Специфика изучения личностного адаптационного потенциала в ходе профессиональной подготовки психологов ФСИН
Н. А. Харина
Аннотация: В статье рассматриваются проблемы изучения личностного адаптационного потенциала и его формирования в ходе профессиональной подготовки психологов ФСИН.
Ключевые слова: психолог-практик ФСИН, личностный адаптационный потенциал, профессиональная подготовка психологов ФСИН, эффективность деятельности сотрудников ФСИН.
Современная концепция развития кадрового обеспечения уголовно-исполнительной системы предполагает совершенствование процесса подготовки будущих специалистов и подчеркивает, в частности, значимость интенсификации учебного процесса, его оптимального приближения к практической деятельности. Необходимо совершенствовать технологии обучения, повышать эффективность усвоения знаний и практических навыков на основе широкого применения комплексных занятий и практических тренировок [1]. Справедливость указанных аспектов подтверждается типичностью ситуации: приступая к решению профессиональных задач в конкретном подразделении, выпускники вузов ФСИН испытывают сложности в реализации имеющихся знаний, умений и навыков, зачастую обнаруживают, что имеющиеся у них знания недостаточно соотносятся с реалиями профессиональной деятельности.
Психолог-практик ФСИН призван решать, прежде всего, задачи по формиро-
ванию и развитию способности личности сотрудников и осужденных адаптироваться к различным факторам окружающей среды. Успех в решении подобных задач во многом определяет уровень профессионализма психолога. Поэтому в ходе вузовского обучения целесообразно особое внимание уделять комплексному, системному теоретическому и практическому изучению такого психологического феномена, как личностный адаптационный потенциал.
Личностный адаптационный потенциал (ЛАП) как системное свойство заключается в способности личности адаптироваться к условиям окружающей среды. Чем выше уровень развития данного свойства, тем к более экстремальным условиям среды может приспособиться человек [2].
Представить значимость формирования адаптационных возможностей различных категорий сотрудников ФСИН, заинтересовать будущих психологов-практиков научными исследованиями в указанной области и дать им возможность реализовать себя в практической деятельности уже в ходе обучения в вузе - такова задача ряда специализированных дисциплин, изучаемых на психологических факультетах вузов ФСИН России. Но реализация комплексного, системного, углубленного изучения данного психологического феномена не представляется возможной без специальной научно-исследовательской деятельности курсантов, слушателей и
студентов, без систематической работы факультативов и научных кружков, создаваемых при кафедрах психологического факультета для различных категорий обучающихся, без участия будущих психологов в деятельности специализированных общественных лабораторий.
Важным моментом является вовлечение обучающихся в углубленное изучение личностного адаптационного потенциала уже на начальных курсах обучения, что позволит им в дальнейшем вести исследование данной проблемы в рамках курсовых и дипломных работ, а также в специальных научных исследованиях. Будущие психологи-практики должны освоить не отдельные знания, как это зачастую происходит в процессе вузовского обучения, а целостную систему знаний в области диагностики и коррекции личностного адаптационного потенциала. Подобный подход к обучению - залог успешной реализации психологами накопленных знаний, умений и навыков в будущей профессиональной деятельности.
Опыт руководства научно-исследовательской деятельностью курсантов психологического факультета Академии ФСИН России в области изучения личностного адаптационного потенциала позволяет сделать выводы относительно особенностей данной работы, а также выделить ряд этапов в подобном изучении.
Изучение теоретических основ проблемы личностного адаптационного потенциала.
Представляется важным при изучении указанного психологического феномена ориентироваться как на классические представления о природе стрессоустой-чивости, адаптивности, эмоционального
выгорания, так и на современные тенденции в изучении проблемы адаптации.
Методологической основой изучения адаптационного потенциала должны выступить труды, синтезирующие результаты общенаучных, естественнонаучных и гуманитарно-антропологических подходов к познанию человека как целостного явления в его взаимодействии с окружающим миром; психологические концепции активизации развития личности, включая основные положения о взаимодействии внешних и внутренних факторов формирования и развития личности; совокупность положений о сущности, содержании и структуре личностного адаптационного потенциала.
Концепция системного подхода, наиболее полно разработанная Б. Ф. Ломовым, определяет законы взаимосвязи и взаимообусловленности отражательных, регулятивных, физиологических и других функций психики, а также явлений, процессов и объектов внешнего мира. Она определяет иерархию взаимосвязей этих функций в процессе формирования и развития различных отношений субъекта со средой, в том числе, порождающих состояние стресса [3]. Реализация системного подхода при изучении личностного адаптационного потенциала обусловливает необходимость изучения указанного феномена в плане проявления человеком своих свойств, которые образуются в связи и в результате включения человека в деятельность (жизнедеятельность), и оцениваются в процессе выполнения функций организации, контроля, планирования, коррекции, достижения рациональной адаптации к различным влияниям среды.
Большое значение для развития исследований адаптационного потен-
циала имеет положение субъектно-деятельностного подхода, основанного на научных идеях Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, Б. Г. Ананьева, Б. Ф. Ломова, и развитого в трудах К. А. Абульхановой-Славс-кой, А. В. Брушлинского, Е. А. Климова и других исследователей. Согласно этому подходу, человек в результате включения в деятельности различного вида приобретает специфические свойства и качества самоорганизации, саморегуляции и самоконтроля, согласования внешних и внутренних условий и средств активности, координации всех психических процессов, состояний и свойств с объективными и субъективными условиями своей активности, в частности, профессиональной деятельности.
Учет положений личностного подхода (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн) в изучении адаптационного потенциала позволит будущим психологам сформировать представление об особенностях проявления внутренних факторов активности и их роли в регуляции состояний человека. Эффективность адаптации человека обуславливается не только его профессиональными характеристиками, но и особенностями мотивационной, когнитивной, психомоторной, эмоционально-волевой, темпераментной и характерологической сфер.
Ориентация на динамический подход при изучении адаптационного потенциала позволит выявить закономерности развития личностных особенностей на разных этапах жизненного и профессионального пути, определить прогрессивный или регрессивный характер форм и тенденций развития, причины трансформации личности. Л. И. Анцы-
ферова, разрабатывая указанный подход, подчеркивает активную роль самой личности в процессе своего развития путем установления места тех или иных событий в своей жизни, в определении их субъективной значимости, закреплении в своем психическом складе тех или иных форм поведения, изменений в душевной жизни и т.д. (4).
Изучение основополагающих трудов в области стрессоустойчивости и психической адаптации, представленных в психологической литературе последних лет (Ю. А. Александровский, В. А. Бодров, Л. П. Гримак, Л. Г. Дикая, М. И. Дьяченко, В. А. Пономаренко, Л. А. Китаев-Смык, А. С. Кузнецова, Р. Лазарус, А. Б. Леонова, В. Л. Марищук, В. И. Медведев, Н. И. Наенко, Т. А. Немчин, Г. С. Никифоров, М. Е. Сандомирский, Г. Селье и др.) - обязательный элемент в системе знаний о личностном адаптационном потенциале.
Анализ современных литературных источников по указанной проблеме позволяет сформулировать следующее определение: личностный адаптационный потенциал представляет собой системное свойство, заключающееся в способности личности адаптироваться к условиям окружающей среды. Данные способности во многом зависят от психологических особенностей личности, определяющих возможность адекватной регуляции функционального состояния организма в разнообразных условиях жизнедеятельности. Чем значительнее адаптационные способности, тем выше вероятность нормального функционирования организма и эффективной деятельности при увеличении интенсивности воздействия психогенных факторов внешней среды [5].
Целесообразность использования понятия «личностный адаптационный потенциал» убедительно обоснована в современной психологической литературе Ю. А. Александровским, Ф. В. Бе-резиным, А. М. Богомоловым, С. Ю. Добряком, Н. Л. Коноваловой, В. А. Кулгано-вым, А. Г. Маклаковым, А. А. Налчад-жяном, С. Т. Посоховой, А. А. Реаном и другими учеными. Интегральный, системный характер данного понятия позволяет более полно и всесторонне охватить различные психофизиологические, психологические и социально-психологические феномены, являющиеся основой успешного приспособления человека к факторам внешней среды. Возникает необходимость исследования различных уровней личности, причастных к развитию адаптационного потенциала: биологической подструктуры личности (свойства НС, тип темперамента, половые и возрастные особенности индивида); сферы познавательных процессов; индивидуального социального опыта (знания, умения, навыки); направленности личности (сфера доминирующих потребностей, мотивов, целей, интересов, убеждений, идеалов, установок и т.д.). В центре внимания оказываются такие сферы личности, как эмоциональная, волевая, интеллектуальная.
Подчеркнем, что в психологической литературе можно выделить ряд понятий, которые зачастую отождествляются с более обобщенным понятием личностного адаптационного потенциала: эмоциональная устойчивость, психологическая устойчивость, стрессоустойчи-вость, адаптационный барьер, оптимальное функциональное состояние, уровень эмоционального выгорания и другие. Поэтому необходима весьма тщательная
работа с учащимися по дифференциации подобных понятий, по выявлению взаимосвязей указанных феноменов, по их сравнению и сопоставлению.
Важными в данном аспекте являются работы А. Г. Маклакова, где проводится анализ индивидуально-психологических признаков, являющихся компонентами адаптационного потенциала. Уровень развития данных компонентов определяет границы потенциала и вероятность успешной адаптации к широкому диапазону факторов внешней среды. Развивая идеи И. П. Павлова, И. М. Сеченова, П. К. Анохина, Г. Селье и других ученых, А. Г. Маклаков формулирует следующие важные выводы: 1) адаптация - это не только процесс, но и свойство любой живой саморегулируемой системы, которое состоит в способности приспосабливаться к изменяющимся условиям внешней среды. Уровень развития данного свойства определяет интервал изменения условий и характера деятельности, в рамках которого возможна адаптация для конкретного индивида;2)адаптаци-онные способности индивида во многом зависят от психологических особенностей личности, определяющих возможность адекватной регуляции функционального состояния организма в разнообразных условиях жизни и деятельности. Чем значительнее адаптационные способности, тем выше вероятность нормального функционирования организма и эффективной деятельности при увеличении интенсивности воздействия психогенных факторов внешней среды; 3) оценить адаптационные возможности личности можно через оценку уровня развития психологических характеристик, наиболее значимых для регуляции психической деятельности и процесса
адаптации. Чем выше уровень развития этих характеристик, тем выше вероятность успешной адаптации, тем значительнее диапазон факторов внешней среды, к которым индивид может приспособиться [5].
А. А. Реан аргументировано подчеркивает значимость весьма разнообразных психологических феноменов в общей системе адаптации личности: сила нервной системы, уравновешенность нервных процессов, уровень тревожности, фрустрированности и агрессивности личности, особенности установок и диспозиций, тип локус-контроля, особенности самооценки, сформированный индивидуальный стиль деятельности и другие. Большое внимание в рассматриваемом аспекте А. А. Реан уделяет личностным позициям: субъектности, направленности, социальности, нравственности, транцедентальности и другим (6).
Н. Л. Коновалова полагает, что понятие «личностный адаптационный потенциал» синонимично понятию «адаптивность» и представляет собой интегральное свойство личности как целостной системы, как совокупность внутренних факторов, определяющих эффективность адаптационных изменений. Указанный феномен зависит от множества врожденных и приобретенных факторов, определяющих структуру личности [7].
С. Ю. Добряк также полагает, что понятие «адаптационный потенциал» синонимично понятию «адаптивность», и привлекает его для обозначения свойства, выражающего возможности личности к психической адаптации [8].
Представляется весьма важной в рассматриваемом аспекте точка зрения С. Т. Посоховой, которая подчерки-
вает, что в адаптационном потенциале заложены не только реально проявляющиеся, но и латентные адаптационные способности. По мнению автора, адаптационный потенциал представляет собой интегральное образование, объединяющее в сложную систему социально-психологические, психологические, биологические свойства и качества. Личность способна актуализировать данные свойства для создания и реализации новых программ поведения в измененных условиях жизнедеятельности [9].
Таким образом, уже в ходе изучения теоретических основ проблемы адаптации будущих психологов целесообразно ориентировать на изучение влияния различных психологических феноменов на общий уровень развития адаптационного потенциала личности. Важно сформировать у учащихся представление о системном многообразии различных физиологических, психологических и социально-психологических факторов, определяющих уровень развития ЛАП.
Главная сложность данного этапа заключается в решении проблемы: какие составляющие личностного адаптационного потенциала наиболее значимы для выводов относительно общего уровня развития изучаемого феномена? Знакомство с научными исследованиями в указанной области, несомненно, в целом позволит ответить на данный вопрос, но важно, чтобы учащиеся не только усваивали готовые знания, но проявляли инициативу, самостоятельность, творческий подход к решению данной проблемы.
Не представляется возможным выделить универсальный комплекс психологических факторов, изучение которых позволит сформулировать однозначный вывод относительно уровня развития
ЛАП в различных видах деятельности. У разных авторов мы встречаем обоснование различных факторов, лежащих в основе ЛАП. Поэтому и перед учащимися целесообразно поставить проблемную задачу: обосновать комплекс различных физиологических, психологических и социально-психологических феноменов, составляющих ЛАП, учитывая при этом профессиональную специфику испытуемых, а также исходя из целей и задач конкретного научного исследования.
Изучение влияния уровня развития личностного адаптационного потенциала на эффективность деятельности сотрудников ФСИН.
При подготовке психологов-практиков уже в ходе вузовского обучения целесообразно формировать представление о значимом влиянии, которое оказывает уровень развития личностного адаптационного потенциала на эффективность профессиональной деятельности различных категорий сотрудников ФСИН. Данная работа приобретает особую важность в отношении будущих психологов, так как, с одной стороны, это сотрудники ФСИН, подвергающиеся в своей профессиональной деятельности воздействию психогенных факторов наравне с другими категориями сотрудников, с другой стороны, психологи призваны в силу своих профессиональных обязанностей обладать знаниями и умениями развития личностного адаптационного потенциала не только у себя, но и у других сотрудников.
При изучении психологических основ классификации лиц, поступающих на службу во ФСИН, у будущих психологов важно сформировать видение тесной взаимосвязи традиционно выделяемых четырех групп поступающих на службу
(«рекомендуется в первую очередь», «рекомендуется», «рекомендуется условно», «не рекомендуется») и уровня развития личностного адаптационного потенциала.
Также у будущих психологов необходимо формировать представление об особенностях изучения динамики развития личностного адаптационного потенциала сотрудников ФСИН в зависимости от стажа в должности, выполняемых профессиональных обязанностей, возраста, пола, индивидуальных личностных особенностей и других факторов.
Организация и проведение эмпирического исследования уровня ЛАП сотрудников ФСИН становится для обучающихся реально осуществимым на старших курсах обучения, когда освоены соответствующие учебные дисциплины и представляется возможность осуществлять эмпирические исследования непосредственно в различных подразделениях ФСИН.
На данном этапе изучения личностного адаптационного потенциала учащиеся проявляют творческий подход к работе, самостоятельность в разработке плана эмпирического исследования, формулировании цели, задач и гипотез исследования.
Выделение групп испытуемых в зависимости отуровня развития личностного адаптационного потенциала - главная цель организации и проведения подобных эмпирических исследований. Выделение указанных групп необходимо для прогнозирования поведения испытуемых в экстремальных ситуациях, а также для эффективной коррекционной и развивающей работы с ними. Данные, полученные в ходе исследования, позволяют сформулировать выводы относительно
самых проблемных («слабых») составляющих адаптационного потенциала, а также выявить устойчивые («сильные») составляющие.
Наибольшую сложность для учащихся представляет начальный этап работы по составлению комплекса психодиагностических методик для определения уровня развития личностного адаптационного потенциала.
Выбор методического инструментария для подобного исследования происходит при учете основных психологических феноменов, составляющих ЛАП (физиологических, психологических, социально-психологических). Важно дать будущим психологам возможность применения на практике и традиционно используемых психологами-практиками ФСИН диагностических методик (например, СМИЛ, «Адаптивность» (МЛО) А. Г. Маклакова, «Уровень эмоционального выгорания» В. В. Бойко, методики по выявлению уровня эмоциональности, нейротизма, тревожности, фрустриро-ванности, типа реагирования на стресс и др.), и возможность использования широкого спектра различных интересных методик, которые, возможно, пока не нашли широкого применения в деятельности психологических служб ФСИН.
Представляется важным ознакомление учащихся с новейшими комплексными разработками в области психодиагностики адаптационных способностей таких исследователей, как А. Б. Леонова, А. С. Кузнецова, Т. Ю. Базаров, В. А. Бодров, Б. Б. Величковский, М. И. Марьин и других.
Корреляционный и факторный анализ, выделение специализированных кластеров при классификации групп испытуемых - необходимые составля-
ющие углубленного изучения проблемы личностного адаптационного потенциала.
Развитие личностного адаптационного потенциала. Особое внимание в ходе подготовки будущих психологов-практиков следует уделить формированию практических умений и навыков по коррекции и развитию ЛАП сотрудников ФСИН. Как показывает практика, разработка и апробирование учащимися специализированных коррекционных программ по развитию ЛАП может успешно осуществляться на старших курсах (4-5). Причем первичная реализация подобных программ весьма эффективна применительно к широкой аудитории самих обучающихся (например, курсантов младших курсов).
Процесс формирования и развития адаптационного потенциала предполагает активизацию физиологических, психологических и социально-психологических ресурсов. В современной психологии накоплен значительный опыт подобной активизации. Основу специализированных программ по развитию ЛАП традиционно составляют такие психолого-педагогические приемы и средства, как: беседа, лекция, групповая дискуссия, индивидуальные консультации, специальные задания и упражнения, ролевые игры, аутогенная тренировка, работа тренинговых групп и другие. Важно дать обучающимся возможность практического применения (вначале - частичного) подобного рода программ и стимулировать их инициативу и творчество в процессе подобной разработки.
Необходимо активизировать работу учащихся по освоению широкого спектра различных приемов и средств, применяемых для развития уровня ЛАП в
современной психологии. Важен анализ таких приемов и методов, как: биологически обратная связь, рациональная психотерапия, нейролингвистическое программирование, эстеторегуляция, приемы гипосенсибилизации, способы когнитивного реструктурирования, формирование адекватных стратегий преодоления трудностей и др.
Подчеркнем важность и перспективность когнитивных концепций в области изучения факторов развития адаптационного потенциала. Данные концепции находят отражение, прежде всего, в работах Р. Лазаруса, А. Бандуры, С. Фолк-мана, С. Тейлора, Дж. Графа, Е. Хаббар-да, У. Ландберга и других ученых. Акцент сделан на том, что особенности адаптационного потенциала личности во многом зависят от когнитивной оценки и регуляции психических состояний в стрессовых условиях. Системообразующий фактор подобных когнитивных процессов - соотношение субъективных оценок степени экстремальности ситуации и способности ее преодоления. Люди, которые уверены в своей способности решить ту или иную проблему, проявляют большую эффективность в анализе ситуации и справляются с ней с большим успехом [10].
Таким образом, изучение личностного адаптационного потенциала в ходе профессиональной подготовки психологов ФСИН имеет свою специфику, проявляющуюся на различных этапах подобного изучения: анализа теоретических основ, разработки психодиагностичес-
ких комплексов, на этапе эмпирического исследования, а также коррекционном, развивающем этапе. Системное видение проблемы адаптационного потенциала, изучение последних тенденций в его изучении, умение реализовать на практике полученные знания, умения и навыки в области диагностики и коррекции данного феномена являются основой профессиональной компетентности психолога ФСИН.
Литература:
1. Концепция развития кадрового обеспечения уголовно-исполнительной системы на период до 2011 года. М., 2008.
2. Маклаков А. Г. Общая психология. СПб, 2001.
3. Ломов Б. Ф. Системный подход и система детерминизма в психологии / / Психологический журнал. 1989. № 4. С. 21-22.
4. Анцыферова Л. И. О динамическом подходе к психологическому изучению личности / / Психологический журнал. 1980. №2. С. 53.
5. Маклаков А. Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психологический журнал, 2001, том 22, №1, С. 17.
6. Реан А. А., Кудашев А. Р., Баранов А. А. Психология адаптации личности. СПб, 2006.
7. Коновалова Н. Л. Предупреждение нарушений в развитии личности при психологическом сопровождении школьников. СПб, 2000.
8. Добряк С. Ю. Динамика психологической адаптации курсантов на первом и втором году обучения в военном вузе. Автореф. дис....канд. психол. наук. СПб, 2004.
9. Посохова С. Т. Психология адаптирующейся личности. СПб, 2001.
10. Bandura A. Social foundations of thought and actions: A social cognitive theory/ New York: Prentice-Hall, 1986; Lazarus R. Progress on a cognitive motivational-relational theory of emotion / / American Psychologist. 1991. Vol. 46.