ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Давиденко А. И., Анисимова Т. С. Антиципация как одно из важнейших качеств современного руководителя образовательной организации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № S2. -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2017/470022.htm.
ART 470022
УДК 371.11
Давиденко Анна Ивановна,
магистрант, направление подготовки: 44.04.01 «Педагогическое образование», магистерская программа «(Управление образовательной организацией», филиал ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет» в г. Славянске-на-Кубани, г. Славянск-на-Кубани [email protected]
Анисимова Татьяна Семеновна,
доктор исторических наук, профессор кафедры общей и профессиональной педагогики филиала ФГБОУ ВО «(Кубанский государственный университет» в г. Славянске-на-Кубани, г. Славянск-на-Кубани anisimova [email protected]
Антиципация как одно из важнейших качеств современного руководителя
образовательной организации
Аннотация. Авторами предпринята попытка раскрыть многогранное понятие «(антиципация», проанализировать различные подходы к определению антиципации. В работе исследованы различия между антиципативными и традиционными качествами руководителя. В заключение авторы справедливо делают вывод о значимости антиципации как важнейшего качества современного руководителя образовательной организации.
Ключевые слова: антиципация, руководитель образовательной организации, прогнозирование, качества руководителя.
Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
В современных рыночных условиях образовательное учреждение должно постоянно вносить изменения в собственную деятельность, это позволит ему оставаться конкурентно способным на рынке образовательных услуг. В связи с этим продолжает возрастать роль руководителя образовательной организации.
Каждое нововведение сопровождается определенными рисками, способствует смене приоритетов, изменению направлений развития и выявлению дополнительных возможностей совершенствований. Предыдущие реформы шли в одной парадигме и не затрагивали основ системы. Поэтому системных исследований объективных преобразований в отрасли, соответствующих социальным, экономическим, технологическим тенденциям общественного развития на сегодняшний день очень мало. Хотя необходимость в опережающей стратегии в инновационном образовании, в предвидении последствий рисков в условиях неопределенности очевидны [3, с. 223].
Происходящие сложные процессы, в современном российском образовании, их изменение и трансформация, препятствующие эффективному функционированию образовательной организации, а руководителю предвидеть образовательные риски, нам представляется весьма проблематично с помощью применения традиционных способов прогнозирования.
Актуальность заявленной теме добавляет принятие профессионального стандарта руководителя образовательной организации. Этот документ, устанавливает минимальные требования к знаниям, умениям, компетенциям, опыту и личным качествам, необходимым для выполнения определенных профессиональных функций. В
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Давиденко А. И., Анисимова Т. С. Антиципация как одно из важнейших качеств современного руководителя образовательной организации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № S2. -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2017/470022.htm.
содержании профессионального стандарта, прежде всего, отражаются требования к профессиональной готовности руководителя образовательной организации для выполнения обобщенных и конкретных трудовых функций различных объемов в сфере образования в зависимости от квалификационного уровня [10, с. 29-30].
Данные обстоятельства побуждают современного руководителя к поиску новых теоретических идей и подходов, позволяющих в полной мере реализовать внешний и внутренний потенциалы его образовательной организации. Определенным ресурсом решения поставленной проблемы обладает, на наш взгляд, антиципативная компетентность руководителя.
В то же время следует понять, что подразумевается под термином «качества хорошего руководителя». Согласно психологии управления - это индивидуальные, личностные и социальные особенности человека, которые помогают ему быть успешным и занимать определенную должность. Выявить эти качества можно с помощью анализа структуры и деятельности менеджеров определенного звена и ранга. После множества тестирований, разных уровней руководителей, была выявлена общая картина того, какими качествами должен обладать руководитель. В таблице «Традиционные и антиципативные качества руководителя» (см. таблицу) приведен пример традиционных качеств руководителя. В тоже время следует отметить, что в современных условиях, когда возникает необходимость в новом направлении исследований по изучению влияния законов рынка, специфики сочетания государственного и свободного механизмов регулирования рынка образовательных услуг [1, с. 71] традиционных качеств руководителя становится недостаточно.
Традиционные и антиципативные качества руководителя
Традиционные качества руководителя Антиципативные качества руководителя
Личные - Честность и порядочность; - хорошее физическое здоровье; - умение бороться с собственными недостатками - Самостоятельность; - нестандартность; - создание условий для освоения радикальных (построенных на озарении, предвидении) практик в образовании; - прогностический характер мышления
Профессиональные Компетентность и творчество - Анализ и управление рисками; - анализ и внедрение инновационных идей; - умение прогнозировать будущее
Организаторские Целеустремленность - деловитость и энергичность - Использование тимбилдинга для успешного инновационного развития; - гуманизм в принятии решений; - цели ближайшего будущего
Деловые - Дисциплина и контроль над собой - повышенная работоспособность - реализм; - оптимизм и уверенность -сопричастность - умение организовывать и поддерживать работу коллектива - Освоение опыта использования бизнес-технологий других отраслей хозяйствования и мирового опыта; - умение пользоваться инструментарием объективного измерения латентных переменных в управлении; - цели отдаленного будущего
Таким образом, можно предположить, что препятствием в успешной реализации управленческих функций руководителя современной образовательной организации, является отсутствие антиципативной компетентности.
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Давиденко А. И., Анисимова Т. С. Антиципация как одно из важнейших качеств современного руководителя образовательной организации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № S2. -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2017/470022.htm.
Антиципация - это сложное и многогранное понятие, которое является предметом изучения многих наук, каждая из которых раскрывает собственный аспект исследования. В настоящей статье мы попытаемся проанализировать понятие «антиципация», как одного из важнейших качеств современного руководителя образовательной организации.
Прогнозирование или предвосхищение результатов и последствий какого-либо явления в значительной мере определяет, какие решения будут приняты человеком. Прогноз может быть построен на основе глубокого познания сути изучаемых явлений. В то же время, существует как минимум два подхода к прогнозированию. Один из них основан на математическом или физическом моделировании с применением различных по сложности статистических методов. Другой подход основан на экспертном решении проблемы без возможности адекватного описания решающих факторов и базируется на «внутреннем ощущении» эксперта. Последний подход соответствует термину «антиципация» - способности в той или иной форме предвосхищать событие [6, с. 39].
Проблема антиципации и вероятностного прогнозирования начала активно разрабатываться еще во второй половине прошлого века благодаря работам отечественных психологов [4; 5; 7]. Особое место в данных работах занимают психологических закономерностей антиципационной деятельности.
В настоящее время в научной литературе существует несколько направлений, по проблеме антиципации и вероятностного прогнозирования. Различными исследовательскими коллективами изучается многообразие форм антиципации/ прогнозирование, опережающие реакции, предчувствие, предугадывание, предсказание, предвидение и т. д.
Так, например, В. Д. Менделевичем была выдвинута и обоснована антиципаци-онная концепция механизмов неврозогенеза. Суть ее заключается в рассмотрении этиопатогенеза невротических расстройств в неразрывной связи с антиципационными процессами. Другими словами, неврозогенез представляется как результат «анти-ципационной несостоятельности личности» [7].
Человеческая способность к опережающему отражению будущего, является одной из форм антиципации. Данная концепция как фундаментальное свойство психики зафиксирована в работах П. К. Анохина Н. А. Бернштейна и др. [4; 5]. Так, например, предложенное П. К. Анохиным понятие «акцептор действия» также основывается на допущении способности организма предсказать события будущего. По мнению автора, способность опережать события внешней среды является одним из неотъемлемых и важных свойств живых организмов [4, с. 97]. В трудах Н. А. Берн-штейна, значительное внимание уделено исследованию прогнозирования изменений среды и учету ее возможных воздействий на успешность достижения цели. Изучая механизмы активности человека, автор показал необходимость «заглядывания вперед» при осуществлении действий, учета будущих внешних и внутренних сил, предварительной настройки и подготовки органов чувств и двигательных систем [9, с. 118].
Научный интерес представляют предложенные Б. Ф. Ломовым и Е. Н. Сурковым уровни антиципации (сенсомоторный, перцептивный, представленче-ский, речемыслительный, субсенсорный) и соответствующие им характеристики. Взаимодействуя друг с другом, представленные уровни составляют функциональную систему антиципирующего процесса личности. Предугадывание как неотъемлемое свойство психики находит свое проявление в когнитивной, регулятивной и коммуникативной функциях [9, с. 119]. Причем, первая связана с познанием будущего в разнообразных формах; вторая способствует формированию готовности к определенным
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Давиденко А. И., Анисимова Т. С. Антиципация как одно из важнейших качеств современного руководителя образовательной организации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № S2. -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2017/470022.htm.
событиям и их упреждению; третья обеспечивает предсказуемость процессов общения.
По мнению Т. А. Султановой, возможность исследования прогнозирования как способности опережающего отражения обусловлена тем, что последняя в качестве психической формы мыследеятельности предполагает наличие элемента предвосхищения и реализуется в различных формах. Способность к опережающему отражению будущего можно рассматривать как общую, связанную с его предвосхищением, так и специальную, предполагающую успешное решение профессиональных задач.
Согласно другой научной позиции, прогнозирование следует рассматривать как особый вид познания, нацеленный на получение знания о будущем и процессах его развития. Данный подход раскрывается в работах И. В. Бестужева-Лады. Представляя развернутую классификацию процессов научного предвидения, он определяет прогнозирование как «специальное научное исследование, предметом которого выступают перспективы развития явления» [9, с. 119].
В работе Л. Е. Никитиной, И. А. Липского прогнозирование также представлено как теоретический способ познания будущих явлений и процессов [9, с. 119]. Деятельност-ную основу его при этом составляют описание научных фактов, их осмысление и соответствующая прогнозная интерпретация. Основной функцией является интеграция научных знаний и сведений, раскрывающаяся через их синтез, объединение теорий, подведение конкретных фактов под общие основания, принципы и законы.
В настоящее время наблюдаются тенденции к развитию профессиональных функций руководителей, ориентированных на способность организовать успешную работу образовательных организаций, а также формирование у них ответственности и профессионализма, способности эффективно управлять в условиях реформирования современной системы образования.
Мы разделяем мнение К. Е. Романовой, которая выделяет составные части антиципации: готовность выбора, образ результата, цель, планирование, информация [8, с. 35].
Готовность выбора состояние мобилизации всех психофизиологических систем человека, обеспечивающее принятие оптимального решения. Или другими словами, готовность к экстренной реализации имеющейся программы действия в ответ на появление определенного сигнала. Антиципация проявляется в избирательности отражения событий, что предполагает наличие готовности выбора, на основании которой происходит отражение событий.
Образ - субъективный феномен, возникающий в результате предметно-практической, сенсорно-перцептивной, мыслительной деятельности, представляющий собой целостное интегральное отражение действительности, в котором одновременно представлены основные перцептивные категории [8, с. 35].
Образ будущего результата соответствует выделению реального и ирреальных уровней во временной перспективе личности.
Цель - 1) один из элементов поведения, сознательной деятельности, который характеризуется предвосхищением в сознании, мышлении результата деятельности и путей, способов ее достижения; 2) осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие человека.
В понятии антиципации заключается «два важных для психологического анализа момента. Во-первых, имеется в виду предвосхищение, предвидение и ожидание тех или иных событий, т. е. проявление когнитивной функции психики; во-вторых, готовность к встрече с этими событиями и упреждение их в деятельности, т. е. проявление регулятивной функции психики» [8, с. 35].
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Давиденко А. И., Анисимова Т. С. Антиципация как одно из важнейших качеств современного руководителя образовательной организации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № S2. -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2017/470022.htm.
Постановка цели - это проявление заинтересованности в будущем саморазвитии, с одной стороны, и предвосхищение удовлетворенности самореализации, знакомой по прошлому опыту, с другой. Оба эти момента образует необходимый позитивный фон для формирования образа будущего.
Планирование - осознание цели, рассмотрение всех условий предстоящей деятельности, путей, способов и средств ее достижения, принятие необходимых рациональных решений для успешной реализации будущего образа результата.
Информация - рассмотрение и изучение информации (от лат. information -разъяснение, изложение; совокупность знаний о фактических данных и зависимостях между ними.
Информация как необходимое условие антиципации включает в себя не только совокупность знаний о фактических данных и зависимостях между ними, но и знания человека о самом себе как субъекте творческой, учебно-познавательной, профессиональной и управленческой деятельности.
К. Е. Романова определяет антиципацию как феномен опережающего отражения, обеспечивающий возможность человеку в ответ на стимулы, действующие в настоящем, прогнозировать образ будущего результата, используя накопленный опыт прошлого, и избирать те пути саморазвития, которые ведут к достижению вершин творческой деятельности [8, с. 35].
Мы разделяем точку зрения профессора Т. С. Анисимовой, которая утверждает, что любая область управления должна носить антиципативный характер, в том числе и управление технологиями, целями, инновациями, финансовыми и трудовыми ресурсами в образовании. Приспособление образовательной организации к условиям (адаптации) сдерживает инновационный характер развития [1, с. 71].
Рассматривая антиципативную компетентность руководителя, мы определяем данную категорию, как специальную способность руководителя организовать особый вид профессионально-педагогической деятельности, направленный на получение опережающей информации о перспективах развития образовательной организации с целью формирования политики и стратегии в области образования и принятия грамотных решений в этой сфере.
Вместе с тем следует отметить, что антиципативной компетентности руководителя свойственна определенная специфика, проявляющаяся в получении знания о будущем и способов его преобразования, а также роли образовательной организации в данном процессе.
Анализ современных исследований позволяет сделать вывод о том, что анти-ципативная компетентность современного руководителя образовательной организации, как научная категория в научной литературе представлена недостаточно, что подтверждает актуальность выбранной темы.
Ссылки на источники
1. Анисимова Т. С. Антиципативная педагогика в системе отраслей науки // Факторы и условия искоренения коррупции и других негативных явлений в образовании: психолого-педагогический аспект (на примере Краснодарского края): материалы Всерос. (с междунар. участием) науч.-практ. конф. (г. Сла-вянск-на-Кубани, 28-29 мая 2016 г.) / под ред. Т. С. Анисимовой, Т. В. Суняйкиной, У. А. Чернышевой. - Славянск-на-Кубани: Филиал Кубанского гос. ун-та в г. Славянске-на-Кубани, 2016.
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Давиденко А. И., Анисимова Т. С. Антиципация как одно из важнейших качеств современного руководителя образовательной организации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № S2. -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2017/470022.htm.
2. Анисимова Т. С., Шпилевая И. Е. Бизнес-технологии в образовании // Право и практика. - 2016. -№ 2. - С. 222-226.
3. Анисимова Т. С. Новая отрасль педагогики и анализ влияния объективных законов на ценностные основания и смыслообразующие конструкты в образовании / Т. С. Анисимова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - № S7. - С. 1-8.
4. Анохин П. К. Опережающее отражение действительности // Вопросы философии. - 1962. - № 7. -С. 97-112.
5. Бернштейн Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. - М., 1990.
6. Байбаков С. Е. [и др.] Возможности антиципации преподавателями экзаменационных оценок студентов // Международный журнал экспериментального образования. - 2013. - № 4. - С. 39-41.
7. Менделевич В. Д. О некоторых психологических механизмах неврогенеза // Психологический журнал. - 1990. - № 6. - С. 113-117.
8. Романова К. Е. Профессиональная компетентность и педагогическое мастерство // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. - 2010. - №. 3(1). - С. 34-36.
9. Султанова Т. А. Общенаучные подходы к определению сущности педагогического прогнозирования // Теория и практика общественного развития. - 2014. - № 3. - С. 118-121.
10. Филиппов В. М., Ефремов А. П. Профстандарт руководителя образовательной организации // Дополнительное профессиональное образование в стране и мире. - 2013. - № 4(4). - С. 29-31.
Anna Davidenko,
Undergraduate, branch of Kuban State University in Slavyansk-on-Kuban, Slavyansk-on-Kuban
Tatyana Anisimova,
Doctor of Historical Sciences, Professor of department of the general and professional pedagogics, branch of Kuban State University in Slavyansk-on-Kuban, Slavyansk-on-Kuban anisimova [email protected]
Anticipation as one of the most important qualities of modern head of education
Abstract. The author attempts to reveal the multifaceted concept - anticipation. The researcher analyzes the
different approaches for the identification of anticipation. In conclusion, rightly concludes the importance of
anticipation, as the most important as a modern leader of the educational organization.
Key words: anticipation, the head of educational organization, forecasting, leadership qualities.
Рекомендовано к публикации:
Некрасовой Г. Н., доктором педагогических наук, членом редакционной коллегии журнала «Концепт»
Поступила в редакцию Received 10.01.17 Получена положительная рецензия Received a positive review 12.01.17
Принята к публикации Accepted for publication 12.01.17 Опубликована Published 16.01.17
ISSN 2304-120Х
www.e-koncept.ru
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2017 © Давиденко А. И., Анисимова Т. С., 2017