Суняйкина Т. В., Шелкоплясова И. Ф. Проблема уровня сформированности профессиональной компетентности современных руководителей образовательных организаций // Концепт. - 2016. - Спецвыпуск № 03. - Art 76047. - 0,2 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/76047.htm. - ISSN 2304-120X.
ART 76047 УДК 37.08
Суняйкина Татьяна Васильевна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей и профессиональной педагогики филиала ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет» в г. Славянске-на-Кубани, г. Славянск-на-Кубани pcelka-t@mail.ru
Шелкоплясова Ирина Федоровна,
магистрант филиала ФГБОУ ВПО «(Кубанский государственный университет» в
г. Славянске-на-Кубани, г. Славянск-на-Кубани
schelkopliasova.ira@yandex.ru
Проблема уровня сформированности профессиональной компетентности современных руководителей образовательных организаций
Аннотация. Статья посвящена проблеме сформированности профессиональной компетентности современного руководителя образовательного организации. В ней представлены некоторые результаты опроса руководителей общеобразовательных школ.
Ключевые слова: руководители, профессиональная компетентность, уровень компетентности, профессиональные компетенции руководителя образовательной организации.
Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Современная система образования в России претерпела серьезные изменения. Образовательные организации получили новый государственный заказ, они должны стать более самостоятельными как в разработке образовательных программ, в выборе форм и методов организации образовательного процесса, так и в расходовании финансовых средств. В связи с этим существенно меняется роль руководителя образовательной организации, повышается степень его свободы и, одновременно, уровень ответственности. Это прослеживается в Государственной программе «Развитие образования» на период 2013-2020 годы, Национальной инициативе «Наша новая школа» и закреплено во ФГОСах общего образования.
В процесс организации и в содержание образовательного процесса внедряются инновации, являясь одной из причин необходимости изменений во внутришкольном управлении. Деятельность руководителя усложняется как содержательно, так и психологически; нередко появляются ситуации, требующие быстрого и эффективного принятия решения. В этих условиях образовательная компетентность рассматривается как способность работать в команде, поскольку влияет на качество работы, определяет результат и успех [1, с. 116].
В любом виде профессиональной деятельности важное значение имеет выявление сущности понятия «компетентность».
О. Е. Лебедев определяет компетентность как «способность действовать в ситуации неопределенности» [2].
Наряду с понятием «компетентность» используется понятие «компетенции». Компетенции представляют собой набор моделей поведения, которые руководитель должен использовать в рамках своей должности, чтобы грамотно и эффективно выполнять свои задачи и функции.
ISSN 2304-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Суняйкина Т. В., Шелкоплясова И. Ф. Проблема уровня сформированности профессиональной компетентности современных руководителей образовательных организаций // Концепт. - 2016. - Спецвыпуск № 03. - Art 76047. - 0,2 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/76047.htm. - ISSN 2304-120X.
Профессиональная компетентность руководителя образовательной организации может быть представлена как целостная система, состоящая из множества элементов.
Она определяется как совокупность знаний, умений, профессионально важных качеств, обеспечивающих эффективность и оптимальность выполнения руководителем своих функций.
В. Ю. Кричевский выделяет методическую компетентность, которая ориентирует руководителя при выборе подходов к познанию и управлению деятельностью образовательной организации [2].
И. В. Гришина представила системно-структурный и генетический подход к анализу сложного феномена «профессиональная компетентность» руководителя образовательной организации. Она считает, что в своей структуре профессиональная компетентность директора, представляет собой сложное многоаспектное личностное образование, которое включает функционально связанные между собой компоненты: мотивационный, когнитивный, операционный, личностный, рефлексивный [2].
Под компетентностью руководителя образовательной организации нами понимается интеграция базовых компетенций, которая позволяет качественно выполнять трудовые функции.
Раньше руководство образовательной организацией не считали тем видом деятельности, которое требует специального образования. Но в последнее время компетентный руководитель является необходимостью.
Актуальной задачей становится выявление уровня сформированности компетенций, личностных качеств, необходимых современному руководителю для обеспечения качественного управления образовательной организацией.
В ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (2012 г.) определяется круг компетенций руководителя образовательного учреждения. Директор несет ответственность перед государством за организацию и качество учебно-воспитательной работы с учащимися, укрепление их здоровья и физическое развитие, повышение квалификации работников, связь школы с семьей, а также за хозяйственно-финансовое состояние школы [7].
Современный руководитель должен работать на опережение, не бояться внедрять инновации, как в своей работе, так и в работе образовательной организации, уметь ставить задачи, которые важны сегодня и станут еще более важными завтра, находить пути их решения.
Насколько современный руководитель образовательной организации соответствует этим требованиям? Каков уровень его профессиональных компетенций?
Для выяснения этих вопросов в рамках диссертационного исследования нами было проведено исследование «Компетенции руководителя» (Таблица самооценки) среди директоров общеобразовательных организаций Тимашевского района.
Анкета представляла собой перечень двух десятков управленческих компетенций, а так же методов и подходов в их реализации. В каждой компетенции респонденты должны были выбрать характерный для них метод или прием. Вариант выбора позволяет оценить степень сформированности данной компетенции.
Были предложены следующие блоки компетенций:
1. Достижение целей.
2. Структурирование, анализирование и систематизирование полученной информации, принятие управленческих решений.
3. Постановка задач, организация, направление и координация деятельности.
4. Создание условий, при которых подчиненные с желанием выполняют свои обязанности.
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Суняйкина Т. В., Шелкоплясова И. Ф. Проблема уровня сформированности профессиональной компетентности современных руководителей образовательных организаций // Концепт. - 2016. - Спецвыпуск № 03. - Art 76047. - 0,2 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/76047.htm. - ISSN 2304-120X.
5. Претворение в жизнь своих решений. Влияние на принятие решений других работников.
Уровень сформированности каждой компетенции оценивался по трехбалльной системе:
3 - высокий уровень сформированности компетенции;
2 - средний уровень сформированности компетенции;
1 - низкий уровень сформированности компетенции;
0 - не сформирована компетенция.
После обработки полученных ответов респондентов мы получили результаты, отраженные в таблице.
Результаты анкетирования «Компетенции руководителя»
Уровни сформированности компетенций № компетенции
Несформированные -
Низкий уровень 5, 7
Средний уровень 1, 3, 4, 8, 10, 11, 12, 13, 16,19, 20
Высокий уровень 6,9,15,18
Результаты анкетирования показали, что руководители отлично анализируют информацию, готовы к переменам, внедрению новых технологий, организуют обучение своих подчиненных. Респонденты - директора заботятся о своем имидже и авторитете.
На «среднем» уровне они владеют такими компетенциями как постановка целей, работа с препятствиями, непопулярные решения, умение прогнозировать, постановка задач, контроль над подчиненными, изменения, знание сотрудников, психологический климат в коллективе, проведение собраний, действия в непредвиденных ситуациях.
Низок уровень сформированности компетенций «системное видение» и «принятие решений», которые приобретаются в процессе длительной управленческой деятельности.
А вот несформированных компетенций нет у опрошенных нами респондентов -руководителей образовательных организаций не оказалось.
Таким образом, современный руководитель образовательной организации - это менеджер, педагог, психолог, экономист, юрист, методист, имиджмейкер. Для выполнения этих профессиональных функций он должен идти в ногу со временем, совершенствоваться, вести непрерывное образование на протяжении всей карьеры. А в связи с тем, что возрастают требования, усложняются условия деятельности образовательной организации, в руководстве востребованы мобильные личности, умеющие выделять главное и принимать правильные решения. Поэтому компетентный руководитель - одно из важных условий для совершенствования образовательной организации, обеспечение качества внедрения инновационных процессов, залог успешных глобальных перемен.
Ссылки на источники
1. Шпилевая И. Е., Анисимова Т. С. Бизнес-технологии в образовании // Концепт. - 2015. - № Б7. -С.116-120.
2. Булавенко О. Сущностные характеристики профессиональной компетентности // Школьные технологии. - 2005. - № 3. - С. 40.
Суняйкина Т. В., Шелкоплясова И. Ф. Проблема уровня сформированности профессиональной компетентности современных руководителей образовательных организаций // Концепт. - 2016. - Спецвыпуск № 03. - Art 76047. - 0,2 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/76047.htm. - ISSN 2304-120X.
3. Гаджиев Г. Управленческая культура будущего руководителя в образовании [Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования]. - URL: http://quality.petrsu.ru/file/74
4. Квалификационные характеристики должностей работников образования (раздел Единого квалификационного справочника должностей руководителей специалистов и служащих) // Сборник нормативных правовых актов с комментариями / под ред. В. Н. Понкратовой, Ж. П. Осипцовой. -М.: Изд-во МИСИС, 2009. - 94 с.
5. Саенко Т. Профессионализация управленческой деятельности // Народное образование. -2007. - № 7. - С. 69-73.
6. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273. -URL: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html.
Tatyana Sunyaykina,
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the general and professional pedagogics, branch of Kuban State University in Slavyansk-on-Kuban, Slavyansk-on-Kuban pcelka-t@mail.ru Irina Shelkopljasova,
Undergraduate, branch of Kuban State University in Slavyansk-on-Kuban, Slavyansk-on-Kuban schelkopliasova.ira@yandex.ru
The problem is the level of formation of professional competence of heads of the educational organizations
Abstract. The article deals with the problem of professional competence of modern leader of the educational organization. It presents some of the results of the survey of managers in secondary schools. Key words: heads, professional competence, expertise, professional competence of the head of the educational organization.
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»^^ЯЛ
Поступила в редакцию Received 13.01.16 Получена положительная рецензия Received a positive review 15.01.16
Принята к публикации Accepted for publication 15.01.16 Опубликована Published 29.01.16
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2016 © Суняйкина Т. В., Шелкоплясова И. Ф., 2016
www.e-koncept.ru