Научная статья на тему 'Антиципация как одно из важнейших качеств современного руководителя образовательной организации'

Антиципация как одно из важнейших качеств современного руководителя образовательной организации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
460
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / АНТИЦИПАЦИЯ / РУКОВОДИТЕЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ / КАЧЕСТВА РУКОВОДИТЕЛЯ / FORECASTING / LEADERSHIP QUALITIES / ANTICIPATION / THE HEAD OF EDUCATIONAL ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Давиденко Анна Ивановна, Анисимова Татьяна Семеновна

Авторами предпринята попытка раскрыть многогранное понятие «антиципация», проанализировать различные подходы к определению антиципации. В работе исследованы различия между антиципативными и традиционными качества-ми руководителя. В заключение авторы справедливо делают вывод о значимости антиципации как важнейшего качества современного руководителя образовательной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Давиденко Анна Ивановна, Анисимова Татьяна Семеновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Антиципация как одно из важнейших качеств современного руководителя образовательной организации»

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Давиденко А. И., Анисимова Т. С. Антиципация как одно из важнейших качеств современного руководителя образовательной организации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № S2. -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2017/470022.htm.

ART 470022

УДК 371.11

Давиденко Анна Ивановна,

магистрант, направление подготовки: 44.04.01 «Педагогическое образование», магистерская программа «(Управление образовательной организацией», филиал ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет» в г. Славянске-на-Кубани, г. Славянск-на-Кубани anna.davidenko.1994@mail.ru

Анисимова Татьяна Семеновна,

доктор исторических наук, профессор кафедры общей и профессиональной педагогики филиала ФГБОУ ВО «(Кубанский государственный университет» в г. Славянске-на-Кубани, г. Славянск-на-Кубани anisimova ts@mail.ru

Антиципация как одно из важнейших качеств современного руководителя

образовательной организации

Аннотация. Авторами предпринята попытка раскрыть многогранное понятие «(антиципация», проанализировать различные подходы к определению антиципации. В работе исследованы различия между антиципативными и традиционными качествами руководителя. В заключение авторы справедливо делают вывод о значимости антиципации как важнейшего качества современного руководителя образовательной организации.

Ключевые слова: антиципация, руководитель образовательной организации, прогнозирование, качества руководителя.

Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

В современных рыночных условиях образовательное учреждение должно постоянно вносить изменения в собственную деятельность, это позволит ему оставаться конкурентно способным на рынке образовательных услуг. В связи с этим продолжает возрастать роль руководителя образовательной организации.

Каждое нововведение сопровождается определенными рисками, способствует смене приоритетов, изменению направлений развития и выявлению дополнительных возможностей совершенствований. Предыдущие реформы шли в одной парадигме и не затрагивали основ системы. Поэтому системных исследований объективных преобразований в отрасли, соответствующих социальным, экономическим, технологическим тенденциям общественного развития на сегодняшний день очень мало. Хотя необходимость в опережающей стратегии в инновационном образовании, в предвидении последствий рисков в условиях неопределенности очевидны [3, с. 223].

Происходящие сложные процессы, в современном российском образовании, их изменение и трансформация, препятствующие эффективному функционированию образовательной организации, а руководителю предвидеть образовательные риски, нам представляется весьма проблематично с помощью применения традиционных способов прогнозирования.

Актуальность заявленной теме добавляет принятие профессионального стандарта руководителя образовательной организации. Этот документ, устанавливает минимальные требования к знаниям, умениям, компетенциям, опыту и личным качествам, необходимым для выполнения определенных профессиональных функций. В

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Давиденко А. И., Анисимова Т. С. Антиципация как одно из важнейших качеств современного руководителя образовательной организации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № S2. -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2017/470022.htm.

содержании профессионального стандарта, прежде всего, отражаются требования к профессиональной готовности руководителя образовательной организации для выполнения обобщенных и конкретных трудовых функций различных объемов в сфере образования в зависимости от квалификационного уровня [10, с. 29-30].

Данные обстоятельства побуждают современного руководителя к поиску новых теоретических идей и подходов, позволяющих в полной мере реализовать внешний и внутренний потенциалы его образовательной организации. Определенным ресурсом решения поставленной проблемы обладает, на наш взгляд, антиципативная компетентность руководителя.

В то же время следует понять, что подразумевается под термином «качества хорошего руководителя». Согласно психологии управления - это индивидуальные, личностные и социальные особенности человека, которые помогают ему быть успешным и занимать определенную должность. Выявить эти качества можно с помощью анализа структуры и деятельности менеджеров определенного звена и ранга. После множества тестирований, разных уровней руководителей, была выявлена общая картина того, какими качествами должен обладать руководитель. В таблице «Традиционные и антиципативные качества руководителя» (см. таблицу) приведен пример традиционных качеств руководителя. В тоже время следует отметить, что в современных условиях, когда возникает необходимость в новом направлении исследований по изучению влияния законов рынка, специфики сочетания государственного и свободного механизмов регулирования рынка образовательных услуг [1, с. 71] традиционных качеств руководителя становится недостаточно.

Традиционные и антиципативные качества руководителя

Традиционные качества руководителя Антиципативные качества руководителя

Личные - Честность и порядочность; - хорошее физическое здоровье; - умение бороться с собственными недостатками - Самостоятельность; - нестандартность; - создание условий для освоения радикальных (построенных на озарении, предвидении) практик в образовании; - прогностический характер мышления

Профессиональные Компетентность и творчество - Анализ и управление рисками; - анализ и внедрение инновационных идей; - умение прогнозировать будущее

Организаторские Целеустремленность - деловитость и энергичность - Использование тимбилдинга для успешного инновационного развития; - гуманизм в принятии решений; - цели ближайшего будущего

Деловые - Дисциплина и контроль над собой - повышенная работоспособность - реализм; - оптимизм и уверенность -сопричастность - умение организовывать и поддерживать работу коллектива - Освоение опыта использования бизнес-технологий других отраслей хозяйствования и мирового опыта; - умение пользоваться инструментарием объективного измерения латентных переменных в управлении; - цели отдаленного будущего

Таким образом, можно предположить, что препятствием в успешной реализации управленческих функций руководителя современной образовательной организации, является отсутствие антиципативной компетентности.

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Давиденко А. И., Анисимова Т. С. Антиципация как одно из важнейших качеств современного руководителя образовательной организации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № S2. -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2017/470022.htm.

Антиципация - это сложное и многогранное понятие, которое является предметом изучения многих наук, каждая из которых раскрывает собственный аспект исследования. В настоящей статье мы попытаемся проанализировать понятие «антиципация», как одного из важнейших качеств современного руководителя образовательной организации.

Прогнозирование или предвосхищение результатов и последствий какого-либо явления в значительной мере определяет, какие решения будут приняты человеком. Прогноз может быть построен на основе глубокого познания сути изучаемых явлений. В то же время, существует как минимум два подхода к прогнозированию. Один из них основан на математическом или физическом моделировании с применением различных по сложности статистических методов. Другой подход основан на экспертном решении проблемы без возможности адекватного описания решающих факторов и базируется на «внутреннем ощущении» эксперта. Последний подход соответствует термину «антиципация» - способности в той или иной форме предвосхищать событие [6, с. 39].

Проблема антиципации и вероятностного прогнозирования начала активно разрабатываться еще во второй половине прошлого века благодаря работам отечественных психологов [4; 5; 7]. Особое место в данных работах занимают психологических закономерностей антиципационной деятельности.

В настоящее время в научной литературе существует несколько направлений, по проблеме антиципации и вероятностного прогнозирования. Различными исследовательскими коллективами изучается многообразие форм антиципации/ прогнозирование, опережающие реакции, предчувствие, предугадывание, предсказание, предвидение и т. д.

Так, например, В. Д. Менделевичем была выдвинута и обоснована антиципаци-онная концепция механизмов неврозогенеза. Суть ее заключается в рассмотрении этиопатогенеза невротических расстройств в неразрывной связи с антиципационными процессами. Другими словами, неврозогенез представляется как результат «анти-ципационной несостоятельности личности» [7].

Человеческая способность к опережающему отражению будущего, является одной из форм антиципации. Данная концепция как фундаментальное свойство психики зафиксирована в работах П. К. Анохина Н. А. Бернштейна и др. [4; 5]. Так, например, предложенное П. К. Анохиным понятие «акцептор действия» также основывается на допущении способности организма предсказать события будущего. По мнению автора, способность опережать события внешней среды является одним из неотъемлемых и важных свойств живых организмов [4, с. 97]. В трудах Н. А. Берн-штейна, значительное внимание уделено исследованию прогнозирования изменений среды и учету ее возможных воздействий на успешность достижения цели. Изучая механизмы активности человека, автор показал необходимость «заглядывания вперед» при осуществлении действий, учета будущих внешних и внутренних сил, предварительной настройки и подготовки органов чувств и двигательных систем [9, с. 118].

Научный интерес представляют предложенные Б. Ф. Ломовым и Е. Н. Сурковым уровни антиципации (сенсомоторный, перцептивный, представленче-ский, речемыслительный, субсенсорный) и соответствующие им характеристики. Взаимодействуя друг с другом, представленные уровни составляют функциональную систему антиципирующего процесса личности. Предугадывание как неотъемлемое свойство психики находит свое проявление в когнитивной, регулятивной и коммуникативной функциях [9, с. 119]. Причем, первая связана с познанием будущего в разнообразных формах; вторая способствует формированию готовности к определенным

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Давиденко А. И., Анисимова Т. С. Антиципация как одно из важнейших качеств современного руководителя образовательной организации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № S2. -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2017/470022.htm.

событиям и их упреждению; третья обеспечивает предсказуемость процессов общения.

По мнению Т. А. Султановой, возможность исследования прогнозирования как способности опережающего отражения обусловлена тем, что последняя в качестве психической формы мыследеятельности предполагает наличие элемента предвосхищения и реализуется в различных формах. Способность к опережающему отражению будущего можно рассматривать как общую, связанную с его предвосхищением, так и специальную, предполагающую успешное решение профессиональных задач.

Согласно другой научной позиции, прогнозирование следует рассматривать как особый вид познания, нацеленный на получение знания о будущем и процессах его развития. Данный подход раскрывается в работах И. В. Бестужева-Лады. Представляя развернутую классификацию процессов научного предвидения, он определяет прогнозирование как «специальное научное исследование, предметом которого выступают перспективы развития явления» [9, с. 119].

В работе Л. Е. Никитиной, И. А. Липского прогнозирование также представлено как теоретический способ познания будущих явлений и процессов [9, с. 119]. Деятельност-ную основу его при этом составляют описание научных фактов, их осмысление и соответствующая прогнозная интерпретация. Основной функцией является интеграция научных знаний и сведений, раскрывающаяся через их синтез, объединение теорий, подведение конкретных фактов под общие основания, принципы и законы.

В настоящее время наблюдаются тенденции к развитию профессиональных функций руководителей, ориентированных на способность организовать успешную работу образовательных организаций, а также формирование у них ответственности и профессионализма, способности эффективно управлять в условиях реформирования современной системы образования.

Мы разделяем мнение К. Е. Романовой, которая выделяет составные части антиципации: готовность выбора, образ результата, цель, планирование, информация [8, с. 35].

Готовность выбора состояние мобилизации всех психофизиологических систем человека, обеспечивающее принятие оптимального решения. Или другими словами, готовность к экстренной реализации имеющейся программы действия в ответ на появление определенного сигнала. Антиципация проявляется в избирательности отражения событий, что предполагает наличие готовности выбора, на основании которой происходит отражение событий.

Образ - субъективный феномен, возникающий в результате предметно-практической, сенсорно-перцептивной, мыслительной деятельности, представляющий собой целостное интегральное отражение действительности, в котором одновременно представлены основные перцептивные категории [8, с. 35].

Образ будущего результата соответствует выделению реального и ирреальных уровней во временной перспективе личности.

Цель - 1) один из элементов поведения, сознательной деятельности, который характеризуется предвосхищением в сознании, мышлении результата деятельности и путей, способов ее достижения; 2) осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие человека.

В понятии антиципации заключается «два важных для психологического анализа момента. Во-первых, имеется в виду предвосхищение, предвидение и ожидание тех или иных событий, т. е. проявление когнитивной функции психики; во-вторых, готовность к встрече с этими событиями и упреждение их в деятельности, т. е. проявление регулятивной функции психики» [8, с. 35].

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Давиденко А. И., Анисимова Т. С. Антиципация как одно из важнейших качеств современного руководителя образовательной организации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № S2. -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2017/470022.htm.

Постановка цели - это проявление заинтересованности в будущем саморазвитии, с одной стороны, и предвосхищение удовлетворенности самореализации, знакомой по прошлому опыту, с другой. Оба эти момента образует необходимый позитивный фон для формирования образа будущего.

Планирование - осознание цели, рассмотрение всех условий предстоящей деятельности, путей, способов и средств ее достижения, принятие необходимых рациональных решений для успешной реализации будущего образа результата.

Информация - рассмотрение и изучение информации (от лат. information -разъяснение, изложение; совокупность знаний о фактических данных и зависимостях между ними.

Информация как необходимое условие антиципации включает в себя не только совокупность знаний о фактических данных и зависимостях между ними, но и знания человека о самом себе как субъекте творческой, учебно-познавательной, профессиональной и управленческой деятельности.

К. Е. Романова определяет антиципацию как феномен опережающего отражения, обеспечивающий возможность человеку в ответ на стимулы, действующие в настоящем, прогнозировать образ будущего результата, используя накопленный опыт прошлого, и избирать те пути саморазвития, которые ведут к достижению вершин творческой деятельности [8, с. 35].

Мы разделяем точку зрения профессора Т. С. Анисимовой, которая утверждает, что любая область управления должна носить антиципативный характер, в том числе и управление технологиями, целями, инновациями, финансовыми и трудовыми ресурсами в образовании. Приспособление образовательной организации к условиям (адаптации) сдерживает инновационный характер развития [1, с. 71].

Рассматривая антиципативную компетентность руководителя, мы определяем данную категорию, как специальную способность руководителя организовать особый вид профессионально-педагогической деятельности, направленный на получение опережающей информации о перспективах развития образовательной организации с целью формирования политики и стратегии в области образования и принятия грамотных решений в этой сфере.

Вместе с тем следует отметить, что антиципативной компетентности руководителя свойственна определенная специфика, проявляющаяся в получении знания о будущем и способов его преобразования, а также роли образовательной организации в данном процессе.

Анализ современных исследований позволяет сделать вывод о том, что анти-ципативная компетентность современного руководителя образовательной организации, как научная категория в научной литературе представлена недостаточно, что подтверждает актуальность выбранной темы.

Ссылки на источники

1. Анисимова Т. С. Антиципативная педагогика в системе отраслей науки // Факторы и условия искоренения коррупции и других негативных явлений в образовании: психолого-педагогический аспект (на примере Краснодарского края): материалы Всерос. (с междунар. участием) науч.-практ. конф. (г. Сла-вянск-на-Кубани, 28-29 мая 2016 г.) / под ред. Т. С. Анисимовой, Т. В. Суняйкиной, У. А. Чернышевой. - Славянск-на-Кубани: Филиал Кубанского гос. ун-та в г. Славянске-на-Кубани, 2016.

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Давиденко А. И., Анисимова Т. С. Антиципация как одно из важнейших качеств современного руководителя образовательной организации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № S2. -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2017/470022.htm.

2. Анисимова Т. С., Шпилевая И. Е. Бизнес-технологии в образовании // Право и практика. - 2016. -№ 2. - С. 222-226.

3. Анисимова Т. С. Новая отрасль педагогики и анализ влияния объективных законов на ценностные основания и смыслообразующие конструкты в образовании / Т. С. Анисимова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - № S7. - С. 1-8.

4. Анохин П. К. Опережающее отражение действительности // Вопросы философии. - 1962. - № 7. -С. 97-112.

5. Бернштейн Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. - М., 1990.

6. Байбаков С. Е. [и др.] Возможности антиципации преподавателями экзаменационных оценок студентов // Международный журнал экспериментального образования. - 2013. - № 4. - С. 39-41.

7. Менделевич В. Д. О некоторых психологических механизмах неврогенеза // Психологический журнал. - 1990. - № 6. - С. 113-117.

8. Романова К. Е. Профессиональная компетентность и педагогическое мастерство // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. - 2010. - №. 3(1). - С. 34-36.

9. Султанова Т. А. Общенаучные подходы к определению сущности педагогического прогнозирования // Теория и практика общественного развития. - 2014. - № 3. - С. 118-121.

10. Филиппов В. М., Ефремов А. П. Профстандарт руководителя образовательной организации // Дополнительное профессиональное образование в стране и мире. - 2013. - № 4(4). - С. 29-31.

Anna Davidenko,

Undergraduate, branch of Kuban State University in Slavyansk-on-Kuban, Slavyansk-on-Kuban

anna.davidenko.1994@mail.ru

Tatyana Anisimova,

Doctor of Historical Sciences, Professor of department of the general and professional pedagogics, branch of Kuban State University in Slavyansk-on-Kuban, Slavyansk-on-Kuban anisimova ts@mail.ru

Anticipation as one of the most important qualities of modern head of education

Abstract. The author attempts to reveal the multifaceted concept - anticipation. The researcher analyzes the

different approaches for the identification of anticipation. In conclusion, rightly concludes the importance of

anticipation, as the most important as a modern leader of the educational organization.

Key words: anticipation, the head of educational organization, forecasting, leadership qualities.

Рекомендовано к публикации:

Некрасовой Г. Н., доктором педагогических наук, членом редакционной коллегии журнала «Концепт»

Поступила в редакцию Received 10.01.17 Получена положительная рецензия Received a positive review 12.01.17

Принята к публикации Accepted for publication 12.01.17 Опубликована Published 16.01.17

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ISSN 2304-120Х

www.e-koncept.ru

© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2017 © Давиденко А. И., Анисимова Т. С., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.