Научная статья на тему 'А. С. Илюхин: творческая деятельность и педагогические принципы'

А. С. Илюхин: творческая деятельность и педагогические принципы Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
589
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ИЛЮХИН / ALEKSANDR ILYUKHIN / ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЕ ИСКУССТВО / PERFORMING ART / ФАКУЛЬТЕТ РУССКИХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ / DEPARTURE OF RUSSIAN FOLK INSTRUMENTS / БАЛАЛАЙКА / BALALAIKA / МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ / METHODICAL PRINCIPLES

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Тютин Иннокентий Витальевич

Статья посвящена личности и творчеству Александра Сергеевича Илюхина (1900-1972) музыканта, педагога, дирижера и общественного деятеля XX века. На основе исторических документов, личной переписки, воспоминаний современников и материалов периодической печати рассматриваются основные проекты музыканта, приводятся факты, повлиявшие на его творческие методы. Особое внимание уделяется процессу открытия А. С. Илюхиным факультета русских народных инструментов в ГМПИ им. Гнесиных, представлены данные об истории создания, этапах и основных направлениях развития. В статье рассматриваются некоторые особенности педагогики А. С. Илюхина. В качестве характерных примеров работы над новым репертуаром для балалайки используются фрагменты переложений произведений европейской классики и обработок народных песен, выделяющихся красочностью образов и оригинальностью исполнительских задач. Деятельность А. С. Илюхина как основоположника нового направления в отечественном музыкальном образовании обучения игре на народных инструментах способствовала становлению профессионального народно-инструментального искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A. ILYUKHIN: ART ACTIVITY AND PEDAGOGICAL PRINCIPLES

The article is dedicated to Aleksandr Ilyukhin, a musician, pedagogue, conductor and public figure of XX century. On the basis of archive historical documents, musician's private letters, his contemporary's recollections and periodical publications is describes the main art projects, it gives the facts that influenced of his artistic methods. Particular attention is paid to the process of formation departure of Russian folk instruments in State Gnesins Institute. The data about history of creation, development stages and the basic directions of creativity is presented. The article discusses the some features of pedagogical principles. Aleksandr Ilyukhin's transcriptions of outstanding specimens of Russian and European musical literature are set as an example of picturesque images and original performer's question. The creative activity of A. Ilyukhin as a founder of domestic balalaika school is promoted to the assist folk instrument's art in system of the state musical education.

Текст научной работы на тему «А. С. Илюхин: творческая деятельность и педагогические принципы»

И. В. Тютин

Российская академия музыки имени Гнесиных,

Москва, Россия

А.С. ИЛЮХИН: ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ

Аннотация:

Статья посвящена личности и творчеству Александра Сергеевича Илюхина (1900—1972) — музыканта, педагога, дирижера и общественного деятеля XX века. На основе исторических документов, личной переписки, воспоминаний современников и материалов периодической печати рассматриваются основные проекты музыканта, приводятся факты, повлиявшие на его творческие методы. Особое внимание уделяется процессу открытия А. С. Илюхиным факультета русских народных инструментов в ГМПИ им. Гнесиных, представлены данные об истории создания, этапах и основных направлениях развития. В статье рассматриваются некоторые особенности педагогики А. С. Илюхина. В качестве характерных примеров работы над новым репертуаром для балалайки используются фрагменты переложений произведений европейской классики и обработок народных песен, выделяющихся красочностью образов и оригинальностью исполнительских задач. Деятельность А. С. Илюхина как основоположника нового направления в отечественном музыкальном образовании — обучения игре на народных инструментах способствовала становлению профессионального народно-инструментального искусства.

Ключевые слова: Александр Сергеевич Илюхин, исполнительское искусство, факультет русских народных инструментов, балалайка, методические принципы.

I. Tyutin

Gnessin Russian academy of music Moscow, Russia

A. ILYUKHIN: ART ACTIVITY AND PEDAGOGICAL PRINCIPLES

Abstract:

The article is dedicated to Aleksandr Ilyukhin, a musician, pedagogue, conductor and public figure of XX century. On the basis of archive historical

documents, musician's private letters, his contemporary's recollections and periodical publications is describes the main art projects, it gives the facts that influenced of his artistic methods. Particular attention is paid to the process of formation departure of Russian folk instruments in State Gnesins Institute. The data about history of creation, development stages and the basic directions of creativity is presented. The article discusses the some features of pedagogical principles. Aleksandr Ilyukhin's transcriptions of outstanding specimens of Russian and European musical literature are set as an example of picturesque images and original performer's question. The creative activity of A. Ilyukhin as a founder of domestic balalaika school is promoted to the assist folk — instrument's art in system of the state musical education.

Key words: Aleksandr Ilyukhin, performing art, departure of Russian folk instruments, balalaika, methodical principles.

В середине ХХ века в отечественном профессиональном музыкальном образовании появилось новое направление — обучение игре на русских народных инструментах. Решающее значение в развитии этой сферы имела деятельность Александра Сергеевича Илюхина (1900—1972), главной целью которой было создание соответствующей образовательной стратегии. К числу его достижений относятся:

• усовершенствование школы игры на балалайке в соответствии с возросшим уровнем сложности репертуара и создание нового репертуара;

• разработка (впервые) программы обучения игре на народных инструментах в ДМШ и составление самоучителей игры на балалайке, домре и баяне для кружков самодеятельности;

• учреждение специальных и ознакомительных курсов игры на балалайке в средних и высших учебных заведениях;

• просветительская деятельность, включающая в себя публикации по истории исполнительства на русских народных инструментах, выступления с докладами на конференциях и создание самодеятельных музыкальных коллективов;

• открытие факультета народных инструментов в ГМПИ им. Гнесиных;

• организация первого Московского Великорусского оркестра (на базе ансамбля Б.С. Трояновского и П. И. Алексеева, впоследствии — НАОНИР им. Н. П. Осипова).

А.С. Илюхин является основоположником профессионального обучения игре на русских народных инструментах. Его активная педагогическая, организаторская и просветительская работа способствовала развитию сольного концертного исполнительства и появлению новых народных музыкальных коллективов в стране.

Александр Сергеевич Илюхин родился в Москве в семье рабочих 21 апреля (4 мая по новому стилю) 1900 года. В детские годы он жил с родителями в деревне под Яхромой (современная Московская область)1. После смерти отца в 1905 году воспитанием будущего музыканта занималась мать, Анна Гавриловна (1868—1943). Родом из крестьян Рязанской губернии, она обладала красивым голосом, о чем впоследствии А. С. Илюхин писал в своих мемуарах: «Моя мать знала много народных песен, которые были для меня школой воспитания моего музыкального вкуса» [8].

С четырех лет он уже начал учиться играть на гармонике, а через год уже принимал участие в сельских народных гуляньях. Репертуар юного музыканта составляла обиходная песенно-тан-цевальная музыка.

Годы, проведенные в подмосковной деревне, оставили яркий след в душе А. С. Илюхина. В своих поздних воспоминаниях он описывает православные праздники в жизни села: «В рождественские дни "ряженые" ходили "славить Христа", пели колядные песни. На Крещение молодежь гадала о своей судьбе. На Троицу избы украшались березками, "и стар и млад" шли в церковь в своих лучших одеждах и с букетами полевых цветов, девушки заплетали венки, пели песни, водили хороводы» [там же].

В 1908 году Анна Гавриловна переехала с сыном в Москву, где он начал учиться в городском училище, а затем в гимназии О. Ф. Гейне. Начиная с 1911 года мальчик получает образование в реальном училище, где состоялся его первый опыт игры на рус-

1 Сведений о детских годах А.С. Илюхина не сохранилось, кроме небольшой по объему рукописи музыканта, хранящейся в РГАЛИ.

ских народных струнных инструментах. В любительском детском оркестре А. С. Илюхин был исполнителем на альтовой домре.

Кроме игры в училищном коллективе будущий музыкант на протяжении нескольких лет брал частные уроки игры на скрипке, в свободное время любил посещать симфонические концерты. Среди дирижеров, которых слушал А. С. Илюхин, были такие известные личности, как С. А. Кусевицкий, Н. С. Голованов, О. Клемперер и др. Постепенно молодой человек укрепился в мысли о том, что его будущая жизнь будет посвящена служению музыке.

Твердый и окончательный выбор направления своего жизненного пути А. С. Илюхин сделал после знакомства с В. В. Андреевым и музыкантами его Великорусского оркестра, которое состоялось в 1916 году после одного из московских концертов. Высокий профессионализм и обаяние личности создателя первого народного оркестра поразили юного музыканта. Вспоминая о своих встречах с В. В. Андреевым, он пишет: «Отличительной чертой его была необыкновенная простота, душевность и человечность в обращении с людьми» [там же].

Концертная деятельность. В 1917 году А. С. Илюхин познакомился на концерте с бывшим солистом Петербургского Великорусского оркестра балалаечником Б. С. Трояновским2, который, заметив в молодом человеке большие способности, согласился стать его учителем. Параллельно процессу обучения музыканты проводили совместные выступления в качестве ансамбля в составе двух балалаек и фортепиано. Кроме исполнения инструментальных произведений, это трио аккомпанировало вокалистам — исполнителям русских народных песен.

После окончания реального училища в 1918 году в целях получения знаний в области гармонии и сольфеджио он в течение пяти лет брал частные уроки у профессоров Московской консерватории: А. Д. Кастальского, Г. Л. Катуара и В. А. Федорова.

2 Трояновский Борис Сергеевич (1883—1951) — исполнитель на балалайке. Солист Великорусского оркестра В. В. Андреева. С 1911 года вел сольную концертную деятельность. Основатель оркестра народных инструментов в Москве, в настоящее время коллектив известен как НАОИР им. Н. П. Осипова (год основания — 1919). Автор многочисленных обработок русских народных песен и транскрипций для балалайки.

В эти годы А. С. Илюхин совмещал учебу с работой по гражданской и музыкальной специальностям. В автобиографии он вспоминает: «С 1917 года я работал служащим в различных учреждениях (финансово-счетная работа) и как музыкант (концертная, педагогическая, дирижерская, авторская, редакторская и научная работа)» [4].

Основным направлением творческой деятельности А. С. Илюхина в первой половине ХХ века было развитие концертного исполнительства на русских народных инструментах. С 1918 года музыкант выступал в качестве солиста-балалаечника в разных ансамблях с участием фортепиано и арфы. В одной из газетных статей 1920-х годов содержится отзыв композитора и дирижера А. Г. Чеснокова об игре А. С. Илюхина: «Песни и пляски народов СССР в обработке для балалайки и фортепиано в исполнении автора произвели неотразимое, незабываемое впечатление» [3].

Работа с профессиональными и самодеятельными музыкальными коллективами. Кроме сольной концертной деятельности музыкант занимался в Москве организацией профессиональных и любительских народных оркестров. В 1921 году на базе ансамбля, основанного Б. С. Трояновским и П. И. Алексеевым, был создан первый Московский Великорусский оркестр народных инструментов. А. С. Илюхин принимал в этом деле активное участие и был назначен директором нового коллектива.

В довоенный период музыкант вел активную работу по созданию народных оркестров в различных военных и гражданских учреждениях. Начиная с 1920 года А. С. Илюхин в разное время является художественным руководителем оркестров при досуго-вых клубах Кремля, Московско-Казанской железной дороги, НИИ и других организаций. Параллельно работе над исполнением произведений с оркестрантами проводились занятия по теории и сольфеджио, которые вели педагоги музыкальных техникумов. В репертуар оркестров входили обработки русских народных песен, а также переложения русской и зарубежной классики. Коллективы, состав которых доходил до нескольких сотен участников, с успехом участвовали во всесоюзных соревнованиях творческих кружков и получали положительные отзывы прессы.

Во время Великой Отечественной войны А. С. Илюхин руководил фронтовым ансамблем 1-го Прибалтийского фронта.

Только за первые два года работы коллектив дал 1200 концертов перед бойцами Красной Армии. Музыканты выступали в Смоленске, Духовщине, Ржеве, Рудне и на других участках фронта.

Педагогическая деятельность. С 1927 по 1932 год А. С. Илюхин преподает в I Государственном музыкальном техникуме и заведует отделом народных инструментов. С 1935 по 1941 год он ведет оркестровый класс и методику работы с народным оркестром на военно-музыкальном факультете МГК им. П. И. Чайковского и возглавляет заочные курсы Дома народного творчества им. Н.К. Крупской.

В 30-е годы XX века А. С. Илюхин составил пятилетнюю программу обучения игре на балалайке и домре для ДМШ [2]. Учащемуся преподавали технику игры на его специальном инструменте, и, кроме того, он проходил ознакомительный курс по освоению приемов звукоизвлечения на всех разновидностях балалаек и домр. В программу обучения входили дисциплины «Ансамблевый и оркестровый класс», а также «Методика массовых музыкальных инструментов», изучалось практическое управление оркестром и принципы создания оркестровых переложений небольших фортепианных пьес.

Послевоенные годы ознаменовались для А. С. Илюхина новыми педагогическими достижениями. В 1948 году он стал руководителем открывшегося в ГМПИ им. Гнесиных факультета народных инструментов, на котором обучались балалаечники, домристы, гусляры и баянисты. Как рассказал в интервью автору статьи профессор РАМ им. Гнесиных Б. М. Егоров, «Александр Сергеевич сплотил вокруг себя весь коллектив преподавателей и студентов. Его замечательные личностные качества, такие, как доброта, участливость и чувство юмора, располагали к нему окружающих. К учащимся факультета А. С. Илюхин относился по-отечески. Например, в зимнее время года он часто приносил лекарства для заболевших студентов, а на экзаменах часто шутил для моральной поддержки играющего»3.

А.С. Илюхин, продолжая педагогические традиции В. В. Андреева, придавал большое значение подготовке будущих организаторов народных оркестров. Он говорил, что «руководитель

3 Егоров Б.М. Интервью. 29 октября 2013 г.

коллектива по уровню образования должен быть на одной высоте с симфоническими дирижерами» [6]. Учебная программа, кроме изучения техники игры на инструменте, включала дирижирование симфоническим и народным оркестром, инструментовку и чтение партитур. Данные дисциплины студентам преподавали Н. Я. Чайкин, Ю. Н. Шишаков, А. Б. Поздняков, С. Г. Делициев, С. С. Сахаров, О. М. Агарков, С. З. Трубачев,

A. Д. Польшина.

Приглашая музыкантов к работе на факультете, А. С. Илюхин в числе их педагогических задач особое место отводил обучению студентов искусству выполнения обработок и переложений, а также художественной интерпретации исполняемых произведений. В целях пополнения оригинального репертуара для русских народных инструментов по личной инициативе А. С. Илюхина с 1948 по 1953 год в классе домры работал композитор, выпускник ГМПИ им. Гнесиных Ю. Н. Шишаков.

С 1950 года А. С. Илюхин читал в институте лекции по новой дисциплине «История педагогики и исполнительства на русских народных инструментах». Музыкант много лет проводил исследовательскую работу по изучению деятельности В. В. Андреева, и полученные знания впоследствии послужили основой для данного курса. Кроме того, преподаватель на занятиях со студентами подробно разбирал вопросы организации, планирования и методики индивидуальных и оркестровых занятий, анализировал специальную педагогическую и художественную литературу.

Среди выпускников А. С. Илюхина по специальности в разные годы были М. Ф. Рожков, А. С. Ильин, Н. В. Прошко, Л. Т. Самсонов-Роговицкий, В. П. Минеев, О. Н. Глухов,

B. Д. Глейхман, А. В. Тихонов.

В письме 1957 года Г.К. Медведеву А. С. Илюхин пишет о творческих достижениях в работе факультета: «Большое количество студентов нашей кафедры часто выезжает на гастроли за рубеж (почти все страны Европы, Индия, Цейлон, Вьетнам, Эфиопия и др.). <...> Для участия в Брюссельском международном конкурсе по окончании прослушивания отобрано от СССР 2 исполнителя: среди них мой ученик А. Тихонов» [7].

Педагогические принципы. Совмещая на протяжении большей части жизни преподавательскую деятельность с работой руково-

дителя творческих коллективов, А. С. Илюхин объединил в своей педагогике процесс обучения с практикой концертного исполнительства. Педагогическая деятельность музыканта основывалась на изучении музыкальной теории, что давало ученикам возможность в дальнейшем поступать в училище. Этот принцип действовал также в кружках самодеятельности. Музыкант придавал большое значение формированию у учащихся навыков оркестровой игры и обучал их игре на всех регистровых разновидностях балалаек и домр. Это позволяло ускорить темп развития их музыкальных данных, повысить мотивацию и интерес к занятиям. Репертуар, исполняемый оркестрантами, состоял из оригинальных сочинений, обработок народных песен, переложений русской и зарубежной классики. Регулярное участие в выступлениях положительно влияло на исполнительскую технику учащихся, расширяло их культурный кругозор и способствовало формированию эстетического вкуса.

Конечной целью работы с учеником над музыкальным произведением для А. С. Илюхина было создание яркого художественного образа. С первых занятий педагог требовал исполнения, соответствующего характеру мелодии пьесы. Это правило также соблюдалось при игре упражнений и этюдов. Для достижения учащимися младшего возраста осмысленной и выразительной игры А. С. Илюхин составлял учебный материал на темы народных песен с ярко выраженным эмоционально-поэтическим началом. Работа над художественным образом состояла также в совместном поиске подходящих приемов игры, темпов и динамических оттенков для исполняемого произведения. На занятиях с учениками, исполняющими переложения, музыкант применял, по возможности, рекомендации из методической литературы для оригинального инструмента.

Работа с учеником в классе. Работа над музыкальным произведением проходила в несколько этапов. Сначала учащийся знакомился с некоторыми правилами элементарной музыкальной теории. Теоретическая подготовка проходила с применением игровых, увлекательных способов объяснения материала. Например, для быстрого и прочного запоминания учащимися соотношений нотных длительностей А. С. Илюхин чертил для них специальную графическую таблицу. В ней продолжительность звучания опреде-

лялась с помощью маятника стенных часов. Каждый его удар условно принимался за ноту одной восьмой длительности и выполнял функцию метронома в домашних занятиях учеников.

В целях практического ознакомления со строением музыкальных ладов, тональностями и элементарными правилами гармонии А. С. Илюхин разработал для начинающих исполнителей систему гамм и арпеджио. На данном материале учащийся приобретал навыки игры всех видов мажора-минора, трезвучий и до-минантсептаккорда. Сочетание теории и практики позволяло эффективно преодолевать начальный этап обучения.

Для оптимизации работы над техникой игры А. С. Илюхин часто использовал в качестве упражнений темы известных русских народных песен, что положительно сказывалось на степени заинтересованности учащегося. После разучивания мелодии ученикам предлагалось сыграть ее последовательно всеми известными им способами звукоизвлечения. Это позволяло сосредоточиться на отработке навыков исполнительских движений, не тратя много времени на запоминание нотного текста. Упражнение, составленное по этому принципу, в своей педагогической практике А. С. Илюхин называл «мелодической темой в нескольких изложениях».

Большое значение на начальном этапе музыкант отводил ознакомлению учащихся с выразительными возможностями балалайки. По мнению А. С. Илюхина, одной из характерных особенностей звучания инструмента является аккордовое изложение мелодии. Для отработки данного вида техники музыкант составлял специальные гармонические последовательности, исполняемых приемом «бряцание». Они представляли собой небольшую серию аккордов. Общепринятые равномерные движения правой руки заменялись в ней более сложными, подобранными педагогом с учетом индивидуальных особенностей учащегося. В этих упражнениях применялись двойные (в разные стороны) и одинарные (сверху вниз) удары по струнам. Данный принцип исполнения аккордов, различных по продолжительности звучания, развивал в ученике моторику игровых движений, чувство ритма и мелодический слух.

Основным принципом работы А. С. Илюхина с учеником было гармоничное развитие его технических и художественных

способностей. Музыкант требовал от учащегося чистоты звука не только при исполнении пьес, но и при игре упражнений и гамм. Подбор инструктивного материала для ученика всегда совершался в соответствии с техническими сложностями, встречающимися в его репертуаре.

Знакомясь с мелодией пьесы или обработки, ученик играл её приемом пиццикато по одной струне. Данный облегченный вариант исполнения А. С. Илюхин выписывал на отдельном нотном листке. Затем учащемуся предлагалось подобрать к теме гармоническое сопровождение в виде интервалов и аккордов. По возможности, мелодический рисунок произведения усложняли, добавляя мелкие длительности. Педагог помогал своими рекомендациями и поправлял ошибки, возникающие в процессе работы над темой. Предоставляя учащемуся инициативу в этой части урока, А. С. Илюхин развивал его творческое мышление. После выполнения всех заданий ученику показывали оригинальный вариант произведения.

Первостепенной задачей для А. С. Илюхина на занятиях со студентами в ГМПИ им. Гнесиных было раскрытие их артистических способностей. Это проявлялось при подборе репертуара, когда педагог составлял список произведений, из которого учащемуся предлагалось самостоятельно выбрать пьесу для дальнейшего исполнения.

Во внеурочное время музыкант организовывал для студентов совместные посещения концертов и экскурсии по историческим местам Москвы. В одном из интервью М. Ф. Рожкова, выпускника института 1953 года в классе А. С. Илюхина, есть воспоминание о его просветительской работе: «Первый раз в Центральный Дом ученых я попал в 1950 году. Меня привел туда Александр Сергеевич. Мы часто приходили туда группой или вдвоем с педагогом и играли концерты для иностранных гостей» [1, с. 7]. Полученные сильные и яркие художественные впечатления положительно влияли на развитие творческих способностей молодых исполнителей.

Методическая деятельность музыканта была направлена на увеличение количества профессиональных исполнителей на русских инструментах. С этой целью в 1956 году было открыто народное отделение при училище им. Гнесиных, а в 1964 году

A. С. Илюхин был назначен первым руководителем факультета при институте повышения квалификации для преподавателей ДМШ. В интервью автору статьи профессор РАМ им. Гнесиных

B. С. Чунин вспоминает: «В Москве 1950-х гг. исполнители на балалайках и домрах имели возможность получить профессиональное образование только в училище им. Октябрьской революции, которое не могло вместить всех желающих. В музыкальных школах не хватало педагогов по классу народных инструментов, поэтому в училище поступали в основном выпускники лучших кружков самодеятельности. Например, большое количество поступающих было из ансамбля В. С. Локтева»4. К 1960 году в результате успешной педагогической и методической деятельности А. С. Илюхина в Москве окончательно сформировалась профессиональная система преподавания игры на народных инструментах во всех звеньях обучения.

Работа над созданием нового репертуара. А. С. Илюхин является автором обработок народных песен, переложений и этюдов для балалайки. В своих произведениях музыкант использует как общепринятые, так и новые усложненные способы изложения мелодии. В обработке белорусской песни «Янка» (пример 1) тему следует играть по всем струнам бряцанием с фрагментарным применением пиццикато. Подвижный нижний голос мелодии требует от исполнителя навыка растяжки пальцев левой руки.

Пример 1. Вариации на белорусскую тему «Янка»

В переложении вступления к 3-му действию оперы Д. Верди «Травиата» (пример 2) используются аккорды с широкой тесситурой, исполняемые приемом тремоло в характере легато. Особенную сложность представляет игра созвучий в высоком

4 Чунин В.С. Интервью. 20 октября 2013 г.

Пример 2. Вступление к 3-му действию оперы «Травиата»

Moderato

р ff ff ff Vf if »«Vf

p

регистре, требующая от музыканта активной работы кистью левой руки для достижения связного звучания мелодии.

Переложения произведений виртуозного характера А. С. Илюхин выполнял с точным учетом звуковых и технических возможностей балалайки. По его мнению, наиболее подходящим материалом для транскрипций была скрипичная литература. Например, в пьесе В. Абаза «Пиццикато» (пример 3) при переложении полностью сохраняется мелизматика и октавные скачки в мелодии. Кроме того, в партию балалайки добавляются интервалы и аккорды, делающие тему более эффектной и выразительной.

Пример 3. В. Абаза «Пиццикато»

Allegro moderato

£_

(ф 4 *—y-J- mf ■ф- 0-

Просветительская деятельность. На протяжении всего творческого пути музыкант проводил работу по составлению самоучителей и школ игры для разных возрастных категорий, методических пособий по организации народных оркестров, исторических очерков о развитии исполнительства. Большинство трудов А. С. Илюхина предназначены для широкой аудитории музыкантов-любителей, что свидетельствует о большом значении, которое он придавал работе самодеятельных кружков в деле популяризации русских инструментов. В номерах журнала «Затейник» за 1950-е годы был опубликован цикл уроков первона-

чального обучения игре на балалайке. Эта работа стала наиболее подробной и полной в области массовых пособий. Музыкант вводит в общедоступную литературу для любителей понятие «позиции» левой руки на грифе и принципов подбора аккордовой аппликатуры, объясняет приемы игры пиццикато, бряцания, «двойного» пиццикато, использует профессиональные термины и определения [5].

В последние годы жизни (А. С. Илюхин скончался 21 февраля 1972 года в Москве) музыкант принимал активное участие в создании в разных городах страны народных оркестров художественной самодеятельности, консультируя руководителей этих коллективов, выступая с докладами на фестивалях и составляя методические пособия. Большое внимание уделялось грамотному подбору концертного репертуара. В письме к руководителю оркестра города Таллина Г. К. Медведеву А. С. Илюхин пишет: «Участвуя в качестве члена жюри во Всероссийском смотре художественной самодеятельности, с сожалением отмечу недостаточное внимание к русской народной инструментальной музыке. Есть хорошие оркестры, но, отдавая дань моде, программы формируются так, что народная инструментальная музыка занимает в них третьестепенное место» [9].

Творческая деятельность А. С. Илюхина в довоенный период была направлена на сохранение и приумножение традиций оркестрового исполнительства, заложенных В. В. Андреевым. Она включала в себя концертные выступления, создание новых музыкальных коллективов, издание самоучителей и пособий. В 1948 году А. С. Илюхин возглавил открывшийся в ГМПИ им. Гнеси-ных факультет народных инструментов. Лучшие выпускники кафедры отбирались для дальнейшей работы в музыкальных вузах страны. Благодаря педагогической и организаторской работе А. С. Илюхина, исполнительство на народных инструментах перешло на профессиональный уровень.

Список литературы References

1. Афанасьев А.В. Михаил Рожков: Спасибо за тишину... М., 2008.

Afanasiev A. Mokhail Rozhkov: Thank you for silence... Moscow, 2008.

AfanasevA.V. Mihail Rozhkov: Spasibo za tishinu... M., 2008.

2. ИлюхинА.С. Статьи из газет и журналов. 1921—1971. РГАЛИ. Ф. № 2767. Оп. № 1. Ед. хр. № 1.

Ilyukhin A. Articles from newspapers and magazines. 1921—1971. RGALI. Collection no. 2767. Inventory no. 1. Dep. item no.1.

Iljuhin A.S. Stat'i iz gazet i zhurnalov. 1921—1971. RGALI. F. no 2767. Op. no. 1. Ed. hr. no. 1.

3. Илюхин А.С. Статьи и заметки об А.С. Илюхине. 1923—1972. РГАЛИ. Ф. № 2767. Оп. № 1. Ед. хр. № 328.

Ilyukhin A. Articles and newspaper items on A. Ilyukhin. 1923—1972. RGALI. Collection no. 2767. Inventory no. 1. Dep. item no. 328.

Iljuhin A.S. Stat'i i zametki ob A.S. Iljuhine. 1923—1972. RGALI. F. no. 2767. Op. no. 1. Ed. hr. no 328.

4. Илюхин А.С. Автобиография. 1943—1969. РГАЛИ. Ф. № 2767. Оп. № 1. Ед. хр. № 303.

Ilyukhin A. Autobiography. 1943—1969. RGALI. Collection no. 2767. Inventory no.1. Dep. item no. 303.

Iljuhin A.S. Avtobiografija. 1943—1969. RGALI. F. no. 2767. Op. no. 1. Ed. hr. no. 303.

5. Илюхин А.С. Цикл уроков обучения игре на балалайке. 1950. РГАЛИ. Ф. № 2767. Оп. № 1. Ед. хр. № 22.

Ilyukhin A. A balalaika course. 1950. RGALI. Collection no. 2767. Inventory no. 1. Dep. item no. 22.

Iljuhin A.S. Cikl urokov obuchenija igre na balalajke. 1950. RGALI. F. no. 2767. Op. no. 1. Ed. hr. no. 22.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Илюхин А.С. Совещания и доклады. 1957. РГАЛИ. Ф. № 2767. Оп. №.1. Ед. хр. № 18.

Ilyukhin A. Conferences and reports. 1957. RGALI. Collection no. 2767. Inventory no. 1. Dep. item no. 18.

Iljuhin A.S. Soveshhanija i doklady. 1957. RGALI. F. no. 2767. Op. no. 1. Ed. hr. no. 18.

7. Илюхин А.С. — Медведев Г.К. Письма. 1955—1961. РГАЛИ. Ф. № 2767. Оп. № 1. Ед. хр. № 57.

Ilykhin A. — Medvedev G. Letters. 1955—1961. RGALI. Collection no. 2767. Inventory no. 1. Dep. item no. 57.

Iljuhin A.S. — Medvedev G.K. Pis'ma. 1955—1961. RGALI. F. no. 2767. Op. no. 1. Ed. hr. n 57.

8. Илюхин А.С. Воспоминания. 1960. РГАЛИ. Ф. № 2767. Оп. № 1. Ед. хр. № 33.

Ilykhin A. Memories. 1960. RGALI. Collection no. 2767. Inventory no. 1. Dep. item no. 33.

Iljuhin A.S. Vospominanija. 1960. RGALI. F. no. 2767. Op. no. 1. Ed. hr. no. 33.

9. Илюхин А.С. — Медведев Г.К. Письма. 1962—1970. РГАЛИ. Ф. № 2767. Оп. № 1. Ед. хр. № 58.

Ilykhin A. - Medvedev G. Letters. 1962—1970. RGALI. Collection no. 2767. Inventory no. 1. Dep. item no. 58.

Iljuhin A.S. — Medvedev G.K. Pis'ma. 1962—1970. RGALI. F. no. 2767. Op. no. 1. Ed. hr. no. 58.

Данные об авторе:

Тютин Иннокентий Витальевич — аспирант Российской академиии музыки им. Гнесиных. E-mail: karsakova@gib.ru

Data about the author:

Tyutin Innokentiy — postgraduate student, Gnessin Russian Academy of Music. E-mail: karsakova@gib.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.