Научная статья на тему 'Дозированная оздоровительная ходьба как средство укрепления здоровья студенток, имеющих нарушения сердечно-сосудистой системы'

Дозированная оздоровительная ходьба как средство укрепления здоровья студенток, имеющих нарушения сердечно-сосудистой системы Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
998
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
учебно-тренировочные занятия по физической культуре / специальная медицинская группа / студентки с нарушениями сердечно-сосудистой системы / дозированная оздоровительная ходьба / дозированный оздоровительный бег / интенсивность нагрузки / оценка физического развития / физической подготовленности / функционального состояния / соматического здоровья занимающихся. / Physical Education lessons / special medical group / the students with cardiovascular system disorder / measured constitutional walk / measured jogging / strain intensity / physical development diagnostic / physical preparedness diagnostic / physical state diagnostic / somatic health diagnostic of students.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Н В. Балышева, Румба Ольга Геннадьевна, Горелов Александр Александрович

В статье обосновывается методика применения дозированной оздоровительной ходьбы и бега на учебно-тренировочных занятиях по физической культуре со студентками, имеющими нарушения сердечно-сосудистой системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Н В. Балышева, Румба Ольга Геннадьевна, Горелов Александр Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEASURED CONSTITUTIONAL WALK FOR STRENGTHENING THE HEALTH OF THE STUDENTS WITH CARDIOVASCULAR SYSTEM DISORDER

The article proves the use of measured constitutional walk and jogging for the students with cardiovascular system disorder at the Physical Education lessons

Текст научной работы на тему «Дозированная оздоровительная ходьба как средство укрепления здоровья студенток, имеющих нарушения сердечно-сосудистой системы»

казали принципиальное снижение количества учащихся с очень низким (0,1-0,9 баллов) и низким (1,1-1,9 баллов) уровнем здоровья, при повышении групп с отличным и хорошим функциональным состоянием.

Управление ФОД в Центре образования может быть эффективным, если рассматривать пространство физической культуры и спорта как систему, интегрирующую не только собственные структурные компоненты, определяющие направление и содержание ФОД, но и структурные компоненты Центра образования, которые по своей сути являются субъектами управления.

Значительное повышение эффективности управления происходит за серьезного расширения и четкого разграничения зон ответственности в ФОД за каждым должностным лицом и каждым подразделением ЦО (согласно должностным инструкциям).

Примечания:

1. Гостев, Р.Г. Спорт и законодательство/Р.Г. Гостев. - М.:НИЦ "Еврошкола", 2001. - 438 с.

2. Лубышева, Л.И. Инновационные технологии в профессиональной подготовке спортивного педагога / Л.И. Лубышева, В.А. Магин. - М.: Изд. "Теория и практика физической культуры", 2005.

- 191 с.

3. Писачкин, В.А. Жизненное пространство социума как система. Автореф. дис. ...д-ра соц. наук/ В.А. Писачкин. - М. - 1997. - 50 с.

4. Филимонова, СИ. Физическая культура и спорт

- пространство, формирующее самореализацию личности (монография)/С.И. Филимонова. - М.: Изд. "Теория и практика физической культуры", 2004. - 313 с., с ил.

5. Фишман, Л. И. Курс и теория управления педагогическими системами/Л.И. Фишман. - Самара, Издательство Самарского ГПУ, 1995, - 35 с.

УДК 796.001

Н.В. Балышева, аспирант (г. Санкт-Петербург)

О.Г. Румба, кандидат педагогических наук, доцент

A.A. Горелов, доктор педагогических наук, профессор (г. Белгород)

ДОЗИРОВАННАЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ХОДЬБА КАК СРЕДСТВО УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОК, ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЯ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ

Статья подготовлена в рамках реализации Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы, направление «Психологические и педагогические науки», мероприятие 1.3.2 «Проведение научных исследований целевыми аспирантами», конкурс № НК-524П, проект «Физкультурно-оздоровительная технология дозирования двигательных нагрузок студентов с нарушениями в состоянии сердечно-сосудистой системы».

Аннотация. В статье обосновывается методика применения дозированной оздоровительной ходьбы и бега на учебно-тренировочных занятиях по физической культуре со студентками, имеющими нарушения сердечно-сосудистой системы.

Ключевые слова: учебно-тренировочные занятия по физической культуре, специальная медицинская группа, студентки с нарушениями сердечно-сосудистой системы, дозированная оздоровительная ходьба, дозированный оздоровительный бег, интенсивность нагрузки, оценка физического развития, физической подготовленности, функционального состояния, соматического здоровья занимающихся.

182 -I

N.V. Balisheva, O.G. Rumba, A.A. Gorelov

MEASURED CONSTITUTIONAL WALK FOR STRENGTHENING THE HEALTH OF THE STUDENTS WITH CARDIOVASCULAR SYSTEM DISORDER

Abstract. The article proves the use of measured constitutional walk and jogging for the students with cardiovascular system disorder at the Physical Education lessons.

Key words: Physical Education lessons, special medical group, the students with cardiovascular system disorder, measured constitutional walk, measured jogging, strain intensity, physical development diagnostic, physical preparedness diagnostic, physical state diagnostic, somatic health diagnostic of students.

Введение. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), ежегодно в мире от сердечно-сосудистых заболеваний гибнет 16 млн. 700 тыс. человек. В России в 2008 г. из 2,5 млн. умерших более 1 млн. 200 тыс. скончались именно по этой причине [14]. Особое беспокойство, по мнению академика Е.И. Чазова, вызывает увеличение смертности от сердечно-сосудистых заболеваний среди молодёжи: так, смертность среди лиц до 25 лет за последние 5 лет повысилась на 82%, среди лиц от 25 до 30 лет -на 70%.

Об остроте проблемы свидетельствуют также данные о состоянии здоровья молодёжи, получаемые из вузов РФ. Ежегодно всё большее количество студентов, по результатам медицинского осмотра, переходят в специальную медицинскую группу здоровья (СМГ). На конец 2008 - начало 2009 г. число таких студентов в среднем по стране составило около 45% [26]. Из них нарушениями сердечно-сосудистой системы (ССС) страдают до 60% молодых людей [20, 4, 7].

Очевидно, что в свете остроты проблемы необходимо принимать меры по профилактике нарушений ССС уже на ранней стадии их выявления. И в условиях вузов для решения данной задачи наиболее целесообразно использовать занятия физической культурой в СМГ.

Анализ специальной литературы и беседы с медиками позволяют заключить, что большинство специалистов наиболее эффективным средством улучшения функционального состояния ССС считают оздоровительную ходьбу на свежем воздухе [2]. В частности, она является первым и основным средством восстановления лиц, перенёсших ин-

фаркт [21]. Кроме того, людям с нарушениями ССС показаны умеренные физические нагрузки и рекомендованы аэробные упражнения, активизирующие кровообращение, в том числе в периферических сосудах, а также упражнения дыхательной гимнастики и силовые упражнения [13]. Вместе с тем, сведений о систематическом применении дозированной оздоровительной ходьбы на учебно-тренировочных занятиях (УТЗ) по физической культуре со студентами, имеющими нарушения ССС, нами обнаружено не было. В учебниках и учебных пособиях по физической культуре для студентов вузов оздоровительная ходьба рассматривается в основном как средство фоновой физической культуры, т. е. с позиций включения её в режим дня [28, 22, 29].

Таким образом, актуальность проблемы определяется необходимостью выбора и обоснования эффективных средств профилактики сердечно-сосудистых заболеваний уже на ранней стадии их выявления. Суть проблемы заключается в противоречии между наличием эффективного и доступного средства укрепления ССС - оздоровительной ходьбы на свежем воздухе и отсутствием методики применения данного средства на УТЗ по физической культуре со студентами с данной патологией.

Актуальность проблемы и необходимость поиска путей её решения обусловили выдвижение рабочей гипотезы, которая строилась на следующем предположении.

Предполагалось, что применение дозированной оздоровительной ходьбы и бега различной интенсивности на учебно-тренировочных занятиях по физической культуре со студентка-

ми, имеющими нарушения сердечно-сосудистой системы, построенное на основе постепенного повышения нагрузки от умеренной зоны интенсивности до средней с фрагментарным включением работы в зоне высокой интенсивности

- будет способствовать улучшению сердечной деятельности, повышению уровня физического развития и общей функциональной тренированности организма занимающихся;

- позволит улучшить самочувствие, активность, настроение студенток;

- окажет положительное влияние на успешность их образовательной деятельности.

Для подтверждения выдвинутой гипотезы была поставлена цель исследования - научно обосновать методику применения дозированной оздоровительной ходьбы и бега на учебно-тренировочных занятиях по физической культуре со студентками, имеющими нарушения сердечно-сосудистой системы.

Достижение цели осуществлялось решением следующих задач:

1) Выявить особенности организации учебно-тренировочных занятий по физической культуре со студентами, имеющими нарушения сердечно-сосудистой системы, и изучить опыт использования средств физической культуры для оздоровления лиц, имеющих нарушения сердечно-сосудистой системы.

2) Обосновать целесообразность применения дозированной оздоровительной ходьбы и бега на учебно-тренировочных занятиях по физической культуре со студентами, имеющими нарушения сердечно-сосудистой системы.

3) Разработать и оценить эффективность экспериментальной методики применения дозированной оздоровительной ходьбы и бега на учебно-тренировочных занятиях по физической культуре со студентами, имеющими нарушения сердечно-сосудистой системы.

Для решения 1-й задачи исследования нами на основе теоретического анализа и обобщения специальной литературы была определена степень научной разработанности проблемы и составлено объективное представление о современной теории и методике оздоровительной физической культуры студентов СМГ, а также о

средствах физической культуры, рекомендуемых для занятий с лицами, имеющими нарушения ССС.

В частности, было установлено, что учёные, занимающиеся проблемой повышения эффективности занятий физической культурой со студентами СМГ, призывают обращать особое внимание на то обстоятельство, что речь в данном случае идёт не о больных детях, а о детях с нарушениями здоровья, которым показаны щадящие умеренные нагрузки корригирующей направленности, но категорически противопоказано исключение двигательной активности [30, 17, 1, 27, 25, 24, 10]. При этом, поскольку в настоящее время отсутствует единая программа по физической культуре для студентов СМГ, кафедры физического воспитания большинства вузов разрабатывают собственные учебные программы по этому предмету для специального отделения. Отличительной особенностью таких программ является попытка решения оздоровительной задачи занятий через принципы комплектования учебных групп студентов и подбор соответствующих средств физической культуры.

По вопросу комплектования специальных медицинских групп среди специалистов существуют различные мнения, однако большинство из них наиболее перспективным считают распределение студентов в группы с учётом их нозологических особенностей [6, 16, 19, 30, 9, 3, 31, 11, 18, 15].

Касательно выбора средств, рекомендуемых для использования в занятиях со студентами, имеющими нарушения ССС, было установлено, что предпочтение отдаётся базовым вариантам комплексов общеразвивающих физических упражнений, циклическим упражнениям аэробной направленности, силовым и дыхательным упражнениям. Аналогичный арсенал средств предлагается для оздоровления всех прочих категорий лиц, имеющих нарушения ССС. Однако в реальности на УТЗ по физической культуре в СМГ перечисленные средства используются ограничено, поскольку во многих вузах не реализуется нозологический принцип комплектования учебных групп, в связи с чем на занятиях присутствуют студен-

184

ты, относящиеся к разным нозологическим группам и имеющие разные показания.

Для решения 2-й задачи на основе результатов тестирования и анкетирования были определены различия в функциональном состоянии ССС студенток с соответствующей патологией от студенток основной и специальной медицинской групп здоровья. Было установлено, что по большинству обследованных показателей девушки с нарушениями ССС имеют наихудшие результаты по сравнению не только с девушками основной группы здоровья, но и специальной медицинской. В частности, у них выявлен достоверно более низкий общий уро-

вень состояния кардиореспираторной системы, более низкая физическая работоспособность, вегето-сосудистая неустойчивость, преобладание тонуса симпатического отдела вегетативной нервной системы, более высокий риск возникновения гипотонических состояний, более низкая устойчивость к гипоксии. Кроме того, они чаще испытывают боли в области сердца, учащённое сердцебиение, затруднённое дыхание, у них чаще бывают обмороки, отеки стоп и лодыжек, а также у них выше риск возникновения сердечно-сосудистых заболеваний по причине имеющейся в их семьях предрасположенности к данного рода патологиям.

Таблица 1.

Результаты оценки функционального состояния ССС у девушек различных групп здоровья

Показатели ОМГ СМГ ГНСС

ЧСС в покое плохо очень плохо очень плохо

АД норма пониженное АДсист. пониженное АДдиаст.

ПД норма норма норма

СОК меньше нормы меньше нормы меньше нормы

МОК выше средней нормы норма норма

проба Штанге хорошо хорошо удовлетворительно

проба Генча хорошо хорошо хорошо

ортопроба хорошо удовлетворительно неудовлетворительно

проба Руффье хорошо удовлетворительно удовлетворительно

ИГСТ (модиф.) средне слабо плохо

ВИК симпатикотония симпатикотония симпатикотония

индекс Скибинской удовлетворительно удовлетворительно удовлетворительно

ОМГ - основная медицинская группа СМГ - специальная медицинская группа ГНСС - условно выделенная группа девушек с нарушениями ССС

Сопоставление реальной величины двигательной активности студенток, имеющих нарушения ССС, с рекомендациями специалистов к организации двигательной активности лиц в возрасте до 20 лет с соответствующей патологи-

ей свидетельствует об очевидных противоречиях негативного характера. Согласно рекомендациям, данная категория лиц должна испытывать регулярные аэробные нагрузки величиной до 75% от максимальной ЧСС в среднем 4 раза в неделю и не менее 30 мин. В реальности обследованные студентки в лучшем случае занимаются 2 раза в неделю на плановых занятиях по физической культуре с ЧСС, соответствующей 50-60% от максимальной.

Ч 120 -

131

116 Ж—

100 .

96 ¡_„ 95

123

-

134 125

. - 116 ----- -а

'* 112

118

Подгот./начало актив. Основ. /середина актив,

отд./прогулки отд./прогулки

-дополнительные самостоятельные занятия • активный отдых ■ средние значение ЧСС

Заклю чит./ завер.актив.отд./пр огул ки —■- пешие прогулки

» УТЗ по физической культуре

Рис. 1. Пульсовые режимы студенток, имеющих нарушения ССС

98

90

Подобный гиподинамический режим деятельности в совокупности с другими особенностями студенческого образа жизни, характеризующегося, прежде всего, высоким нервно-психическим напряжением, позволяет спрогнозировать дальнейшее ухудшение функционального состояния ССС студентов. В связи с этим было сделано заключение о необходимости повышения уровня двигательной активности студентов, имеющих нарушения ССС, с учётом разработанных для данной категории лиц рекомендаций, согласно которым самым перспективным средством оздоровления ССС, по мнению большин-

ства отечественных и зарубежных специалистов, является дозированная оздоровительная ходьба. Безусловным преимуществом этого вида двигательной активности является доступность её применения, а также полное отсутствие каких-либо противопоказаний.

Для решения 3-й задачи была разработана экспериментальная методика применения дозированной оздоровительной ходьбы на УТЗ по физической культуре со студентками, имеющими нарушения ССС, эффективность которой была оценена в ходе сравнительного педагогического эксперимента.

Таблица 2.

Основные задачи и средства экспериментальной методики занятий физической культурой на основе применения дозированной оздоровительной ходьбы со

студентками, имеющими нарушения ССС

часть

занятия время задачи средства

- организация внимания студентов, контроль - построение;

ЧСС; - ходьба с заданиями (на нос-

№ Л ч - ознакомление студентов с намеченным со- ках, пятках, внешнем и внут-

и к к держанием урока; реннем своде стопы, в полу-

к и о - создание соответствующей психологиче- приседе, в полном приседе и

н о ской установки и положительного эмоцио- др.);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1ч нального состояния; - медленный бег;

о с - подготовка организма занимающихся к - ОРУ (на месте, в движении,

предстоящим нагрузкам. с предметами, в парах).

- улучшение насосной функции сердца; - ходьба (ЧСС 100-130

- улучшение кровоснабжения органов и уд/мин);

тканей; - ходьба по ступенькам (ЧСС

186 -I

- обеспечение организма кислородом и пи- 100-130 уд/мин);

тательными веществами; - ходьба по пересечённой ме-

- стабилизация АД; стности (ЧСС 100-130

3 - уменьшение застойных явлений за счёт уд/мин);

я и 8 5 ускорения венозного оттока; - ходьба в гору (ЧСС 100-130

о я о л О - улучшение кожного кровообращения за уд/мин);

о счет расширения кожных сосудов; - стабилизация и уменьшение ЧСС в покое; - повышение устойчивости организма к неблагоприятным условиям окружающей среды; - развитие физических качеств; - повышение психоэмоционального фона. - круговая тренировка; - подвижные игры и эстафеты средней и умеренной интенсивности; - ЛФК при заболевании ССС; - дыхательные упражнения.

я - расслабление, снятия напряжения; - дыхательные упражнения;

Л « я - ознакомление студентов с общим содер- - упражнения на гибкость;

& ^ жанием очередного занятия; - упражнения на внимание;

¡Г 2 О - задания для самостоятельного выполне- - упражнения на координа-

нн « и ния некоторых упражнений. цию;

со - построение.

Основой экспериментальной методики являлась дозированная оздоровительная ходьба на свежем воздухе (ЧСС 100-130 уд/мин) с постепенным увеличением времени и темпа ходьбы. Кроме того, использовались следующие разновидности ходьбы: ходьба в гору, по лестнице, ОРУ в движении (в том числе с предметами), применялись специальные беговые упражнения (выполнялись с разрешения врача). Для повышения уровня физической подготовленности включались упражнения для развития силы, быстроты, гибкости, координации. Также в занятиях использовались упражнения лечебной физической культуры, направленные на улучшение деятельности сердца [1, 12, 8, 5]. Для снятия стресса, утомления и для повышения эмоционального фона занятий проводились подвижные игры и эстафеты в зоне средней и умеренной интенсивности. Важной составляющей экспериментальных занятий являлось их проведение на свежем воздухе, независимо от времени года, исключая лишь дни с неблагоприятными погодными условиями. В тёплое время года занимающиеся брали с собой туристические коврики, на которых в конце занятия выполнялись дыхательные упражнения и гимнастика по системе Пилатеса. Величина ЧСС отслеживалась по ходу всего занятия, при необходимости производилось регулирование нагрузки.

Сравнительный педагогический эксперимент по проверке эффективности разработанной мето-

дики проводился на кафедре физического воспитания №1 Белгородского государственного университета (БелГУ) с сентября 2007 г. по июнь 2008 г. В нём приняли участие 71 студентка 1-11 курсов в возрасте 17-19 лет, отнесённые к СМГ по причине нарушений ССС, наиболее распространёнными из которых были: вегето-сосудистая дисто-ния, аритмия, гипертония, пролапс митрального клапана, сердечная недостаточность. Были сформированы 2 группы: экспериментальная (26 девушек) и контрольная (45 девушек). В экспериментальной группе (ЭГ) УТЗ по физической культуре проводились по разработанной методике. В контрольной группе (КГ) УТЗ по физической культуре проводились по утверждённой на кафедре физического воспитания №1 учебной программе, разработанной преподавателями кафедры для всех студентов СМГ без разделения их по нозологическому типу. УТЗ проводились в соответствии с расписанием академических групп 2 раза в неделю по 90 минут. Общий объём занятий, проведённых в рамках педагогического эксперимента, в каждой группе составил 136 часов. В начале и в конце учебного года было проведено тестирование с целью выявления различий в физическом развитии, физической подготовленности, функциональной тренированности, соматическом здоровье, а также в показателях электрокардиограммы сердца, самочувствия, активности, настроения, успешности обучения студенток КГ и ЭГ.

Сопоставление результатов исходного и итогового тестирования не выявило заметного преимущества разработанной экспериментальной методики перед существующей программой занятий физической культурой в СМГ по вопросу оздоровления студентов, имеющих нарушения ССС. Положительные изменения в показателях здоровья были отмечены в обеих обследованных группах. В частности, у студенток ЭГ достовер-

но увеличились общая выносливость, минутный объём крови, подвижность грудной клетки, гибкость, сила, координация, возросли аэробные возможности организма. У студенток КГ достоверно увеличились физическая работоспособность, минутный объём крови, устойчивость организма к гипоксии, сила, координация, оптимизировалась функция внешнего дыхания.

Таблица 3.

Обобщение произошедших изменений в показателях здоровья

у студенток КГ и ЭГ

Достоверные изменения в ЭГ Достоверные различия между группами Достоверные изменения в КГ

экскурсия грудной клетки -улучшение - -

сила - улучшение - сила - улучшение

координация - улучшение - координация - улучшение

общая выносливость -улучшение - -

МОК - улучшение - МОК - улучшение

- - СОК - ухудшение

- - проба Штанге - улучшение

- - степ-тест - улучшение

- - жизненный индекс -улучшение

- - силовой индекс - улучшение

индекс Робинсона - улучшение лучше в ЭГ -

- - время восстановления ЧСС после 20 приседаний, выполненных за 30 сек - улучшение

Вместе с тем, при общей, казалось бы, равнозначно положительной оценке произошедших в обеих группах изменений следует отметить, что в КГ к концу экспериментального периода было отмечено снижение экономичности функционирования ССС, а в ЭГ, наоборот, были выявлены достоверно более высокие аэробные возможности организма, чем в КГ. Отдельного внимания

заслуживает тот факт, что средние итоговые баллы по всем пяти показателям соматического здоровья, как и общий итоговый балл, также выше в ЭГ. Наконец, нельзя не отметить стабильное положительное влияние занятий дозированной оздоровительной ходьбой на самочувствие, активность, настроение студентов, а также на успешность их образовательной деятельности.

188

И ндекс Робинсона Сумма баллов

Рис. 2. Экспресс-оценка уровня соматического здоровья девушек ЭГ и КГ по методике Г.Л. Апанасенко (1988) до и после педагогического эксперимента

для возникновения достоверных положительных изменений в функциональном состоянии ССС.

Основой коррекции экспериментальной методики стало увеличение интенсивности упражнений в ходьбе и включение в занятия оздоровительного бега с целью доведения ЧСС занимающихся до рекомендованного специалистами значения 75% от максимальной ЧСС, т. е. до 130-150 уд/мин.

Таблица 4.

Основные задачи и средства скорректированной экспериментальной методики занятий физической культурой на основе применения дозированной оздоровительной ходьбы со студентками, имеющими нарушения ССС

часть занятия время задачи средства

подготовительная 20 мин - организация внимания студентов, контроль ЧСС; - ознакомление студентов с намеченным содержанием урока; - создание соответствующей психологической установки и положительного эмоционального состояния; - подготовка организма занимающихся к предстоящим нагрузкам. - построение; - ходьба с заданиями (на носках, пятках, внешнем и внутреннем своде стопы, в полуприседе, в полном приседе и др-); - медленный бег; - ОРУ (на месте, в движении, с предметами, в парах).

- улучшение насосной функции сердца; - улучшение кровоснабжения органов и тканей; - обеспечение организма кислородом и питательными веществами; - ходьба (ЧСС 100-130 уд/мин) с чередованием бега (ЧСС 130-150 уд/мин); - ходьба по ступенькам (ЧСС 110-130 уд/мин);

Всё сказанное позволило заключить, что применение дозированной оздоровительной ходьбы на УТЗ по физической культуре со студентками, имеющими нарушения ССС, является целесообразным, однако разработанная экспериментальная методика нуждается в корректировке, поскольку физическая нагрузка в зоне интенсивности ЧСС 100-130 уд/мин оказалась недостаточной

- стабилизация АД; - ходьба по пересечённой ме-

« - уменьшение застойных явлений за счёт стности (ЧСС 110-130

ев К К ускорения венозного оттока; уд/мин);

« О а - улучшение кожного кровообращения за - ходьба в гору (ЧСС 110-130

о о о чо счет расширения кожных сосудов; уд/мин);

- стабилизация и уменьшение ЧСС в покое; - круговая тренировка;

- повышение устойчивости организма к не- - подвижные игры и эстафеты

благоприятным условиям окружающей сре- средней и умеренной интен-

ды; сивности;

- развитие физических качеств; - ЛФК при заболевании ССС;

- повышение психоэмоционального фона. - дыхательные упражнения.

- расслабление, снятия напряжения; - гимнастика по системе

3 - ознакомление студентов с общим содер- Пилатеса;

ж Л жанием очередного занятия; - дыхательные упражнения;

В и - задания для самостоятельного выполне- - упражнения на гибкость;

¡Г о ния некоторых упражнений. - упражнения на внимание;

2 - упражнения на координа-

ев цию;

- построение.

Эффективность внесённых корректировок была оценена в ходе второго педагогического эксперимента, который проводился на кафедре физического воспитания №1 БелГУ с сентября 2008 г. по июнь 2009 г. Были сформированы 2 группы: экспериментальная (20 девушек) и контрольная (30 девушек). В экспериментальной группе (ЭГ) УТЗ по физической культуре проводились по скорректированной экспериментальной методике. В контрольной группе (КГ) УТЗ по физической культуре проводились по утверждённой на кафедре физического воспитания №1 учебной программе. Занятия проводились в соответствии с расписанием академических групп 2 раза в неделю по 90 минут. Общий объём занятий, проведённых в рамках педагогического эксперимента, в каждой группе составил

Функциональная тре1

136 часов. В начале и в конце учебного года было проведено тестирование с целью выявления различий в физическом развитии, физической подготовленности, функциональной тренированности, соматическом здоровье, а также в показателях электрокардиограммы сердца, самочувствия, активности, настроения, успешности обучения студенток КГ и ЭГ.

Анализ результатов тестирования доказал эффективность использования скорректированной методики с целью оздоровления студенток, имеющих нарушения ССС. Несмотря на то, что положительные изменения в показателях здоровья были отмечены в обеих обследованных группах, более заметные улучшения и, прежде всего, в показателях функционального состояния ССС были отмечены в ЭГ.

Таблица 5.

рованность студенток

Показатели Порядок ЭГ Р КГ

тестир-ия х ± т о2 Р ЭГ-КГ х ± т о2 Р

ЧСС в покое до 94,63±3,83 294,36 94,07±2,15 138,89

(уд/мин) после 81,56±3,45 239,41 83,07±2,37 167,81

АД сист. до 110,9±2,51 126,51 112,4±1,99 119,55

5 ! после 112,53±2,05 125,63 115,05±2,88 166,26

4 2 2 АД диаст. до 73,9±1,99 79,25 73,0±1,43 61,37

после 75,33±1,44 61,88 72,95±2,01 81,1

Пульсовое давление до 40,35±2,13 91,39 39,40±1,4 59,55

(мм.рт.ст.) после 37,2±1,57 73,95 42,15±1,42 40,62

190

Систолический объём крови (мл) до 59,04±2,0 80,59 ** * 59,04±1,12 37,73 **

после 60,53±1,1 24,48 56,52±1,22 44,81

Минутный объём крови (л/мин) до 5,5±0,27 1,45 5,6±0,18 0,96 *

после 5,0±0,25 1,32 4,7±0,18 0,99

Проба Штанге (сек) до 41,12±3,15 297,85 * 42,92±3,65 267,65 *

после 53,56±2,99 268,3 49,92±3,96 315,18

Проба Генча (сек) до 27,54±2,09 88,11 28,96±1,69 86,28

после 30,02±2,22 98,87 28,98±2,01 121,36

Ортостатическая проба (уд/мин) до 29,34±3,89 303,67 ** ** 23,78±3,37 341,01

после 22,69±2,25 101,54 24,18±3,81 436,07

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Проба Руффье (усл.ед) до 15,13±1,21 29,45 * 14,48±0,67 13,69 *

после 11,0±1,19 28,61 11,42±0,71 14,96

Модифицированный степ-тест (усл.ед.) до 17,69±0,55 66,19 18,45±0,49 7,45

после 18,14±0,48 4,67 17,75±0,43 5,6

Индекс Кердо (усл.ед.) до 19,51±3,98 317,75 *** 21,25±2,36 167,1 *

после 7,45±4,9 481,54 7,35±2,9 253,22

Индекс Скибинской (усл.ед.) до 12,8±1,22 30,06 *** 12,7±1,08 35,19 ***

после 18,2±2,22 98,87 19,91±1,61 78,44

12-минутный тест Купера (км) до 1,372±33,63 226,27 ** * 1,498±57,63 96,33

после 1,967±0,07 980,22 1,6±0,06 118,27

ЭГ (n=20) и КГ (n=30) до и после второго педагогического эксперимента

* - различия достоверны по критерию Стьюдента (р<0,05)

** - различия достоверны по критерию Фишера (р<0,05)

*** - различия достоверны по критериям Стьюдента и Фишера (р<0,05)

В частности, у студенток ЭГ достоверно экономизировалась деятельность миокарда (уменьшилась ЧСС в покое и увеличился СОК); уравновесились симпатические и парасимпатические влияния нервной системы на регуляцию деятельности ССС; повысились физическая работоспособность и общая выносливость; оптимизировалась функция внешнего дыхания; улучшились кислородтранспортные и аэробные воз-

можности организма, а также общее состояние кардиореспираторной системы; увеличились жизненная ёмкость лёгких, подвижность грудной клетки, сила, гибкость; возрос общий уровень соматического здоровья.

У студенток КГ достоверно уменьшилась ЧСС в покое; уравновесились симпатические и парасимпатические влияния нервной системы на регуляцию деятельности ССС; повысилась физическая работоспособность, улучшились кислородтранспортные и аэробные возможности организма, общее состояние кардиореспи-раторной системы; увеличились сила и координация; возрос общий уровень соматического здоровья. Однако в этой же группе произошли и некоторые негативные изменения - уменьшились систолический и минутный объёмы крови.

Таблица 6.

Обобщение произошедших изменений в показателях здоровья у студенток ЭГ и КГ после второго педагогического эксперимента

Достоверные изменения в ЭГ Достоверные различия между группами Достоверные изменения в КГ

экскурсия грудной клетки -улучшение - -

ЖЕЛ - улучшение лучше в ЭГ -

гибкость - улучшение лучше в ЭГ -

сила - улучшение - сила - улучшение

- лучше в ЭГ координация - улучшение

ЧСС в покое - улучшение - ЧСС в покое - улучшение

СОК - улучшение лучше в ЭГ СОК - ухудшение

- - МОК - ухудшение

проба Штанге - улучшение лучше в ЭГ проба Штанге - улучшение

ортостатическая проба -улучшение лучше в ЭГ -

проба Руффье - улучшение - проба Руффье - улучшение

общая выносливость -улучшение лучше в ЭГ -

ВИК - улучшение - ВИК - улучшение

индекс Скибинской - улучшение - индекс Скибинской - улучшение

силовой индекс - улучшение - силовой индекс - улучшение

жизненный индекс -улучшение - -

- - время восстановления ЧСС после 20 приседаний, выполненных за 30 сек - улучшение

индекс Робинсона - улучшение - индекс Робинсона - улучшение

общий уровень здоровья - общий уровень здоровья

По целому ряду обследованных показателей здоровья девушки экспериментальной группы в итоговом тестировании имеют достоверно более позитивные результаты. В частности, у них достоверно выше итоговые значения общей вы-

носливости, силы, координации, гибкости, жизненной ёмкости лёгких, лучше значения ЧСС в покое и систолического объёма крови, а также результаты ортостатической пробы и пробы Штанге.

192

4,90 4,92 4,93

X-- ^ 4,70 ^^ '4,86

3,35 3,46 ^

__-А. 1,45 1,73 --▲ 1,46

1,20 ^-- 1,26 ▲—

0,06 -0,16

-0,80 -0,90 -0,10 -0,80 -0,23

-1,05" ---♦ -1,25 -1,00 ль_ -1,20 ^ -♦ -1,13

до

-Индекс массы (по Кетле) -Жизненный индекс -Индекс Робинсона

после ЭГ

до

КГ

Силовой индекс -Время восстановления ЧСС после 20 приседаний Сумма баллов

4

3

2

0

Рис. 3. Экспресс-оценка уровня соматического здоровья девушек ЭГ и КГ по методике Г.Л. Апанасенко (1988) до и после второго педагогического эксперимента

Всё сказанное позволяет заключить, что разработанная и скорректированная методика применения дозированной оздоровительной ходьбы на УТЗ по физической культуре со студентками, имеющими нарушения ССС, способствует положительной коррекции функционального состояния ССС занимающихся и, как следствие, повышению общего уровня их соматического здоровья. Кроме того, установлено положительное влияние занятий дозированной оздоровительной ходьбой на свежем воздухе на самочувствие, активность, настроение и успешность обучения занимающихся.

Выводы:

1. Анализ специальной литературы показал, что в вузах РФ наблюдается заметное снижение уровня здоровья студенческой молодёжи, в результате чего в настоящее время около 40-45% студентов, по результатам медицинского осмотра, относятся к специальному учебному отделению. При этом самыми распространёнными среди студентов являются различного рода нарушения сердечно-сосудистой системы - на их долю приходится до 60% всех отклонений в здоровье молодёжи в целом по стране.

2. Изучение специальной научной и методической литературы позволяет заключить, что большинство специалистов главным средством оздоровления лиц, имеющих нарушения сердечно-сосудистой системы, считают двигательную активность и к числу наиболее эффективных её видов относят циклические упражнения аэробного характера, в том числе ходьбу, бег, плавание. Несмотря на то, что эти виды двигательной активности, наряду с гимнастическими, силовыми, дыхательными упражнениями, рассматриваются как основное средство оздоровления студентов, имеющих нарушения сердечно-сосудистой системы, в реальности на учебно-тренировочных занятиях по физической культуре в СМГ они используются ограничено, поскольку, как правило, на таких занятиях присутствуют студенты, относящиеся к разным нозологическим группам и имеющие разные показания.

3. Исследование состояния сердечно-сосудистой системы студенток различных групп здоровья позволило установить, что по большинству обследованных показателей девушки с нарушениями сердечно-сосудистой системы имеют наихудшие результаты по сравнению не

только с девушками основной группы здоровья, но и специальной медицинской. В частности, у них выявлен достоверно более низкий общий уровень состояния кардиореспираторной системы, более низкая физическая работоспособность, вегето-сосудистая неустойчивость, преобладание тонуса симпатического отдела вегетативной нервной системы, более высокий риск возникновения гипотонических состояний, более низкая устойчивость к гипоксии. Кроме того, они чаще испытывают боли в области сердца, учащённое сердцебиение, затруднённое дыхание, у них чаще бывают обмороки, отеки стоп и лодыжек, а также у них выше риск возникновения сердечно-сосудистых заболеваний по причине имеющейся в их семьях предрасположенности к данного рода патологиям.

4. Сопоставление реальной величины двигательной активности студенток, имеющих нарушения сердечно-сосудистой системы, с рекомендациями специалистов к организации двигательной активности лиц в возрасте до 20 лет с соответствующей патологией свидетельствует об очевидных противоречиях негативного характера. Согласно рекомендациям, данная категория лиц должна испытывать регулярные аэробные нагрузки величиной до 75% от максимальной ЧСС в среднем 4 раза в неделю и не менее 30 мин. В реальности обследованные студентки в лучшем случае занимаются 2 раза в неделю на плановых занятиях по физической культуре с ЧСС, соответствующей 50-60% от максимальной.

5. Анализ результатов первого педагогического эксперимента по проверке эффективности разработанной методики применения дозированной оздоровительной ходьбы на учебно-тренировочных занятиях по физической культуре со студентками, имеющими нарушения сердечнососудистой системы, позволил установить, что физическая нагрузка в зоне интенсивности ЧСС 100-130 уд/мин является недостаточной для возникновения достоверных положительных изменений в функциональном состоянии сердечнососудистой системы.

6. Анализ результатов второго педагогического эксперимента по проверке эффективности скорректированной методики применения дози-

рованной оздоровительной ходьбы и бега на учебно-тренировочных занятиях по физической культуре со студентками, имеющими нарушения сердечно-сосудистой системы, позволил установить, что увеличение интенсивности упражнений в ходьбе и включение оздоровительного бега обеспечивает повышение физической нагрузки до аэробной зоны интенсивности (ЧСС 130-150 уд/мин), что способствует достоверным положительным изменениям в функциональном состоянии сердечно-сосудистой системы занимающихся и повышению общего уровня их соматического здоровья.

7. В процессе проведения первого и второго педагогических экспериментов было выявлено положительное влияние занятий дозированной оздоровительной ходьбой и бегом на открытом воздухе на самочувствие, активность, настроение и успешность обучения студенток, имеющих нарушения сердечно-сосудистой системы.

Литература:

1. Аксёнова, О.Э. Содержание и организация адаптивной физической культуры в профессиональной подготовке студентов высшего учебного заведения: Уч.-метод. пособие / О.Э. Аксёнова. - СПб: Изд-во СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2003. - 88 с.

2. Американская Ассоциация Кардиологов. Прогулки и здоровое сердце / Американская Ассоциация Кардиологов. - М.: Восточная Книжная Компания, 1997. - 208 с.

3. Анисимова, В.А. Формирование у студентов вуза физической культуры готовности к самообразованию: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Вера Александровна Анисимова. - Челябинск, 2003. - 180 с.

4. Батова, Е.А. Особенности занятий физической культурой студентов специальной медицинской группы / Е.А. Батова // Пути совершенствования физической подготовки студенческой молодёжи в современных условиях: Матер. Всерос. науч.-практич. конф., 15-16 января 2009 г. / ЧИЭиМ. -Чебоксары, 2009. - С. 216-220.

5. Вайнер, Э.Н. Лечебная физическая культура: Учебник / Э.Н. Вайнер. - М.: Флинта: Наука, 2009. - 424 с.

6. Витшас, В.В. О работе по физической культуре с третьей (врачебной) группой в высших учебных заведениях // Теория и практика физической культуры. - 1939. - № 5. - С. 46-51.

194

7. Волкова, Т.И. Динамика показателей физического развития у студентов Чебоксарского института экономики и менеджмента (филиала) СПбГПУ, занимающихся физической культурой в группе ЛФК / Т.И. Волкова, А. Якимова, Д.В. Волков // Пути совершенствования физической подготовки студенческой молодёжи в современных условиях: Матер. Всерос. науч.-практич. конф., 15-16 января 2009 г. / ЧИЭиМ. - Чебоксары, 2009. - С. 221-224.

8. Волкова, Т.И. Физическое воспитание студентов, отнесённых по состоянию здоровья в группу лечебной физической культуры (ЛФК): учебное пособие / Т.И. Волкова. - Чебоксары: ЧИЭМ СПбГПУ, 2007. - 235 с.

9. Вучева, В.Н. Научно-методические основы формирования гуманистически ориентированной физической культуры студенток педагогических специальностей: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Вера Васильевна Вучева. - Москва, 1998. - 155 с.

10. Горелов, A.A. Анализ показателей здоровья студентов специальной медицинской группы / А.А. Горелов, О.Г. Румба, В.Л. Кондаков // Научные проблемы гуманитарных исследований: науч.-теоретич. журнал. - Пятигорск: Изд-во ПГТУ, 2008, вып. 6. - С. 28-33.

11. Дробышева, C.A. Методика повышения двигательных возможностей студентов специального отделения с вегето-сосудистой дистонией средствами физического воспитания: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Светлана Анатольевна Дробышева. - Москва, 2004. - 135 с.

12. Епифанов, В.А. Лечебная физическая культура: Учеб. пособие / В.А. Епифанов. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. - 586 с.

13. Имнаев, Ш.А. Методика обучения рациональному дыханию в процессе физического воспитания студенток специальной медицинской группы: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Имнаев Шабан Абдула-Оглы. - Волгоград, 2002. - С. 4-5.

14. Каджая, В. Страна повышенного давления. Сердечно-сосудистые болезни косят наше население в самом цветущем возрасте / В. Каджая // Независимая газета. - М., 2009. - 28.01.2009.

15. Лазутина, T.C. Особенности индивидуальной тренировки студентов вуза при гипертонии / Т.С. Лазутина, Н.Ю. Херувимова // Пути совершенствования физической подготовки студенческой молодежи в современных условиях: сборник научных трудов. - Чебоксары, 2009. - С. 166-168.

16. Наумов, Б.А. Физическое воспитание в высшей школе: Метод. пособие для студентов и преподавателей / Б.А. Наумов. - Л.: ЛГУ, 1962. - 148 с.

17. Пономарёва, В.В. Программа оздоровительной тренировки для студентов специальных медицинских групп / В.В. Пономарёва // Теория и практика физической культуры. - 1990. - № 8. -С.33-35.

18. Попов, С.Н. Лечебная физическая культура: Учебник для студентов вузов / С.Н. Попов, Н.М. Валеев, Т.С. Гарасева и др. // под ред. С.Н. Попова. - М.: Академия, 2004. - 416 с.

19. Прошляков, В.Д. Контроль и самоконтроль на занятиях по физическому воспитанию / В.Д. Прошляков, Т.М. Морозова // Теория и практика физической культуры. - 1983. - № 5. - С. 35-36.

20. Румба, О.Г. О состоянии здоровья студенческой молодёжи некоторых регионов России / О.Г. Румба, М.Д. Богоева // Физическая культура и здоровье студентов вузов: Матер. IV Междунар. науч.-практич. конф., 31 марта 2008 г. / СПбГУП. - СПб, 2008. - С. 171-172.

21. Скуратович, М.Н. Методика занятий по физическому воспитанию в вузе со студентами специальной медицинской группы с различными вариантами вегетативной дисфункции: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Марина Николаевна Скура-тович. - Омск, 2006. - 142 с.

22. Теория и методика физического воспитания: Учебник для вузов физ. восп. и спорта (в двух томах) / под ред. Т.Ю. Круцевич. - Киев: Олимпийская литература, 2003. - 424 с. (т.1), 392 с. (т.2).

23. Теория и методика физической культуры: Учеб. пособие для образоват. завед. физ. к-ры / под ред. Ю.Ф. Курамшина, В.И. Попова. - СПб: Изд-во СПбГАФК, 1999. - 324 с.

24. Теория и организация адаптивной физической культуры: Учебник в 2 т. / под общ. ред. проф. С.П. Евсеева. - М.: Советский спорт, 2007. -448 с.

25. Тимошина, И.Н. Принципы комплектования специальных медицинских групп в общеобразовательных учреждениях / И.Н. Тимошина, Л.А. Парфенова, И.М. Купцов, Э.А. Островский // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2006. - № 4. - С. 23-25.

26. Фазлеева, Е.В. Анализ распределения студентов 1 курса на медицинские группы в 2007-2008 учебном году / Е.В. Фазлеева, Е.А. Меркулова, Ф.Х. Чемоданова // Пути совершенствования физической подготовки студенческой молодежи в современных условиях: Матер. Всерос. науч.-практич. конф., 15-16 января 2009 г. / ЧИЭиМ. -Чебоксары, 2009. - с. 140-141.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

27. Федякин, A.A. Организация занятий по физическому воспитанию студентов специального отделения вуза / A.A. Федякин, Ю.А. Тумасян, Л.К. Федякина // Адаптивная физическая культура: науч.-теоретич. журнал. - СПб: Изд-во СПбГУФК им. П.Ф. Лесгафта, 2005, вып. 3 (23). - С. 25-28.

28. Физическая культура студента: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.И. Ильинича. - М.: Гар-дарики, 2000. - 448 с.

29. Физическая культура: Учеб. пособие / под ред. Е.С. Григоровича, В.А. Переверзева. - Минск: Вышэйшая школа, 2008. - 224 с.

30. Чаговадзе, A.B. Физическое воспитание в реабилитации студентов с ослабленным здоровьем: Учеб. пособие для студентов вузов / А.В. Чаговадзе, В.Д. Прошляков, М.Г. Мацук // Под ред. А.В. Чаговадзе. - М.: Высшая школа, 1986. -144 с.

31. Юденко, И.Э. Организационно-методические условия оздоровительных занятий студенток специальной медицинской группы с диагнозом ней-роциркуляторная дистония (на примере вузов г. Сургута): Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Ирина Эдуардовна Юденко. - Сургут, 2002. -160 с.

196

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.