Научная статья на тему 'Дыхательные упражнения как средство коррекции состояния здоровья студентов с ограниченными возможностями сердечно-сосудистой системы'

Дыхательные упражнения как средство коррекции состояния здоровья студентов с ограниченными возможностями сердечно-сосудистой системы Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
2155
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
специальная медицинская группа / студенты с ограниченными возможностями сердечно-сосудистой системы / учебно-тренировочные занятия по физической культуре / дыхательные упражнения / special medical group / students with cardiovascular system s defects / physical trainings / breathing exercises

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Богоева Мария Дмитриевна, Румба Ольга Геннадьевна, Горелов Александр Александрович

Статья посвящена проблеме совершенствования учебного процесса по физическому воспитанию студентов специальной медицинской группы. Приводятся результаты исследования, направленного на разработку методики применения дыхательных упражнений на учебно-тренировочных занятиях по физической культуре со студентами с ограниченными возможностями сердечно-сосудистой системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Богоева Мария Дмитриевна, Румба Ольга Геннадьевна, Горелов Александр Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE BREATHING EXERCISES AS A MEANS OF THE CORRECTION OF STATE OF HEALTH OF STUDENTS PHYSICALLY CHALLENGED IN CARDIOVASCULAR SYSTEM

The article is devoted to the problem of physical training’s improvement of special medical group s students. The results of the scientific research, directed to the method s development of breathing exercises' application during physical trainings with students with cardiovascular system s defects, are given in the article.

Текст научной работы на тему «Дыхательные упражнения как средство коррекции состояния здоровья студентов с ограниченными возможностями сердечно-сосудистой системы»

УДК 796 ББК 75.1

ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ

Статья подготовлена в рамках реализации Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы, направление «Гуманитарные науки», мероприятие 1.2.1 «Проведение научных исследований научными группами под руководством докторов наук», конкурс № НК-416П, проект «Психолого-педагогические технологии повышения умственной и физической работоспособности, снижения нервно-эмоционального напряжения у студентов в процессе образовательной деятельности».

Богоева Мария Дмитриевна, аспирант (г. Санкт-Петербург), Румба Ольга Геннадьевна, кандидат педагогических наук, доцент (г. Белгород), Горелов Александр Александрович, доктор педагогических наук, профессор

(г. Белгород),

Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, (г. Санкт-Петербург);

Белгородский государственный университет

Аннотация. Статья посвящена проблеме совершенствования учебного процесса по физическому воспитанию студентов специальной медицинской группы. Приводятся результаты исследования, направленного на разработку методики применения дыхательных упражнений на учебно-тренировочных занятиях по физической культуре со студентами с ограниченными возможностями сердечно-сосудистой системы.

Ключевые слова: специальная медицинская группа, студенты с ограниченными возможностями сердечно-сосудистой системы, учебно-тренировочные занятия по физической культуре, дыхательные упражнения.

202

THE BREATHING EXERCISES AS A MEANS OF THE CORRECTION OF STATE OF HEALTH OF STUDENTS PHYSICALLY CHALLENGED

IN CARDIOVASCULAR SYSTEM

Bogoeva M.D., the post-graduate student, Rumba O.G., the candidate of pedagogical science, senior lecturer, Gorelov A.A., the doctor of pedagogical sciences, professor Belgorod State University

Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, SPb

Abstract. The article is devoted to the problem of physical training's improvement of special medical group s students. The results of the scientific research, directed to the method's development of breathing exercises' application during physical trainings with students with cardiovascular system's defects, are given in the article.

Key words: special medical group, students with cardiovascular system's defects, physical trainings, breathing exercises.

Актуальность. Проблема сохранения и укрепления здоровья граждан РФ является одной из самых актуальных в последние годы. Расширился спектр сердечно-сосудистых, нервно-психических и онкологических заболеваний, которые стали затрагивать и молодое поколение. Исследования последних лет показывают, что число студентов, отнесенных к специальной медицинской группе, составляет в среднем 40-45%; а освобожденных по состоянию здоровья от занятий физической культурой - 15-18% [20, 40]. Основной причиной этого является повсеместное снижение двигательной активности, усложнение содержания образовательного процесса, увеличение нервно-психического напряжения в учебной и повседневной деятельности студенческой молодежи.

Эффективным средством нормирования двигательной активности является физическая культура. Однако Примерная программа для вузов по данной учебной дисциплине [42] декларирует содержательную часть лишь для студентов основного учебного отделения. Содержание и направленность плановых занятий по физическому воспитанию со студентами специального учебного отделения (СУО) преподаватель определяет самостоятельно с учетом особенностей контингента занимающихся, что не всегда приводит к достижению максимального положительного эффекта, особенно когда

речь идет о студентах с ограниченными возможностями сердечно-сосудистой системы (ССС), численность которых в некоторых вузах достигает 60% [4, 29]. Вместе с тем, практика проведения плановых занятий по физической культуре на СУО свидетельствует о возможности формирования отдельных групп студентов с целью осуществления адресной нозологической коррекции.

Теоретический анализ и обобщение доступной нам литературы показали, что большинство специалистов, занимавшихся проблемой оздоровления лиц с ограниченными возможностями ССС, важную роль отводят умеренным физическим нагрузкам и в качестве основных средств восстановления рассматривают циклические упражнения аэробного характера, а также ациклические упражнения, способствующие активизации кровообращения, в том числе дыхательные упражнения [46, 2, 39, 35, 4]. Установлено, что в специальных медицинских учреждениях (диспансеры, кабинеты ЛФК) для коррекции функционального состояния ССС широко применяются именно дыхательные упражнения. Однако экспериментальных данных о систематическом применении таких упражнений на УТЗ по физической культуре со студентами с ограниченными возможностями ССС нами не обнаружено. В литературе встречаются рекомендации по использованию дыхательных упражнений в процессе

203

физического воспитания студентов, однако они не дифференцированы по нозологии и носят в большей степени ознакомительный характер [1, 37, 43, 34].

Таким образом, в связи с прогрессировани-ем нарушений ССС в студенческой среде актуальность проблемы определяется настоятельной необходимостью разработки новых адресно направленных на конкретную нозологическую группу подходов, методик, технологий систематического применения средств оздоровительной физической культуры в рамках учебного процесса по дисциплине «Физическая культура» на специальном учебном отделении вуза. Суть проблемы заключается в противоречии между наличием эффективного средства коррекции функционального состояния ССС - дыхательных упражнений - и отсутствием научно обоснованной методики систематического применения данного средства на УТЗ по физической культуре со студентами с ограниченными возможностями ССС.

Актуальность проблемы и необходимость поиска путей ее решения обусловили выдвижение рабочей гипотезы, которая строилась на предположении о том, что применение дыхательных упражнений на плановых УТЗ по физической культуре со студентами СМГ с ограниченными возможностями ССС будет способствовать положительной коррекции соматического здоровья занимающихся. При этом целесообразным представляется:

-включение таких компонентов дыхательной тренировки как полное дыхание и интервальная гипоксия, что будет способствовать повышению функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы занимающихся;

- варьирование и сочетание дыхательных упражнений, выполняемых в различных режимах, что будет способствовать всестороннему корригирующему воздействию на сердечно-сосудистую систему занимающихся;

- систематическое применение дыхательных упражнений в комплексе с физическими упражнениями, направленными на улучшение физического развития и общей физической подготовленности, что будет способствовать повы-

шению уровня соматического здоровья занимающихся.

Для подтверждения выдвинутой гипотезы была поставлена цель исследования - научно обосновать методику применения дыхательных упражнений на учебно-тренировочных занятиях по физической культуре со студентами с ограниченными возможностями сердечно-сосудистой системы.

Достижение цели осуществлялось решением следующих задач:

1) Изучить опыт использования средств физической культуры для коррекции состояния здоровья лиц с ограниченными возможностями сердечно-сосудистой системы.

2) Исследовать особенности состояния здоровья и некоторые аспекты жизнедеятельности студентов с ограниченными возможностями сердечно-сосудистой системы.

3) Обосновать целесообразность применения дыхательных упражнений на учебно-тренировочных занятиях по физической культуре со студентами с ограниченными возможностями сердечно-сосудистой системы и выявить наиболее эффективные из них.

4) Разработать и оценить эффективность методики применения дыхательных упражнений на учебно-тренировочных занятиях по физической культуре со студентами с ограниченными возможностями сердечно-сосудистой системы.

Объект исследования. Содержание и направленность учебно-тренировочных занятий по физической культуре со студентами с ограниченными возможностями сердечно-сосудистой системы.

Предмет исследования. Систематическое применение дыхательных упражнений на учебно-тренировочных занятиях по физической культуре со студентами с ограниченными возможностями сердечно-сосудистой системы.

В рамках решения 1-й задачи исследования был проведен анализ специальной литературы, который показал, что проблема снижения здоровья студенческой молодежи РФ на сегодняшний день является крайне актуальной. По словам аналитиков, начавшееся в 90-е годы XX столетия общее снижение уровня здоровья нации по

большинству показателей (увеличение заболеваемости и смертности, снижение темпов рождаемости, уменьшение средней продолжительности жизни и пр.), в первую очередь, было вызвано обострением социально-экономических проблем в стране [26], что обусловило заметное повышение нервно-психического напряжения в обществе и повлекло за собой всплеск сердечно-сосудистых заболеваний. Происходящее в государстве неизбежно отразилось на студенчестве, в результате чего в 90-е годы было зафиксировано резкое возрастание количества студентов с различными отклонениями в состоянии здоровья по сравнению с 60-80-ми годами [28,

5].

Характер учебной деятельности студентов, сложившийся в начале XXI века, усугубил проблемную ситуацию, связанную с состоянием здоровья молодого поколения страны. Труд студентов сегодня - это напряженная умственная деятельность; причем в последние годы ее напряженность неуклонно возрастает в силу увеличивающегося потока информации и компьютеризации обучения. Все чаще в расписании занятий встречаются дни, когда у студентов запланировано пять, а иногда даже шесть пар учебных занятий. При этом перерывы между занятиями, как правило, 10 мин, что является минимальной гигиенической нормой при рекомендованной - 20 мин. В свободное время, как свидетельствуют наблюдения специалистов [19, 27], студенты в основном заняты выполнением домашних заданий, либо пассивным отдыхом. Как следствие, многочасовое сидение за партами при явном недостатке двигательной активности логично ведет к возникновению у студентов нарушений в опорно-двигательном аппарате, непрерывная умственная работа - к нервно-эмоциональному напряжению, обуславливающему возникновение нарушений ССС. Крайне опасное влияние гиподинамии на молодой организм усугубляется отсутствием режима в организации важных составляющих здорового образа жизни, таких, как прием пищи, сон, пребывание на открытом воздухе и пр., а также наличием вредных привычек.

Совокупность перечисленных особенностей жизнедеятельности студенчества, по всей

видимости, стала причиной стабильного увеличения количества студентов с ослабленным здоровьем, отнесенных по результатам медосмотра к СМГ для занятий физической культурой, - в настоящее время в разных регионах РФ их количество колеблется от 25% до 45% [9, 48, 41, 4, 16]. При этом среди поводов перевода студентов в СМГ преобладают нарушения ССС, опорно-двигательного аппарата, зрения, на долю которых в общей сложности приходится до 80% всех отклонений в состоянии здоровья студенческой молодежи в целом по стране. Эти же нозологические группы являются самыми стабильно прогрессирующими: нарушения опорно-двигательного аппарата - около 3-4% в год; сердечно-сосудистой системы - около 2-3% в год; зрения - около 0,5-2% в год [20].

При этом специалистами отмечается все большее «омоложение» заболеваний ССС. В частности, по словам академика Е.И. Чазова [17], если распространенность патологий ССС среди лиц пожилого возраста за последние 5 лет увеличилась на 4%, то их же распространенность среди лиц до 25 лет - на 82%. Что касается основных причин возникновения нарушений ССС, то проведенный анализ специальной литературы позволяет заключить, что их возникновение, прежде всего, обусловлено несоблюдением принципов здорового образа жизни - низкой двигательной активностью, неправильным питанием, курением, злоупотреблением алкоголем, стрессом [12, 37, 9, 43, 30].

В связи с тем, что подавляющее большинство студентов с ограниченными возможностями ССС занимаются физической культурой в СМГ, особую актуальность приобретает вопрос научного обоснования выбора эффективных средств коррекции состояния здоровья таких студентов и методики применения этих средств в рамках плановых УТЗ по физической культуре. Анализ документов, регламентирующих преподавание учебной дисциплины «Физическая культура» в вузах, показал, что за кафедрами физического воспитания законодательно закреплено право самостоятельно разрабатывать учебные программы для СУО. Отличительной особенностью таких программ, по словам Н.В. Ба-

205

лышевой [4], является попытка решения оздоровительной задачи занятий путем выбора оптимального подхода к комплектованию СМГ и подбор соответствующих средств физической культуры. При этом, по мнению большинства исследователей, наиболее эффективным является распределение студентов в группы с учетом их нозологических особенностей, поскольку в этом случае существенно возрастают возможности направленного использования средств физической культуры для оздоровления занимающихся [7, 25, 33, 44, 10, 3, 47, 15, 31, 20]. При определении содержания УТЗ по физической культуре со студентами с ограниченными возможностями ССС первостепенной задачей является определение оптимальных величин физической нагрузки, соответствующих увеличению ЧСС в коридоре 55-75% от тах [6, 8, 13, 18, 4]. К числу наиболее рекомендуемых средств коррекции функционального состояния ССС относятся циклические упражнения аэробной направленности и ациклические упражнения умеренной интенсивности, в том числе силовые и дыхательные упражнения (ДУ).

Анализ литературы, посвященной исследованиям физиологического воздействия ДУ на ССС занимающихся, позволил сделать вывод о том, что применение ДУ является мощным средством оздоровления организма за счет нормализации деятельности сердца и системы кровообращения [32, 21, 14, 46], а разнообразие методик их применения дает возможность индивидуального выбора ДУ в зависимости от целевой направленности дыхательной тренировки.

В рамках решения 2-й задачи исследования путем детального изучения медицинской документации было установлено, что в 20052006 уч. г. врачами Центра семейной медицины БелГУ к СМГ было отнесено 10,5% студентов-первокурсников; в 2006-2007 уч. г. -13,6%; в 2007-2008 уч. г. - 25,4%; в 2008-2009 уч. г. - 32,4%; в 2009-2010 уч. г. - 33,8%. На последующих курсах отмечено стабильное уменьшение количества студентов, занимающихся физической культурой в ОМГ и увели-

чение количества студентов, либо занимающихся в СМГ, либо освобожденных от УТЗ по физической культуре. Так, если в 2005-2006 уч. г. 79,5% студентов 1-3 курсов относились к ОМГ, 9,1% - к СМГ, то в 2009-2010 уч. г. -уже 47,5% относились к ОМГ, 28,1% - к СМГ. При этом в среднем у 30-40% студентов Бел-ГУ, отнесенных к СМГ, выявлены нарушения ССС. Более того, процентное соотношение таких студентов стабильно увеличивается. Так, в 2005 г. число студентов с ограниченными возможностями ССС составило 29,0%, в 2006 г. - 30,5%, в 2007 г. - 33,5%, в 2008 г. -38,3%, в 2009 г. - 40,9%. Полученные данные в целом подтвердили выводы специалистов о наличии стойкой тенденции снижения уровня здоровья выпускников школ и студентов вузов и о высокой распространенности нарушений ССС в молодежной среде.

Функциональное состояние ССС испытуемых оценивалось по объективным и субъективным показателям. В качестве объективных показателей выступали: ЧСС в покое, артериальное давление (АД), пульсовое давление (ПД), систолический объем крови (СОК), минутный объем крови (МОК), пробы Штанге и Генча, ортостатическая проба, проба Руффье, модифицированный Гарвардский степ-тест (по E.H. Копейкиной, 2010), вегетативный индекс Кердо (ВПК), индекс Скибинской. В качестве субъективных показателей были использованы ответы на вопросы анкеты, предложенной А.П. Пустозеровым, А.Г. Гостевым [34] для оценки состояния ССС. В качестве показателей физического развития были использованы рост, вес, окружность талии, окружность бедер, экскурсия грудной клетки (ЭГК), жизненная емкость легких (ЖЕЛ), кистевая динамометрия; в качестве показателей физической подготовленности - сгибание и разгибание рук в упоре лежа (сила мышц плечевого пояса), наклон со скамейки (гибкость), проба Ромберга (способность к равновесию), тест Фирилевой (способность к согласованию движений).

206

Таблица 1

Результаты оценки функционального состояния ССС у девушек различных групп здоровья

(ОМГ п=30; СМГ п=30; ГНСС п=26)

Показатели ОМГ СМГ ГНСС

ЧСС в покое плохо плохо плохо

АД пониженное САД пониженное САД повышенное ДАД повышенное ДАД

пд норма норма Норма

СОК меньше нормы меньше нормы меньше нормы

мок норма норма норма

проба Штанге хорошо хорошо хорошо

проба Генча хорошо хорошо хорошо

ортопроба хорошо неудовлетворительно неудовлетворительно

проба Руффье хорошо хорошо удовлетворительно

ИГСТ (модиф.) средне средне слабо

ВПК уравновешенность уравновешенность уравновешенность

индекс Скибинской удовлетворительно удовлетворительно удовлетворительно

Проведенное комплексное исследование показало, что в студенческом возрасте нарушения ССС проявляются, прежде всего, в снижении физической работоспособности, в уменьшении экономичности функционирования ССС и устойчивости организма к гипоксии, в возникновении гипотонических состояний и вегето-сосудистой неустойчивости, что влечет за собой регулярное ухудшение самочувствия по ряду субъективных признаков. Данные соматические особенности влияют и на некоторые аспекты жизнедеятельности студентов: так, девушки с ограниченными возможностями ССС чаще других болеют простудными заболеваниями, чаще отмечают у себя нарушения сна и аппетита, реже бывают на открытом воздухе, меньше времени уделяют двигательной активности. Их общий уровень здоровья, оцененный по методике Апанасенко, ниже даже по сравнению с девушками СМГ с другими нозоло-гиями. При этом по показателям физического развития и физической подготовленности студентки с ограниченными возможностями ССС заметно не отличаются от студенток СМГ: для них характерны соответствующие возрастным нормам весо-ростовые соотношения, хорошая подвижность грудной клетки, не дотягивающая до нормы ЖЕЛ, достаточное развитие относительной силы, удовлетворительное развитие гибкости и способности к равновесию, неудовлетворительное развитие силы мышц плечевого пояса и способности к согласованию движений.

В рамках решения 3-й задачи исследования путем анализа научной литературы и интервью-

ирования было установлено наличие положительного опыта коррекции выявленных у студентов сердечно-сосудистых нарушений с помощью ДУ Исследование физиологических механизмов воздействия ДУ на организм занимающихся показало, что их корригирующее влияние на ССС, в первую очередь, определяется применением полного дыхания и интервальной гипоксии с целью развития реакций адаптации. При этом, поскольку обучение полному дыханию является содержательной основой большинства известных в настоящее время систем ДУ, любая из них может быть использована для реализации данного компонента дыхательной тренировки. Что касается интервальной гипоксии, то в этом плане одной из первых научно обоснованных методик является методика волевой ликвидации глубокого дыхания (ВЛГД), предложенная доктором К.П. Бутейко и успешно апробированная на тысячах больных в условиях НИИ и стационаров. Эффективность метода Бутейко считается доказанной в лечении кардиореспираторных заболеваний и, прежде всего, бронхиальной астмы. Также к числу наиболее известных и широко применяемых методик гипоксического характера относится парадоксальная гимнастика А.Н. Стрельниковой. Согласно результатам многочисленных исследований, методика Стрельниковой способствует ликвидации многих проблем, вызванных болезненным состоянием сосудов, и оказывает выраженный лечебный эффект, в том числе при таких заболеваниях, как сердечная недостаточность и ги-

207

пертоническая болезнь. Помимо хорошо известных и широко применяемы« методик Бутейко и Стрельниковой в последние годы большую популярность во всем мире получила основанная на древневосточных дыхательных практиках гипок-сическая методика «Body flex», разработанная американкой Грир Чайлдерс. В настоящее время доказанным является положительное воздействие методики «Body flex» на повышение физической работоспособности, общее улучшение функционального состояния кардиореспираторной системы, а также на снижение веса занимающихся [45, 22, 11, 20].

Таким образом, анализ специальной литературы позволил выделить три методики ДУ, широко применяемые в оздоровительны« целях и содержащие такие рекомендуемые студентам с ограниченными возможностями ССС компоненты дыхательной тренировки, как полное дыхание и интервальная гипоксия. Дополнительным стимулом при выборе этих методик явился тот факт, что все они, согласно Примерной программе по дисциплине «Технологии физкультурно-спортивной деятельности», разработанной С.П. Евсеевым, О.Э. Аксеновой [38], входят в число средств оздоровительной физической культуры, рекомендованных для изучения в вузах по специальности «022500 - Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)».

В соответствии с классификацией ДУ Е.Н. Копейкиной [20] способы воздействия на организм занимающихся каждой из перечисленных методик ДУ достаточно полярные:

- методика Бутейко - ДУ гиповентиляци-онного и гиперкапнического характера, выполняются с задержкой дыхания без сочетания с физическими упражнениями;

- методика Стрельниковой - ДУ гипервентиляционного и гиперкапнического характера, выполняются с активным вдохом, без задержки дыхания, в сочетании с физическими упражнениями динамического характера;

- методика Чайлдерс - ДУ гипервентиляционного и гиперкапнического характера, выполняются с активным выдохом, на задержке дыхания, в сочетании с физическими упражнениями статического и динамического характера.

Результативность применения указанных методик ДУ на плановых УТЗ по физической

культуре в СМГ исследовалась с помощью лабораторного эксперимента, который проводился на кафедре физического воспитания №1 БелГУ во II семестре 2007-2008 уч. г.

Были сформированы четыре группы: три экспериментальные и одна контрольная. В ЭГ1 (п=20) в основной части УТЗ по физической культуре проводились ДУ по методике Стрельниковой; в ЭГ2 (п= 18) по методике Бутейко; в ЭГ3 (п=21) по методике Чайлдерс. В КГ (п=29) содержание основной части УТЗ соответствовало рабочей программе кафедры физического воспитания №1 БелГУ, разработанной преподавателями для всех студентов с отклонениями в здоровье без разделения их по нозологии. Подготовительная и заключительная части УТЗ во всех группах были одинаковыми. Занятия проводились в соответствии с расписанием академических групп 2 раза в неделю по 90 мин. Общий обыем занятий в каждой группе составил 68 часов. Всего в эксперименте приняли участие 88 студенток 1-2 курсов (17-19 лет), отнесеннык врачами к СМГ по причине имеющихся у них сердечно-сосудистык нарушений, среди которых были: вегето-сосудистая дистония, гипотония, гипертония, аритмия сердца, недостаточность кровообращения.

В результате эксперимента у девушек ЭГ} произошли достоверные изменения по следующим показателям: уменьшилось АД (118/74 мм. рт. ст. - до эксп., 106/66 - после); увеличилась ЖЕЛ (2,3 л - до эксп., 2,9 - после); увеличилась кистевая динамометрия (правая кисть: 26,5 ёаК -до эксп., 30,3 - после; левая кисть: 26,1 ёаК - до эксп., 28,3 - после); улучшилась способность к согласованию движений (6,7 усл. ед. - до эксп., 3,9 - после). При оценке соматического здоровья по методике Апанасенко было выявлено достоверное улучшение в значениях жизненного индекса (42,5 усл. ед. - до эксп., 53,5 - после); силового индекса (48,8 усл. ед. - до эксп., 53,8 - после); индекса Робинсона (101,5 усл. ед. -до эксп., 92,6 - после); времени восстановления ЧСС после умеренной нагрузки (2 мин 17 сек -до эксп., 1 мин 55 сек - после). Средний результат суммы баллов всех пяти показателей увеличился с 0,05±0,84 балла в начале эксперимента до 4,55±0,7 балла - в конце, что позволило изменить заключение об уровне соматического здоровья с оценки «низкий» на оценку «ниже среднего» (рё<0,05, по критерию Стьюдента).

208

Содержание УТЗ по физической культуре в ЭГр ЭГ2, ЭГ,

Таблица 2

часть занятия время содержание виды деятельности

подготовительная 20 мин - организация внимания - измерение ЧСС в покое - подготовка организма к выполнению упражнений в основной части занятия - строевые упражнения - ходьба с заданиями (на носках, пятках, внешнем и внутреннем своде стопы, и др.), медленный интервальный бег., ОРУ (на месте, в движении, с гимнастическими палками, в парах, с мячами и др.)

основная экспериментальный блок 30 мин. - увеличение подвижности грудной клетки - увеличение ЖЕЛ - развитие силы дыхательной мускулатуры - обучение управлению дыханием - повышение устойчивости организма к гипоксии и гиперкапнии - стабилизация и уменьшение ЧСС в покое - улучшение «насосной» функции сердечной мышцы - стабилизация АД ДУ по методике А.Н. Стрельниковой (ЭГ]): «Ладошки», «Ушки», «Кошка», «Насос», «Погончики», «Маятник головой», «повороты головы», «Перекаты», «Большой маятник», «Обними плечи», «Шаги», «Обезьянка», «Обезьянка лёжа» «Носочки-пяточки» ДУ по методике К.П. Бутейко (ЭГг): - подготовительные к ВЛГД упражнения: «Вытягивание как струна», «подъём рук за спиной», «покачивание», «вращение плечами», «скручивание», «наклон головы»; - непосредственное применение ВЛГД: «Правило правой и левой руки», асана «Змея», асана «Втягивание живота», медитация (от 3 до 10 мин.); - упражнения для выхода из ВЛГД: «зажмурить глаза», «кулаки», «массаж ушных раковин», «потягивание». ДУ по методике Грир Чайлдерс «Body flex» (ЭГ3): «Лев», «Уродливая гримаса», «Боковая растяжка», «Оттягивание ноги назад», «Сейко», «Алмаз», «Шлюпка», «Кошка», «Кренделек», «Растяжка подколенных сухожилий», «Брюшной пресс», «Ножницы»

комплексная тпениповка 20 мин. - развитие физических качеств (сила, гибкость, быстрота, координация) - комплексы упражнений в зале на гимнастических ковриках, с фитболами, гантелями, гимнастическими палками, в парах. - подвижные и спортивные игры малой и средней интенсивности (настольный теннис, бадминтон) - занятия на тренажерах - задания на координацию и внимание

заключительная 20 мин. - расслабление мышц и восстановление дыхания - измерение ЧСС после нагрузки - упражнения на расслабление - строевые упражнения

в с

СО

с: -с ф

0

ш ^

1

О"

э

О)

с р

Гсз 3

У девушек ЭГ2 достоверных изменений в показателях функционального состояния ССС, физического развития и физической подготовленности зафиксировано не было. При оценке соматического здоровья по методике Апанасенко ни по одному из пяти показателей достоверных изменений также не выявлено; средний результат суммы баллов увеличился с 2,7±0,8 балла в начале эксперимента до 2,8±0,7 балла - в конце, что, однако, не изменило заключение об уровне соматического здоровья, который в ЭГ2 соответствует позиции «низкий».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

У девушек ЭГ3 произошли достоверные изменения по следующим показателям: улучшились результаты ортопробы (33,6 усл. ед. - до эксп., 30,9 - после) и степ-теста (17,7 усл. ед. -до эксп., 18,5 - после); увеличились экскурсия

грудной клетки (3,4 см - до эксп., 6,3 - после), ЖЕЛ (2,6 л - до эксп., 3,5 - после), динамометрия левой кисти (25,7 ёаК - до эксп., 29,4 - после). При оценке соматического здоровья по методике Апанасенко было выявлено достоверное улучшение в значениях жизненного индекса (45,3 усл. ед. - до эксп., 62,3 - после); силового индекса (49,4 усл. ед. - до эксп., 55,5 - после); времени восстановления ЧСС после умеренной нагрузки (2 мин 6 сек - до эксп., 1 мин 47 сек -после). Средний результат суммы баллов всех пяти показателей увеличился с 2,4±0,6 балла в начале эксперимента до 6,1±0,5 балла - в конце, что позволило изменить заключение об уровне соматического здоровья с оценки «низкий» на оценку «ниже среднего» (рё<0,05 по критерию Стьюдента).

0,6

3,05

1 ,9 1 ,25

-0,3

2,72 2,39

0,1 1 -0,1

2,77

■а2

-0,8 3

0,83 0,5

-0,33

-0,61

-0,29 1 ,48

0,72 0,28 -0,5

-1 ,1

-0,41 -1 ,03

Э Г1

—Ф—инд е кс м а ссы (п о К е тле)

а Ж и з ненный инд е кс -Ж— Инде кс Роб инсона

после ЭГ2

ЭГ3

Силовой инд екс

после КГ

- -Й-- - Врем я восстановл ения п о сле 20 п рис е д аний —•— С у мм а б аллов

Рис. 1. Оценка соматического здоровья девушек ЭГ, ЭГ2, ЭГ3, КГ по методике Г.Л. Апанасенко до и после эксперимента

7

6 -

5 -

4 -

3,25

3

2

1 ,1 6

1 -

0,72

0

1 ,5

-1 ,52

до

п о сле

до

до

п о сле

до

Сравнение результатов лабораторного эксперимента между группами позволяет заключить, что наиболее заметные положительные изменения в состоянии здоровья студенток с ограниченными возможностями ССС произошли в группах, занимавшихся ДУ по методикам Стрельниковой и Чайлдерс - ЭГ1 и ЭГ3. В частности, у девушек этих групп были вы-

210

явлены достоверно более благоприятные итоговые показатели состояния кардиореспира-торной системы (индекс Скибинской), более высокие аэробные возможности организма (ЭГК, ЖЕЛ, ЖИ), более высокий уровень развития силы (кистевая динамометрия, силовой индекс) и гибкости (наклон со скамейки); наконец, общий более высокий уровень сомати-

ческого здоровья (сумма баллов по Апанасен-ко). Кроме перечисленного, в ЭГ1 были также выявлены более благоприятные показатели ортопробы и способности к согласованию движений; в ЭГ3 - более благоприятные показатели ЧСС в покое и ВИК. Результаты тестирования девушек ЭГ2 и КГ свидетельствуют об общем более слабом уровне их здоровья, но, вместе с тем, следует выделить ряд показателей, значения которых в этих двух группах оцениваются более высоко, чем в ЭГ1 и ЭГ3. Так, итоговый показатель МОК девушек ЭГ2 и КГ достоверно лучше, чем в ЭГ3; показатель степ-теста - лучше, чем в ЭГ1; весо-ростовые соотношения и способность к равновесию девушек ЭГ2 - лучше, чем в ЭГ1 и КГ. Тем не менее, совокупность полученных экспериментальных данных однозначно свидетельствует о целесообразности преимущественного использования ДУ по методикам Стрельниковой и Чайлдерс для осуществления положительной коррекции состояния здоровья студентов с ограниченными возможностями ССС на УТЗ по физической культуре.

В рамках решения 4-й задачи исследования на основании результатов лабораторного эксперимента была обоснована методика применения ДУ на УТЗ по физической культуре со студентами с ограниченными возможностями ССС и путем педагогического эксперимента осуществлена проверка ее эффективности.

При разработке экспериментальной методики мы опирались на данные специальной литературы и результаты лабораторного эксперимента. Основу разрабатываемой методики составили ДУ по методикам Стрельниковой и Чайлдерс, используемые в качестве основного средства коррекции состояния здоровья занимающихся. Упражнения по методике Бутейко использовались в качестве дополнительного средства для снятия напряжения и более быстрого восстановления после физической нагрузки. Применение ДУ осуществлялось в ком-

плексе с физическими упражнениями, направленными на улучшение физического развития и физической подготовленности. К числу таких упражнений были отнесены: упражнения в ходьбе и беге; ОРУ; упражнения, направленные на развитие физических качеств; подвижные игры и эстафеты умеренной интенсивности. Кроме того, в результате дополнительного изучения специальной литературы было принято решение о включении в содержание экспериментальных занятий оздоровительного плавания, являющегося, по мнению специалистов, одним из наиболее действенных способов улучшения функционального состояния ССС, прежде всего потому, что само по себе нахождение в воде способствует улучшению кровоснабжения сердца и мышечных тканей, что на фоне более легкой переносимости физической нагрузки уменьшает стрессовое воздействие на сердечную мышцу и улучшает аэробные возможности организма [23, 24].

Руководствуясь представленными в специальной литературе рекомендациями к организации занятий дыхательной гимнастикой [20], упражнения по методикам Стрельниковой и Чайл-дерс не совмещались в одном занятии, в связи с чем их применение строилось на основе чередования: первые 12 занятий в I семестре студенты осваивали ДУ по методике Стрельниковой, последние 12 занятий в I семестре - по методике Чайлдерс; во II семестре освоенные системы применялись строго через одно занятие. Блок УТЗ с применением оздоровительного плавания был рассчитан на 8 занятий и применялся дважды: в середине I семестра при переходе от освоения ДУ по методике Стрельниковой к освоению ДУ по методике Чайлдерс и в начале II семестра как вариант втягивающих занятий после выкода студентов с зимних каникул. С учетом проведения трех типов экспериментальных занятий были разработаны два варианта УТЗ разной продолжительности: 90 мин - для занятий в зале, 45 мин - для занятий в бассейне (схема).

211

Структура УТЗ по физической культуре с применением ДУ по авторским методикам (90 мин)

СЛ «

Ф со С

3

Подготовительная часть (20 мин)

к

я

(Я <п

ю нП ч я 2

о «

X я я

ей И

сз со

О

Основная часть (50 мин)

и о

я и -В. х я

с г к

>» ® ~

Он § О

о ас &

к

ас к

и и ю

я я

<и С-

V

С

® Я "я4

ч £ я

гг а з

ее я О

* 2 ГЛ

Я ^

1—1

Заключительная часть (20 мин)

к <и X

щ Я Я

й ц «

Я ® й

5 ш 2

2 й &

« Я л-. ^

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

>. я 1 и &

о т

V о

н £ я

из 2

О

я ЬС

о

я

5 к я «

и со Я Я

8 £ -

йоГ-'

Я ей >, О* 05

X

5 ?

С

■N1 "N1

О

О Ой 0)

(V)

о

Го КЗ

"со

СТРУКТУРА УТЗ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ СО СТУДЕНТАМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ ССС

ОРУ на суше для плечевого пояса

Игры на воде, купание

Подготовительная часть (10 мин)

Основная часть (30 мин)

Заключительная часть (5 мин)

Структура УТЗ по физической культуре с применением оздоровительного плавания (45 мин)

Подготовительная часть УТЗ в соответствии с рекомендациями специалистов, разработанными для лиц с ослабленным здоровьем, была несколько длиннее общепринятой и длилась 20 мин при занятиях в зале и 10 мин - при занятиях в бассейне [1, 4, 20]. В подготовительной части УТЗ с применением ДУ использовались упражнения в ходьбе, ОРУ, переменный бег. Было разработано два варианта комплексов упражнений в ходьбе, которые определенным образом чередовались. Вариант №1 включал: ходьбу на носках, пятках, внутреннем и внешнем своде стопы, перекатом с пятки на носок, в полуприседе, спиной вперед, спиной вперед в полуприседе, с высоким подниманием бедра, с захлестыванием голени, с поворотами на 180° и 360°, скрестные шаги правым и левым боком, ходьбу выпадами, имитацию спортивной ходьбы. Вариант №2 включал упражнения в ходьбе с гимнастической палкой, направленные на профилактику нарушений осанки и развитие координации. ОРУ, рекомендованные лицам с ограниченными возможностями ССС, были сгруппированы в три комплекса (на месте, в парах, с предметами), которые чередовались через два занятия. Переменный бег выполнялся в строгой дозировке и по времени не превышал 5 мин. В начале экспериментальных занятий время выполнения ходьбы превышало время бега. Увеличение времени бега происходило раз в неделю, за исключением занятий во II семестре, когда время выполнения бега увеличивалось один раз в две недели. Темп перемещения в ходьбе был рекомендован средний, скорость шагов в беге выбиралась индивидуально. Студенты, имеющие противопоказания, в случае ухудшения самочувствия заменяли бег быстрой ходьбой.

Продолжительность основной части УТЗ составляла 50 мин при занятиях в зале, 30 мин -при занятиях в бассейне. Основная часть УТЗ с применением ДУ состояла из двух частей: 30 мин - выполнение ДУ по одной из методик (Стрельниковой, либо Чайлдерс); 20 мин - вариативная часть, поочередно включающая либо упражнения на развитие физических качеств, либо подвижные игры и эстафеты умеренной интенсивности. Вариативная часть УТЗ поочередно включала упражнения на развитие физических

качеств, либо подвижные игры и эстафеты умеренной интенсивности. Всего было разработано четыре комплекса упражнений на развитие физических качеств продолжительностью 10 мин каждый - на развитие силы, быстроты, гибкости, координации. Данные комплексы были составлены с учетом рекомендаций для студентов с ограниченными возможностями ССС и включались в основную часть УТЗ в различнык сочетаниях раз в неделю. Второй раз в неделю в вариативную часть УТЗ включались игры, либо эстафеты умеренной интенсивности.

Заключительная часть УТЗ в соответствии с рекомендациями специалистов, разработанными для лиц с ослабленным здоровьем, была несколько длиннее общепринятой и длилась 20 мин при занятиях в зале и 5 мин - при занятиях в бассейне [1]. Содержание заключительной части УТЗ варьировалось: раз в неделю применялся метод ВЛГД Бутейко, раз в неделю -комплекс упражнений в растягивании. В первом варианте заключительной части УТЗ 10 мин отводилось на выполнение ВЛГД по Бутейко, 10 мин - на выполнение упражнений для выхода из метода: «тибетский рецепт долголетия», асана «змея», асана «втягивание живота», расслабление. Во втором варианте заключительной части УТЗ в течение 20 мин выполнялся комплекс упражнений в растягивании, направленных на растягивание крупный и мелких мышеч-нык групп. Все задания выполнялись медленно в сочетании с равномерным дыханием. В этой части занятия использовалось музыкальное сопровождение.

Оценка эффективности экспериментальной методики применения ДУ на УТЗ по физической культуре со студентами с ограниченными возможностями ССС осуществлялась на основании результатов сравнительного педагогического эксперимента, который проводился на кафедре физического воспитания №1 БелГУ с сентября 2008 г. по июнь 2009 г. В нем приняли участие 56 студенток 1-2 курсов, отнесенные к СМГ по причине нарушений ССС. Были сформированы две группы: экспериментальная (ЭГ, п=26) и контрольная (КГ, п=30). Студенты КГ занимались по кафедральной программе дисциплины «Физическая культура», разработанной препода-

213

вателями для СМГ. В ЭГ в рабочую программу кафедры была включена экспериментальная методика. УТЗ проводились в соответствии с расписанием академических групп 2 раза в неделю по 90 мин. Общий объем занятий, проведенных в рамках педагогического эксперимента, в каждой группе составил 136 часов. В начале и в кон-

Обобщение результатов диагностики функционального состояния ССС позволяет заключить, что по большинству обследованных показателей у девушек ЭГ после экспериментальных

це эксперимента было проведено тестирование с целью выявления различий в функциональном состоянии ССС, физическом развитии, физической подготовленности, соматическом здоровье, а также в показателях самочувствия, активности, настроения, успешности обучения студенток контрольной и экспериментальной групп.

3

занятий произошли достоверные положительные изменения. В частности, у большинства испытуемых в ЭГ экономизировалась деятельность миокарда, улучшились аэробные возможности

Таблица

Функциональное состояние ССС студенток ЭГ (п=26), КГ (п=30) до и после эксперимента

Показатели Порядок тестирования ЭГ Р ЭГ-КГ КГ

х ± т Р х ± т Р

ЧСС в покое (уд/мин) до 81,0±2,5 * *** 83,8±2,49

после 76,03±1,7 83,07±2,37

АД (мм.рт.ст.) САД до 112,39±1,44 ** 111,8±1,58

после 112,12±0,75 112,53±2,05

ДАД до 74,39±1,52 *** 74,93±1,63

после 74,23±0,67 76,33±1,01

Пульсовое давление (мм.рт.ст.) до 38,08±1,64 ** ** 36,87±1,4

после 37,88±0,84 36,2±1,76

Систолический объём крови (мл) до 57,59±1,56 ** *** 56,58±1,44

после 57,53±0,73 55,42±1,1

Минутный объём крови (л/мин) до 4,66±0,19 4,75±0,18

после 4,37±0,11 4,62±0,18

Проба Штанге (сек) до 48,96±2,9 * 50,47±2,9

после 53,14±3,41 45,54±2,49

Проба Генча (сек) до 32,5±2,5 * * 30,89±1,71

после 41,03±1,69 28,98±2,01

Ортостатическая проба (разница уд/мин) до 23,12±3,89 23,2±2,49

после 18,27±3,08 24,18±3,81

Проба Руффье (усл.ед.) до 10,87±1,04 ** 11,49±0,67

после 9,92±0,67 11,42±0,71

Модифицированный степ-тест (усл.ед.) до 19,25±0,66 * 18,45±0,49

после 19,39±0,93 17,75±0,43

Индекс Кердо (усл.ед.) до 6,31±3,23 ** 8,34±3,44

после 1,26±2,21 6,02±2,8

Индекс Скибинской (усл.ед.) до 17,02±1,34 * 17,46±1,36

после 21,11±1,71 17,07±1,46

*- различия достоверны по критерию Стьюдента (рё<0,05)

** - различия достоверны по критерию Фишера (рё<0,05)

*** - различия достоверны по критериям Стьюдента и Фишера (рё<0,05)

организма, повысилась физическая работоспособность, улучшились кислородтранспорт-ные возможности организма и общее состояние кардиореспираторной системы. При этом итоговые показатели ЧСС в покое, ДАД, ПД, СОК, проб Штанге и Генча, а также модифицированного степ-теста в ЭГ достоверно лучше, чем в КГ. Интересно, что в КГ ни по одному из обследованных показателей функционального состояния ССС достоверных изменений выявлено не было (табл. 3).

Обобщение результатов диагностики физического развития и физической подготовленности позволяет заключить, что по большинству обследованных показателей у девушек ЭГ произошли более заметные положительные изменения, чем у девушек КГ. В частности, у большинства испытуемых в ЭГ увеличились подвижность грудной клетки, ЖЕЛ, сила, гибкость, координация. В КГ произошло улучшение силы и гибкости. При этом в ЭГ итоговые показатели силы, гибкости, координации достоверно лучше, чем в КГ (табл. 4).

Таблица 4

Физическое развитие и физическая подготовленность студенток ЭГ (п=26) и КГ (п=30) до и после эксперимента

Показатели Порядок тестирования ЭГ Р ЭГ-КГ КГ

х ± m Р х ± m Р

Рост (см) до 165,23±1,34 164,38±1,29

после 165,73±1,15 164,77±1,25

Вес (кг) фактический до 58,63±1,69 58,35±2,06

после 58,06±1,67 57,47±1,78

оптимальный до 60,48±0,95 59,34±1,29

после 60,1±0,9 59,91±1,24

Окружность талии (см) до 69,54±1,34 69,5±1,65

после 68,73±1,35 68,93±1,49

Окружность бёдер (см) до 96,0±1,2 96,33±1,35

после 95,96±1,33 96,4±2,47

Экскурсия грудной клетки (см) до 5,1±0,34 * 5,6±0,28

после 5,98±0,35 5,57±0,3

ЖЕЛ факт. (л) до 2,76±0,13 ** 2,84±0,11

после 2,97±0,88 3,0±0,12

ЖЕЛ должн. (л) до 3,69±0,55 3,64±0,57

после 3,7±0,47 3,66±0,55

Наклон со скамейки (см) до 6,81±1,02 * ** 7,9±0,84 **

после 10,85±0,76 8,77±1,15

Динамометрия (daN) правая кисть до 22,23±0,8 24,4±0,54

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

после 24,31±1,3 23,5±0,69

левая кисть до 22,1±0,99 22,67±0,51

после 23,04±1,14 22,5±0,85

Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа (кол-во раз) до 3,04±0,84 * ** 4,6±0,91 **

после 6,5±0,65 6,23±1,22

Проба Ромберга (с) до 9,68±1,66 *** * 11,66±1,49

после 17,96±3,31 10,52±1,27

Коэффициент координации (по Фирилёвой) до 6,82±0,75 * * 6,96±0,67

после 3,78±0,2 6,38±0,56

*- различия достоверны по критерию Стьюдента (рё<0,05)

** - различия достоверны по критерию Фишера (рё<0,05)

*** - различия достоверны по критериям Стьюдента и Фишера (рё<0,05)

215

Обобщение результатов диагностики соматического здоровья по методике Апанасенко позволяет заключить, что по большинству обследованных показателей у девушек ЭГ произошли более заметные положительные изменения, чем у девушек КГ. В частности, у большинства испытуемых в ЭГ увеличились аэробные возможности организма и физическая работоспособность,

Проведенные в ЭГ дополнительные исследования также дали благоприятные результаты, подтверждая тем самым положительное влияние экспериментальных занятий. В частности, установлено, что самочувствие и настроение испытуемых изменялись в лучшую сторону в процессе УТЗ, на которых применялась экспериментальная методика. В дневниках самоконтроля, которые вели все девушки ЭГ, большинство испытуемых отмечают улучшение сна и аппетита; повышение умственной работоспособности; меньшее утомление в дни, когда есть занятия

менее выраженной стала реакция ССС на умеренную нагрузку, возрос общий уровень соматического здоровья. В КГ возросли аэробные возможности организма. При этом в ЭГ итоговые показатели аэробных возможностей организма и времени восстановления ЧСС после умеренной нагрузки достоверно лучше, чем в КГ (табл. 5).

5

физической культурой; возникновение интереса к активному отдыху и занятиям физическими упражнениями; снижение частоты возникновения недомоганий, связанных с имеющимися сердечно-сосудистыми нарушениями. Несколько девушек отмечают, что стали выполнять комплексы Стрельниковой и Чайлдерс самостоятельно; двое студенток увлекли своих матерей занятиями ДУ по методике Чайлдерс.

Кроме того, установлено, что девушки ЭГ после года экспериментальных занятий стали более успешны в учебе. Для каждой испытуемой

Таблица

Оценка соматического здоровья девушек ЭГ (п=26) и КГ (п=30) до и после педагогического эксперимента

Показатели порядок тестирования ЭГ Р ЭГ-КГ КГ

индекс х ± т баллы х ± т Р индекс х ± т баллы х ± т Р

Индекс массы (по Кетле) до 17,7±0,5 -1,15±0,18 17,73±0,6 -1,2±0,19

после 17,5±0,5 -1,19±0,17 17,43±0,5 -1,2±0,19

Силовой индекс до 62,79±3,84 1,62±0,32 63,07±2,1 2,2±0,23

после 58,43±2,55 1,62±0,26 44,4±1,88 0,1±0,24

Жизненный индекс до 48,54±2,95 1,12±0,34 ** 49,7±2,31 1,3±0,26 **

после 52,08±1,89 1,54±0,29 52,1±1,68 1,53±0,27

Время восстановления ЧСС после 20 приседаний, выполненных за 30 сек (мин) до 2,05±0,38 1,27±0,4 * *** 2,0±0,06 1,5±0,45

после 1,16±0,06 4,0±0,36 1,46±0,07 2,4±0,41

Индекс Робинсона до 91,3±3,49 0,08±0,23 ** *** 93,6±2,9 -0,17±0,19

после 85,23±1,98 0,31±0,18 93,9±3,56 -0,23±0,26

Сумма балов до 2,92±1,48 * * 3,63±1,31

после 6,27±1,25 2,6±1,35

Уровень здоровья до низкий ниже среднего

после ниже среднего низкий

*- различия достоверны по критерию Стьюдента (рё<0,05)

** - различия достоверны по критерию Фишера (рё<0,05)

*** - различия достоверны по критериям Стьюдента и Фишера (рё<0,05)

был рассчитан средний балл за все экзамены в сессии. Далее по совокупности средних баллов всей выборки были рассчитаны среднегруппо-вые баллы до и после эксперимента, которые сравнивались друг с другом. До эксперимента средние баллы студенток ЭГ находились в диапазоне от 3,0 до 5,0 баллов, а средний балл в группе составил 4,05±0,1. После эксперимента средние баллы девушек переместились в диапазон от 3,2 до 5,0 балла, а средний балл в группе составил 4,14±0,09 (различия не достоверны). В лучшую сторону изменилось процентное соотношение отметок, полученных испытуемыми в период сессии. Так, после педагогического эксперимента увеличилось количество экзаменов, за которые студентки получили отметки «хорошо» и «отлично», и, соответственно, снизилось количество отметок «удовлетворительно». Большинство студенток ЭГ в обеих летних сессиях сдали зачеты и экзамены в установленные сроки. Тем не менее, количество девушек, аттестовавшихся вне установленные сроки, после эксперимента сократилось: 30,8% - до эксперимента, 23,1% - после.

Таким образом, в совокупности полученные данные позволяют заключить, что разработанная методика применения дыхательных упражнений на УТЗ по физической культуре со студентами с ограниченными возможностями ССС способствует положительной коррекции функционального состояния ССС занимающихся и, как следствие, повышению общего уровня их соматического здоровья. Установлено также положительное влияние экспериментальных занятий на самочувствие, настроение и успешность образовательной деятельности испытуемых.

Заключение. Проведенные исследования подтвердили выдвинутую гипотезу и доказали целесообразность целенаправленного систематического применения дыхательных упражнений, включающих полное дыхание и интервальную гипоксию, на УТЗ по физической культуре со студентами с ограниченными возможностями ССС с целью укрепления здоровья занимающихся.

ВЫВОДЫ

1. Изучение специальной научной и методической литературы позволяет заключить, что

главным средством коррекции состояния здоровья лиц с ограниченными возможностями сердечно-сосудистой системы большинство специалистов считают двигательную активность и к числу наиболее эффективных ее видов относят циклические упражнения аэробной направленности, в том числе ходьбу, бег, плавание, а также ациклические упражнения умеренной интенсивности, в том числе силовые и дыхательные упражнения.

2. Исследование особенностей состояния здоровья студентов БелГУ показало, что нарушения сердечно-сосудистой системы в студенческом возрасте проявляются, прежде всего, в снижении физической работоспособности, в уменьшении экономичности функционирования сердечно-сосудистой системы и устойчивости организма к гипоксии, в возникновении гипотонических состояний и вегето-сосудистой неустойчивости, что влечет за собой регулярное ухудшение самочувствия по ряду субъективных признаков. Общий уровень соматического здоровья студентов с ограниченными возможностями сердечно-сосудистой системы, оцененный по методике Апана-сенко, ниже, чем у студентов основной медицинской группы и студентов специальной медицинской группы с другими нозологиями.

3. Исследование физического развития и физической подготовленности студентов БелГУ показало, что студенты с ограниченными возможностями сердечно-сосудистой системы заметно не отличаются от студентов СМГ: для них характерны соответствующие возрастным нормам весо-ростовые соотношения, хорошая подвижность грудной клетки, не дотягивающая до нормы ЖЕЛ, достаточное развитие относительной силы, удовлетворительное развитие гибкости и способности к равновесию, неудовлетворительное развитие силы мышц плечевого пояса и способности к согласованию движений.

4. Исследование некоторых аспектов жизнедеятельности студентов БелГУ показало, что студенты с ограниченными возможностями сердечно-сосудистой системы чаще других болеют простудными заболеваниями, чаще отмечают у себя нарушения сна и аппетита, реже бывают на открытом воздухе, меньше времени уделяют двигательной активности.

217

5. Путем анализа научной литературы и интервьюирования было установлено наличие положительного опыта коррекции выявленных у студентов сердечно-сосудистых нарушений с помощью дыхательных упражнений. Исследование физиологических механизмов воздействия дыхательных упражнений на организм занимающихся показало, что их корригирующее влияние на сердечно-сосудистую систему, в первую очередь, определяется применением полного дыхания и интервальной гипоксии с целью развития реакций адаптации. В результате изучения существующих систем дыхательных упражнений в теории и на практике были выделены три методики, широко применяемые в оздоровительных целях и содержащие искомые компоненты дыхательной тренировки, - методики К.П. Бутейко, А.Н. Стрельниковой, Г. Чайлдерс.

6. Результаты лабораторного эксперимента, в ходе которого исследовалась эффективность применения методик дыхательных упражнений А.Н. Стрельниковой, К.П. Бутейко, Г. Чайлдерс на плановых учебно-тренировочных занятиях по физической культуре со студентами с ограниченными возможностями сердечно-сосудистой системы показали, что наиболее заметные положительные изменения в состоянии здоровья испытуемых произошли в группах, занимавшихся дыхательными упражнениями по методикам Стрельниковой и Чайлдерс. У студентов этих групп были выявлены достоверно более благоприятные итоговые показатели состояния кар-диореспираторной системы, более высокие аэробные возможности организма, более высокий уровень развития силы и гибкости, общий более высокий уровень соматического здоровья, чем в контрольной группе и в группе, занимавшейся дыхательными упражнениями по методике Бутейко.

7. Анализ результатов педагогического эксперимента по проверке эффективности разработанной методики применения дыхательных упражнений на учебно-тренировочных занятиях по физической культуре со студентами с ограниченными возможностями сердечно-сосудистой системы позволил установить, что данная методика способствует положительной коррекции состояния здоровья занимающихся. У сту-

дентов экспериментальной группы в итоговом тестировании были выявлены достоверно более высокие показатели экономичности функционирования сердечно-сосудистой системы, более высокие аэробные возможности организма, более выраженная устойчивость к гипоксии, более высокая физическая работоспособность и менее заметная реакция организма на физическую нагрузку, а также более высокий уровень развития силы, гибкости, координации и, наконец, общий более высокий уровень соматического здоровья, чем в контрольной группе.

8. В процессе проведения педагогического эксперимента было выявлено положительное влияние экспериментальной методики применения дыхательных упражнений на учебно-тренировочных занятиях по физической культуре со студентами с ограниченными возможностями сердечно-сосудистой системы на самочувствие, настроение и успешность обучения испытуемых.

Литература:

1. Аксенова, О.Э. Содержание и организация адаптивной физической культуры в профессиональной подготовке студентов высшего учебного заведения: Уч.-метод. пособие / О.Э. Аксенова. -СПб: Изд-во СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта,

2003. - 88 с.

2. Американская Ассоциация Кардиологов. Прогулки и здоровое сердце / Американская Ассоциация Кардиологов. - М.: Восточная Книжная Компания, 1997. - 208 с.

3. Анисимова, В.А. Формирование у студентов вуза физической культуры готовности к самообразованию: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Вера Александровна Анисимова. - Челябинск, 2003 - 180 с.

4. Балышева, Н.В. Укрепление здоровья студенток, имеющих нарушения сердечно-сосудистой системы, средствами дозированной оздоровительной ходьбы и бега: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Наталья Владимировна Балышева. -Белгород, 2010. - 234 с.

5. Белова, О.А. Соматическое здоровье школьников-подростков / О.А. Белова // Российский физиологический журнал им. И.М. Сеченова. - М,

2004. - Т. 90, № 8. - С. 352.

6. Булич, Э.Г. Физическое воспитание в специальных медицинских группах / Э.Г. Булич. - М.: Высшая школа. 1986. - 256 с.

218

7. Витшас, В.В. О работе по физической культуре с третьей (врачебной) группой в высших учебных заведениях / В.В. Витшас // Теория и практика физической культуры. - 1939. - № 5. -С. 46-51.

8. Волков, А.Г. Физические нагрузки для студентов с отклонениями со стороны сердечно-сосудистой системы / А.Г. Волков // Теория и практика физической культуры. - 1997. - № 4. - С. 14-16.

9. Волкова, Т.И. Физическое воспитание студентов, отнесенных по состоянию здоровья в группу лечебной физической культуры (ЛФК): Учеб. пособие / Т.И. Волкова. - Чебоксары: ЧИЭМ СПбГПУ, 2007. - 235 с.

10. Вучева, В.Н. Научно-методические основы формирования гуманистически ориентированной физической культуры студенток педагогических специальностей: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / В. В. Вучева. - Москва, 1998. - 155 с.

11. Горелов, А.А. Дыхательные упражнения как фактор улучшения состояния здоровья студентов с заболеваниями органов дыхания / А.А. Горелов, О.Г. Румба, Е.Н. Копейкина // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта: науч.-теоретич. журнал. - СПб: Изд-во НГУ им. П.Ф. Лесгафта, 2008, вып. 11(45). - С. 21-25.

12. Давиденко, Д.Н. Социальные и биологические основы физической культуры: Учеб. пособие / отв. ред. Д.Н. Давиденко / Д.Н. Давиденко, А.И. Зорин, В.Е. Борилкевич. - СПб: СПбГУ, 2001. -208 с.

13. Давиденко, Е.В. Основы физического воспитания школьников с ослабленным здоровьем. Специальные медицинские группы / Е.В. Давиден-ко, Р.В. Чудная // Теория и методика физического воспитания: Учебник для студентов вузов ФК / под ред. Т.Ю. Круцевич. - Киев: Олимп. литература, 2003. - Т. 2. - С. 113-166.

14. Дембо, А.Г. Спортивная кардиология: Руководство для врачей / А.Г. Дембо, Э.В. Земцовский. -Л.: Медицина, 1989. - 464 с.

15. Дробышева, С.А. Повышение двигательных возможностей студентов с заболеванием веге-то-сосудистой дистонией средствами физического воспитания: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Светлана Анатольевна Дробышева. - Волгоград, 2004. - 139 с.

16. Жмыхова, А.Ю. Коррекционная направленность физической подготовки студентов специальной медицинской группы на основе их морфофункци-ональных особенностей: Автореф. дис. ... канд. пед. наук / А.Ю. Жмыхова. - М., 2010. - 24 с.

17. Каджая, В. Страна повышенного давления. Сердечно-сосудистые болезни косят наше население в самом цветущем возрасте / В. Каджая // Независимая газета. - М., 2009. - 28.01.2009.

18. Каинов, А.Н. Физическая культура. Система работы с учащимися специальных медицинских групп: рекомендации, планирование, программы / авт.-сост. А.Н. Каинов, И.Ю. Шалаева. - Волгоград: Учитель, 2009. - 185 с.

19. Кондаков, В.Л. О необходимости повышения двигательной активности студентов вузов / В.Л. Кондаков, А.Н. Усатов, В.Н. Усатов, Е.В. Говер-довская // Культура физическая и здоровье: науч.-методич. журнал. - Воронеж: Изд-во ВГПУ, 2008, вып. 5 (19). - С. 55-60.

20. Копейкина, Е.Н. Построение процесса физического воспитания студенток с нарушениями в состоянии дыхательной системы: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Евгения Николаевна Копейкина. -Белгород, 2010. - 239 с.

21. Меерсон, Ф.З. Адаптация к высотной гипоксии // Физиология адаптационных процессов. - М.: Наука, 1986. - С. 224-248.

22. Меркулова, Е.А. Дыхательные упражнения на занятиях физической культурой со студентами / Е.А. Меркулова, Ф.Х. Чемоданова // Физическая культура и здоровье студентов вузов: Матер. IV Междунар. науч.-практич. конф., 31 марта 2008 г. / СПбГУП - СПб.: Изд-во СПбГУП, 2008.- С. 74-75.

23. Морозов, С.Н. с соавт. Водные виды спорта: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / Н.Ж. Булгакова, М.Н. Максимова, М.Н. Маринич и др.; Под ред. Н.Ж. Булгаковой. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 320 с.

24. Морозов, С.Н. Оздоровительное, лечебное и адаптивное плавание: Учеб. пособие для студ. вузов / Н.Ж. Булгакова, С.Н. Морозов, О.И. Попов и др. / под ред. Н.Ж. Булгаковой. - М.: ИЦ «Академия», 2008. - 432 с.

25. Наумов, Б.А. Физическое воспитание в высшей школе: Метод. пособие для студентов и преподавателей / Б.А. Наумов. - Л., 1962. - 148 с.

26. Основы здорового образа жизни петербургского студента: Учебник / под ред. В.П. Соломина. - СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. - 319 с.

27. Основы культуры здоровья студентов: Учеб. пособие / сост. С.В. Скляров / под ред. Д.Н. Давиденко. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2009. - 150 с.

28. Петленко, В.П. Этюды валеологии: здоровье как человеческая ценность / В.П. Петленко, Д.Н. Давиденко. - СПб, 1999. - 295 с.

219

29. Пивнева, М.М. Коррекция функционального состояния сердечно-сосудистой системы студентов средствами оздоровительной аэробики / М.М. Пивнева, О.Г. Румба // Культура физическая и здоровье: науч.-методич. журнал. - Воронеж: Изд-во ВГПУ, 2010, вып. 5(30). - С. 60-65.

30. Позднышева, Е.А. Влияние занятий оздоровительной аэробикой на развитие силовых способностей студенток нефизкультурных вузов / Е.А. Позднышева, Ж.А. Ломтева, Л.С. Фадеева / Пути совершенствования физической подготовки студенческой молодежи в современных условиях: сборник научных трудов. - Чебоксары: ЧИЭМ, 2009. - С. 180-183.

31. Попов, С.Н. Лечебная физическая культура: Учебник для студентов вузов / С.Н. Попов, Н.М. Валеев, Т.С. Гарасева и др. // под ред. С.Н. Попова. - М.: Академия, 2004. - 416 с.

32. Прессман, А.П. Кровяное давление и сосудистый тонус: В физиологии патологии кровообращения / А.П. Прессман. - М.: Медгиз, 1952. - 194 с.

33. Прошляков, В.Д. Контроль и самоконтроль на занятиях по физическому воспитанию / В.Д. Прошляков, Т.М. Морозова // Теория и практика физической культуры. - 1983. - № 5. - С. 35-36.

34. Пустозеров, А.И. Оздоровительная физическая культура: Учеб.-метод. пособие / А.И. Пустозеров, А.Г. Гостев. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2008. - 85 с.

35. Скуратович, М.Н. Методика занятий по физическому воспитанию в вузе со студентами специальной медицинской группы с различными вариантами вегетативной дисфункции: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Марина Николаевна Скуратович. - Омск, 2006. - 142 с.

36. Теория и методика физического воспитания: Учебник для вузов физ. восп. и спорта (в двух томах) / под ред. Т.Ю. Круцевич. - Киев: Олимпийская литература, 2003. - 424 с. (т. 1), 392 с. (т. 2).

37. Теория и организация адаптивной физической культуры: Учебник в 2 т. / под общ. ред. проф. С.П. Евсеева. - М.: Советский спорт, 2007. - 448 с.

38. Технологии физкультурно-спортивной деятельности: Примерная программа для студентов, обучающихся по специальности 022500 - Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) / сост. С П. Евсеев, О.Э. Аксенова. - СПб, 2004. - 34 с.

39. Токмакова, О.Н. Совершенствование физической подготовленности студенток специального медицинского отделения вуза на основе расширенного использования дозированной ходьбы и бега: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Ольга Николаевна Токмакова. - М., 1999. - 125 с.

40. Усатов, А.Н. Самостоятельная физическая тренировка как средство повышения двигательной активности студенческой молодежи: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Александр Николаевич Усатов. - Белгород, 2010. - 160 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

41. Фазлеева, Е.В. Анализ распределения студентов I курса на медицинские группы в 2007-2008 учебном году / Е.В. Фазлеева, Е.А. Меркулова, Ф.Х. Чемоданова // Пути совершенствования физической подготовки студенческой молодежи в современных условиях: Матер. Всерос. науч.-практич. конф., 15-16 января 2009 г. / ЧИЭиМ. -Чебоксары, 2009. - С. 140-141.

42. Физическая культура. Примерная программа для высших учебных заведений / сост. В.И. Ильи-нич, Ю.И. Евсеев. - М., 2000. - 72 с.

43. Физическая культура: Учеб. пособие / под ред. Е.С. Григоровича, В.А. Переверзева. - Минск: Высшая школа, 2008. - 224 с.

44. Чаговадзе, А.В. Физическое воспитание в реабилитации студентов с ослабленным здоровьем: Учеб. пособие для студентов вузов / А.В. Чаговадзе, В.Д. Прошляков, М.Г. Мацук // под ред. А.В. Чаговадзе. - М.: Высшая школа, 1986. - 144 с.

45. Чайлдерс, Г. Великолепная фигура за 15 минут в день / Г. Чайлдерс; пер. с англ. Е.А. Мартин-кевич. - Мн.: Попурри, 2006. - 208 с.

46. Щуров, А.Г. Лечебная физическая культура: Учеб.-методич. пособие / А.Г. Щуров. - СПб: Изд-во ВИФК, 1994. - 145 с.

47. Юденко, И.Э. Организационно-методические условия оздоровительных занятий студенток специальной медицинской группы с диагнозом ней-роциркуляторная дистония. На примере вузов г. Сургута: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Ирина Эдуардовна Юденко. - Сургут, 2002. - 160 с.

48. Яцковская, Л.Н. Оздоровительно-образовательный тренинг студентов, временно освобожденных от занятий физическим воспитанием по состоянию здоровья: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Л. Н. Яцковская. - Москва, 2007. -125 с.

220

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.