Ван Юй
Опыт использования активных методов обучения в практике образования детей младшего возраста в Китайской народной республике
В данной статье рассматривается использование пяти активных методов обучения: метода интеллектуального картирования, метода ситуаций и эмоций, метода проб, метода языкового погружения и кейс-метода в зарубежной практике дошкольно-школьного образования; проанализировано основание формирования и раскрыта их суть; определено применение в обучении разным наукам: языковым, естественным и общественным; описаны требования к реализации этих методов; пояснены основные принципы их осуществления в контексте соответствующих психологических новообразований дошкольно-школьного переходного возраста. Обобщается основное различие внедрения и использования активных методов обучения между европейским базовым образованием и дошколь-но-школьным образованием других стран.
Ключевые слова: активные методы обучения, метод интеллект-карт, метод ситуации и эмоции, пробный метод, метод языкового погружения, кейс-метод.
Experience in the Use of Active Learning Methods in Early Childhood Educational Practice in the People's Republic of China
Yu Wang,
PhD students, Preschool Pedagogy Department, Moscow State Pedagogical University (Moscow, Russia)
This article describes the use of five active learning methods: mind mapping method, situational and emotional method, trial method, language immersion method and case method in the practice of foreign preschool education. It analyzes the key elements in its formation and lays bare their essence; defines its application in teaching various linguistic, social and natural sciences; it describes the requirements for implementing these methods and explains the basic principles of their implementation in the context of relevant psychological neo-formations during the transition period from preschool to school. It sums up the main differences in the introduction and use of active learning methods that are employed in European basic education and foreign preschool-school education.
Keywords: active learning methods, mind-mapping method, situational and emotional method, trial method, language immersion method, case method.
Юй Ван - аспирант кафедры дошкольной педагогики факультета дошкольной педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета (г. Москва, Россия)
Активные методы обучения повышают активность и инициативность учащихся, эффективность учебного процесса, стимулируют интерес к обучению и развитию творческих способностей, позволяют формировать способы получения новых знаний и навыков в отличие от традиционного пассивного обучения.
История педагогики свидетельствует о том, что уже в 1960-70 годы и в российских, и в зарубежных исследованиях была теоретически и экспериментально обоснована эффективность и целесообразность применения активных методов обучения. В образовательной деятельности многих стран до сих пор используют такие методы, как метод интеллектуального картирования, метод ситуаций и эмоций, метод проб, метод языкового погружения, кейс-метод и др. Они широко применяются в образовании.
Метод интеллектуального картирования (Mind mapping) давно применяется в экономической и управленческой деятельности. В школьных и дошкольных учреждениях он начал использоваться в последние пятнадцать лет. Метод был разработан английским ученым Тони Бузаном. Метод интеллектуального картирования - это комплексный графический метод, который облегчает интеграцию многоаспектного содержания в единую графическую картину, что дает возможность более успешно оперировать полученной информацией. Графическое изображение материала в ряде случаев оказывается эффективным средством мышления. Опыт применения метода показал, что интеллектуальное картирование помогает школьникам эффективно усваивать материал на различных занятиях (запоминание цифр и фактов, планирование и решение задач) (Tony Busan, 2003). В последние десять лет китайские педагоги пытаются использовать этот метод в начальном школьном и дошкольном обучении (Ланьцзюань Ян, 2007).
В последние двадцать лет одним из самых распространенных методов обучения в китайских детских садах и начальных школах стал «метод ситуаций и эмоций», предложенный известным китайским педагогом Ли Джилинь. Этот метод основан на учении о чувствах и знании, разработанном древнекитайским литературным критиком Лю Се (V-VI века, Южная династия) (Цзунци Цай, 1999) и эстетом и си-
нологом Ван Говэй (1877-1927, Империя Цин и Китай-ская Республика) (Минчжи Чжоу, 1990; Мин-юань Гу, Чжилинь Ли, 2011). Метод также основывается на теории суггестопедии, созданной болгарским исследователем Г.К. Лозановым. «Метод ситуаций и эмоций» используется в работе с детьми в процессе обучения языкам и социальным наукам. Он включает релаксацию, внушение и игру воспитанников.
Ли Джилинь объединила принципы теории суггестопедии и китайскую образовательную практику и создала комплекс методик ситуационного обучения, в настоящее время этот метод внедряется во многих провинциях страны. Ли Джилинь создала шесть ситуацией, которые помогают детям начальной школы учить язык. Различные ситуации способствуют переходу детей от жизненного опыта к концептуальному обучению.
Метод обучения детей начального школьного возраста, особенно первого класса, больше опирается на образное мышление. В этот период освоение языка дается детям с трудом, скука вызывает физическую и умственную усталость. С помощью метода ситуаций и эмоций изучение слов и понятий оказывается более успешным.
Одним из высокоэффективных методов обучения, особенно в обучении математике и другим естественным наукам, является метод проб, предложенный ученым и практиком Цю Сюехуа. Этот метод подчеркивает важность испытания в процессе обучения.
Опробование - основная форма обучения человека, и настоящее обучение должно быть опробовающим обучением.
К опробовающему обучению относятся четыре основных элемента:
1. Роль обучающихся: обучающийся играет активную роль, использует метод проб и имеет место добровольное изучение и активное познание.
2. Роль педагога: обучающийся пробует провести исследование, пытается найти пути решения проблемы, и только когда возникают трудности или появляются ошибки, учитель приходит на помощь: он играет роль организатора, режиссера и партнера.
3. Способы реализации: они самостоятельно изучают учебные материалы, находят информацию, наблюдают изменения, обсуждают с одногруппниками, используют разные приемы исследования (сравнение, анализ, синтез).
4. Психологические процессы во время обучения: обучающийся должен сам попробовать исследовать предмет или явление окружающего мира на основе полученных знаний для того, чтобы делать выводы, и систематизировать эти выводы в новой когнитивной структуре (Сюехуа Цю, Лянпэн Чжань, 2010; Юй Ван, 2015).
Метод языкового погружения был впервые представлен в 1960-е годы в Канаде в обучении французскому языку. Этот метод начали применять в Китае с конца 1990-х годов (Даои Лю, 2014).
В условиях глобализации количество иммигрантов постепенно увеличивается. Растет спрос на изучение второго языка. Дети иммигрантов воспитываются в иностранной языковой среде, например, в США, Канаде, Австралии, Англии и других странах, где английский язык используется в качестве первого языка, а китайский язык становится вторым. Таким детям необходимо систематически изучать родной язык. В Ванкувере (Канада), Лос-Анджелесе (США) и других городах, где сосредоточены китайские иммигранты, погруженное обучение китайскому языку становится отличительной особенностью многих образовательных учреждений.
Суть метода языкового погружения заключается в том, что изучение второго языка рассматривается как изучение родного. При этом сам язык выступает не только в качестве учебного содержания, но и как инструмент поддержки образовательного процесса. Обучение с помощью языкового погружения строится с учетом знаний и навыков в различных сферах. Учащиеся могут овладеть знаниями, анализировать и обсуждать вопросы, непосредственно используя второй язык.
Основные принципы метода погружения строятся на том, что:
1. Дети имеют преимущество при изучении второго языка перед взрослыми. С возрастом у людей постепенно ослабевает чувствительность к языку.
2. Усвоение языка - естественный процесс. По мере усвоения родного языка учащиеся приобретают способность использовать язык естественно в содержательном общении. Усвоение становится легким и эффективным.
3. Ребенок может легко изучать язык. В процессе обучения языку у детей не существует никаких проблем, таких как затруднение
и психологическое подавление, с которыми нередко сталкиваются взрослые.
4. Обучение языку должно сочетаться с обучением знанию разных предметов и дисциплин.
5. Обучение языку должно тесно связываться с повседневной жизнью и приносить детям удовольствие.
Кейс-метод (case-study method) был впервые предложен профессором Гарвардской юридической школы Христофором Колумбом Лэнгделлом еще в XIX веке. Этот метод использовался в юридических науках, бизнес-администрировании и медицине. Постепенно он был внедрен и в педагогическую деятельность.
Применение метода кейсов в образовании детей дошкольного возраста возможно с учетом следующих требований:
• у детей должны быть сформированы первоначальные навыки самостоятельной работы;
• в процессе разбора кейса дети получают готовые решения, которые можно применить в аналогичной ситуации;
• воспитатель должен уметь четко формулировать и классифицировать проблемы (Морева Н. А., Юй Ван, 2014).
Использование и внедрение активных методов обучения в образовательной деятельности в разных странах тесно связано с ведущей идеологией и образовательной политикой. В быстро развивающихся с интенсивной социальной конкуренцией странах, как правило, дети получают образование, начиная с дошкольного возраста. Они овладеют знаниями, навыками, развивают творческие способности. В развитых странах главной целью дошкольного образования является свободное развитие личности. ■
Литература
1. The case study teaching method. Официальный сайт Юридического факультета Гарвардского университета, http://casestudies. law.harvard.edu/the-case-study-teaching-method/
2. Busan Tony. Mind Maps for Kids. Издательство Thorsons, Лондон, 2003
3. Даои Лю. Исследование обучения методом языкового погружения. Издательство народного образования, 2014, http://www.pep. com. cn/ce/czyy/j xyj/fs_ 1/201404/t20140408_ 1201776.htm
4. Ланьцзюань Ян. Концепция и практика применения метода интеллект-карты в началь-
ном школьном обучении науке. Шанхайский журнал исследования педагогических наук, 2007, http://www.cnsaes.org/homepage/saesmag/ shjyky/2007/2/j k070238.htm
5. Минчжи Чжоу. Образовательные идеи Ван Говэй [текст] / Чжоу Минчжи // Сборник исследовательского института по новой истории при Центральной Академии, Тайбэй. -1990 . - №19. - С. 109-134.
6. Минюань Гу. Чжилинь Ли и исследование ее научной школы «ситуационное обучение». - Изд-во педагогических наук, 2011. 449 с.
7. Морева Н. А., Юй Ван. Об использовании активных методов обучения старших дошкольников в образовательной практике детского сада [Текст]/ Морева Н. А., Юй Ван // Детский сад. От А до Я. - 2014. - №3. - С. 41-45.
8. Официальный сайт: Mind Mapping, http:// www.tonybuzan.com/about/mind-mapping/
9. Официальный сайт: Пробный Метод Цю Сюехуа Онлайн, http://www.try-qxh.cn/
10. Сюехуа Цю. Пробный метод: принципы, тактика и практика: http://www.try-qxh.cn/cn/ тепи_50/230.№т
11. Сюехуа Цю, Лянпэн Чжань. Тактика пробного обучения. - Изд-во Пекинского педагогического университета, 2010. 291 с.
12. Цзунци Цай. Мысленное представление, учение чувства и знания и теория литературного творчества Лю Се [текст] / Цай Цзунци // Сборник материалов Международной конференции по книге Лю Се «Литературная идеология и резьба драконов». - Тайбэй. Изд-во истории, культуры и философии. - 1999. - С. 375-388.
13. Юй Ван. Активные методы обучения в современном Китае: теория и практика применения [текст] / Юй Ван // Наука и школа. -2015. - №1. - С. 28-34.
Статья поступила в редакцию 7.10.201 5 г.
При заполнении квитанции обязательно укажите свой почтовый индекс и адрес. Заполняйте квитанцию об оплате аккуратно, печатными буквами.
После оплаты проверьте правильность оформления квитанции. На квитанции должен быть проставлен оттиск кассовой машины.
При заполнении квитанции обязательно укажите свой почтовый индекс и адрес. Заполняйте квитанцию об оплате аккуратно, печатными буквами.
После оплаты проверьте правильность оформления квитанции. На квитанции должен быть проставлен оттиск кассовой машины.