Е.Н. КОПЕЙКИНА, старший преподаватель О.Г. РУМБА, кандидат педагогических наук, доцент А.А. ГОРЕЛОВ, доктор педагогических наук, профессор (г. Белгород)
ОЗДОРОВЛЕНИЕ СТУДЕНТОК С НАРУШЕНИЯМИ В СОСТОЯНИИ ДЫХАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ СРЕДСТВАМИ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ
Статья подготовлена в рамках реализации Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 -2013 годы, направление «Гуманитарные науки», мероприятие 1.2.1 «Проведение научных исследований научными группами под руководством докторов наук», конкурс № НК-416П, проект «Психолого-педагогические технологии повышения умственной и физической работоспособности, снижения нервно-эмоционального напряжения у студентов в процессе образовательной деятельности».
Статья рекомендована к печати доктором педагогических наук, профессором А.И. Крыловым, доктором педагогических наук, профессором А .В. Лотоненко.
Аннотация. В статье обосновываются методические рекомендации по применению дыхательной гимнастики на учебно-тренировочных занятиях по физической культуре со студентками с нарушениями в состоянии дыхательной системы.
Ключевые слова: физическая культура, специальная медицинская группа, студентки с нарушениями в состоянии дыхательной системы, дыхательные упражнения, система Стрельниковой, система «Бодифлекс», оценка уровня физического развития и функционального состояния занимающихся.
E.N. KOPEIKINA, a senior teacher
O.G. RUMBA, the candidate of pedagogical science, senior lecturer A.A.GORELOV, the doctor of pedagogical sciences, professor (Belgorod)
IMPROVEMENT OF STUDENTS WITH RESPIRATORY DISABILITIES BY MEANS OF BREATHING TECHNIQUES
Abstract. At the article methodical recommendations are substantiated by application of breathing gymnastics on learn-training lessons of physical training with students who has respiratory disabilities.
Key words: physical education, special medical group, students with respiratory organ's disease, respiratory exercises, Strelnikova's system, «Bodyflex» system, an estimation of level of level of physical development and student's functional condition.
Введение. В последние годы наблюдается заметное снижение уровня здоровья студенческой молодёжи, в результате чего в настоящее время около 30% всех российских студентов занимаются физической культурой в специальные медицинских группах и около 5% имеют полное освобождение от занятий физической культурой по состоянию здоровья. По нозологии одними из наиболее распространённых являются нарушения в состоянии дыхательной системы (ДС):
на их долю приходится, по разным данным, от 5% до 37% всех отклонений в здоровье студентов. Кроме того, в студенческой среде данная патология относится к числу стабильно прогрессирующих - прирост в среднем составляет до 1,5% в год. Среди взрослого населения страны заболевания ДС распространены ещё больше. В частности, установлено, что данная патология стоит на 4-м месте среди причин смертности людей старшего возраста [4]. В связи с этим осо-
бую актуальность приобретает профилактика нарушений в состоянии ДС уже в молодом возрасте, в том числе среди студентов.
Знакомство с большим количеством работ по проблеме оздоровления лиц с нарушениями в состоянии ДС показало, что большинство специалистов в этой области важную роль отводят средствам физической культуры и особенно рекомендуют применение дыгхательныгх упражнений. Однако эти средства используются в основном либо в специальные медицинских учреждениях (диспансеры, кабинеты ЛФК), либо в качестве самостоятельный занятий лицами зрелого и пожилого возраста. Сведений о систематическом применении дыхательной гимнастики для оздоровления студентов специальной медицинской группы (СМГ) с патологией органов дыхания нами обнаружено не было. Имеющиеся рекомендации по проведению занятий физической культурой в СМГ предусматривают занятия дыхательными упражнениями со всеми студентами специального отделения без разделения их по нозологическому признаку и носят скорее ознакомительный характер [1, 20, 21, 17, 5].
Таким образом, актуальность проблемы заключается в стабильном увеличении числа студентов с нарушениями в состоянии дыгхатель-ной системы. Суть проблемы заключается в противоречии между наличием эффективных средств физической культуры, способствующих оздоровлению ДС, и отсутствием научно обоснованных рекомендаций по систематическому применению этих средств на учебно-тренировочных занятиях по физической культуре со студентами с данной патологией.
Актуальность проблемы и необходимость поиска путей ее решения обусловили выдвижение рабочей гипотезы, которая строилась на следующем предположении: предполагалось, что дыхательная гимнастика является одним из наиболее эффективных средств укрепления и оздоровления дыхательной системы. При этом целесообразным является варьирование и сочетание воздействий дыхательных упражнений различных режимов. Использование дыхательной гимнастики в качестве основного средства в комплексе с другими средствами оздоровления (ходьбой, бегом низкой ин-
тенсивности, общеразвивающими упражнениями и т.п.) на учебно-тренировочных занятиях по физической культуре со студентами с нарушениями в состоянии дыхательной системы будет способствовать улучшению функции дыхания, повышению уровня физического развития, физической подготовленности, функциональной тренированности, общему укреплению здоровья занимающихся, что, в свою очередь, окажет положительное влияние на успешность их образовательной деятельности.
Цель исследования: Научно обосновать целесообразность систематического применения дыхательных упражнений как основного средства оздоровления студенток с нарушениями в состоянии дыхательной системы на учебно-тренировочных занятиях по физической культуре.
Задачи исследования:
1) Изучить особенности организации учебно-тренировочных занятий по физической культуре в специальной медицинской группе и опыт использования средств физической культуры для оздоровления лиц с нарушениями в состоянии дыхательной системы.
2) Оценить уровень соматического здоровья и характер образа жизни студенток с нарушениями в состоянии дыхательной системы.
3) Исследовать влияние дыхательных упражнений различных режимов по известным авторским методикам на повышение функциональных возможностей дыхательной системы и организма в целом.
4) Разработать методические рекомендации по применению дыхательной гимнастики на учебно-тренировочных занятиях по физической культуре со студентками с нарушениями в состоянии дыхательной системы и оценить их эффективность.
Для решения 1-й задачи исследования нами на основе теоретического анализа и обобщения специальной литературы была определена степень научной разработанности проблемы и составлено обыективное представление о современной теории и методике оздоровительной физической культуры студентов СМГ, а также о средствах физической культуры, рекомендуемых для занятий с лицами, имеющими нарушения в состоянии ДС.
В частности, было установлено, что в настоящее время ввиду отсутствия единой программы по физической культуре для студентов СМГ кафедры физического воспитания большинства вузов разрабатывают собственные учебные программы по этому предмету для специального отделения. Отличительной особенностью таких программ является попытка решения оздоровительной задачи занятий через принципы формирования специальных медицинских групп и подбор соответствующих средств физической культуры. По вопросу формирования СМГ среди специалистов существуют различные мнения, однако большинство из них считают, что наиболее эффективным является распределение студентов в группы с учетом их нозологических особенностей, поскольку в этом случае существенно возрастают возможности направленного использования средств физической культуры для оздоровления занимающихся [6, 14, 16, 22, 7, 2, 23, 10, 15, 12]. Арсенал средств, предлагаемых специалистами для занятий физической культурой со студентами СМГ, невероятно велик. При этом в качестве основного средства большинство авторов рассматривают гимнастику и ее разновидности, такие как: йога, пилатес, каланетика, оздоровительная аэробика, дыгхательная гимнастика и пр. [3, 19, 8, 9, 13, 11, 18].
Для лиц с нарушениями в состоянии ДС наиболее рекомендуемыми средствами физической культуры являются прогулки на свежем воздухе, закаливание, оздоровительное плавание и дыгха-тельная гимнастика. При этом дыхательную гимнастику рекомендует подавляющее большинство специалистов. Однако единого мнения о преимуществе той или иной системы дыхательных упражнений для оздоровления лиц с патологией органов дыгхания нами выывлено не было.
Для решения 2-й задачи на основе результатов тестирования были определены различия в физическом развитии, физической подготовленности, функциональной тренированности, соматическом здоровье студенток с нарушениями в состоянии ДС от студенток основной и специальной медицинской групп здоровья. По большинству обследованныгх показателей девушки с нарушениями в состоянии ДС не имеют достоверный
отличий от девушек специальной медицинской группы с другими нозологиями. Эти девушки в среднем обладают ростом, соответствующим нормам своего возраста; весом, несколько ниже оптимального; удовлетворительной экскурсией грудной клетки; жизненной емкостью легких, не достающей до нормы; удовлетворительным уровнем развития силы, гибкости, координации; артериальным давлением, соответствующим норме; плохими показателями ЧСС в покое; недостаточной нервной регуляцией сердечно-сосудистой системы; средней физической работоспособностью; хорошей устойчивостью к гипоксии; удовлетворительным состоянием кардиореспиратор-ной системы; низкими показателями соматического здоровья. Главные отличия в состоянии здоровья девушек с патологией ДС от девушек основной и специальной медицинской групп выявлены в показателях, характеризующих состояние кардиореспираторной системы. В частности, у девушек основной группы здоровья достоверно лучше показатели жизненной емкости легких, степ-теста, пробы Штанге, жизненного индекса, времени восстановления ЧСС после 20 приседаний, а также выше уровень соматического здоровья. У девушек специальной медицинской группы достоверно лучше показатели ортостатичес-кой пробы и пробы Штанге.
Исследование психоэмоционального состояния студенток различных групп здоровья с помощью цветового теста Люшера показало, что девушки с нарушениями в состоянии ДС имеют много общего с девушками СМГ. В частности, в этих двух группах выявлен идентичный преимущественный выбор цвета по шести позициям из восьми. Интерпретация полученныгх результатов позволяет заключить, что общим для девушек с ослабленным здоровьем является эмоциональная направленность на себя, стремление нравиться, зависимость от мнения окружающих, чувствительность, ранимость, эгоистические тенденции, избегание серьезных обязательств и ответственности. При этом девушки СМГ отличаются особой эмоциональной возбудимостью, тревожностью, зависимостью от авторитетов, а девушки с патологией ДС - пассивностью, инертностью, стремлением к покою, интересом ко всему иррациональному. Цветовые предпочте-
ния девушек основной группы здоровья, в целом, заметно отличаются от выбора девушек с ослабленным здоровьем. Так, эти студентки в целом более активны и открыты, им свойственна большая направленность во вне и устремлённость в будущее. Общим для всех групп девушек является интерес к самоопределению в жизни и стремление к успеху в обществе.
В результате исследования образа жизни студенток различных групп здоровья более заметные негативные тенденции были выявлены в группе девушек с нарушениями в состоянии ДС. В частности, 100% девушек этой группы имеют хронические заболевания (в основном это тонзиллит и астма); они чаще болеют простудными заболеваниями; у них хуже аппетит; они меньше и хуже спят; быстрее утомляются в течение дня и в большей степени испытывают потребность в дневном отдыхе; им тяжело даются физические нагрузки, в результате которых они зачастую испытывают те или иные проблемы со стороны ДС, следствием чего является более низкая двигательная активность девушек этой группы и меньший интерес к её повышению. Кроме того, девушки с патологией ДС менее успешны в учёбе. При всём при этом пятая часть этих девушек курят и более 80% употребляют спиртное в среднем раз в месяц.
В комплексе проведённые исследования по изучению здоровья и особенностей образа жизни студенток различных медицинских групп свидетельствуют о целесообразности выщеления студенток с нарушениями в состоянии ДС в отдельную группу для занятий физической культурой. В этой группе занятия должны строиться на основе строгой дозировки физической нагрузки и подбора эффективных упражнений, способствующих укреплению ДС и нормализации её функционирования.
Для решения 3-й задачи был проведён лабораторный эксперимент по исследованию влияния дыгхательныгх упражнений (ДУ) различные режимов. Изучение специальной литературы, раскрывающей сущность различных дыхательных практик, позволил условно классифицировать их по нескольким параметрам:
- при выполнении ДУ активный вдох / либо выдох;
- сочетание ДУ с физическими упражнениями / либо нет;
- сочетание ДУ с физическими упражнениями динамического / либо статического характера;
- выполнение ДУ с задержкой дыхания / либо без нее;
- ДУ гипер - / либо гиповентиляционного характера;
- ДУ с накоплением С02 (гиперкапничес-кие) / либо без него (гипокапнические).
Анализ некоторые дыхателыных гимнастик и классификация их по различным признакам позволили выделиты две методики дыхателыных упражнений, противоположных по несколыким параметрам одновременно, что дает возмож-носты более наглядно сравниты влияние дыхателыных упражнений различных режимов. Так, нами были отобраны широко известная и давно зарекомендовавшая себя методика парадоксалы-ного дыхания А.Н. Стрелыниковой (активный вдох, дыхание поверхностное, сочетание ДУ с физическими упражнениями динамического характера во время вдоха, выполнение упражнений без задержки дыгхания) и получившая свое распространение совсем недавно, однако основанная на древнекитайских практиках, система дыхателыных упражнений Г. Чайлдерс «Body flex» (активный выщох, сочетание ДУ с физическими упражнениями статического характера на задержке дыхания).
Были сформированы 3 группы: две экспе-рименталыные (ЭГр ЭГ2) и контролыная (КГ). В ЭГ на занятиях по физической кулытуре в основной части занятия проводилисы дыхателыные упражнения по методике Стрелыниковой, в ЭГ2 - по методике Чайлдерс. Содержание основной части занятий по физической кулытуре в КГ соответствовало рабочей программе кафедры физического воспитания №1 БелГУ, разработанной преподавателями для всех студентов с отклонениями в здоровые без разделения их по нозологическому типу. Подготовителыная и заключи-телыная части занятий во всех трех группах были одинаковыми. Занятия проводилисы в соответствии с расписанием академических групп 2 раза в неделю по 80-90 минут. Общий обыём занятий, проведенных в рамках лабораторного эксперимента, в каждой группе составил 68 часов. В
начале и в конце семестра (в январе и мае 2008 г.) было проведено тестирование с целью выявления различий в физическом развитии, физической подготовленности, функциональной тренированности, соматическом здоровье испытуемых до и после лабораторного эксперимента.
Сопоставление результатов исходного и итогового тестирования позволило установить, что у девушек обеих экспериментальные групп достоверные улучшения были зафиксированы только в показателях, характеризующих состояние кардиореспираторной системы. При этом наиболее эффективными, с точки зрения оздоровления ДС, оказались дыхательные упражнения по методике Чайлдерс. В этой группе достоверно лучшие итоговые результаты были зафиксированы по следующим показателям: экскурсия грудной клетки, ЖЕЛ, проба Штанге, жизненный индекс, индекс Робинсона. Упражнения по методике Стрельниковой более заметный эффект оказали на состояние сердечно-сосудистой системы (ССС), о чём свидетельствуют достоверные положительные изменения в показателях ЧСС в покое и пробы Руффье, а также - на состояние кардиореспираторной системы в целом, подтверждением чему служит достоверное улучшение индекса Скибинской.
Авторские методики Стрельниковой и Чайлдерс не оказали заметного влияния на показатели физического развития и физической подготовленности занимающихся, равно как и на ряд показателей функциональной тренированности, таких, например, как артериальное давление, ор-тостатическая проба, время восстановления ЧСС после 20 приседаний. Тем не менее, сравнение итоговые значений большинства исследованные показателей свидетельствуют о соответствии уровней физического развития, физической подготовленности, функциональной тренированности, соматического здоровья девушек контрольной и экспериментальные групп.
Всё вместе позволяет сделать вывод о целесообразности включения в содержание занятий по физической культуре со студентками с нарушениями в состоянии ДС дыхательных упражнений по авторским методикам Стрельниковой и Чайлдерс.
На основе обобщения результатов лабораторного эксперимента были разработаны методические рекомендации по проведению заня-
тий физической культурой со студентками с нарушениями в состоянии ДС:
1. Рекомендуется для занятий физической культурой со студентами, отнесёнными по состоянию здоровья к СМГ, формировать учебные группы по нозологическому принципу. При такой организации на учебно-тренировочных занятиях (УТЗ) возможно максимально реализовать оздоровительные задачи физической культуры с учётом специфики нарушений в здоровье, а также с учётом показаний и противопоказаний для занятий физическими упражнениями.
2. Для повышения оздоровительного эффекта УТЗ по физической культуре со студентами СМГ, имеющими нарушения в состоянии ДС, рекомендуется использование дыхательных упражнений, направленных на преимущественное решение следующих задач: обучение полному дыханию и произвольному управлению дыханием; развитие дыхательной мускулатуры; увеличение подвижности грудной клетки и диафрагмы; увеличение обыёма грудной клетки и лёгких; повышение устойчивости организма к гипоксии и гипокапнии; улучшение дренажной функции бронхов; а также в зависимости от стадии заболевания - улучшение вентиляции лёгких.
3. Дыеательныге упражнения на УТЗ по физической культуре со студентами с патологией ДС рекомендуется использовать в качестве основного средства оздоровления в комплексе с другими средствами физической культуры, что будет способствовать общему укреплению соматического здоровья занимающихся.
4. С целью всестороннего оздоровления ДС рекомендуется сочетать дыхательные упражнения различных режимов. В частности, целесообразно применение динамических упражнений, выполняемых на активном вдохе через нос при неполном выщохе по методике А.Н. Стрельниковой, и статических, изометрических, изотонических упражнений, выполняемых на задержке дыхания после полного выдоха по методике Г. Чайлдерс.
5. Целесообразно применение дыеательные упражнений в основной части занятия, поскольку в этом случае усиливается оздоровительный эффект упражнений на подготовленный к нагрузкам организм занимающихся. Кроме того, при такой организации будет сохранена общепринятая трёх-частная структура УТЗ, позволяющая комплексно
решать все поставленные задачи (образовательные, оздоровительные, развивающие и т.д.).
6. С целью достижения максимального оздоровительного эффекта дыхательной гимнастики рекомендуется не совмещать в одном УТЗ дыхательные упражнения различных режимов. Прежде всего, это объясняется тем, что комплексы дыхательных упражнений необходимо выполнять в полном объеме, но не превышая предусмотренных для них 40-45 мин учебного времени. Сочетание в одном УТЗ дыхательных упражнений различных режимов может негативно отразиться на качестве выполняемых упражнений и удлинить время, отведенное на дыхательную гимнастику, что не позволит в полной мере реализовать другие задачи занятия, а также отрицательно скажется на самочувствии занимающихся.
Содержание эксперим
В рамках решения 4-й задачи исследования был проведен педагогический эксперимент, в ходе которого оценивалась эффективность разработанных методических рекомендаций.
Были сформированы 2 группы: экспериментальная (ЭГ) и контрольная (КГ). В ЭГ занятия по физической культуре проводились с учетом разработанных методических рекомендаций. При этом применение упражнений двух дыхательных систем осуществлялось в следующем режиме: в первой половине I семестра (сентябрь-октябрь 2008 г.) занимающиеся осваивали упражнения по методике Чайлдерс, во второй половине I семестра (ноябрь-декабрь 2008 г.) -по методике Стрельниковой; во II семестре (февраль-май 2009 г.) освоенные системы дыхательных упражнений применялись строго через одно занятие (таблицы 1, 2).
Таблица 1
талъных занятий в ЭГ
часть занятия
-
и
г-
СО О гС
ч о И
«
й
И
Л се
ч
н
о
£Г (Ч
У
ч
и
й
со
время
2 О
(Ч
задачи
- Организация внимания Подготовка организма к выполнению упражнений в основной части занятия
- Построение
- Ходьба с заданиями (на носках, пятках, внешнем и внутреннем своде стопы, и др.), медленный бег., ОРУ (на месте, в движении, с гимнастическими палками, в парах, с мячами и др.)
- Увеличение подвижности грудной клетки
- Увеличение ЖЕЛ
- Развитие силы дыхательной мускулатуры
- Улучшение проходимости дыхательных путей
- Увеличение легочной вентиляции и газообмена
- Обучение управлению дыханием
- Повышение устойчивости организма к гипоксии и гипокапнии
Развитие двигательных способностей (сила, гибкость, быстрота, координация) Расслабление и снятие напряжения организма
средства
Комплексы по методике Стрельниковой (КС):
- КС-1 («Отбросим болезнь», «Обними плечи», «Кошка», «Рок-н-ролл», «Полуприседания», «Большой маятник»);
- КС-2 («Изгоним болезнь», «Шаги», «Насос», «Забрасывание ноги назад», «Обними плечи», «Перекаты»);
- КС-3 («Полуприседания», «Кошка», «Обними плечи», «Отбросим болезнь», «Забрасывание ноги назад», «Насос»).
Комплексы по методике Чайлдерс (КЧ):
- КЧ-1 («Лев», «Уродливая гримаса», «Боковая растяжка», «Брюшной пресс», «Ножницы», «Кошка», «Маятник», «Косой пресс»);
- КЧ-2 («Лев», «Уродливая гримаса», «Кренделек», «Растяжка подколенных сухожилий», «Оттягивание ноги назад», «Сейко», «Шлюпка», «Кошка», «Отведение ноги в сторону», «Приседание в плие», «Качели», «Мост»);
- КЧ-3 («Лев», «Уродливая гримаса», «Боковая растяжка», «Алмаз», «Маятник», «Косой пресс»).
- Комплексы упражнений в залах на гимнастических ковриках, с фитболами, гантелями, медболами, гимнастическими палками, в парах.
- Подвижные игры и эстафеты малой и средней интенсивности.
- Занятия в тренажерном зале
- Задания на координацию и внимание
- Упражнения на расслабление_
В КГ занятия проводились по утверждённой на кафедре физического воспитания №1 учебной программе. Занятия проводились в соответствии с расписанием академических групп 2 раза в неделю по 80-90 минут. Общий обыём занятий, проведённые в рамках педагогического эксперимента, в каждой группе составил 136 часов. В начале и в конце учебного года (в сентябре 2008 г. и июне 2009 г.) было проведено тестирование с целью выявления различий в физическом развитии, физической подготовленности, функциональной тренированности, соматическом здоровье испытуемых до и после педагогического эксперимента.
Таблица 2
Режим применения дыхательных упражнений на УТЗ по физической культуре со студентками ЭГ
5,78 '
4,85
4,73
4,13
3,6
Упражнения по системе Г. Чайлдерс (Body flex ) Упражнения по системе А.Н. Стрельниковой
Анализ резулытатов тестирования позволил установиты, что между группами достоверные изменения произошли лишы по четырём показателям, из которые все достоверно лучше оказалисы в ЭГ. К ним, в частности, относятся: экскурсия грудной клетки, ЧСС в покое, время восстановления ЧСС после 20 приседаний, проба Ромберга. Достоверного преимущества КГ в резулытате эк-сперименталыных занятий ни по одному из показателей обнаружено не было.
Внутри групп по ряду обследованные показателей также произошли достоверные изменения. Так, в ЭГ достоверно улучшилисы следующие показатели: экскурсия грудной клетки, ЖЕЛ, проба
Штанге, индекс Ски-бинской, жизненный индекс, время восстановления ЧСС после 20 приседаний, силовой индекс, кистевая динамометрия, проба Ромберга. В КГ достоверные улучшения произошли по следующим показателям: ЖЕЛ, АД, жизненный индекс, координация, становая и кистевая динамометрия. В этой же группе ряд показателей достоверно ухудшился: экскурсия грудной клетки, ЧСС в покое, проба Ромберга. В ЭГ достоверные ухуд-
Рис. 1. Экспресс-оценка уровня соматического здоровья девушек ЭГ и КГ по методике Шений резулытаг°в °б-Г.Л. Апанасенко (1988) до и после педагогического эксперимента наружено не было
2,07
-0,15
-0,21
2,73
2,07
2,33
0,85
1,07
0,8
-0,06
-0,64
-0,86
-1,28
-■ -1,35
-1,26 I
-1,13
-1,28
до
- Индекс массы (по Кетле)
- Жизненный индекс Индекс Робинсона
после ЭГ
до после
—♦—Силовой индекс кг
# Время восстановления ЧСС после 20 приседаний Ж Сумма баллов
188
Сумма баллов, характеризующая уровень соматического здоровья по методике Апанасенко, в обеих группах увеличилась недостоверно, однако это увеличение позволило изменить заключение об уровне соматического здоровья испытуемых с оценки «низкий» на оценку «ниже среднего», что в целом можно расценивать как улучшение (рис. 1).
Обобщение произошедших в результате эксперимента изменений в показателях, характеризующих состояние ДС, позволяет заключить, что наиболее заметные достоверные улучшения в состоянии органов дыхания произошли у девушек ЭГ (таблица 3).
Таблица 3
Показатели состояния дыхательной системы студенток ЭГ (п=14) и КГ (п=15) до и после эксперимента
Показатели порядок тестир. ЭГ х ± ш Р между группами КГ х ± ш
Экскурсия ГК (см) до 5,92 ± 0,49 0,05 * 5,6 ± 0,34 0,05 **
после 7,21 ± 0,29 0,05 *,** 5 ± 0,74
ЖЕЛ (л) фактическая до 2,764 ± 0,13 0,05 * 2,778 ± 0,143 0,05 *,**
после 3,135 ± 0,13 3,240 ± 0,119
должная до 3,421 ± 0,105 3,467 ± 0,106
после 3,409 ± 0,108 3,458 ± 0,95
Проба Штанге (сек) до 37,55 ± 3,45 0,05 * 41,13 ± 3,81
после 50,32 ± 4,95 48,81 ± 3,91
Проба Генча (сек) до 28,64 ± 1,47 33,56 ± 3,05
после 31,14 ± 2,39 26,24 ± 2,29
Индекс Скибинской до 12,71 ± 1,47 0,05 * 17,14 ± 2,68
после 18,71 ± 2,45 18,06 ± 1,78
Оценка кардиореспираторной системы до удовл. удовл.
после удовл. удовл.
* - по критерию Стьюдента ** - по критерию Фишера
53,12
□ до ■ после
«отлично» -«хорошо»
только «хорошо» 0 7,14
«хорошо» -
"удовлетвор ительно" _ 14,28
после сессии | 15,5
7,14
в период сессии
192,85
28,57
57,14
Рис. 2. Динамика успешности обучения девушек экспериментальной группы
Положительная динамика была выявлена и при исследовании успешности обучения студенток с нарушениями в состоянии ДС в процессе педагогического эксперимента. В частности, у этих девушек увеличилось количество оценок «отлично» и снизилось количество оценок «удовлетворительно»; больше девушек стали учиться на оценки «отлично-хорошо» и меньше - на «хорошо-удовлетворительно»; увеличилось количество студенток, сдавших сессию в установленные сроки, и сократилось количество имеющих задолженности. Все вместе позволяет предположить, что улучшения, произошедшие в состоянии здоровья испытуемых, способствовали повышению их успешности в образовательной деятельности (рис. 2).
57,14
35,71
84,44
42,85
не
71,42
10%
20%
50%
60%
80%
90%
Таким образом, проведённые комплексные исследования подтвердили выдвинутую гипотезу и доказали целесообразность использования на практике разработанных методических рекомендаций по применению дыхательной гимнастики на УТЗ по физической культуре со студентками с нарушениями в состоянии ДС.
Выводы:
1. Теоретический анализ и обобщение литературные данные показал, что в вузах РФ, начиная с середины 90-х гг. XX столетия, наблюдается заметное снижение уровня здоровья студенческой молодёжи, в результате чего в настоящее время около 30% всех российских студентов занимаются физической культурой в специальных медицинских группах и около 5% имеют полное освобождение от занятий физической культурой по состоянию здоровья.
2. Исследования учёные свидетельствуют, что по нозологии одними из наиболее распространённые являются нарушения в состоянии дыхательной системы: на их долю приходится от 5% до 37% всех отклонений в здоровье студентов. При этом самыми распространёнными среди студентов являются различного рода нарушения в состоянии опорно-двигательного аппарата и сердечно-сосудистой системы - в совокупности к ним относятся до 80% всех отклонений в здоровье молодёжи в целом по стране. Самыми стабильно прогрессирующими являются нарушения в состоянии опорно-двигательного аппарата (прирост около 3-4% в год), сердечно-сосудистой системы (прирост около 2-3% в год), дыхательной системы (прирост около 0,8-1,5% в год), органов зрения (прирост около 0,5-2% в год).
3. Изучение специальной научной и методической литературы позволяет заключить, что большинство специалистов, занимающихся проблемой организации занятий физической культурой в специальных медицинских группах, наиболее целесообразным считают распределение студентов в группы с учётом их нозологических особенностей, поскольку в этом случае существенно возрастают возможности направленного использования средств физической культуры для оздоровления занимающихся.
4. Изучение литературы по проблеме оздоровления лиц с нарушениями в состоянии ДС позволило установить, что большинство специалистов в этой области важную роль отводят средствам физической культуры и использованию дыхательных упражнений, включающих: полное дыхание; произвольное управление дыханием; развитие дыхательной мускулатуры; увеличение подвижности грудной клетки и диафрагмы; увеличение обыёма грудной клетки и лёгких; повышение устойчивости организма к гипоксии и гипокапнии; улучшение дренажной функции бронхов.
5. Анализ физического развития, физической подготовленности, функциональной тренированности, соматического здоровья студенток различных медицинских групп позволил установить, что по большинству обследованных показателей, девушки с нарушениями в состоянии ДС не имеют достоверные отличий от девушек СМГ с другими нозологиями. Эти девушки в среднем обладают ростом, соответствующим нормам своего возраста; весом, несколько ниже оптимального; удовлетворительной экскурсией грудной клетки; ЖЕЛ, не достающей до нормы; удовлетворительным уровнем развития силы, гибкости, координации; артериальным давлением, соответствующим норме; плохими показателями ЧСС в покое; недостаточной нервной регуляцией сердечнососудистой системы; средней физической работоспособностью; хорошей устойчивостью к гипоксии; удовлетворительным состоянием кардиореспираторной системы; низкими показателями соматического здоровья. Главные отличия в состоянии здоровья девушек с патологией дыхательной системы от девушек основной и специальной медицинской групп выявлены в показателях, характеризующих состояние кардиорес-пираторной системы. В частности, у девушек основной группы здоровья достоверно лучше показатели ЖЕЛ, степ-теста, пробы Штанге, жизненного индекса, времени восстановления ЧСС после 20 приседаний, а также выше уровень соматического здоровья. У девушек СМГ достоверно лучше показатели ортостатической пробы и пробы Штанге.
6. Исследование психоэмоционального состояния студенток различных групп здоровья с помощью цветового теста Люшера показало, что девушки с нарушениями в состоянии дыхательной системы имеют много общего с девушками СМГ. Так, общим для них является эмоциональная направленность на себя, стремление нравиться, зависимость от мнения окружающих, чувствительность, ранимость, эгоистические тенденции, избегание серьезных обязательств и ответственности. При этом девушки СМГ отличаются особой эмоциональной возбудимостью, тревожностью, зависимостью от авторитетов, а девушки с патологией дыхательной системы -пассивностью, инертностью, стремлением к покою, интересом ко всему иррациональному. Девушки основной группы здоровья в целом более активны и открыты, им свойственна большая направленность во вне и устремленность в будущее. Общим для всех групп девушек является интерес к самоопределению в жизни и стремление к успеху в обществе.
7. Обобщение результатов анкетирования студенток различных групп здоровья позволило выявить некоторые негативные особенности в образе жизни студенток с нарушениями в состоянии дыхательной системы. В частности, 100% девушек этой группы имеют хронические заболевания (в основном это тонзиллит и астма); они чаще болеют простудными заболеваниями; у них хуже аппетит; они меньше и хуже спят; быстрее утомляются в течение дня и в большей степени испытывают потребность в дневном отдыхе; им тяжело даются физические нагрузки, в результате которых они зачастую испытывают те или иные проблемы со стороны дыхательной системы, следствием чего является более низкая двигательная активность девушек этой группы и меньший интерес к ее повышению. Кроме того, девушки с патологией дыхательной системы менее успешны в учебе. При всем при этом пятая часть этих девушек курят и более 80% - употребляют спиртное в среднем раз в месяц.
8. Результаты лабораторного эксперимента свидетельствуют о целесообразности включения в учебно-тренировочные занятия по физической культуре со студентками с нарушениями в состо-
янии дыхательной системы дыхательных упражнений по системе А.Н. Стрельниковой. Итоговое тестирование выявило у студенток экспериментальной группы достоверные улучшения по следующим показателям:
S ЧСС в покое: 90,83 уд/мин - до эксперимента, 83,31 уд/мин - после эксперимента (рё<0,05 по критерию Стьюдента);
S проба Руффье: 14,49 усл.ед. - до эксперимента, 11,17 усл.ед. - после эксперимента (рё<0,05 по критерию Стьюдента);
•S индекс Скибинской: 14,16 усл.ед. - до эксперимента, 14,5 усл.ед. - после эксперимента (рё<0,05 по критерию Фишера);
S время восстановления ЧСС после 20 приседаний: 1,03 мин - до эксперимента, 1,07 мин - после эксперимента (рё<0,05 по критерию Фишера).
9. Результаты лабораторного эксперимента свидетельствуют о целесообразности включения в учебно-тренировочные занятия по физической культуре со студентками с нарушениями в состоянии дыхательной системы дыхательных упражнений по системе Г. Чайлдерс (Body flex). Итоговое тестирование выявило у студенток экспериментальной группы достоверные улучшения по следующим показателям:
•S экскурсия грудной клетки: 4,9 см - до эксперимента, 7,0 см - после эксперимента ^d<0,05 по критерию Стьюдента);
S индекс Скибинской: 15,5 усл.ед. - до эксперимента, 20,4 усл.ед. - после эксперимента ^d<0,05 по критерию Стьюдента);
•S динамометрия левой кисти: 18,8 daN - до эксперимента, 30,6 daN - после эксперимента ^d<0,05 по критерию Фишера);
S координация (по Фирилевой): 5,55 усл.ед. - до эксперимента, 3,47 усл.ед. - после эксперимента ^d<0,05 по критерию Фишера).
10. В результате лабораторного эксперимента было установлено, что наиболее эффективными, с точки зрения оздоровления дыхательной системы, являются дыхательные упражнения по методике Г. Чайлдерс (Body flex). Анализ итогового тестирования контрольной и экспериментальных групп обнаружил достоверно лучшие результаты в этой группе по следующим показа-
телям: экскурсия грудной клетки, ЖЕЛ, проба Штанге, жизненный индекс, индекс Робинсона. Упражнения по методике А.Н. Стрельниковой более заметный эффект оказали на состояние сердечно-сосудистой системы, о чём свидетельствуют достоверные положительные изменения в показателях ЧСС в покое и пробы Руффье, а также - на состояние кардиореспираторной системы в целом, подтверждением чему служит улучшение индекса Скибинской. В контрольной группе ни по одному из показателей, характеризующих состояние дыхательной системы, достоверные изменений не произошло.
11. Педагогический эксперимент доказал целесообразность использования разработанных методических рекомендаций по применению дыхательной гимнастики на учебно-тренировочных занятиях по физической культуре со студентками с нарушениями в состоянии дыеа-тельной системы. В частности, в состоянии здоровья девушек экспериментальной группы произошли следующие улучшения:
■ экскурсия грудной клетки: 5,92 см - до эксперимента, 7,21 см - после эксперимента (рё<0,05 по критерию Стьюдента);
■ ЖЕЛ: 2,76 л - до эксперимента, 3,13 л -после эксперимента (рё<0,05 по критерию Стьюдента);
■ проба Штанге: 37,55 с - до эксперимента, 50,32 с - после эксперимента (рё<0,05 по критерию Стьюдента);
■ жизненный индекс: 48,78 усл.ед. - до эксперимента, 57,78 усл.ед. - после эксперимента (рё<0,05 по критерию Стьюдента);
■ индекс Скибинской: 12,71 усл.ед. - до эксперимента, 18,71 усл.ед. - после эксперимента (рё<0,05 по критерию Стьюдента);
■ время восстановления ЧСС после 20 приседаний: 2,6 мин - до эксперимента, 1,14 мин -после эксперимента (рё<0,05 по критериям Стьюдента и Фишера);
■ силовой индекс: 32,78 усл.ед. - до эксперимента, 48,21 усл.ед. - после эксперимента (рё<0,05 по критерию Стьюдента);
■ кистевая динамометрия: 18,17 ёаК (правая кисть), 14,89 ёаК (левая кисть) - до экспе-
римента, 27,0 ёаК (правая кисть), 25,5 ёаК (левая кисть) - после эксперимента (рё<0,05 по критерию Стьюдента);
■ проба Ромберга: 8,83 с - до эксперимента, 23,69 с - после эксперимента (рё<0,05 по критериям Стьюдента и Фишера).
12. Улучшения в состоянии здоровья девушек с патологией дыхательной системы, произошедшие в результате применения разработанных рекомендаций, оказали положительное влияние на показатели их успеваемости в учёбе:
■ у девушек этой группы увеличилось общее количество оценок «отлично»: 46,15% - до эксперимента, 53,12% - после эксперимента; уменьшилось общее количество оценок «удовлетворительно»: 11,53% - до эксперимента, 4,68% - после эксперимента;
■ увеличилось количество студенток, средняя успеваемость которые соответствует оценкам «отлично-хорошо»: 28,57% - до эксперимента, 57,14% - после эксперимента; уменьшилось количество студенток, средняя успеваемость которые соответствует оценкам «хорошо-удовлетворительно»: 35,71% - до эксперимента, 14,28% - после эксперимента;
■ увеличилось количество студенток, сдающих сессию в установленные сроки: 84,44% - до эксперимента, 92,85% - после эксперимента; сократилось количество студенток, имеющих задолженности по зачётам и экзаменам: 42,85% - до эксперимента, 28,57% - после эксперимента.
Литература:
1. Аксёнова, О.Э. Содержание и организация адаптивной физической культуры в профессиональной подготовке студентов высшего учебного заведения: уч.-ме-тод. пособие / О.Э. Аксёнова. - СПб: Изд-во СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2003. - 88 с.
2. Анисимова, В.А. Формирование у студентов вуза физической культуры готовности к самообразованию: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Вера Александровна Анисимова. - Челябинск, 2003 - 180 с.
3. Белкина, Н.В. Здоровье формирующая технология физического воспитания студенток вуза / Н.В. Белкина // Теория и практика физической культуры. -2006. - № 2. - С. 7-11.
4. Булгакова, Н.Ж. Оздоровительное, лечебное и адаптивное плавание: учеб. пособие для студ. вузов /
Н.Ж. Булгакова, С.Н. Морозов, О.И. Попов и др.; под ред. Н.Ж. Булгаковой. - М.: Академия, 2008. - 432 с.
5. Вайнер, Э.Н. Лечебная физическая культура: учебник / Э.Н. Вайнер. - М.: Флинта: Наука, 2009. - 424 с.
6. Витшас, В.В. О работе по физической культуре с третьей (врачебной) группой в высших учебных заведениях // Теория и практика физической культуры. -1939. - № 5. - С. 46 - 51.
7. Вучева, В.Н. Научно-методические основы формирования гуманистически ориентированной физической культуры студенток педагогических специальностей: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Вера Васильевна Вучева. - Москва, 1998. - 155 с.
8. Горелов, А.А. О целесообразности применения дыхательных упражнений со студентками, имеющими нарушения в деятельности сердечно-сосудистой системы / А.А. Горелов, О.Г. Румба, М.Д. Богоева // Проблемы и перспективы развития российской спортивной науки: Матер. Всерос. науч.-практич. конф., по-свящ. 75-летию ВНИИФК, 15-16 декабря 2008 г. / ВНИ-ИФК. - М., 2008. - с. 222-225.
9. Довбыш, В.И. Оздоровление студентов нетрадиционными методами / В.И. Довбыш, О.Е. Габелко-ва, А.А. Курилов // Физическое воспитание студентов творческих специальностей: Сб. науч. тр. / Под ред. Ермакова С.С. - Харьков: ХГАДИ (ХХПИ), 2008. - №2. - 140 с.
10. Дробышева, С.А. Повышение двигательных возможностей студентов с заболеванием вегето-сосудис-той дистонией средствами физического воспитания: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 /Светлана Анатольевна Дробышева. - Волгоград, 2004. - 139 с.
11. Кондаков, В.Л. Опыт использования комплексной программы с элементами йоги на занятиях физической культурой в специальной медицинской группе / В.Л. Кондаков, Ж.А. Лихтина, Н.А. Утенина // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения: Матер. V Всерос. науч.-практич. конф. / под общ. ред. С.С. Чернова. - Новосибирск: ЦРНС - Изд-во СИБПРИНТ, 2009. - 235 с.
12. Лазутина, Т.С. Особенности индивидуальной тренировки студентов вуза при гипертонии / Т.С. Лазутина, Н.Ю. Херувимова // Пути совершенствования физической подготовки студенческой молодежи в современных условиях: сборник научных трудов. - Чебоксары, 2009. - С. 166-168.
13. Меркулова, Е.А. Дыхательные упражнения на занятиях физической культурой со студентами. / Е.А. Меркулова, Ф.Х. Чемоданова // Физическая культура и здоровье студентов вузов: материалы IV Международной
научно-практической конференции, 31 марта 2008 г. -СПб.: Изд-во СПбГУП, 2008. - 288 с.
14. Наумов, Б.А. Физическое воспитание в высшей школе: Метод. пособие для студентов и преподавателей / Б.А. Наумов. - Л.: Б. и., 1962. - 148 с.
15. Попов, С.Н. Лечебная физическая культура: Учебник для студ. вузов / С.Н. Попов, Н.М. Валеев, Т.С. Га-расеева и др. // Под ред. С.Н. Попова. - М.: Академия, 2004. - 416 с.
16. Прошляков, В.Д. Контроль и самоконтроль на занятиях по физическому воспитанию / В.Д. Прошляков, Т.М. Морозова // Теория и практика физической культуры. - 1983. - № 5. - С. 35-36.
17. Пустозеров, А.И. Оздоровительная физическая культура / А.И. Пустозеров, А.Г. Гостев: Учеб.-ме-тод. пособие. - Челябинск; изд-во ЮУрГУ, 2008. -85 с.
18. Румба, О.Г. К вопросу об использовании средств оздоровительной аэробики на занятиях физической культурой со студентами специальной медицинской группы здоровья / О.Г. Румба, М.М Пивнева // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения: Матер. IV Всерос. науч.-практич. конф. / под общ. ред. С.С. Чернова. - Новосибирск: ЦРНС - Изд-во СИБПРИНТ, 2009. - 264 с.
19. Скляренко, А.В. Физическое воспитание студенток специальных медицинских групп среднего профессионального образовательного учреждения на основе комплексного использования оздоровительных гимнастических систем: Автореф. дис. ... канд. пед. наук / А.В. Скляренко. - Хабаровск, 2006. - 25 с.
20. Теория и организация адаптивной физической культуры: Учебник в 2 т / под общ. ред. проф. С.П. Евсеева. - М.: Советский спорт, 2007. - 448 с.
21. Физическая культура: учеб. пособие / под ред. Е.С. Григоровича, В.А. Переверзева. - Минск: Вышэйшая школа, 2008. - 224 с.
22. Чаговадзе, А.В. Физическое воспитание в реабилитации студентов с ослабленным здоровьем: Учеб. пособие для студентов вузов / А.В. Чаговадзе, В.Д. Прошляков, М.Г. Мацук // под ред. А.В. Чаговадзе. - М.: Высшая школа, 1986. - 144 с.
23. Юденко, И.Э. Организационно-методические условия оздоровительных занятий студенток специальной медицинской группы с диагнозом нейроциркулятор-ная дистония. На примере вузов г. Сургута: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Ирина Эдуардовна Юденко. - Сургут, 2002. - 160 с.