знание истории родной страны и её места в мировой истории, знание о наследии своих предков, любовь к Родине, уважение к традициям своего народа, желание защитить свою семью и родную землю. Как следствие этих плодотворных процессов будет расти и проявление активности подрастающего поколения в
Библиографический список
общественно значимой жизни государства. Заложенные в студенческом возрасте взгляды, мировоззрения, установки и идеалы укрепят и помогут развить патриотическую направленность личности нового человека-созидателя, активного участника общественных преобразований.
1. Медведев Д.А. Проект федерального закона «О патриотическом воспитании граждан Российской Федерации». Москва, 2011.
2. Иконникова С.Н., Лисовский В.Т. Некоторые проблемы воспитания студенческой молодёжи. Москва, 1972.
3. Современные образовательные технологии: учебное пособие. Под редакцией Н.В. Бордовской. Москва, 2011.
4. Никандров Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. Москва, 2000.
5. Ситаров В.А. Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе. Москва, 2000.
6. Маралов В.Г Основы самопознания и саморазвития. Москва, 2004.
7. Волков Г.Н. Мы обозначены единым словом «человек». Народное образование. 2007; № 5: 78 - 82.
8. Филонова Н.Г Воспитание как социально-педагогический феномен. Стратегия развития. Москва, 2010.
9. Шлыков А.В. Патриотизм и патриотическое воспитание в вузе. Молодой учёный. 2012; 8: 386 - 388.
10. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы». Москва, 2015.
11. Крайник В.Л., Никифоров П.В. Сущность национальных ценностей в Российской Федерации. Мир науки, культуры, образования. 2015; 4: 151 - 153.
12. Бачевский В.И. Система военно-патриотического воспитания несовершеннолетних граждан. Москва, 2001.
References
1. Medvedev D.A. Proekt federal'nogo zakona «O patrioticheskom vospitanii grazhdan Rossijskoj Federacii». Moskva, 2011.
2. Ikonnikova S.N., Lisovskij V.T. Nekotoryeproblemy vospitaniya studencheskoj molodezhi. Moskva, 1972.
3. Sovremennye obrazovatel'nye tehnologii: uchebnoe posobie. Pod redakciej N.V. Bordovskoj. Moskva, 2011.
4. Nikandrov N.D. Rossiya: socializaciya i vospitanie na rubezhe tysyacheletij. Moskva, 2000.
5. Sitarov V. A. Pedagogika i psihologiya nenasiliya v obrazovatel'nom processe. Moskva, 2000.
6. Maralov V.G. Osnovy samopoznaniya i samorazvitiya. Moskva, 2004.
7. Volkov G.N. My oboznacheny edinym slovom «chelovek». Narodnoe obrazovanie. 2007; № 5: 78 - 82.
8. Filonova N.G. Vospitanie kak social'no-pedagogicheskij fenomen. Strategiya razvitiya. Moskva, 2010.
9. Shlykov A.V. Patriotizm i patrioticheskoe vospitanie v vuze. Molodoj uchenyj. 2012; 8: 386 - 388.
10. Gosudarstvennaya programma «Patrioticheskoe vospitanie grazhdan Rossijskoj Federacii na 2016-2020 gody». Moskva, 2015.
11. Krajnik V.L., Nikiforov P.V. Suschnost' nacional'nyh cennostej v Rossijskoj Federacii. Mirnauki, kultury, obrazovaniya. 2015; 4: 151 - 153.
12. Bachevskij V.I. Sistema voenno-patrioticheskogo vospitaniya nesovershennoletnih grazhdan. Moskva, 2001.
Статья поступила в редакцию 04.03.19
УДК 37.016:81
Didrikh A.V., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]
FORMATION AND DEVELOPMENT OF PECULIARITIES OF LEXICAL SKILLS IN STUDENTS IN FOREIGN LANGUAGE CLASSES (EXEMPLIFIED BY THE TOPIC "WOHNUNG" (FLAT). The present article considers a problem of lexical skills formation and development in students in foreign language classes. The lexical component is important in the process of communicative competence as the knowledge of foreign language vocabulary allows developing oral and writing communication forms. In connection with it, the teaching efficiency improvement is important at all stages of the foreign language teaching. The article analyses the main stages of work with the vocabulary, within the frameworks of which the author considers the tasks aiming at forming and developing students' lexical skills in the foreign language classes exemplified by the topic "Wohnung" (Flat).
Key words: language competence, communicative competence, lexical component, grammar skills formation, grammar skills improvement, intercultural communication.
А.В. Дидрих, канд. филол. наук, доц., Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул, E-mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
(НА ПРИМЕРЕ ТЕМЫ «WOHNUNG» (КВАРТИРА)
Настоящая статья рассматривает проблему формирования и совершенствования лексических навыков у студентов на занятиях по иностранному языку Лексический компонент имеет особое значение в процессе формирования коммуникативной компетенции, поскольку владение лексикой иностранного языка позволяет развивать устные и письменные формы общения, делая возможным процесс межкультурной коммуникации. В связи с этим повышение эффективности обучения лексике является актуальным на всех этапах обучения иностранному языку. В статье анализируются основные этапы работы над лексикой, в рамках которых автор рассматривает задания, имеющие своей целью формирование и развитие лексических навыков у студентов на занятиях по иностранному языку на примере темы «Wohnung» (Квартира).
Ключевые слова: языковая компетенция, коммуникативная компетенция, лексический компонент, формирование лексических навыков, совершенствование лексических навыков, межкультурная коммуникация.
Целью образования в области иностранных языков является формирование вторичной языковой личности, которая является показателем способности обучающихся эффективно участвовать в процессе межкультурной коммуникации. Основу для формирования коммуникативной компетенции составляет языковая компетенция, в структуре которой лексический компонент занимает особое место [1].
Как известно, в системе обучения иностранным языкам лексика является одним из самых важных компонентов речевой деятельности, а именно говорения, аудирования, чтения, письма. Полноценная коммуникация на иностранном языке представляется невозможной, если ее участники не имеют определенного словарного запаса или затрудняются в выборе тех или иных лексических средств [1]. Владение лексикой изучаемого иностранного языка является необходимой предпосылкой развития устных и письменных форм общения [2]. Без прочных лексических навыков невозможно эффективное обучение говорению, чтению,
пониманию речи на слух, письму. Известная венгерская переводчица Като Ломб сравнивает язык со зданием, изучение языка - со строительством, а слова -с кирпичиками [3].
В связи с этим проблема повышения эффективности обучения лексике представляется актуальной на всех этапах обучения иностранному языку. В рамках компетентностного подхода при обучении студентов как языкового, так и неязыкового вуза иностранному языку необходимо особое внимание уделять формированию и совершенствованию у студентов лексических навыков.
Следует отметить, что обучение лексике предполагает несколько этапов формирования навыков. Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез выделяют следующие основные этапы работы над лексикой:
1) ознакомление с новым лексическим материалом;
2) первичное закрепление нового лексического материала;
3) развитие навыков и умений использования новой лексики в процессе иноязычного общения [1].
В учебнике «Методика обучения иностранному языку» под редакцией О.И. Трубициной выделяются следующие этапы формирования лексических навыков в рамках обучения лексике:
1) ориентировочно-подготовительный этап, на котором происходит введение / презентация и первичное закрепление лексики;
2) стереотипизирующе-ситуативный этап, во время которого осуществляется ситуативная тренировка, а также создание лексических речевых связей в процессе использования той или иной лексической единицы в речи;
3) варьирующе-ситуативный этап, который обеспечивает создание динамичных лексических связей и способствует развитию способности самостоятельного использования лексических единиц в речи [1].
В данной статье рассматриваются некоторые задания, имеющие своей целью формирование и развитие лексических навыков у студентов на занятиях по немецкому языку, на примере темы «Wbhnung / Квартира».
Что касается ориентировочно-подготовительного этапа работы над лексикой, следует отметить, что введение новых слов может быть осуществлено изолированно (на основе речевого образца) либо в контексте (например, на основе рассказа). Способ презентации зависит от нескольких факторов, таких как ступень обучения, количество новых слов и др. На данном этапе происходит семантизация слова, то есть раскрытие его значения, с помощью беспереводных и переводных способов [1].
В рамках лексической темы «Wohnung / Квартира» можно предложить следующие беспереводныеспособысемантизации лексического материала:
• раскрытие значения слов на основе внешней наглядности, в частности, демонстрация картинок / фотографий, на которых изображены комнаты, предметы мебели, например: DasisteinTisch. /Das ist eine Küche. /Das ist ein Regal. /Das sind Stühle);
• раскрытие значения слов с использованием дефиниций, например: Dasistein Schlafzimmer. Hier schlafen die Menchen. / Das ist ein Wohnzimmer. Hier erholen sich die Menschen und sehen fern;
• раскрытие значения слов на основе словообразовательного анализа, который можно использовать для презентации сложных слов, например: der Küchentisch; das Kinderzimmer; das Arbeitszimmer; der Bücherschrank; die Tischlampe;
• раскрытие значения слов с использованием антонимов, поскольку слова, которые связаны проверенной ассоциацией, всегда запоминаются лучше [4]. Антонимы следует подбирать таким образом, чтобы обучающиеся знали одно слово в паре, например: groß - klein; schön - hässlich; hoch-niedrig; hell - dunkel.
Следует отметить, что беспереводные способы семантизации не всегда могут обеспечить точность понимания значения слова, а также требуют больше времени по сравнению с переводными способами. С другой стороны, беспереводные способы презентации новых лексических единиц способствуют развитию у студентов языковой догадки [2].
Для первичного закрепления введенного лексического материала используются языковые и условно-речевые упражнения, например:
• дать ответ на общий вопрос
Ist es ein Kinderzimmer? - Ja, das ist ein Kinderzimmer. / Nein, das ist ein Wohnzimmer.
• соединить слово и перевод
1. das Fenster a) кровать
2. der Teppich b) окно
3. die Küche c) люстра
4. das Bett d) ковер
5. der Kronleuchter e) кухня
6. die Wohnung f) квартира
• соотнести картинку, изображающую предмет мебели / предмет интерьера и слово, соответствующее данной картинке
• составить предложения с опорой на подстановочную таблицу
Библиографический список
Der Esstisch im Schlafzimmer
Das Bett im Wohnzimmer
Der Sessel steht in der Küche
Der Schreibtisch im Flur
Die Garderobe im Arbeitszimmer
• распределить в соответствующие колонки таблицы существительные мужского, среднего и женского рода (слова для данного упражнения могут быть даны с определенным артиклем или без него; последнее повысит сложность задания)
Maskulina Neutra Feminina
die Wohnung; der Stock; das Geschirr; die Wasserleitung; das Zimmer; der Fernsehapparat; die Tür; der Balkon; die Wand; der Spiegel; das Bad; der Kleiderschrank; das Fensterbrett; die Küche; das Sofa
• подставить данные слова в речевой образец
а) образец 1:
s Was ist das?
s - Das ist ein Tisch.
s Wie ist der Tisch?
s - Der Tisch ist rund.
1. Ein Zimmer, gemütlich 2. Eine Küche, klein 3. ein Schrank, groß 4. ein Sofa, bequem 5. ein Schlafzimmer, geräumig 6. ein Wohnzimmer, hell 7. ein Stuhl, neu
б) образец 2:
Die Wohnung, gemütlich. ^ Die Wohnung ist gemütlich.
1. Das Zimmer, geräumig 2. Das Schlafzimmer, schön 3. Das Bad, modern 4. Der Tisch, rund 5. Das Wohnzimmer, hell 6. Der Spiegel, groß 7. Das Sofa, klein 8. Die Wohnung, neu
При подготовке упражнений необходимо помнить, что основной целью лексических упражнений является создание в памяти обучающихся прочного образа слов [Коммуникативное обучение языкам в средней школе: учебное пособие].
Формирование лексических навыков на стереотипизирующе-ситуативном и варьирующе-ситуативном этапах осуществляется с помощью условно-речевых и подлинно речевых упражнениях, способствующих развитию у обучающихся способности использования лексических единиц в речи [1], например:
• Упражнения в говорении с использованием опоры
> Sie haben eine neue Wohnung bekommen. Wie richten Sie sie ein? Was stellen Sie ins Wohnzimmer/ins Arbeitszimmer/ins Schlafzimmer/ins Arbeitszimmer /in die Küche?
> Betrachten Sie das Bild. Das ist ein Wohnzimmer. Ist es gemütlich? Begründen Sie Ihre Meinung.
> Beschreiben Sie das Bild, gebrauchen Sie dabei die angegebenen Vokabeln.
• Упражнения на освоение графической формы слова (написание словарных диктантов; разгадывание кроссвордов; описание дома своей мечты и другие задания в письменной форме).
• Ролевая игра (например, на тему «Wohnungssuche»).
• «Мозговой штурм», с помощью которого студенты разрабатывают семантическое поле понятия «Gemütliches Haus» (данное упражнение может выполняться как индивидуально, так и в группе).
Такие упражнения, как ролевая игра и «мозговой штурм», относятся к коммуникативным упражнениям, которые могут решать не только коммуникативные, но и познавательные задачи.
Подытоживая вышесказанное, следует подчеркнуть, что при овладении любым иностранным языком лексический компонент языковой компетенции играет важную роль, поскольку владение лексическими средствами делает возможным межкультурную коммуникацию. Для достижения наибольшей эффективности процесса межкультурной коммуникации преподавателю иностранного языка на каждом занятии следует стремиться к созданию условий для совершенствования лексических навыков студентов, подбирая такие задания, которые помогают успешно справляться с данной задачей.
1. Методика обучения иностранному языку: учебник и практикум для академического бакалавриата. Под редакцией О.И. Трубициной. Москва: Издательство Юрайт, 2017. Серия: Бакалавр. Академический курс.
2. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учеб.пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений. 3-е изд., стер. Москва: Издательский центр «Академия», 2006.
3. Ломб К. Как я изучаю языки. Available at: https://www.libfox.rU/232423-4-kato-lomb-kak-ya-izuchayu-yazyki.html#book
4. Афонасьева И.В. Методика обучения лексике иностранного языка. Available at: https://infourok.ru/material.html?mid=67237
5. Коммуникативное обучение языкам в средней школе: учебное пособие. Н.А. Карманова, Э.Г Вольтер, О.В. Записных, Н.Г Муратова, Л.А. Садвокасова, Н.А. Сухина. Барнаул: АлтГПА.
References
1. Metodika obucheniya inostrannomu yazyku: uchebnik i praktikum dlya akademicheskogo bakalavriata. Pod redakciej O.I. Trubicinoj. Moskva: Izdatel'stvo Yurajt, 2017. Seriya: Bakalavr. Akademicheskij kurs.
2. Gal'skova N.D., Gez N.I. Teoriya obucheniya inostrannym yazykam. Lingvodidaktika i metodika: ucheb.posobie dlya stud. lingv. un-tov i fak. in. yaz. vyssh. ped. ucheb. zavedenij. 3-e izd., ster. Moskva: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2006.
3. Lomb K. Kakya izuchayu yazyki. Available at: https://www.libfox.rU/232423-4-kato-lomb-kak-ya-izuchayu-yazyki.html#book
4. Afonas'eva I.V. Metodika obucheniya leksike inostrannogo yazyka. Available at: https://infourok.ru/material.html?mid=67237
5. Kommunikativnoe obuchenie yazykam v srednej shkole: uchebnoe posobie. N.A. Karmanova, 'E.G. Vol'ter, O.V. Zapisnyh, N.G. Muratova, L.A. Sadvokasova, N.A. Suhina. Barnaul: AltGPA.
Статья поступила в редакцию 18.03.19
УДК 378.637
Svindova G.F., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected] Timoshenko A.Yu, Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]
ORGANIZATION FEATURES OF INDEPENDENT WORK OF UNDERGRADUATE STUDENTS AT A PEDAGOGICAL UNIVERSITY. The article is dedicated to a problem of organizing independent work of undergraduate students studying in a pedagogical university. The authors reveal problems associated with the quality of training of a modern teacher in a Russian school, organizational and methodical aspects, optimal for the organization of productive independent work of undergraduate students. The article presents a model for organizing independent work of students in the system of higher pedagogical education. The authors single out the blocks of the model, which are objective, informative, technological and efficient once, and reveal their contents. Particular attention is paid to conditions for the use of this model in the process of teaching and teaching undergraduate students of higher education. The work presents a possibility of using a module-rating grading system of the quality of training as a condition for implementing the model of organizing independent work of students of a pedagogical university.
Key words: independent work of students, professional training of future teacher, model of organizing independent work of students, module-rating grading system of educational outcomes.
Г.Ф. Свиридова, канд. филол. наук, доц. каф. теории и методики начального образования, Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул, E-mail: [email protected]
А.Ю. Тимошенко, канд. пед. наук, доц. каф. теории и методики начального образования, Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул, E-mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ -БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА
Статья посвящена проблеме организации самостоятельной работы студентов - бакалавров, обучающихся в педагогическом вузе. Авторы раскрывают проблемы, связанные с качеством подготовки современного учителя российской школы, организационные и методические направления, оптимальные для организации продуктивной самостоятельной работы студентов - бакалавров. В статье представлена модель организации самостоятельной работы обучающихся в системе высшего педагогического образования. Авторы выделяют блоки модели - целевой, содержательный, технологический и результативный - и раскрывают содержание каждого из них. Особое внимание в статье уделено условиям реализации этой модели в процессе обучения и учения студентов - бакалавров высшей школы. В статье представлены возможности использования модульно-рейтинговой системы оценки качества подготовки как условия реализации модели организации самостоятельной работы студентов педагогического вуза.
Ключевые слова: самостоятельная работа студентов, профессиональная подготовка будущего учителя, модель организации самостоятельной работы студентов, модульно-рейтинговая система оценивания результатов обучения.
Современный мир претерпевает стремительные и глубокие перемены. Однако общеизвестно, чтобы мир был прочным и конструктивным, он должен базироваться на интеллектуальной и нравственной солидарности человечества, которая должна формируется в процессе учебной деятельности каждого живущего на планете Земля.
Качественное российское образование является стратегической задачей XXI века. Новые федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования требуют создания соответствующих условий для подготовки квалифицированных бакалавров, пересмотра взглядов на организационную и методическую деятельность по обучению молодёжи в высшей школе.
Профессиональная подготовка будущего учителя должна представлять собой целостную систему мероприятий, направленных на формирование у студентов профессионально значимых качеств - профессиональных компетенций, научно обоснованных представлений о структуре и содержании будущей профессиональной деятельности.
Обучение студентов в педагогическом вузе осуществляется посредством основных видов учебных занятий (лекции, семинары, лабораторные и практические занятия, консультации и др.) и сочетания различных форм организации работы (коллективная, групповая, индивидуальная и др.). Одним из важнейших компонентов профессиональной подготовки является содержание учебных дисциплин, которое обеспечивается за счет внедрения и реализации Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования, в частности основных профессиональных образовательных программ. Главенствующим в данном случае является содержание учебных дисциплин базовой и вариативной частей учебного плана (применительно к подготовке бакалавра по соответствующему направлению и профилю).
На наш взгляд, важным в структуре профессиональной подготовки бакалавра является рациональная организация самостоятельной работы студентов, которая способствует главным образом формированию у них творческого подхода к будущей профессиональной деятельности. Самостоятельная работа становится одной из форм организации учебных аудиторных и внеаудиторных занятий, в процессе которых студенты под руководством преподавателя или самостоятельно углубляют свои знания, совершенствуют умения и опыт познавательной и творческой деятельности.
Различные аспекты проблемы определения сущности и условий организации самостоятельной работы обучающихся исследовались учеными - педагогами, психологами, методистами - на протяжении многих лет. Однако единого мнения о сущности самостоятельной работы и способах ее организации современной науке и педагогической практике до сих пор нет.
Так, П.И. Пидкасистый, отмечает, что самостоятельная работа - это «средство, которое:
- в каждой конкретной ситуации усвоения соответствует конкретной дидактической цели и задаче;
- формирует у обучающегося на каждом этапе его движения от незнания к знанию необходимый объем и уровень знаний, навыков и умений для решения определенного класса познавательных задач и соответственного продвижения от низших к высшим уровням мыслительной деятельности;
- вырабатывает у обучающихся психологическую установку на самостоятельное и систематическое пополнение своих знаний и выработку умений ориентироваться в потоке научной и политической информации при решении новых познавательных задач;
- является важнейшим условием самоорганизации и самодисциплины обучающегося в овладении методами познавательной деятельности;
- является важнейшим орудием педагогического руководства и управления самостоятельной познавательной деятельностью обучающегося в процессе обучения» [1, с. 48].
А.К. Громцева рассматривает самостоятельную работу как средство развития общеучебных умений и навыков познавательной самостоятельности, творческой активности и связывает ее со способностью к самоорганизации [2].
Многогранность и многоаспектность понятия «самостоятельная работа» приводит к различным мнениям в толковании его сущности. И.И. Ильясов определяет самостоятельную работу как форму обучения, А.В. Усова - как метод обучения, О.А. Нильсон - как вид учебной деятельности [3]; И.А. Зимняя - как «организуемую самим человеком в силу его внутренних познавательных мотивов и осуществляемая им в наиболее удобное время, контролируемую им самим в процессе и по результату деятельность, осуществляемую на основе внешнего опосредованного системного управления ею со стороны преподавателя или обучающей программы, компьютера [4].