Научная статья на тему 'Формирование коммуникативной культуры студентов в системе профессионального образования'

Формирование коммуникативной культуры студентов в системе профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
326
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PROFESSIONAL ACTIVITY / LEVEL OF PEDAGOGICAL SKILL / TRAINING GROUPS / COMMUNICATIVENESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алибулатова Н.Э., Умариева С.З.

В статье освещаются особенности формирования коммуникативной культуры будущего педагога при упоре на мотивационно-ценностный, содержательный, операционный, личностный аспекты. Авторы доказывают, что в этом контексте профессиональная готовность будущих педагогов характеризуется их способностью к использованию элементов коммуникативной культуры в своей педагогической деятельности. Авторы делают вывод о том, что система образования позволяет эффективно формировать коммуникативную культуру будущего педагога при соблюдении следующих условий: создания развивающей образовательной среды; использование активных форм и методов обучения, в частности тренингов, способствующих познавательной эффективности учебного процесса; педагогический процесс должен быть целесообразным, дифференцированным и поэтапным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF COMMUNICATIVE CULTURE OF STUDENTS IN VOCATIONAL EDUCATION

The article highlights the features of the formation of communicative culture of the future teacher with a focus on motivational, value, content, operational, personal aspects. The authors prove that in this context the professional readiness of future teachers is characterized by their ability to use the elements of communicative culture in their teaching activities. The authors conclude that the education system can effectively form the communicative culture of the future teacher under the following conditions: the creation of a developing educational environment; the use of active forms and methods of teaching, in particular training, contributing to the cognitive efficiency of the educational process; pedagogical process should be appropriate, differentiated and phased.

Текст научной работы на тему «Формирование коммуникативной культуры студентов в системе профессионального образования»

4. Кравченко О.А. Этносоциопедагогика казымских хантов. Санкт-Петербург: ООО «Миралл», 2007.

5. Кулемзин В.М. Знакомьтесь: ханты. Новосибирск: ВО «Наука». Сибирская издательская фирма, 1992.

6. Миронов А.В. Особенности социокультурного развития представителей обско-угорского этноса. European Social Science Journal. 2017; 6: 496 - 501. References

1. Cirul'nikov A.M. Sistema obrazovaniya v 'etnokul'turnom i sociokul'turnom izmereniyah. Sankt-Peterburg: Agenstvo obrazovatel'nogo sotrudnichestva, 2007.

2. Gubanihina E.V. K voprosu o polikul'turnoj kompetentnosti pedagoga. Molodoj uchenyj. 2015; 4: 556 - 559.

3. Ajvarova N.G. K voprosu yazykovogo razvitiya detej korennyh malochislennyh narodov severa. Vestnik ugrovedeniya. 2011; 4: 67 - 72.

4. Kravchenko O.A. 'Etnosociopedagogika kazymskih hantov. Sankt-Peterburg: OOO «Mirall», 2007.

5. Kulemzin V.M. Znakom'tes': hanty. Novosibirsk: VO «Nauka». Sibirskaya izdatel'skaya firma, 1992.

6. Mironov A.V. Osobennosti sociokul'turnogo razvitiya predstavitelej obsko-ugorskogo 'etnosa. European Social Science Journal. 2017; 6: 496 - 501.

Статья поступила в редакцию 05.12.18

УДК 378

Alibulatova N.E., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Interfaculty Department of Teaching Foreign Languages, Dagestan State Pedagogical University

(Makhachkala, Russia), E-mail: beror63@mail.ru

Umarieva S.Z., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Interfaculty Department of Teaching Foreign Languages, Dagestan State Pedagogical University

(Makhachkala, Russia), E-mail: beror63@mail.ru

FORMATION OF COMMUNICATIVE CULTURE OF STUDENTS IN VOCATIONAL EDUCATION. The article highlights the features of the formation of communicative culture of the future teacher with a focus on motivational, value, content, operational, personal aspects. The authors prove that in this context the professional readiness of future teachers is characterized by their ability to use the elements of communicative culture in their teaching activities. The authors conclude that the education system can effectively form the communicative culture of the future teacher under the following conditions: the creation of a developing educational environment; the use of active forms and methods of teaching, in particular training, contributing to the cognitive efficiency of the educational process; pedagogical process should be appropriate, differentiated and phased.

Key words: professional activity, level of pedagogical skill, training groups, communicativeness.

Н.Э. Алибулатоеа, канд. пед. наук, доц. межфакультетской каф. преподавания иностранных языков, ДГПУ, г. Махачкала,

E-mail: beror63@mail.ru

С.З. Умариева, канд. пед. наук, доц. межфакультетской каф. преподавания иностранных языков ДГПУ, г. Махачкала,

E-mail: beror63@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье освещаются особенности формирования коммуникативной культуры будущего педагога при упоре на мотивационно-ценностный, содержательный, операционный, личностный аспекты. Авторы доказывают, что в этом контексте профессиональная готовность будущих педагогов характеризуется их способностью к использованию элементов коммуникативной культуры в своей педагогической деятельности. Авторы делают вывод о том, что система образования позволяет эффективно формировать коммуникативную культуру будущего педагога при соблюдении следующих условий: создания развивающей образовательной среды; использование активных форм и методов обучения, в частности тренингов, способствующих познавательной эффективности учебного процесса; педагогический процесс должен быть целесообразным, дифференцированным и поэтапным.

Ключевые слова: профессиональная деятельность, уровень педагогического мастерства, тренинговые группы, коммуникатиность.

Качество профессиональной деятельности педагога определяется уровнем его профессионального мастерства, важной составляющей которого является его коммуникативная культура. Однако, в процессе подготовки студентов развитию коммуникативных способностей, прежде всего, владения культуры речи, вербальным и невербальным общением уделяется недостаточное внимание. Анализ работ по теории культуры (Э.С. Маркарян, С.Л. Суворова и др.) позволяет выделить существенные признаки культуры, определяющие пути её формирования. Коммуникативная культура представляет собой совокупность норм, способов и форм взаимодействия и несет в себе лучшие образцы и ценности поведения. Культурный компонент коммуникации связан с системой эталонов и представлений личности, которые включаются в момент взаимодействия с другими субъектами. В качестве функций коммуникативной культуры по отношению к человеку С.Л. Суворова [1] выделяет:

- интегративную (коммуникативная культура делает педагогическую личность членом научно-педагогического общества, интегрирует его в социально-научное сообщество);

- дифференцирующую (педагогическая личность включается в педагогический процесс как яркая индивидуальность, желающая и способная вести равноправный диалог с научным обществом);

- смысложизненную (с помощью коммуникативной культуры педагог обретает самого себя, строит стратегическую иерархию ценностей).

Коммуникативная культура педагога проявляется в процессе педагогического общения. В настоящее время принято обозначать три функции общения: информационно-коммуникативную, регуляционно-коммуникативную, аффективно-коммуникативную. Процесс формирования коммуникативной культуры осуществляется в рамках педагогического процесса, где реализуются субъек-тно-субъективные отношения. При формировании коммуникативной культуры будущего педагога делается упор на следующие аспекты: мотивационно-цен-ностный, содержательный, операционный, личностный. Поэтому, готовность к педагогическому процессу может рассматриваться как устойчивая характери-

стика личности и как её состояние [1]. Профессиональная подготовка должна быть сориентирована на модель личности будущего специалиста, а сам процесс подготовки должен отражать специфику будущей профессиональной деятельности.

Цель подготовки может быть достигнута при решении следующих задач: формирование мотивационно-ценностного отношения к общению в целом и его структурным формам в частности; формирование системы знаний об общении вообще и его культурных формах в частности; развитие умений и навыков коммуникаций. Поэтапная организация процесса предполагает постановку целей на каждом этапе подготовки. В формировании коммуникативной культуры будущих педагогов закономерно выделяются три этапа.

Подготовительный - целью которого является формирование ценностного отношения к общению и его культурным формам. Он осуществляется в рамках преподавания цикла психолого-педагогических дисциплин. Основным методом является введение значимой информации об общении в содержании традиционных предметов психолого-педагогического цикла.

Теоретический - целью которого является формирование системы знаний об общении, коммуникативной деятельности и коммуникативной культуре, что может быть достигнуто путем введения отдельных тем в традиционные курсы, разработки специальных, вариативных и факультативных курсов.

Практический - целью которого является развитие и закрепление навыков коммуникации на специально организованной профессионально-педагогической практики, в которой основное внимание уделяется коммуникативной деятельности педагога. Используются практические методы: наблюдение и анализ коммуникативной деятельности, упражнения и тренинги, инструктаж.

Рекомендуется делать акцент на тренинги общения как наиболее эффективной форме организации [2]. Тренинг направлен на закрепление коммуникативных навыков и поведения в ситуациях, реально встречающихся в процессе практики (знакомство с классом, поведение в конфликтной ситуации, организация деятельности и др.).

Все этапы осуществляются в строгой последовательности, так как каждый из этапов опирается на достижения предыдущего. Совершенствование коммуникативной культуры будущего педагога возможно лишь при условии, что она станет значимым качеством личности, одним из критериев оценки и системой требований к будущему педагогу. Дифференцированность предполагает использование различных форм и методов, направленных на достижение на каждом этапе процесса формирования. Любая методика по формированию коммуникативной культуры должна начинаться с практического обучения, где формируются коммуникативные умения, начиная с осознания собственного поведения и общения, и заканчиваться отработкой навыков вербального и невербального общения [3].

Примером может служить тренинг на тему «Эффективная коммуникация педагога», цель которого состоит в обучении студентов навыкам эффективного общения. В процессе тренинга участники усваивают основные принципы вербального и невербального общения, получают не только коммуникативные навыки, но и навыки обратной связи, учатся элементам переговорного процесса и поведению в конфликтной ситуации общения. Студентов учат осознавать этапы общения, аналитически подходить к поведению других людей, обращать внимание на значимые детали поведения. Эффективность тренинга достигается благодаря использованию различных психолого-педагогических методов: тестов, упражнений, групповых обсуждений и самостоятельной работы. Каждый этап тренинга должен сопровождаться анализом, что способствует органичному сочетанию теории и практики и делает тренинг гармоничным.

На основе представлений о фазах коммуникаций строится работа тренин-говой группы. Первый шаг тренинга заключается в осознании типа отношений, которые реализуются в определенном виде работы.

Второй шаг состоит в выборе общей логики тренингового процесса.

Третий шаг представляет собой подбор тем для обработки. Темы необходимо соотносить с фазами контакта, что позволит определить место каждой темы в ходе тренингового процесса. Выделяются следующие фазы коммуникации: фаза контакта, включающая в себя обратную связь, взаимопонимание и личностную поддержку, межличностные позиции в общении; фаза содержательного обмена состоит из убеждающего поведения, навыков аргументирования своей позиции, активного слушания, совместного принятия решений, переговоров; фаза завер-

Библиографический список

шения контакта включает в себя выход из контакта, взаимопонимание и личную поддержку, обратную связь.

Сформированные в процессе тренинга коммуникативные умения позволяют наладить межличностные отношения, правильно вести дискуссию, понимать реакцию слушателей, устанавливать благоприятный психологический климат, использовать вербальные и невербальные способы общения, привлекать внимание слушателей и так далее.

Тренинг как один из активных методов, используемых в профессиональной подготовке, раскрывает психологическую суть и возможности компонентов коммуникативной культуры будущего педагога, дает возможность определить перспективы и тенденции развития одного из основных направлений научно-практической деятельности в системе образования.

От уровня сформированности коммуникативной культуры и её значимости для педагога зависит результат профессиональной деятельности, а так же установка на совместную деятельность педагога и учащихся.

Эффективность обеспечивается соблюдением основных принципов педагогического общения, представляющих собой взаимосвязанную систему психологических функций деятельности, практических методов и средств для самореализации личности, сопровождаемых оказанием воспитательного воздействия с помощью коммуникативных средств.

Эффективность формирования коммуникативной культуры будущих педагогов в системе среднего профессионального образования во многом зависит от ценностных установок, от отношения к другим субъектам коммуникаций, от степени соблюдения принципов доверия, взаимопонимания и сотрудничества при установлении контакта.

Таким образом, система образования позволяет эффективно формировать коммуникативную культуру будущего педагога при соблюдении следующих условий: создания развивающей образовательной среды; использование активных форм и методов обучения, в частности тренингов, способствующих познавательной эффективности учебного процесса; педагогический процесс должен быть целесообразным, дифференцированным и поэтапным. Следовательно, профессиональная готовность будущих педагогов характеризуется их способностью к использованию элементов коммуникативной культуры в своей педагогической деятельности.

1. Алибулатова Н.Э., Гаджибекова З.Г., Рагимханова Л.К. Использование личностно-деятельностного подхода в обучении иностранному языку студентов неязыковых факультетов. Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2017; Т. 11; № 3: 31 - 36.

2. Агарагимова В.К., Даудова Д.М. Учет психологических особенностей студентов в образовательной среде вуза. Вестник Академии права и управления.2016; № 2 (43): 153 - 158.

3. Суворова С.Л. Межкультурный тренинг в подготовке будущих учителей иностранного языка. Школьные технологии. 2004; 5: 224 - 228.

4. Абайханов А.Р, Абайханов РС., Абдурахманова П.Д., Агарагимова В.К., Айтмагамбетова РХ., Асильдерова М.М., Ахметова Б.З. и др. Актуальные проблемы гуманитарных наук: история и современность: коллективная монография. Москва, 2018.

5. Абдурахманова П.Д., Агарагимова В.К., Амамбаева Н. С., Асильдерова М.М., Бен А.М., Гаджиева П.Д., Гадзаова Л.П., Дзидзоева С.М., Ерина И.А. и др. Личность в современной реальности: педагогические, психологические, лингвистические, правовые аспекты: коллективная монография. Москва, 2018.

References

1. Alibulatova N.'E., Gadzhibekova Z.G., Ragimhanova L.K. Ispol'zovanie lichnostno-deyatel'nostnogo podhoda v obuchenii inostrannomu yazyku studentov neyazykovyh fakul'tetov. Izvestiya Dagestanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Psihologo-pedagogicheskie nauki. 2017; T. 11; № 3: 31 - 36.

2. Agaragimova V.K., Daudova D.M. Uchet psihologicheskih osobennostej studentov v obrazovatel'noj srede vuza. VestnikAkademiiprava i upravleniya.2016; № 2 (43): 153 - 158.

3. Suvorova S.L. Mezhkul'turnyj trening v podgotovke buduschih uchitelej inostrannogo yazyka. Shkol'nye tehnologii. 2004; 5: 224 - 228.

4. Abajhanov A.R., Abajhanov R.S., Abdurahmanova P.D., Agaragimova V.K., Ajtmagambetova R.H., Asil'derova M.M., Ahmetova B.Z. i dr. Aktual'nyeproblemygumanitarnyh nauk istoriya i sovremennost': kollektivnaya monografiya. Moskva, 2018.

5. Abdurahmanova P.D., Agaragimova V.K., Amambaeva N. S., Asil'derova M.M., Ben A.M., Gadzhieva P.D., Gadzaova L.P., Dzidzoeva S.M., Erina I.A. i dr. Lichnost'vsovremennoj real'nosti: pedagogicheskie, psihologicheskie, lingvisticheskie, pravovye aspekty: kollektivnaya monografiya. Moskva, 2018.

Статья поступила в редакцию 05.12.18

УДК 373.31

Belotserkovets N.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Preschool and Elementary Education, Stavropol State Pedagogical Institute (Stavropol, Russia), E-mail: natalya_stv@list.ru

Kanevskaya Zh.O, Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Preschool and Elementary Education, Stavropol State Pedagogical Institute (Stavropol, Russia), E-mail: renzisa@mail.ru

THE FORMATION OF THE REFLEXIVE SKILLS OF THE YOUNGER STUDENT IN CLASSES OF NATURAL ENVIRONMENT. Democratic transformations in society, the dynamism of the surrounding reality, competitiveness, the dominance of a reflexive attitude to life, put individuality and originality of a person's personality to the first place. The timely formation and development of reflective skills among young people can help in solving this problem. The most sensitive period for its development is considered by the researchers of the paper to be the younger school age. The authors conclude that educational-software and the content of the lessons of the surrounding world to fully contribute to the development of reflective skills of primary school-age children. In the arsenal of the teacher there is a great variety of methods of teaching and means conducive to the successful solution of this task through the use of the potential of this subject and the professionalism of teachers.

Key words: reflective skills, junior schoolchild, primary education.

Н.И. Белоцерковец, канд. пед. наук, доц. каф. дошкольного и начального образования, ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт», г. Ставрополь, E-mail: natalya_stv@list.ru

Ж.О. Каневская, канд. пед. наук, доц. каф. дошкольного и начального образования, ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт», г. Ставрополь, E-mail: renzisa@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.