Научная статья на тему 'Александр Степанович Данилов: неподведённые итоги'

Александр Степанович Данилов: неподведённые итоги Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
457
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
А. С. ДАНИЛОВ / БАЛАЛАЙКА / МУЗЫКАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЕ ИСКУССТВО / КОНЦЕРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РОСТОВСКАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ / ALEXANDER S. DANILOV / BALALAIKA / MUSICAL-PERFORMING ART / CONCERT ACTIVITIES / ROSTOV CONSERVATOIRE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Помазкин Андрей Тиборович, Буряков Алексей Геннадьевич

Настоящая статья публикуется в связи с 70-летним юбилеем одного из ведущих представителей отечественного народно-инструментального искусства второй половины ХХ начала XXI столетий Александра Данилова прославленного балалаечника-виртуоза, талантливого композитора, авторитетнейшего педагога, основателя донской школы академического исполнительства на струнных щипковых инструментах. Авторами характеризуются наиболее значительные достижения А. Данилова на концертной сцене, обозначаются приоритетные установки выдающегося музыканта в сфере академического репертуара для балалайки (преемственная связь с классическими традициями, концептуальность, новизна выразительных средств, использование современных техник и приёмов композиции). В статье освещаются широко известные сочинения А. Данилова для балалайки, ныне представленные в концертных программах большинства российских исполнителей. Отмечен его персональный вклад в развитие вузовской методики обучения на струнных народных инструментах, обозначены педагогические принципы А. Данилова, всемерно содействующие профессиональному росту молодых музыкантов. Авторами статьи уделено особое внимание административной и организационно-творческой деятельности юбиляра, на протяжении четверти века возглавлявшего Ростовский музыкально-педагогический институт Ростовскую консерваторию им. С. В. Рахманинова и способствовавшего выдвижению названного учебного заведения в число крупнейших центров отечественного высшего профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Alexander Danilov: non-summed totals

The article is carried in connection with the 70th birthday of Alexander S. Danilov. He is one of the national folk-instrumental art leading representatives in the second half of the XXth and early in the XXIst centuries, the celebrated masterly balalaika performer, talented composer, the most authoritative pedagogue, the founder of the Don academic-performing string-plucked instrumental school. The authors characterize the most important achievements by A. Danilov at the concert stage, emphasize the priority aims of the remarkable musician in the academic balalaika repertoire (such as a successive connection with classical traditions, conceptuality, novelty of expressive means, using of modern techniques and devices of composition). The broadly well-known works for balalaika by A. Danilov are dealt in the article; these works are available now in the concert programs of majority of the Russian performers. His personal contribution to the development of high-school training methods for playing string folk instruments is noted; A. Danilov's educational principles furthering to the utmost a professional advance of young musicians are brought out. The authors of the article focus their attention on the managerial and organizational-creative activities by the jubilee person. The one had been the head of Rostov Musical-Pedagogical Institute Rostov S. V. Rachmaninov Conservatoire for a period of 25 years, and has favoured promotion of the named institution in the line of the greatest Russian higher professional education centres.

Текст научной работы на тему «Александр Степанович Данилов: неподведённые итоги»

А. Т. ПОМАЗКИН

Таганрогский музыкальный колледж

А. Г. БУРЯКОВ

Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова

АЛЕКСАНДР СТЕПАНОВИЧ ДАНИЛОВ: НЕПОДВЕДЁННЫЕ ИТОГИ

- - - ф - - -

В июне 2015 года А. С. Данилов отметил своё 70-летие. «Блестящий исполнитель, ставший лучшим в данном жанре и объездивший весь мир... Талантливый педагог, воспитавший целую плеяду концертирующих балалаечников, домристов, гитаристов... Мудрый администратор и руководитель, 25 лет возглавлявший Ростовскую консерваторию... Александр Степанович Данилов прошёл путь, которого с лихвой хватило бы на две, а то и на три жизни», - трудно найти более точные слова для характеристики масштаба личности юбиляра [5, с. 157].

Биографическая справка

Детские годы Александра прошли в городке Чистяково Донецкой области. Он родился в многодетной семье шахтёра Степана Агапь-евича Данилова, который первым приобщил сына к музыке, заинтересовав игрой на баяне. Эта увлечённость и незаурядные способности, проявившиеся ещё в раннем детстве, привели Александра в Донецкое музыкальное училище, где он одновременно обучался игре на двух инструментах - баяне и балалайке.

В 1963 году, окончив училище, А. Данилов отправился в Москву и поступил в Государственный музыкально-педагогический институт имени Гнесиных (ныне - Российская академия музыки имени Гнесиных), избрав основным инструментом обучения балалайку. Его педагогом по специальности стал известный балалаечник Олег Николаевич Глухов. С 1964 по 1967 годы учёба в институте была прервана в связи с прохождением срочной службы на Северном флоте. В 1971 году А. Данилов успешно завершил обучение в вузе, продолжив совершенствовать своё исполнительское мастерство в ассистентуре-стажировке под руководством выдающегося балалаечника - исполнителя и педагога, профессора, народного артиста СССР Павла Ивановича Нечепоренко.

В период учебы в ассистентуре-стажировке, совмещаемой с преподавательской работой в Ростовской консерватории, приходят первые достижения в исполнительстве. В 1972 году

А. Данилов становится лауреатом I Всероссийского конкурса исполнителей на народных инструментах (III премия), в 1973 году - лауреатом I премий Всесоюзного конкурса и X Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Берлине.

1970-е годы - начало всероссийского и международного признания Александра Данилова. Этот период творческого взлета ознаменован достижениями во всех сферах его деятельности: исполнительской, композиторской, педагогической и административной.

Штрихи к портрету А. С. Данилова-исполнителя

Свыше 30 лет Александр Степанович посвятил активной исполнительской деятельности, являясь одним из ведущих концертирующих балалаечников нашего времени. С сольными концертами он выступал в более чем 100 городах России и республик бывшего Советского Союза, в 36 странах мира на пяти континентах. Яркий талант А. С. Данилова-исполнителя в полной мере раскрылся в сотрудничестве с известными музыкантами: баянистом В. Семёновым, пианистами О. Барсовым, А. Осипенко, Н. Морозовой. Концертная деятельность А. С. Данилова была неразрывно связана с известными творческими коллективами. Он солировал в сопровождении Академического оркестра русских народных инструментов ВГТРК, Ростовского академического симфонического оркестра, Государственного академического ордена Дружбы народов ансамбля песни и пляски донских казаков им. А. Н. Квасова, Токийского оркестра русских народных инструментов.

Выступления А. С. Данилова неизменно сопровождались восторженными отзывами в российской и зарубежной прессе. Приведём лишь некоторые из них: «...Александр Данилов всесторонне доказал, что балалайка - серьёзный концертный инструмент... Более всего поразила его способность придать трёхструнному инструменту такое удивительное многообразие звучания, от нежных звуков piano до почти сокрушительного forte (как, например, в "Петрушке"

И. Стравинского)... Наверное, сам Ф. Крейслер не смог бы сыграть "Радость любви" с таким ощущением типичной венской интонации. » (Matthias Hans, газета «Neue Westfalische», 15.09.1994); «.Александр Данилов из города Ростова-на-Дону стал звездой вечера. То, что его называют "Паганини балалайки", - не преувеличение, настолько поражает его грандиозная игра... Исполнение отличалось технической гениальностью, однако при этом Александр Данилов сумел передать всё бесконечное богатство музыкальных идей различных композиторов с высочайшим пониманием и проникновением. Подкупала также способность артиста к перевоплощению. Его инструмент звучал то жёстко, где-то чопорно, где-то вызывающе, то вдруг сразу же нежно и меланхолично, с тем неповторимым обаянием красок, которые превращают балалайку в олицетворение русской музыки...» (Margo Berg, газета «Die Glocke», 16.09.1999).

Наряду с зарубежной прессой, исполнительский стиль А. С. Данилова высоко оценивают и коллеги-профессионалы: «Меня всегда в его исполнении поражали высокая интеллектуальная работа, безупречный вкус, яркая эмоциональная подача материала. Всем своим творчеством он уверенно раскрывает возможности балалайки, пропагандирует и развивает академическую школу игры на этом уникальном инструменте, поставив его на один уровень с фортепиано, скрипкой, виолончелью и другими классическими инструментами» (из отзыва народного артиста России, профессора РАМ им. Гнесиных В. Е. Зажигина); «гордостью... отечественной музыкальной культуры стали имена воспитанников факультета - дирижёров В. Федосеева, А. Лазарева, Н. Некрасова. баянистов Ю. Казакова, В. Склярова, В. Семёнова. балалаечников П. Нечепоренко, М. Рожкова, В. Зажигина, А. Данилова» (из статьи народного артиста России, заведующего кафедрой народных инструментов РАМ им. Гнесиных, профессора Ф. Р. Липса).

Кратко характеризуя исполнительское мастерство А. С. Данилова, можно с уверенностью констатировать, что оно является яркой ступенью в развитии отечественного исполнительства на балалайке, устремлённого к художественному и техническому совершенству. А. С. Данилову-исполнителю, как никому другому, свойственны черты рациональности, своеобразного аристократизма и строгой академичности в лучших проявлениях названных качеств. Его трактовки впечатляют выверен-ностью интонационных и метроритмических деталей, умением гибко распоряжаться аго-гическими, динамическими, тембральными ресурсами балалайки, используя широкую палитру средств артикуляции, - и всё это спо-

собствует ощущению драматургической целостности в произведениях любого стиля и жанра. Игре А. С. Данилова присущи универсальное владение исполнительскими приёмами, скрупулезный, даже «ювелирный» подход к качеству исполнения, требовательная взыскательность к звуковому воплощению различных элементов фактуры с учётом соотношения регистров инструмента, культура артикуляционного «преподнесения» мотивов, фраз и более крупных построений. А. С. Данилову удаётся решать столь сложные и многообразные задачи на таком инструменте, как балалайка, благодаря целеустремлённой интеллектуальной работе в соединении с художественной фантазией, интуицией и неисчерпаемой изобретательностью. Широко известны замечательные, и сегодня непревзойдённые, интерпретации сочинений классической, оригинальной, народной музыки, принадлежащие А. С. Данилову, запечатлённые в фондовых записях Всесоюзного радио и телевидения, а также на трёх дисках, которые были выпущены Всесоюзной фирмой грамзаписи «Мелодия».

Композиторское творчество: краткий обзор

В силу сложившихся музыкальных предпочтений и незаурядных личностных качеств, А. С. Данилову выпала миссия стать продолжателем традиций русской академической школы игры на балалайке, заложенных его учителем П. И. Нечепоренко. Если имя П. И. Нечепо-ренко, поднявшего инструмент на высокий академический уровень, связано в большей мере с адаптацией заимствованного классического репертуара, то роль А. С. Данилова в определении дальнейших перспектив развития балалайки как концертного инструмента заключается не только в следовании данному направлению, но и в новаторских поисках: речь идет о создании транскрипций известных классических произведений, исполнительских редакций и авторских пьес, открывающих новые художественные грани инструмента.

Общественное признание А. С. Данилова-исполнителя на концертной эстраде и его индивидуальная позиция по отношению к развитию балалайки как концертного инструмента способствовали осознанию той роли, которую должна играть оригинальная музыка в современном репертуаре для этого инструмента. Еще в 1970-е годы, ориентируясь на исполнение академической музыки различных стилей, А. С. Данилов испытывал острую потребность в таком репертуаре, который бы соответствовал возросшим исполнительским возможно-

стям балалаечников, их стремлению повысить профессиональный статус инструмента. В связи с этим, Александр Степанович приложил немалые усилия, привлекая талантливых отечественных композиторов к сотрудничеству. С его помощью многие, ныне известные, оригинальные сочинения для балалайки получили путёвку в жизнь. А. С. Данилов явился первым редактором и исполнителем сонат для балалайки З. Чёрной, Сонаты-каприччио Ю. Объе-дова. Творческая дружба с прославленным балалаечником М. Игнатьевым повлекла за собой второе рождение Сонаты для балалайки и фортепиано выдающегося русского композитора А. Гречанинова. Эта Соната, написанная по заказу М. Игнатьева, была опубликована в замечательной редакции, выполненной А. С. Даниловым, и прочно вошла в современный репертуар балалаечников. Именно А. С. Данилову мы обязаны появлением ряда крупных сочинений, которые открыли новые горизонты в развитии балалаечного искусства. Особого упоминания заслуживает многолетний творческий союз с А. И. Кусяковым, который привёл к созданию трех сонат для балалайки и фортепиано, а также Концерта для балалайки, струнных, ударных и фортепиано. Новаторские сочинения А. И. Кусякова наметили впечатляющие перспективы развития художественных и исполнительских возможностей в произведениях крупных форм из академического репертуара балалаечников. А. И. Кусяков пишет о той роли, которую сыграл А. С. Данилов в появлении указанных произведений: «...Александр Степанович Данилов определил первоначальное направление моих поисков и задал очень высокий уровень требований к сочиняемым произведениям. Именно он был редактором всех моих балалаечных сочинений, ему посвящены Первая и Третья сонаты, он впервые их исполнил. В его лице я всегда находил и нахожу единомышленника: он не только поддерживает все мои композиторские начинания, но и принимает личное участие в решении вопросов, связанных с публикацией моих произведений, активно пропагандирует мою музыку. Уже многие годы его лучшие студенты и аспиранты на всех международных и всероссийских конкурсах играют мои сонаты, обсуждается возможность включения моих сочинений в качестве обязательных для исполнения на различных конкурсах. Новое поколение исполнителей, воспитываемых А. С. Даниловым, унаследовало от своего учителя высокий профессионализм, самокритичность, интеллигентность. И писать для таких музыкантов проще уже не стоит» [1, с. 18].

Созданные А. С. Даниловым пьесы, вариации на популярные темы, многочисленные транскрипции, переложения, исполнитель-

ские редакции произведений отечественных и зарубежных композиторов продолжают творческую эстафету в развитии репертуара для балалайки. Это направление деятельности А. С. Данилова пронизано духом новаторства, неустанным стремлением к художественным открытиям и творческим вершинам. Его естественное желание «создавать новое», связанное с яркими проявлениями исполнительского таланта, артистической фантазии, не иссякает в равной степени благодаря широте музыкальной эрудиции, чётким профессиональным представлениям и критериям, основанным на знании стилистики, законов построения формы, мелодики, гармонической вертикали и т. д. А. С. Данилов неизменно тяготеет к оригинальности высказывания, используя при этом весь художественно-технический арсенал и виртуозные возможности балалайки. Исполнительские редакции сольной партии продумывают-ся им до мельчайших деталей, с обозначением приёмов игры, аппликатуры, динамики и т. д. Хотелось бы отметить, что А. С. Данилов не следует по пути «псевдокомфорта» и мнимого исполнительского удобства в изложении, но исходит из стремления максимально обогатить звучание и придать выразительность фактурным решениям, наилучшим образом представить достоинства инструмента, найти оригинальные творческие приёмы, способствующие рельефному воплощению музыкальной драматургии. Отдельно взятая партия балалайки, прошедшая через «творческую лабораторию» А. С. Данилова, практически во всех произведениях, будь то переложения, транскрипции или обработки, приближается к оркестру в миниатюре, с гибким взаимодействием главных и второстепенных мелодических линий, подголосков, контрапунктов, несёт в себе многогранный художественный замысел и его фактурные воплощения. Не уступают по мастерству изложения и фортепианные партии, как, например, в «Вариациях на тему Н. Паганини» П. Нечепоренко, где аккомпанемент, наравне с солирующей партией, становится органичной частью композиции, образует прочный фундамент, способствуя темброво-регистровой сбалансированности общего звучания.

Что касается произведений, созданных на фольклорной основе, то здесь А. С. Данилов, по его словам, сознательно избегает «квадратно-гнездового примитивизма» в изложении и развитии народных тем, зачастую присущего данной жанровой сфере. Сочинения А. С. Данилова образно и стилистически многогранны, свежи и полны художественной фантазии. В них нередко используются самобытные ком-

позиторские приёмы, вплоть до контрастных сопоставлений нескольких музыкальных стилей в одном произведении (к примеру, неожиданных чередований песенно-танцевальных русских тем с джазовыми ритмами и гармониями, как в «Новых коробейниках» или «Тума-нике...»), позволяющих современным языком раскрыть художественные и технические возможности инструмента. Говоря о мастерстве А. С. Данилова - композитора и аранжировщика, невольно хочется провести параллель с волшебным преображением простоватой «Золушки»-балалайки в нарядную «Красавицу-принцессу» перед балом в королевском дворце.

Оригинальные пьесы, транскрипции и исполнительские редакции А. С. Данилова широко известны в кругу профессионалов и любителей музыки. В «золотой фонд» репертуара балалаечников сегодня входят «Концертная фантазия на темы из оперы Дж. Гершвина "Порги и Бесс"» И. Фролова, симфоническая картина «Ночь на Лысой горе» М. Мусоргского, «Русская» из балета «Петрушка» И. Стравинского, «Вариации на тему Н. Паганини» П. Нечепоренко, концертные пьесы на темы популярных песен - «Ой, да ты, калинушка», «Из-за горочки туманик выходил», «Новые коробейники», «Легенда о тачанке», «Ничто в полюшке не колышется» и др. Эти произведения опубликованы крупнейшими отечественными издательствами «Музыка» и «Композитор», издательством Ростовской консерватории и пользуются большой популярностью.

Педагогическая деятельность

Исполнительскую и композиторскую деятельность на протяжении многих лет Александр Степанович совмещает с педагогической, работая на кафедре народных инструментов Ростовской консерватории (с 2011 года - струнных народных инструментов). Профессор А. С. Данилов - известный российский педагог, в классе которого, помимо балалаечников, успешно обучаются домристы и гитаристы. Важнейшим его достижением следует признать создание на Юге России оригинальной школы исполнительства на струнных народных инструментах, которая ныне признана одной из лучших в стране (см.: [3, с. 43]).

Чрезвычайно требовательный и принципиальный по отношению к себе и своим ученикам, Александр Степанович добивается существенных результатов в педагогической деятельности. Многие воспитанники А. С. Данилова завоёвывают призовые места на престижных всероссийских и международных конкурсах, становятся концертными исполнителями. За годы его

успешной преподавательской работы приобрели известность заслуженные артисты России А. Мищенко, А. Колонтаев, лауреаты и дипломанты всероссийских и международных конкурсов С. Кириенко, Ю. Перепелюков, В. Ситников, А. Буряков, А. Коденко, В. Терещенко, О. Лаптева, О. Каморник, Г. Будюк, Ю. Алешников, А. Глушкин, С. Ковтунов, И. Тулинцев, А. Дав-летшин, В. Калугин, И. Цыганков, Н. Катаев, И. Строганов и др. В классе профессора А. С. Данилова стажировались известные зарубежные исполнители: Ц. Китагава и его сын Ш. Китагава (Япония), М. Черкасский-Бэржэрю (Франция), Х. Куссике, М. Огунладе (Германия), Б. Парсонс, Ч. Раппопорт (США). Учениками А. С. Данилова в Ростове-на-Дону были осуществлены мировые и ростовские премьеры целого ряда крупных сочинений: Сонаты для балалайки и фортепиано А. Гречанинова (1997, исп. А. Коденко), Концерта для балалайки, струнных, ударных и фортепиано (1998, исп. А. Буряков), Сонаты № 2 для балалайки и фортепиано А. Кусякова (2001 - первая редакция, исп. А. Буряков; 2012 - вторая редакция, исп. А. Давлетшин), Концерта-симфонии для балалайки с оркестром А. Цыганкова (2010, исп. А. Буряков), Концерта № 2 для балалайки с оркестром А. Марчаковского (2012, исп. А. Буряков) и др.

Выпускники класса А. С. Данилова - участники известных творческих коллективов: А. Яковенко (Национальный академический оркестр русских народных инструментов им. Н. П. Осипова), Ю. Стасенков (Государственный академический ансамбль песни и пляски донских казаков им. А. Н. Квасова), А. Колон-таев (ансамбль русских народных инструментов «Донцы»), А. Андреев (ансамбль русских народных инструментов «Диво»), С. Кириенко (дуэт «Русские виртуозы»), А. Буряков (дуэт «Ростовские виртуозы», оркестр русских народных инструментов «Дон» Ростовской государственной филармонии - с 2003 по 2007 гг.), С. Ковтунов и И. Тулинцев (дуэт «Торнадо»), О. Каморник («Кошкин-дуэт»), Ю. Алешников («Русский гитарный квартет»), А. Давлетшин (Государственный оркестр русских народных инструментов Республики Татарстан), Ш. Кита-гава (художественный руководитель и дирижёр Токийского оркестра русских народных инструментов), О. Лаптева (художественный руководитель и дирижёр оркестров русских народных инструментов РГК им. С. В. Рахманинова и Ростовского колледжа искусств), В. Калугин и Н. Катаев (оркестр русских народных инструментов «Дон» Ростовской государственной филармонии), и др. Многие из них ведут активную педагогическую работу в вузах, колледжах,

музыкальных школах и других учебных заведениях страны, достойно продолжая дело своего Учителя: А. Буряков, В. Терещенко, О. Ка-морник, О. Лаптева, И. Строганов, Е. Серёгина (РГК им. С. В. Рахманинова), А. Давлетшин (Казанский государственный институт культуры), А. Колонтаев (Ростовский колледж искусств), М. Петров, А. Помазкин (Таганрогский музыкальный колледж), Н. Бурлакова (Сочинский колледж искусств), И. Паладина (Мине-раловодский колледж искусств), А. Андреев (ДМШ им. П. И. Чайковского, Таганрог), А. Тю-тин (ДМШ им. П. И. Чайковского и ДМШ им. А. Г. Абузарова, Таганрог) и др.

Характеризуя в целом педагогическую деятельность профессора Ростовской консерватории А. С. Данилова, можно утверждать, что в его классе ученики осваивают не только школу исполнительства на балалайке, домре и гитаре в узкопрофессиональном смысле. Они совершенствуют своё исполнительское искусство и приобретают опыт подлинного художественного прочтения музыки различных стилей -логических основ интерпретации, построения звуковой формы произведения, осмысленной фразировки, руководствуясь в первую очередь общепринятыми законами артикуляции и выразительного интонирования, из которых в итоге вытекают объективные представления об авторском замысле и характере музыкального произведения. Обладая подобной квинтэссенцией фундаментальных принципов, относящихся к постижению музыки в целом и практическому опыту её звукового воплощения, в процессе дальнейшей творческой деятельности студенты класса А. С. Данилова могут реализовать свой потенциал во всех сферах музыкального искусства, будь то дирижирование, аранжировка, композиция и т. д.

Редкий природный талант, интуиция в соединении с точными представлениями об акустических возможностях музыкальных инструментов, ощущением сильных и слабых их сторон помогают профессору А. С. Данилову в процессе работы гибко соотносить поставленные цели (определяемые достижением конкретных художественных результатов) и способы реализации, вытекающие из авторской методики обучения игре на струнных щипковых инструментах.

Во главе Ростовской консерватории

Наряду с достижениями А. С. Данилова в исполнительской, педагогической, композиторской сферах, трудно переоценить результаты его деятельности на посту ректора Ростовской государственной консерватории

им. С. В. Рахманинова. Административной и общественной работе посвящена огромная часть жизни Александра Степановича: с 1981 по 1988 годы он состоял в должности проректора по учебной работе, затем был избран ректором вуза, которым руководил в течение 25 лет.

За период пребывания А. С. Данилова на посту ректора в РГК произошло немало качественных изменений. Ростовская консерватория стала крупнейшим центром профессионального музыкального образования, исполнительского искусства, музыкальной науки и композиторского творчества на Юге России и Северном Кавказе.

Краткий перечень нововведений позволяет представить РГК в качестве одного из наиболее динамично развивающихся музыкальных вузов России: Ростовский музыкально-педагогический институт был преобразован в консерваторию (1992); ежегодно осуществляются масштабные театральные постановки вузовских оперных спектаклей на сценах ростовских театров (с 1992); открыты: 11-летний колледж для одаренных детей (1993), ассистентура-стажировка, аспирантура (1995), докторантура, совет по защите кандидатских и докторских диссертаций (2007); успешно апробирован ряд новых специальностей, к примеру, впервые в СССР и России начата подготовка джазовых музыкантов; функционирует Южно-Российский центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов-музыкантов (с 1995), создан редакционно-издательский отдел, учреждён научный журнал «Южно-Российский музыкальный альманах» (с 2004), ныне включённый ВАК в перечень рекомендованных периодических изданий; по объёму изданных научных и учебно-методических работ РГК вышла на уровень столичных вузов; с 1990 года консерваторией ежегодно проводятся международные и всероссийские научные конференции, конкурсы и музыкальные фестивали. В частности, регулярно проходит крупный международный фестиваль современной музыки «Ростовские премьеры» (с 2000), инициатором проведения и главным организатором которого является

A. С. Данилов. В «Ростовских премьерах» принимали участие известные мастера: К. Пенде-рецкий, Г. Канчели, А. Эшпай, А. Чайковский,

B. Тарнопольский, Э. Артемьев, Р. Щедрин, Р. Леденёв, Ю. Каспаров, а также Ф. Парис (Франция), Дж. Корильяно (США), Р. де Ман (Нидерланды), В. Сильвестров (Украина), К. Дженкинс (Великобритания), представители молодого поколения российских и зарубежных композиторов (из Великобритании, Армении, Белоруссии, Нидерландов, Украины и т. д.).

Выпускники Ростовской консерватории сегодня успешно зарекомендовали себя не только в России, но и более чем в 20 странах Европы, Америки и Азии. Они являются солистами оперных театров - Большого, Мариинского, Киевского, им. Мусоргского, им. Станиславского и Немировича-Данченко, «Новой оперы» и Ростовского музыкального театра, работают в качестве профессоров в РАМ им. Гнесиных, Национальной музыкальной академии Украины (Киев), Ростовской и Магнитогорской консерваториях, Челябинском институте искусств, Тамбовском государственном музыкально-педагогическом институте, Королевской Шотландской академии музыки, в высших музыкальных учебных заведениях Германии, Нидерландов, США и Финляндии, преподают в колледжах искусств Юга России и Северного Кавказа, работают в концертных организациях, симфонических оркестрах Москвы, Санкт-Петербурга, ряда городов Германии и США.

На рубеже ХХ-ХХ1 столетий ежегодно 90 и более студентов, аспирантов РГК, учащихся ССМШ (колледжа) становились победителями и лауреатами международных и всероссийских конкурсов.

Особое значение приобрёл уникальный международный проект «Европейская молодёжная опера», реализуемый с 2007 года на средства гранта Евросоюза совместно с Королевской Шотландской академией музыки и драмы. Грант Евросоюза был предоставлен РГК по итогам конкурса с участием 300 претендентов из всех стран Европы. Силами студентов двух вузов на выделенные средства были осуществлены совместные постановки оперных спектаклей «Евгений Онегин» П. Чайковского, «Любовь к трём апельсинам» С. Прокофьева, «Ариадна на Наксосе» Р. Штрауса, «Федра» Б. Бриттена. Кульминацией совместной работы явилась мировая премьера первой авторской редакции оперы С. Прокофьева «Война и мир», приуроченная к годовщине Великой Победы (2010). Все перечисленные оперные спектакли были с успехом поставлены на оперных сценах Эдинбурга, Глазго и Ростова. Мировая премьера первой редакции оперы С. Прокофьева нашла отражение в прессе Великобритании, США, других европейских стран.

В Ростовской консерватории - один из лучших показателей качества профессорско-преподавательского состава среди отечественных консерваторий: профессора и доценты,

доктора и кандидаты наук, народные и заслуженные артисты России, заслуженные деятели искусств России составляют 89,8% от общего числа педагогов.

За выдающиеся успехи в творческой, педагогической и общественной деятельности, согласно рейтингу важнейших событий и имён газеты «Музыкальное обозрение», А. С. Данилов был отмечен дипломом «Руководитель года» (2002), удостоен званий «Человек года» (1999) и «Персона года» (2012).

С 2013 года, после избрания Михаила Петровича Савченко на пост ректора РГК, А. С. Данилов продолжает активно участвовать в творческой жизни вуза, делится накопленным бесценным опытом административной работы с новым руководством, всемерно способствует выходу концертной деятельности консерватории на новый уровень в качестве проректора по концертной и творческой работе.

Бесконечная преданность избранному делу и сегодня побуждает Александра Степановича вести целенаправленную работу по сохранению эффективной трёхступенчатой системы музыкального профессионального образования, сложившейся в России. Не случайно общенациональная «трибуна» профессиональных музыкантов - газета «Музыкальное обозрение» - называет А. С. Данилова «элитным, уважаемым всем музыкантским и вузовским сообществом» руководителем Ростовской консерватории [2, с. 6].

Как и ранее, в период ректорства, особое место в многогранной деятельности А. С. Данилова сегодня принадлежит педагогической работе со студентами и аспирантами его класса -балалаечниками, домристами, гитаристами.

Александр Степанович Данилов пользуется непререкаемым авторитетом среди коллег, его регулярно приглашают на престижные исполнительские конкурсы в качестве члена жюри и для проведения мастер-классов. А. С. Данилов как авторитетный эксперт является постоянным председателем жюри Всероссийских конкурсов изготовителей балалайки и домры «Созвездие мастеров» в Москве.

В свои 70 лет Александр Степанович, как всегда, безупречно элегантен, по-прежнему полон энергии, новых идей, творческих замыслов. Он остаётся для своих учеников и коллег примером честности, профессиональной принципиальности и высоких человеческих качеств.

« ЛИТЕРАТУРА «

1. Кусяков А. «Истинное искусство всегда элитарно...» (интервью с Е. Показанник) // Анатолий Кусяков: времена жизни: сб. ст. и материалов. Ростов н/Д: РГК им. С. В. Рахманинова, 2008. С. 7-32.

2. «Опять власть меняется...» (от редакции) // Музыкальное обозрение. 2015. № 7-8 (октябрь). С. 4-6.

3. Пересада А. Энциклопедия балалаечника. Краснодар: Альфа-Полиграф+, 2008. 161 с.

4. Показанник Е. А. С. Данилов: Служение своему делу // Ростовская консерватория в лицах: очерки. Ростов н/Д: РГК им. С. В. Рахманинова, 2012. Вып. 1. С. 157-171.

« REFERENCES «

1. Kusyakov A. «Istinnoe iskusstvo vsegda elitarno...» (interv'yu s E. Pokazannik) [«True Art is Always Elite One.» (interview with E. Pokazannik)]. Anatoliy Kusyakov: vremena zhizni [Anatoly Kusyakov: The Times of the Life]: collected articles and materials. Rostov-on-Don: Rostov State S. Rachmaninov Conservatoire, 2008. P. 7-32.

2. «Opyat' vlast' menyaetsya...» (ot redaktsii) [«The authority is changed yet.» (from the

editorial staff)] // Muzykal'noe obozrenie [Musical Review]. 2015. No. 7-8. P. 4-6.

3. Peresada A. Entsiklopediya balalaechnika [Encyclopaedia of Balalaika Performer]. Krasnodar: Al'fa-Poligraf+ Press, 2008. 161 p.

4. Pokazannik E. Alexander Danilov: Sluzhenie svoemu delu [Alexander Danilov: The Service to His Cause]. Rostovskaya konservatoriya v litsakh [Rostov Conservatoire in Persons]: essays. Rostov-on-Don: Rostov State S. Rachmaninov Conservatoire, 2012. Issue 1. P. 157-171.

АЛЕКСАНДР СТЕПАНОВИЧ ДАНИЛОВ: НЕПОДВЕДЁННЫЕ ИТОГИ

Настоящая статья публикуется в связи с 70-летним юбилеем одного из ведущих представителей отечественного народно-инструментального искусства второй половины ХХ

- начала XXI столетий Александра Данилова

- прославленного балалаечника-виртуоза, талантливого композитора, авторитетнейшего педагога, основателя донской школы академического исполнительства на струнных щипковых инструментах. Авторами характеризуются наиболее значительные достижения А. Данилова на концертной сцене, обозначаются приоритетные установки выдающегося музыканта в сфере академического репертуара для балалайки (преемственная связь с классическими традициями, концептуальность, новизна выразительных средств, использование современных техник и приёмов композиции). В статье освещаются широко известные сочинения А. Данилова для балалайки, ныне представленные в

концертных программах большинства российских исполнителей. Отмечен его персональный вклад в развитие вузовской методики обучения на струнных народных инструментах, обозначены педагогические принципы А. Данилова, всемерно содействующие профессиональному росту молодых музыкантов. Авторами статьи уделено особое внимание административной и организационно-творческой деятельности юбиляра, на протяжении четверти века возглавлявшего Ростовский музыкально-педагогический институт - Ростовскую консерваторию им. С. В. Рахманинова - и способствовавшего выдвижению названного учебного заведения в число крупнейших центров отечественного высшего профессионального образования.

Ключевые слова: А. С. Данилов, балалайка, музыкально-исполнительское искусство, концертная деятельность, Ростовская консерватория.

ALEXANDER DANILOV: NON-SUMMED TOTALS

The article is carried in connection with the 70th birthday of Alexander S. Danilov. He is one of the national folk-instrumental art leading representatives in the second half of the XXth and early in the XXIst centuries, the celebrated masterly balalaika performer, talented composer, the most authoritative pedagogue, the founder of the Don academic-performing string-plucked instrumental school. The authors characterize the most important achievements by A. Danilov at the concert stage, emphasize the priority aims of the remarkable musician in the academic balalaika repertoire (such as a successive connection with classical traditions, conceptuality, novelty of expressive means, using of modern techniques and devices of composition). The broadly well-known works for balalaika by A. Danilov are dealt in the article; these works are available now

in the concert programs of majority of the Russian performers. His personal contribution to the development of high-school training methods for playing string folk instruments is noted; A. Danilov's educational principles furthering to the utmost a professional advance of young musicians are brought out. The authors of the article focus their attention on the managerial and organizational-creative activities by the jubilee person. The one had been the head of Rostov Musical-Pedagogical Institute - Rostov S. V. Rachmaninov Conservatoire for a period of 25 years, and has favoured promotion of the named institution in the line of the greatest Russian higher professional education centres.

Key words: Alexander S. Danilov, balalaika, musical-performing art, concert activities, Rostov Conservatoire.

Помазкин Андрей Тиборович

преподаватель отделения народных инструментов Таганрогский музыкальный колледж Россия, 347922, Таганрог e-mail: [email protected]

Буряков Алексей Геннадьевич

доцент, заведующий кафедрой струнных народных инструментов Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова Россия, 344002, Ростов-на-Дону e-mail: [email protected]

Pomazkin Andrey T.

lecturer at the Section of Folk Instruments Taganrog Musical College

Russia, 347922, Taganrog e-mail: [email protected]

Buryakov Alexey G.

Associate Professor, Head of the Department of String Folk Instruments Rostov State S. Rachmaninov Conservatoire Russia, 344002, Rostov-on-Don e-mail: [email protected]

•c©8©>

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.