Научная статья на тему 'Физическое воспитание студентов специальных медицинских групп с использованием интерактивного учебного пособия для самостоятельной работы'

Физическое воспитание студентов специальных медицинских групп с использованием интерактивного учебного пособия для самостоятельной работы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
574
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СПЕЦИАЛЬНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ГРУППА / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абраменко Мария Николаевна

Практические занятия являются основной формой проведения занятий по дисциплине «Физическая культура» в высших учебных заведениях и является неотъемлемой частью формирования общей и профессиональной культуры личности современного специалиста. Содержание занятий со студентами специальной медицинской группы имеет свою специфику. Статья посвящена интерактивным формам обучения, которые могут использоваться на занятиях по дисциплине «Физическая культура» со студентами специальной медицинской группы в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Абраменко Мария Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Physical education of students of special medical groups using an interactive tutorial for self-study

Practical classes are the main form of training on discipline "Physical culture" in higher education and is an integral part of the formation of General and professional culture of a modern specialist. The content of the classes with students of special medical group has its own specifics. The article is devoted to interactive learning that can be used in the classroom for the discipline "Physical culture" with students of special medical group in the University.

Текст научной работы на тему «Физическое воспитание студентов специальных медицинских групп с использованием интерактивного учебного пособия для самостоятельной работы»

Педагогические науки

УДК 796.011.3

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ГРУПП С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРАКТИВНОГО УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Мария Николаевна Абраменко, старший преподаватель, Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России), Москва

Аннотация

Практические занятия являются основной формой проведения занятий по дисциплине «Физическая культура» в высших учебных заведениях и является неотъемлемой частью формирования общей и профессиональной культуры личности современного специалиста. Содержание занятий со студентами специальной медицинской группы имеет свою специфику. Статья посвящена интерактивным формам обучения, которые могут использоваться на занятиях по дисциплине «Физическая культура» со студентами специальной медицинской группы в вузе.

Ключевые слова: физическая культура, специальная медицинская группа, интерактивные формы обучения.

PHYSICAL EDUCATION OF STUDENTS OF SPECIAL MEDICAL GROUPS USING AN INTERACTIVE TUTORIAL FOR SELF-STUDY

Maria Nikolaevna Abramenko, the senior teacher, The All-Russian State University of Justice (RLA of the Ministry of Justice ofRussia), Moscow

Annotation

Practical classes are the main form of training on discipline "Physical culture" in higher education and is an integral part of the formation of General and professional culture of a modern specialist. The content of the classes with students of special medical group has its own specifics. The article is devoted to interactive learning that can be used in the classroom for the discipline "Physical culture" with students of special medical group in the University.

Keywords: physical education, special medical group, interactive forms of learning.

Объект исследования - учебный процесс по дисциплине «Физическая культура» для студентов специальной медицинской группы.

Предмет исследования - самостоятельная работа студентов специальных медицинских групп по дисциплине «Физическая культура» с использованием интерактивного учебного пособия.

Цель исследования: повышение уровня физической подготовленности и улучшение функционального состояния студентов специального учебного отделения в процессе физического воспитания в вузе.

В настоящее время возрастает количество студентов, имеющих низкий уровень физической подготовленности. Большинство студентов имеют отклонения в состоянии здоровья, страдают хроническими заболеваниями различного рода, по результатам диспансеризации отнесены в специальную медицинскую группу (СМГ). Сложившаяся ситуация определена социально сложным экономическим положением в стране, и в не меньшей степени отсутствием идеологии здорового образа жизни.

Ослабленное здоровье студентов существенно осложняет адаптацию к условиям учебной деятельности в высших учебных заведениях, процесс адаптации протекает медленно и болезненно, потому что занятиям физической культурой они придают низкую значимость по сравнению с другими субъективно кажущимся более важными социальными проблемами и аспектами личностного развития, несмотря на их информированность о пользе физической культуры, ее положительном влияния на состояние двигательной

функции организма, в целом (Виленский М.Я., 1987). В настоящее время все больше значение приобретает разработка и научное обоснование методов, направленных на повышение эффективности занятий по физическому воспитанию. Самостоятельная работа студентов является одной из важнейших составляющих образовательного процесса. Основным принципом организации самостоятельной работы студентов является комплексный подход, направленный на формирование навыков репродуктивной и творческой деятельности студента в аудитории, при внеаудиторных контактах с преподавателем на консультациях и домашней подготовке. Как известно, кафедры физической культуры призваны выполнять социальный заказ на профессиональное становление личности, в период обучения студентов в вузах, посредством специфических воздействий физических упражнений, как основного средства и метода физической культуры и спорта. В реализации тех задач, которые в программе государственного образовательного стандарта определены, как основные задачи, связанные с развитием профессионально важных качеств и способностей, формированием моторного потенциала, обусловливающего специальную работоспособность студентов, являются приоритетными.

На первый план выдвигаются группы задач, которые необходимо решать в образовательном процессе. По сравнению с традиционным обучением в интерактивном обучении меняется взаимодействие педагога и учащихся: активность педагога уступает место активности учащихся, а задачей педагога становится создание условий для инициативы. Внедрение интерактивных форм обучения - одно из важнейших направлений совершенствования подготовки студентов в современном вузе, где преподаватель показывает не только свою компетентность и эрудицию, но и умеет увлечь студентов новыми формами учебно-познавательной деятельности. По мнению специалистов (Румба О.Г., Пивнева М.М, Иль-инич В.И., Сауткин М.Ф., Чоговадзе А.В.) подбор упражнений на практических занятиях предусматривает совершенствование ранее изученных двигательных действий и обучение новым, формирование моторного потенциала и функционального резерва, а также развитие важных качеств и способностей. Проведенные на предыдущих этапах работы исследования позволили сделать вывод, что использование интерактивного учебного пособия по дисциплине «Физическая культура» способствует развитию интереса к занятиям современной молодежи, что позволяет дать знания основ физической культуры, а также прививает навыки самостоятельной работы над собой, наглядно обучает правильности выполнения комплексов упражнений с помощью видеороликов, формирует потребность в постоянном самосовершенствовании.

В основном педагогическом эксперименте было сформировано 3 экспериментальные группы, отнесенные по состоянию здоровья к специальной медицинской группе: 1-я экспериментальная группа с заболеваниями опорно-двигательного аппарата (искривления позвоночника, сколиозы 1-2 степеней) (10 человек - 8 девушек, 2 юноши); 2-я экспериментальная группа с заболеваниями сердечно-сосудистой системы (вегето-сосудистая дисто-ния по гипотоническому типу) (10 человек- 8 девушек, 2 юноши); 3-я экспериментальная группа с заболеваниями органов зрения (миопия) и одна контрольная группа (10 человек-8 девушек, 2 юноши).Контрольную группу составили 10 человек (8 девушек, 2 юноши), которые занимались по общей программе для студентов специальной медицинской группы. Всего 40 человек.

Результаты исследования функционального состояния, физического развития и подготовленности студентов СМГ (п=40) до эксперимента показали, что среднее значение этих показателей следующее: масса тела - 59,3±10,1 кг; длина тела - 167,6±2,9 см; ЖЕЛ -2857,5±530,4 мл; ЧСС в покое - 69,7±4,2 уд/мин; ЧСС после нагрузки - 124,4±5,8 уд/мин; проба Штанге - 48,7±5,8 с; проба Генчи - 34,4±3,1 с; ортостатическая проба - 17,2±1,3 уд/мин; максимальное количество поднятий верхней части корпуса из положения лежа на спине (пресс) - 10,2±1,7 раз; тест Купера - 1336,5±65,4 м; наклон вперед из положения стоя ноги вместе (гибкость) - 8,1±1,2 см. Следовательно, можно отметить ряд наиболее

слабых показателей, среди которых были отмечены: ЖЕЛ; максимальное количество поднятий верхней части корпуса из положения лежа на спине (пресс); тест Купера; проба Генчи. Помимо этих показателей, был выявлен ряд показателей, приближенных к нижней границе оценки «удовлетворительно»: ЧСС в покое, проба Штанге, ортостатическая проба. Таким образом, в СМГ попадают 20-35% от общего количества студентов Университета. Дифференциация заболеваний проявляется следующим образом: нарушения опорно-двигательного аппарата - 37%; сердечно-сосудистые заболевания - 22,4%; заболевания органов зрения - 18,5%. Что в итоге, составило 77,9 % от общего количества заболеваний студентов специальной медицинской группы вуза.

Интерактивное учебное пособие по дисциплине «Физическая культура» для студентов СМГ содержит описание основных групп заболеваний студентов СМГ, комплексы физических упражнений, рекомендации по самостоятельному выполнению упражнений и основам самоконтроля при занятиях физической культурой. Комплексы физических упражнений выполнены в виде видеороликов с демонстрацией рекомендуемых упражнений, включают комментарии по их выполнению. Также студент может обратиться к преподавателю за консультацией. А тот, в свою очередь, во время утвержденного графика консультаций, может дать пояснение или конкретное задание студенту. Разработанные комплексы упражнений для студентов специальных медицинских групп, имеющих отклонения в опорно-двигательном аппарате, сердечно-сосудистой системе и органов зрения, учитывающие разные уровни их функционального состояния и физического развития, направлены на повышение физических качеств (сила, выносливость, гибкость, координация, быстрота) и некоторых показателей функционального состояния. Комплексы упражнений, применяемые как на аудиторных (практических) занятиях, так и в самостоятельной работе студентов способствуют их повышению. После эксперимента результаты исследования функциональных показателей следующие: ЧСС в покое в ЭГ 1 у девушек 65,6±8,4 уд/мин, у юношей показатель равен 59,5±0,7 уд/мин в ЭГ 2 у девушек - 63,3±5,7 уд/мин, у юношей

- 65,0 ± 2,8 уд/мин; в ЭГ3 у девушек 65,5±8,4 уд/мин, у юношей - 62±2,1 уд/мин; ЧСС после нагрузки: в ЭГ 1 у девушек 117,6±6,4 уд/мин, у юношей показатель равен 115±7 уд/мин; в ЭГ 2 у девушек - 106,7±4,3 уд/мин, у юношей - 115,5±0,7 уд/мин.; в ЭГ3 у девушек 107,5±9,8 уд/мин, у юношей - 115±6,3 уд/мин; ЖЕЛ: в ЭГ 1 у девушек 2952±180,4 мл, у юношей 4186,5±89,8 мл; в ЭГ 2 у девушек - 2562,5±235 мл, у юношей - 2829,1±380,4 мл; в ЭГ3 у девушек 2688,2±309,4 мл, у юношей - 3962±212,1 мл; ортостатическая проба: в ЭГ 1 у девушек 14,1±0,9 мл, у юношей 12,3±0,2 мл; в ЭГ 2 у девушек - 14,3±1,8 мл, у юношей

- 14,3±1,8 мл; в ЭГ3 у девушек 12,8±1,3 мл, у юношей - 8,4±9,6 мл. Большинство показателей экспериментальных групп достоверно изменились, результаты показателей после эксперимента улучшились. Произошел положительный прирост результатов функционального состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма студентов. Об улучшении оценки физической подготовленности студентов свидетельствуют следующие показатели: поднимание туловища (пресс) в ЭГ 1 у девушек 11,3±1,8 кол-во раз, у юношей 12,5±4,9 кол-во раз; в ЭГ 2 у девушек - 10,3±0,7 кол-во раз, у юношей - 9,5±0,7 кол-во раз; в ЭГ3 у девушек 9,8±0,3 кол-во раз, у юношей - 9±1,4 кол-во раз; тест Купера в ЭГ 1 у девушек 1383,2±81 м, у юношей 1487,5±94 м; в ЭГ 2 у девушек - 1343±38,1 м, у юношей

- 1327,5 ± 75,6 м; в ЭГ3 у девушек 1329,2±30,9 м, у юношей - 1302,5±68,5 м; проба Ромб-ерга в ЭГ 1 у девушек 14,7±3,2 с, у юношей 13,5±3,5 с; в ЭГ 2 у девушек - 14,6±4,1 с, у юношей - 18 ±2,8 с; в ЭГ3 у девушек 12,8±2 м, у юношей - 13±2,8 с; наклон вперед на гимнастической скамейке (гибкость) в ЭГ 1 у девушек 9,6±0,9 см, у юношей 9,6±0,9 см; в ЭГ 2 у девушек - 8,6±0,7 см, у юношей - 9,5 ± 0,7 см; в ЭГ3 у девушек 9,1±0,6 см, у юношей

- 9,5±0,7 см. Прирост результатов мы видим у студентов экспериментальных групп в некоторых показателях, связанных с физической подготовленностью: в поднимании туловища, в отжимании, в тесте Купера, наклоне вперед на гимнастической скамейке, в пробе Ромберга. Результаты теста Купера, отражающего уровень развития выносливости,

показали различия между результатами бега во всех экспериментальных группах, как у юношей, так и у девушек, что может свидетельствовать об эффективности применения в экспериментальных группах разработанных комплексов упражнений с учетом особенностей нозологии студентов и выполнением ими самостоятельной работы с использованием интерактивного учебного пособия. Внедрение в учебный процесс интерактивного пособия позволило не только повысить эффективность процесса обучения, но и мотивировать студентов к самостоятельным занятиям физической культурой не только при подготовке к аттестации по дисциплине «Физическая культура», но и в свое свободное время, т.к. они увидели улучшение показателей функционального состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а также общей физической подготовленности. Проведение занятий с использованием интерактивного пособия позволило осуществлять общение студента и преподавателя в режиме on и off-line, что способствовало реализации требования Федерального государственного образовательного стандарта по формированию необходимых общекультурных и профессиональных компетенций студентов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ильинич, В.И. Физическая культура студента : учебник / под ред. В.И. Ильинича. - М. : Гардарики, 2000. - 448 с.

2. Чоговадзе, А.В. Физическое воспитание и формирование здорового образа жизни студентов / А.В. Чоговадзе, М.М. Рыжак // Теория и практика физической культуры. - 1993. - № 7. - С. 8-10.

REFERENCES

1. Ilyinich, V.I. (2000), Physical education student, Gardariki, Moscow.

2. Chogovadze, A.V. and Ryzhak, M.M. (1993), "Physical education and healthy lifestyle formation of students", Theory and practice ofphysical culture, No. 7, pp. 8-10.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 08.02.2018

УДК 796.88

СПОСОБЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ПОДЪЕМА ШТАНГИ ОТ ГРУДИ ПРИЗЕРАМИ И ПОБЕДИТЕЛЯМИ НА КОНТИНЕНТАЛЬНЫХ СОРЕВНОВАНИЯХ ЕВРОПЫ И

АЗИИ 2011-15 ГГ.

Екатерина Михайловна Андреянова, преподаватель, Константин Григорьевич Терзи, кандидат педагогических наук, доцент, Московская государственная академия физической культуры(МГАФК), п. Малаховка

Аннотация

В статье представлен статистический анализ выполнения подъема штанги от груди, способами толчок и швунг, ведущими атлетами на континентальных Чемпионатах Европы и Азии 20112015 гг.

Ключевые слова: способы подъема штанги от груди, выполнение подъема штанги от груди, сравнение толчка и швунга, швунг толчковый, толчок штанги.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.