1УДК 37.026.6 ББК 74.202.59
КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ
КАК ОСНОВА ПРИМЕНЕНИЯ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ
ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В РОССИИ И КИТАЕ
Ван Юй
Аннотация. В статье раскрыта взаимосвязь обучения и развития психики дошкольников, указаны психологические новообразования, главные виды деятельности для этого возраста и основные принципы обучения; описаны три наиболее эффективных активных метода, которые можно использовать на начальной ступени обучения детей, основанных на концепции развивающего обучения: метод кейсов, метод интеллект-карты, метод языкового погружения, и их осуществляемые функции. Выявлена их суть, проанализированы приемы и способы их реализации в контексте соответствующего психологического новообразования дошкольного возраста.
Ключевые слова: развивающее обучение, зоны ближайшего развития, познавательная активность, активные методы обучения, метод кейсов, метод интеллект-карт, метод языкового погружения.
THE CONCEPT OF DEVELOPMENTAL EDUCATION AS A BASIS FOR THE IMPLEMENTATION OF ACTIVE METHODS OF TEACHING PRESCHOOL CHILDREN IN RUSSIA AND CHINA
Wang Yu
Abstract. The article describes the relationship between learning and mental development of preschool children, their new psychological phenomenon, the main forms of activities for them and the basic principles of learning. It also describes the three most influencing and effective active methods at the initial stage of learning, which are based on the concept of developmental education: case method, mind-mapping method, language immersion method, and their functions; reveals their essence, analyzes the means and ways of their implementation in the context of psychological phenomenon of preschool age students.
Keywords: developmental education, the nearest development areas, cognitive activity, active learning methods, case method, mind-mapping method, language immersion method.
ВХХ в. началось организованное массовое обучение детей в дошкольных учреждениях России и Китая (до 7 лет в России, а до 6 лет в Китае). Этот возраст - 6-7 лет - переходный период от старшего дошкольника к школьнику. Это переход в другую возрастную категорию и социальную ситуацию, новую деятельность учения, качественный скачок в развитии ребенка.
Начало обучения в школе - переломный момент в жизни каждого дошкольника. Поэтому обучение в дошкольных учреждениях должно обеспечить максимально психическую готовность к школе и комфортный переход детей на
новую ступень обучения. Для этого необходимо применять соответствующие методы и средства обучения, которые способны вызывать интерес ребенка к получению знаний и активизировать его в разных видах деятельности. На сегодняшний день, согласно ФГОС дошкольного образования, для детей дошкольного возраста определены такие виды деятельности, как игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, изобразительная, конструирование из разного материала [1].
История педагогики свидетельствует о том, что уже в 1960-е и особенно в 1970-е гг. и в рос-
сийских, и зарубежных исследованиях была теоретически и экспериментально обоснована эффективность и целесообразность применения методов, которые повышают познавательную активность ребенка в условиях учебной группы и осуществляют формирование его способности к добыванию новых знаний, в отличие от традиционного обучения, направленного на слушание, запоминание и воспроизведение сказанного педагогом. Ребенок воспринимается прежде всего как объект педагогических воздействий, поскольку дошкольники чаще всего находятся в пассивном положении слушателя. В инновационном обучении ребенок - субъект. Он всегда чувствует себя активным и деятельным. А самостоятельное добывание детьми знаний происходит благодаря подбору соответствующих методов обучения.
Данные методы - активные методы обучения (АМО), которые побуждают обучаемых к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом [2, с. 28]. Само понятие АМО предполагает активность личности в качестве главного фактора успешного обучения. Именно поэтому активные методы связывают с современной образовательной парадигмой, нацеленной на развитие потенциала личности.
Одной из важнейших методологических основ реализации АМО является концепция развивающего обучения Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова и др.
Еще в 1920-е гг. исследованиями Л. С. Выготского были заложены психологические основы развивающего обучения, которое должно осуществляться с опорой на «зону» ближайшего развития"(ЗБР) и способствовать становлению социальных по своей природе, произвольных, знаково опосредованных высших психических функций.
Выготский писал: «Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний день, а на завтрашний день детского развития. Только тогда она сумеет в процессе обучения вызвать к жизни те процессы развития, которые сейчас лежат в зоне ближайшего развития» [3, с. 251]. Им было введено в психологическую науку понятие ЗБР, которое выражает внутреннюю связь обучения и развития. Наличие этой зоны предполагает формирование у ребенка еще отсутствующих
психических особенностей. Выготский отмечал, что процессы обучения и воспитания в каждом возрасте находятся в непосредственной зависимости не столько от уже сформированных и созревших особенностей ребенка, сколько от его особенностей, находящихся в зоне его ближайшего развития [4, с. 25].
Общий смысл понятия ЗБР состоит в том, что на определенном этапе своего развития ребенок может решать некоторый круг задач под руководством взрослых и в сотрудничестве с другими детьми в группе или с педагогом, а затем самостоятельно. «...У ребенка, - писал Л. С. Выготский, - развитие из сотрудничества, развитие из обучения - основной факт... На этом основано все значение обучения для развития, а это и составляет содержание понятия зоны ближайшего развития» [3, с. 250].
На основе исследований Л. С. Выготского Д. Б. Эльконин и В. В. Давыдов разработали систему развивающего обучения и положили начало созданию эффективных психолого-педагогических технологий активного обучения.
Рассматривая особенности детей дошкольного возраста в целом, Д. Б. Эльконин установил, что этому периоду присуща прежде всего игровая деятельность, в процессе осуществления которой у ребенка развиваются произвольность действий, их регуляция в направлении этических норм. А для младшего школьного возраста характерна учебная деятельность, которая способствует развитию словесно-логического, рассудочного мышления. А как же осуществляется этот переход от дошкольного периода в школьный в образовательном процессе? Каким образом ребенок получает и развивает те способности, которые у него отсутствуют в предыдущим периоде? По мнению Д. Б. Эльконина, в каждом виде деятельности существует общественно-мо-тивационная сторона и операционная сторона. Происходит чередование: в одни периоды у детей в основном развиваются потребности и мотивы, в другие - формируются конкретные операции той или иной деятельности [5, с. 461-462]. Отсюда, учитывая понятие ЗБР, нетрудно прийти к выводу о том, что при выполнении ребенком игровой деятельности в старшем дошкольном возрасте возникают потребности и мотивы учебной, которая становится ведущей в младшем школьном возрасте.
Опираясь на положения Л. С. Выготского и Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдов в своем исследовании отмечал, что главными новообразованиями старшего дошкольного и младшего школьного возрастов являются учебная деятельность и ее субъект, а также теоретическое мышление. Поэтому в дошкольном возрасте должен быть заложен фундамент, на котором в дальнейшем у ребенка будет выстроено теоретическое отношение к действительности.
По мнению В. В. Давыдова, теоретическое мышление в полной мере реализует те познавательные возможности, которые открывает перед человеком предметно-чувственная практика, воссоздающая в своей экспериментальной сути всеобщие связи действительности.
Если мы рассматриваем теоретическое мышление, то нетрудно заметить, что ему свойственны содержательный анализ, рефлексия, планирование, абстракция и обобщение. Все эти факторы позволяют обучаемому максимально полно понять определенную сложную системную задачу и решить ее. Только после этого он сможет попытаться анализировать и решить другие подобные задачи. Именно этим качественно отличается новый процесс обучения от традиционного.
Итак, суть теории развивающего обучения выражается в таких тезисах:
1. Обучение - внутренне необходимый и закономерный период развития ребенка.
2. В основе психического развития младших школьников и старших дошкольников, их познавательной и личностной сферы лежит формирование у них в процессе учебной деятельности теоретико-практических знаний посредством выполнения содержательного анализа, планирования, рефлексии.
3. Ребенок превращается в учащегося, который изменяет и совершенствует самого себя.
Основу системы развивающего обучения применительно к детям дошкольного возраста составляют не только общедидактические принципы, но и принципы развивающего обучения. Например, принцип ведущей роли теоретических знаний, предполагающий выработку понятий, отношений, связей внутри предмета и между предметами; принцип осознания детьми процесса учения, его содержание на-
правлено на развитие рефлексии и саморегуляции личности.
Кроме этих концептуальных принципов, применение АМО опирается на такие принципы, как принципы индивидуализации, вариативности и гибкости образовательных структур, элективности, контекстности, сотрудничества.
Далее проанализируем те АМО, которые базируются на концепции развивающего обучения и успешно применяются в практике дошкольного образования. Например, метод кейсов, который на сегодняшний день внедряется в дошкольные учреждения России, метод интеллект-карт (ассо-циограмм), а также метод погружения, внедряемые в детские сады Китая. Необходимо подчеркнуть, что анализ содержания и выделение сути таких методов требует серьезной проработки и адаптации применительно к возрастным особенностям детей дошкольного возраста и организации педагогического процесса, а также создания технологии их применения.
Метод кейсов применительно к дошкольному образованию нужно рассматривать как технику обучения, которая строится на описании, а затем и решении социальных ситуаций [6]. Простота содержания метода позволяет говорить о его непосредственном применении в работе с дошкольниками, поскольку комплексно решается задача формирования у детей навыков позитивного взаимодействия с педагогом, другими детьми и работа в группе, направленная на добывание знаний и приобретение умений и навыков анализа, обобщения и логического мышления. Жанровое многообразие кейсов позволяет выделить типы кейсов, которые наиболее успешно можно использовать при обучении дошкольников:
• кейс, обучающий анализу и оценке;
• кейс, иллюстрирующий проблему или ее решение;
• кейс, обучающий решению проблем и принятию решений.
В основу данных типов кейсов заложены ситуация-проблема, ситуация-оценка, ситуация-иллюстрация, ситуация-упражнение.
Непосредственная работа педагогов дошкольного образования по ведению кейсов с дошкольниками протекает в несколько этапов:
1. Приветствие, которое настраивает детей на предстоящее общение.
2. Введение в тему, обеспечивающее расширение кругозора дошкольников.
3. Работа с кейсом, направленная на выработку умения анализировать, обсуждать предложенные решения, давать оценку предложенным вариантам решения проблемы.
4. Релаксация для стабилизации психоэмоционального состояния детей.
5. Рефлексия, выполняющая роль обратной связи в виде фиксирования отношения дошкольника к себе и своим товарищам.
6. Прощание как переключение внимания детей на другой вид деятельности.
Применение метода кейсов возможно при учете следующих требований:
• у детей должны быть сформированы первоначальные навыки самостоятельной работы;
• в процессе разбора кейса дети получают готовые решения, которые можно применить в аналогичной ситуации;
• четкая формулировка и классификация воспитателем проблемы.
Метод интеллект-карт (Mind mapping) давно используется в профессиональной образовательной деятельности, особенно в экономической и управленческой. А внедрение этого метода в школьные и дошкольные учреждения началось только в последние 10-15 лет.
Понятие, как и сам метод интеллект-карт, было предложено в 1970-е гг. английским ученым Тони Бьюзеном (Tony Buzan). Метод интеллект-карт - это комплексный методический прием обучения, который облегчает интеграцию знаний в познавательные структуры [7]. Построение интеллект-карт - эффективное средство, в основу которого положено ассоциативное мышление. Рисование ассоциограмм начинается «от центра во все стороны», то есть от середины, от основного к второстепенному, а затем расширяясь в стороны. Суть этого метода заключается в естественности, то есть мы повторяем естественный путь мышления. Благодаря этому методу мыслительный процесс мозга отображается визуально.
Использование метода интеллект-карт - это техника, которую необходимо изучить всем учащимся именно для учебной деятельности, как, например, для запоминания текстов, написания конспектов, решения задач, творчества и т. д. Для этого нужно тренироваться сначала на са-
мых простых примерах и постепенно готовиться к составлению более сложных ассоциограмм.
После тридцатилетнего применения метода интеллект-карт оказалось, что он, как магический инструмент, помогает детям-школьникам более эффективно и результативно запоминать даты и факты, помогает в планировании и решении задач. Бьюзен написал книгу «Интеллект-карты для детей» [8] для возраста от 7 до 14 лет.
В последние 10 лет китайские педагоги начали пытаться использовать этот метод в начальном школьном обучении [9].
Процесс обучения методом интеллект-карт можно проводить таким образом:
1. Овладение способом рисования интеллект-карт: сначала применять групповую работу, чтобы облегчить познавательную нагрузку учащихся. Во время упражнения учитель должен подчеркивать шаги и ключевые пункты, объяснять основные и вторичные понятия (объекты), а потом направлять их на путь постепенного развития способности к различению иерархии (разделяя на уровни). Когда учащиеся уже предварительно ознакомились с процедурой рисования интеллект-карт, нужно поощрять их за самостоятельную работу, для того чтобы они подготовились к следующему этапу обучения.
2. Введение темы: необходимо объяснить основные понятия и знания обучающимся, направлять их, чтобы уяснить аспекты поиска и направления творчества.
3. Групповая работа: сначала разделить обучающихся на группы, потом планировать и разработать содержание интеллект-карты, затем распределять задания членам группы.
4. Презентация результатов: каждая группа завершает интеллект-карту и делает презентацию, в этом процессе обучающиеся других групп могут задавать вопросы, высказывать свои мнения и взгляды, и их работы будут пересмотрены. Учитель добавляет соответствующего указания и рекомендации. Наконец, объединяют и интегрируют результаты исследования всех групп и сформируют окончательную интеллект-карту.
Метод интеллект-карт имеет смысл использовать на начальном этапе обучения детей, так как он помогает:
• запоминать важную информацию и концентрироваться на ней;
• делать более четкие и понятные записи;
• развивать воображение;
• экономить время занятия.
Какую функцию выполняет метод интеллект-карт в обучении детей, особенно дошкольников? В процессе рисования интеллект-карт в полной мере мобилизуются функции правого полушария мозга, связанные с изображением, цветом и пространством, и это очень хорошо совпадает с развитием мозговых функций ребенка. Когда трудно использовать язык, чтобы выразить себя, человек стремится к использованию граффити, особенно в дошкольном возрасте.
А какую роль метод ассоциограмм играет в дошкольном периоде?
Во-первых, при помощи граффити и рисования прекрасно выражается внутренний мир ребенка, раскрываются его творческий потенциал и способности к ассоциативному мышлению;
Во-вторых, своеобразная структура интеллект-карт позволяет тренировать ассоциативное и логическое мышление ребенка в процессе рисования.
В-третьих, интеллект-карты - это не только способ, помогающий в решении задач для детей, но и средство развития мышления: от целого к частному.
В-четвертых, интеллект-карты - это многоцелевое средство, как швейцарский армейский нож; они могут использоваться в планировании ежедневной жизни ребенка, в семейной деятельности и так далее, они помогают воспитывать эту мыслительную привычку и учат решать самые разные проблемы.
Назначение средства не ограничено, единственное ограничение - это наш образ мышления. Поэтому педагогам необходимо образать внимание на то, что еще может дать метод ассоциограмм, для чего можно его применять, какие у него есть дополнительные функции?
Общие требования к применениям метода интеллект-карт в обучении:
1. Заранее приготовить бумагу для рисования.
2. Использовать как можно больше цветных фломастеров.
3. Организовывать иерархическую структуру.
4. Расставлять в порядке важности с помощью цифр.
5. Выделить ключевые позиции звездочками или флажками.
6. Создавать собственный стиль.
Метод языкового погружения, основанный на канадской методике обучения французского языка, начали применять в Китае с конца 1990-х гг. [10].
Особенности метода языкового погружения:
• можно связывать изучение языка с жизненным опытом детей;
• соединять обучение языку с процессом обучения предметным знаниям и одновременно передавать языковое знание и навыки;
• обучение иностранному языку способствует всестороннему развитию ребенка. Такой метод не мешает усвоению родного языка и различных знаний, более того, содействует развитию способностей и формированию личности ребенка;
• создается естественная языковая среда изучаемого языка как родного, ребенок приучается мыслить на изучаемом языке, а не посредством родного языка;
• процесс обучения - развивающий, интересный, легкий и непринужденный.
Основные принципы (положения) метода погружения как метод обучения второму языку:
1. Дети имеют преимущество изучения второго языка. С возрастом у людей постепенно ослабевает чувствительность к языку. А раннее погружение обучения детей, проявляющих врожденную чувствительность к языку, делает возможным намного легче усвоить второй язык.
2. Усвоение языка - естественный способ обучения, по мере усвоения родного языка учащиеся приобретают способность использовать язык естественно в содержательном общении. Усвоение происходит легко и эффективно.
3. Ребенок может легко изучать язык. В процессе обучения языку дети не испытывают психологических и иных затруднений, с которыми нередко сталкиваются взрослые.
4. Обучение языку должно сочетаться с обучением знанию разных предметов и дисциплин.
5. Обучение языку должно быть тесно связано с повседневной жизнью, и приносить детям удовольствие от пользования речью.
Таким образом, знание педагогами дошкольного образования концепции развивающего обучения позволит им осознанно выбирать наиболее эффективные активные методы обучения, а при использовании их в работе с дошкольниками это позволит решить сразу несколько проблем: создать предпосылки для проявления детьми познавательной активности, повысить мотивированность учебной деятельности, вооружить дошкольников навыками самостоятельного поиска необходимых знаний, научить анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, стимулировать активное отношение ребенка к познанию мира и себя в этом мире и реализовать в процессе обучения атмосферу психического комфорта, что значительно облегчит переход ребенка из дошкольного образовательного учреждения в школу.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://минобрнауки.рф/%D0%BD%D0%BE% D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B 8/3447/%D1%84%D0%B0%D0%B9%D0% ВВ/2280/13.06Л4-о/с^0%А4о/сЛ0%93о/сЛ0% 9E%D0%A1-%D0%94%D0%9E.pdf (дата обращения: 31.03.2016).
2. Морева, Н. А. Технологии профессионального образования [Текст] / Н. А. Морева. - М.: Академия, 2005. - 320 с.
3. Выготский, Л. С. Проблемы общей психологии [Текст] / Л. С. Выготский // Собр. соч. Т. 2. - М.: Педагогика, 1982. - 504 с.
4. Выготский, Л. С. Умственное развитие детей в процессе обучения [Текст] / Л. С. Выготский. - М.-Л.: Учпедгиз, 1935. - 135 с.
5. Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения [Текст] / В. В. Давыдов. - М.: ИНТОР, 1996. - 542 с.
6. Морева, Н. А. Размышления об использовании метода кейсов в работе с дошкольниками [Текст] / Н. А. Морева // Инновационная деятельность в дошкольных образовательных учреждениях: материалы 6-й Между-нар. науч. конф.: сб. науч. ст. / под общ. ред. Г. П. Новиковой. - Ярославль - М.: Канцлер, 2013. - С. 407-416.
7. Норпулатова, Х. А. Активные методы обучения, направленные на развитие самостоятельного и творческого мышления студентов [Текст] / Х. А. Норпулатова // Молодой ученый. 2012. - № 1. Т. 2. - С. 112-116.
8. Buzan, T. Mind Maps for Kids [Text] / T. Buzan. - London: Thorsons, 2003.
9. Ян, Ланьцзюань. Концепция и практика применения метода интеллект-карты в начальном школьном обучении науке [Электронный ресурс] / Ланьцзюань Ян // Шанхайский журнал исследования педагогических наук. - 2007. www.cnsaes.org/ homepage/saesmag/shjyky/2007/2/jk070238. htm (дата обращения: 31.03.2016). - (На китайском яз.)
10. Лю, Даои. Исследование обучения методом языкового погружения [Электронный ресурс] / Даои Лю. - Изд-во народного образования, 2014. - Режим доступа: www.pep.com. cn/ce/czyy/jxyj/fs_1/201404/t20140408_1201 776.htm (дата обращения: 31.03.2016). - (На китайском яз.)
REFERENCES
1. Federalnyy gosudarstvennyy obrazovatelnyy standart doshkolnogo obrazovaniya. Available at: http://минобрнауки.рф/%D0%BD%D0%B E% D0%B 2%D0%BE%D1%81% D1%82%D0 %B8/3447/%D1%84%D0%B0%D0%B9%D0 %BB/2280/13.06.14-%D0%A4%D0%93% D0%9E%D0%A1-%D0%94%D0%9E.pdf (accessed: 31.03.2016).
2. Moreva N. A. Tekhnologiiprofessionalnogo obrazovaniya. Moscow: Akademiya, 2005. 320 p.
3. Vygotskiy L. S. Problemy obshchey psikholo-gii. Sobr. soch. T. 2. Moscow: Pedagogika, 1982. 504 p.
4. Vygotskiy L. S. Umstvennoe razvitie detey v protsesse obucheniya. Moscow-Leningrad: Uchpedgiz, 1935. 135 p.
5. Davydov V. V. Teoriya razvivayushchego obu-cheniya. Moscow: INTOR, 1996. 542 p.
6. Moreva N. A. Razmyshleniya ob ispolzovanii metoda keysov v rabote s doshkolnikami. Inno-vatsionnaya deyatelnost v doshkolnykh obrazo-vatelnykh uchrezhdeniyakh: Proceeding of the 6th Intern. scientific. сonf.: collected scientific papers. Yaroslavl-Moscow: Kantsler, 2013. Pp. 407-416.
7. Norpulatova Kh. A. Aktivnye metody obu-cheniya, napravlennye na razvitie samostoyatel-nogo i tvorcheskogo myshleniya studentov. Molodoy uchenyy. 2012, No. 1, Vol. 2, pp. 112116.
8. Buzan T. Mind Maps for Kids. London: Thor-sons, 2003.
9. Lanquan Yang. Available at: www.cnsaes.org/ homepage/saesmag/shjyky/2007/2/jk070238. htm (accessed: 31/03/2016). (In Chinesse)
10. Daoyi Liu. Available at: www.pep.com.cn/ce/ czyy/jxyj/fs_1/201404/t20140408_1201776. htm (accessed: 31/03/2016). (In Chinesse)
Ван Юй, аспирантка кафедры дошкольной педагогики Московского педагогического государственного
университета
e-mail: msu07@yandex.ru
Wang Yu, Post-graduate student, Preschool pedagogy Department, Moscow State Pedagogical University e-mail: msu07@yandex.ru