Научная статья на тему 'Использование активных методов обучения при подготовке ребенка к школе'

Использование активных методов обучения при подготовке ребенка к школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1111
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ / АКТИВНЫЕ УЧАСТНИКИ ПЕДПРОЦЕССА / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ НАВЫКИ / ИГРОВАЯ СРЕДА / РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Артеменко Марина Владимировна, Трехлеб Ольга Юрьевна

Одна из наиболее актуальных проблем в образовании проблема преемственности между дошкольным и школьным образованием. Ключевым моментом в реализации преемственности является определение готовности ребенка к обучению в школе. Естественной оптимальной средой, в которой отсутствует принуждение и есть возможность для каждого ребенка найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность, реализовать свои способности и образовательные потребности, является игровая среда. Предлагаем вам методы активного обучения, применимые для детей дошкольного возраста, как при проведении организованной учебной деятельности, так и для свободной деятельности воспитателя и детей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Артеменко Марина Владимировна, Трехлеб Ольга Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование активных методов обучения при подготовке ребенка к школе»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X_

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 37.013

Артеменко Марина Владимировна,

заведующая ГККП «я/с «Солнышко» Трехлеб Ольга Юрьевна методист ГККП «я/с «Солнышко» г. Петропавловск, Республика Казахстан E-mail: [email protected] [email protected]

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ

РЕБЕНКА К ШКОЛЕ

Аннотация

Одна из наиболее актуальных проблем в образовании - проблема преемственности между дошкольным и школьным образованием. Ключевым моментом в реализации преемственности является определение готовности ребенка к обучению в школе. Естественной оптимальной средой, в которой отсутствует принуждение и есть возможность для каждого ребенка найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность, реализовать свои способности и образовательные потребности, является игровая среда. Предлагаем вам методы активного обучения, применимые для детей дошкольного возраста, как при проведении организованной учебной деятельности, так и для свободной деятельности воспитателя и детей.

Ключевые слова

Активные методы обучения, готовность ребенка к обучению в школе, активные участники педпроцесса, универсальные навыки, игровая среда, результаты диагностики.

Согласно общей стратегии современного образования приоритетным направлением для дошкольного обучения становится раннее развитие комплекса личностных качеств и свойств, обеспечивающих легкий, естественный переход ребенка в школу. Автор оригинального направления в детской и педагогической психологии Д. Б. Эльконин, обсуждая проблему готовности к школе, на первое место ставил сформированность предпосылок к учебной деятельности. К наиболее важным предпосылкам он относил умение ребенка ориентироваться на систему правил в работе, умение слушать и выполнять инструкции взрослого, работать по образцу [2,c.293]. Наряду с этим следует упомянуть о том, что Л. С. Выготский, опираясь на исследования по подражанию, отмечал: «Подражать ребенок может только тому, что лежит в зоне его собственных интеллектуальных возможностей», потому нет оснований считать, что подражание не относится к интеллектуальным достижениям детей[1,а13-15].

В процессе специальной подготовки ребенка к школе особо уделяется внимание тем областям знания, которые будут востребованы в начальной школе - чтению, письму, математике. Общественность, родители и даже педагоги считают специальную подготовку к школе приоритетной по отношению к общей готовности ребенка. Правильнее было бы считать, что готовность к школе, а значит, к систематическому обучению есть комплексная характеристика развития ребенка, включающая:

— социальные умения (общение со сверстником, взрослым);

— развитие познавательных функций, необходимых для обучения (речь, развитие моторики,

зрительное восприятие, внимание, память);

— уровень личностного развития (мотивация, самооценка);

— здоровье ребенка (физическое, психическое)[4, c.38-46].

Завершение дошкольного периода в жизни ребенка и поступление в школу - это, прежде всего, его переход на качественно новую ступень в своем развитии. Расширяется диапазон видов деятельности: кроме игровой, появляется учебная деятельность, которая в свою очередь во многих случаях носит игровой характер. В. А. Сухомлинский отмечал: «Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь. Став

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X_

учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений».

Работа нашего педагогического коллектива направлена на то, чтобы дети, познавая, не были пассивными слушателями, а принимали активное участие во всех видах деятельности. Это привело нас к необходимости использования активных методов.

Что такое активные методы обучения? И почему эти методы активные?

Во-первых, они активны сами по себе, поскольку в основе своей являются активными в интеллектуальном и физическом смыслах играми.

Во-вторых, они заменяют пассивный монолог на активный обмен мнениями всех участников образовательного процесса, заставляя дошкольников и педагогов из пассивных слушателей и «говорящих голов» превратиться в энергичных, мотивированных, творческих, целеустремленных игроков и тренеров (играющих тренеров) сплоченных команд.

В-третьих, эти методы привлекают и используют для обучения все допустимые виды вербальной и невербальной коммуникации, активизируя скрытый при традиционном подходе потенциал участников.

В-четвертых, процесс усвоения знаний, умений, навыков, качеств и ценностных ориентировок значительно активизируется, вследствие использования всех наличествующих в нас интеллектов.

Активные методы обучения - система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности, являющаяся одним из наиболее эффективных средств вовлечения детей в учебно-познавательную деятельность. [3,с.176]

АМО строятся на практической направленности, игровом действии и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге, полилоге, использовании знаний и опыта дошкольников, групповой форме организации их работы, вовлечение в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии и характеризуются высоким уровнем активности. Активные методы обеспечивают решение образовательных задач в разных аспектах:

• формирование положительной мотивации;

• повышение познавательной активности;

• активное вовлечение в образовательный процесс;

• стимулирование самостоятельной деятельности;

• развитие познавательных процессов - речи, памяти, мышления;

• эффективное усвоения большого объёма информации;

• развитие творческих способностей и нестандартности мышления;

• раскрытие лично-индивидуальных возможностей каждого и определение условий для их проявления и развития;

• развитие навыков самостоятельного труда;

• развитие универсальных навыков

К непосредственно активным методам, относятся методы, использующиеся внутри образовательного мероприятия, в процессе его проведения. Для каждого этапа образовательной деятельности используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа.

Предлагаем вам несколько методов активного обучения, применимых для детей дошкольного возраста, как при проведении организованной учебной деятельности, так и для свободной деятельности воспитателя и детей.

AM начала образовательного мероприятия. Такие забавные игры позволяют весело начать образовательную деятельность с детьми, размяться перед более серьезными упражнениями, способствуют установлению контакта между детьми в течение нескольких минут. «Познакомься с игрушкой», «Любознательная Людмила», «Фруктовая корзина», «Привет друг», «Обмен местами», «Летающие имена», «Поздоровайся локтями», «Здороваемся глазами».

AM выяснения целей, ожиданий и опасений.

Такие методы позволяют воспитателю лучше понять группу и каждого ребенка, а полученные материалы в дальнейшем использовать для осуществления личностно-ориентированного подхода к

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X_

воспитанникам. «Мишка боится, что... », «Воздушные шарики», «Фруктовый сад», «Мой цветок», «Дерево у автобусной остановки», «Мозаика».

AM презентации учебного материала. Методы организации индивидуальной и групповой работы на начальной стадии ОУД, когда идет актуализация знаний и опыта. Эти методы позволяют выяснить все, что знают дошкольники по обсуждаемой теме занятия. «Корзина идей», «Составление кластера», «Мозговой штурм», «Инфо-угадайка».

AM релаксации: «Земля, воздух, огонь и вода», «Домики, мышки, землетрясение», «Обезьяна, слон пальма».

AM подведения итогов образовательного мероприятия: ХИМС, «Чемодан наших успехов, достижений», «Солнце и туча», «Написание синквейна», «Ромашка», «Светофор», «Мудрый совет», «Мухомор».

Кроме освоения учебной информации, АМО позволяют так же эффективно осуществлять воспитательный процесс. Работа в команде, совместная проектная и исследовательская деятельность, отстаивание своей позиции и толерантное отношение к чужому мнению, принятие ответственности за себя и команду, формируют качества личности, нравственные установки и ценностные ориентиры школьника, отвечающие современным потребностям общества.

Но и это еще не все возможности активных методов обучения. Параллельно с обучением и воспитанием, применение АМО в образовательном процессе обеспечивает становление и развитие у детей так называемых мягких или универсальных навыков. К ним обычно относят: способность принимать решения и умение решать проблемы, коммуникативные умения и качества, умение выслушивать и принимать во внимание разные точки зрения и мнения других людей, лидерские умения и качества, умение работать в команде и др.

Исходя из полученных результатов диагностического обследования детей 6-7 лет по методикам: «Психолого-педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения» Семаго Н., Семаго М.; «Серия сюжетных картинок, связанных единым смыслом» Забрамная С.Д., Боровик О.В.,; «Методика 10 слов» Лурия А.Р.; «Готовность к школьному обучению» Керна-Йерасика, можно сделать следующий вывод: готовность детей к школе за последние три года имеет достаточно высокий уровень 80-95%.

Таким образом, использование АМО позволяет в игровой форме развить необходимые умения и навыки дошкольников, и удовлетворить потребность родителей на соответствие требованиям высокого уровня развития ребенка для поступления в инновационные школы и лицеи.

Диагностика психолого-педагогических процессов у детей 6-7 лет за 2015-2016 учебный год

■ 80%

■ 95%

■ 84%

85%

• 84%

• 80%

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X

Список используемой литературы:

1. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии.- 1966. №6.

2. Эльконин Д.Б. Психическое развитие ребенка от рождения до поступления в школу // Психология. М., 1956

3. Смолкин А.М. Методы активного обучения // Научно-метод. пособие.- М.: Высш.шк., 1991

4. Новоселова С.Л.,Заворыгина Е.В. Игра и вопросы всестороннего воспитания детей // Дошкольное воспитание. -1983.- №10

© Артеменко М.В., Трехлеб О.Ю., 2016

УДК 378

Баркова Наталья Михайловна

преподаватель ВИ МВД России, г. Воронеж, РФ E-mail: [email protected]

ВОЗМОЖНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПРАКТИК КАК ОБЯЗАТЕЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ

Аннотация

В данной статье приводиться анализ нового для отечественной науки понятия «социальные практики». Социальные практики рассматриваются как обязательный компонент профессионального воспитания, которые помогают обучающимся создавать и проявлять свою позицию во взаимодействии с другими индивидами.

Ключевые слова

Практики; социальные практики; профессиональное воспитание.

Модернизация системы российского образования, происходящая сегодня, способствует перестройке деятельности образовательных организаций, ищущих новые формы работы с обучающимися c целью формирования личностностных качеств обучающихся (образованность, компетентность, конкурентоспособность, адаптивность и т.д.), удовлетворение образовательных потребностей обучающихся; воспитание социально-активной и функционально-грамотной личности, способной к самостоятельному и ответственному формированию образовательной и жизненной траектории. В настоящее время важно разработать глобальные ориентиры, которые помогут молодым людям полноценно реализовать себя в современных условиях, с ориентацией на социальные и общечеловеческие ценности.

Для реализации всех вышеперечисленных задач, стоящих перед образованием в общем, и перед преподавателями и обучающимися в частности, мы предлагаем использовать возможности «социальных практик», которое в полной мере раскрывает проблему собственной идентификации и взаимодействия с другими членами общества.

Понятие «социальные практики» является достаточно новым для отечественной педагогики и образования, однако очень активно обсуждаемым на всех уровнях образования. Прежде всего, нам необходимо рассмотреть все составляющие данного понятия. Проанализировав понятие «социальные практики», мы выявили, что термин является квинтэссенцией нескольких терминов: «практика», «социальное», и наконец «социальные практики».

Как говорилось выше, сначала необходимо рассмотреть понятие «практика». В энциклопедическом словаре философии дается следующая характеристика понятия «практика» (греч. praktike, от praktikos — деятельный, активный) - материальная, чувственно-предметная деятельность человека. Практика включает: целесообразную деятельность; предмет, на который направлена последняя; средства, с помощью которых

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.