Научная статья на тему 'Педагогические, социальные и юридические аспекты в процессах социализации несовершеннолетних в семьях группы риска'

Педагогические, социальные и юридические аспекты в процессах социализации несовершеннолетних в семьях группы риска Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
145
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
VIOLENCE AT HOME / FORMS OF VIOLENCE / PSYCHOLOGICAL DISCOMFORT / FAMILY / SOCIO-PSYCHOLOGICAL PROBLEM / НАСИЛИЕ В СЕМЬЕ / ФОРМЫ НАСИЛИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ДИСКОМФОРТ / СЕМЬЯ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Зейналова И.Д., Алиева С.Ю.

Педагоги и психологи кроме страха перед работой с проблемами, связанными с насилием, часто испытывают ещё и профессиональный информационный голод. Сложность состоит и в отсутствии концептуального аппарата и критериев: что понимается под насилием. Кроме того, у них нет четкого, осознанного представления своих возможностей в разрешении проблем, связанных с насилием. Тем не менее, сейчас уже начинает формироваться социальный запрос на подобную информацию, причем как от специалистов-практиков, так и от их потенциальных клиентов: подростков и взрослых. Конечно, объектом воздействия социального психолога должны стать опосредованные виновники возникшей проблемы взрослые: родители и учителя, взаимодействующие с ребенком. Однако центральной фигурой в этой работе, несомненно, должны быть учащиеся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL, SOCIAL AND LEGAL ASPECTS IN THE PROCESS OF SOCIALIZATION OF MINORS IN THE FAMILY OF THE RISK GROUP

Educators and psychologists, apart from fear of working with problems related to violence, often experience professional informational hunger. The difficulty lies in the absence of a conceptual apparatus and criteria: what is meant by violence? In addition, they do not have a clear, informed presentation of their abilities in resolving problems related to violence. Nevertheless, a social demand for such information is beginning to form, both from practitioners and from their potential clients: adolescents and adults. Of course, the object of the impact of a social psychologist should be the indirect perpetrators of the problem adults, i.e. parents and teachers who interact with the child. However, students should undoubtedly be the central figure in this work.

Текст научной работы на тему «Педагогические, социальные и юридические аспекты в процессах социализации несовершеннолетних в семьях группы риска»

Библиографический список

1. Имханицкий М.И. Становление струнно-щипковых народных инструментов в России: учебное пособие для музыкальных вузов и училищ. Москва: Издательство РАМ им. Гнесиных, 2008.

2. Аверин В.А. Таланты народные (Из истории исполнительства на русских народных инструментах в Красноярском крае). Красноярск: КрасГУ, 1998.

3. Вольфович В. Русские национальные музыкальные инструменты: устные и письменные традиции. Челябинск: Гос. ин-т искусства и культуры, 1997.

4. Банин А.А. Русская инструментальная музыка фольклорной традиции. Москва, 1997.

5. Писняк ГН. Инструментальная музыка в восточнославянском фольклоре: учебное пособие. Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2003.

6. Щербакова А.И. Музыка и Человек в создании пространства культуры: культурологическое исследование: монография. Москва: Издательство РГСУ 2011.

References

1. Imhanickij M.I. Stanovlenie strunno-schipkovyh narodnyh instrumentov v Rossii: uchebnoe posobie dlya muzykal'nyh vuzov i uchilisch. Moskva: Izdatel'stvo RAM im. Gnesinyh, 2008.

2. Averin V.A. Talanty narodnye (Iz istoriiispolnitel'stva na russkih narodnyh instrumentah v Krasnoyarskom krae). Krasnoyarsk: KrasGU, 1998.

3. Vol'fovich V. Russkie nacional'nye muzykal'nye instrumenty: ustnye i pis'mennye tradicii. Chelyabinsk: Gos. in-t iskusstva i kul'tury, 1997.

4. Banin A.A. Russkaya instrumental'naya muzyka fol'klornoj tradicii. Moskva, 1997.

5. Pisnyak G.N. Instrumental'naya muzyka v vostochnoslavyanskom folklore: uchebnoe posobie. Mogilev: MGU im. A.A. Kuleshova, 2003.

6. Scherbakova A.I. Muzyka i Chelovek v sozdaniiprostranstva kul'tury: kul'turologicheskoe issledovanie: monografiya. Moskva: Izdatel'stvo RGSU, 2011.

Статья поступила в редакцию 29.11.18

УДК 378

Zeynalova I.D., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Economics, branch of Natural and Mathematical Disciplines, Dagestan State

University (Derbent, Russia), E-mail: imara08@mail.ru

Alieva S.Yu., Cand. of Sciences (Law), senior lecturer, Department of Legal and Humanitarian Disciplines, branch of Dagestan State University (Derbent, Russia),

E-mail: imara08@mail.ru

PEDAGOGICAL, SOCIAL AND LEGAL ASPECTS IN THE PROCESS OF SOCIALIZATION OF MINORS IN THE FAMILY OF THE RISK GROUP. Educators and psychologists, apart from fear of working with problems related to violence, often experience professional informational hunger. The difficulty lies in the absence of a conceptual apparatus and criteria: what is meant by violence? In addition, they do not have a clear, informed presentation of their abilities in resolving problems related to violence. Nevertheless, a social demand for such information is beginning to form, both from practitioners and from their potential clients: adolescents and adults. Of course, the object of the impact of a social psychologist should be the indirect perpetrators of the problem - adults, i.e. parents and teachers who interact with the child. However, students should undoubtedly be the central figure in this work.

Key words: violence at home, forms of violence, psychological discomfort, family, socio-psychological problem.

И.Д. Зейналова, канд. пед. наук, доц. каф. экономических, естественных и математических дисциплин, ФГБОУ ВО «Дагестанский

государственный университет», филиал в г. Дербенте, E-mail: imara08@mail.ru

С.Ю. Алиева, канд. юр. наук, доц. каф. юридических и гуманитарных дисциплин, ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет»,

филиал в г. Дербенте, E-mail: imara08@mail.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ, СОЦИАЛЬНЫЕ И ЮРИДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ В ПРОЦЕССАХ СОЦИАЛИЗАЦИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В СЕМЬЯХ ГРУППЫ РИСКА

Педагоги и психологи кроме страха перед работой с проблемами, связанными с насилием, часто испытывают ещё и профессиональный информационный голод. Сложность состоит и в отсутствии концептуального аппарата и критериев: что понимается под насилием. Кроме того, у них нет четкого, осознанного представления своих возможностей в разрешении проблем, связанных с насилием. Тем не менее, сейчас уже начинает формироваться социальный запрос на подобную информацию, причем как от специалистов-практиков, так и от их потенциальных клиентов: подростков и взрослых. Конечно, объектом воздействия социального психолога должны стать опосредованные виновники возникшей проблемы - взрослые: родители и учителя, взаимодействующие с ребенком. Однако центральной фигурой в этой работе, несомненно, должны быть учащиеся.

Ключевые слова: насилие в семье, формы насилия, психологический дискомфорт, семья, социально-психологическая проблема.

Выделение насилия в семье в самостоятельную социальную проблему -только первый шаг направленный на ее разрешение. На этом пути много препятствий. Это и отсутствие четких определений, теоретической базы, научной основы и отсутствие полной информации о степени распространенности данного явления.

Недостаток информации по проблеме насилия зачастую приводит к тому, что необходимость разрешения вопросов, связанных с насилием, вызывает сопротивление и желание передать весь груз коррекционной и профилактической работы сотрудникам правоохранительных органов. Такое отношение характерно не только для педагогов и школьной администрации (часто не осознающих глубину существующего насилия даже в их школе, не говоря уже об обществе) но и для школьных психологов [1].

Еще нет разработанных теоретических и методологических концепций о причинах и условиях насилия в семье. Это так же относится и пассивной роли государства по данному вопросу - это:

• отсутствие федерального закона, обеспечивающего защиту жертв домашнего насилия;

• судебная и правоохранительная практика, отрицающая проблему домашнего насилия;

• высокая степень латентности данного явления: как объективная, обусловленная тем, что о фактах насилия в семье не заявляется в правоохранительные органы, так и субъективная, обусловленная сокрытием фактов насилия в семье правоохранительными органами.

Историческое отношение общества и государства к жестокости в семье менялось. Раньше многие виды насилия в быту были фактически узаконены. Патриархальное устройство государства, исповедуя формальный принцип невмешательства в семейные дела, наделяло при этом мужчину широкими властными полномочиями по отношению к другим членам семьи.

Когда же насилие в семье стало социальной проблемой и получило негативную оценку со стороны общества? Осознание социально-психологических причин данной проблемы произошло в Америке и Европе в 70-е годы двадцатого века, когда идеи равноправия мужчин, женщин и детей в семье и в социальной жизни получили широкое признание. Все это произошло благодаря неправительственным женским организациям, специалистам в области психологического онтогенеза и гендерных исследований, а также социальным работникам [2].

В Советском Союзе насилие в семье было «закрытым» вопросом. Им занимались только криминологи и другие специалисты при изучении семей-но-бытовых преступлений. Насилие в семье не могло стать социально-психологической проблемой в стране, где в уголовно-правовой доктрине приоритетными объектами защиты были государственные интересы и государственная собственность.

В процессе перехода к рыночным условиям стал наблюдаться рост криминализации общества в целом. Данный процесс не обошел и семью, в которой стал складываться особый образ жизни, при котором насилие, алкоголизм, наркомания становятся нормой поведения, передающейся от одного поколения к другому.

Публично о насилии в семье в России заговорили совсем недавно, с 1993 года, по инициативе женских общественных организаций. Физическое насилие -это «общественно опасное противоправное воздействие на организм другого человека, осуществленное против его воли» [3]. Согласно отечественной юридической доктрине психическое насилие выражено словосочетанием «угроза применения насилия». Под угрозой применения насилия понимается устрашение, запугивание применением физического насилия. Это средство воздействия на психику, направленное на то, чтобы заставить потерпевшего подчиниться преступным требованиям. Угроза чаще всего выражается в создании впечатления неизбежной расправы при помощи определенных словесных заявлений, жестов, демонстрации оружия и т. п.

Это подтверждается и другими подобными исследованиями, каждый психолог, работающий в школе и за ее пределами, встречается с проблемами, причиной которых являются разные формы насилия [4].

Являясь многочисленными жертвами мира взрослых, подростки сами нередко встают на путь насилия, «дают» неумолимый рост преступлений. Исследования социальных психологов по проблеме насилия можно разделить на несколько групп:

1) вопросы, касающиеся конкретных действий - это самая многочисленная (по количеству запросов) группа;

2) вопросы, касающиеся профилактики;

3) единичные запросы по вопросам, касающимся концептуального аспекта, с нашей точки зрения, немаловажного;

4) блок вопросов о службах помощи, существующих в городе (какие; где; кому помогают).

С теоретической точки зрения насилие над детьми можно рассматривать как проявления страха: страха насилия и страха виктимизации. Страх является одной из важных доминант, определяющих психологическое состояние и поведение человека, а источники страха многочисленны и разнообразны. Различия многообразных проявлений страха в индивидуальном и групповом сознании во многом связаны с уровнем осознания реальной опасности, которую влечет за собой меняющаяся в обществе криминогенная ситуация [5].

Вместе с тем, интенсивность проявлений страха зависит, конечно, и от общего контекста социальной ситуации, от общего уровня социальной защищенности граждан, в частности детей. Кроме того, нельзя не помнить о том, что у подростка есть еще один страх, - страх открыться взрослому (это касается и физического насилия, в частности, сексуального, и психического насилия дома и вне его).

Отдельно следует рассмотреть особенности социально-психологических подходов к сексуальному насилию, которое характеризуется как одна из форм жестокого обращения с ребенком. В этом случае сексуальное насилие сопровождается, например, побоями и угрозами, что означает также физическое и психологическое насилие.

Конечно, объектом воздействия социального психолога должны стать опосредованные виновники возникшей проблемы - взрослые: родители и учителя, взаимодействующие с ребенком. Однако центральной фигурой в этой работе, несомненно, должны быть учащиеся.

Социально-психологические теоретические исследования насилия выделяют его как органическую часть агрессии и жестокости. Точнее понятия «жестокость» и «насилие» - «более узкие и входят в понятие агрессия» [6].

Библиографический список

Агрессию можно определить как целенаправленное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, причиняющее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт.

Жестокость - это свойство личности, заключающееся в безразличии к страданиям людей или же в стремлении к их причинению. Насилие - это нарушение чужого поведения.

Определяют 4 типа позиции насилия и жестокого обращения с ребенком: физическое насилие; пренебрежение; сексуальное насилие; психологическое жестокое обращение. Насилие над детьми может быть двух типов явное и скрытое (косвенное). По времени насилие делится на происходящее в настоящем и случившееся в прошлом. По месту происшествия и окружения насилие бывает: дома - со стороны родственников, в школе - со стороны педагогов или детей, на улице - со стороны детей или со стороны незнакомых взрослых.

В связи со скрытностью, латентностью явления насилия над детьми во время диагностики приходится иметь дело с большим количеством симптомов и поведенческих индикаторов. К ним относятся: жалобы ребенка на хронические паттерны поведения обидчика, такие, как унижение, оскорбление, издевательства и высмеивание [7]. Такой ребёнок имеет забитый вид, поведение замкнутое, отчужденное, тревожное, раздражительное, с низкой самооценкой и другими проявлениями насилия.

Определенные позиции насилия имеет и сексуальное насилие над детьми. Выделение и фиксация специфических признаков данных, имеет место сексуального насилия над ребенком и приобретает большое значение для распознавания факта насилия с целью оказания своевременной помощи жертве.

Наличие у ребенка симптомов или поведенческих индикаторов, позволяет нам поставить один из двух диагнозов: плохое обращение с ребенком (педагогическая запущенность) или злоупотребление ребенком.

Существует концепция фрустрации - агрессии, которая разрабатывалась многими зарубежными авторами [8]. Фрустрация, стресс, которые может испытывать взрослый, могут сформироваться у ребенка, как следствие стереотипного агрессивного поведения.

С точки зрения социальной психологии, насилие со стороны близкого, в котором ребенок всегда пытается найти опору и поддержку, наносит больший психологический и физический ущерб, чем насилие со стороны постороннего. В данном случае, нарушается основной принцип семьи - безопасное существование любого ее члена.

Итак, становится очевидным, что по проблемам, связанным с насилием, у школьного психолога есть три приоритетных направления в работе:

• профилактика насилия;

• работа с проблемой, связанной с фактом насилия;

• профилактика виктимности.

Как в отношении совершающего насилие, так и в отношении жертвы, изучение причинной цепочки ведет далеко за пределы конкретной ситуации, открывая возможность оценить сумму обстоятельств, повлиявших как на формирование "насильника", так и на формирование уязвимой личности с деформированным личностным профилем, ставшей жертвой. Дети представляют собой группу риска, а профилактика насилия по отношению к ребенку, в том числе и между детьми одновременно является и профилактикой правонарушений.

1. Черепанова Е. Психологический стресс. Москва: Речь, 2012.

2. Рутман А. Оказание медико-психологической и правовой помощи детям и подросткам, пострадавшим от насилия: методические рекомендации. Ярославль, Филинъ, 2007.

3. Антонян Ю.М., Горшкова И.В., Зулкарнеева РМ. Проблемы внутрисемейной агрессии. Москва, 2012.

4. Захарьева И.А. Нет Насилию! (Анализ проблемы насилия и его профилактики среди детей и подростков). Санкт-Петербург 2012.

5. Центров Е.Е. Криминалистическое учение о потерпевшем. Москва, 2013.

6. Насилие, агрессия, жестокость. Криминально-психологическое исследование. Москва: ВНИИ Проблем исследования, 2000.

7. Руководство по предупреждению насилия над детьми. Под редакцией Асановой Н.К. Москва, 2007.

8. Минеева О.А. Работа с семьей в условиях ПМС-центра по поводу жестокого обращения с детьми: [Опыт Психол.-мед.-соц. Центра «Юго-запад» Москвы]. Семейная психология и семейная терапия. 2009; 1: 194.

9. Абайханов А.Р, Абайханов РС., Абдурахманова П.Д., Агарагимова В.К., Айтмагамбетова РХ., Асильдерова М.М., Ахметова Б.З., Бесаева А.Г, Бородина Д.С., Выхри-стюк М.С., Гаджиева П.Д., Джиоева А.Р, Дмитриев М.М., Дубинина Н.В., Дуйсекеева Н.Ж., Ерина И.А., Идрисова П.Г., Исаева Ж.К., Исалгинбаева К.К., Калиев Б.Н., Калкеева К.Р, Карабулатова И.С., Касторнова В.А., Клушина Е.А., Клушина Н.П., и др. Актуальные проблемы гуманитарных наук: история и современность: коллективная монография. Москва, 2018.

10. Абдурахманова П.Д., Агарагимова В.К., Амамбаева Н. С., Асильдерова М.М., Бен А.М., Гаджиева П.Д., Гадзаова Л.П., Дзидзоева С.М., Ерина И.А., Зембатова Л.Т., Идрисова П.Г, Касторнова В.А., Киргуева Ф.Х., Клушина Е.А., Клушина Н.П. и др. Личность в современной реальности: педагогические, психологические, лингвистические, правовые аспекты: коллективная монография. Москва, 2018.

References

1. Cherepanova E. Psihologicheskij stress. Moskva: Rech', 2012.

2. Rutman A. Okazanie mediko-psihologicheskoj ipravovoj pomoschi detyam ipodrostkam, postradavshim ot nasiliya: metodicheskie rekomendacii. Yaroslavl', Filin', 2007.

3. Antonyan Yu.M., Gorshkova I.V., Zulkarneeva R.M. Problemy vnutrisemejnoj agressii. Moskva, 2012.

4. Zahar'eva I.A. Net Nasiliyu! (Analiz problemy nasiliya i ego profilakíiki sredi detej i podrostkov). Sankt-Peterburg, 2012.

5. Centrov E.E. Kriminalisticheskoe uchenie o poterpevshem. Moskva, 2013.

6. Nasilie, agressiya, zhestokost'. Kriminal'no-psihologicheskoe issledovanie. Moskva: VNII Problem issledovaniya, 2000.

7. Rukovodstvo po preduprezhdeniyu nasiliya nad det'mi. Pod redakciej Asanovoj N.K. Moskva, 2007.

8. Mineeva O.A. Rabota s sem'ej v usloviyah PMS-centra po povodu zhestokogo obrascheniya s det'mi: [Opyt Psihol.-med.-soc. Centra "Yugo-zapad" Moskvy]. Semejnaya psihologiya i semejnaya terapiya. 2009; 1: 194.

9. Abajhanov A.R., Abajhanov R.S., Abdurahmanova P.D., Agaragimova V.K., Ajtmagambetova R.H., Asil'derova M.M., Ahmetova B.Z., Besaeva A.G., Borodina D.S., Vyhris-tyuk M.S., Gadzhieva P.D., Dzhioeva A.R., Dmitriev M.M., Dubinina N.V., Dujsekeeva N.Zh., Erina I.A., Idrisova P.G., Isaeva Zh.K., Isalginbaeva K.K., Kaliev B.N., Kalkeeva K.R., Karabulatova I.S., Kastornova V.A., Klushina E.A., Klushina N.P., i dr. Aktual'nyeproblemy gumanitarnyh nauk: istoriya isovremennost': kollektivnaya monografiya. Moskva, 2018.

10. Abdurahmanova P.D., Agaragimova V.K., Amambaeva N. S., Asil'derova M.M., Ben A.M., Gadzhieva P.D., Gadzaova L.P., Dzidzoeva S.M., Erina I.A., Zembatova L.T., Idrisova P.G., Kastornova V.A., Kirgueva F.H., Klushina E.A., Klushina N.P. i dr. Lichnost' v sovremennoj real'nosti: pedagogicheskie, psihologicheskie, lingvisticheskie, pravovye aspekiy: kollektivnaya monografiya. Moskva, 2018.

Статья поступила в редакцию 28.11.18

УДК 371

Zeynalova I.D., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Economics, branch of Natural and Mathematical Disciplines, Dagestan State

University (Derbent, Russia), E-mail: imara08@mail.ru

AGE REGULARITIES OF MORAL DEVELOPMENT OF CHILDREN. The problem of the moral education of the individual has always been one of the urgent problems, and in modern conditions it acquires special significance. The lack of censorship in the media, moral chaos has a negative impact on children, adolescents and young people who do not have a certain culture, informational immunity. The moral upbringing of schoolchildren acquires today no less, if not more, significance than knowledge and skills. Moral education of a person begins at birth. At preschool age, children form initial moral feelings and the presentation of elementary skills of moral behavior. Moral education of students is one of the most important tasks of the school. And this is natural because in the life of our society the role of moral principles is growing more and more, the sphere of action of the moral factor is expanding.

Key words: moral education of a child, moral formation, personality development in childhood, moral feelings, educational influence, "behavioral" practice.

И.Д. Зейналова, канд. пед. наук, доц. каф. экономических, естественных и математических дисциплин, ФГБОУ ВО «Дагестанский

государственный университет», филиал в г. Дербенте, E-mail: imara08@mail.ru

ВОЗРАСТНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

Проблема нравственного воспитания личности всегда была одной из актуальных проблем, а в современных условиях она приобретает особое значение. Отсутствие цензуры в СМИ, нравственный беспредел оказывает негативное влияние на детей, подростков и молодежь, не обладающих определенной культурой, информационным иммунитетом. Нравственное воспитание школьников обретает сегодня не меньшую, если не большую значимость, чем знания, умения и навыки. Нравственное воспитание человека начинается с рождения. В дошкольном возрасте у детей формируются первоначальные нравственные чувства и представление элементарных навыков нравственного поведения. Нравственное воспитание учащихся - одна из самых важных задач школы. И это закономерно потому, что в жизни нашего общества все более возрастает роль нравственных начал, расширяется сфера действия морального фактора.

Ключевые слова: нравственное воспитание ребенка, моральное становление, развитие личности в детстве, нравственные чувства, воспитательное воздействие, «поведенческая» практика.

Моральное становление человека представляет собой чрезвычайно сложный и многогранный процесс. Стремительное развитие техники, убыстрение темпов жизни, социальные преобразования во всем мире, увеличения числа и разнообразия контактов между людьми - все это предъявляет повышенные требования и к моральной зрелости, и к самостоятельности человека.

Определяющую роль в этом процессе играет социальная среда. Само формирование нравственных качеств происходит в социальной среде, в его реальных действиях и поступках и в той внутренней работе, которая завязывается вокруг них и в них выплескивается.

Развитие личности в детстве происходит под влиянием различных социальных факторов [1; 2].

В разные возрастные периоды личного развития количество социальных институтов, принимающих участие в формировании ребенка как личности, их воспитательное значение различны. В процессе развития личности ребенка от рождения до трех лет доминирует семья. В дошкольном детстве к воздействию семьи добавляется влияние общение со сверстниками, другими взрослыми людьми. С поступлением в школу открывается новый мощный канал воспитательного воздействия на личность ребенка через сверстников, учителей школьные учебные предметы и дела. Расширяется сфера контактов со средствами массовой информации .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Начиная с подросткового возраста, большую роль в развитии личности играет общение со сверстниками, друзьями, среди которых ребенок проводит большую часть своего времени.

По мере взросления роль семьи в развитии ребенка постепенно уменьшается и увеличивается разносторонность воспитательных воздействий на личность ребенка.

Отечественный психолог А.В. Зосимовский разработал периодизацию нравственного развития детей [3].

Первый этап охватывает младенчество и раннее детство-этап приспособительно реактивного поведения. Процесс первоначальной социализации малыша.

Поскольку в поведении младенца господствует непроизвольность, а осознанный нравственный выбор не представлен даже в зачаточном виде, рассматриваемый этап характеризуется как время преднравственного развития. В этот период ребенок приобретает готовность к адекватному реагированию (вначале сенсорному, а затем обобщенно-вербальному) на простейшие внешние регулирующие воздействия.

Посредством разумно организованной «поведенческой» практики ребенок подготавливается к переходу на следующий, принципиально новый второй

этап своего духовного становления, характеризующийся в целом формированием у детей первоначальной готовности добровольно, на основе элементарной осознанности смысла нравственных требований, подчинять им свое поведение, ставить "надо" выше "хочу" причем недостаточная осознанность нравственных действий проявляется у ребенка на данной ступени развития главным образом в том, что их направляют не собственные его убеждения, а некритически усвоенные им нравственные представления окружающих. Этот этап охватывает дошкольный и младший школьный возраст.

С дошкольным периодом (от 3-4 до 6-7 лет) связанны истоки нравственного развития детей, когда у них на фоне непосредственно мотивируемой деятельности впервые возникают ростки произвольного положительного направленного поведения.

В младшем школьном возрасте, в период собственно нравственного развития детей, их моральная сфера претерпевает дальнейшие изменения .

Игру как ведущий вид деятельности дошкольника сменяет теперь повседневное выполнение ребенком разнообразных школьных обязанностей, что создает благоприятнейшие условия для углубления его нравственного сознания и чувств, укрепления его нравственной воли. Доминирующая у дошкольника непроизвольная мотивация поведения уступает в новых условиях первенство мотивации произвольной, социально направленной.

Вместе с тем даже самым высоким уровнем нравственного развития младшего школьника присущи свои возрастные ограничения. В этом возрасте дети еще не способны к достаточно полноценной выработке собственных нравственных убеждений. Усваивая то или иное моральное требование, младший учащийся все еще полагается на авторитет педагогов, родителей, более старших учеников. Относительная несамостоятельность морального мышления и большая внушаемость младшего школьника обуславливают его легкую восприимчивость, как к положительному, так и к дурному влиянию.

Третий этап нравственного развития личности охватывает подростковый и юношеский возраст и представлен как этап нравственной самодеятельности воспитанника, под которой понимается вполне сознаваемое, и добровольное, подчинение человеком своего поведения нравственным принципам.

Подростковый период отличен от младшего школьного тем, что у воспитанников в эти годы формируются собственные нравственные взгляды и убеждения .

У подростка формируется понятийное мышление. Ему доступно понимание связей между конкретным поступком и качествами личности, на основе его возникает потребность в самосовершенствовании.

Осознавая свои возросшие умственные и физические силы, учащиеся средних классов стремятся к самостоятельности и взрослости. Возросший уро-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.