_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2016 ISSN 2410-700X_
условия для полноценной сформированности их желаний и устремлений относительно здорового образа жизни, что позволит обеспечить серьезные предпосылки для готовности к нему. Список использованной литературы:
1. Гараева Е. А. Исследовательские задачи как средство развития образовательной мотивации старшеклассника : дис. ... канд. пед. наук. Оренбург, 2007. 216 с.
2. Гончаров В.Д., Дубенюк В.В Социально-психологическое содержание индивидуализации учебного процесса по физическому воспитанию в высшей, средней, специальной и профессионально-технических школах //Физическая культура и спорт в современном образовании: методология и практика. Научно-теоретическая конференция. Кн. 1. - СПб., 1993. - С. 7475.
3. Зайцев Г.К., Зинченко М.В. Потребностно-мотивационная сфера физического саморазвития // Валеология. - 1997. - №2. — С. 31-35.
4. Карташова Л. И.. Развитие познавательной мотивации старшеклассников при обучении информатике на основе решения задач межпредметного характера : дисс... канд. пед. наук.- Москва, 2009. 192 с.
5. Кикнадзе Ю.В. Социально-педагогические аспекты формирования здорового образа жизни и физическая культура: Автореф. дис. ...канд. пед. наук. - Тбилиси, 1990. - 20 с.
6. Куликов В.Н. Формирование мотивов здорового образа жизни у подростков в средней образовательной школе: Дис... канд. пед. наук. - Киров, 2002.-181 с.
7. Лубышева Л.И. Концепция формирования физической культуры человека. - М.: ГЦОЛИФК, 1992. - 120 с.
8. Овчинников О.М. Актуальные вопросы формирования здорового образа жизни учащихся подростков в образовательной среде школы. Символ науки. 2015. № 12-2. С. 175-179.
9. Овчинников О.М. Психолого-педагогические условия профилактики аддиктивного поведения подростков : дис. ... канд. пед. наук. Москва, 2005. 189 с.
10.Психология развивающейся личности / Под ред. A.B. Петровского, В.В. Абраменкова, Т.М. Горбатенко и др. - М,: Педагогика, 1988. - 239 с.
11.Психология современного подростка / Под ред. Д.И. Фельдштейна Т.Н.Бостанжиевой, И.М. Вереникина и др. - М.: Просвещение, 1987. - 238 с.
12.Фортова Л.К., Овчинников О.М. Здоровьесберегающая педагогика в контексте современного образовательного пространства: проблемы и перспективы. Научное мнение. 2016. № 2-1. С. 52-55.
© Леушина М.Л., 2016
УДК 373
Мечик Инна Александровна
канд. пед. наук, доцент кафедры дошкольного образования
Е-mail: iskra163@gmail.com Пудовкина Наталья Владимировна канд. пед. наук, доцент кафедры дошкольного образования
Е-mail: pudovkinanv@ya.ru Чичканова Татьяна Анатольевна канд. ист. наук, доцент, зав. кафедрой дошкольного образования Самарский государственный социально-педагогический университет
г. Самара, РФ Е-mail: t.a.chichkanova@mail.ru
ВОПРОСЫ ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ И МАГИСТРОВ ПЕДАГОГИКИ
Аннотация
В статье рассматривается значение и содержание литературного образования детей дошкольного и
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2016 ISSN 2410-700X_
младшего школьного возраста как предмета изучения в рамках учебных дисциплин при подготовке бакалавров и магистров педагогики. Определяются цель, задачи, содержание курсовой подготовки при освоении студентами технологий развития читательской компетентности детей.
Ключевые слова
Дети дошкольного и младшего школьного возраста, литературное образование, читательская компетентность, бакалавр педагогики, магистр педагогики
«Острое неблагополучие» - такая характеристика преобладает в публикациях последних нескольких лет при анализе состояния в «сфере книжной культуры детства», литературного образования детей дошкольного, младшего и старшего школьного возраста, студенческой аудитории [10, с. 77]. Исследователи констатируют, что современные «проблемы все сильнее отчуждают детство от литературной культуры» [10. с. 78].
Обращаясь к истории становления понятия «литературное образование», Е.Ю. Никитина, О.В. Чиндилова, обозначают основной его элемент - искусство чтения [7, с. 162]. В.Я. Фишер, М.А. Кухар под литературным развитием дошкольника понимают процесс, который происходит в ходе восприятия им текста, в том числе читаемого взрослым (обозначена проблема ребенка-«читателя» и ребенка -«слушателя» как субъекта литературного образования) [12, с. 147-148]. По мере развития ребенка читательский кругозор, восприятие текста, самостоятельная читательская деятельность углубляются, увеличиваются в единстве сознания, деятельности и общения (в формах: чтение вслух, обсуждение, рефлексия, пересказ, формулирование вопросов и ответов). Педагоги подчеркивают, что для дошкольного периода детства среди преимуществ читательского развития основным является приобретаемая ребенком способность превращать закодированный в тексте авторский опыт в личный, эмоционально окрашенный, творческий опыт - процесс интериоризации. В этом контексте актуален акцент на принципе преемственности в литературном образовании детей, когда, по мнению Т.А. Наумовой, осуществляется «последовательный переход» от одного литературного произведения (более простого для дошкольников) к другому (более сложному для младших школьников) [6, с. 71].
Литературное образование детей дошкольного и затем младшего школьного возраста рассматривается
A.В. Лияскиной, В.И. Яшиной как этапы в системе непрерывного литературного образования, как «целенаправленный процесс всестороннего формирования личности ребенка под воздействием книги», что предполагает работу по трем направлениям: «обучающее (развитие эстетического восприятия, формирование представлений о литературе как искусстве слова), развивающее (развитие мышления и речи средствами художественных произведений), воспитательное (формирование эстетических и нравственных чувств)» [2, с. 156].
Обязательным условием эффективности литературного образования ребенка дошкольного и младшего школьного возраста является профессиональная грамотность педагога, знание им своего предмета. Участие взрослых в развитии дошкольников и младших школьников обеспечивает, в силу возрастных особенностей, полноценное протекание этого процесса. Основной задачей педагога становится «создание оптимальных условий для реализации индивидуальных способностей каждого ребенка», для формирования «творческого, эмоционально раскрепощенного читателя, способного не только извлекать информацию из прочитанного, но и воспринимать художественное произведение адекватно замыслу автора» [5]. В ходе общения с взрослым ребенок осваивает новые образцы речевого поведения [9, с. 97]. В исследованиях ученых (А.И. Божович,
B.Я. Ляудис, А.А. Люблинская, Д.Б. Эльконин и др.) подчеркивается и ведущая роль педагога в формировании мотивации к изучению литературных источников детьми.
Обучение студентов профессиональному подходу к «воспитанию читателя» О.А. Смирнова ставит в прямую зависимость от уровня читательской компетентности самого будущего педагога, его читательской культуры как показателя педагогической культуры в целом [11]. Решение задачи подготовки будущих бакалавров и магистров педагогики факультета начального образования СГСПУ к работе с детьми на основе системного подхода [1] обеспечивается введением в учебный план соответствующих учебных дисциплин, например, «Теоретические основы филологического образования младших школьников» [8], «Искусство
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2016 ISSN 2410-700X_
художественной иллюстрации для детей» [4], «Детская литература» [3] и др. Так, задачами курса «Технологии развития читательской компетентности детей» являются: формирование у студентов знаний о теории читательской деятельности как особой отрасли гуманитарного познания, о специфике читательской деятельности дошкольников и младших школьников; представлений о способах и методах выявления круга чтения дошкольников и младших школьников, уровней восприятия ими художественного текста; владение студентами методиками и технологиями управления читательской деятельностью дошкольников и младших школьников.
Основными разделами учебной дисциплины стали: «Читательская деятельность дошкольников и младших школьников», «Дошкольник и младший школьник как читатели художественной литературы», «Литературное развитие читателя». В рамках первого раздела рассматриваются темы: Чтение как вид деятельности. Цели чтения. Потребность в чтении. Мотивы чтения. Читательская деятельность, определение понятия. Этапы читательской деятельности (предкоммуникативный, коммуникативный и посткоммуникативный). Читатель и автор. Присутствие читателя в произведении. Реальный читатель. Массовый читатель. Квалифицированный читатель. Литературная критика. Круг чтения дошкольников и младших школьников: мифы и сказки, произведения малых фольклорных жанров народов мира, русская и зарубежная детская литература, произведения взрослой литературы, вошедшие в детское чтение. Принципы отбора литературы для детей. Второй раздел предполагает изучение тем: Специфика художественного текста. Герменевтика и ее категории: понимание, интерпретация, смысл, диалогичность. Принципы рассмотрения литературного произведения. Описание и анализ. Литературоведческие интерпретации. Контекстуальное изучение. Специфика деятельности ребенка, читателя художественной литературы. Сферы читательского восприятия: эмоций, воображения, осмысления. Уровни восприятия художественного текста. Третий раздел освещает темы: Критерии литературного развития. Способы выявления качества восприятия литературного произведения. Уровни восприятия художественного текста (по методикам З.И. Романовской, М.П. Воюшиной, Н.Д. Молдавской, Л.Г. Жабицкой). Постановка вопросов, активизирующих работу сфер читательского восприятия. Алгоритм постановки вопросов на восприятие. Принципы организация читательской деятельности дошкольников и младших школьников. Приемы работы с учебным материалом пособий, хрестоматий для чтения. Наблюдение. Сравнение. Графическое иллюстрирование. Анализ материалов пособия, хрестоматии по параметрам сфер читательского восприятия художественного текста
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование профессиональных компетенций, которые предполагают знание студентами: дошкольника и младшего школьника как читателя; специфику деятельности дошкольника и младшего школьника как читателей художественной литературы; основные сферы читательского восприятия; уровни восприятия художественного текста дошкольников и младшими школьниками; методики выявления качества восприятия литературного произведения; различные варианты приобщения к читательской деятельности детей разного возраста; принципы организации читательской деятельности детей разного возраста; методические приемы анализа художественного текста; круг чтения детей разного возраста.
Студент должен уметь: применять полученные знания в процессе организации читательской деятельности в ходе мероприятий в различных образовательных организациях для обеспечения качества воспитательного процесса, использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества организации читательской деятельности, анализировать произведения отечественных и зарубежных писателей как культурно-художественные явления в процессе творческого чтения, анализировать, систематизировать, обобщать результаты научных исследований содержания читательской деятельности детей разного возраста.
Предполагается, что будущие бакалавры и магистры покажут свободное владение: литературоведческим и библиотечно-библиографическим тезаурусом, методикой выявления уровней восприятия читателями-детьми художественного текста, методикой составления вопросов для обсуждения литературного произведения, методикой выявления круга чтения дошкольников и младших школьников, методикой составления вопросов для обсуждения литературного произведения, навыками приобщения к читательской деятельности детей разного возраста с целью углублению восприятия ими художественного текста, навыками читательской интерпретации литературных произведений различных родов, жанров; умениями составления тематического рекомендательного списка литературы для детей разного возраста;
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2016 ISSN 2410-700X
навыком самостоятельного поиска научной и методической литературы в аспекте дисциплины; умением использования детских книг в воспитании детей разного возраста; опытом обучения воспитанников поиску необходимой в учебной деятельности литературы и для расширения круга их чтения. Список использованной литературы:
1. Искрин Н.С. Менеджмент в образовании: системный подход [Текст] / Н.С. Искрин, Т.А. Чичканова // Образование и наука. - 2015. - № 1 (120). - С. 7-21.
2. Лияскина А.В., Яшина В.И. Формирование профессиональных компетенций у студентов в области литературного образования дошкольников // Преподаватель XXI век. - 2015. - Т. 1. - № 1. - С. 156-170.
3. Мечик И. А. Вопросы профессиональной подготовки бакалавров педагогики на практических занятиях курса «Детская литература» [Текст] / И. А. Мечик // Воспитание и обучение: теория, методика и практика : материалы V Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 16 окт. 2015 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. -Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. - С. 286-288.
4. Мечик И. А. Курс «Искусство художественной иллюстрации для детей» в профессиональной подготовке бакалавров педагогики [Текст] / И. А. Мечик, Т. А. Чичканова // Образование и воспитание. - 2015. - №5. -С. 68-70.
5. Мечик И. А. Литературное развитие младших школьников в условиях современного поликультурного пространства [Текст] / И. А. Мечик, Н. В. Пудовкина // Научное и образовательное пространство: перспективы развития : материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 29 нояб. 2015 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. - С. 117-119.
6. Наумова Т.А. Актуализация принципа преемственности в системе литературного образования // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2010. - № 12. - С. 71-73.
7. Никитина Е.Ю., Чиндилова О.В. Исторический аспект сущности и предназначения литературного образования // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2010. - № 4. - С. 161-172.
8. Пудовкина Н.В. Учебный курс «Теоретические основы филологического образования младших школьников» в профессиональной подготовке магистров педагогики [Текст] / Н. В. Пудовкина // Новое слово в науке: перспективы развития : материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 20 нояб. 2015 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. - № 4 (6). - С. 81-83.
9. Пудовкина Н.В., Мечик И.А. Продуктивное обучение как условие формирования языковой личности обучаемого // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2016. - Т. 5. - № 1 (14). - С. 96-98.
10. Руммо И.В. Литературное образование детей: кризис чтения // Успехи современного естествознания. -2013. - № 5. - С. 77-79.
11. Смирнова О.А. Формирование профессионального подхода к работе по литературному образованию дошкольников у будущих педагогов ДОУ // Филологическое образование в период детства. - 2015. - Т. 22. -С. 146-150.
12. Фишер В.Я. , Кухар М.А. Литературное развитие детей дошкольного возраста в условиях обновленного образования // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2014. - № 11 (152). -С. 147-153.
© Мечик И.А., Пудовкина Н.В., Чичканова Т.А., 2016
УДК 371
Микурова Ольга Александровна
учитель, МБУ школа 93, Тольятти, РФ E-mail: Mikurova62@mail.ru
ПРОФИЛАКТИКА КСЕНОФОБИИ В ШКОЛЬНОЙ СРЕДЕ
Аннотация
Автор в статье приходит к выводу, что профилактика ксенофобии в школьной среде может быть