Научная статья на тему 'Федеративные и региональные финансовые потоки, направляемые в национальный проект «Развитие АПК»'

Федеративные и региональные финансовые потоки, направляемые в национальный проект «Развитие АПК» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
164
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСЫ / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / ОТРАСЛЬ / РАЗВИТИЕ / ПРОДОВОЛЬСТВИЕ / БЕЗОПАСНОСТЬ / ПОДДЕРЖКА / БЮДЖЕТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гончаров А.И., Деребизова С.А.

Необходимость государственной поддержки агропромышленного комплекса (АПК) обусловлена тем, что сельское хозяйство, являясь важнейшей отраслью, формирующей рынок продуктов питания для населения, обеспечивает продовольственную безопасность всей страны и имеет ряд специфических особенностей. В статье анализируется финансовая поддержка сельского хозяйства за счет бюджетных средств на федеральном и региональном уровнях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Федеративные и региональные финансовые потоки, направляемые в национальный проект «Развитие АПК»»

федеративные и региональные финансовые потоки, направляемые в национальный проект «развитие апк»

А.И. гончаров,

доктор экономических наук, доктор юридических наук, профессор

с.а. деребизова

Волгоградская академия государственной службы

Необходимость государственной поддержки агропромышленного комплекса (АПК) обусловлена тем, что сельское хозяйство, являясь важнейшей отраслью, формирующей рынок продуктов питания для населения, обеспечивает продовольственную безопасность всей страны и имеет ряд специфических особенностей. В статье анализируется финансовая поддержка сельского хозяйства за счет бюджетных средств на федеральном и региональном уровнях.

Ключевые слова: финансы, сельское хозяйство, отрасль, развитие, продовольствие, безопасность, поддержка, бюджет.

Объективными характеристиками агропромышленного комплекса страны, обусловливающими финансовую поддержку сельского хозяйства за счет бюджетных средств, являются следующие:

• длительный процесс производства продукции;

• влияние природно-климатических условий на конечный результат производства;

• диспаритет цен на сельскохозяйственную продукцию и промышленные товары, используемые в процессе ее производства;

• неизбежность вложения больших капитальных затрат, направленных на повышение плодородия почв;

• отсутствие влияния сельскохозяйственных товаропроизводителей через механизмы собственности на ценовую политику отраслей переработки сельскохозяйственной продукции. Немаловажное значение для направления в

отрасль бюджетных средств имеет и фактическое распределение в отрасли конечных финансовых

результатов. По данным Института экономики сельского хозяйства Российской Федерации, производитель зерна несет 45—50 % расходов, а получает только 15—20 % доходов от конечной цены, тогда как переработчик несет 20—25 % затрат, но получает 30 % от доходов, при этом продавец получает 50 % и более доходов при затратах 25—30 % [1, с. 321].

Данные, приведенные в табл. 1, позволяют предположить, что 15 % среднегодовой численности занятых в экономике Российской Федерации в целом по состоянию на 1 января 1995 г. и 11,8 % по состоянию на 1 января 2002 г. не получили должного экономического эффекта от результатов своего труда, вложенного в сельское хозяйство.

Указанные особенности и специфика перераспределения результатов в АПК России на современном этапе лежат в основе определения политики государства по финансированию сельского хозяйства.

Согласно законам о федеральном бюджете на соответствующий год (плановый период), за 2003—2009 гг. (табл. 2) отмечается стабильность выделяемых бюджетных ассигнований на «Сельское хозяйство и рыболовство». По данному подразделу бюджетной классификации подлежат отражению расходы на обеспечение деятельности федеральных органов исполнительной власти, учреждений, осуществляющих руководство и управление в области сельского хозяйства, сохранение, мелиорацию пахотных земель, предоставление субсидий юридическим лицам в указанной сфере, сельскохозяйственное производство, в том числе и расходы на обеспечение мероприятий по проведению заку-

Таблица 1

Динамика среднегодовой численности занятых в экономике и сельском хозяйстве, тыс. чел. [2, с. 82—86]

Регион 1995 г. Доля занятых в сельском хозяйстве в общем числе занятых в экономике, % 2002 г. Доля занятых в сельском хозяйстве в общем числе занятых в экономике, %

Экономика Сельское хозяйство Экономика Сельское хозяйство

Российская Федерация 66 409 9 744 15 65 359 7 683 11,8

Южный федеральный округ 8 189 1 666 20 8 522 1 796 21,0

Волгоградская область 1 224 222 18 1 202 198 16,0

почных интервенций продовольственного зерна, оказание ветеринарных услуг, услуг по борьбе с вредителями сельскохозяйственных растений.

Здесь же подлежат отражению расходы: на обеспечение деятельности федеральных органов власти, учреждений, осуществляющих руководство и управление в области рыболовства и охоты, охраны, рационального использования, сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов и среды их обитания; на контроль за рыболовством в речных, прибрежных и морских водах, содержание аварийно-спасательного флота, обеспечивающего безопасность судов рыбохозяйственного комплекса.

Как видим, в федеральном бюджете на 2003 и 2004 гг. доля расходов на сельское хозяйство составляла 1,3 и 1,4 % соответственно, что на первый взгляд значительно превосходит сегодняшние объемы, однако в данную категорию расходов были отнесены субсидии, выделяемые из федерального бюджета. В настоящее время субсидии и финансирование Федеральных целевых программ на сельское хозяйство за счет средств федерального бюджета отражаются по разделу «межбюджетные трансферты». Данные табл. 2 и 3 обосновывают вывод о том, что финансирование сельского хозяйства остается на стабильном, одинаковом уровне вот уже как минимум 7 лет.

К сожалению, сегодняшняя государственная поддержка аграрной сферы России в расходах феде-

рального бюджета составляет лишь 1 %. Например, в 1990 г. она достигала 15—19 %. При этом 65—80 % бюджетной поддержки АПК в России осуществляется за счет региональных бюджетов [4, с. 74].

В рамках исполнения федерального бюджета расходы на реализацию ряда направлений в сельском хозяйстве предусмотрены в федеральных целевых программах.

Государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей по предоставлению субсидий и компенсаций, источниками финансового обеспечения которых являются средства

Таблица 2

Ассигнования федерального бюджета по разделу «Сельское хозяйство и рыболовство» функциональной

классиф икации расходов

Год Ассигнования федерального бюджета, млрд руб. Всего расходы федерального бюджета, млрд руб. Доля в общих расходах федерального бюджета, %

2003 32,4 2 414,4 1,3

2004 41,4 2 768,0 1,4

2005 18,9 3 539,0 0,5

2006 26,1 4 431,1 0,5

2007 27,7 6 531,4 0,4

2008 42,9 7 021,9 0,6

2009 36,3 9 024,6 0,4

Источник: составлено автором по федеральным законам от 24.12.2002 № 176-ФЗ, от 23.12.2003 № 186-ФЗ, от 23.12.2004 № 189-ФЗ, от 19.12.2006 № 238-ФЗ, от 24.12.2007 № 198-ФЗ.

Таблица 3

Государственная финансовая поддержка сельского хозяйства за счет средств федерального бюджета

2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.

Млрд Доля в общих Млрд Доля в общих Млрд Доля в общих Млрд Доля в общих

Показатель руб. расходах федерального бюджета, % руб. расходах федерального бюджета, % руб. расходах федерального бюджета, % руб. расходах федерального бюджета, %

Субсидии бюджетам 12,9 - 37,1 - 32,9 - 33,2 -

субъектов РФ

Субсидии бюджетам - - 3,6 - 3,9 - 6,4 -

в рамках выполнения

федеральных целевых

программ

Итого: 12,9 0,4 43,7 0,9 36,8 0,5 39,6 0,5

Источник: составлено автором по федеральным законам от 23.12.2004 № 189-ФЗ, от 19.12.2006 № 238-ФЗ, от 24.12.2007 № 198-ФЗ.

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ: приоритеты и безопасность 1

федерального бюджета, осуществляется через механизм предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, установленных постановлениями Правительства Российской Федерации.

Перечень финансирования мероприятий АПК из федерального бюджета предусматривает детализацию по целевым статьям, через которые обеспечивается привязка бюджетных ассигнований к направлениям деятельности участников бюджетного процесса, в пределах подразделов классификации расходов бюджетов, что является действенным механизмом для осуществления строгого контроля за целевым использованием бюджетных средств.

Важным элементом предоставления государственной поддержки являются не только объемы выделяемых источников финансирования, но и ожидаемые результаты от освоения этих средств. Эту взаимосвязь призван решить приоритетный национальный проект «Развитие агропромышленного комплекса», при реализации которого применяется программно-целевой подход, обеспечивающий соответствие между распределением бюджетных ресурсов и достижением плановых показателей, а также задачами федерального центра и регионов.

Приоритетный национальный проект «Развитие агропромышленного комплекса» в начале его развертывания был обозначен направлениями:

1) ускоренное развитие животноводства;

2) стимулирование развития малых форм хозяйствования в АПК;

3) обеспечение доступным жильем молодых специалистов на селе.

Трудно переоценить актуальность и значимость государственной поддержки отрасли сельского хозяйства национальным проектом, в рамках реализации которого обозначены задачи, направленные, прежде всего, на стабилизацию производственных показателей в отрасли, социальную составляющую по улучшению жилищных условий молодых специалистов и мероприятий по развитию подсобных хозяйств.

Реализация первого направления предполагает решение задачи повышения рентабельности животноводства и промышленного рыбоводства, технического перевооружения действующих животноводческих комплексов (ферм), предприятий промышленного рыбоводства (аквакультуры) и введения в эксплуатацию новых мощностей. Это станет возможным за счет повышения доступности долгосрочных кредитов, привлекаемых на срок до 5 и 8 лет; роста поставок по системе федерального

14 -

лизинга племенного скота, техники и оборудования для животноводства и промышленного рыбоводства. Большое значение здесь также имеет увеличение уставного капитала ОАО «Росагролизинг», продление срока лизинга техники и оборудования для животноводческих комплексов и предприятий промышленного рыбоводства (аквакультуры) до 10 лет; совершенствование мер таможенно-тарифного регулирования путем утверждения объемов квот и таможенных пошлин на мясо и отмены ввозных таможенных пошлин на технологическое оборудование для животноводства, не имеющее отечественных аналогов.

Решением Совета при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов в направление «Ускоренное развитие животноводства» включено 5 дополнительных мероприятий. В их числе: государственная поддержка племенного животноводства, отечественного овцеводства, северного оленеводства и табунного коневодства, развитие промышленного рыбоводства (аква-культуры), а также дополнение в связи с этим финансовой составляющей национального проекта субсидированием 5-летних кредитов на развитие животноводства и аквакультуры.

Второе направление нацелено на увеличение объема реализации продукции, произведенной крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство. Этого предполагается добиваться путем удешевления кредитных ресурсов, привлекаемых малыми формами хозяйствования АПК, развития инфраструктуры их обслуживания (сети сельскохозяйственных потребительских кооперативов — заготовительных, снабженческо-сбытовых, перерабатывающих, кредитных); создания системы земельно-ипотечного кредитования, что позволит выдавать кредиты под залог земельных участков и поможет решить проблему отсутствия залоговой базы для малых форм хозяйствования в АПК. В данном направлении, например, на территории Волгоградской области принята и реализуется областная целевая программа «Развитие АПК Волгоградской области», основные цели которой следующие:

• обеспечение устойчивого функционирования и развития АПК области;

• обеспечение занятости сельского населения, повышения уровня его жизни;

• создание условий для сохранения и воспроизводства используемых сельским хозяйством и рыболовством природных ресурсов. Реализация третьего направления есть объективная необходимость для решения стратегических

Объем финансирования мероприятий по приоритетному национальному проекту «Развитие АПК» в Волгоградской области в 2006—2008 гг., млн руб.

Таблица 4

Год Всего (федеральный + консолидированный + внебюджетный источники) Федеральный бюджет Консолидированный бюджет Волгоградской области В том числе Внебюджетные источники

Областной бюджет Бюджеты муниципальных образований

2006 1 319,9 75,4 52,3 52,3 0,0 1 192,2

2007 3 263,6 169,5 143,9 143,9 0,0 2 950,2

2008 6 127,8 1 618,6 653,7 653,7 0,0 3 855,6

Источник: Составлено автором по данным Комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Администрации Волгоградской области

задач по наращиванию экономического потенциала аграрного сектора. Это позволит обеспечить доступным жильем молодых специалистов на селе, создаст условия для формирования кадрового потенциала АПК1. Также в Волгоградской области на достижение указанной цели предназначено финансирование в рамках областной целевой программы «Социальное развитие села до 2010 года», которая является частью федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года», ее реализация осуществляется по следующим направлениям:

• улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности;

• обеспечение доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе;

• обеспечение сельского населения питьевой водой;

• газификация домов сетевым газом.

На территории Волгоградской области был разработан Сетевой график реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК». Согласно сведениям о выполнении сетевого графика исполнительными органами государственной власти Волгоградской области в рамках его реализации были разработаны проекты и приняты постановления главы Администрации Волгоградской области, организован сбор и анализ информации по мероприятиям направлений реализации национального проекта, обозначены целевые показатели.

Финансовое обеспечение национального агропроекта предусматривает федеративное, региональное бюджетное финансирование, привлечение средств местных бюджетов и внебюджетных источников (табл. 4).

Обязательным условием выделения средств федерального бюджета и направления их в регионы

1 Официальный сайт Совета при Президенте России по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике. URL: http://www.rost.ru/projects/agri-culture/agr1/agr11/aagr11.shtml.

являются обязательства субъекта Федерации по закреплению в его бюджете источников финансирования на эти же цели. Для реализации совместных действий по долевому финансированию расходов на проведение мероприятий по поддержке сельскохозяйственного производства на территории, например, Волгоградской области, ежегодно заключается Соглашение о взаимодействии по финансированию мероприятий по поддержке сельскохозяйственного производства между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и органом исполнительной власти, уполномоченным главой Администрации Волгоградской области на взаимодействие с Министерством, для осуществления государственной поддержки в сфере АПК. В рамках механизма софинансирования также осуществляется выполнение мероприятий по обеспечению доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе.

По нашему мнению, для России важнейшим вопросом в развитии села является достаточное количество работоспособной молодежи самой разной квалификации, молодежи, которая спокойным эволюционным порядком займет место старшего, уходящего поколения и продолжит жить на землях своих предков. Необходимо не только заинтересовать ее сельскохозяйственным производством, но и помочь в приобретении качественного жилья.

Для сельского жителя существуют различные способы получения жилья. Это, например, часть федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2010 г.», в рамки которой постановлением Правительства РФ указанные мероприятия были включены самостоятельным разделом, включая параметры конечных результатов их реализации. За 2006-2010 гг. 73,65 тыс. молодых специалистов или их семей смогут приобрести или построить в сельской местности комфортное жилье с использованием государственной поддержки. Финансовый механизм реализации мероприятий по обеспечению доступным жильем молодых спе-

- 15

30%

Средства федерального бюджета

40%

Средства региональных бюджетов

30%

Средства внебюджетных источников

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 2. Долевая структура механизма финансового обеспечения реализации мероприятий по обеспечению доступным жильем молодых специалистов на селе

циалистов предусматривает долевое привлечение средств федерального бюджета (30 %), средств региональных бюджетов (40 %) и внебюджетных источников (30 %) согласно рис. 2 [6, с. 73].

Главной отличительной чертой «сельской части» национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» является то, что на селе строительство, прежде всего — индивидуальное, неиндустриальное, малоэтажное, причем с самым активным участием в его проектировании и строительстве будущих собственников — сельских жителей.

По нашим оценкам, до 30 % сельских домохо-зяйств строят свое жилье собственными силами. В виду сезонной занятости селян на сельскохозяйственных работах основные объемы выполняемых строительных работ приходятся в этих домохозяйс-твах на осенне-зимний период, что сопровождается зимним удорожанием работ и стройматериалов. Около 20 % семей не приемлют возможности строительства своего жилья в кредит и строятся за счет финансового самообеспечения. Еще примерно 20 % семей убеждены в собственном бессилии и пока вообще не занимаются жилищным вопросом. В пределах 50 % сельских домохозяйств занимают инертно-выжидательную позицию, изучая складывающуюся ситуацию со строительством жилья. До 10 % сельских жителей пока вообще не осознают, какие современные возможности по приобретению жилья существуют для сельских жителей.

Дальнейшее направление реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» определены Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008—2012 гг., утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2007 № 446. Достижение постав-

ленных целей характеризуется следующими шестью запланированными показателями.

1. Увеличение объема производства в хозяйствах всех категорий относительно уровня 2007 г. в сопоставимых ценах: продукции сельского хозяйства — на 3,8 %; продукции животноводства — на 4,8 %; продукции растениеводства — на 2,9 %.

2. Рост производства в животноводческой отрасли будет достигнут за счет создания принципиально новой технологической базы, а также наращивания генетического потенциала продуктивности российского животноводства и ускоренного создания соответствующей кормовой базы.

3. В растениеводстве основные меры государственной поддержки будут направлены на производство высококачественного семенного материала, льна, рапса и кормовых культур в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также на закладку многолетних насаждений.

4. Рост объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства на 15 % по сравнению с 2007 г. будет способствовать обновлению основных видов сельскохозяйственной техники, увеличению производительности труда на селе и достижению соответствующих показателей:

• коэффициент обновления по тракторам — 5,2 %;

• коэффициент обновления по зерноуборочным комбайнам — 7,4 %;

• коэффициент обновления по кормоуборочным комбайнам — 11,8 %;

• индекс производительности труда в хозяйствах всех категорий относительно уровня 2007 г. — 104,8 %.

5. Снижение импортозависимости России и повышение доли основных видов сельскохозяйственной продукции отечественного производства в общем объеме продовольственных ресурсов: по мясу — до 61,1 %, по молоку — до 78,3 %.

6. Улучшение благосостояния сельских жителей и повышение размера среднедушевого ежемесячного дохода до 7 тыс. руб. в 2009 г.2.

В рамках реализации означенной государственной программы в Волгоградской области

2 Официальный сайт Совета при Президенте России по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике http://www.rost.ru/main/docs/z42.indd.pdf.

между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Администрацией Волгоградской области заключено Соглашение о реализации мероприятий государственной программы от 15.02.2008 № 85/17. В целях развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства сельских поселений Волгоградской области с Министерством сельского хозяйства РФ заключен договор о финансовом обеспечении мероприятий Программы по улучшению жилищных условий граждан, молодых семей и молодых специалистов, проживающих в сельской местности от 10.04.2008 № 350/10. Также заключено Соглашение о софинансировании мероприятий Программы по развитию газификации в сельской местности от 11.04.2008 № 393/10.

По данным отчетности и докладов о результатах и основных направлениях деятельности Комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Администрации Волгоградской области по реализации национального агропроекта в рамках «Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-20012 гг.», в 2008 г. на территории области осуществлялось финансирование и были получены позитивные результаты3.

1. За 2008 г. из областного бюджета выделено 59,5 млн руб. субсидий на обеспечение жильем молодых семей и молодых специалистов, проживающих и работающих в сельской местности и 31,1 млн руб. субсидий на осуществление мероприятий по обеспечению жильем граждан Российской Федерации, проживающих в сельской местности. Из федерального бюджета выделено субсидий соответственно 42,0 млн руб. и 22,8 млн руб. (без учета остатка на 01.01.2008 г. и возврата прошлых лет). В 2008 г. введено и приобретено жилья для граждан, проживающих в сельской местности 10 тыс. м2, для молодых семей и молодых специалистов - 20,1 тыс. м2.

2. В 2008 г. сельскохозяйственными товаропроизводителями Волгоградской области собран самый большой урожай зерна за последние 15 лет -более 5,3 млн т. Полученная урожайность зерновых 2,54 т/га является рекордной за всю историю Волгоградской области. Валовой сбор масличных культур составил 779,1 тыс. т, что на 20 % выше сбора 2007 г. Собрано 580 тыс. т овощей - на 16 % больше уровня 2007 г., 381,7 тыс. т картофеля. Озимый и яровой рапс убран на площади 13,3 тыс. га

3 Здесь и далее фактический материал приводится по указанному источнику.

(100 %) при урожайности 1,16 т/га. Валовой сбор составил 15,5 тыс. т.

3. В оборотдополнительно вовлечено 115 тыс. га пашни. Под урожай 2009 г. озимые зерновые культуры посеяны на площади 1 630,0 тыс. га, что на 60 тыс. га больше уровня прошлого года. Доля площади, засеянной элитными семенами, составила 3,0 %. Сельскохозяйственными товаропроизводителями области внесено 44,0 тыс. т действующего вещества минеральных удобрений.

На государственную поддержку элитного семеноводства сельскохозяйственным товаропроизводителям Волгоградской области выделено из федерального бюджета 5,0 млн руб. субсидий, из областного бюджета - 2,9 млн руб. На закладку и уход за многолетними насаждениями из федерального бюджета выделено субсидий 1,0 млн руб., из областного бюджета 4,67 млн руб.

4. За январь-ноябрь 2008 г. хозяйствами всех категорий реализовано 157,2 тыс. т скота и птицы на убой в живой массе, надоено 439,3 тыс. т молока (больше на 1,4 %, чем за аналогичный период 2007 г.), получено 668,5 млн штук яиц (больше на 4,2 %). Средний удой от 1 коровы по сельскохозяйственным предприятиям с начала 2008 г. увеличился на 5,2 % по сравнению с аналогичным периодом 2007 г. и составил 2 996 кг.

5. Хозяйствам области выплачено из областного бюджета 100,7 млн руб. субсидий за реализацию продукции животноводства. В 2008 г. племенным хозяйствам области на государственную поддержку племенного животноводства выплачено 31,1 млн руб. субсидий из федерального бюджета и 28,15 млн руб. из областного бюджета. На государственную поддержку овцеводства выплачено 13,9 млн руб. субсидий из федерального бюджета и 7,1 млн руб. из областного бюджета.

Продолжено строительство и реконструкция 9 животноводческих ферм и комплексов. При этом использовались передовые технологии, современное технологическое оборудование, племенное поголовье скота отечественной и зарубежной селекции. Продолжено строительство двух свинокомплексов на 100 и на 25 тыс. голов свиней в Михайловском и Камышинском муниципальных районах. Начато строительство молочного комплекса на 400 голов коров в ООО «Агрофирма «Агро -Новониколаевский» Новониколаевского и на 800 голов в ООО «Агрофирма «Агро-Елань» Еланского муниципальных районов. Завершаются работы по реконструкции молочных комплексов на 500 коров в СПК «Вперед к победам» и на 950 коров в СПК им. Кирова Старополтавского муниципального

- 17

района. Дополнительно к имеющемуся поголовью завезено 250 телок из Австралии для ООО «СП Донское» Калачевского муниципального района. В ЗАО «Краснодонское» Иловлинского района завезли 3 480 голов свиней, в том числе 127 хряков из Канады.

6. Сельскохозяйственным товаропроизводителям выплачено из средств областного бюджета 16,5 млн руб. на компенсацию части затрат на приобретение технологического оборудования для вновь строящихся и реконструируемых животноводческих ферм и комплексов и 46,35 млн руб. на компенсацию части затрат по строительству ЛЭП, газопроводов, водоснабжения и подводящих путей. В 2008 г. сельскохозяйственными товаропроизводителями области приобретены 701 трактор, 380 зерноуборочных комбайнов и 22 кормоуборочных комбайна.

7. На 1 января 2009 г. общий объем субсидируемых кредитов (займов), полученных сельскохозяйственными товаропроизводителями в российских кредитных организациях, составил 9 593,2 млн руб. На возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам (займам) и по кредитам (займам) на срок до 1 года выплачено 297,16 млн руб. субсидий из федерального бюджета и 161,7 млн руб. — из областного бюджета.

Коммерческими банками и кредитными кооперативами выдано 3 071 кредит и займ на сумму 923 млн руб., в том числе крестьянским (фермерским) хозяйствам — 485 млн руб. и личным подсобным хозяйствам — 403 млн руб. Большая часть кредитов — 1 409 на сумму 507 млн руб. (55 %) выдана ОАО «Россельскохозяйственный банк», ОАО «Сбербанк» выдало 495 кредитов на сумму 307 млн руб. (33 %), кредитными кооперативами выдано 1 158 займов на сумму 100 млн руб. (11 %).

Объем субсидируемых кредитов, полученных крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, личными подсобными хозяйствами, сельскохозяйственными потребительскими кооперативами составил 1 059 млн руб., заемщикам выплачено 62 млн руб. субсидий из средств федерального и областного бюджетов. Всего в Волгоградской области зарегистрировано 212 сельскохозяйственных потребительских кооперативов, в том числе 15 создано в 2008 г.

8. На начало 2009 г. застраховано 622,5 тыс. га сельскохозяйственных культур сева 2008 г. (яровые зерновые, зернобобовые, масличные, технические,

овощные, бахчевые и кормовые), что составляет 44,5 % от общей посевной площади ярового сева. Застрахованы посадки многолетних насаждений на площади 484 га, что составляет 7,6 % от общей площади посадок многолетних насаждений. Кроме того, застрахованы озимые зерновые посевы 2008 г. на площади 728,9 тыс. га.

Таким образом, анализ фактических данных и результатов государственной поддержки отрасли сельского хозяйства, основанной на программно-целевом методе финансирования, позволяет сделать вывод о том, что реализация мероприятий приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса» сопровождается его существенным прогрессом. Кроме того, национальный агропроект выступает еще и как антикризисный инициирующий регулятор социального развития страны в период мировой экономической рецессии. По нашему мнению, АПК является наиболее перспективной для России нишей роста как с точки зрения интенсификации импортозамеще-ния в интересах развития национального машиностроения и перерабатывающей промышленности, так и в аспекте решения проблемы занятости населения в 2009—2012 гг.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бюджетная система Российской Федерации: учебник. / О. В. Врублевская и др.; под ред. О. В. Врублевской, М. В. Романовского. — 4-е изд., испр. и перераб. — М.: Юрайт-Издат. 2007.

2. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008—2012 гг., утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2007 № 446.

3. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Администрации Волгоградской области за 2008 г.

4. Котова Л. Что мертвому припарка //Российское предпринимательство. 2008. № 6. С. 74.

5. Регионы России. Социально-экономические показатели. Официальное издание. Госкомстат России. - М., 2003.

6. ТороповД. И. Молодым специалистам на селе — социальную поддержку государства // Национальные проекты. 2007. № 7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.