Научная статья на тему 'Эволюция звукового образа балалайки в её историческом развитии (на примере музыкальной культуры Оренбуржья)'

Эволюция звукового образа балалайки в её историческом развитии (на примере музыкальной культуры Оренбуржья) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
649
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
эволюционные процессы / академическая культура / письменная традиция / региональное исполнительство / общероссийский масштаб / evolution processes / аkademichesky culture / written tradition / period playing / Russian scale

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Иванова Светлана Валентиновна

Данная статья формирует научно обоснованное представление о глубокой исторической закономерности возникновения и развития музицирования на народных инструментах, балалайки в частности. Автором освещены различные аспекты балалаечного искусства – от периода возникновения и становления до практики современности. На основе архивных документов и материалов исследована история исполнительства на балалайке в Оренбургском крае.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Evolution of balalaika voice image in its historic development (on the example of musical culture of Orenburg region)

This article forms the scientifically based notion about appearance and development of folk instrument playing especially of balalaika. The author describes different aspects of balalaika playing art – from the period of appearance till modern practice. The history of balalaika playing art in Orenburg region is researched on the basis of archive documents.

Текст научной работы на тему «Эволюция звукового образа балалайки в её историческом развитии (на примере музыкальной культуры Оренбуржья)»

УДК 78 ББК 85. 315. 67

Иванова Светлана Валентиновна

аспирант Оренбург

Ivanova Svetlana Valentinovna

Post-graduate

Orenburg

Эволюция звукового образа балалайки в её историческом развитии (на примере музыкальной культуры Оренбуржья) Evolution of balalaika voice image in its historic development

(on the example of musical culture of Orenburg region)

Данная статья формирует научно обоснованное представление о глубокой исторической закономерности возникновения и развития музицирования на народных инструментах, балалайки в частности. Автором освещены различные аспекты балалаечного искусства - от периода возникновения и становления до практики современности. На основе архивных документов и материалов исследована история исполнительства на балалайке в Оренбургском крае.

This article forms the scientifically based notion about appearance and development offolk instrument playing especially of balalaika. The author describes different aspects of balalaika playing art - from the period of appearance till modern practice. The history of balalaika playing art in Orenburg region is researched on the basis of archive documents.

Ключевые слова: эволюционные процессы, академическая культура, письменная традиция, региональное исполнительство, общероссийский масштаб.

Key words: evolution processes, 8kademichesky culture, written tradition, period playing, Russian scale.

Комплексный подход к изучению социокультурных явлений становится в настоящее время общенаучной проблемой. Прогресс музыкальной науки и практики обеспечивается как современными инновациями, так и сохранением

традиций, обобщением накопленного в истории научно-теоретического, эмпирического опыта и использованием его в решении новых задач.

Начиная со второй половины XX столетия, народно-инструментальная музыка получает достойное научно-теоретическое и методическое осмысление (Ф.Липс, В.Круглов, А.Мирек, Е.Максимов, Ю.Ястребов, С.Кулибаба, М.Имханицкий, А.Пересада) [см.: 13, 11, 14, 15, 50, 12, 9,31]. Попытки исполнителей-балалаечников изучить свою историю и методику обучения свидетельствуют о дальнейшем совершенствовании, академизации балалаечного искусства (В.Галахов, В.Аверин, А.Горбачев, В.Плотников, Н.Ляхов) [см.:3, 1, 8, 32, 14].

Данная статья представляет собой исследование, отражающее основные этапы возникновения, становления и дальнейшего развития балалайки в музыкальной культуре России с позиций современности. Взгляд на эволюционные процессы со стороны провинциального Оренбуржья позволяет воссоздать неизвестные страницы исполнительства на народных инструментах, балалайки в частности.

Из всех существующих мнений о происхождении инструмента наиболее убедительна версия М.Имханицкого о том, что «балалайка оказалась фольклорным вариантом профессионального скоморошьего орудия - домры» [9, 100]. Легкость в изготовлении и освоении способствовали необычайной популярности данного инструмента в России в XVIII - в начале XIX века. Причем, распространение балалайки было повсеместным. На ней играли по всей России, и в городах и деревнях. Столь широкое распространение инструмента в народной среде привлекло к себе внимание отдельных представителей цивилизованного общества. Среди них - придворный скрипач и композитор И.Хандошкин; камер - скрипач И.Яблочкин; исполнитель М.Хрунов; московский музыкант-любитель и композитор В.Радивилов; известный оперный певец Мариинского театра Н.Лавров.

С усилением международных связей со странами Западной Европы к концу XIX века в обществе усиливаются прозападнические настроения. Многие

представители привилегированного общества с пренебрежением относились ко всему русскому, к народной музыке, в частности. Балалайка считалась «плебейским» простонародным инструментом. Игра на ней ассоциировалась с несерьезными выражениями, типа - «бренчать», «наяривать», «набрякивать». Да и в народной среде балалайка ассоциировалась с пустым времяпрепровождением, о чём свидетельствуют сохранившиеся поговорки: «На словах что на гуслях, а на деле - что на балалайке» [9, 104].

Современное исполнительство на балалайке рассматривается как важная часть музыкального искусства. Движение в сторону академической культуры началось с первого публичного выступления В.Андреева (1886). Именно это событие стало отправной точкой в развитии академической манеры исполнительства, основанной на письменной (нотной) традиции. В самом начале эволюции скромные технические возможности первых исполнителей, их стремление к популяризации предопределили жанровую основу произведений - вариации на народные темы, вальсы, мазурки, марши. Главное достоинство первых сочинений В.Андреева заключалось в преодолении традиционной манеры балалаечного изложения, сформировавшейся в народной практике. На новом, усовершенствованном В.Андреевым инструменте стало удобнее играть. Укороченный гриф, более компактный размер, металлические лады - все это позволяло прочнее фиксировать пальцы во время звукоизвлечения. Основоположником современной школы считается Б.Трояновский. «Его новые приемы и штрихи (некоторые виды вибрато, двойное пиццикато в быстрых пассажах по одной струне и т.д.) значительно расширили технические и художественные возможности инструмента» [1, 35]. Н.Осипов явился первопроходцем в области переложений серьезных классических произведений. Заслуга обоих заключается в том, что они продолжили реформаторскую деятельность В. Андреева и подняли ее до профессионального уровня.

В первые годы Советская власть открывает множество музыкальных школ и народных консерваторий. В уже существующих учреждениях

функционируют классы балалайки, домры, гитары, великорусского ансамбля [2].

Столь стремительная активизация процесса обучения способствовала появлению целого ряда талантливых исполнителей. Первый всесоюзный смотр исполнительства на народных инструментах 1939 года показал высокий уровень развития балалаечного искусства (П.Нечепоренко, Н.Осипов, Б.Феоктистов, М.Филин, Н.Хаврошин).

В 50-70 - годы продолжают развиваться академические направления, складываться «специфические традиции исполнительского мастерства на балалайке по регионам страны» [1, 41]. Основы московской школы, заложенные Б.Трояновским и Н.Осиповым, получают свое развитие в творческой деятельности Е.Авксентьева, Б.Феоктистова, Л.Воинова, М.Рожкова, А.Тихонова, П.Нечепоренко.

Основателем уральской школы балалаечного исполнительства считается Е.Блинов. При всей несхожести (различный исполнительский рисунок и система обозначений) московскую и уральскую исполнительскую школу объединяет «стремление выразить в своем исполнительском творчестве и творчестве своих учеников лучшие стороны балалаечного мастерства на современном этапе» [1, 45].

С 70-х годов образуется еще один балалаечный регион - петербургский во главе с А.Шаловым.

Академическое исполнительство на балалайке развивается не только в центрах страны, но и в провинции. История народного инструментального исполнительства в Оренбургском крае имеет глубокие корни, уходящие в начало XVIII века. Расположение региона на границе двух континентов наложило на инструментальную музыку Оренбуржья своеобразные евроазиатские черты. Наряду с русскими «служилыми» людьми край заселялся украинцами, татарами, мордвой. Вместе с выходцами из центральных регионов России в тогдашнем Оренбуржье проживали музыканты-скоморохи, вынужденные скрываться на территории края от гонения официальных властей

и церкви [45]. Как свидетельствуют архивные документы, еще в середине XIX века балалайка была знакома «башкирцам» (башкирам) и «киргизам» (казахам) [4, 34]. В народной среде, основанной на бесписьменной традиции, балалайка использовалась для сопровождения местных песен, частушек, танцев. «Иногда между контрастными разделами звучал используемый исполнителями для пляски инструментальный проигрыш» [47, 68]. Судя по косвенным источникам, исполнителей-балалаечников в Оренбургской губернии было немало.

Конец XIX века ознаменован новым взглядом на бытовую культуру русского народа, что дало толчок к развитию всех сфер народной музыки. Первым свидетельством появления балалайки на концертной эстраде Оренбурга может служить заметка в местной газете. Оренбуржцы с достаточной иронией относились к исполнителям на балалайке, причисляя их к музыкальным клоунам: «Большая часть интеллигентной оренбургской публики, которая не может не только довольствоваться, ни даже примечать существование балалаечников клоунов и «интернациональных» певуний и плясуний» [27].

Другое сообщение оставляет самые благоприятные впечатления: «Во 2-м Кадетском корпусе в воскресенье, 3 января, состоялся спектакль, в заключение которого выступил хор балалаечников. Хор составился из 6 балалаек, хорошо подобранных; юные исполнители-кадеты прекрасно сыгрались, и исполненные ими пьесы и solo произвели весьма хорошее впечатление. Если не ошибаемся это первый опыт составления хора балалаечников у нас в Оренбурге» [19].

Пресса засвидетельствовала и то понимание, с каким оренбургская публика раскупала билеты на самодеятельные концерты балалаечников: «В городском театре инспектором народных училищ Оренбургского уезда Н.Богоявленским был организован музыкальный вечер... Ученический оркестр балалаечников, состоящий из 35 человек, под управлением А.Арискина исполнил несколько вальсов, русских песен и мелодий.Вечер посетил губернатор, городской голова В.Ладынин, члены управы, гласные, директора народных училищ Оренбургской губернии, Тургайской области и много

посторонней публики. Все бывшие на вечере жертвовали, что могли за предоставленные места» [22].

На рубеже века в губернии был построен Народный дом. В нём проводились различные мероприятия - спектакли самодеятельных артистов, концерты народного хора под управлением Н.Федотова. Кроме концертного зала в Народном доме была библиотека-читальня и чайная, рассчитанная на 1000 человек. На музыкальных вечерах Народного дома неоднократно выступал хор балалаечников под управлением Н.Радченко. Позже оркестр возглавил Б.Барцал. Русские народные песни и инструментальные наигрыши, исполняемые этим коллективом, пользовались у оренбургской публики неизменным успехом. Как правило, оркестром балалаечников закрывались все музыкальные вечера. По сообщению одной из газет: «Концерт был закончен хорошо организованным оркестром балалаечников, мандолинистов и гитаристов под управлением Б.Барцала. Довольная публика бисировала без конца» [25].

Существовали в обществе и противоположные мнения: «Что касается мандолин и балалаек, то им следует отводить меньше места в программе, а антимузыкальный инструмент гармонику и вовсе изжить с эстрады. Не надо подчиняться испорченному вкусу народа» [28].

Организованное в 1888 году «Общество взаимовспоможения приказчиков» также способствовало культурному просвещению горожан. Довольно часто в прессе печатались объявления следующего содержания: «Уроки музыки: на скрипке, гитаре, мандолине и балалайке по нотной системе преподаются при обществе приказчиков, под руководством капельмейстера Юнкерского училища Г.Барцал. Желающие могут записываться в библиотеках о-ва приказчиков. Об условиях узнать там же» [24].

Всё возрастающей популярности балалайки способствовали и поступающие сведения из столицы об успешных выступлениях кружка балалаечников В.Андреева, а в дальнейшем и его Великорусского оркестра. С 1891 года в оренбургских изданиях [26] печатается реклама о продаже

балалаек. Их заказывали в Москве через музыкальные магазины Оренбурга. С 1906 года инструмент можно было купить уже и в городе. [29]. Горожане довольно часто слушали коллективное музицирование Великорусского оркестра при хоровой капелле Д.Славянского, неоднократно посещавшего столицу губернии в начале XX столетия.

До 1917 года в Оренбурге существовало около десяти коллективов народно-инструментального состава, что естественно предполагало наличие соперничества между ними. «Конкуренция в смысле заманивания публики разгорается. Как известно, следом за «национальным» румынским оркестром, появившимся в ресторане Кляузникова, «Европейская гостиница» пригласила казачий оркестр. В той же гостинице сегодняшнего дня будет играть «интернациональная» капелла, состоящая из мандолинистов, гитаристов и балалаечников...» [20]. Не менее интересно и другое сообщение: «Интернациональный оркестр в Европейской гостинице играет очень плохо. Интернационалы эти не играют, а бренчат (бренькают) - кто на гитаре, кто на мандолине, кто на балалайке, и только аккомпанирующий оркестру пианист ведёт свою линию сносно: у него правильное приятное и мягкое туше». [29].

Появляются в Оренбурге и первые солисты-балалаечники. В Зауральной роще публика слушала «. трио Губерта, куплетиста Крутицкого, балалаечника Денисова и артистов цирка В.А.Кормухина» [30].

Но особенно бурно развиваются коллективные формы музицирования. Ростки благодатного дела, заложенного В.Андреевым, проникают в Оренбург в лице его учеников. «Сегодня в зале Народного дома великорусским оркестром балалаечников под управлением ученика известного композитора и первого основателя великорусских оркестров В.Андреева - Л.Шелудякова-Шемяко будет дан грандиозный концерт из двух отделений. Оркестр Шемяко состоит из 30 инструментов. Программа концерта составлена из лучших номеров обширного репертуара и обещает быть очень интересной как в количественном, так и в качественном отношении, потому что оркестр Шемяко зарекомендовал себя с самой лучшей стороны, неоднократно выступая в концертах. Оркестр,

несмотря на сравнительно малое число участвующих, производит весьма приятное впечатление законченностью исполнения каждой отдельной вещи а также стройностью и богатством техники» [21].

Большой резонанс в общественно-культурной жизни города получил грандиозный Концерт-бал, устроенный «Правлением Общества Взаимного Вспоможения Приказчиков» в честь своего 25-летия. Входной билет на концерт стоил 1 рубль [5, 4]. Знаменательно, что концерт открывал хор балалаечников двумя пьесами - вальсом «Одинокий» и «Поппури из русских песен» [5, 9]. Хору балалаечников предоставили честь не только открыть, но также и закрыть концерт, исполнением Польки и Маршем «Дни нашей жизни» [там же]. На этом концерте балалайка звучала и в составе квартета - мандолины и двух гитар, что свидетельствует о существовании инструмента не только в оркестровом, но и в ансамблевом жанре.

Популярность балалайки возросла до того, что её пытаются внедрить в чайные, закусочные. На этот счёт в прессе появляются следующие публикации: «Пожелание комиссии о приобретении для чайных музыкальных инструментов, на которых сами посетители могли бы играть, на практике кажется неподходящим и неуместным. Получится не развлечение, а балаган» [23].

В основном, до революции обучение игре на народных инструментах, и балалайки в частности, осуществлялось в процессе организации и развития оркестров (ансамблей). Преемственности в сфере народной музыки мешала естественная текучесть кадров. Отсутствие специализированных музыкальных учебных заведений в Оренбургской губернии компенсировалось разнообразными формами передачи музыкальных знаний. В основной своей массе население губернии приобщалось к музыке в церквях. Верхние слои общества обучались музыке в гимназиях. Судя по газетным сообщениям, такое положение не удовлетворяло музыкальные запросы населения: «Не особенно давно музыка считалась роскошью и была признанной приживалкой буржуазии и дворянских элементов. Инструменты делились на благородные: скрипка,

рояль и виолончель и прочие оркестровые инструменты и неблагородные: гармония, гитара, балалайка, свирель и разные национальные.» [41].

После 1917 года остро встал вопрос о профессионализации музыкального образования. Открытие классов по обучению игре на народных инструментах в некоторых учебных заведениях губернии можно считать первым шагом в этом направлении. «В частной гимназии Бардина введено преподавание музыки на национальных народных инструментах.а должность преподавателя музыки приглашён популярный организатор ученических оркестров Л.Шелудяков...» [49]. Тот же преподаватель берётся за организацию обучения во второй женской гимназии «. с окладом жалования 50 руб. в месяц за 2 урока в неделю» [48].

В 1920 году Губернским отделом народного образования был организован народный оркестр под руководством И.Ильиных. Этот коллектив успешно выступал в кинотеатрах, Домах культуры, перед солдатами Красной армии. С развитием промышленного производства и транспорта в Оренбуржье увеличивается количество рабочих и служащих. Особенно быстро растёт количество рабочих на Ташкентской железной дороге, что позволяет И.Ильиных в 1923 году создать на базе железнодорожной школы № 2 народный оркестр, аналогичный Губернскому. Оркестр состоял из 50 человек и пользовался успехом у публики.

30-е годы - период дальнейшего развития самодеятельных коллективов народных инструментов, становящихся участниками всех культурных мероприятий. « В воскресенье 11 мая в 6 ч. по новому времени в городском театре будет поставлен «Вечер русской песни», представленной в лицах хором, сольным пением, дуэтом, декламацией и великорусским оркестром.» [10]. Выступления перед различными аудиториями способствуют всё большему росту поклонников народного искусства. Что самое важное, вовлекаются в этот процесс дети. Вот анонс одного из таких детских концертов: «В день воспоминания великого народного писателя-поэта Н.Некрасова концерт состоял из хорошо исполненных номеров великого-русского оркестра.» [46].

Ученические оркестры организуются уже в Детских домах и различных учебных заведениях. И.Ильиных организовывает в школе второй ступени имени Т.Шевченко музыкальный кружок. «Выступление Великорусского оркестра показало, что ребята многому научились. Чётко исполненный технически нелегкий антракт 4 акта из оперы «Кармен», «Баркарола» Чайковского особенно мягко прозвучавшая ансамбле народных инструментов, соло басовых домр в «Каватине» из оперы «Фауст» с разных сторон охарактеризовали юных исполнителей» [42].

Массовое распространение и развитие народно-инструментальной музыки вскрыло и ряд важных проблем: «Большой клуб Сталина - и средства есть, а работа ведётся в нём не ахти как хорошо.Великорусский оркестр: играет одна старшая группа, а две младшие «отдыхают», нет руководителя»

[39]. Помимо нехватки квалифицированных руководителей, остро ощущается скудность репертуара: «Налёт провинциальной глуши лежит и на репертуаре великорусского оркестра под руководством Кострецова... марши, польки, вальсы. Как всё это трафаретно - скучно! Оздоровление и освежение программ концертов - насущный и наболевший вопрос в деятельности наших клубов»

[40]. В письме к своему учителю Н.Привалову [19] И.Ильиных пишет: «Мне необходим репертуар для Великорусского оркестра (необязательно новый), а у Вас вероятно найдётся что-нибудь подходящее из старого репертуара, что для нашей глуши будет большой новостью. Ведь мы до сих пор сидим с первыми Насоновскими сборниками, а из нового репертуара у нас имеются сборники Музсектора «Гусляр» и Чагодаев. Правда я кое-что имею из Ленинградских новых изданий - обработки народных песен Фомина. Может быть я отстал от века и обратился в невежду, но работы Илюхина, Чагодаева, Маркуче, Нимана и др. я не считаю серьёзными» [37].

Сетуя на нехватку музыкальных знаний И.Ильиных просит Н.Привалова помочь в гармонизации написанных им мелодий. В его личном архиве хранится ряд мелодий, написанных И.Ильиных («Ваня на прогулке», «Колыбельная», «Сказка о лисичке», «Казачья колыбельная», «И снова я один.»). Тексты к

мелодиям написаны потомственным казаком -поэтом А.Белениновым. «Кроме того, у меня есть работы чисто этнографического характера. Это около сотни старинных казачьих песен. Из них мне хотелось бы отобрать штук 20 наиболее красивых и тоже под Вашей редакцией соорудить сборник для печати [34]. Н. Привалов не отказывал в помощи своему ученику, о чём свидетельствует следующее сообщение: «Проредактированный Вами марш «Призыв» наш Губком послал для напечатания, но пока результат не известен. Мы его исполняли в концерте в большом зале Горсовета» [38].

Огромный интерес к балалайке породил проблему оснащения инструментарием. Для народных оркестров инструменты закупались в Москве. Один из ведущих организаторов оркестров в Оренбурге И.Ильиных в письме Н.Привалову, пишет: «Я сделал это заказ Галинису исключительно по тем соображениям, что инструменты его в данный момент являются самыми лучшими во всём нашем союзе. Инструменты, выписанные мною раньше от Государственных музыкальных фирм оказались такой дрянью, что их ребята и в руки не хотят брать, а цена их выше, чем у Галиниса. Да и в Государственном Великорусском оркестре им. В.Андреева мне посоветовали взять всё у Галиниса» [33].

Запросы самодеятельных музыкантов нередко удовлетворялись собственными силами. В конце 30-х годов в сёлах Оренбуржья организовывались различные мастерские по изготовлению и ремонту бытовых инструментов и механизмов, на базе которых и образовывались музыкальные мастерские. В селе Ратчино Шарлыкского района в такой мастерской работал плотник С.Бачурин, изготавливавший балалайки. Освоить это непростое ремесло ему помогли старшие наставники - братья Суворовы. Балалайка работы мастера-самоучки С.Бачурина до сих пор хранится в школьном музее посёлка.

Развитию профессиональной народно-исполнительской традиции способствовало открытие Оренбургского музыкального техникума (1927). В своём письме Н.Привалову И.Ильиных сообщает: «Между прочим, должен

сообщить, что у нас в Оренбурге имеется Музыкальный техникум (около 180 чел учащихся). Было предположение пригласить Вас в этот Техникум на должность заведующего и преподавателя теории и гармонии, каковая должность и сейчас пустует, но почему это приглашение не сделано до сих пор - не ясно» [36]. С приходом в техникум И.Ильных (1930) начинает отсчёт история отделения народных инструментов, класса щипковых инструментов в частности.

Включение преподавания игры на балалайках, домрах, баянах в систему музыкального образования Оренбургского края имело большое значение для совершенствования народного исполнительства. Трудностей на первых порах существования было предостаточно. Существующие инструменты были плохого качества, да и их не хватало. Первыми педагогами, в основном, были самодеятельные музыканты-самоучки. Остро чувствовался недостаток учебно-методической литературы.

Несомненную пользу для качественного набора учащихся при музыкальном техникуме принесло открытие подготовительного отделения, «учебная программа которого была рассчитана на два года и соответствовала курсу семилетней детской музыкальной школы» [19, 37].

О серьёзных успехах в развитии исполнительства на народных инструментах Оренбуржья свидетельствует сообщение И.Ильиных жене покойного Н.Привалова: «1 июня, по примеру Ленинграда, у нас будет Музыкальная Олимпиада. Объединённым Великорусским оркестром буду дирижировать я. Играем: Марш Потоцкого, «Ничто в полюшке не колышется», «Подкандальный марш» и «Полянку». Оркестр, конечно, будет не 500 человек, а вдвое меньше, но ведь у нас и город-то в 10 раз меньше. Затем в июле месяце меня посылают в музыкальную поездку по Уральским городам. Со мной будет Великорусский оркестр 25 человек с хорошей программой, которую мы уже сейчас усиленно готовим.» [35, 34].

Профессиональное обучение игре на балалайке имело большое значение для развития и совершенствования народно-инструментального

исполнительства Оренбуржья. В годы войны И.Ильиных создает при филармонии струнный оркестр русских народных инструментов [6, 7], просуществовавший до 1958 года. Важную роль в становлении и развитии народной инструментальной музыки Оренбуржья сыграл заслуженный артист РСФСР Я.Хохлов. По его инициативе в 1958 году был организован Государственный академический русский народный хор [7, 36]. Он создает в местном музыкальном училище оркестр народных инструментов, преподает класс балалайки и домры. Позже дело Я.Хохлова достойно продолжает его ученик Н.Иванов. Неоценимый вклад в развитие инструментальной музыки внес преподаватель училища и композитор В.Лаптев.

70-80 годы - период дальнейшего развития народной инструментальной музыки Оренбуржья. Проведение с 1979 года фестивалей, а затем и конкурсов исполнителей на народных инструментах, заметно влияет на рост исполнительского мастерства. Существенный вклад внесло и специальное музыкальное образование. К началу XX века в Оренбургской области было открыто 70 музыкальных школ, 5 средних специальных заведений, 40 студий. В результате в 1997 году на базе музыкального училища создается Оренбургский государственный институт искусств.

С открытием в нём специальности «Инструментальное исполнительство» народные инструменты приобрели трехзвеньевую систему музыкального образования (школа - училище - вуз), что заметно повысило качество концертной жизни в области. Образование аспирантуры (2004) по специальности «Музыкальное искусство» активизировало развитие научно-методических изысканий в области народно - инструментального музицирования. Новым шагом на пути развития народного искусства стал проводимый раз в два-три года международный конкурс «Кубок Южного Урала - Оренбургская мозаика». Появление «собственных» лауреатов-балалаечников свидетельствует о дальнейшем росте исполнительства на этом инструменте в общероссийском масштабе.

История исполнительства на балалайке в Оренбургском крае своими истоками уходит в XVIII век. В ней прослеживаются творческие биографии солистов-инструменталистов, ансамблей, оркестров, заметны границы роста и падения популярности. Несмотря на неустойчивое состояние экономического развития края в прошлом и настоящем, русские народные инструменты, и балалайка в частности, заняли достойное место в музыкальной жизни Оренбургского края. Исполнители на народных инструментах продолжили и развили традиции, заложенные в губернии до революции и в последовавший за ней советский период.

Библиографический список

1. Аверин, В. А. История исполнительства на русских народных инструментах [Текст]: курс лекций / В.А.Аверин. - Красноярск: Музыка, гос. ун-т, 2002. - 293 с. - ISBN 5 - 7638 -0224 - 1.

2. В 1928 году открывается класс народных инструментов в Киевском музыкально-драматическом институте.

3. Галахов, В.К. Искусство балалаечников Дальнего Востока [Текст] / В.К.Галахов. -М.: Советский композитор, 1982. - 208с.

4. ГАОО, Ф.6, Оп.6, Д.13541/4.

5. ГАОО, Ф.48, Оп.1, Д.70.

6. ГАОО, Ф.1494, Оп.2, Д.34.

7. ГАОО, Ф.2568, Оп.1, Д.102.

8 . Горбачев, А. А. О скоморохах и о многом другом [текст] // Народник, 2002, №1. -С. 17-20.

9. Имханицкий, М.И. История исполнительства на русских народных инструментах [Текст] / М.И.Имханицкий. - М.: РАМ им. Гнесиных, 2002. - 351с. - ISBN 5 - 8269 - 0032 -6.

10. Коммунар. - 1920. - 23 марта.

11. Круглов, В. Народные инструменты: взгляд на рубеже веков: Традиции и современность [Текст] / В.Круглов // Народник. - 2000. - № 2. - С.12-14.

12. Кулибаба, С.И. Основные тенденции становления музыки письменной традиции для балалайки [Текст] : автореф. дис. канд. искусств. наук. - М., 1999. - 175с.

13. Липс, Ф.Р. Русское народно-инструментальное искусство на рубеже веков: К 50-летию факультета народных инструментов Российской академии музыки им. Гнесиных [Текст] / Ф.Р. Липс // Народник. - 1998. - № 2. - С.12-14.

14. Ляхов, Н. Развитие и совершенствование средств музыкальной выразительности в композиторском творчестве балалаечников на рубеже XX - XXI веков [Текст] / Н.Ляхов // Русские народные инструменты (Вопросы теории, истории, методики). - Владивосток: Дальневосточная государственная академия искусств, 2006. - С. 35-48.

15. Максимов, Е.И. Ансамбли и оркестры гармоник [Текст] / Е.И.Максимов. - М., 1979. - 213с.

16. Мирек, А.М. Из истории баяна и аккордеона [Текст] / А.М.Мирек. - М., 1967. -

247с.

17. Н.И.Привалов (1868-1928) - ближайший соратник В.Андреева, музыкант широкого дарования: этнограф, автор многих научных трудов по истории народных инструментов, методист и педагог, композитор.

18. ОГИИ. Ф.1125. Оп.2. Д.4.

19. Оренбургская газета. - 1899. - 5 января.

20. Оренбургская газета. - 1903. - 16 ноября.

21. Оренбургская газета. - 1910. - 4 апреля.

22. Оренбургская газета. - 1914. - 6 апреля.

23. Оренбургская жизнь. - 1915. - 22 марта.

24. Оренбургский край. - 1906. - 3 октября.

25. Оренбургский край. - 1906. - 15 декабря.

26. Оренбургский листок. - 1891. 12 февраля.

27. Оренбургский листок. - 1895. - 16 июля.

28. Оренбургский листок. - 1901. - 18 ноября.

29. Оренбургский листок. 1906. - 2 февраля.

30. Оренбургское слово. - 1916. - 17 мая.

31. Пересада, А.И. Оркестры и ансамбли русских народных инструментов: международная энциклопедия [Текст] / А.И.Пересада. - Краснодар: М.Всероссийское музыкальное общество, 2004. - 592с. - ISBN 5 - 88295 - 120 - 8.

32. Плотников, В.И. Проблема развитий традиций исполнительского мастерства на балалайке и домре [Текст] / В.И.Плотников. - Владивосток: Дальневосточная государственная академия искусств, 2002. - 55с.

33. РНБ. Отдел рукописей. Архив Н.Привалова. Ф.615.Оп.1125. письмо №1.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

34. РНБ. Отдел рукописей. Архив Н.Привалова. Ф.615. Оп.1125. письмо № 7.

35. РНБ. Отдел рукописей. Архив Н.Привалова. Ф.615. Оп.1125. письмо № 13.

36. РНБ. Отдел рукописей. Архив Н.Привалова. Ф.615. Оп. 1125. письмо № 14.

37. РНБ. Отдел рукописей. Архив Н.Привалова. Ф.615. Оп. 1125. письмо № 16.

38. РНБ. Отдел рукописей. Архив Н.Привалова. Ф.615. Оп.483. письмо №17.

39. Смычка. - 1926. - 22 апреля.

40. Смычка. - 1926. - 30 июля.

41. Смычка. - 1927. - 1 января.

42. Смычка. - 1928. - 29 апреля.

43. Степная правда. - 1921. - 8 декабря.

44. Урал. - 1993. - № 10.

45. Устроитель и исследователь Оренбургского края В.Татищев писал: «Я прежде у скоморохов песни старинные о князе Владимире слыхал...Также о славных людях: Илье Муромце, Алексее Поповиче, Соловье Разбойнике, Долине Стефановиче.».

46. Хавторин, Б.П. История музыкальной культуры Оренбургского края (XVIII - XX века) [Текст] / Б.П.Хавторин. - Оренбург: ФГУП «ИПК «Южный Урал», 2004. - 632с. - ISBN - 5 - 94162 - 037 - 3.

47. Хоменко, В.Л. Песенное народное творчество Оренбуржья [Текст] / В.Л.Хоменко // Методические рекомендации для студентов. - Челябинск, 1984. - 342с.

48. Южный Урал. - 1917. - 7 ноября.

49. Южный Урал. - 1917. - 10 ноября.

50. Ястребов, Ю.Г. Виктор Акулович и его «Скоморохи» [Текст] / Ю.Г.Ястребов. - СПб.: СПбГУКИ, 2004. - 428с.

Bibliography

1. Averin, V.A. The history of playing at Russian folk instruments [Text]: course of lectures / V.A.Averin. - Krasnoyarsk: Musyka, state university, 2002. - 293 p. - ISBN 5 - 7638 - 0224 - 1.

2. In 1928 year to open up department folk instruments of Kiev music-dramatic institute.

3. Galakhov, V.K. Art of balalaika players of Distant West [Text] / V.K. Galakhov. - M.: Soviet composer, 1982. - 208 p.

4. GAOO, F.6, Op.6, D.13541/4.

5. GAOO, F.48, Op.1, D.70.

6. GAOO, F.1494, Op.2, D.34.

7. GAOO, F.2568, Op.1, D.102.

8. Gorbachev, A. A. About buffoons and other things [Text] // Narodnik. - 2002, № 1. - P. 17 - 20.

9. Imhanitsky, M.I. The history of playing on Russian folk instruments [Text] / M.I.Imhanitsky. -M.: RAM., 2002. - 351 p. - ISBN 5 - 8269 - 0032 - 6.

10. Kommunar. - 1920. - 23 March.

11. Kruglov, V. National instruments: glance between centuries: Traditions and progressiveness [Text] / V. Kruglov // Narodnik. - 2000. - № 2. - P.12-14.

12. Kulibaba, S.I. Basis tendencies of music formation in writing tradition for balalaika [Text]: PhD. art. science abstract. - M., 1999. - 175 p.

13. Lips, F.R. Russian folk-instrumental art between centuries: To 50 anniversary of folk instruments faculty of Russian academy of music after the Gnesins [Text] / F.R. Lips // Narodnik. -1998. - № 2. - P. 12-14.

14. Lyakhov , N. Development and perfection of musical expression means in composer creativeness of balalaika players between the XX - XXI centuries [Text ] / N.Lyakhov // Russian national instruments (Questions of theory, history, methodology). - Vladivostok: Distant West State academy of art, 2006. - P. 35-48.

15. Maximov, E.I. Ensembles and orchestras of squeeze boxes [Text] / E.I. Maximov. - M., 1979. -213 p.

16. Mirek, A.M. From the history of bayan and accordion [Text] / A.M.Mirek. - M., 1967. - 247 p.

17. N. I. Privalov - musician consumer goods: ethnograph, author many scientific works, composer.

18. OGII, F. 1125, Op.2, D. 4.

19. Orenburg newspaper. - 1899. - 5 January.

20. Orenburg newspaper. - 1903. - 16 November.

21. Orenburg newspaper. - 1910. - 4 April.

22. Orenburg newspaper. - 1914. - 6 April.

23. Orenburg life. - 1915. - 22 Mach.

24. Orenburg region. - 1906. - 3 Ortober.

25. Orenburg region. - 1906. - 15 December.

26. Orenburg paper. - 1891. - 12 Febrnary.

27. Orenburg paper. - 1895. - 16 July.

28. Orenburg paper. - 1901. - 18 November.

29. Orenburg paper. - 1906. - 2 Febmary.

30. Orenburg word. - 1916. - 17 May.

31. Peresada, A.I. Ensembles and orchestras of folk Russian instruments: international encyclopedia [Text] / A.I. Peresada. - Krasnodar: M. Rassian musical society, 2004. - 592 p. - ISBN 5 - 88295 -120 - 8.

32. Plotnikov, V.I. Traditions development problem of playing skills on balalaika and domra [Text] / V.I. Plotnikov. - Vladivostok: Distant West State academy of art, 2002. - 55 p.

33. RNB. Manuscript department. Archive of Privalov. F. 615, Op. 1125, letter № 1.

34. RNB. Manuscript department. Archive of Privalov. F. 615, Op. 1125, letter № 7.

35. RNB. Manuscript department. Archive of Privalov. F. 615, Op. 1125, letter № 13.

36. RNB. Manuscript department. Archive of Privalov. F. 615, Op. 1125, letter № 14.

37. RNB. Manuscript department. Archive of Privalov. F. 615, Op. 1125, letter № 16.

38. RNB. Manuscript department. Archive of Privalov. F. 615, Op. 1125, letter № 17.

39. Smychka. - 1926. - 22 April.

40. Smychka. - 1926. - 30 July.

41. Smychka. - 1927. - 1 January.

42. Smychka. - 1928. - 29 April.

43. Stepnaya Pravda. - 1921. - 8 December.

44. Ural. - 1993. - № 10.

45. Researcher Orenburg region V.Tatichev wrote: «I for buffoon heared old song for prince Vladimir...».

46. Khavtorin, B.P. Music culture of Orenburg region history (XVIII - XX centuries) [Text] / B.P. Khavtorin. - Orenburg: FGUP «IPK «South Ural», 2004. - 632 p. - ISBN 5 - 94162 - 037 - 3.

47. Khomenko, V.L. Folk songs of Orenburg region [Text] / V.L. Khomenko // Methodological recommendations for students. - Chelyabinsk, 1984. - 342 p.

48. South Ural. - 1917. - 7 November.

49. South Ural. - 1917. - 10 November.

50. Yastrebov, U.G. Victor Akulovich and his «Buffoons» [Text] / U.G. Yastrebov. - St. Pb., 2004. - 428 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.