Научная статья на тему 'Методика физического воспитания студенток медицинского колледжа с различным уровнем здоровья'

Методика физического воспитания студенток медицинского колледжа с различным уровнем здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
244
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТКИ / STUDENTS / УРОВЕНЬ ЗДОРОВЬЯ / HEALTH LEVEL / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / PHYSICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Дивинская А.Е.

Статья посвящена вопросам физического воспитания студенток с различным уровнем здоровья. выявлены средства, методы, формы организации занятий, нагрузка для указанного контингента. Осуществлена оценка эффективности занятий на основе анализа динамики показателей физического развития, функционального состояния, физической подготовленности и работоспособности студенток.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Дивинская А.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methods of physical education of medical college students with different health level

The article deals with the problem of physical education of medical college students with different health level. It reveals means, methods, training organizational forms, and loads for the specified contingent. The assessment of efficiency of training on the basis of the analysis of dynamics of indicators of physical development, functional state, physical training and efficiency of students were carried out.

Текст научной работы на тему «Методика физического воспитания студенток медицинского колледжа с различным уровнем здоровья»

УДК 377.037.1

МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОК МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА С РАЗЛИЧНыМ УРОВНЕМ ЗДОРОВЬЯ

Кандидат педагогических наук, преподаватель кафедры теории и методики адаптивной физической культуры А. Е. Дивинская,

ФГБОУ ВПО «Волгоградская государственная академия физической культуры». Контактная информация для переписки: 400005, г. Волгоград, пр. Ленина, 78.

Статья посвящена вопросам физического воспитания студенток с различным уровнем здоровья. выявлены средства, методы, формы организации занятий, нагрузка для указанного контингента. Осуществлена оценка эффективности занятий на основе анализа динамики показателей физического развития, функционального состояния, физической подготовленности и работоспособности студенток.

Ключевые слова: студентки; уровень здоровья; физическое воспитание.

На протяжении последних десятилетий наблюдается значительное увеличение заболеваемости студенческой молодежи [5].

По данным Е. А. Симутиной [6], число студентов средних специальных учебных заведений (ССУЗов) с различными заболеваниями достигает 38%. Обучение в ССУЗе медицинского профиля характеризуется наличием стрессовых ситуаций, приводящих к предпато-логии или к прогрессированию имеющихся нарушений [4], что вызывает необходимость организации занятий в специальных медицинских группах.

Вместе с тем практика организации таких занятий не является распространённой в ССУЗах. Кроме того, в Российской Федерации отсутствует государственная программа специальной медицинской группы по физическому воспитанию для ССУЗов. Студенты, отнесённые по состоянию здоровья к данной группе, вынуждены заниматься со студентами основной группы. Занятия строятся без учета индивидуальных особенностей студентов, в частности уровня здоровья, функционального состояния и физической подготовленности [3].

В результате перед преподавателями по физическому воспитанию возникает проблема подбора средств,

методов, дозирования физических нагрузок, соответствующих индивидуальным возможностям занимающихся [7].

Одним из путей решения данной проблемы является разработка методики физического воспитания, которая учитывает уровень здоровья студентов, позволяет проводить коррекцию имеющихся нарушений, следствием чего является повышение уровня их физической подготовленности [2], что обусловливает актуальность нашего исследования.

цель исследования - разработать и экспериментально обосновать методику физического воспитания студенток медицинского колледжа с различным уровнем здоровья.

Результаты исследования и их обсуждение. Исследование проводится на базе медицинского колледжа Советского района города Волгограда Российской Федерации с апреля 2013 года по настоящий момент. В исследовании принимают участие 60 девушек 18-20 лет.

На этапе констатирующего эксперимента изучены уровень здоровья, структура заболеваемости, показатели физического развития, функционального состояния, физической подготовленности и работоспособности студенток 18-20 лет медицинского колледжа. С помощью анализа медицинских карт мы выявили, что 80% студенток имеют нарушения осанки. Также преобладают болезни органов сердечно-сосудистой, вегетативной, дыхательной систем, пищеварения, обмена веществ, зрения. Для оценки уровня здоровья студенток использовали экспресс-диагностику В. И. Белова [1]. Установлено, что 48 (80%) студенток имеют низкий уровень здоровья и 12 (20%) - средний. Количество баллов студенток со средним уровнем составило 3,19, с низким - 2,45. Мониторинг включал оценку весоро-

24

№2 ! 2014

стовых показателей, кистевой динамометрии, жизненной ёмкости лёгких, силового и жизненного индекса; результатов тестов на сгибание и разгибание рук в упоре лёжа, бросок набивного мяча на дальность одной рукой с места, наклон вперёд из положения сидя, продольный шпагат (гибкость в тазобедренных суставах), гибкость позвоночника (мостик), 6-минутный бег, поднимания туловища из положения лёжа на спине, бег с помехами, метание мяча на точность в цель; показателей частоты сердечных сокращений, частоты дыхания, артериального давления, пробы Генчи и Штанге, Ром-берга, Руффье-Диксона.

Показатели физического развития, функционального состояния, физической подготовленности и работоспособности студенток с различным уровнем здоровья отличались достоверно (р<0,05). Корреляционный анализ позволил выявить прямые взаимосвязи показателя уровня здоровья с относительным показателем жизненной ёмкости лёгких (г = 0,595), результатами тестов: наклон вперёд из положения сидя (г = 0,435), 6-минутный бег (г = 0,518), и обратную - с показателем пробы Руффье-Диксона (г = - 0,654).

Для студенток рассчитан уровень нагрузки по методу В. И. Белова [1]. Выявлено, что нагрузка, предлагаемая на занятиях студенткам, превышает возможности их организма. Величина физической нагрузки для студенток со средним уровнем здоровья составила 2,8, с низким - 3,6 балла. При определении оптимальной нагрузки установлено, что достижение оптимальных значений в диапазоне «±0,9» усл. ед. (студенты со средним уровнем - «0,81» усл. ед., с низким - «-0,45» усл. ед.) становится возможным при снижении интенсивности нагрузки до достижения 120-130 уд/мин для студенток с низким уровнем здоровья и 140-150 уд/мин - со средним.

На этапе формирующего эксперимента были образованы контрольная и экспериментальная группы (по 30 человек в каждой). Выявлено, что в экспериментальной группе 23 (38%) студентки имеют низкий уровень здоровья и 7 (12%) - средний, в контрольной - 25 (42%) низкий и 5 (8%) средний.

Для студенток экспериментальной группы были разработаны пять блоков упражнений: первый включает аэробные упражнения умеренной интенсивности (чередование ходьбы и бега); второй - динамические упражнения, направленные на укрепление мышечного корсета, третий - упражнения суставной гимнастики, четвёртый - средства, направленные на коррекцию нарушений осанки (упражнения системы К. Ниши), дыхательных нарушений; пятый - упражнения, направленные на развитие равновесия и расслабляющие упражнения (попеременное напряжение и расслабление отдельных групп мышц на выходе, встряхивания, элементы самомассажа, аутотренинга). Применяются методы развития физических качеств: для развития гибкости - локальный и интегральный методы, для развития координационных способностей - стандарно-повторный, вариативный методы, выносливости -

равномерный метод, силовых способностей - метод повторных усилий. Занятия проводятся 3 раза в неделю, продолжительность составляет 90 минут. Процесс физического воспитания осуществляется также в системе домашних заданий. Студенткам предложены комплексы суставной гимнастики, дыхательных упражнений и упражнений на равновесие и расслабление.

Студентки контрольной группы занимались следующими видами двигательной активности: лёгкой атлетикой, аэробикой, гимнастикой, дартсом, подвижными играми.

Показатели физического развития, функционального состояния, физической подготовленности и работоспособности в начальном обследовании девушек контрольной и экспериментальной групп не различались (р>0,05).

Данные повторного тестирования позволили выявить достоверные изменения показателей. Относительный показатель кистевой динамометрии правой руки девушек экспериментальной группы со средним уровнем здоровья увеличился на 16% (нач.

- 37,14±2,54, конеч. - 43±6,48; р<0,05) и на 13% (нач.

- 35,34±3,31, конеч. - 40,11±6,20; р<0,05) - с низким (М±о). В связи с применением упражнений аэробного характера, упражнений, направленных на укрепление мышечного корсета, увеличился относительный показатель жизненной ёмкости лёгких в экспериментальной группе. У студенток с низким уровнем здоровья отмечен прирост на 25 % (35,26±5,24 мл/кг; 43,94±4,74 мл/кг; р<0,001). Показатели частоты сердечных сокращений и систолического артериального давления снизились в экспериментальной группе в среднем на 4% (нач. (средний уровень) - 85±3,05 уд/мин, конеч.

- 81,3±16,26 уд/мин; р<0,05; нач. (низкий уровень) -91,26±3,62 уд/мин, конеч. - 87,56±3,50 уд/мин; р<0,05) и на 3% (нач. (средний уровень) - 124,71±3,15 мм рт.ст., конеч. - 120,83±2,21 мм рт. ст.; р<0,05; нач. (низкий уровень)-130,61±7,43 мм рт.ст., конеч.-126,5±5,62 мм рт.ст.; р<0,05) соответственно, что свидетельствует о повышении эффективности работы и экономичности системы кровообращения при воздействии дозированной аэробной нагрузки. Индекс Руффье-Диксона у студенток со средним и низким уровнем здоровья уменьшился на 10% (нач. - 10,29±0,18 усл. ед., конеч. -9,25±1,54 усл. ед.; р<0,05) и на 8% (нач. - 11,82±0,61 усл. ед., конеч. -10,87±1,33 усл. ед.; р<0,05) соответственно. Показатель в тесте «6-минутный бег» увеличился на 16% (нач. - 962,87±25,63 м, конеч. - 1112,5±187,81 м; р<0,05) у студенток со средним уровнем здоровья и на 14% (нач. - 863,04±85,36 м, конеч. - 983,89±172,19 м; р<0,05) - с низким. Достоверно изменился показатель силовой выносливости в тесте «подъём туловища из положения лёжа на спине» у девушек со средним и низким уровнем на 27% (нач. - 17,33±1,15 раза, конеч.

- 22±6,42 раза; р<0,05). Включение в занятия упражнений суставной гимнастики способствовало увеличению показателей гибкости. Отмечен высокий процент прироста показателя гибкости позвоночного столба на

№2 I 2014

25

48% (нач. - 4,71±0,49 см, конеч. - 7±3,27; р<0,05) и 77 % (нач. - 2,13±2,42; конеч. - 3,78±1,7; р<0,05) у девушек со средним и низким уровнем соответственно. Показатель, характеризующий время устойчивости в пробе Ромберга, увеличился на 22% (нач. - 8,14±1,07 с; конеч. - 9,92±1,98 с; р<0,05) у студенток со средним уровнем здоровья и на 10% (нач. - 8,61±1,34 с, конеч. - 9,5±1,1 с; р<0,05) - с низким. Изменения перечисленных показателей студенток контрольной группы были статистически недостоверными (р>0,05).

В результате изменения показателей функционального состояния и физической подготовленности у пятерых студенток выявлен переход показателя уровня здоровья от низкого к среднему.

выводы. При разработке методики физического воспитания студентов следует определять и учитывать уровень здоровья; управлять нагрузкой с помощью изменения интенсивности, либо продолжительности нагрузки на одном занятии, количества занятий в неделю; использовать упражнения, адекватные по отношению к состоянию здоровья студентов различных нозологических групп; занятия по физическому воспитанию должны носить комплексный характер и способствовать развитию физических качеств, профилактике заболеваний и коррекции имеющихся нарушений. Перспективным направлением является выявление параметров внешней стороны нагрузки для студенток с различным уровнем здоровья, в частности правильный подбор количества повторений упражнений, направленных на развитие силовых, координационных способностей, гибкости, а также учитывать характер и продолжительность отдыха.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Белов, В. И. Коррекция состояния здоровья взрослого населения средствами комплексной физической тренировки: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / В. И. Белов. - М., 1996. - 55 с.

2. Дьякова, Е. Ю. Лечебная физическая культура как форма реализации учебного процесса по физическому воспитанию студентов / Е. Ю. Дьякова // Теория и практика физической культуры. - № 10. - 2010. - С. 62-64.

3. Жомин, К. М. Морфофункциональные и психофизические особенности студенток в зависимости от вида и режима физкультурно-спортивной деятельности: автореф. дис. ... канд. биол. наук / К. М. Жомин. - Челябинск, 2013. - 22 с.

4. Мандриков, В. Б. Объективная и субъективная оценка нагрузки занятий студентами в специальном учебном отделении / В. Б. Мандриков, М. П. Мицулина, Е. В. Пивоварова // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - № 5 (87). - 2012. - С. 88-91.

5. Седляр, Ю. В. Анализ средств, методов и форм физического воспитания, направленных на профилактику и коррекцию нарушений осанки студентов / Ю. В. Седляр // Физическое воспитание студентов. - 2011. - № 1. - С. 114-117.

6. Симутина, Е. А. Региональный подход к модернизации физического воспитания студенток медицинского колледжа с отклонениями в состоянии здоровья: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е. А. Симутина. - Смоленск, 2007. - 20 с.

7. Скуратович, М. Н. Методика занятий по физическому воспитанию в вузе со студентками специальной медицинской группы с различными вариантами вегетативной дисфункции: автореф. дис. ... канд. пед. наук / М. Н. Скуратович. -Омск, 2006. - 23 с.

METHODS OF PHYSICAL EDUCATION OF MEDICAL COLLEGE STUDENTS wITH Different HEALTH LEvEL

Candidate of Pedagogical Sciences, lecturer of Theory and Methods of Adaptive Physical Education Department А. Divinskaya,

Federal State Budget Institution of Higher Professional Education «Volgograd State Academy of Physical Education», Volgograd.

Contact information: 400005, Volgograd, Lenin Avenue, 78.

Abstract. The article deals with the problem of physical education of medical college students with different health level. It reveals means, methods, training organizational forms, and loads for the specified contingent. The assessment of efficiency of training on the basis of the

analysis of dynamics of indicators of physical development, functional state, physical training and efficiency of students were carried out.

Key words: students, health level, physical education.

26

№2 l 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.