4. Starodubtsev, M.P. (2013), "Pedagogical reflections and projects of the organization of education during the reign of Catherine II", News of St. Petersburg University of MIA of Russia, Vol. 57, No. 1, pp. 182-189
5. Starodubtsev, M.P. (2014), "Projects of development of Russian education from the second half of the eighteenth century", In book: Interdisciplinary research in the field of integration of education and science proceedings of the scientific-pedagogical staff of Saint-Petersburg military Institute of internal troops of the MIA of Russia, St. Petersburg, pp. 125-129.
6. Starodubtsev, M. P. (2012), "Reform of the education system of Russia in the middle of the XVIII century", Science and business: ways of development, No. 10 (16), pp. 28-33.
7. Starodubtsev, M.P. (2014), "Social orientation of the pedagogical reforms of Catherine the great", Pedagogical education in Russia, No. 2, pp. 162-166
8. Starodubtsev, M.P. (2014), Formation of the Russian system of education in the second half of the eighteenth century. Ideology, traditions, projects and their implementation, St. Petersburg.
9. Starodubtsev, M.P. (2012), "Theory and practice of Russian education in the eighteenth century", News of the Herzen Russian State Pedagogical University, No. 150, pp. 249-261.
10. Starodubtsev, M.P. and Fedorova, N.M. (2015), "The history of the development of military pedagogic theory and practice in the system of military education of officers of Russia XVIII-XIX centuries", In book: Modern problems of science and education in the internal troops of the MIA of Russia collection of scientific works scientific-pedagogical staff of Saint-Petersburg military Institute of internal troops of the MIA of Russia, St. Petersburg, pp. 227-230.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 16.01.2015
УДК 796.41:159.922
ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ФИТНЕСОМ НА ПСИХОСОМАТИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ СТУДЕНТОК С НАРУШЕНИЯМИ СУСТАВНО-СВЯЗОЧНОГО АППАРАТА
Ольга Николаевна Степанова, доктор педагогических наук, профессор, Московский педагогический государственный университет (МПГУ), Ольга Владимировна Бородулина, старший преподаватель, Ивановский государственный энергетический университет имени В.И. Ленина (ИГЭУ)
Аннотация
Статья посвящена поиску путей оптимизации учебного процесса по физической культуре со студентами, имеющими нарушения в состоянии опорно-двигательного аппарата. Экспериментально доказано, что комплексное применение фитнес-технологий оказывает положительное влияние на психосоматическое состояние студенток с нарушениями суставно-связочного аппарата, что проявляется в улучшении показателей, характеризующих физическое развитие, физическую подготовленность, функциональное и психоэмоциональное состояние испытуемых.
Ключевые слова: студенты специальных медицинских групп, нарушения суставно-связочного аппарата, психосоматическое состояние, фитнес.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.01.131.p228-233
INFLUENCE OF FITNESS TRAINING ON THE PSYCHOSOMATIC CONDITION OF THE FEMALE STUDENTS WITH DISORDERS OF ARTICULAR-LIGAMENTOUS
APPARATUS
Olga Nikolaevna Stepanova, the doctor of pedagogical sciences, professor, Moscow State Pedagogical University, Olga Vladimirovna Borodulina, the senior lecturer, Ivanovo State Power Engineering University
Annotation
The article is devoted to the searching for ways to optimize the educational process on physical training with the female students who have impairments in a state of the musculoskeletal system. It is experimentally proved that the combined application of the fitness technology has a positive impact on the
psychosomatic status of the students with disorders of the articular-ligamentous apparatus. This is reflected in the improvement of the indicators characterizing the physical, functional and psycho-emotional condition of the students.
Keywords: students of special medical groups, disorders of articular-ligamentous apparatus, psychosomatic condition, fitness.
ВВЕДЕНИЕ
Как показывает анализ практики физического воспитания студентов, отнесённых по состоянию здоровья к специальным медицинским группам (СМГ), современная ситуация характеризуется противоречиями между:
- выраженным ухудшением состояния здоровья студенческой молодёжи, неуклонным ростом числа учащихся с ослабленным здоровьем (значительную часть которых составляют лица с нарушениями опорно-двигательного аппарата) и социальным заказом на здоровое, физически развитое и активное поколение;
- потребностью студентов СМГ быть здоровыми и вовлечёнными в занятия современными и «модными» видами двигательной активности (среди которых особая роль принадлежит фитнесу) и практически полным отсутствием таких видов в программах дисциплины «Физическая культура» для учащихся специального учебного отделения;
- возможностью и перспективностью использования фитнес-технологий в системе адаптивного физического воспитания студенческой молодёжи и недостаточной изученностью влияния занятий фитнесом на психосоматическое состояние учащихся с нарушениями суставно-связочного аппарата.
В этой связи целью данного исследования выступило изучение влияния занятий фитнесом на психосоматическое состояние учащихся с нарушениями суставно-связочного аппарата.
МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследования проводились на базе Ивановского государственного энергетического университета имени В.И. Ленина (ИГЭУ). Контингент испытуемых - 23 студентки специального учебного отделения с нарушениями в опорно-двигательном аппарате (основные диагнозы: сколиоз, остеохондроз позвоночника, артрозы, плоскостопие).
В ходе анализа научной и методической литературы [1, 3, 4, 5], а также обобщения результатов собственных исследований [2, 6] были определены направленность и содержание, спроектирована программа занятий с данным контингентом. Указанная программа предусматривала использование таких средств оздоровительной физической культуры и фитнеса, как: дозированная ходьба, медленный бег; циклические упражнения на кар-диотренажерах (беговой дорожке, вело- и эллиптическом тренажёрах); элементы классической и танцевальной аэробики, ритмической гимнастики; элементы подвижных и спортивных игр («Салки», «Лабиринт», эстафеты, доступные упражнения из арсенала настольного тенниса, волейбола); упражнения на улучшение подвижности в суставах (стретчинг); элементы шейпинга (в партере) и степ-аэробики; упражнения на нестабильных поверхностях (фитболах, полусфере «босу»); доступные силовые упражнения на тренажёрах; элементы пилатеса, калланетики, фитнес-йоги, бодифлекса; комплексы лечебной физической культуры, соответствующие особенностям нозологии обучающихся.
Экспериментальные занятия проводились в соответствии с учебным планом дисциплины «Физическая культура». Всего было проведено 34 практических занятия (68 часов) в осеннем семестре и 32 практических занятия (64 часа) в весеннем семестре.
Каждое занятие имело трёхчастную блочную структуру:
1) подготовительная часть, представленная теоретическим (10 мин) и практическим - «разогревание и разминка» блоками (10^15 мин; интенсивность нагрузки 40^55% от ЧССщах или 80^110 уд/мин);
2) основная часть, состоящая из трёх блоков:
- функционального (выполнение циклических упражнений, упражнений на кар-диотренажерах и из арсенала оздоровительной аэробики) (25-30 мин; интенсивность 60-70% от ЧССтах или 130-140 уд/мин);
- развивающего (кондиционного), нацеленного на повышение уровня физической подготовленности и «подтягивание» отстающих физических качеств (силовые упражнения (с отягощениями и без, на тренажёрах), элементы подвижных и спортивных игр, упражнения из арсенала фитнес-йоги, фитбол-аэробики, шейпинга, пилатеса, калла-нетики и др.) (15-20 мин на пульсе 50-70% от ЧССтах или 110-140 уд/мин);
- коррекционно-профилактического (комплексы упражнений лечебной физической культуры) (15 мин; пульс 50-55% от ЧССтах (110-120 уд/мин));
3) заключительная часть - «заминка и релаксация» (10-15 мин; интенсивность 35-45% от ЧССтах (60-90 уд/мин)), включающая упражнения на расслабление, стрет-чинг, элементы дыхательной гимнастики и аутогенной тренировки.
Для оценки эффективности экспериментальных занятий был проведён линейный педагогический эксперимент. Перед началом и по окончании эксперимента все участницы проходили обследования, программа и результаты которых представлены в таблице 1. Эффективность занятий определялась степенью прироста показателей, характеризующих физическое развитие, физическую подготовленность, функциональное и психоэмоциональное состояние испытуемых.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
В ходе педагогического эксперимента у студенток с нарушениями суставно-связочного аппарата (таблица 1):
- значительно улучшились и стали соответствовать возрастной норме результаты проб Генча (на 30,2%; Р<0,05) и Штанге (на 24,3%; Р<0,05), что говорит о совершенствовании кислородтранспортных возможностей организма и о повышении его устойчивости к гипоксии;
- хоть статистически и не значимо, но всё же улучшились и приблизились к возрастной норме показатели: жизненной ёмкости лёгких (на 4,8%), характеризующие уровень функционального состояния дыхательной системы; диастолического артериального давления (на 5,7%) как индикатора фактора риска возникновения гипертонической болезни; пробы Руфье (на 7,2%) и теста PWCl70 (на 7,7%), характеризующие уровень общей работоспособности организма и реакцию сердечно-сосудистой системы студенток на физическую нагрузку;
- произошли статистически значимые позитивные изменения в таких слагаемых физической подготовленности, как: гибкость, оцениваемая в тесте «наклон вперёд из положения сидя» (прирост составил 126,8%; Р<0,01); сила и силовая выносливость, измеряемые при помощи тестов «сгибания и разгибания рук в упоре лёжа» (на 64,5%; Р<0,01), «поднимание туловища из положения лёжа на спине» (на 59,6%; Р<0,01), «гиперэкстензия» (на 27,6%; Р<0,05) и «удержание тела в висе на перекладине на согнутых руках» (на 52,2%; Р<0,01); скоростно-силовые качества, демонстрируемые в упражнении «прыжок в длину с места» (на 8,3%; Р<0,05); координационные способности а) к сохранению равновесия, оцениваемые посредством пробы Ромберга «Аист» (на 46,8%; Р<0,05), и б) к реагированию, измеряемые посредством тестов «бросок-реакция» (на 17,2%; Р<0,05) и «ловля линейки» (на 10,5%; Р<0,05).
Уровень общей выносливости студенток специального учебного отделения, оцениваемый в тесте «бег на 1000 м», хоть и вырос на 7,7% однако этот прирост не является статистически значимым (Р>0,05).
Пророст основных слагаемых физической подготовленности закономерно привёл к существенным позитивным сдвигам в уровне общей физической кондиции (по Ю.Н.
Вавилову) (на 51,7% при Р<0,01) и вхождению двигательного возраста учащихся в пределы реальных (паспортных) значений (Р<0,05).
Таблица 1
Динамика показателей психосоматического состояния студенток СМГ _с нарушениями суставно-связочного аппарата (п=23)_
Исходные По окончании
Показатели показатели учебного года
XX ±о XX ±о
Индекс массы тела, кг/м2 18,8±4,4 19,0±4,1
Жизненная ёмкость лёгких, мл 3425±250,1* 3590±275,1
Систолическое АД, мм.рт.ст. 110,1±7,0 112,0±7,9
Диастолическое АД, мм.рт.ст. 70,5±7,6 66,7±6,9
Индекс Руфье 7,4±3,1 6,9±3,2
PWC170, кгм/мин/кг 10,4±1,7* 11,2±1,5
Проба Генча, с 31,1±4,3 40,3±4,7
Проба Штанге, с 40,3±4,2* 50,2±4,4
Наклон вперёд из положения сидя, см 4,1±5,7* 9,3±4,9
Тест «бросок-реакция», с 2,8±0,2* 2,4±0,4
Тест «ловля линейки», см 30,7±1,9* 27,4±2,1
Проба Ромберга «Аист», с 6,4±3,3* 9,4±3,8
Поднимание туловища из положения лёжа на спине, кол-во раз 31,2±4,0 49,8±4,8
Гиперэкстензия, раз 25,0±4,4 31,9±4,8
Удержание тела в висе на перекладине, с 9,0±3,5* 13,7±4,1
Сгибания и разгибания рук в упоре лёжа, раз 6,2±2,9 10,2±3,5
Бег 1000 м, с 325±7,9* 300±7,5
Прыжок в длину с места, см 154±10,4 167±10,2
Общий уровень физической кондиции по Ю.Н. Вавилову, усл. ед. -0,28±0,18 -0,14±0,10
Двигательный возраст, лет 24,9±3,3* 19,6±3,1
Личностная тревожность, баллы 67,2±01,* 49,2±0,4
Ситуативная тревожность, бал. 52,1±3,1* 39,6±3,4
Самооценка, баллы 41,7±0,4* 58,0±0,6
Самочувствие, баллы 2,7±0,1* 4,0±0,1
Активность, баллы 2,1±0,1 4,1±0,1
Настроение, баллы 2,0±0,1* 3,6±0,3
* - отклонение от нормы в худшую сторону.
В результате экспериментальных занятий у студенток с нарушениями суставно-связочного аппарата, и до эксперимента отличающихся нормальной массой тела, не произошло статистически значимых изменений в показателях веса и индекса массы тела.
Результаты теста «Оценка тревожности» (методика Ч.Д. Спилбергера, адаптированная Ю.Л. Ханиным) свидетельствуют о статистически значимом снижении и вхождении в диапазон умеренных значений показателей ситуативной (на 23,9% при Р<0,05) и личностной (на 26,9% при Р<0,05) тревожности студенток. К концу экспериментальных занятий у испытуемых зафиксирован статистически значимый (39,1-процентный при Р<0,05) рост самооценки (измеряемой по методике Н.П. Пейсахова) до уровня «выше среднего».
Уровень самочувствия, активности и настроения у студенток с нарушениями су-ставно-связочного аппарата достоверно (Р<0,01) вырос (по шкале самочувствия - на 53,8%; по шкале активности - на 95,2%; по шкале настроения - на 80,0%) и к концу эксперимента стал соответствовать оценке «хорошо».
Уровень психологического комфорта обследованных к концу эксперимента вплотную приблизился к оценке «отлично» (4,8 балла по 5-балльной шкале).
ВЫВОДЫ
Доказаны принципиальная возможность и эффективность применения средств фитнеса в рамках учебного процесса по физической культуре с учащимися специального
учебного отделения, имеющими нарушения в состоянии опорно-двигательного аппарата.
Установлено, что комплексное применение фитнес-технологий (доступных упражнений на кардио- и силовых тренажёрах, элементов классической и танцевальной аэробики, ритмической гимнастики, стретчинга, шейпинга (в партере), босу-тренинга, степ- и фитбол-аэробики, пилатеса, калланетики, фитнес-йоги, бодифлекса и др.) вкупе с традиционными комплексами лечебной физической культуры оказывает положительное влияние на психосоматическое состояние студенток с нарушениями суставно-связочного аппарата, что проявляется в улучшении показателей физического развития, физической подготовленности, функционального и психоэмоционального состояния испытуемых.
ЛИТЕРАТУРА
1. Беликова, Ж. А. Влияние занятий хатха-йогой, пилатесом и классической аэробикой на физическое развитие и функциональную подготовленность студенток с нарушением в опорно-двигательном аппарате / Ж.А. Беликова, М.М. Пивнева, В.Л. Кондаков // Актуальные научно-педагогические проблемы : материалы научной сессии отделения валеологии и психофизиологии Балтийской педагогической академии. - СПб., 2009. - С. 31-37.
2. Бородулина, О.В. Педагогическое проектирование физкультурно-оздоровительных занятий со студентками специальных медицинских групп : монография / О.В. Бородулина, О.Н. Степанова. - Иваново : [б. и.], 2015. - 206 с.
3. Жмурова, Т.А. Инновационные методы коррекции психосоматического состояния подростков специальной медицинской группы в рамках учебного процесса по физическому воспитанию / Т.А. Жмурова, Н.Г. Георгиева // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 8 (126). - С. 216-222.
4. Кондаков, В.Л. Коррекция нарушений суставно-связочного аппарата студентов специальных медицинских групп средствами оздоровительного плавания / В. Л. Кондаков, В.В. Дрогоме-рецкий // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 12 (82). - С. 83-86.
5. Румба, О.Г. Система педагогического регулирования двигательной активности студентов специальных медицинских групп / О.Г. Румба // Теория и практика физической культуры. -2015. - № 2. - С. 11-14.
6. Современные системы физкультурно-оздоровительных занятий со студентками специальных медицинских групп, их преимущества и недостатки / О.Н. Степанова, Е.А. Осокина, С.В. Савин, О.В. Бородулина // Вестник Московского государственного областного университета. Серия : Педагогика. - 2014. - № 2. - С. 136-141.
REFERENCES
1. Belikova, Zh.A., Pivneva, M.M. and Kondakov, V.L. (2009), "Influence of hatha yoga, pilates and classic aerobics on physical development and functional conditions of students with disorders of locomotor system", Recent scientific and pedagogical problems. Proceedings of the scientific session of the department of physiology and psychophysiology of the Baltic Pedagogical Academy, St. Petersburg, pp. 31-37.
2. Borodulina, O.V. and Stepanova, O.N. (2015), Pedagogical designing of fitness classes with students of special medical groups, publishing house Ivanovo Power Engineering University named after V.I. Lenin, Ivanovo.
3. Zhmurova, T.A. and Georgieva, N.G. (2015), "Innovative methods of correction of the psychosomatic condition of teenagers of special medical group within educational process on physical training", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 126, No. 8, pp. 216-222.
4. Kondakov, V.L. and Drogomeretskiy, V.V. (2011), "Correction of the articular-ligamentous apparatus disorders of the students of special medical groups by means of health improving swimming", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 82, No. 12, pp. 83-86.
5. Rumba, O.G. (2015), "System of pedagogical regulation of motor activity of students of special medical groups", Theory and practice of physical culture, No. 2, pp. 11-14.
6. Stepanova, O.N., Osokina, E.A., Savin, S.V. and Borodulina, O.V. (2014), "Modern systems of physical training classes for students of special medical groups: advantages and disadvantages", Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta, No. 2, pp. 136-141.
Контактная информация: [email protected]