Научная статья на тему 'Профилактика ксенофобии в школьной среде'

Профилактика ксенофобии в школьной среде Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
354
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ПРОФИЛАКТИКА КСЕНОФОБИИ / ШКОЛЬНАЯ СРЕДА / УЧАЩИЕСЯ / КОЛЛЕКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Микурова Ольга Александровна

Автор в статье приходит к выводу, что профилактика ксенофобии в школьной среде может быть успешной при условии создания в процессе учебной и внеурочной деятельности воспитывающей среды, нацеленной на нравственное развитие учащихся и вовлечение школьников в коллективную деятельность, способствующей профилактике ксенофобии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профилактика ксенофобии в школьной среде»

навыком самостоятельного поиска научной и методической литературы в аспекте дисциплины; умением использования детских книг в воспитании детей разного возраста; опытом обучения воспитанников поиску необходимой в учебной деятельности литературы и для расширения круга их чтения. Список использованной литературы:

1. Искрин Н.С. Менеджмент в образовании: системный подход [Текст] / Н.С. Искрин, Т.А. Чичканова // Образование и наука. - 2015. - № 1 (120). - С. 7-21.

2. Лияскина А.В., Яшина В.И. Формирование профессиональных компетенций у студентов в области литературного образования дошкольников // Преподаватель XXI век. - 2015. - Т. 1. - № 1. - С. 156-170.

3. Мечик И. А. Вопросы профессиональной подготовки бакалавров педагогики на практических занятиях курса «Детская литература» [Текст] / И. А. Мечик // Воспитание и обучение: теория, методика и практика : материалы V Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 16 окт. 2015 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. -Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. - С. 286-288.

4. Мечик И. А. Курс «Искусство художественной иллюстрации для детей» в профессиональной подготовке бакалавров педагогики [Текст] / И. А. Мечик, Т. А. Чичканова // Образование и воспитание. - 2015. - №5. -С. 68-70.

5. Мечик И. А. Литературное развитие младших школьников в условиях современного поликультурного пространства [Текст] / И. А. Мечик, Н. В. Пудовкина // Научное и образовательное пространство: перспективы развития : материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 29 нояб. 2015 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. - С. 117-119.

6. Наумова Т.А. Актуализация принципа преемственности в системе литературного образования // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2010. - № 12. - С. 71-73.

7. Никитина Е.Ю., Чиндилова О.В. Исторический аспект сущности и предназначения литературного образования // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2010. - № 4. - С. 161-172.

8. Пудовкина Н.В. Учебный курс «Теоретические основы филологического образования младших школьников» в профессиональной подготовке магистров педагогики [Текст] / Н. В. Пудовкина // Новое слово в науке: перспективы развития : материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 20 нояб. 2015 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. - № 4 (6). - С. 81-83.

9. Пудовкина Н.В., Мечик И.А. Продуктивное обучение как условие формирования языковой личности обучаемого // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2016. - Т. 5. - № 1 (14). - С. 96-98.

10. Руммо И.В. Литературное образование детей: кризис чтения // Успехи современного естествознания. -2013. - № 5. - С. 77-79.

11. Смирнова О.А. Формирование профессионального подхода к работе по литературному образованию дошкольников у будущих педагогов ДОУ // Филологическое образование в период детства. - 2015. - Т. 22. -С. 146-150.

12. Фишер В.Я. , Кухар М.А. Литературное развитие детей дошкольного возраста в условиях обновленного образования // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2014. - № 11 (152). -С. 147-153.

© Мечик И.А., Пудовкина Н.В., Чичканова Т.А., 2016

УДК 371

Микурова Ольга Александровна

учитель, МБУ школа 93, Тольятти, РФ E-mail: Mikurova62@mail.ru

ПРОФИЛАКТИКА КСЕНОФОБИИ В ШКОЛЬНОЙ СРЕДЕ

Аннотация

Автор в статье приходит к выводу, что профилактика ксенофобии в школьной среде может быть

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2016 ISSN 2410-700X_

успешной при условии создания в процессе учебной и внеурочной деятельности воспитывающей среды, нацеленной на нравственное развитие учащихся и вовлечение школьников в коллективную деятельность, способствующей профилактике ксенофобии.

Ключевые слова

Профилактика ксенофобии, школьная среда, учащиеся, коллективная деятельность.

Процесс социального расслоения, нивелировка традиционных ценностей и идеалов, рост социальной и межэтнической напряженности в российском обществе являются питательной средой для развития ксенофобии [1]. Многочисленные исследования, связанные с мониторингом толерантности и ксенофобии, констатировали, что наименее толерантная и наиболее склонная к ксенофобическим установкам часть общества - старшие школьники и молодежь [2]. Именно в этот период закладываются основы ксенофобического мышления. Предубеждения появляются еще в детском возрасте: малыш понимает различия в цвете кожи, гордится или страдает от этого. В подростковом возрасте приобретаются стереотипы о расовых, этнических и религиозных группах, по отношению к которым оправдывается и обосновывается ненависть [3].

Обучение в школе является важным этапом развития человека, которое осуществляется в процессе учебной и внеурочной деятельности. У ребенка в школьной среде должны формироваться психологические способности для решения жизненных задач, одной из которой является развитие толерантности [4]. Школьное обучение складывается из совокупности умственных, эмоциональных и физических нагрузок, что увеличивает требования не только к психофизиологической конституции учащегося или его интеллектуальным возможностям, но и к социально-психологическому уровню личности. Профилактика ксенофобии в учебной и внеурочной деятельности может осуществляться в усвоении школьных норм поведения на уроке и перемене, взаимодействии с одноклассниками и учителями.

Большую роль в профилактике ксенофобии в школьной среде играют особенности характера и личности учащегося, сформировавшиеся на предшествующих этапах развития. Умение общаться с другими людьми, владение необходимыми навыками коммуникации необходимы школьнику, т.к. учебная и внеурочная деятельность носят коллективный характер. Результаты исследований Т.Е. Конниковой показали, что для успешного решения задач воспитания учащихся и профилактики ксенофобии в школьной среде необходима такая организация всей их жизни и деятельности в коллективе, которая дает возможность школьникам накапливать опыт гуманных нравственных отношений. Профилактика ксенофобии в школьной среде предполагает создание в процессе учебной и внеурочной деятельности воспитывающей среды, нацеленной на нравственное развитие каждого учащегося, вовлечение школьников в коллективную деятельность и систему классных часов, способствующих профилактике ксенофобии [5]. Коллективная деятельность позволяет снять имеющуюся межличностную напряженность в отношениях между отдельными учащимися, учит их находить компромиссы при коллективном планировании и выборе средств реализации намеченного. Коллективный анализ деятельности формирует умения корректно, доброжелательно давать оценки, высказывать мнения о действиях других людей.

Профилактика ксенофобии в школьной среде требует поиска комплексных, наиболее эффективных и адекватных возрастным особенностям подходов, технологий, форм, методов и средств, направленных на развитие их субъектности, способности самостоятельно реализовать толерантное отношение к людям инокультурного окружения как в учебной, так и во внеурочной деятельности [6]. Система образования, в которой реализуется диалог, сотрудничество, уважение между обучающей и обучаемой сторонами, способствует профилактике ксенофобии.

Список использованной литературы:

1. Апанасюк Л.А. Психолого-педагогический аспект преодоления ксенофобии среди молодежи // Балтийский гуманитарный журнал. - Калининград. - 2013. - №2. - С. 5-10.

2. Солдатова, Г.У., Макарчук, А.В. Может ли другой стать другом? Тренинг по профилактике ксенофобии. -М.: Генезис, 2006. - 256 с.

3. Апанасюк Л.А. Социально-культурная профилактика ксенофобии в студенческой среде: монография. -

Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2014. - 528 с.

4. Апанасюк Л.А. Алгоритм подготовки студентов-мигрантов к межкультурной коммуникации при преодолении ксенофобии // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. - 2013. - № 2 (24). - С. 383-388.

5. Конникова, Т.Е. Коллектив и формирование личности школьника / Т.Е. Конникова. - М.: Просвещение, 2000. - С.53-58.

6. Апанасюк Л.А. Психолого-педагогические подходы к преодолению проявлений ксенофобии в молодежной среде средствами социально-культурной деятельности // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2012. - № 12 (116). - С. 153-157.

© Микурова О.А., 2016

УДК 372.8

Мокроусова Татьяна Александровна

студент СФБашГу г. Стерлитамак, РФ E-mail: tanidom147100@mail.ru

ПРОБЛЕМА МОТИВАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ МАТЕМАТИКИ

Аннотация

В статье рассмотрены различные причины, влияющие на низкую мотивацию у учащихся во время изучения математики. А также приведены возможные пути решения данной проблемы.

Ключевые слова

Математическое образование, мотивация, учебная мотивация, трудовая мотивация.

Говоря о роли математического образования, мне хочется привести афоризм английского философа и естествоиспытателя Роджера Бэкона: «Врата и ключ этих наук - математика, которую, как я докажу, открыли безупречные мужи от начала мира и которую предпочитали прочим наукам все безупречные и мудрые... Ибо, не зная её, нельзя знать, как я покажу далее, ни прочих наук, ни мирских дел. И что ещё хуже, люди, в ней не сведущие, не ощущают собственного невежества, а потом не ищут от него лекарства. И напротив того, знакомство с этой наукой подготавливает душу и возвышает её ко всякому прочному знанию...».

Безусловно, математика имеет огромное влияние на развитие человека, но, к сожалению, как верно заметил Р. Бэкон, большинство граждан не задумываются о роли математических знаний в нашей жизни. В современном мире исчезает тенденция к тому, чтобы привить своему ребёнку любовь к наукам, объяснить зачем они существуют и мотивировать своего ребёнка к научной деятельности. Если же говорить не так глобально, то математика нужна не только работкам научной сферы, она также необходима на предприятиях, в экономике, для безопасности страны. Она развивает интеллектуальные, логические способности человека, способствует укреплению таких качеств личности как: определённость, решительность, самостоятельность, усидчивость. Также математику можно рассматривать как элемент развития творческого потенциала человека, его фантазии и воображения. Математика даёт человеку определенное воспитание и имеет тонкую взаимосвязь с нормами морали. Всё эти преимущества изучения математики будут утрачены без должной мотивации учащихся со стороны педагогов и родителей. Эта мотивация должна быть непрерывной на протяжении всего курса.

Не стоит забывать, что учебная мотивация со временем трансформируется в трудовую мотивацию. Учебная мотивация может быть связана с желанием узнать новую информацию, с желанием получать оценки «хорошо» и «отлично», с желанием получить, в дальнейшем, профессию, иметь высокий заработок и т.д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.