Научная статья на тему 'Экономические проблемы функционирования сельского хозяйства Россиив условиях членства в ВТО'

Экономические проблемы функционирования сельского хозяйства Россиив условиях членства в ВТО Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
490
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ / ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКОВ / AGRICULTURE / FUNCTIONING / FOOD SECURITY / ECONOMIC PROBLEMS / STATE SUPPORT / MARKET REGULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Плотникова С. П., Киян Т. В.

В статье рассматриваются современные проблемы функционирования сельскохозяйственного производства России. Проанализированы возможные риски в сфере обеспечения продовольственной безопасности. Особое внимание уделено развитию АПК в условиях присоединения к ВТО. Рассмотрены основные направления государственной поддержки сельского хозяйства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC PROBLEMS OF RUSSIAN AGRICULTURAL FUNCTIONING IN THE WTO MEMBERSHIP CONDITIONS

The modern problems of agricultural production functioning in Russia are considered in the article. Possible risks in the sphere of food security provision are analyzed. Special attention is given to agrarian and industrial complex development in the conditions of joining the WTO. The main directions of the agriculture state support are considered.

Текст научной работы на тему «Экономические проблемы функционирования сельского хозяйства Россиив условиях членства в ВТО»

Литература

1. Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. - 2012. - № 8 (451).

2. Три корзины ВТО. - 11Р1_:1"1ир://шт.киЬпеш8.ги /агМев-апС^етешв/ есопот1сз/29083/ 5 апр. 2012 г.

3. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон о координации международных и внешнеэконо-

мических связей субъектов Российской Федерации // Рос. газ. - 1999. - 16 янв.

4. Как развитые страны защищают своих фермеров. - иРиьир:/Яегтег.ги/поСе/8499.

УДК 336.5 С.П. Плотникова, Т.В. Киян

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИИ

В УСЛОВИЯХ ЧЛЕНСТВА В ВТО

В статье рассматриваются современные проблемы функционирования сельскохозяйственного производства России. Проанализированы возможные риски в сфере обеспечения продовольственной безопасности. Особое внимание уделено развитию АПК в условиях присоединения к ВТО. Рассмотрены основные направления государственной поддержки сельского хозяйства.

Ключевые слова: сельское хозяйство, функционирование, продовольственная безопасность, экономические проблемы, государственная поддержка, регулирование рынков.

S.P. Plotnikova, T.V. Kiyan

ECONOMIC PROBLEMS OF RUSSIAN AGRICULTURAL FUNCTIONING IN THE WTO MEMBERSHIP CONDITIONS

The modern problems of agricultural production functioning in Russia are considered in the article. Possible risks in the sphere of food security provision are analyzed. Special attention is given to agrarian and industrial complex development in the conditions of joining the WTO. The main directions of the agriculture state support are considered.

Key words: agriculture, functioning, food security, economic problems, state support, market regulation.

Россия официально присоединилась к ВТО 22 августа 2012 года. Этот шаг требует серьезной корректировки национальной аграрной политики.

В настоящее время российский агропромышленный комплекс выходит на новый этап развития, динамику которого будут определять два основных фактора: решение задач продовольственной безопасности и присоединение России к ВТО.

Стратегической целью продовольственной безопасности является обеспечение населения страны безопасной сельскохозяйственной и рыбной продукцией, продовольствием. Гарантией ее достижения является стабильность внутреннего производства, а также наличие необходимых резервов и запасов. Эксперты считают, что безопасность можно обеспечить, если удельный вес отечественной продукции по зерну и картофелю будет составлять не менее 95%, 85% по мясу и молоку, 80% по растительному маслу и по рыбной продукции.

В январе 2010 году Президентом Российской Федерации была утверждена Доктрина продовольственной безопасности, которая определила цели, задачи и основные направления государственной экономической политики в области обеспечения продовольственной безопасности страны.

В Доктрине определены показатели продовольственной безопасности и критерии их оценки, возможные риски и угрозы, основные направления государственной экономической политики в сфере обеспечения продовольственной безопасности, механизмы и ресурсы обеспечения продовольственной безопасности страны.

По оценке специалистов ВНИИЭСХ основные риски делятся на:

1. Макроэкономические риски. Недостаточность финансовой поддержки АПК может вызвать снижение инвестиционных возможностей и развитие стагнационных процессов. В этих условиях вступление России в ВТО приведет к росту импортозависимости, негативно скажется на экономике сельхозтоваропроизводителей. Финансовое положение отрасли может ухудшить продолжающееся удорожание материальнотехнических, в том числе энергетических ресурсов.

2. Технологические риски вызваны состоянием материально-технической базы сельского хозяйства, слабой обновляемостью фондов, отставанием в технико-технологической модернизации производства. В настоящее время 50-80% отдельных видов техники в АПК выработали срок амортизации. Главная причина -низкая доходность сельскохозпроизводства, не позволяющая осуществлять большинству производителей расширенное, а значительной его части - простое воспроизводство.

Аналогичное положение с использованием минеральных удобрений. Их внесение составляет лишь 36 кг на 1 га посевов сельскохозяйственных культур, в 10 раз меньше, чем в Европе. Вместе с тем около 80% минеральных удобрений экспортируется из страны, что ведет к обеднению почв, снижает их устойчивость к неблагоприятным погодным условиям.

3. Агроэкологические риски вызваны ухудшением качества сельскохозяйственных земель и размерами неиспользуемых угодий. Доля эрозионно опасных сельхозугодий составляет более 58% их площади, в том числе пахотных - 41%. Около 1/4 кормовых угодий переувлажнено и заболочено, почти 25% смыто, более 15% засолено. Опустынивание в той или иной степени охватывает свыше 80% засушливой территории страны.

За последние 20 лет площадь земель, зарастающих сорняками, кустарником и мелколесьем, достигла примерно 40 млн га. Из имевшихся к началу 90-х годов 11,3 млн га мелиорированных земель уже выбыло 2 млн, оставшиеся используются малоэффективно.

4. Социальные риски определяются в значительной степени дефицитом специалистов из-за низкой оплаты труда в АПК, ростом отставания социальной инфраструктуры на селе по сравнению с городом, падением престижности труда в сельском хозяйстве.

5. Политические риски вызваны возможностью усиления давления на политику государства как путем требований по дальнейшей либерализации рынка и увеличению доступа на него импортной продукции, так и в определенных условиях - ограничения импорта, повышения цен на него, что может привести к дисбалансу внутреннего рынка.

6. Торгово-экономические риски связаны с продолжающейся монополизацией агропродовольственно-го рынка, его высокими ценами, низкой доступностью производителей сельскохозяйственной продукции к нему, возможным усилением давления на рынок импортеров с вступлением России в ВТО [5, 6].

Важнейшим фактором развития АПК является присоединение России к ВТО [3]. Вопрос ВТО - принципиальный для российского сельского хозяйства. В результате переговоров, которые велись 17 лет, были достигнуты одни из лучших договоренностей по условиям для АПК: в ходе переговорного процесса удалось достичь оптимального баланса между защитой интересов отечественного сельхозпроизводителя и доступом иностранных компаний на российский рынок. Достигнуты договоренности по объему государственной поддержки.

Синхронизированы ветеринарные и фитосанитарные нормы и правила с международными стандартами. Это расширяет возможности российского бизнеса по выходу на международные рынки и создает благоприятные условия для иностранных инвестиций. Главная задача российского АПК - повышение конкурентоспособности.

В рамках ВТО вопросы сельского хозяйства рассматриваются в двух соглашениях: Соглашение по сельскому хозяйству и Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам.

Соглашение по сельскому хозяйству охватывает 24 группы гармонизированной системы кодирования товаров. Это группы с первой по двадцать четвертую.

Исключением являются рыба и рыбопродукты, эти товары регулируются соглашением по субсидиям и компенсационным мерам. Кроме того, подпадают под Соглашение по сельскому хозяйству: шкуры, хлопок, лен, пушнина, шерсть, табачные изделия и алкоголь.

Соглашение по сельскому хозяйству прежде всего регулирует предоставление сельскохозяйственных субсидий, под это понятие попадают меры, которые направлены на поддержку сельского хозяйства, на развитие села в целом. При этом налоговые льготы не рассматриваются как субсидии по правилам ВТО. Меры поддержки делятся на два основных блока правил: первое - это внутренняя поддержка, второе - это экспортные субсидии.

Внутренняя поддержка, по правилам ВТО, делится на три корзины. Это - «зеленая», «желтая» и «голубая» корзины. Основной принцип распределения мер по корзинам - это то, оказывают ли меры искажающее воздействие на торговлю, либо не оказывают. «Зеленая корзина» - это те меры поддержки, которые не оказывают искажающего влияния на торговлю и могут применяться без ограничений, так называемая разрешенная поддержка. В нее входят наука, образование, консультационное обслуживание сельхозпредприятий, страховка в пределах 70%, поддержка развития инфраструктуры, строительство дорог. Эти меры важны, но вторичны. Также это меры так называемой структурной перестройки, то есть меры по сокращению производства. И последнее - содействие инвестициям при доказанных структурных потерях.

Меры «желтой корзины» оказывают искажающее воздействие на торговлю: ценовая поддержка, субсидирование процентных ставок по кредитам, компенсация затрат на ГСМ, электричество и т.д. Такие меры ограничены в объемах и должны сокращаться. Обязательства по объемам «желтой корзины» фиксируются для каждого члена ВТО в виде агрегированных мер поддержки (далее - АМП). Кроме того, в тех же перечнях могут быть указаны и параметры по дальнейшему сокращению уровня «желтой корзины». Развитые страны-основатели ВТО имеют обязательства по сокращению АМП в течение 6 лет на 20%.

Третья корзина, которая выделяется в рамках Соглашения по сельскому хозяйству, - это «голубая корзина». Это меры, направленные на ограничение производства. Они так же, как и «зеленая корзина», исключаются из обязательств по сокращению, однако, в России такие меры практически не используются. «Синюю корзину» придумали в ЕС для оправдания выплат, направленных на сокращение объемов выпуска сельскохозяйственной продукции.

Выделяется также «красная корзина», которая в современных условиях остается пустой, так как ухищрения и компромиссы членов ВТО привели к тому, что запретительных мер практически не осталось. Иногда к ней относят абсолютные квоты.

Переговоры по сельскому хозяйству были направлены на достижение договоренностей по объему внутренней поддержки сельского хозяйства в рамках «желтой корзины» (меры поддержки, оказывающие искажающее влияние на торговлю).

Россия в рамках ВТО приняла обязательство о связывании объема мер государственной поддержки на уровне до 9 млрд долл. США на период до 2013 года (в 1,6 раза больше, чем запланировано на 2012 год - 5,6 млрд долл., или 170 млрд руб.) и поэтапное его снижение до 4,4 млрд долл. США к началу 2018 года (только в рамках «желтой корзины»):

в 2012-2013 годах объем государственной поддержки - 9 млрд долл. США; в 2014 году - 8,1 млрд долл. США; в 2015 году - 7,2 млрд долл. США; в 2016 году - 6,3 млрд долл. США; в 2017 году - 5,4 млрд долл. США; в 2018 году - 4,4 млрд долл. США.

При этом обязательства предполагают, что после присоединения к ВТО Россия не будет использовать экспортные субсидии сельскому хозяйству (в настоящее время не предоставляются).

Такой нестандартный подход к обязательствам по поддержке был увязан членами ВТО с предоставлением Россией гарантий сохранения в течение переходного периода сложившегося соотношения различных видов поддержки. Такие гарантии предложено зафиксировать в форме обязательства о том, что в течение переходного периода до 2017 года включительно разрешенный уровень поддержки в рамках «желтой корзины» будет превышать уровень базового периода.

В 2012 году была принята Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы.

Данная программа основывается на следующих принципах: стабильность и преемственность аграрного курса; системность политики, охватывающей экономические социальные и экологические аспекты развития отрасли и сочетающей меры поддержки производства с регулированием рынков и развитием сельских территорий; софинансирование сельского хозяйства из федерального бюджета и региональных бюджетов, учитывая, что агропродовольственная политика является предметом совместного ведения федерального центра и субъектов Российской Федерации; государственно-частное партнерство, предполагающее объединение усилий государства и бизнеса для достижения целей программы.

Основные цели Государственной программы:

Обеспечение продовольственной независимости страны в параметрах, заданных Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации.

Воспроизводство и повышение эффективности использования в сельском хозяйстве земельных и других природных ресурсов Российской Федерации, экологизация производства.

Устойчивое развитие сельских территорий.

Повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции на внутреннем и внешнем рынках на основе инновационного развития АПК, создания благоприятной среды для развития предпринимательства, повышения инвестиционной привлекательности отрасли.

Обеспечение финансовой устойчивости товаропроизводителей АПК.

Содержание Государственной программы структурно включает 6 подпрограмм и 4 федеральные целевые программы.

Общие объемы финансирования мероприятий Госпрограммы в 2013-2020 годах: консолидированный объем поддержки - 2,28 трлн руб., из них 0,77 трлн руб. (34%) из региональных бюджетов, 1,51 трлн руб. (66%) из федерального бюджета.

Совокупный объем государственной поддержки из бюджетов всех уровней распределяется по корзинам следующим образом: объем поддержки, относящийся к «зеленой корзине» (не ограничивается),

1,11 трлн руб.; объем поддержки, относящийся к «желтой корзине», который в 2013-2017 годах имеет ресурсы для увеличения и включает продуктово-специфические меры поддержки, которые не ограничиваются, составляет 0,13 трлн руб. и продуктово-неспецифические меры поддержки, которые ограничиваются и составляют 1,04 трлн руб. [1].

Таким образом, согласно Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, в период с 2013 по 2020 год из федерального бюджета на нужды АПК поступит более 1,5 трлн руб. То есть, по 190 млрд руб. в год, что эквивалентно 6,3 млрд долл. Плюс к этому - еще 770 млрд руб. должны выделить регионы в порядке софинансирования. Итого получается 9,6 млрд долл. в год - сумма, превышающая даже нынешний максимум аграрных субсидий, который страны ВТО установили для России. А ведь к 2020 году этот лимит будет снижен вдвое.

Но далеко не все формы государственной поддержки сельского хозяйства подпадают в ВТО под жесткое лимитирование. Как было сказано выше, немалая часть запланированных дотаций попадет в «зеленую корзину», например, проведение научных исследований в области сельского хозяйства, развитие социальной инфраструктуры села, строительство дорог.

Превысить лимит господдержки сельскому хозяйству поможет не слишком благоприятный для сельского хозяйства российский климат. Согласно правилам ВТО, правительство имеет право оказывать неограниченную поддержку регионам, признанным неблагоприятными для ведения сельского хозяйства, - это относится к мерам "зеленой корзины". Госдума приняла в первом чтении законопроект о зонировании земель сельхозназначения, предусматривающий критерии определения территорий с неблагоприятными условиями для ведения сельского хозяйства с целью их дополнительной поддержки. Таким регионом будет считаться территория субъекта РФ, на которой в связи с природно-климатическими условиями, социальноэкономическими, почвенными или географическими факторами уровень доходности у сельхозпроизводителей ниже, чем в среднем по отрасли. Этот уровень, а также конкретный перечень "неблагоприятных" регионов будет определять правительство. В предварительный список Минсельхоза вошла почти половина субъектов РФ: почти все регионы Дальневосточного и Сибирского федеральных округов, большинство регионов

Северо-Западного округа, по пять - из Приволжского и Уральского, по два - из Южного и Северо-Кавказского и один из Центрального (Смоленская область), то есть половина страны сможет получать аграрные субсидии без ограничения.

Правительство выделяет деньги регионам на условиях софинасирования. То есть, регион должен внести свою долю, чтобы получить деньги и чтобы в итоге набралась запланированная сумма. А как показывает практика, регионы неохотно дают деньги сельскому хозяйству, часто в региональных бюджетах отсутствуют требуемые суммы. Так, по данным за девять месяцев 2012 года, как минимум десять регионов отказались от субсидий из федерального бюджета, предназначенных для поддержки села, на общую сумму в 4,8 млрд руб. [4].

Красноярский край по результатам работы 2012 года оказался в числе тех, кто получит федеральное софинансирование. Правительство Красноярского края внесло изменения в долгосрочную целевую программу «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Красноярском крае на 2013-2020 годы». Финансирование программы увеличится почти на 36 млн руб. Из краевого бюджета на развитие АПК будет выделено 415 млн руб, из них 307,415 млн руб. будет направлено на субсидирование техники и оборудования, приобретенных в 2012 году; 21,890 млн руб. на компенсацию затрат на приобретение минеральных удобрений ежегодно в период с 2013 по 2015 год; 14 млн руб. на поддержку учреждений исполнения наказаний, занимающихся сельскохозяйственным производством; 25 млн руб на поддержку в 2013 году сельскохозяйственных научно-исследовательских учреждений. Таким образом, с учетом дополнительных средств общее финансирование АПК в 2013 году составит 4,227 млрд руб, а на период с 2013 по 2015 год - 7,925 млрд руб.[2]

Такая стратегически важная отрасль, как сельское хозяйство, от которой напрямую зависит продовольственная безопасность страны, нуждается в значительных инвестициях на модернизацию и расширение производства. Это особенно важно в связи со вступлением России в ВТО, для того, чтобы отечественная продукция могла успешно конкурировать с зарубежной. Поэтому без государственной поддержки и новых подходов невозможно будет развивать АПК.

Литература

1. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы. - 11Р1_:1"1ир://шт.1Т1Сх.ги/.

2. В Красноярском крае приняты изменения в долгосрочной целевой программе. - Ш1_:1"|Нр://адго81Ь-пеш8.ги/пеш8/поуо811-81Ып/11ет/994.

3. ВТО: Куда же все-таки вступила Россия. - 11Р1_: ||Нр://шт.адгопеш8.ги/пеш8/Се1а1!/117664/.

4. Миловзоров А. Россия прикроется от ВТО "зеленой корзиной". - 11Р1_:

ЬНр://шшш.и1го.ги/агИс!е8/2012/12/05/1087787.8Ь1т!.

5. Прошин С. Вступление в ВТО: регулирование сельского хозяйства России в рамках ВТО. -

11Р1_:1"1ир://шт.уеп1а!1!е.ги/2011/02/У81ир!еп1е-у-у1о-геди!1гоуап1е-8е!8кодо-хо7уа]8№а/.

6. Ушачев И.Г., Серков А.Ф. Агропромышленный комплекс России: состояние и проблемы. -

11Р1_:1"1ир://шт.упие8|1ги/пеш8/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.