutschlands" genannt.
• Man hält für typisch Deutsch Pünktlichkeit, Höflichkeit, Disziplin und Ordnungsliebe.
Следует отметить, что, планируя подобные виды работы, преподаватель должен обязательно помнить о том, что студентов необходимо учить работать в парах и в группе, учитывая при этом их индивидуальные, психологические особенности. Применение на занятиях подобных заданий способствует развитию творческих способностей студентов, что, в свою очередь, повышает эффективность обучения [9]. Приведенные задания представляются достаточно эффективными, поскольку помогают
• закрепить лексический и грамматический материал по изучаемым темам;
• систематизировать страноведческие знания;
• мотивировать учащихся к дальнейшему изучению иностранного языка, к самостоятельному поиску необходимой информации, касающейся стран изучаемого языка;
• продемонстрировать ситуации практического применения иностранного языка;
• повысить интерес студентов к тому, чтобы узнавать что-то новое не только о языке, но и непосредственно о странах, в которых на них говорят, о людях, обычаях, традициях;
• формировать и поддерживать творческий потенциал каждого отдельного студента.
Подводя итог всему вышесказанному, следует подчеркнуть, что задания творческого характера на занятиях по иностранному языку отличаются особой важностью. Предложенный вариант заданий творческого характера позволяет выявить критерии и показатели уровня сформированности творческих способностей студентов. Задания, отличаясь своей «гибкостью», должны способствовать развитию взаимодействия субъектов, в результате которого происходит формирование комплекса личностных качеств, к числу которых и относятся творческие способности. Применяя творческий подход к выполнению того или иного задания, студенты учатся нестандартно мыслить, используя при этом информацию, полученную при изучении определенной темы. В результате этого становится возможным применения полученных на занятиях по иностранному языку знаний на практике. Таким образом, происходит развитие опыта креативной деятельности студентов, что влечет за собой повышение качества знаний, формирование креативной и компетентной личности, имеющей высокий уровень адаптации и социализации.
1. Статья 69 Закон 273-Ф3 «Об образовании в РФ» 2018. Available at:https://www.assessor.ru/zakon/273-fz-zakon-ob-obrazo-vanii-2013/69/
2. Новикова И.В. Развитие творческих способностей - важнейшая задача начального образования .Available at: http://oTKpbiTbrnypoK. рф/статьи/410459/
3. Туманина А.В. Характеристика понятия «творческие способности детей». Available at:http://www.maam.ru/detskijsad/ harakteristika-ponjatija-tvorcheskie-sposobnosti-detei-pervaja-chast.html
4. Теплов Б.М. Собрание трудов. Москва: Изд-во «Педагогика», 1985.
5. Ященко Н.В. Индивидуальное творческое задание в процессе обучения студентов иностранному языку. Актуальные проблемы лингвистики илингводидактики. Вып. 5. Барнаул: Издательство АЛтайской академии экономики и права, 2011: 66 - 70.
6. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика: учебное пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин.яз. высш. пед. учеб. заведений. Москва: Издательский центр «Академия», 2004.
7. Норпулатова Х.А. Активные методы обучения, направленные на развитие самостоятельного и творческого мышления студентов. Молодой ученый. 2012; 1; Т. 2: 112 - 116. Available at: https://moluch.ru/archive/36/4140
8. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта. Психология мышления. Москва: Прогресс, 1965.
9. Дидрих А.В. Развитие творческих способностей студентов на занятиях по практике устной и письменной речи второго иностранного языка (немецкий). Вестник АлтГПА: гуманитарные науки. 2014; № 21: 111 - 116.
References
1. Stat'ya 69 Zakon 273-FZ «Ob obrazovanii vRF» 2018. Available at:https://www.assessor.ru/zakon/273-fz-zakon-ob-obrazovanii-2013/69/
2. Novikova I.V. Razvitie tvorcheskih sposobnostej - vazhnejshaya zadacha nachal'nogo obrazovaniya .Available at: http://otkrytyjurok.rf/ stat'i/410459/
3. Tumanina A.V. Harakteristika ponyatiya «tvorcheskie sposobnosti detej». Available at:http://www.maam.ru/detskijsad/harakteristika-ponjatija-tvorcheskie-sposobnosti-detei-pervaja-chast.html
4. Teplov B.M. Sobranie trudov. Moskva: Izd-vo «Pedagogika», 1985.
5. Yaschenko N.V. Individual'noe tvorcheskoe zadanie v processe obucheniya studentov inostrannomu yazyku. Aktual'nye problemy lingvistiki i lingvodidaktiki. Vyp. 5. Barnaul: Izdatel'stvo Altajskoj akademii 'ekonomiki i prava, 2011: 66 - 70.
6. Gal'skova N.D., Gez N.I. Teoriya obucheniya inostrannym yazykam: Lingvodidaktika i metodika: uchebnoe posobie dlya stud. lingv. un-tov i fak. in.yaz. vyssh. ped. ucheb. zavedenij. Moskva: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2004.
7. Norpulatova H.A. Aktivnye metody obucheniya, napravlennye na razvitie samostoyatel'nogo i tvorcheskogo myshleniya studentov. Molodoj uchenyj. 2012; 1; T. 2: 112 - 116. Available at: https://moluch.ru/archive/36/4140
8. Gilford Dzh. Tri storony intellekta. Psihologiya myshleniya. Moskva: Progress, 1965.
9. Didrih A.V. Razvitie tvorcheskih sposobnostej studentov na zanyatiyah po praktike ustnoj i pis'mennoj rechi vtorogo inostrannogo yazyka (nemeckij). Vestnik AltGPA: gumanitarnye nauki. 2014; № 21: 111 - 116.
Статья поступила в редакцию 11.05.18
УДК 371.3:502
Krainik V.L., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Head of Department of Sport Disciplines, Institute of Physical Culture and Sports in Altay State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected] Sergazina Zh.Zh., senior teacher, Department of Preschool and Elementary Education, postgraduate, Pavlodar State Pedagogical University (Pavlodar, Kazakhstan), E-mail: [email protected]
TO THE QUESTION OF THE BASICS OF ENVIRONMENTAL RESPONSIBILITY OF AN INDIVIDUAL. The article on the basis of theoretical analysis of scientific-research literature reveals essential aspects of environmental responsibility of an individual. This concept is considered in philosophical, sociological, psychological and pedagogical contexts. Different approaches to the interpretation of the ecological responsibility of the individual, existing within the paradigm of interaction between man and the world, are critically comprehended, its functionality is described. The author's definition of the environmental responsibility is holistic integrative, functionally significant as a personality, due to the presence of plants to environmental responsibility, knowledge and awareness of the individual essence of environmental responsibility, environmentally responsible attitudes and experience of environmentally responsible behavior.
Key words: responsibility, environmental responsibility, functions of environmental responsibility.
В.Л. Крайник, д-р пед. наук, проф., зав. каф. спортивных дисциплин института физической культуры и спорта, Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул, E-mail: [email protected] Ж.Ж. Сергазина, ст. преп. каф. Дошкольного и начального образования, аспирант, Павлодарский государственный педагогический университет, г. Павлодар, Казахстан, E-mail: [email protected]
К ВОПРОСУ О СУЩНОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ
В статье на основе теоретического анализа научно-исследовательской литературы раскрываются сущностные аспекты экологической ответственности личности. Данное понятие рассматривается в философском, социологическом, психологическом и педагогическом контекстах. Критически осмысливаются различные подходы к трактовке экологической ответственности личности, существующие в рамках парадигмы взаимодействия человека и окружающего мира, описывается её функционал.Дается авторское определение экологической ответственности как целостному интегративному, функционально значимому качеству личности, обусловленному наличием установок на экологическую ответственность, знанием и осознанием личностью сущности экологической ответственности, экологически ответственным отношением к действительности и опытом экологически ответственного поведения.
Ключевые слова: ответственность, экологическая ответственность, функции экологической ответственности.
Прежде чем начать говорить об экологической ответственности следует обратиться к понятию ответственности как качества личности, которое широко изучено как в философии, так и в педагогике. Ответственность определяется как способность личности держать ответ за содеянное перед природой, обществом, самим собой (своей совестью) и, в некоторых системах мировоззрения, перед Богом. Ответственность имеет несколько направлений развития: «... от коллективной к индивидуальной; от внешней к внутренней; от ретроспективного плана к перспективному. Исторически проблема ответственности человека стала очевидной в тот самый момент, когда сформировалось сознание и самосознание человека» [1, с. 28].
В философско-этическом аспекте ответственность рассматривается как отношение между личностью и обществом. При этом личность - субъект ответственности, акты её деятельности
- объекты ответственности. Так И.Н. Торунцов рассматривает ответственность как норму поведения личности, как философ-ско-этическую категорию, составной элемент морали, выражающий отношение личности к обществу и общественным нормам поведения [2]. В психологическом аспекте ответственность - это своеобразное состояние сознания, волевое качество личности и регулятор ответственного поведения, напрямую связанное с ценностными ориентациями, морально-ценностными мотивами и уровнем осмысленности отношений субъекта к выполняемому действию [3].
Большинство отечественных авторов, таких как К.А. Абуль-ханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Л.И. Анцыферова, А.А. Бодалёв, Л.И. Божович, А.А. Деркач, А.И. Крупнов, Д.И. Фельдштейн и др. рассматривают ответственность как одно из значимых качеств личности человека. Так, К.А Абульханова-Славская подчерки-