3. Кун Т. Структура научных революций. Москва, 1977.
4. Абайханов А.Р, Абайханов РС., Абдурахманова П.Д., Агарагимова В.К., Айтмагамбетова РХ. и др. Актуальные проблемы гуманитарных наук: история и современность: коллективная монография. Москва, 2018.
5. Абдурахманова П.Д., Агарагимова В.К., Амамбаева Н. С., Асильдерова М.М., Бен А.М. и др. Личность в современной реальности: педагогические, психологические, лингвистические, правовые аспекты: коллективная монография. Москва, 2018.
References
1. Zapesockij A.S. Obrazovanie: filosofiya, kul'turologi, politika. Moskva, 2001.
2. Kugel' S.A. Professional'naya mobil'nost' v nauke. Moskva, 1983.
3. Kun T. Struktura nauchnyh revolyucij. Moskva, 1977.
4. Abajhanov A.R., Abajhanov R.S., Abdurahmanova P.D., Agaragimova V.K., Ajtmagambetova R.H. i dr. Aktual'nye problemy gumanitarnyh nauk: istoriya i sovremennost': kollektivnaya monografiya. Moskva, 2018.
5. Abdurahmanova P.D., Agaragimova V.K., Amambaeva N. S., Asil'derova M.M., Ben A.M. i dr. Lichnost vsovremennojreal'nosti:pedagogicheskie, psihologicheskie, lingvisticheskie, pravovye aspekty: kollektivnaya monografiya. Moskva, 2018.
Статья поступила в редакцию 26.11.18
УДК 371
Asilderova M.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), Dean of TCPIP, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
Mamatkhanov Sh.K., MA student, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
Muradisova P.A., MA student, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
Murtazalieva A.D., MA student, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
Uzarhanov A.U., MA student, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
CHARITABLE ACTIVITIES AS A CONDITION OF PSYCHOLOGICAL SAFETY OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT AT A UNIVERSITY. The article deals with issues of psychological comfort in a professional educational institution that provides emotional security and constructive interaction between all participants of the educational process. In this context, the methods of communication proposed by the authors focus on a harmonious combination of universal values and national ideas of humanism, initiative, professional and pedagogical solidarity. Charitable activities contribute to meeting the needs of students in personal trust communication, creating a reference value of the environment and ensure mental health of the participants included in it. Key words: maladaptation, self-regulation, cognitive activity, individual approach.
ММ Асильдерова, канд. пед. наук, декан ФСПиП, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: [email protected]
Ш.К. Маматханов, магистрант ФСПиП, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: [email protected] П.А. Мурадисова, магистрант ФСПиП, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: [email protected] АД. Муртазалиева, магистрант ФСПиП, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: [email protected] А.У. Узарханов, магистрант ФСПиП, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: [email protected]
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ВУЗЕ
В статье рассматриваются вопросы психологического комфорта в профессиональном учебном заведении, обеспечивающем эмоциональную безопасность и конструктивное взаимодействие между всеми участниками образовательного процесса. В этом контексте предложенные авторами способы коммуникации ориентируют на гармоничное сочетание общечеловеческих ценностей и национальных идей гуманизма, инициативности, профессионально-педагогической солидарности.
Благотворительная деятельность способствует удовлетворению потребностей студентов в личностном доверительном общении, создающие референтную значимость среды и обеспечивающие психическое здоровье включенных в нее участников
Ключевые слова: дезадаптация, саморегуляция, познавательная активность, индивидуальный подход.
Важные социальные, экономические, политические и культурные изменения, происходящие в современном российском обществе, предъявляют новые требования к воспитанию подрастающего поколения. Устойчивое перспективное развитие государства, успешное функционирование гражданского общества может быть обеспечено только социально активными субъектами, способными конструктивно взаимодействовать с общественными институтами всех уровней во имя достижения общих целей, реализации совместных интересов и сохранения единых ценностей, готовыми подчинять свои частные интересы и способы их достижения общему благу, выраженному в нравственных и правовых нормах, самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способными к сотрудничеству, отличающимися мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающими чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание.
Именно поэтому, приоритетным направлением современной государственной молодёжной политики на всех уровнях (уровне образовательных учреждений, муниципальном, региональном, федеральном уровнях) является развитие социальной активности подрастающего поколения, его гражданского самосознания посредством участия в деятельности детских и молодёжных общественных объединений, среди которых особое внимание уделяется благотворительным организациям. Благотворительность студентов - это особый взгляд на жизнь, мировоззрение, основанное на идеях бескорыстного служения гуманным идеалам человечества [1]. Одной из самых перспективных тенденций профессионального педагогического образования является формирование волонтёрской компетенции будущего учителя, которая предполагает переход от жёсткой регламентации образовательного процесса в вузе к гуманистическому образовательному пространству, основанному на добро-
вольном выборе форм деятельности, доверии к молодым людям, ориентируемому на гармоничное сочетание общечеловеческих ценностей и национальных идей гуманизма, инициативности, профессионально-педагогической солидарности. Поэтому изучение проблем становления профессиональной компетенции студентов педагогических вузов в целом, и развития волонтёрской компетенции, в частности, приобретает особую актуальность. Волонтёрские детские и молодежные объединения привлекательны для современных школьников и студентов, обеспечивая им возможность свободного общения и интересных дел со сверстниками.
Результаты анкетирования студентов, обучающихся в ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет» показали, что до 60% студентов вуза хотели бы быть членами общественной организации, 48% молодых людей желали бы поработать в качестве волонтеров, однако более 80% респондентов отметили отсутствие или недостаточное количество информации о деятельности волонтёрских объединений, более 35% студентов считают, что у них нет достаточных знаний и умений, необходимых волонтёру.
Актуальность исследуемой нами проблемы обусловлена тем, что, несмотря на прогрессивные изменения в современной России, призванные обеспечить устойчивое развитие государства и общества, сохраняются и негативные тенденции (расслоение общества, снижение уровня жизни значительной части населения, нестабильность и социально-правовая незащищённость), которые заставляют обратить внимание на изучение гуманного опыта, связанного с организацией текущей практической помощи, добровольной и бескорыстной. Особая роль в организации и оказании добровольной помощи принадлежит специалистом, работающим в сфере общего и профессионального образования. Следовательно, формирование волонтёрской деятельности студентов педагогических вузов яв-
ляется неотъемлемой частью образовательного процесса педагогического вуза, утверждением позиций взаимопомощи и здорового образа жизни [2].
Изучение ценностных ориентации, социальных и политических установок, мотивов и характера деятельности добровольцев, а также совокупности педагогических путей и условий подготовки будущих волонтеров требуют существенных дополнений в систему высшего профессионального обучения. Необходим особый взгляд на проблему, который невозможно осуществить без научного решения вопроса о содержательной, процессуальной, личностной составляющих. В связи с этим актуализируется проблема обобщения научных данных, уточнения исходных научных позиций, создания комплексной теоретической системы по подготовке к волонтерской деятельности, которая в своей практической конструкции отвечала бы требованиям подготовки будущего специалиста по специальностям: социальная педагогика, социальная работа, социология, религиоведение, психология, ОБЖ. Выпускники именно этих специальностей, обладая обширными знаниями в социальной сфере и находясь на переднем плане борьбы с социальным неблагополучием, играют огромную роль в системе социальной защиты населения, создании государственно-общественного института возрождения человеческого достоинства в России, которое возможно осуществить путем непосредственного участия студентов в волонтерской деятельности. Повышение роли благотворительности как наиболее гуманной сферы деятельности может способствовать росту статуса милосердия и гуманизма, социальной справедливости и доброты в общественном сознании, развитию духовности российского общества. Создание благоприятного психологического климата в процессе подготовки к благотворительной деятельности является важным фактором, так как помогает в формировании правильной самооценки, её поддержке, развитии способности сопереживать, сострадать, что может быть необходимым в будущей профессиональной деятельности при условии использования здоровьесберега-ющих технологий.
Для обоснования условий подготовки к волонтерской деятельности мы исходили из определения одной из главных функций образования - содействия самореализации личности [3 - 5]. Преподаватель при подготовке студентов к волонтерской деятельности в процессе профессионального обучения помогает осуществлению целенаправленного, продуктивного, личностно ориентированного процесса развития студента, если признает его как «верховную» ценность, способствуя самопознанию, самообновлению, самореализации студента на основе его личностного достоинства, веры в него, любви и терпения, Только в результате такого взаимодействия педагога и студента у последнего может развиваться чувство ответственности за свои поступки, без ущемления прав и свобод других, умение быть толерантным к другим людям. Таким образом, можно определить первое условие успешной подготовки к волонтерской деятельности -содействие самореализации студентов в процессе подготовки к волонтерской деятельности. Мы разделяем позицию педагогов-гуманистов, считающих, что моральные ценности, идеалы, принципы поведения устанавливаются человеком в основном в процессе взаимодействия с референтными людьми, с теми, на нормы, мнения и ценности которых «человек ориентирует свое поведение, как одного из источников, позволяющего менять ценностные ориентации сторон». Важно, чтобы преподаватель выступал тем референтным лицом, на чьи ценностные установки будет опираться студент в процессе создания своей собственной пози-
Библиографический список
ции, обогащая свои личностные смыслы. В связи с тем что преподаватель и его действия воспринимаются не непосредственно и объективно, но сквозь призму ценностей, критериев, эталонов, ориентации, проблема референтности должна решаться в рамках диалогового подхода к построению глубинного общения, на основе равноправия, взаимной открытости педагога и студента, безоценочных суждений и доверия.
Заставить относиться к кому-либо или чему-либо так, как хотелось бы педагогу, невозможно, поскольку выбор позиции, насыщение ее личностными смыслами производиться каждым человеком субъективно свободно. Учитывая эту особенность, преподаватель в процессе подготовки к добровольчеству должен ориентироваться на потребности студента, получение им удовольствия от общения с педагогом, что может привести к глубокому эмоциональному переживанию тех социальных проблем, которые встают перед ним в данный момент. Только в процессе гуманистического взаимодействия будет реализовано насыщение ценностных ориентиров студента, которые он будет избирать самостоятельно, свободно, осознанно, придавая им личностный смысл. Следовательно, еще одним условием успешной подготовки к волонтерской деятельности служит насыщение педагогического взаимодействия личностными смыслами. При анализе педагогических условий подготовки студентов к волонтерской деятельности представляется важным рассмотрение вопроса о формировании позитивной «Я-концепции» личности студента, развитии у студента уверенности в себе, в своих силах, в своем потенциале.
Если относиться к студенту как к способному, ответственному, дисциплинированному и давать ему понять это, то мы создадим предпосылки для того, чтобы он и в самом деле таковым становился. В противном случае отрицательное отношение запустит механизм самореализующегося предсказания, но в обратную сторону. Позитивное отношение к личности студента и система приемов поощрения - важное условие эффективной подготовки студентов к волонтерской деятельности [6; 7]. Такой подход к пониманию развития студента как субъекта собственной жизнедеятельности помогает осознать педагогическое взаимодействие в процессе подготовки к добровольчеству, соответствующее нравственным нормам человеческого общежития, основанное на безусловном принятии, эмпа-тии, уважении. Наличие гуманного нравственно-психологического климата позволяет совершенствовать опыт позитивного отношения к другим, создает условия для психологической безопасности, т. к. существенным основанием нравственности служит способность отдавать предпочтение ориентации на сходство, а не на различия между людьми, что значительно облегчает возможность представить себя на месте другого, понять его проблемы и трудности. Это чувство позволяет в сильнейшей связи с «другим», в соединенности с ним побуждать к духовному самовозвышению личности, её развитию, развитию способности к состраданию, сочувствию, сопереживанию. Подводя итог вышесказанному, можно определить третье условие успешной подготовки к волонтерской деятельности — педагогическое содействие формированию у студентов позитивной «Я-концепции». Таким образом, как показал теоретический анализ, данные условия являются необходимыми и действуют в совокупности в образовательном процессе вуза и способствуют удовлетворению потребностей студентов в личностном доверительном общении, создающие референтную значимость среды и обеспечивающие психическое здоровье включенных в нее участников.
1. Агарагимова В.К., Даудова Д.М. Учёт психологических особенностей студентов в образовательной среде вуза. Вестник Академии права и управления. 2016; 3: 153 - 157.
2. Асильдерова М.М., Явбатырова Б.Г. Воспитательные возможности семейных традиций в воспитании детей. Проблемы современного педагогического образования. 2018; 60-3: 30 - 32.
3. Вежегевич Т.Е. Формирование позитивных лидеров в среде учащейся молодежи как один из путей сохранения стабильности в обществе. Среднее профессиональное образование. 2009; 1.
4. Вотинова O.A. Волонтерская деятельность как социальная технология работы с молодежью. Новые социальные технологии. Пермь, ПГУ, 2004.
5. Инновационные технологии здоровье сохраняющего развития человека: учебно-методическое пособие под ред. В.И. Жукова. Москва, 2008.
6. Абайханов А.Р, Абайханов РС., Абдурахманова П.Д., Агарагимова В.К., Айтмагамбетова РХ., Асильдерова М.М., Ахматова Б.З., Бесаева А.Г., Бородина Д.С., Выхри-стюк М.С., Гаджиева П.Д., Джиоева А.Р, Дмитриев М.М., Дубинина Н.В., Дуйсекеева Н.Ж., Ерина И.А., Идрисова П.Г, Исаева Ж.К., Исалгинбаева К.К., Калиев Б.Н., Калкеева К.Р, Карабулатова И.С., Касторнова В.А., Клушина Е.А., Клушина Н.П., и др. Актуальные проблемы гуманитарных наук: история и современность: коллективная монография. Москва, 2018.
7. Абдурахманова П.Д., Агарагимова В.К., Амамбаева Н. С., Асильдерова М.М., Бен А.М., Гаджиева П.Д., Гадзаова Л.П., Дзидзоева С.М., Ерина И.А., Зембатова Л.Т., Идрисова П.Г., Касторнова В.А., Киргуева Ф.Х., Клушина Е.А., Клушина Н.П. и др. Личность в современной реальности: педагогические, психологические, лингвистические, правовые аспекты: коллективная монография. Москва, 2018.
References
1. Agaragimova V.K., Daudova D.M. Uchet psihologicheskih osobennostej studentov v obrazovatel'noj srede vuza. Vestnik Akademiiprava i upravleniya. 2016; 3: 153 - 157.
2. Asil'derova M.M., Yavbatyrova B.G. Vospitatel'nye vozmozhnosti semejnyh tradicij v vospitanii detej. Problemy sovremennogopedagogicheskogoobrazovaniya. 2018; 60-3: 30 - 32.
3. Vezhegevich T.E. Formirovanie pozitivnyh liderov v srede uchaschejsya molodezhi kak odin iz putej sohraneniya stabil'nosti v obschestve. Sredneeprofessional'noeobrazovanie. 2009; 1.
4. Votinova O.A. Volonterskaya deyatel'nost' kak social'naya tehnologiya raboty s molodezh'yu. Novye social'nye tehnologii. Perm', PGU, 2004.
5. Innovacionnye tehnologiizdorov'e sohranyayuschego razvitiya cheloveka: uchebno-metodicheskoe posobie pod red. V.I. Zhukova. Moskva, 2008.
6. Abajhanov A.R., Abajhanov R.S., Abdurahmanova P.D., Agaragimova V.K., Ajtmagambetova R.H., Asil'derova M.M., Ahmetova B.Z., Besaeva A.G., Borodina D.S., Vyhris-tyuk M.S., Gadzhieva P.D., Dzhioeva A.R., Dmitriev M.M., Dubinina N.V., Dujsekeeva N.Zh., Erina I.A., Idrisova P.G., Isaeva Zh.K., Isalginbaeva K.K., Kaliev B.N., Kalkeeva K.R., Karabulatova I.S., Kastornova V.A., Klushina E.A., Klushina N.P., i dr. Aktual'nyeproblemy gumanitarnyh nauk: istoriya isovremennost': kollektivnaya monografiya. Moskva, 2018.
7. Abdurahmanova P.D., Agaragimova V.K., Amambaeva N. S., Asil'derova M.M., Ben A.M., Gadzhieva P.D., Gadzaova L.P., Dzidzoeva S.M., Erina I.A., Zembatova L.T., Idrisova P.G., Kastornova V.A., Kirgueva F.H., Klushina E.A., Klushina N.P. i dr. Lichnost' v sovremennoj real'nosti: pedagogicheskie, psihologicheskie, lingvisticheskie, pravovye aspekiy: kollektivnaya monografiya. Moskva, 2018.
Статья поступила в редакцию 28.11.18