Научная статья на тему 'Теоретические и практические основы исследования личностного адаптационного потенциала сотрудников ФСИН России'

Теоретические и практические основы исследования личностного адаптационного потенциала сотрудников ФСИН России Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
481
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНЫЙ АДАПТАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / АДАПТАЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ / УРОВЕНЬ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ / НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / СТРЕССОГЕННЫЕ СИТУАЦИИ / РЕГУЛЯЦИЯ ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ЛИЧНОСТИ. / УРОВНЯХ. ВЫШЕУКАЗАННАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ СОТРУДНИКОВ ЯВИЛАСЬ ОСНОВОЙ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ ПО РАЗВИТИЮ ЛАП СОТРУДНИКОВ ОТДЕЛА ОХРАНЫ. ЛИТЕРАТУРА 1. МАКЛАКОВ А.Г. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ. СПБ / 2005. 5. РЕАН А.А. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ ЛИЧНОСТИ/А.А. РЕАН / А.Р. КУДАШЕВ / А.А. БАРАНОВ. СПБ / 2008. С. 82. 6. СТАРИКОВА О.В. ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО АДАПТАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА МЛАДШИХ ИНСПЕКТОРОВ ОТДЕЛА ОХРАНЫ И БЕЗОПАСНОСТИ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ: ДИС. …К. ПС. Н.: 19.00.06 РЯЗАНЬ / 2007. 7. УШАТИКОВ А.И. / КАЗАК Б.Б. ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ. РЯЗАНЬ / PERSONAL ADAPTABLE POTENTIAL / ADAPTABLE POSSIBILITIES / LEVEL STABILITY ON STRESS / PSYCHOLOGICAL STABILITY / PROFESSIONAL ADAPTATION / STRESSOGENIE SITUATIONS / REGULATION OF MENTAL ACTIVITY / MENTAL HEALTH OF THE PERSON. НОСТИ / 2003

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Харина Н. А.

в статье подчеркивается актуальность исследований личностного адаптационного потенциала сотрудников ФСИН; рассматриваются теоретические аспекты указанной проблемы; подчеркивается интегральный характер данного психологического феномена, обосновывается выделение его различных компонентов; анализируются данные эмпирического исследования ЛАП сотрудников ФСИН; обосновывается классификация сотрудников по уровню развития ЛАП.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Харина Н. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

in article the urgency of researches of personal adaptable potential of employees FSIN is underlined; theoretical aspects of the specified problem are considered; integrated character of the given psychological phenomenon is underlined, allocation of its various components is proved; the data of empirical research of PAWS of employees FSIN is analyzed; classification of employees by a level of development of PAWS is proved.

Текст научной работы на тему «Теоретические и практические основы исследования личностного адаптационного потенциала сотрудников ФСИН России»

ется. Получив поддержку, пострадавшие начинают более доверительно относиться к сотрудникам правоохранительных органов, давать более откровенную информацию о том, что действительно с ними произошло. Их поведение, как свидетелей преступления, становится более стабильным.

Государственные социальные службы - важное звено системы помощи и защиты лиц, пострадавших от торговли людьми. Эту работу в России ведет Министерство здравоохранения и социального развития в соответствии с ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ» №195-ФЗ от 10 декабря 1995 г. Этот закон впервые сформулировал понятие «трудной жизненной ситуации», объективно нарушающей жизнедеятельность гражданина, куда входит и ситуация насилия в семье или других видов насилия. На основании данного закона по договоренности можно включать и ситуации, в которые попадают лица, признанные пострадавшими от торговли людьми. Так-

же в этих вопросах возможно взаимодействие с неправительственными международными организациями. Возможна разработка протоколов о порядке сотрудничества правоохранительных органов и других (государственных неправительственных) организаций,оказывающих помощь жертвам торговли людьми, в ходе выявления, расследования и профилактики преступлений, судебного разбирательства и ресоциализации таких пострадавших.

Литература

1. Демидова Н.А. Особенности предотвращения и расследования преступлений, связанных с торговлей людьми/Учебное пособие. М. 2008. 312 с.

2. Журавлев С.Ю., А.М. Пигаев. Торговля людьми: механизм преступной деятельности/Научно-практическое пособие. М., Юрлитинформ, 2006.

3. Иванов С.А. Торговля людьми: уголовно-правовые аспекты и сравнительный анализ//Труды юридического факультета Ставропольского государственного университета. Вып. 10. Ставрополь, СГУ 2005. Стр. 93-99.

4. Медицинские и психологические последствия торговли людьми/Prevention of human trafficking in the Russian Federation/www.iom/int.

Теоретические и практические основы исследования личностного адаптационного потенциала сотрудников ФСИН России

Н. А. Харина

Исследования проведены при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ), проект №07-06-00079а.

Аннотация: в статье подчеркивается актуальность исследований личностного адаптационного потенциала сотрудников ФСИН; рассматриваются теоре-

тические аспекты указанной проблемы; подчеркивается интегральный характер данного психологического феномена, обосновывается выделение его

различных компонентов; анализируются данные эмпирического исследования ЛАП сотрудников ФСИН; обосновывается классификация сотрудников по уровню развития ЛАП.

Ключевые слова: личностный адаптационный потенциал; адаптационные возможности; уровень стрессоустой-чивости; нервно-психическая устойчивость; профессиональная адаптация; стрессогенные ситуации; регуляция психической деятельности; психическое здоровье личности. The summary: in article the urgency of researches of personal adaptable potential of employees FSIN is underlined; theoretical aspects of the specified problem are considered; integrated character of the given psychological phenomenon is underlined, allocation of its various components is proved; the data of empirical research of PAWS of employees FSIN is analyzed; classification of employees by a level of development of PAWS is proved. Keywords: personal adaptable potential; adaptable possibilities; level stability on stress; psychological stability; professional adaptation; stressogenie situations; regulation of mental activity; mental health of the person.

Профессиональная деятельность сотрудников ФСИН связана с выраженным психоэмоциональным напряжением, приводящим к переутомлению, возникновению различных эмоционально-стрессовых состояний, нервно-психическим и соматическим заболеваниям и, как следствие, снижению эффективности профессиональной деятельности. Не случайно к физическому и психологическому состоянию сотрудников ФСИН предъявляются по-

вышенные требования. Особую значимость в данном аспекте приобретает проблема развития различных адаптационных возможностей личности.

Традиционно в психологических исследованиях выделяют комплекс характеристик личности, определяющих успешность адаптации человека в самых разнообразных условиях жизнедеятельности, в частности, в экстремальных ситуациях. Данные характеристики взаимосвязаны и представляют собой один интегральный феномен - личностный адаптационный потенциал (ЛАП), который рассматривается как системное свойство, заключающееся в способности личности адаптироваться к условиям окружающей среды. Чем выше уровень развития данного свойства, тем к более экстремальным условиям социальной и природной среды может приспособиться человек [1].

В числе характеристик, образующих ядро адаптационных возможностей личности, в первую очередь выделяют высокий уровень нервно-психической и эмоциональной устойчивости, соответствующий тип темперамента и свойств нервной системы, низкий уровень тревожности, адекватную самооценку личности, высокий уровень развития волевой регуляции, особенности Я-концепции, систему установок и смысложизненных ори-ентаций личности, уровень социальной референтности, особенности общения, наличие определенных черт характера и отсутствие явно выраженных акцентуаций, высокий уровень морально-нравственной ответственности личности и другие.

Личностный адаптационный потенциал представляет собой взаимосвязь физиологических, психологических и

социально-психологических особенностей человека, наиболее значимых для регуляции психической деятельности и процесса адаптации. Являясь интегральной характеристикой психического развития личности, ЛАП определяет границы ее адаптационных возможностей и уровень устойчивости к воздействующим факторам. Характерно, что детальное исследование различных уровней данного психологического феномена позволяет строить обоснованные прогнозы относительно диапазона ответных реакций личности, в частности, ответных реакций в экстремальных ситуациях. Выявление уровня развития ЛАП - это в значительной мере выявление и латентных адаптационных способностей, которые могут быть явно не выражены в поведении субъекта достаточно длительное время, но обязательно проявят себя в тех или иных жизненных обстоятельствах, особенно в ситуациях стрессогенных, экстремальных.

Лица, обладающие высоким адаптационным потенциалом, наделены большими возможностями в социально-психологической адаптации к разнообразным условиям деятельности, а также имеют больше шансов по сравнению с другими восстановить функциональное состояние организма и вернуться к нормальной жизни после воздействия экстремальных факторов.

Основой профессиональной деятельности психолога-практика ФСИН должны являться знания в области диагностики, развития и коррекции личностного адаптационного потенциала сотрудников [2].

В проведенном нами исследовании (2007-2009 гг.) обобщены результаты комплексных теоретических и прак-

тических исследований по выявлению физиологических, психологических и социально-психологических особенностей, определяющих уровень развития личностного адаптационного потенциала сотрудников ФСИН. Главная цель исследования заключалась в осуществлении классификации сотрудников ФСИН (на примере сотрудников отдела охраны) по критерию развития личностного адаптационного потенциала и разработке на основе данной классификации коррекционной программы по развитию личностного адаптационного потенциала.

В исследовании предполагалось обосновать и апробировать комплекс психодиагностических методик для изучения физиологических, психологических и социально-психологических составляющих личностного адаптационного потенциала сотрудников ФСИН, а также разработать специализированную коррекционную программу (на примере специализированной психологической подготовки сотрудников отдела охраны), способствующую повышению уровня развития личностного адаптационного потенциала. Для решения поставленных задач использовались следующие методы: опрос (анкетирование), беседа, наблюдение, обобщение независимых характеристик, биографический метод, тестирование. Сформулированные в ходе исследования выводы, рекомендации и предложения были использованы в теоретической и практической подготовке будущих психологов-практиков на психологическом факультете Академии ФСИН России.

Остановимся на теоретических основах исследования личностного адаптационного потенциала.

В отечественной психологии накоплен немалый опыт в области изучения адаптационных возможностей личности. Большое внимание данной проблеме уделено в работах А.М. Богомолова, В.А. Бодрова, Н.Е. Водопьяновой, С.Ю. Добряка, Н.Л. Коноваловой, Д.А. Леонтьева, А.Г. Маклакова, А.А. Налчаджя-на, С.Т. Посоховой, А.А. Реана, М.Е. Сан-домирского, Е.С. Старченковой, Ю.В. Щербатых и других ученых.

Анализ публикаций, посвященных ЛАП, показывает растущую частоту применения данного термина при констатации адаптационных возможностей личности. Вместе с тем, заметна неоднородность выводов подобных исследований, а также разноплановость определений данного психологического феномена [3].

Представляется весьма важной в рассматриваемом аспекте точка зрения А.Г. Маклакова, подчеркивающего, что личностный адаптационный потенциал - это взаимосвязь психологических особенностей человека, наиболее значимых для регуляции психической деятельности и процесса адаптации; интегральная характеристика психического развития личности, включающая: нервно-психическую устойчивость, уровень развития которой обеспечивает толерантность к стрессу; самооценку личности, являющуюся ядром саморегуляции и определяющую степень адекватности восприятия условий деятельности и своих возможностей; ощущение социальной поддержки, обусловливающее чувство собственной значимости для окружающих; уровень конфликтности личности; опыт социального общения. Все перечисленные характеристики А.Г. Маклаков считает значимыми при оценке и прогнозе успешности адапта-

ции к трудным и экстремальным ситуациям, а также при оценке скорости восстановления психического равновесия. Личностный адаптационный потенциал обеспечивает эффективность процесса социально-психологической адаптации и определяется степенью соответствия «нормальному интервалу» психической и социально-нравственной нормативности [2].

Личностный адаптационный потенциал, по мнению С.Т. Посоховой, это интегральное образование, объединяющее в сложную систему социально-психологические, психические, биологические свойства и качества, актуализируемые личностью для создания и реализации новых программ поведения в измененных условиях жизнедеятельности. С.Т. Посохова предполагает, что в адаптационном потенциале заложена латентность адаптационных способностей, своевременность и вектор реализации которых зависит от активности личности [4].

Самым общим и распространенным подходом к классификации адаптационных ресурсов является деление их на внутренние (личностные) и внешние (средовые). Так, А.А. Реан выделяет в структуре ЛАП два класса свойств личности. С одной стороны, это комплекс качеств, обеспечивающих приемлемость самовосприятия адаптанта, его внутреннюю комфортность (эмоциональное самочувствие, удовлетворенность собой, уверенность в своих силах и др.). С другой стороны, выделяется группа качеств личности, проявляющихся в различных аспектах взаимодействия адаптанта с социальным и предметным окружением (коммуникативная компетентность, практический интеллект, направлен-

ность на творческое достижение конструктивных целей и др.) [5].

Обобщая взгляды отечественных психологов на проблему личностного адаптационного потенциала, можно констатировать, что структурную основу данного феномена составляют ряд биологических (уровень нервно-психической устойчивости, тип темперамента, свойства нервной системы, уровень тревожности, уровень эмоциональности и др.), психологических (уровень развития волевой регуляции, тип самооценки личности, особенности Я-концепции, жизненные ценности, система установок, черты и акцентуации характера, ориентация на требования ближайшего окружения или на свое мнение и др.) и ряд социально-психологических факторов (социальная референтность, знание морально-нравственных норм, коммуникативные способности, уровень конфликтности, социальная и моральная поддержка, наличие/отсутствие морально-нравственной ориентации, особенности межличностных отношений, особенности общения, уровень групповой идентификации и др.).

Психологический уровень личностного адаптационного потенциала составляют в своей совокупности различные проявления основных сфер личности: сферы познавательных процессов, мотивационной сферы, эмоционально-волевой сферы, особенностей проявления характера, специфики способностей личности. Следует особо подчеркнуть, что значимость влияния различных психологических особенностей личности на уровень развития адаптационных возможностей, зависит, в первую очередь, от специфики деятельности субъекта. В нашем исследовании был сделан ак-

цент на особенностях профессиональной деятельности сотрудников ФСИН (сотрудники отдела охраны), в соответствии с чем и анализировалась специфика влияния различных психологических особенностей личности на развитие ее адаптационного потенциала. Детальный анализ влияния различных личностных психологических проявлений на адаптивные возможности личности в конкретных видах деятельности, в которые включен человек, играет ключевую роль в обосновании комплекса психодиагностических методик, с помощью которых возможно осуществление объективного и всестороннего исследования уровня развития личностного адаптационного потенциала. Учет специфики деятельности, в которой наиболее важно в конечном итоге повысить уровень адаптационного потенциала, влияет на вариативность составляющих указанного психодиагностического комплекса.

Следует подчеркнуть, что немалый опыт в изучении адаптационных возможностей личности накоплен в юридической психологии. Интерес к данной проблеме обусловлен, прежде всего, сложностью и напряженностью профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов. Длительное пребывание и функционирование в сложных экстремальных условиях часто является причиной возникновения стрессовых реакций, способствующих истощению адаптационных возможностей личности. Указанные факторы во многих случаях являются причиной психических и соматических нарушений. Сложностью и напряженностью отличается профессиональная деятельность сотрудников пенитенци-

арных учреждений. Их служба связана с постоянным контактом с криминогенным контингентом и вследствие этого несет в себе мощный негативный фактор - чрезмерное нервно-психическое напряжение, зачастую принимающее хронический характер.

Крайне необходима разработка практических мер по увеличению адаптационного потенциала сотрудников, который мог бы полностью отвечать сложным и динамичным ситуациям, связанным с выполнением профессиональной деятельности.

Проблемой адаптационных возможностей личности в юридической психологии занимались Ю.А. Александровский, Ю.А. Алферов, В.И. Бело-слудцев, А.А. Волков, М.Г. Дебольский, О.Г. Ковалев, В.Г.Козюля, В.М. Литвиш-ков, С.А. Лузгин, В.С. Медведев, А.И. Пап-кин, А.В. Пищелко, В.М. Поздняков, В.И. Серов, Д.В. Сочивко, А.М. Столярен-ко, В.А. Семенов, А.Н. Сухов, А.А. Ушаков, А.И. Ушатиков, С.Д. Хачатурян, Г.С. Чов-дырова и другие ученые. В частности, осуществлен глубокий анализ проблемы профессиональной пригодности сотрудников, проблемы пограничных психических расстройств, состояний психической дезадаптаци и профессиональной деформации и основы их профилактики, описаны механизмы регуляции эмоциональной устойчивости сотрудников, особенности коррекции и профилактики стрессогенных нарушений в экстремальных условиях профессиональной деятельности, исследован синдром выгорания и другие важные проблемы.

Особенности профессиональной адаптации сотрудников ФСИН к службе в различных учреждениях и под-

разделениях, проанализированные в работах А.М. Столяренко, М.Г. Деболь-ского, А.И. Папкина, А.И. Ушатикова, А.Н. Сухова, С.А. Лузгина, В.М. Позднякова, Е.Е. Гавриной, О.В. Стариковой, А.В. Чечковой и других исследователей, заключаются, прежде всего, в совокупности факторов, влияющих на успешность адаптации к службе, а также определенных личностных качествах сотрудников. Данные особенности профессиональной адаптации, по мнению исследователей, закономерно предопределяют успешность адаптации к профессии и в целом результативность профессиональной самореализации личности [6].

К внутренним условиям, обеспечивающим развитие личностного адаптационного потенциала, следует относить совокупность психологических свойств личности и особенности структуры личности. Так, А.И. Ушатиков и Б.Б. Казака, в психологической структуре деятельности сотрудников ИУ считают необходимым выделять побуждающий, познавательный, эмоциональный, коммуникативный, волевой блоки [7].

Побуждающий блок характеризуется профессиональными ценностями, целями и мотивами сотрудника, которые между собой тесно взаимосвязаны. Мотивы обеспечивают степень проявления активности и волевых усилий сотрудника при решении служебных задач. Эмоциональный блок связан с переживанием и проявлением чувств, обусловленных служебными обязанностями. Коммуникативный блок обеспечивается взаимоотношениями участников совместного труда («сотрудник-руководитель», «сотрудник-сотрудник»). Познавательный блок предусматривает знание личности и среды осужденных, процесса ис-

полнения наказания, конкретных условий деятельности. Его особенность проявляется в том, что зачастую сотрудник работает с недостаточной и неполной информацией, так как осужденные скрывают свои истинные намерения и цели.

Большое внимание в юридической психологии уделено изучению уровня стрессоустойчивости различных категорий сотрудников. А.М. Столяренко приравнивает понятие «стрессоустой-чивость» к понятию «психологическая устойчивость», причем последняя понимается как свойство личности сотрудника не поддаваться неблагоприятным психологическим обстоятельствам решаемых задач, не снижать под их влиянием качество выполнения профессиональных действий. Это - сложное свойство. Оно зависит от многих других свойств личности, укрепление которых способствует повышению психологической устойчивости. Психологическая устойчивость сотрудников ФСИН индивидуальна, и тем выше у конкретного работника, чем больше сила внешнего психологического воздействия нужна, чтобы вызвать у него отрицательные изменения в психике и результатах служебной деятельности [8].

Подчеркнем значимость проблемы прогнозирования поведения людей в экстремальных условиях деятельности, а также оценки вероятности сохранения их здоровья и работоспособности после воздействия экстремальных факторов. Исследователи отмечают, что длительное напряжение биологических, физиологических, психологических сил организма ведет к истощению процессов управления регуляции организмом и к развитию состояния перенапряжения. Это, в свою очередь, может привести к

скованности психической деятельности, нарушению координации движений и действий и к искажению оценки информации об обстановке, времени, пространстве, снижению быстроты и точности реакций, ухудшению памяти, мышления [9].

А.А. Деркач, О.А. Конопкин занимались исследованием готовности человека адекватно и быстро реагировать на возникновение экстремальных ситуаций. В.И. Лебедев указывает на то, что под экстремальными условиями следует понимать условия, которые могут оказывать на человека пагубное воздействие, представляя реальную угрозу его жизни и здоровью (психическому и физическому). Также, изучая поведение человека в экстремальных условиях, он обнаружил, что психическое стрессовое состояние может действовать даже положительно на психику человека, если в процессе профессиональной подготовки сформировалась своеобразная готовность к действию.

Успешные действия сотрудников ФСИН в экстремальных ситуациях во многом зависят от того, насколько они знают и учитывают свои собственные психологические особенности, влияние которых на поведение и деятельность наиболее активизируется именно в экстремальных ситуациях. В случае незнания указанных психологических особенностей, а также неумения эффективно управлять своим поведением и деятельностью, повышается вероятность снижения успеха, срыва действий, наступления нежелательных последствий в них весьма велика. Таким образом, успешность деятельности в экстремальных условиях, вероятность ошибок, срывов в работе во многом зависит от индивидуально-личностных

особенностей, характеристик нервной системы, особенностей интеллектуальной и мотивационной сфер, психических процессов и состояний [10]. Установлено, что лишь 12-25% из числа личного состава сотрудников правоохранительных органов сохраняют способность разумно действовать в экстремальных условиях, 75% - временно утрачивают ее, 10-12% - утрачивают на длительное время. Профессиональную активность в служебной деятельности проявляют обычно не более 20% сотрудников, 20% сотрудников - обречены на профессиональные психологические травмы.

Таким образом, успешность действий сотрудников органов, исполняющих наказания, в экстремальных ситуациях во многом зависит от того, насколько они знают и учитывают свои психологические особенности и обладают способностью сознательно регулировать свое поведение и деятельность.

Прокомментируем данные, полученные в ходе проведенного нами эмпирического исследования личностного адаптационного потенциала сотрудников ФСИН России. В исследовании использовались следующие методики:

1. Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛОАМ) (А.Г. Маклаков, С.В. Чермянин) использовался в качестве базовой методики для изучения адаптационных возможностей личности. С помощью данной методики возможна объективная оценка значимых психофизиологических и социально-психологических характеристик, отражающих интегральные особенности психического и социального развития испытуемых.

Экспериментальным путем установлено существование тесной взаимосвязи между эффективностью выполнения

профессиональной деятельности личности и уровнем развития ее адаптационных возможностей. Наличие подобной взаимосвязи явилось определяющим фактом при выборе данной методики в качестве базовой для исследования особенностей личностного адаптационного потенциала. С помощью данной методики возможно осуществление классификации испытуемых на группы по критерию развития адаптивности (высокая, средняя, низкая), причем уровень общей адаптивности определяется при учете следующих психологических проявлений: адаптивные способности, нервно-психическая устойчивость, моральная нормативность.

2. Методика «Определение эмоциональности» (В.В. Суворова) направлена на определение общего уровня эмоциональности личности: высокий, средний, низкий. Представляется важным использование данной тестовой методики для определения уровня развития личностного адаптационного потенциала.

3. «Опросник на выгорание» (MBI) (К. Маслач, С. Джексон; адаптация Н.Е. Водопьяновой и Е.С. Старченковой) предназначен для измерения степени «выгорания» в профессиях типа «человек-человек». Тест-опросник имеет три субшкалы: «эмоциональное истощение», «деперсонализация» и «редукция личных достижений». Чем больше сумма баллов по каждой субшкале, тем в большей степени у испытуемого выражены различные стороны «выгорания». О тяжести «выгорания» можно судить по сумме баллов всех субшкал. Мы предполагали выделение трех групп испытуемых по критерию выраженности профессионального выгорания (высокий, средний и низкий уровень выгорания).

4. Для изучения индивидуальных особенностей мотивации достижения испытуемых был использован «Опросник потребности в достижении» (Ю.М. Орлов). Тест направлен на выявление степени выраженности потребности человека в достижении успеха в любой деятельности (т.е. степени заряженности на успех). По сути, это потребность, превратившаяся в личностное свойство, установку. Методика направлена на изучение психологических компонентов ЛАП. Целью использования методики, в первую очередь, послужила необходимость разделения испытуемых на три группы по критерию выраженности потребности в достижении успеха: высокая, средняя и низкая. Чем выше данная потребность, тем в большей степени проявляются адаптационные возможности личности.

5. Исследование волевой сферы испытуемых мы проводили с помощью методики «Вопросник для выявления выраженности самоконтроля в эмоциональной сфере, деятельности и поведении (социальный самоконтроль)» (Г.С. Никифоров, В.К. Васильев, С.В. Фирсова).

В результате применения вопросника в нашем исследовании были выделены три группы испытуемых по степени сформированности общей способности к произвольному самоконтролю (высокий, средний и низкий уровень самоконтроля). Общий показатель способности к самоконтролю является результатом обобщения данных по трем субшкалам теста: выраженность самоконтроля в сфере эмоций; выраженность самоконтроля в деятельности; выраженность социального самоконтроля (в поведении). Высокий уровень развития самоконтроля является основой для развития

адаптационных возможностей человека.

6. Уровень стрессоустойчивости испытуемых был определен по тесту «Методика диагностики типа поведенческой активности» (Л.И. Вассерман, Н.В. Гуменюк). Методика позволяет выделить три типа личности по поведенческой активности: 1) Тип А (коронарный тип) - сильно выраженное стремление к первенству, социальному превосходству, восприятие жизни как арены конкурентной борьбы, всегда актуальное желание быть неизменно первым, лучшим во всем. Кроме того, для личности данного типа на поведенческом уровне характерно яркое проявление активности, напряженности, амбициозности, часто несдержанности в чувствах, напористости и нетерпеливости в достижении цели (мотивация на успех). При встрече с препятствиями на пути к достижению поставленной цели личность типа А часто может проявлять не только настойчивость, но и агрессивность; 2) тип АВ (промежуточный (переходный) - активная и целенаправленная деловитость, разносторонность интересов, умение сбалансировать деловую активность, напряженную работу со сменой занятий и умело организованным отдыхом. Лица типа АБ не показывают явной склонности к доминированию, но в определенных ситуациях и обстоятельствах уверенно берут на себя роль лидера; для них характерна эмоциональная стабильность и предсказуемость в поведении, относительная стрессоустойчивость, хорошая приспособляемость к различным видам деятельности; 3)тип В - определенная тенденция к поведенческой активности, характерна рациональность.

С помощью данной методики мы классифицировали испытуемых на соответствующие группы.

7. Для определения различных свойств внимания в нашем исследовании применялась методика «Корректурная проба» (Бурдон), предназначенная для диагностики показателей продуктивности и устойчивости внимания. Данная методика удобна для первичного ознакомления с особенностями психических процессов испытуемого, для прогнозирования успешности профессиональной деятельности в тех областях, где предъявляются высокие требования не к отдельным характеристикам внимания, а ко всем. Также к достоинствам этой методики можно отнести ее чрезвычайную компактность, оперативность, что позволяет использовать ее при экспресс-диагностике сотрудников отдела охраны, заступающих на службу с оружием. Испытуемым предъявляется бланк с различными буквами, в котором они должны в каждом ряду вычеркивать определенную букву согласно инструкции. Работа проводится на время с требованием максимальной точности.

8. «Метод цветовых выборов -МЦВ» (Л.Н. Собчик; за основу взят тест М. Люшера) с использованием восьмицветового ряда пользуется широкой популярностью как инструмент для выявления эмоционально-характерологического базиса личности и тонких нюансов ее актуального состояния. Данный тест в нашем исследовании использовался в диагностических целях до и после проведения специальной коррекционной программы, с целью отслеживания динамики изменения состояния испытуемых по синему и черному цвету. Синий и черный цвет из вось-

мицветовой палитры М. Люшера были выбраны не случайно. По В. Кандинскому, синий цвет - «небесная краска», черный - «ничто» (Б.А. Базыма). Синий и черный цвет в тесте М. Люшера занимают практически полярные позиции: синий цвет, или «первый» цвет, символизирует полное спокойствие и является предпосылкой умения сопереживать, эстетических переживаний и медитативной созерцательности. Черный цвет, или «восьмой» цвет говорит о стремлении к разрушению, враждебном отношении, отказе от выполнения требований. Сочетание синего цвета - (на первой позиции) и черного (на восьмой) свидетельствует о стремлении к избеганию конфликта за счет повышения самоконтроля при самостоятельности и независимости.

Для обработки тестовых данных, полученных в ходе экспериментального исследования личностного адаптационного потенциала, нами была использована компьютерная программа Psychometric Expert 6, направленная на получение, хранение и обмен экспериментальными данными для формирования единой научно-исследовательской среды.

Количественная обработка полученных данных осуществлялась с помощью математических методов исследования: STATISTICA 6.0 и SPSS 15, а также с помощью методов математической статистики (корреляционный анализ, коэффициент Стьюдента).

Основная цель собственно экспериментального исследования состояла в классификации испытуемых по критерию развития личностного адаптационного потенциала и разработке на основе данной классификации коррекцион-ной программы по развитию ЛАП сотрудников ФСИН.

Исследование ЛАП сотрудников отдела охраны проводилось в четыре этапа:

Первый этап - информационно-аналитический. На данном этапе проводился анализ теоретических источников с целью осмысления проблемы исследования, степени ее разработанности, подбор соответствующего диагностического инструментария в соответствии с определенными целями и задачами, формулировка теоретических положений исследования.

Второй этап - эмпирический. В целях проверки выдвинутых гипотез проводился эмпирический сбор материала - диагностика психологических составляющих ЛАП сотрудников. Проводилась обработка полученных эмпирических данных методами математической статистики с помощью корреляционного анализа. Для обработки данных мы использовали компьютерную программу Psychometric Expert 6, STATISTICA 6.0 и SPSS 15.

Третий этап - опытно-развивающий. На данном этапе разрабатывалась и осуществлялась реализация коррек-ционной программы по развитию ЛАП сотрудников ФСИН.

Четвертый этап - заключительный, на котором была проведена обработка и осмысление полученных эмпирических данных, их анализ, интерпретация, систематизация и обобщение, сформулированы выводы.

В нашем исследовании участвовало 80 сотрудников младшего начальствующего состава отдела охраны УФСИН России по Кировской области.

На основании проведенного эмпирического исследования была осуществлена классификация сотрудников отдела охраны по уровню развития ЛАП. Выделены три группы испытуемых:

Первая группа (50%) отличается высоким уровнем адаптированно-сти, низким уровнем эмоциональности и низким уровнем выгорания. Испытуемые этой группы достаточно легко адаптируются к новым условиям деятельности, быстро входят в новый коллектив, достаточно легко и адекватно ориентируются в ситуации, быстро вырабатывают стратегию своего поведения, в том числе и в новых, сложных условиях жизни и деятельности. Отличаются активностью в поведении с окружающими. Как правило, не конфликтны, достаточно адекватно оценивают свои личностные ресурсы и возможные последствия конфликтов. Обладают высокой эмоциональной устойчивостью.

Потребность в достижении - высокая. Сотрудники могут успешно справляться с большей частью организационной и руководящей деятельности. Присуща потребность изобретать новые приемы работы в исполнении самых обычных дел, творческое отношение к любому виду деятельности. Хорошо работают в коллективе, готовы принять помощь и помогать другим, чтобы совместно испытать радость успеха и удовлетворение от конечного результата деятельности.

Самоконтроль в эмоциональной сфере, деятельности и поведении (социальный самоконтроль) находится на высоком уровне. Это объясняется высоким уровнем персональной ответственности, который еще больше возникает в условиях несения службы с оружием, постоянно меняющейся оперативной и служебной обстановки, контролем поведения как в служебное время, так и в остальное (личное). Также характерна определенная тенденция к поведенче-

ской активности типа В, рациональность в поведении, способность к длительной и устойчивой концентрации внимания, терпеливость.

Внимание расценивается в основном как высокопродуктивное и устойчивое.

Вторая группа (38,75%) отличается средним уровнем адаптированно-сти, средним уровнем эмоциональности и средним уровнем выгорания. Большинство лиц этой группы обладают признаками различных акцентуаций. Характерными проблемами этой группы сотрудников являются нарушения в зоне контакта со значимыми людьми (начальством, сослуживцами). Они устанавливают контакты достаточно легко, но избирательно. Достаточно адекватно оценивают свою роль в коллективе, ориентируется на соблюдение общепринятых норм поведения, но не всегда способны их соблюдать. Чрезмерный контроль со стороны руководства является значимым фактором, определяющим напряженность труда и угрозу социальному благополучию, так как велика вероятность совершить ошибку в деятельности, которая повлечет за собой санкции вплоть до увольнения.

Средний уровень потребности в достижении: стараются так распределить силы, чтобы в случае неудачи иметь путь к отступлению. Рассчитывают скорее на себя, чем на поддержку коллектива. Не силен дух соперничества. Их больше привлекает спокойная, размеренная деятельность. Достаточно упорны, целеустремленны, хотя нельзя сказать, что полностью подчиняют свои интересы стремлению достичь цели.

Могут успешно справляться с работой, не требующей значительных орга-

низаторских усилий. Иногда им может не хватать настойчивости. Преобладание стремления к избеганию неудачи; в достаточной степени выражен состязательный мотив. Большое значение придается общечеловеческим ценностям, однако, стремление к профессиональному росту незначительное. Присутствует понимание собственных возможностей в достижении поставленных целей, однако, при этом не всегда проявляется инициатива и находчивость при решении поставленных задач.

Также характерна определенная тенденция к поведенческой активности типа АВ: не показывают явной склонности к доминированию, но в определенных ситуациях и обстоятельствах уверенно берут на себя роль лидера; для них характерна эмоциональная стабильность и предсказуемость в поведении, относительная устойчивость к действию стрес-согенных факторов, хорошая приспособляемость к различным видам деятельности. Характерно внимание, которое по началу является ослабленным, но по мере вхождения человека в работу, усиливается.

Третья группа (11,25%) - низкий уровень адаптированности, высокий уровень эмоциональности и высокий уровень выгорания. Проблема сменного графика охранной службы, присутствие длительных ночных смен в графике выключают сотрудников из социального окружения и усиливают их отстраненность и ослабление социальных связей, усиливая дезадаптивное поведение. Сюда вошли лица, у которых были проблемы со служебной дисциплиной (опоздания, прогулы, злоупотребления алкогольными напитками, неисполнительность), а также проблемы личного ха-

рактера (грубость, конфликтность и т.д.). Сотрудники этой группы обладают признаками явных акцентуаций характера, низкой нервно-психической устойчивости и целеустремленности, понижения работоспособности и ухудшения состояния здоровья. Могут допускать асоциальные поступки.

Присущ в основном низкий, ниже среднего, уровень потребности в достижении. Придерживаются точки зрения, что невозможно достичь успеха в любом начатом деле. В своей работе использует проверенные методы, дающие не лучший, но надежный результат. Испытывает чувство удовлетворения, когда задача оказывается проще, чем ожидалась, и успех пришел легко. Карьерный рост и материальное благополучие достигается только при помощи удачного стечения обстоятельств, а не за счет собственных усилий. Реальными мотивами выполнения служебных обязанностей выступает стремление избежать личной ответственности и отрицательной оценки результатов своей работы. Появляется пессимизм в оценке результатов своего труда. Явно не хватает целеустремленности, настойчивости, работоспособности, что отрицательно сказывается на деловых качествах. В то же время, возможно, присущи такие положительные качества, как мягкость, доброта, чувствительность, способность сопереживать, сочувствовать. Непонимание и недооценка собственных возможностей в достижении поставленных целей, отсутствие инициативы и находчивости при решении поставленных задач. Низкая увлеченность служебной деятельностью и низкий интерес к ее результатам. Практически полное отсутствие состязательного мотива; ярко выражен мотив

избегания неудачи. Отсутствие стремления к профессиональному росту и самосовершенствованию. Результаты служебной деятельности не относятся к лич-ностно значимым. Появляется пессимизм в оценке результатов своего труда. Для испытуемых выраженная поведенческая активность - тип А: преувеличенная потребность в деятельности; постоянное напряжение душевных и физических сил; нетерпеливость, стремление делать все быстро; импульсивность, эмоциональная несдержанность; склонность к соперничеству и признанию, амбициозность, агрессивность по отношению к субъектам, противодействующим осуществлению планов. Характерно неустойчивое, утомляемое внимание. Лица этой группы требуют индивидуального подхода, постоянного наблюдения, кор-рекционных мероприятий.

Особое внимание практическому психологу исправительного учреждения необходимо уделять работе с так называемой «проблемной» группой - сотрудниками, у которых выявлен низкий уровень развития ЛАП. Также необходима соответствующая работа с сотрудниками, принадлежащими ко второй группе - лица со средним уровнем развития ЛАП (38,75% от общей выборки), поскольку некоторые компоненты указанного психологического феномена у них, как правило, находятся на достаточно низком уровне развития. Весьма важной представляется проблема развития уровня личностного адаптационного потенциала сотрудников указанных групп, и решение данной проблемы возможно лишь при достаточном уровне развития основных составляющих ЛАП, представленных на биологическом, психологическом и социально-психологическом

уровнях. Вышеуказанная классификация сотрудников явилась основой для разработки специализированной психо-коррекционной программы по развитию ЛАП сотрудников отдела охраны.

Литература

1. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб, 2005. С. 466.

2. Маклаков А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях//Психологический журнал. 2001. Т. 22. №1.

3. Богомолов А.М. Личностный адаптационный потенциал в контексте системного анализа//Психо-логическая наука и образование, 2008, №1. С. 67.

4. Посохова С.Т. Психология адаптирующейся личности: монография. СПб., 2001.

5. Реан А.А. Психологическая адаптация лич-ности/А.А. Реан, А.Р. Кудашев, А.А. Баранов. СПб, 2008. С. 82.

6. Старикова О.В. Психология развития профессионального адаптационного потенциала младших инспекторов отдела охраны и безопасности исправительных учреждений: Дис. ...к. пс. н.: 19.00.06 -Рязань, 2007.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Ушатиков А.И., Казак Б.Б. Пенитенциарная психология. Рязань, 2003.

8. Столяренко А.М. Психологическая подготовка личного состава ОВД: Учебное пособие. М., 1987. С. 8.

9. Пищелко А.В., Сочивко Д.В. Реадаптация и ре-социализавция. М., 2003. С. 19.

10. Литвишков В.М., Семенов В.А., Корнеева Г.К., Корнеев В.Н. Психология деятельности сотрудников федеральной службы исполнения наказаний в экстремальных условиях. М., 2008.

Возможности юмора как регулятора стресса

М. М. Абдуллаева

Аннотация: данная статья посвящена изучению возможности юмора как регулятора стресса. Целью нашего исследования было изучение эффективности использования юмора для смягчения эмоциональных последствий умеренно сильных стрессоров. Основная идея исследования заключалась в сравнительном анализе сдвигов в состояниях респондентов, принимавших участие в просмотре специально подобранных видеороликов. Полученные результаты позволяют подтвердить действие юмора как механизма регулирования эмоций - усиливать положительные чувства (удовольствие, комфорт, радость) и ослаблять негативные - тревогу, подавленность, гнев. Но дополнительные возможности которого еще предстоит изучать. Ключевые слова: юмор, стресс, комические видеоролики, трагические видео-

ролики, эмоциональные состояния, тревога, гнев, депрессия, радость, удовольствие.

The summary: we report here on humor as a regulator of stress. We supposed that humor can be effective mean for reducing of negative emotional consequences of middle-strength stressors. We compared emotional states of subjects (36 persons in total) before and after the demonstration of two video - comic and tragic. It was confirmed that humor intensified psychological well-being and reduced negative emotions such as anxiety, anger, depression. The results show the necessity to work out detailed and specific principles of using humor as a stress regulator.

Keywords: humor, resources of comic, stress, emotional states, comic video, tragic video, anxiety, anger, depression,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.