зиновых эспандеров, облегченных исходных положений, содействия партнера, дополнительных точек опоры. Величина нагрузки составляла 50-70% от максимальной в упражнении; количество повторений - 10-14, количество упражнений - 4-6, количество подходов - 1-3.
Таблица 2
Соревновательная результативность детей контрольной и экспериментальной
групп
Название упражнения ЭГ КГ
МиС | МеС | МаС МиС | МеС | МаС
Мальчики
Лыжная гонка, км/ч После ПЭ 10,1 11,0 10,3 9,6 10,7 9,6
Стрельба, очков До ПЭ 10,1 11,0 10,3 9,6 10,7 9,6
После ПЭ 24,8 35,1 41,7 28,0 53,9 3,6
Силовая гимнастика, раз До ПЭ 32,5 36,6 46,4 29,3 52,2 48,4
После ПЭ 3,2 5,7 4,2 3,8 6,6 2,4
Девочки
Лыжная гонка, км/ч После ПЭ 9,0 9,4 9,1 8,7 9,2 8,6
Стрельба, очков До ПЭ 24,4 41,7 33,0 26,0 39,1 48,8
После ПЭ 36,8 43,0 37,5 29,8 40,6 48,7
Силовая гимнастика, раз До ПЭ 11,0 10,3 8,0 13,8 13,0 7,9
После ПЭ 16,0 14,2 13,0 15,6 14,1 10,3
В заключении можно сделать следующий вывод: реализация дифференцированной методики подготовки детей 10-11 лет, занимающихся зимним полиатлоном, с учетом их морфофункциональных показателей позволила значительно увеличить показатели физических способностей, в которых наблюдалось отставание соматической группы, и, тем самым, повысить эффективность учебно-тренировочного процесса и поднять соревновательную результативность детей 10-11 лет, занимающихся зимним полиатлоном.
ЛИТЕРАТУРА
1. Дорохов, Р.Н. Соматические типы и варианты развития детей и подростков : автореф. дис. ... д-ра мед. наук / Дорохов Р.Н. - Москва, 1985. - 31 с.
REFERENCES
1. Dorokhov, R.N. (1985), Somatic types and options for the development of children and adolescents: dissertation, Moscow, Russian Federation.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 16.10.2012.
УДК 796.07
ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ СРЕДСТВ ФИТНЕСА НА ФИЗИЧЕСКУЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ, ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ
СОСТОЯНИЕ ДЕВУШЕК
Жанна Глебовна Аникиенко, преподаватель,
Морской Государственный университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова (МГУ им. адм. Ф. Ф. Ушакова), Новороссийск
Аннотация
Для использования средств фитнеса в процессе физического воспитания студенток в процессе академических занятий физической культурой целесообразно выделить наиболее популярные группы упражнений и экспериментально проверить особенности их влияния на физические
качества, физическое развитие и функциональное состояние систем организма девушек данного возраста. Установлено, что одночасовые занятия аэробикой три раза в неделю в течение шести месяцев оказывают положительное влияние на общую физическую работоспособность и общую выносливость девушек. В статье, на основе шестимесячного педагогического эксперимента показана специфика влияния регулярных занятий различными видами фитнеса на физические качества, физическое развитие и функциональное состояние систем организма студенток.
Ключевые слова: физическое воспитание, средства фитнеса, студентки, физические качества, физическое развитие, функциональное состояние систем организма.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.10.92.p10-16
FEATURES OF INFLUENCE OF FITNESS MEANS ON THE PHYSICAL READINESS, PHYSICAL DEVELOPMENT AND FUNCTIONAL CONDITION OF
THE GIRLS
Jeanne Glebovna Anikiyenko, the teacher,
Sea State University named after Admiral F.F. Ushakov, Novorossiysk
Annotation
For application of the fitness means in the course of physical training of female students in the process of the physical culture academic occupations it is expedient to allocate the most popular groups of exercises and check experimentally the features of their influence on physical qualities, physical development and functional condition of systems of the girls organism at this age. It has been established that hourly occupations by aerobics three times a week within six months make positive impact on the general physical working capacity and general endurance of the girls. The article, based on the six months pedagogical experiment, showed the specifics of influence of regular occupations by different types of fitness on physical qualities, physical development and functional condition of students' systems of the organism.
Keywords: physical training, means of fitness, student, physical qualities, physical development, functional condition of organism systems.
ВВЕДЕНИЕ
Устойчивая тенденция снижения уровня здоровья студентов, одной из причин которой является недостаточная двигательная активность, привлекает внимание специалистов, стремящихся решить проблему гиподинамии [4,5].
Перспективным путем решения этой проблемы специалисты считают совершенствование состава средств физического воспитания студентов. В частности, для повышения интереса студентов к занятиям физической культурой предлагается в состав традиционно используемых средств включать наиболее популярные среди студенческой молодежи системы физических упражнений и виды спорта [2-8].
Таким новым и достаточно популярным среди девушек и женщин средством двигательной активности является система фитнеса [1,3-5].
Вместе с тем, анализ научно-методической литературы, в которой рассматриваются вопросы использования и дифференцирования параметров нагрузки различных программ фитнеса, выявил противоречие между социальной потребностью привлечения студенческой молодежи к занятиям физической культурой и спортом, как составляющей части здорового образа жизни, ростом популярности системы фитнеса и отсутствием научно обоснованных методик по ее использованию в совокупности с традиционными физическими упражнениями и видами спорта в процессе академических занятий физической культурой в условиях вуза.
Представляется, что для использования средств фитнеса целесообразно выделить наиболее популярные группы упражнений и экспериментально проверить особенности их влияния на физические качества, физическое развитие и функциональное состояние систем организма девушек данного возраста.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Для экспериментальной проверки особенностей влияния средств фитнеса, прежде всего, путем анкетирования по сумме мест был определен рейтинг популярности среди студенток каждого из 15 предложенных программ (табл. 1).
Для дальнейшего исследования были отобраны те средства фитнеса, которые по результатам опроса заняли первые пять мест: аэробика, степ-аэробика, пилатес, фитбол-аэробика, стретчинг. Особенности их влияния на студенток определялись в процессе шестимесячного (октябрь-март) эксперимента, в котором участвовало 107 девушек систематически занимающихся в фитнес-клубах и фитнес-центрах.
В результате установлено, что одночасовые занятия аэробикой три раза в неделю в течение шести месяцев оказывают положительное влияние на общую физическую работоспособность и общую выносливость девушек, на что указывают статистически достоверные изменения показателя PWC170 (1=2,14; р<0,05) и времени бега на 1000 метров (1=2,36; р<0,05). Кроме того у них также улучшились показатели внешнего дыхания в пробе Штанге (1=2,30; р<0,05) и Генчи (1=2,41; р<0,05), функционального состояния сердечно-сосудистой системы по показателям пробы Руфье (1=2,35; р<0,05) и центральной нервной системы по показателям КЧССМ (1=2,53; р<0,05).
Таблица 1
Рейтинг популярности средств фитнеса среди студенток (п=260)_____________
Средства фитнеса Рейтинг
Аэробика 1
Степ-аэробика 2
Пилатес 3
Фитбол-аэробика 4
Стретчинг 5
Шейпинг 6
Танцевальная аэробика 7
Аква-аэробика 8
Фитнес-йога 9
Калланетик 10
Сайкл-аэробика 11
Гимнастика Тайчи 12
Стрип-пластика 13
Слайд-аэробика 14
Силовая аэробика 15
Сравнительный анализ исходных и конечных показателей физической подготовленности, физического развития и функционального состояния систем организма девушек, которые занимались степ-аэробикой, позволил установить, что под воздействием этих нагрузок у них улучшилась общая физическая работоспособность и общая выносливость, что подтверждают статистически достоверные изменения показателя PWCl70 (1=2,11; р<0,05) и времени бега на 1000 метров (1=2,83; р<0,01), а также скоростносиловые способности мышц нижних конечностей и ловкость, на что указывают соответственно увеличение дальности прыжка с места (1=2,80; р<0,01) и уменьшение времени трехкратного пробегания 10-метрового отрезка (1=2,24; р<0,05).
Положительные изменения у этих девушек наблюдаются и по некоторым показателям физического развития. В частности, у них статистически достоверно снизилась масса тела (1=2,20; р<0,05), уменьшился обхват талии (1=2,19; р<0,05) и ягодиц (1=2,44; р<0,05), уменьшилась толщина кожно-жировой складки на животе (под пупочной точкой) (1=2,23; р<0,05) и на бедре сзади по центру (под ягодичной мышцей) (1=2,34; р<0,05).
Систематические занятия степ-аэробикой сказались положительно и на функцио-
нальном состоянии дыхательной, сердечно-сосудистой и центральной нервной систем, а также вестибулярного аппарата девушек. На это указывают статистически достоверные изменения показателей в пробе Штанге (1=2,28; р<0,05) и Генчи (1=2,35; р<0,05), пробе Руфье (1=2,82; р<0,01), КЧССМ (1=2,47; р<0,05) и пробе Яроцкого (1=2,19; р<0,05) соответственно.
Занятия пилатесом оказали положительное влияние на уровень развития гибкости и силовой выносливости мышц верхних конечностей и брюшного пресса. Это подтверждается статистически достоверными изменениями соответственно количества подтягиваний в висе на низкой перекладине (1=2,24; р<0,05) и числа подниманий туловища в сед из положения лежа на спине (1=2,32; р<0,05), а также увеличением глубины наклона вперед из положения стоя (1=2,90; р<0,01). Кроме того, у этих девушек за данный период уменьшилась масса тела (1=2,29; р<0,05), абсолютный (1=2,47; р<0,05) и относительный (1=2,37; р<0,05) объем жирового компонента массы тела, обхват талии (1=2,16; р<0,05) и ягодиц (1=2,45; р<0,05), а также уменьшилась толщина кожно-жировых складок на животе (под пупочной точкой) (1=2,16; р<0,05) и на линии талии (на спине) (1=2,22; р<0,05).
Также установлено, что нагрузка упражнений пилатеса оказала положительное влияние на функциональное состояние дыхательной и сердечно-сосудистой системы, а также вестибулярного аппарата, на что указывают соответственно изменившиеся величины в пробах Розенталя (1=2,18; р<0,05), Руфье (1=2,44; р<0,05) и Яроцкого (1=2,23; р<0,05).
Исследование особенностей влияния систематических занятий фитбол-аэробикой на уровень физической подготовленности, физического развития и функционального состояния девушек позволило установить, что у них статистически достоверно улучшились показатели ловкости в беге 3*10 метров (1=2,56; р<0,05), силовой выносливости мышц верхних конечностей по количеству подтягиваний в висе на низкой перекладине (1=2,49; р<0,05), силовой выносливости мышц брюшного пресса по количеству подъемов туловища в сед из положения лежа на спине (1=2,51; р<0,05), гибкости по глубине наклона вперед из положения стоя (1=2,38; р<0,05), а также функциональное состояние дыхательной и сердечно-сосудистой системы, вестибулярного анализатора, на что указывают статистически достоверные изменения показателей в пробе Штанге (1=2,37; р<0,05), пробе Генчи (1=2,45; р<0,05), пробе Розенталя (1=2,33; р<0,05), пробе Руфье (1=2,63; р<0,05) и пробе Яроцкого (1=2,55; р<0,05).
Анализ шестимесячной динамики показателей физической подготовленности, физического развития и функционального состояния систем организма девушек, которые систематически три раза в неделю занимались стретчингом, позволил установить, что под воздействием этих упражнений у них улучшилась гибкость при наклоне вперед из положения стоя (1=2,41; р<0,05), взрывная сила мышц нижних конечностей (1=2,99; р<0,01), а также функциональное состояние сердечно-сосудистой и центральной нервной систем, что нашло отражение в статистически достоверном улучшении показателей в пробе Руффье (1=2,73; р<0,05) и КЧССМ (1=2,73; р<0,05).
Также установлено, что занятия стретчингом положительно влияют на физическое развитие девушек, что подтверждается статистически достоверным уменьшением обхвата талии (1=2,15; р<0,05), толщины кожно-жировой складки на животе (1=2,20; р<0,05), на животе под пупочной точкой (1=2,29; р<0,05) и на спине на линии талии (1=2,15; р<0,05).
Таким образом, в результате шестимесячного эксперимента были установлены специфические для каждого из апробированных средств фитнеса особенности влияния на развитие физических качеств, физическое развитие и функциональное состояние систем организма занимающихся (табл. 2).
В целом полученные в исследовании данные не противоречат и расширяют сведения, которые опубликованы другими авторами ранее.
Таблица 2
Особенности влияния некоторых средств фитнеса на физические качества, физическое развитие и функциональное состояние систем организма девушек 17-19 лет
Показатели Средства фитнеса
Аэробика а 1 1 ° § тр С Пилатес Фитбол
Бег 100 м, с Х
Прыжок в длину с места, см Х Х
Бег 3x10м, с Х Х
Подтягивание в висе на низкой перекладине, кол-во Х Х
Поднимание туловища в сед из положения лежа на спине, кол-во Х Х
Наклон вперед из положения стоя, см Х Х Х
Бег 1000 м, мин Х
Масса тела, кг Х Х
Объем жировой массы, кг Х
Объем жировой массы, % Х
ОГК, см
Обхват талии, см Х Х Х
Обхват ягодиц, см Х Х
Обхват бедра, см
Кожно-жировая складка на животе, мм Х
Кожно-жировая складка на животе (под пупочной точкой), мм Х Х Х
Кожно-жировая складка на линии талии (на спине), мм Х Х
Кожно-жировая складка на спине справа (на уровне пупочной точкой), мм
Кожно-жировая складка на бедре сзади по центру (под ягодичной мышцей), мм Х
Кожно-жировая складка на бедре сзади сбоку (под ягодичной мышцей), мм
Проба Штанге, с Х Х Х
Проба Генчи, с Х Х Х
Проба Розенталя, мл Х Х
Проба Руфье, баллы Х Х Х Х Х
КЧССМ, гц Х Х Х
Теппинг-тест, кол-во
Проба Яроцкого, с Х Х Х
РШС170, кгм/мин Х Х
Очевиден факт, что полученные в результате экспериментального исследования данные позволяют говорить о том, что рассмотренные средства фитнеса можно использовать для эффективного целенаправленного развития физических качеств, а также воздействия на показатели физического развития и функционального состояния систем организма студенток. При этом данные средства можно применять как отдельно, так и в комплексе, что зависит от формы проведения занятия физическими упражнениями и от решаемых в нем задач.
ВЫВОДЫ
1. Перспективным направлением повышения эффективности академических занятий физической культурой в вузе является совершенствование средств физического воспитания путем включения в их состав наиболее популярных среди студенток программ фитнеса.
2. Наиболее популярные среди студенток программы фитнеса обладают разными выраженными возможностями влияния на физические качества, физическое развитие и функциональное состояние систем организма:
- классическая аэробика (элементарные формы быстроты, общая выносливость, общая физическая работоспособность, сердечно-сосудистая, центральная нервная и дыхательная системы);
- степ-аэробика (ловкость, взрывная сила, общая выносливость, общая физическая работоспособность, масса тела, обхват талии, толщина кожножировых складок на животе и бедре, сердечно-сосудистая, центральная нервная и дыхательная системы, вестибулярный анализатор);
- пилатес (гибкость, силовая выносливость, ловкость, масса тела, жировая масса, обхват талии и ягодиц, толщина кожно-жировых складок на животе и талии, сердечно-сосудистая и дыхательная системы, вестибулярный анализатор);
- фитбол-аэробика (силовая выносливость, ловкость, гибкость, сердечнососудистая и дыхательная системы, вестибулярный анализатор);
- стретчинг (гибкость, взрывная сила, сердечно-сосудистая и центральная нервная системы).
3. Особенности влияния средств фитнеса на физические качества, физическое развитие и функциональное состояние занимающихся обусловливают возможность использования их развивающего потенциала как отдельно, так и в комплексе с традиционными физическими упражнениями, что зависит от формы проведения занятия физической культурой и от решаемых в нем задач.
ЛИТЕРАТУРА
1. Борилкевич, В.Е. Об идентификации понятия «фитнес» / В.Е. Борилкевич // Теория и практика физической культуры. - 2003. - № 2. - С. 45-47.
2. Венгерова, Н. Н. Стретчинг как средство изменения соматического здоровья девушек 17-18 лет / Н.Н. Венгерова, О.Е. Пискун, С.А. Возовиков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 4 (50). - С. 29-33.
3. Венгерова, Н.Н. Физические кондиции девушек 17-20 лет как показатель здоровья / Н.Н. Венгерова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. -№ 4 (62). - С. 12-15.
4. Горелов, А. А. К вопросу о необходимости разработки системных механизмов обеспечения студенческой молодёжи оптимальными двигательными режимами / А.А. Горелов, В.И. Лях, О.Г. Румба // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -
2010. - № 9 (67). - С. 29-34.
5. Журавская, Н.В. Проблемы формирования мотивации к здоровому образу жизни у студентов не физкультурного вуза / Н. В. Журавская // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 12 (58). - С. 49-52.
6. Нижник, Г.Н. Аквааэробика в начальном обучении плаванию девушек 18-20 лет / Г.Н. Нижник, С.Н. Морозов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -
2011. - № 6 (76). - С. 116-119.
7. Сайкина, Е.Г. Требования к подбору музыкального сопровождения занятий фитнесом / Е.Г. Сайкина, Ю.В. Смирнова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 4 (38). - С. 68-71.
8. Серова, Т.В. Анализ результатов применения фитнес-программы на занятиях по физической культуре в техническом вузе / Т.В. Серова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 8 (90). - С. 79-83.
REFERENCES
1. Borilkevch, V.E. (2003), “About concept "fitness" identification”, Theory and practice of physical education, No. 2, pp. 45-47.
2. Vengerova, N.N., Piskun, O.E. and Vozovikov, S.A. (2009), “Stretching as means of change of somatic health of girls of 17-18 years trained in high school”, Uchenye zapiski uni-versiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 50, No. 4, pp. 29-33.
3. Vengerova, N.N. (2010), “Physical conditions of girls at the age of 17-20 years old as a health indicator”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 62, No. 4, pp. 1215.
4. Gorelov, A.A., Lyakh, V.I., Rumba, O.G. (2010), “To the question of necessity in development of system mechanisms for providing the student youth with optimal motion conditions”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 67, No. 9, pp. 29-34.
5. Dzuravskaya, N.V. (2009), ”The problems of forming motivation for healthy life style for students of nonphysical education institution”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 58, No. 12, pp. 49-52.
6. Nizhnik, G.N. and Morozov, S.N. (2011), “Aqua aerobic at elementary swimming stage for the girls aged 18-20 years old”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 76, No. 6, pp. 116-119.
7. Serova T.V. (2012), “Analysis of the results of the fitness program application at lessons of physical training in the technical college”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 90, No. 8, pp. 79-83.
8. Sajkina, E.G. and Smirnova, J.V. (2008), “Methodical aspects of musical illustration in fitness classes”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 38, No. 4, pp. 68-71.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 24.10.2012.
УДК 378
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ У СТУДЕНТОВ ВУЗА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И
КУЛЬТУРЕ РЕЧИ
Светлана Анатольевна Аристархова, старший преподаватель,
Московская государственная академия физической культуры (МГАФК, п. Малаховка)
Аннотация
В статье рассматривается актуальная задача современного высшего образования - самореализация личности студента в процессе профессионального обучения. Автором выявлены критерии творческой самореализации студентов, к которым относятся мотивы, самостоятельность и удовлетворённость психологическая, физическая и социальная. Представлена модель процесса развития творческой самореализации в условиях вуза физической культуры, которая предполагает использование активных методов обучения: проблемный, частично-поисковый, исследовательский. В модели обозначены разнообразные формы обучения в вузе: лекции, круглые столы, семинары (классический, практический, проблемный и др.), исследовательская работа студентов, раскрыто содержание деятельности студентов и преподавателей: познавательная, лингвистическая, коммуникативная. Обозначены педагогические условия и ожидаемые результат обучения. Модель выступает технологической основой развития творческой самореализации у студентов вуза физической культуры русскому языку и культуре речи.
Ключевые слова: творческая самореализация, лингвистическая компетенция, мотивация учебной деятельности, модель педагогической поддержки.