Научная статья на тему 'Организация и проведение занятий физической культурой со студентами специальной медицинской группы с нейроциркуляторной дистонией'

Организация и проведение занятий физической культурой со студентами специальной медицинской группы с нейроциркуляторной дистонией Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
338
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИАЛЬНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ГРУППА / НЕЙРОЦИРКУЛЯТОРНАЯ ДИСТОНИЯ / НЕДЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ЗАНЯТИЙ / СПЕЦИАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ / SPECIAL MEDICAL GROUP / NEUROCIRCULATOR DYSTONIA / WEEK PROGRAM OF OCCUPATIONS / SPECIAL COMPONENT

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Петрушина Галина Анатольевна, Борисова Вера Валерьевна, Архипова Светлана Анатольевна, Леонтьева Мария Сергеевна

Рассмотрена методика занятий физическими упражнениями студенток с нейроциркуляторной дистонией на основе индивидуальных программ. Раскрыта недельная программа занятий физическими упражнениями, которая включает два компонента – общеподготовительный (направленный на воспитание основных физических качеств) и специальный (направленный на профилактику обострений и лечение заболевания).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Петрушина Галина Анатольевна, Борисова Вера Валерьевна, Архипова Светлана Анатольевна, Леонтьева Мария Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ORGANIZATION AND CARRYING OUT OF LESSONS OF PHYSICAL CULTURE WITH STUDENTS OF SPECIAL MEDICAL GROUP WITH NEUROCIRCULATOR DYSTONIA

The technique of exercise students with neuro dystonia based on individual programs. Disclosed week program of exercise, which includes two components obschepodgotovitelny (aimed at raising the basic physical qualities) and special (aimed at the prevention and treatment of exacerbations of the disease).

Текст научной работы на тему «Организация и проведение занятий физической культурой со студентами специальной медицинской группы с нейроциркуляторной дистонией»

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

УДК 796.011.3

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ СО СТУДЕНТАМИ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ С НЕЙРОЦИРКУЛЯТОРНОЙ ДИСТОНИЕЙ

В.В. Борисова, Г.А. Петрушина, С.А. Архипова, М.С. Леонтьева

Рассмотрена методика занятий физическими упражнениями студенток с нейроциркуляторной дистонией на основе индивидуальных программ. Раскрыта недельная программа занятий физическими упражнениями, которая включает два компонента - общеподготовительный (направленный на воспитание основных физических качеств) и специальный (направленный на профилактику обострений и лечение заболевания).

Ключевые слова: специальная медицинская группа, нейроциркуляторная дистония, недельная программа занятий, специальный компонент.

Организация и проведение занятий по физической культуре в специальной медицинской группе всегда представляет сложность, так как необходимо объединить студентов, отличающихся по полу, характеру заболевания, функциональным возможностям организма и физической подготовленности. Ряд авторов (Дубровский В.И., 2000; Ким В.В., Юденко И.Э., 2003) считают, что при занятиях со студентами специальной медицинской группы лучше применить нозологический принцип деления на группы, так как это позволит осуществить индивидуальный подход к студентам с различными отклонениями в состоянии здоровья [1, 3, 4].

С целью определения уровня физической подготовленности, физического развития, функционального и психофизического состояния студентов различных курсов был проведён констатирующий эксперимент, в рамках которого обследовано 26 студенток 2-го курса 2015 года поступления разных направлений подготовки ТГПУ им. Л.Н. Толстого.

Для выявления кумулятивного эффекта систематических занятий физическими упражнениями по индивидуально составленным программам был проведен формирующий педагогический эксперимент в течение учебного года. С этой целью из числа студенток второго курса специальной медицинской группы 2015 года поступления разных направлений подготовки студентов были сформированы две относительно однородные по заболеваемости (нейроциркуляторная дистония) группы: экспериментальная и контрольная (по 13 чел.).

В начале эксперимента между студентками экспериментальной и контрольной групп достоверных различий в показателях физической подготовленности, физического развития, функционального и психофизического состояния не наблюдалось. Основным мотивом при формировании экспериментальной группы являлось желание студентов повысить уровень физического состояния и укрепить здоровье с помощью целенаправленной физической активности, приобрести дополнительные знания и навыки по самостоятельным занятиям физическими упражнениями.

Действующая программа по физической культуре, утверждённая Министерством образования в 2010 году, состоит из обязательного (базового) и вариативного компонента, опирающегося на базовый, дополняющего его и учитывающего индивидуальность каждого студента, его мотивы, интересы, потребности, а также региональные условия и традиции [2, 4].

Следует отметить, что действующая программа не регламентирует самостоятельную работу студентов [5, 6]. Всё это дало возможность в программу для экспериментальной группы наряду с обязательным компонентом включить вариативный, основанный на использовании индивидуально ориентированных программ занятий физическими упражнениями. Индивидуальная работа студента планировалась и осуществлялась в теоретическом и практическом разделах.

Цель индивидуальной работы по теоретическому разделу -расширение знаний медико-биологического характера, знаний о факторах риска, усугубляющих состояние здоровья и вызывающих обострение имеющихся заболеваний (нейроциркуляторная дистония), повышение ответственности за сохранение здоровья, формирование активного отношения к здоровью, мотивации к оздоровлению и соблюдению режима жизнедеятельности и т. д.

Практический раздел направлен на укрепление здоровья и повышение функционального состояния студентов, формирование у них жизненно важных умений и навыков, профилактику и лечение нейроциркуляторной дистонии.

Для студенток экспериментальной группы с учётом установленного физического состояния, имеющегося заболевания (нейроциркуляторная дистония), а также личного интереса к определённому виду двигательной активности разрабатывались индивидуальные программы самостоятельных занятий на недельный цикл.

Недельная программа занятий физическими упражнениями включала два компонента - общеподготовительный (направленный на воспитание основных физических качеств) и специальный (направленный на профилактику обострений и лечение заболевания). В первый компонент входили упражнения общеукрепляющего воздействия, направленные на воспитание общей выносливости, улучшение функционального состояния

сердечнососудистой и дыхательной систем, которые необходимо применять в соответствии с характером заболевания, а также упражнения общего воздействия. В специальный компонент входили комплексы лечебной гимнастики, направленные на профилактику обострения и лечение конкретного заболевания, аутогенной тренировки, стретчинг-гимнастики и др.

Недельная программа включала два организованных занятия в рамках учебного расписания и два занятия дополнительных самостоятельно в рамках свободного времени. В каждом занятии использовались упражнения общеукрепляющего характера (55-60 %) и специальной направленности (45-40 %). Интенсивность нагрузки контролировалась по частоте сердечных сокращений. При выполнении циклических упражнений в рамках самостоятельных занятий частота сердечных сокращений составляла 130-140 уд/мин; в рамках академических занятий - до 145-155 уд/мин; комплексов упражнений - 110-120 уд/мин.

На академических занятиях отводилось время для индивидуальной самостоятельной работы. Студенткам предоставлялась возможность пользоваться спортивными залами и открытыми площадками университета, посещать бассейн, пользоваться спортивным инвентарем, имеющимся на кафедре физического воспитания. Один раз в неделю в установленный день студентки могли получить индивидуальную консультацию по интересующим их вопросам, а также сдать имеющиеся задолженности по теоретическому разделу программы.

Педагогический эксперимент проводился в течение 9 месяцев (сентябрь-июнь). За этот период каждой студентке экспериментальной группы было составлено по 4 индивидуальные программы занятий физическими упражнениями, всего 92 программы.

Студентки контрольной группы занимались по общепринятой программе два раза в неделю - организованные занятия в рамках учебного расписания и два занятия дополнительных самостоятельно в рамках свободного времени, без учёта личного интереса к определённому виду двигательной активности.

Контроль осуществлялся по динамике показателей физической подготовленности, физического развития, функционального состояния. Анализ произошедших изменений в величинах исследуемых показателей осуществлялся отдельно для каждой группы. Так, между группами достоверные изменения были зафиксированы в следующих показателях: в экспериментальной группе после эксперимента достоверно улучшились значения гибкости, динамометрии кисти и пробы Ромберга; в контрольной группе - динамометрия кисти. Всё вместе позволяет отметить положительное влияние экспериментальной методики на физическое развитие. Однако наибольший интерес представляет функциональное состояние студенток (табл.).

Функциональное состояние студенток до и после эксперимента

Показатели Порядок тестирования ЭГ Р ЭГ-КГ КГ

Х±т а2 Р Х±т <72 Р

ЧСС в покое, уд/мин До 94,63±3,80 294,36 0,05* 94,07±2,15 138,89 0,05*

После 81,56±3,45 239,41 83,07±2,37 167,81

АД, мм рт.ст. АД сист. До 110,90±2,51 126,51 112,40±1,99 119,55

После 112,53±2,05 125,63 115,05±2,88 166,26

АД диаст. До 73,90±1,99 79,25 73,00±1,43 61,37

После 75,33±1,44 61,88 72,95±2,01 81,1

Пульсовое давление, мм рт.ст. До 40,35±2,13 91,39 0,05** 0,05* 39,40±1,40 59,55

После 37,20±1,57 73,95 42,15±1,42 40,62

Систолический объём крови, мл До 59,04±2,0 80,59 0,05** 0,05* 59,04±1,12 37,73 0,05* *

После 60,53±1,1 24,48 56,52±1,22 44,81

Минутный объём крови, л/мин До 5,5±57,6 1,45 5,6±79,1 0,96 0,05*

После 5,0±0,25 1,32 4,7±0,18 0,99

Проба Штанге, с До 41,12±3,15 297,85 0,05* 42,92±3,65 267,65 0,05*

После 53,56±2,99 268,3 49,92±3,96 315,18

Проба Генча, с До 27,54±2,09 88,11 28,96±1,69 86,28

После 30,02±2,22 98,87 28,98±2,01 121,36

Ортостатическая проба, уд/мин До 29,34±3,89 303,67 0,05** 0,05** 23,78±3,37 341,01

После 22,69±2,25 101,54 24,18±3,81 436,07

Проба Руффье, усл.ед До 15,13±1,21 29,45 0,05* 14,48±0,67 13,69 0,05*

После 11,00±1,19 28,61 11,42±0,71 14,96

Модифицированный степ-тест, усл.ед. До 17,69±0,55 66,19 18,45±0,49 7,45

После 18,14±0,48 4,67 17,75±0,43 5,6

Индекс Кердо, усл.ед. До 19,51±3,98 317,75 0,05** 21,25±2,36 167,1 0,05*

После 7,45±4,9 481,54 7,35±2,90 253,22

Индекс Скибинской, усл.ед. До 8,6±0,76 11,72 0,05* 9,60±0,69 14,45

После 11,45±1,08 23,62 10,76±0,91 25,08

Полученные данные позволяют сделать вывод, что методика занятий физическими упражнениями студенток с нейроциркуляторной дистонией на основе индивидуальных программ положительно влияет на ряд показателей функционального состояния студенток. В процессе проведённого эксперимента у девушек экспериментальной группы наблюдается положительная динамика ЧСС в покое, пульсовое давление, пробы Штанге и Руффье, ортостатической пробы. Кроме того в пределах нормы наблюдается величина вегетативного индекса Кердо. В контрольной группе повысились показатели ЧСС в покое, пробы Штанге и Руффье, индекса Кердо. Между группами в итоговом тестировании достоверные различия были зафиксированы в показателях пульсового давления, систолического объёма крови.

Сопоставленные результаты педагогического эксперимента свидетельствуют об оздоровительной направленности предложенной методики.

Список литературы

1. Алиходжин Р.Р. Теоретико-методическое обоснование критериев интегральной трудности двигательных действий: автореф. дис. ...канд. пед. наук. Малаховка, 2006. 26 с.

2. Бальсевич В.К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодежи // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996. № 1. С. 23-25.

3. Белякова Р.Н., Тимошенков В.В., Тимошенкова А.Н. Дифференциальная программа оздоровления студентов специальных медицинских групп средствами физической культуры: метод. рекомендации. Минск, 2001. 79 с.

4. Сосудистый тонус и регулярные физические нагрузки / А.Д. Викулов [и др.] // Физиология человека. 2009. Т. 35. № 5. С. 127-133.

5. Структура психомоторики и сенситивные проявления двигательных способностей детей // О.П. Панфилов [и др.] // Теория и практика физической культуры. 2012. № 12. С. 38-42.

6. Якимович В.С. Проектирование системы физического воспитания детей и молодежи на основе личностно ориентированного образования: автореф. дис. ...д-ра пед. наук. М., 2002. 51 с.

Петрушина Галина Анатольевна, канд. пед. наук, доц., petrushinagalina@,mail.ru, Россия, Тула, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого,

Борисова Вера Валерьевна, канд. пед. наук, доц., borisovav5@rambler.ru, Россия, Тула, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого,

Архипова Светлана Анатольевна, канд. пед. наук, доц., Arkhipov777@gmail.com, Россия, Тула, Тульский государственный университет,

Леонтьева Мария Сергеевна, д-р пед. наук, зав. кафедрой, leontyeva72@mail.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет

THE ORGANIZATION AND CARRYING OUT OF LESSONS OF PHYSICAL CULTURE WITH STUDENTS OF SPECIAL MEDICAL GROUP WITHNEUROCIRCULATOR

DYSTONIA

V.V. Borisova, G.A. Petrushina, S.A. Arkhipova, M.S. Leontieva

The technique of exercise students with neuro dystonia based on individual programs. Disclosed week program of exercise, which includes two components - obschepodgotovitelny (aimed at raising the basic physical qualities) and special (aimed at the prevention and treatment of exacerbations of the disease).

Key words: special medical group, neurocirculator dystonia, week program of occupations, special component.

Borisova Vera Valeryevna, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, borisovav5@rambler.ru, Russia, Tula, Tula State Pedagogical University of L.N. Tolstoy,

Petrushina Galina Anatolyevna, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, petrushinagalina@,mail.ru, Russia, Tula, Tula State Pedagogical University of L.N. Tolstoy,

Arkhipova Svetlana Anatolyevna, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, Arkhipov777@,gmail.com, Russia, Tula, Tula State University,

Leontieva Maria Sergeevna, doctor of pedagogical Sciences, associate professor, leontyeva72@mail.ru, Russia, Tula, Tula State University

УДК 796.011:371

ОДИН ИЗ ПУТЕЙ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА

И.С. Гребенкина, В.П. Аксёнов

Представлены результаты научных исследований, посвященных повышению эффективности профессионального образования студентов медицинских колледжей, обучающихся по специальности «Сестринское дело». Выявлены особенности профессиональной деятельности специалистов-медиков среднего звена, определена специфика профессионально-прикладной физической подготовки учащихся медицинских колледжей. Разработана и экспериментально обоснована программа ППФП студентов, обучающихся по специальности «Сестринское дело».

Ключевые слова: студенты медицинских колледжей, специальность «Сестринское дело», профессионально-прикладная физическая подготовка.

Перестройка современной системы образования, а именно переход на компетентностный подход, ставит перед учреждениями среднего профессионального образования СПО важнейшую задачу коренного и всестороннего улучшения профессиональной подготовки будущих специалистов.

Однако полноценное использование профессиональных знаний и умений возможно лишь при хорошем состоянии здоровья, высокой работоспособности молодых специалистов, которые могут быть приобретены ими при регулярных и специально организованных занятиях физической культурой и спортом.

Исследования показывают, что общая физическая подготовка специалистов не может полностью решить этих задач, так как современный высококвалифицированный труд требует, кроме того, определенного профилирования физического воспитания в соответствии с особенностями профессии. Поэтому физическое воспитание студентов в учреждениях СПО имеет свои специфические особенности. Физическое воспитание студентов должно осуществляться с учетом условий и характера их предстоящей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.