ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
УДК 338 Е.В. Некрасова
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ УСТОЙЧИВЫМ РАЗВИТИЕМ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА
Представлены основные направления государственной политики в области обеспечения продовольственной безопасности, стратегического управления развитием сельского хозяйства и устойчивого развития сельских районов. Проанализированы вопросы распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета России в поддержку экономически значимых региональных программ развития сельского хозяйства в России, обеспечения обмена информацией между всеми участниками агропродовольственного рынка, пути повышения эффективности производства.
Ключевые слова: продовольственная безопасность, стратегическое управление устойчивым развитием, развитие АПК.
Для начала XXI в. характерно распространение во всех сферах и, в первую очередь, в хозяйственной деятельности подходов так называемого «устойчивого развития» (sustainable development), предусматривающего совокупность и баланс социальной, экологической, экономической и институциональной составляющих развития территорий и хозяйствующих субъектов. В связи с этим пересматриваются цели и задачи стратегического менеджмента независимо от размера и сферы деятельности предприятий.
Сегодня для обеспечения устойчивого развития сельского хозяйства необходима четкая ориентация на использование системы стратегического управления. Главной стратегической задачей аграрной политики государства является обеспечение продовольственной безопасности страны.
Как отмечается в Послании Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 ноября 2009 г., основными задачами обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации вне зависимости от изменений внешних и внутренних условий являются:
- достижение и поддержание физической и экономической доступности для каждого гражданина страны безопасных и качественных пищевых продуктов, необходимых для активного, здорового образа жизни, в объемах и ассортименте в соответствии с установленными рациональными нормами потребления;
- устойчивое развитие отечественного производства основных видов продовольствия, достаточное для обеспечения продовольственной независимости страны;
- обеспечение безопасности и качества потребляемых пищевых продуктов;
- предотвращение внутренних и внешних угроз продовольственной безопасности, минимизация их негативных последствий за счет постоянной готовности системы обеспечения граждан пищевыми продуктами при стихийных бедствиях и других чрезвычайных ситуациях и формирования стратегических запасов качественных и безопасных пищевых продуктов.
Проблема продовольственной безопасности в России впервые стала обсуждаться в начале 90-х гг. В период проведения реформ возникла реальная угроза продовольственной безопасности страны. Разрушенные торговые связи привели не только к снижению производства на предприятиях АПК и перерабатывающих предприятиях пищевой промышленности и потребления продовольствия внутри России, но и к сильной импортной зависимости от поставок из других стран и постоянному росту внешнеторгового долга. Фактически импорт включал не только готовые продовольственные товары, но также полуфабрикаты и сырье, необходимые для производства, а это еще больше усугубило положение. Необходимость устойчивого развития сектора АПК носит социально важный характер, недостаток же продовольствия может вызвать в стране кризис, что, несомненно, скажется на общих показателях развития экономики. Государство служит основой социальной стабильности и в то же время стабильность обеспечивает существование государства.
В соответствии с Доктриной продовольственной безопасности России, утвержденной Указом Президента РФ от 30 января 2010 г. №120, в целях обеспечения продовольственной безопасности государственная политика должна осуществляться в следующих основных направлениях.
В сфере повышения экономической доступности продовольствия для всех групп населения предстоит особое внимание уделить осуществлению мер, направленных, прежде всего, на снижение уровня бедности, обеспечение приоритетной поддержки наиболее нуждающихся слоев населения, не имеющих достаточных средств для организации здорового питания, организацию здорового питания беременных и кормящих женщин, детей раннего, дошкольного и школьного возраста.
В части физической доступности продовольствия предстоит развивать межрегиональную интеграцию в сфере продовольственных рынков и продовольственного обеспечения, более эффективно использовать механизмы поддержки регионов страны в зонах недостаточного производства продовольствия или оказавшимся в экстремальных ситуациях, повысить транспортную доступность отдаленных регионов для гарантированного и относительно равномерного по времени продовольственного снабжения их населения, создать условия для расширения числа объектов торговой инфраструктуры различных типов.
В части формирования государственных резервов должны определяться объемы и номенклатура соответствующих резервов.
В области обеспечения безопасности продовольствия должны быть приняты меры по соответствию требованиям технических регламентов сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия, в том числе импортированной, на всех стадиях - производства, хранения, транспортировки, переработки и реализации.
Предстоит продолжить гармонизацию с международными требованиями показателей безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов на основе фундаментальных исследований в области науки о питании.
Необходимо совершенствовать систему организации контроля безопасности и качества пищевых продуктов, производимых предприятиями АПК, включая создание современной инструментальной и методической базы.
Механизмы достижения продовольственной безопасности России устанавливаются в соответствующих нормативных правовых актах, определяющих условия функционирования экономики страны, ее отдельных отраслей, обеспечиваются финансовыми ресурсами федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Система обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации определяется федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, а также решениями Совета безопасности Российской Федерации.
Согласно постановлению Правительства РФ «Об утверждении Правил распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку экономически значимых региональных программ развития сельского хозяйства субъектов Российской Федерации» от 17 декабря 2010 г. N 1042 субсидии предполагается предоставлять бюджетам субъектов РФ Министерством сельского хозяйства РФ в целях оказания финансовой поддержки исполнения расходных обязательств субъектов РФ по финансированию региональных программ.
Распределение субсидий между бюджетами субъектов Российской Федерации осуществляется по следующей формуле:
а = ]гсц ,
j=l
где
С - размер субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на реализацию мероприятий региональных программ;
п - количество региональных программ, на софинансирование которых бюджету субъекта Российской Федерации предоставляется субсидия;
Су - размер субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на реализацию соответствующего мероприятия региональной программы.
Размер субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на реализацию соответствующего мероприятия региональной программы, определяется по следующей формуле:
Су = Vфбj х
Д1} / РБО,
I
(Д/ РБО ,)
где
Vфбj - объем бюджетных ассигнований, установленный Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, на реализацию соответствующих мероприятий региональных программ в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период на поддержку региональных программ;
РБО1 - уровень расчетной бюджетной обеспеченности субъекта РФ на очередной финансовый год, рассчитанный в соответствии с методикой распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства РФ от 22 ноября 2004 г. № 670 «О распределении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации»;
т - количество субъектов Российской Федерации, представивших региональные программы, реализуемые по соответствующему направлению и прошедшие отбор;
Дд - показатель, характеризующий удельный вес прироста показателя региональной программы (товарное производство говядины (тонн), валовое производство молока (тонн), выручка от реализации продукции и услуг с учетом уровня инфляции (тыс.рублей)), реализуемой в субъекте Российской Федерации по соответствующему мероприятию, в общем объеме прироста таких показателей региональных программ, реализуемых в субъектах Российской Федерации по соответствующему мероприятию и прошедших отбор. Указанный показатель определяется по следующей формуле:
Д]1 = —,
где
Qi - прирост одного из показателей региональной программы, реализуемой в субъекте Российской Федерации по соответствующему мероприятию;
Qp - прирост одного из показателей региональных программ, реализуемых в субъектах РФ по соответствующему мероприятию и прошедших отбор.
Уровень софинансирования расходного обязательства субъекта РФ за счет субсидий определяется по следующей формуле:
У =-^,
РБО,
где 0,5 - средний уровень софинансирования расходных обязательств субъектов РФ.
Размеры уровня софинансирования расходных обязательств субъектов РФ утверждаются Министерством сельского хозяйства Российской Федерации на очередной финансовый год.
Уровень софинансирования расходного обязательства субъекта РФ не может быть установлен выше 95% и ниже 5% расходного обязательства, при этом в 2010 году - не ниже 40%.
Финансирование мероприятий по снижению рисков в сельском хозяйстве в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия осуществляется на основе принципа софинансирования за счет средств федерального бюджета, бюджета УР и внебюджетных источников.
Практика финансирования программ по Удмуртской Республике за 2006-2010 гг. отражена в табл. 1, а ресурсное обеспечение Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия - в табл. 2.
При обеспечении продовольственной безопасности государственная политика должна осуществляться в соответствии с Доктриной продовольственной безопасности России, утвержденной Указом Президента РФ от 30.01 2010 г. №120 по целому ряду основных направлений (повышения экономической доступности продовольствия для всех групп населения, физической доступности продовольствия, формирования государственных резервов, обеспечения безопасности продовольствия, гармонизации с международными требованиями показателей безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов на основе фундаментальных исследований в области науки о питании, совершенствования системы организации контроля безопасности и качества пищевых продуктов, включая создание современной инструментальной и методической базы).
Таблица 1
Финансирование республиканских целевых программ АПК из бюджета УР, тыс. руб.
Наименование республиканских целевых программ Финансирование из бюджета
2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 1-й кв. 2011 г.
РЦП1 «Социальное развитие села до 2010 г.» 8621,0 59657,0 55629,4 62308,0 176223,0
ФЦП2 «Социальное развитие села на 2011-2015 гг.» 47445,0
Подпрограмма «Кадровое обеспечение АПК УР на 2007-2010 гг.» РЦП «Социальное развитие села до 2010 г.» 12769,7 11961,0 11232,3 15548,1 711,5
РЦП «Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов в УР на 2005-2009 гг.» 4493,0 1057,3 67,35,8
ВЦП3 «Развитие малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе на 2010-2012 гг.» 3000,0 684,8 0,0
РЦП «Сохранение плодородия почв УР на 2006-2010 гг.» 37254,0 41572,0 44774,0 44000,0 43999,3
РЦП «Корма на 2007-2010 гг.» 78535,0 65000,0
РЦП «Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока в Удмуртской Республике на 2009-2012 гг.» 496017,9 89700,8
РЦП «Развитие льняного комплекса УР на 2007-2009 гг.» 7808,6 8675,8 8560,0 10159,5 0,0
Детское школьное питание на 2006-2009 гг. 6900,0
РЦП «Детское школьное питание на 2010-2014 гг.» 4900,0 6721,6 0,0
ВЦП «Развитие системы сельскохозяйственного консультирования в Удмуртской Республике за 2009-2011 гг.» 4455,0 7115,0 0,0
Решение поставленных задач невозможно без качественного информационного обмена между всеми участниками агропродовольственного рынка. Для этих целей в рамках государственной программы федеральное министерство создаёт систему государственного информационного обеспечения сельского хозяйства. Новая модель позволит структурировать отрасль в едином информационном поле. Министерство сельского хозяйства с помощью системы будет выполнять задачи по мониторингу и анализу внутреннего и мирового рынков основных видов сельхозпродукции, контролировать эффективность использования бюджетных средств, составлять прогнозы развития агропромышленного комплекса страны. Субъекты же Российской Федерации смогут осуществлять оперативный мониторинг наличия ресурсов продукции на предприятиях региона, получать оперативную информацию о потребностях рынка, использовать инструменты для прогнозирования и контроля исполнения продовольственного баланса субъекта и мониторинга проектов и программ развития.
В настоящее время выделяют три приоритетных стратегических направления повышения отраслевой эффективности:
- рыночная эффективность, то есть производство сельхозпродукции в тех объёмах, по тем ценам и того качества, которые востребованы на внутренних и международных рынках. Именно для этого созданы нами и запущены региональные прогнозные балансы производства и потребления основных видов сельскохозяйственной продукции с учётом биоклиматического потенциала субъектов и их роли на продовольственном рынке страны;
1 РЦП - республиканская целевая программа.
2 ФЦП - федеральная целевая программа.
3 ВЦП - ведомственная целевая программа.
Таблица 2
Ресурсное обеспечение Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия по подпрограммам (направлениям), млн. руб.
2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г.
I. Устойчивое развитие сельских территорий
1. Повышение уровня развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства сельских поселений 17 913,1 23 942,9 28 362,2 30 040
2. Поддержка комплексной компактной застройки и благоустройства сельских поселений в рамках пилотных проектов 1 113,9 1 180,7 1 239,7 1 240
Всего по разделу I 19 027 25 123,6 29 601,9 31 280
II. Создание общих условий функционирования сельского хозяйства
3. Поддержание почвенного плодородия - всего 10 667,3 11 404,4 12 195,9 12 982,5
4. Создание системы государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства 1 002,2 1 021,2 1 050,1 874
5. Развитие консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям и переподготовка специалистов для сельского хозяйства 947,3 1 055,4 1 113,5 1 168,6
6. Участие союзов (ассоциаций) сельхозтоваропроизводителей в формировании государственной аграрной политики 300 300 300 300
Всего по разделу II 12 916,8 13 781 14 659,5 15 325,1
III. Развитие приоритетных подотраслей сельского хозяйства
7. Приоритетное развитие животноводства - всего 10 291,05 8 680,3 8 813,6 9 153,8
8. Развитие отраслей растениеводства - всего 4 121,42 4 429,85 4 559,2 4 885,3
9. Поддержка экономически значимых региональных программ 1 000 1 000 1 000 1 000
Всего по разделу III 15 412,47 14 110,15 14 372,8 15 039,1
IV. Достижение финансовой устойчивости сельского хозяйства
10. Повышение доступности кредитов - всего 31 096,43 38 445,05 40 238,4 40 537,1
11. Повышение финансовой устойчивости малых форм хозяйствования на селе - всего 7 327,2 8 027,2 8 400 8 770
12. Техническая и технологическая модернизация сельского хозяйства - всего 7 360,1 8 450 10 297,4 11 547,4
13. Снижение рисков в сельском хозяйстве 5 500 10 700 6 000 6 000
Всего по разделу IV 51 283,73 65 622,25 64 935,8 66 854,5
V. Регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия
14. Проведение закупочных и товарных интервенций зерна и других значимых продуктов 1360 1363 1430 1501,3
Всего по разделу V 1 360 1 363 1 430 1 501,3
ИТОГО по Программе 100 000 120 000 125 000 130 000
- бюджетная эффективность. Внедрение критериев оценки эффективности использования бюджетных средств, создан общероссийский реестр сельхозтоваропроизводителей, получающих бюджетную поддержку, введена форма обязательной отчётности субъектов по всем базовым показателям государственной программы в виде подготовки и защиты паспортов регионов;
- инфраструктурная эффективность подотраслей АПК. Развитие инфраструктуры аграрного рынка является основой и создает предпосылки для устойчивого функционирования отрасли и повышения конкурентоспособности российской продукции.
ЭКОНОМИКА И ПРАВО
Все перечисленные меры дадут возможность нам и в дальнейшем видеть позитивную динамику развития сельского хозяйства.
Поступила в редакцию 21.11.11
E. V. Nekrasova
Strategic management of sustainable development of agricultural organizations in support system of the food security of the region
The article presents the main directions of state policy for ensuring food security, strategic management of agriculture development and sustainable rural development. We consider the problems and issues of distribution and allocation of subsidies from the federal budget of the Russian Federation meant to provide support to the economically important regional agricultural development programs of the Russian Federation, information exchange among all participants of agri-food markets and the increase of industrial efficiency.
Keywords: food security, strategic management of stable development, development of agri-industrial complex.
Некрасова Елена Владимировна, Nekrasova E.V., PhD, associate professor
кандидат экономических наук, доцент Izhevsk State Technical University
ФГБОУ ВПО «Ижевский государственный 426069, Russia, Izhevsk, Sverdlova st., 30/4
технический университет» E-mail: nekrasova2@udm.net
426069, Россия, г. Ижевск, ул. Свердлова, 30 (корп. 4)
E-mail: nekrasova2@udm.net