Вареникова Л. В., Анисимова Т. С. Влияние образовательных стандартов на управление качеством образования // Концепт. - 2016. - Спецвыпуск № 03. - ART 76032. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/76032.htm. -ISSN 2304-120X.
ART 76032 УДК 371.2
Вареникова Лилия Викторовна,
заслуженный учитель Кубани, учитель немецкого языка МБОУ СОШ № 19, х. Коржевский, Славянский район varenikova.liliya@mail.ru
Анисимова Татьяна Семеновна,
доктор исторических наук, профессор кафедры общей и профессиональной педагогики филиала ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет» в г. Сла-вянске-на-Кубани, г. Славянск-на-Кубани anisimova ts@mail.ru
Влияние образовательных стандартов на управление качеством образования
Аннотация. Статья посвящена вопросам качества образования. Исследуя научные источники и практику управления качеством образования в условиях образовательных стандартов, авторы пришли к выводу, что в настоящее время исследователи сосредоточились в основном на положительных эффектах и не рассматривают риски, возможность возникновения негативных явлений, необходимость их выявления и минимизацию.
Ключевые слова: качество образования, стандарты, подходы, коррупция, негативные эффекты, причины, результат.
Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Введение образовательных стандартов в российском образовании и закрепление этой нормы в ФЗ РФ «Об образовании в РФ» связано с парадигмальными изменениями регулирования в отрасли. Образовательные организации стали полноправными участниками рынка услуг. Услуги в объёме стандарта возмещаются бюджетами разных властных уровней, дополнительные услуги развиваются за счёт различных источников, включая личную оплату граждан за услугу. Стандарты изменили не только порядок регулирования в образовании, но стали инструментом оценки, развития, конкуренции и проявления рисков, как неотъемлемой черты предприимчивости и успеха в улучшении качества. Исследования научных проблем и практики управления освоением стандартов для улучшения качества в настоящее время идут по нескольким направлениям: изучение инновационных методов и исследование возможности применения бизнес-технологий управления в образовании [1], концептуально - методологические исследования организации процесса качества образования и его оценки (М. М. Поташник, А. И. Субетто, Н. А. Селезнёва, А. М. Новиков,
B. С. Аванесов, В. И. Байденко).
Введение образовательных стандартов выявило необходимость изменить условия измерения результатов оказания услуги. В связи с этим появились совершенно новые исследования по измерениям в образовании А. А. Маслака, Т. С. Анисимовой,
C. А. Позднякова, изучающих измерение сформированности компетенций латентными переменными на основе модели Раша [2], В. И. Звонникова, М. Б. Челышковой, изучающих вопросы приведения результатов в образовании в измеримое состояние [3].
Стремление осмыслить развитие стандартов в новых условиях проявилось в поисках новых моделей управления и оценки продуктивности образовательного процесса и менеджмента [4]. Многие исследователи пытаются в условиях стандартиза-
ISSN 2304-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Вареникова Л. В., Анисимова Т. С. Влияние образовательных стандартов на управление качеством образования // Концепт. - 2016. - Спецвыпуск № 03. - ART 76032. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/76032.htm. -ISSN 2304-120X.
ции утверждать духовно-нравственные ценности, представлять доказательства о необходимости изменения стандартов с поправкой на выполнение главной миссии образования: духовно-нравственное воспитание, передача и сохранение генетического кода нации [5].
Освоение школьных стандартов понимается как процесс развития образовательных организаций, качественных изменений в процессах работы с педагогическими кадрами по освоению профессиональных компетенций, дифференциация и персонификация ответственности управленческих кадров.
Перечисленные направления управления развитием образовательных систем и качеством в настоящем российском образовании нельзя считать охватывающими весь спектр проблем, так как в условиях парадигмальных изменений и введения стандартов в образовании возникла неизбежность рисков, появления негативных явлений и коррупции. Анализ развития систем качества и самой системы образования свидетельствует о необходимости изучения и прогнозирования этих явлений, выделение этих исследований ещё в одно направление.
Инновационное развитие в любой отрасли в то числе и в образовании на основе стандартов неизбежно порождает риски в управлении качеством и влияет на рост негативных явлений или порождает несоответствие целей и затрат полученным результатам. Одним из факторов, тормозящих развитие качественных характеристик, является хроническое противостояние в вертикали управления и педагогов. Стандарты спускаются сверху и насаждаются вертикалью власти, что снижает инновационный порыв и минимизирует роль реформаторского движения. Рассмотрим в этой связи политику выявления и поощрения лучших школ. Исходя из политики образования, главная задача внедрения стандартов заключается в улучшении качества и доступности. Проводятся конкурсы «100 лучших школ», «Лучшая школа года», «500 лучших школ России», «Лучшие учителя России» и др. Мы побывали на встрече руководителей лучших школ, изучили их системы управления качеством и пришли к выводу, что и до освоения стандартов эти школы были лучшими. Так, в МО Славянский район МБОУ лицеи № 1, 4, как были самыми престижными, так и остались. Ежегодно они подтверждают свой высокий статус. Такие же образовательные организации можно выделить в каждом субъекте Федерации. В престижные школы существует негласный отбор, конкурс, в них работают успешные учителя. Однако развитие лучших школ, наличие лучших учителей не приводит к системным изменениям и не решает проблему улучшения качества во всех школах. Освоение новых стандартов помогает выявить болевые точки в каждой образовательной организации, на их исправление и должны быть направлены политика и усилия каждого уровня властных структур. Исследуя влияние изменений на качество образования, связанных со стандартами и инновациями, мы пришли к выводу, что эти процессы порождают немало недостатков и негативных явлений.
В практике применения стандартов значительный объём работы делается шаблонно, без понимания и принятия сущности изменений, осознания их влияния на качество, как педагогами, так и управленцами. Спускаемые сверху нормативы (требования к программам, методичкам, планам, конспектам уроков) не помогают решению вопросов, которые волнуют учителя, а сами учителя пока не готовы их разрабатывать. Поэтому реально нововведения, связанные со стандартами, не могут дать ощутимых продуктивных результатов.
Исследуя условия работы разных сельских школ муниципалитета с одинаковой материальной базой, контингентом, социальными условиями жизни детей и преподавателей в условиях освоения новых стандартов и технологий обучения мы получили
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Вареникова Л. В., Анисимова Т. С. Влияние образовательных стандартов на управление качеством образования // Концепт. - 2016. - Спецвыпуск № 03. - ART 76032. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/76032.htm. -ISSN 2304-120X.
совершенно разные результаты качества по тем критериям, которые существуют в системе образования. Причины этих различий никем пока не анализируются и не изучаются. Управленцев не интересует данные «на входе», в основном важен результат, т. е. данные «на выходе». При таком менеджменте удобно поощрять и карать, а вот существенного улучшения качества не происходит. Исследование показывает, что чрезмерная зависимость от установленных стандартов, нацеленных на результат (стандарты результата), имеет серьезные негативные последствия, которые присутствуют на каждом уровне системы образования. Собранные нами факты на различных уровнях образования, с разным персональным отношением к реализации стандартов показывают, что причиной негативных явлений и распространения коррупции, является высокое значение тестирования. Ранее результаты нашего исследования о причинах распространения коррупции были опубликованы [6]. Нами выявлено и проанализировано более одной тысячи фактов негативных явлений и коррупции в образовании. На основании анализа можно сделать выводы о трансформационных изменениях в дидактике, методике, технологиях и управлении образованием. Акцент «на результат» предполагает повышение качества и эффективности использования ресурсов (материальных и человеческих), а также изменение политики самого результата от оценивания знаний к формированию компетенций. Также глубокие инновационные изменения в условиях неопределённости неизбежно ведут к рискам. Провести успешно модернизацию образования без рисков невозможно. Образовательные организации стали единицами рыночных отношений, оказывающие образовательные услуги. Рынок рождает конкуренцию, и риск неотъемлемая черта предприимчивости и развития в этих условиях. Модернизационные риски можно снизить за счёт прогнозирования положительных результатов и негативных явлений при инновационных изменениях.
В связи с тем, что в образовании научное обоснование качества не имеет устоявшихся научных подходов и эмпирических традиций использование систем качества приводит нередко к искажению результата и негативным явлениям. Внедряются новые стандарты, новые системы качества, однако негативные явления растут. При реализации новых подходов игнорируются измерения и прогнозирования рисков, которые присущи любому инновационному процессу, интересам участников образовательного процесса.
Таким образом, концептуальные подходы к управлению качеством нередко приводят к нежелательным эффектам и условиям для негативных явлений.
Для прогнозирования и управления рисками при использовании различных подходов сделаем анализ черт управления.
Черты управления качеством, их практический результат и полученные негативные эффекты в ряде педагогических подходов показаны в таблице.
Выявление негативных эффектов влияния различных подходов
Подходы Черты управления качеством в педагогической теории Состояние педагогической практики Результат несоответствия теории и практики
Компетентность^ Нацеленность на конечный результат Отсутствие ясных целей, достижение цели «любой ценой» Стремление «любой ценой» показать хороший результат (искажение отчётности, натаскивание)
Рейтинговый Многобальная шкала отметки, приоритет стандартизованных Использование системы для оценки дисциплины и приле- Искажение результата, признаются учащиеся не с творческим мышлением, а
ISSN 2304-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Вареникова Л. В., Анисимова Т. С. Влияние образовательных стандартов на управление качеством образования // Концепт. - 2016. - Спецвыпуск № 03. - ART 76032. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/76032.htm. -ISSN 2304-120X.
формализованных методов, наглядное сравнение результатов жания. Слабое владение модульной системой, в основном используются тестовые задания на выбор варианта дисциплинированные (приоритет отдаётся не творчеству, а дисциплине и формализованному ответу)
Профессионально-ориентированный Видение ряда решений поставленных задач Неумение осуществлять выбор лучшего варианта, незнание технологий Несформированность у учителя профессиональной компетенции (дискомфорт, снижение физического и ментального здоровья)
Системный Системность Неумение выделить главное - невозможность видеть структуру системы Огромное количество программ, учебных пособий, которые ежегодно меняются (перегрузка всех участников образовательного процесса)
Личностно-ориентированный Педагогическая направленность Не учитываются возможности среды (в классах есть дети, требующие коррекции - 7, 8 вида) Подмена качественного бесплатного образования репетиторством
Мобильность Нерешительность в действиях Списывание, подлог, взятки, коррупция
Антропоцентрический Рефлексивность Отсутствие объективной самооценки, неумение видеть себя со стороны Жалобы, конфликтные ситуации, суициды
Системно-деятельностный Конкретность в принятии решений Стереотипность мышления, неумение видеть главного, приверженность к шаблонам Натаскивание учащихся на тесты, стремление к высокому рейтингу, мошенничество
Оригинальность Шаблонность, отсутствие креативности Повторение достижений индустриальной эпохи
Самостоятельность мышления Отсутствие собственных позиций, игнорирование любых мнений Отсутствие доверия, постоянные проверки, подмена учителей на ЕГЭ другими, давление вертикали власти
Борьба с перегрузкой Стремление добиться результата при минимальных затратах Увеличение отчётности, оптимизация за счёт увеличения нагрузки Увеличение нагрузки, отсутствие качества, нежелание работать
Деятельностный Практичность Игнорирование научных подходов, нежелание изучать новое Неэффективные курсы повышения квалификации
Последовательность Неприятие креативности, большое количество детей в классе, строгие рамки урока Использование шпаргалок, Интернета, заказ работы за оплату, невозможность использования дискуссионных технологий, ограниченность во времени
Процессный Поиск и реализация Движение «вслепую» Огромное количество мо-
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Вареникова Л. В., Анисимова Т. С. Влияние образовательных стандартов на управление качеством образования // Концепт. - 2016. - Спецвыпуск № 03. - ART 76032. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/76032.htm. -ISSN 2304-120X.
объективных закономерностей ниторинговых работ, тестов
Выявление потребности и определении требований к качеству. Рейтинговый субъективизм обучения, системное стимулирование, обратная связь, индивидуализация Отсутствие маркетинговой службы Постоянное проведение мониторингов, административное давление, искажение отчетности для улучшения результата в рейтинге
Конкуренция Отсутствие конкуренции Отсутствие стремления к профессиональному росту
Инновационный Новаторство Попытка ввести инновации, ничего не меняя в работе, гонка за неосознанной новизной ради рейтинга. Не прогнозируется управление рисками, не учитываются закономерности развития науки, противоречия между сумматив-ным и формирующим оцениванием результатов
Построение системы качества на стандартном подходе Построение системы на предметном подходе. Отсутствие системы объективных измерений Оценка сконцентрировалась на получении одобрения учителя, а не на измерении собственных возможностей. Учащихся интересуют не знания, а отметки. Вред физическому и ментальному здоровью учителей и учащихся
Решение этой задачи обязывает образовательные организации отслеживать и анализировать состояние рынка образовательных услуг, оценивать свои возможности, разрабатывать варианты альтернативных услуг и своего поведения в зависимости от макросреды. Отрасль образования имеет не только экономические, но и свои особые риски, связанные с формированием ценностных ориентаций, мировоззрения, качества образования [7]. В этих особенностях следует учитывать цели, подходы, требования текущей политики государства, стандартов и ресурсов (материальных и кадровых). Особого внимания требует оценка качества, нацеленная на результат. Эта цель рождает множество негативных явлений порой неосознаваемых, отсроченных (в связи с отсроченностью результата в образовании) [8]. Анализировать риски в образовании очень сложно. В отрасли отсутствуют стандартизированные методики, в зародыше формирование сравнительной базы экономических показателей, нет опыта статистического анализа у управленческих кадров.
В своём исследовании мы предприняли попытку систематизировать риски по времени, месту, субъекту, установить связи между собой и степенью влияния на качество образования, создание условий для негативных явлений [9].
Проанализировав внутренние риски образовательных организаций, мы сделали вывод, что значительное их число зависит от ориентации на один показатель, который обеспечивает благополучие всех участников процесса (ЕГЭ); от стандартов, учитывающих результаты «на выходе»; от качества подготовки специалистов; сфор-мированности ценностей, мировоззрения и профессиональной компетентности; экономической нестабильности; неэффективности использования ресурсов.
Вареникова Л. В., Анисимова Т. С. Влияние образовательных стандартов на управление качеством образования // Концепт. - 2016. - Спецвыпуск № 03. - ART 76032. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/76032.htm. -ISSN 2304-120X.
Ссылки на источники
1. Шпилевая И. Е., Анисимова Т. С. Бизнес-технологии в образовании // Концепт. - 2015. - № S7. -С.116-120.
2. Анисимова Т. С., Летова Л. В., Маслак А. А. Измерение латентной переменной «Качество профессиональной деятельности преподавателя» на основе модели Раша // Культурная жизнь Юга России. - 2012. - Т. 4. - № 47. - С. 62-67.
3. Звонников В. И. Педагогические измерения в управлении качеством обучения: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01. - М.: РГБ, 2007.
4. Солодова Е. А. Новые модели в системе образования. Синергетический подход. - М., 2013. - С. 342.
5. Анисимова Т. С., Асеева Е. Н., Пелогенко А. Д. Духовно нравственные ценностные ориентации воспитательной системы педагогического вуза // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. - 2014. - № 1. - С. 67-78.
6. Анисимова Т. С., Вареникова Л. В., Макаренко К. Б. Коррупция и искажения результата в образовании: причины и условия // Образование. Наука. Научные кадры. - 2013. - № 6. - С. 127-133.
7. Анисимова Т. С., Асеева Е. Н. Ценностные отношения к нравственным нормам // Фундаментальная наука и технологии - перспективные разработки: материалы VI междунар. науч.-практ. конф. «Фундаментальная наука и технологии - перспективные разработки». - North Charleston, SC, USA, 2015. С. 68-76.
8. Анисимова Т. С. К вопросу о новом подходе к качеству результата в образовании // Психолого-педагогические исследования качества образования в условиях инновационной деятельности образовательной организации: сб. науч. тр. VII Всерос. науч.-практ. конф.: в 2 ч. / под ред. Т. С. Анисимовой, Т. В. Суняйкиной; филиал Кубанского государственного университета в г. Славянск-на-Кубани. - Славянск-на-Кубани, 2014. - С. 22-25.
9. Вареникова Л. В. Негативные эффекты управления качеством через рейтинги и тесты, нацеленные на конечный результат: материалы междунар. науч. конф. «Педагогическое мастерство (III)». - М.: Буки-Веди, 2013. - С. 29-33.
ISSN 2Э04-120Х
ко ниеггг
научно-методический электронный журнал
Lilia Varenikova,
honored teacher of Kuban, a teacher of German at the municipal budget comprehensive school secondary school № 19, Korzhevsky varenikova.liliya@mail.ru Tatyana Anisimova,
Doctor of Historical Sciences, Professor of department of the general and professional pedagogics, Kuban State University in Slavyansk-on-Kuban, Slavyansk-on-Kuban anisimova ts@mail.ru
The impact of educational standards for quality management education
Abstract. The article is devoted to the quality of education. Exploring the sources of scientific and practice of quality management education in educational standards, the authors came to the conclusion that at the present time, researchers have focused mainly on the positive effects and do not consider the risks, the possibility of negative developments, the need for detection and minimization.
Key words: quality of education, standards, approaches, corruption, negative effects, the causes, the result.
Рекомендовано к публикации:
Некрасовой Г. Н., доктором педагогических наук
Поступила в редакцию Received 13.01.16 Получена положительная рецензия Received a positive review 15.01.16
Принята к публикации Accepted for publication 15.01.16 Опубликована Published 29.01.16
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2016 © Вареникова Л. В., Анисимова Т. С., 2016
www.e-koncept.ru