УДК 785(571)
В. В. Бычков
доктор искусствоведения, профессор, Челябинский государственный институт культуры E-mail: [email protected]
МУЗЫКА ЧЕЛЯБИНСКИХ КОМПОЗИТОРОВ ДЛЯ РУССКИХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ (К 80-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ Е. Г. ГУДКОВА)
В статье рассматриваются сочинения челябинского автора Е. Г. Гудкова, их структурно-функциональные особенности, ладогармонический язык, образно-эмоциональная сфера. Особое внимание уделено Уральскому концертино для балалайки с оркестром русских народных инструментов Е. Г. Гудкова и его первым исполнителям - лауреату всероссийского, всесоюзного и международного конкурсов, народному артисту России профессору Уральской государственной консерватории им. М. П. Мусоргского Ш. С. Амирову (балалайка) и Государственному русскому народному ансамблю «Россия» (ныне носящему имя Л. Зыкиной) под управлением народного артиста России В. Гридина, осуществившим премьеру этого сочинения и записавшим его на грампластинку («Мелодия» 48702. 1983). Анализируется форма и содержание сочинения, отмечается новаторство инструментально-технических приемов.
Ключевые слова: музыка для русских народных инструментов, жанры концерта и сонаты для балалайки, типичные приемы игры на балалайке
Для цитирования: Бычков, В. В. Музыка челябинских композиторов для русских народных инструментов (к 80-летию со дня рождения Е. Г. Гудкова) / В. В. Бычков // Вестник культуры и искусств. - 2019. - № 2 (58). - С. 48-53.
В конце 1970-х - начале 1980-х гг. значительно активизируется творческое содружество уральских композиторов с музыкантом-балалаечником Шаукатом Амировым1. Именно в этот период были написаны Концерт для балалайки с оркестром русских народных инструментов, Соната для балалайки и фортепиано В. Веккера, сочинения Р. Бакирова. Обращение Ш. Амирова к новым сочинениям
талантливых композиторов-уральцев не осталось незамеченным.
В творческом арсенале Ш. С. Амирова значительное место занимают сочинения Е. Г. Гудкова (1939-2008)2, которые отличает «яркий мелодизм, связанный со сферой русской и современной городской лирической песенности, эмоциональная непосредственность, ясность фактурного изложения, яс-
1 Амиров Шаукат Сабирович (род. 1947) - музыкант-балалаечник. Окончил Уральскую государственную консер -ваторию им. М. П. Мусоргского по классу балалайки народного артиста России профессора Е. Г. Блинова (1971), ассистентуру-стажировку (1976-1979, науч. рук. Е. Г. Блинов), лауреат всероссийского (1979), всесоюзного (1973) и международного (2000, Италия) конкурсов, народный артист России, профессор Уральской государственной консерватории им. М. П. Мусоргского.
2 Гудков Евгений Георгиевич (1939-2008) - композитор. Окончил Уральскую государственную консерваторию им. М. П. Мусоргского по классу композиции Н. М. Хлопкова (1964), член Союза композиторов СССР, заслуженный деятель искусств РФ (2004); автор оратории «Мне Россия сердце подарила», поэм «Мой город», «Юность революции», музыки для симфонического, народного оркестров, камерно-инструментальных вокальных сочинений, сочинений для балалайки, например, «Уральское концертино» (1983).
48
ность стиля и формы, благородство и искренность чувства. <...> Воспитанный на лучших образцах народной музыки, мировой музыкальной классики, он [Е. Г. Гудков] сумел найти свою тему в искусстве, создал яркий, узнаваемый стиль, позволяющий говорить о нем как о своеобразной творческой личности» [4, с. 77, 80]. Вся творческая жизнь Е. Г. Гуд-кова начиная с детских лет, учебы в музыкальном училище по классу домры связана с народным творчеством. «Окружающая среда способствовала пробуждению сознательного интереса к музыке: бабушка будущего композитора играла на фортепиано и хорошо пела; отец играл на гитаре, скрипке, фортепиано. В семье звучали популярные романсы Була-хова, Алябьева, Гурилёва, Глинки. Здесь также любили городскую и крестьянскую песни, часто музицировали», - пишет один из биографов. Сам композитор вспоминал: «.среди родственников были свои певуны, которые так чисто и красиво выводили подголоски, что дух захватывало» [Там же, с. 77, 79]. Без преувеличения можно сказать, что композитор «изнутри» знал народную музыку, чувствовал ее тончайшие душевные движения, наслаждался красотой подлинного искреннего чувства и переносил в свое творчество все особенности уральской народной культуры: будь то самобытные сказы П. Бажова, образцы народной поэзии или хороводы, частушки или старинные рекрутские песни, будь то изделия народных мастеров каслинского литья и златоустовской гравюры или Ильменский заповедник - кладезь драгоценных камней, золота и изумрудов, реки и горные озера уральской земли, о которой А. Т. Твардовский говорил: «Урал - опорный край державы, ее добытчик и кузнец.» Совершенно справедливо замечание, что «выразить этот мир народного самосознания дано было только композитору, в полной мере владеющему художественными средствами народной музыкальной речи, способному претворить их в сложнейших формах профессионального искусства» (выделено мной. - В. Б.) [3, с. 325].
Для русских народных инструментов Е. Г. Гудковым написано достаточно много музыки: сюита «Богатыри» (1960), «Уральская подгорная» (1962), «Радостная увертюра» (1966), «Марийский край - Марий Эл» (1972) для оркестра русских народных инструментов, Концерт для домры с оркестром (1959), Сюита для баяна (1966). Для балалайки композитором создано два сочинения: Концертная пьеса (1965) и «Уральское концертино» (1983) для балалайки с оркестром русских народных инструментов. В основу первого положена тема уральской песни «Бежал Ванюша». Тематизм Концертино представляет подлинная хороводная уральская песня в первой части и инструментальные наигрыши в финале.
О работе над исполнительской редакцией Концертино рассказывает Ш. С. Амиров: «Евгений Георгиевич хорошо знал возможности балалайки, и поэтому почти не приходилось исправлять фактуру сольной партии. Редактировались только приемы игры, штрихи, аппликатура, в некоторых случаях динамика и агогика. Музыка захватила меня при первом знакомстве, и я ее освоил на одном дыхании» [2, с. 93].
«Уральское концертино» Е. Г. Гудкова -это скорее рапсодия или фантазия на уральские темы, в основу развертывания музыкального материала которой положена вариа-ционность как главный метод развития музыкального материала. Тем не менее в сочинении сохранены некоторые признаки сонатно-сти, в частности, наличие тематизма главной и побочной партии во второй части, с их своеобразным тональным соотношением (E-dur - Cis-dur (=Des-dur) - I-VI). Также следует отметить: контрастно-тембровые сопоставления солиста и оркестра (переклички, имитации), элементы концертирования (поочередное экспонирование партий сначала у солиста, затем у оркестра), синтезирование тематического материала как главный признак симфонизации жанра; яркость, броскость, колоритность инструментовки, усиливающей эффект концертности; вариантное фактурное развитие (изменение фактуры партии солиста
49
путем использования типовых фигуративных движений, прочно закрепившихся в 19401960-х гг. в обработках народного творчества для балалайки, баяна, домры).
Очевидны народные истоки музыки первой части с ее открытостью, задушевностью, мягкой лирической напевностью. Основной тематизм экспонируется в партии балалайки, сопровождаемой гусельным аккомпанементом струнной группы: пример 1.
Именно здесь можно говорить о распевности, о которой писал Б. Асафьев: «Распев, распевание - качества, понимаемые в их глубинном значении, принадлежат, во-первых, не одному только и всецело культовому искусству, и не одной вокальности, во-вторых, мастерство распева, будучи главным свойством не только культовых стилей распева, но и присущее всей широкой народной сфере песенной протяжности, из искусства песенно-устных традиций, постепенно преображаясь, вошло в образовавшийся в столичных и усадебных очагах музицирования русский инструментализм и обусловило особенности строительства русской симфонии» [1, с. 136]. Вероятно, в этом и заключается авторское «обобщение через жанр». Динамикой постепенного развертывания музыкального материала и включения всех тембровых оркестровых средств (от напева балалайки - до мощного tutti оркестра в ц. 2) первая часть вызывает ассоциации с «Хором поселян» из оперы «Князь Игорь» А. П. Бородина.
Вторая часть Концертино (Allegro) открывается перекличкой солиста и оркестра, как бы призывающей к диалогу - концертированию. Основная тема - народный инструментальный скорый плясовой наигрыш, основанный на сугубо балалаечном приеме «бряцанье», а выбранная яркая для этого инструмента тональность (E-dur) позволяет использовать открытую бурдонирующую струну E на протяжении всей темы: пример 2.
Тема побочной партии, несколько сдержанная (Poco sostenuto), песенно-распевная, лирическая, задушевная, экспонирована в тональности Des-dur, весьма редко встречаю-
щейся в народно-инструментальной музыке. Ее отличает несколько приглушенное звучание, призывающее к раздумью, размышлению:
пример 3.
В конце ее изложения на гармоническом фоне оркестра звучит фрагмент из вступления первой части (у баянов через октаву), создавая тематическую арку. Балалайка в этом сочинении представлена виртуозным концертным инструментом. Из интересных находок в области инструментально-технических средств отметим «дробь пальцами по деке», «дробь за поставкой» в обширной каденции, во всем многообразии представляющей балалайку и как поющий (гитарный прием, флажолеты), и как бравурный виртуозный инструмент, в конце каденции вступающий в «инструментальную полемику» то с ударными (коробочка), то с оркестром. Ударные (коробочка), с одной стороны, как бы имитируют народные инструменты (ложки, в частности), а с другой -подчеркивают ритмический рисунок характерного приема «бряцанье», с типичной рит-моформулой. Роль усиливающего тембрового катализатора играет ксилофон - инструмент, не так часто используемый в народно-оркестровой музыке .
Подводя итог вышесказанному, отметим, что Уральское концертино для балалайки с оркестром русских народных инструментов Е. Г. Гудкова по достоинству представило музыку уральских авторов в сокровищнице шедевров (жемчужин) отечественной академической литературы для самого любимого не только в нашей стране, но и за рубежом инструмента - русской балалайки4.
Завершить нашу небольшую статью хочется словами самого композитора о своем предназначении художника-творца, созидателя: «Стремясь к отображению в своих
3 Очень интересной тембровой находкой композитора представляется соединение ксилофона с тембрами малых и альтовых домр в фигуративных пассажах в Увертюре «Марий Эл».
4 В связи с 80-летием композитора Е. Г. Гудкова планируется издание клавира Концертино (исполнительская редакция профессора Ш. С. Амирова) в электронном варианте (2019).
50
произведениях жизни и духовного мира своих современников, хочу быть и понятым ими, но в то же время и раскрыть перед слушателями нечто новое для них в огромном
мире музыки, убедить в своем видении и слышании многогранного мира, в своем отношении к музыкальному искусству, понимании предназначения музыки» [4, с. 107].
Нотные примеры
1. Е. Гудков. Концертино, I ч., тема главной партии
2. Е. Гудков. Концертино, II ч., тема главной партии
3. Е. Гудков. Концертино, II ч., тема побочной партии
51
4. Е. Гудков. Концертино, II ч., каденция
52
1. Асафьев, Б. О народной музыке / Б. Асафьев. - Ленинград : Музыка, 1987.
2. Бычков, В. В. Шаукат Амиров / В. В. Бычков; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. - Москва :
Композитор, 2014. - 272 с.
3. История русской музыки : в 10 т. / редкол.: Ю. В. Келдыш, О. Е. Левашева, А. И. Кандинский. -
Москва : Музыка, 1983. - Т. 1.
4. Синецкая, Т. М. Композиторы Южного Урала / Т. М. Синецкая. - Челябинск : Дом печати, 2003.
Получено 19.03.2019
V. Bychkov
Doctor of Art Criticism, Professor, Chelyabinsk State Institute of Culture and Arts E-mail: [email protected]
CHELYABINSK COMPOSERS' MUSIC FOR RUSSIAN FOLK INSTRUMENTS (TO THE 80TH ANNIVERSARY OF E. G. GUDKOV)
Abstract. The article considers the musical works of the Chelyabinsk composer E. G. Gudkov, it structural-functional peculiarities, the language of tunes and harmony, image-emotional sphere. Special attention is devoted to the Ural concertino for balalaika and Russian folk instruments orchestra by E. G. Gudkov and its first performers - the Prize-winner of the All-Russian, All-Union and International Competitions, People's Artist of Russia, Professor of the Ural State M. P. Musorgsky Conservatoire Sh. S. Amirov (balalaika) and State Russian Folk Ensemble "Russia" (at present named after L. Zykina), artistic director People's Artist of Russia V. Gridin. They also made a recording of this composition at "Melodia" Recording Company which released an LP in 1983 ("Melodia" 48702. 1983). The author analyzes the form and content of the composition and marks the innovative-ness of the instrumental techniques.
Keywords: music for Russian folk instruments, genres of a concerto and a sonata for balalaika, typical techniques of balalaika playing
For citing: Bychkov V. 2019. Chelyabinsk Composers' Music for Russian Folk Instruments (to the 80th Anniversary of E. G. Gudkov). Culture and Arts Herald. No 2 (58): 48-53.
References
1. Asafev B. 1987. O narodnoy muzyke [About folk muzic]. Leningrad: Myzyka. (In Russ.).
2. Bychkov V. 2014. Shaukat Amirov. Moscow: Kompozitor. 272 p. (In Russ.).
3. Istoriya russkoy muzyki [History of Russian music]. 1983. In 10 vol. Vol. 1. Editorial board IU. Keldysh, O. Levasheva, A. Kan-dinskii. Moscow: Muzyka. (In Russ.).
4. Sinetskaia T. 2003. Kompozitory Yuzhnogo Urala [Composers of the Southern Urals]. Chelyabinsk: Dom pechati. (In Russ.).
Received 19.03.2019
53