СВОЕОБРАЗИЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА Шаббани Н.Г.
Шаббани Нагам Гассан - аспирант, кафедра дошкольной педагогики, факультет дошкольной педагогики и психологии, Московский педагогический государственный университет, г. Москва
Аннотация: цель данной статьи состояла в определении особенностей обучения детей дошкольного возраста. Методы обучения зависят от целей, содержания, специфики образовательного процесса в определенном возрасте. Мы полагали, что изучение особенностей обучения детей дошкольного возраста позволит объяснить использование методов обучения.
Ключевые слова: методы обучения, дети дошкольного возраста, особенность.
Обучение понимается как специально организованный процесс взаимодействия воспитателя с детьми, направленный на передачу информации, её переработку и создание новой [1; 7; 10]. Ключевым в понимании обучения является термин взаимодействие. Он показывает, что обучение - это двусторонний процесс, в котором участвуют педагог и дети, соответственно возникает деятельность преподавание и учение. Взаимосвязь этих процессов является предметом дидактики. Преподавание рассматривается как планомерное руководство учителем учебной деятельностью ученика, которое включает отбор содержания, форм и методов, создание условий для освоения обучающимся содержания и разностороннего развития, контроль качества обучения. Учение - это деятельность и процесс по усвоению обучающимся содержания образования, как части культуры. Следовательно, методы обучения выбирает педагог, руководствуясь целью обучения, дидактическими принципами и особенностями детей дошкольного возраста.
Основным вопросом является специфика постановки целей, организации, использования методов и форм в каждом возрастном периоде. Для выбора методов обучения детей дошкольного возраста целесообразно рассмотреть особенности или специфику процесса их обучения.
Исследователи дошкольного детства говорят о специфике образовательного процесса в дошкольных организациях. Разнообразие задач показывает, что наряду с воспитательными решаются и образовательные задачи, которые невозможно решить всем ходом воспитательного процесса. Они требуют специальных дидактических средств. Например, развитие речи, формирование математических представлений, приобретение навыков рисования, лепки, конструирования, формирование системных представлений об окружающем. Одним из таких средств является обучение.
А.П. Усова отмечала, что в дошкольном возрасте закладывается фундамент основных способностей ребенка. Их развитие требует учета возрастных особенностей детей, психологических закономерностей, продуманного подхода со стороны взрослых [11].
Особенности процесса обучения дошкольников изучались на основе учебных пособий [3; 4; 5; 6; 8; 9], трудов классиков дошкольной дидактики [2;11]. В результате обобщения и систематизации материала были установлены следующие специфические черты процесса обучения детей дошкольного возраста:
1. Период дошкольного детства ученые называли «изустным» (В.Ф. Одоевский), «докнижным» (К.Д. Ушинский). Знания передаются ребенку взрослым путем пояснений, показа, ответов, вопросов, беседы, чтения книг, рассматривания картин, игровых упражнений и др. Обучение происходит при ведущей роли взрослого, который целенаправленно передает детям социальный опыт. Именно взрослый вводит малыша в мир людей, природы и вещей, передает ему опыт поколений, направляет его развитие.
2. В процессе обучения дети не изучают основ наук, как в школе, а получают систематизированные представления об окружающем мире и навыки познавательной деятельности. У них формируется умение слушать педагога, отвечать на вопросы и задавать их, действовать по инструкции, ставить или принимать учебно -познавательную задачу, планировать ее достижение, оценивать свои результаты, сравнивать их с другими, ознакомление дошкольников на занятиях с окружающей действительностью и овладение элементарными причинно-следственными связями, которые носят программный характер.
3. Источником познания дошкольника является чувственный опыт. Характеризуя специфику познания ребенком окружающего мира, К.Д. Ушинский подчеркивал, что дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями. Поэтому обучение должно строиться на основе непосредственного восприятия детьми свойств предметов и явлений. Дети дошкольного возраста оперируют наглядными, образными представлениями. Поэтому обучение дошкольников должно быть наглядным.
4. Спонтанно накопленный чувственный и интеллектуальный опыт может быть объемным, но не упорядоченным, неорганизованным. Направить его в нужное русло призван педагог, который не только знает, чему учить ребенка, но и как учить, чтобы обучение было развивающим. Важным при этом является воспитание положительного отношения к процессу познания, формирование специальных умений и навыков работы с информацией, развитие социально -нравственных привычек поведения.
5. Непроизвольность внимания, его неустойчивость, высокая эмоциональная восприимчивость детей дошкольного возраста, небольшой объем памяти, быстрая утомляемость определяют специфику форм, методов, средств обучения, продолжительность регламентированных занятий.
6. Дети дошкольного возраста, имея небольшой объем внимания и недостаточно развитую память, не могут удержать весь объем задания, в связи с чем не могут выполнить поставленную педагогом задачу. Чтобы этого не происходило, необходимо, особенно на первых порах, использовать поэтапное обучение, целый ряд дидактических игр и систематически возвращаться к пройденному учебному материалу. Постепенно следует переходить к целостному процессу сообщения детям задания и способам его выполнения.
7. Еще одна особенность обучения связана с тем, что у дошкольников в силу слабости нервных процессов - процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. В результате дети торопятся приступить к выполнению задания, им не терпится поскорее начать действовать, и они уже не слушают, что говорит воспитатель или педагог. Во избежание этого нужно очень тщательно продумывать объяснение и осуществлять его четко и кратко, сообщая детям лишь самое основное. Часть же указаний, дополнений можно сделать по ходу занятия. Важно помнить, что при слишком многословном объяснении задания, какие-то его положения проходят мимо ребенка, как бы растворяются. Иногда из-за этого может остаться не услышанным основное, ведь дошкольники не всегда могут в силу отсутствия достаточного опыта отдифференцировать главное от второстепенного. Уровень развития психических процессов определяет ряд особенностей построения учебных заданий на занятиях с детьми:
- в младшем возрасте учебно-познавательные задания даются пошагово по мере их выполнения детьми;
- преобладание возбуждения над торможением указывает на необходимость построения кратких, четких инструкций к заданиям, использование значительного числа простых предложений.
8. Большое место в процессе обучения отводится речи детей, как способу активизации личности ребенка. Слово выделяется физиологами, как универсальное средство сигнализации, способное заменить другие раздражители.
52
У ребенка в раннем возрасте преобладает первая сигнальная система. Возникновение второй сигнальной системы приходится на конец первого, начало второго года жизни. Согласно Л.С. Выготскому ее развитие проходит три стадии, которые связаны с овладением средствами языка и их использованием в общении. В раннем и младшем дошкольном возрасте наблюдается тесная связь первой и второй сигнальных систем. По мере овладения ребенком речью, осуществляется становление второй сигнальной системы, которая постепенно становится доминирующей. Эта особенность определяет процесс обучения дошкольников и оказывает существенное влияние на использование методов обучения.
9. Учебно-познавательная деятельность тесно связана с игрой, особенно при обучении детей младшего возраста. Так, мотив обучения будет для ребёнка более действенным в том случае, если в процессе обучения предлагается что-то сделать для игры. Например, если на занятиях по рисованию дети «наматывают» нитки на клубочки, которые размотал котенок или рисуют мостик, по которому зверята доберутся домой.
10. Большое значение имеет интерес к обучению, одобрение действий ребенка, доброжелательность взрослых, высокая эмоциональная насыщенность процесса обучения, положительный эмоциональный климат. Еще в древние века педагоги обращали внимание на то, что обучение детей дошкольного и младшего школьного возраста должно быть интересным. Достичь того, чтобы каждое занятие было занимательным, можно путем широкого включения игровых приемов, игровых ситуаций, сюрпризных моментов. Второй особенностью является то, что интересы ребенка начинают определяться смыслом, который представляет она для него, и то значение, которое он вкладывает в эту ситуацию. Возникает первое аффективное обобщение, происходит замещение и переключение интересов.
11. Спецификой обучения детей в детском саду является и то, что оно осуществляется не на уроках, как в школе, а в разных формах. Основной формой организации обучения детей в детском саду долгое время были занятия. Они организовывались и проводились педагогом, который определял в соответствии с программой воспитания и обучения содержание занятий. В настоящее время обучение и воспитание детей осуществляется в разных формах: экскурсиях, играх, разных видах деятельности, повседневной жизни, при проведении режимных моментов, на занятиях.
12. Немаловажное значение в процессе обучения имеет и эмоциональная атмосфера, стиль общения педагога с детьми. Педагог должен создавать обстановку доброжелательности, уважения к каждому ребенку. Важно поощрять успехи детей, отмечать достижения каждого, оказывать своевременную помощь, вместе с тем, не лишая ребенка самостоятельности.
13. Важное значение в процессе обучения имеют дидактические пособия, дидактические игры, «сюрпризные моменты», игровые задания, динамичная и красочная наглядность как средства концентрации внимания, повышения восприимчивости и заинтересованности детей.
14. В Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования (далее - ФГОС) учтена специфика дошкольного детства при определении результатов освоения образовательной программы. В разделе «Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования» отмечается, что «специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность)», а также системные особенности дошкольного образования, не позволяют требовать от ребенка конкретных образовательных достижений. Поэтому результаты освоения образовательной программы сформулированы как целевые ориентиры.
Таким образом, рассмотренные особенности процесса обучения детей дошкольного возраста позволяют сделать следующие выводы:
53
> особенности познавательной деятельности дошкольников, чувственный опыт, как основа познания, непроизвольность психических процессов, взаимосвязь первой и второй сигнальных систем и постепенное становление второй сигнальной системы свидетельствуют о том, что все группы методов могут использоваться для реализации целей обучения. Однако, в младшем возрасте приоритет будут иметь наглядные и практические методы обучения, в среднем и старшем - словесные и практические;
> среди практических методов обучения широкое применение должны иметь различные игровые приемы, дидактические игры, игровые задания, опыты, проблемные ситуации и др., стимулирующие интерес детей к процессу обучения, поддерживающие непроизвольный характер психических познавательных процессов;
> разнообразие форм обучения дошкольников будет ориентировать педагогов на использование разнообразных методов обучения;
> в выборе методов обучения педагога должен руководствоваться особенностями обучения дошкольников.
Список литературы
1. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. М.: Педагогика, 1977. 257 с.
2. Выготский Л.С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте / Избр. психологические исследования. М., 1956.
3. Дошкольная педагогика / под ред. В.И. Ядэшко, Ф.А. Сохина. 2-е изд., испр. и доп. М.: Просвещение, 1986. 416 с.
4. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения /под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. СПб.: Питер, 2013. 464 с.
5. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. 2-е изд., испр. и доп. М.: Просвещение, 1988. 270 с.
6. Драгунова О.В. Дошкольная педагогика: учебное пособие для студентов: в 2-х ч. Ч. 1. Чебоксары: Чуваш. гос. пед. университет им. И.Я. Яковлева, 2003. 112 с.
7. Загвязинский В.И. Теория обучения. Современная интерпретация: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2006. 192с.
8. Основы дошкольной педагогики /под ред. А.В. Запорожца, Т.А. Марковой. М.: Педагогика, 1980. 272 с.
9. Сазонова Н.П. Дошкольная педагогика. Курс лекций. М.: Издательство «Детство-Пресс», 2010. 272с.
10. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. 2-е изд. М.: Педагогика, 1984. 96 с.
11. УсоваА.П. Обучение в детском саду / под ред. А.В. Запорожца. 3-е изд., испр. М.: Просвещение, 1981. 176 с.