Научная статья на тему 'Развитие государственной поддержки сельского хозяйства в России'

Развитие государственной поддержки сельского хозяйства в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2129
387
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ / СЫРЬЯ И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ НА 2008-2012 ГОДЫ / STATE SUPPORT OF AGRICULTURE / THE 2008-2012 GOVERNMENT PROGRAM OF AGRICULTURAL DEVELOPMENT AND REGULATIONS AT THE MARKETS OF AGRICULTURAL PRODUCTION / RAW MATERIALS / AND THE FOODSTUFFS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шкарупа Е. А.

Выявлены основные методы и инструменты государственной поддержки сельского хозяйства. Рассмотрено современное состояние государственной поддержки сельского хозяйства в России и предложены приоритетные направления ее развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The basic methods and tools of state support of agriculture are revealed. The current situation concerning state support of agriculture in Russia is considered, and priority directions of state support development of agriculture are offered.

Текст научной работы на тему «Развитие государственной поддержки сельского хозяйства в России»

©Шкарупа Е.А., 2010

УДК 338.43 ББК 65.32-21

РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В РОССИИ

Е.А. Шкарупа

Выявлены основные методы и инструменты государственной поддержки сельского хозяйства. Рассмотрено современное состояние государственной поддержки сельского хозяйства в России и предложены приоритетные направления ее развития.

Ключевые слова: государственная поддержка сельского хозяйства, Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, приоритетный национальный проект «Развитие АПК».

В последние годы активизировалась деятельность государства по регулированию и поддержке сельского хозяйства. Однако до сих пор не создан эффективный механизм стабилизации и развития аграрного сектора, а принимаемые меры оказывают недостаточное влияние на его состояние.

Необходимость государственной поддержки сельского хозяйства, в том числе финансовой, определяется особенностями аграрной сферы, требующими создания возможностей для стимулирования роста эффективности ее функционирования. К числу таких особенностей следует отнести: влияние природно-климатических факторов, детерминирующих создание и развитие системы страхования с непосредственным участием государства; неустойчивость цен, колебания которых зависят от рыночной конъюнктуры, характеризующейся низкой эластичностью спроса на аграрную продукцию; низкую степень монополизации аграрного производства по сравнению с другими отраслями экономики; отсутствие интенсивного притока капитала в сельское хозяйство, которое не может иметь большую окупаемость вложений, чем в других сферах деятельности.

Государственная поддержка сельского хозяйства должна осуществляться с использова-

нием административно-правовых и экономических методов и соответствующих им инструментов (см. рис. 1), адекватность которых достижению поставленных государством целей будет определять эффективность функционирования всего механизма такой поддержки в целом.

Механизм государственной поддержки сельского хозяйства охватывает реализацию мер в двух основных направлениях [8, с. 9-10]: -в сфере сельскохозяйственного производства (субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам; на развитие племенного животноводства; поддержку растениеводства, включая компенсацию части затрат по страхованию урожая сельскохозяйственных культур и многолетних насаждений, на приобретение средств химической защиты растений; предоставление консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям);

- социальной сфере села (субсидии молодым специалистам на приобретение или строительство жилья; на целевое финансирование газификации, водоснабжения, дорожного строительства и электрификации). Существующий механизм государственной поддержки сельского хозяйства получил отражение в приоритетном национальном проекте «Развитие АПК». С 2008 г. этот проект трансформировался в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 г. [2; 3].

Рис. 1. Методы и инструменты государственной поддержки сельского хозяйства *

Центральное место в Государственной программе как по масштабам охвата участников, так и по финансированию отведено мероприятиям по достижению финансовой устойчивости сельского хозяйства [9, с. 75], включая пополнение уставных фондов ОАО «Россельхозбанк» и ОАО «Росагролизинг» (см. таблицу).

Первоначальный бюджет раздела на 5 лет составлял 292,7 млрд руб., или 53 % от всего финансирования Госпрограммы из федерального бюджета [9, с. 74-75].

Общий объем финансирования Программы в 2008-2012 гг. за счет федерального бюджета составит 551,3 млрд руб., в том числе в 2008 г. - 76,3 млрд руб., в 2009 г. - 100 млрд руб., в 2010 г. - 120 млрд руб., в 2011 г. - 125 млрд руб., в 2012 г. - 130 млрд руб. [2]. Это вдвое больше, чем за предыдущую пятилетку.

* Источник: [8, с. 9].

На решение проблем развития аграрной сферы экономики в 2006-2008 гг. было направлено принятие 22 федеральных законов (только в

2008 г. - 14), 4 программ и около 100 постановлений Правительства РФ, в которых важная роль отведена финансовым инструментам государственной поддержки (субсидиям и льготным кредитам для аграрных производителей). Ресурсное обеспечение программы в 2008 г. составило 118,7 млрд руб. (64,4 % от общих расходов федерального бюджета на сельское хозяйство), из них на субсидирование процентных ставок по кредитам приходилась преобладающая доля - 64,9 %, или 41,9 % от общего бюджетного финансирования аграрной сферы [8, с. 10]. Объем кредитов в АПК в 2008 г. увеличился в 4,3 раза по сравнению с 2005 г., что позволило стабилизировать производство основных видов сельскохозяйственной продукции.

Таблица

Некоторые направления финансирования достижения финансовой устойчивости

сельского хозяйства, млн руб. *

Наименование Годы

2008 2009 2010 2011 2012

Увеличение уставного капитала ОАО «Россельхозбанк» 55 700 1 000 1 000 1 000 1 000

Взнос Российской Федерации в уставный капитал ОАО «Ро сагр олиз инг» 4 000 2 000

* Источник: [2].

Практически во всех субъектах РФ разработаны перспективные программы развития АПК. Так, в Волгоградской области принята целевая программа «Развитие агропромышленного комплекса Волгоградской области» на 20072010 годы. Общая потребность в финансовых ресурсах на реализацию областной Программы на период 2007-2010 гг. составляет 29 741,8 млн руб., в том числе по источникам: федеральный бюджет - 6 381,9 млн руб.; областной бюджет -3 559,1 млн руб.; бюджеты муниципальных районов - 220,5 млн руб.; собственные средства предприятий АПК - 1 472,2 млн руб.; заемные средства - 18 108,1 млн руб. [6, с. 19-20]. В Волгоградской области более 70 % бюджетного финансирования обеспечивает областной бюджет (см. рис. 2).

Мировой финансовый кризис вызвал необходимость корректировки Госпрограммы. В 2009 г. Минсельхозом РФ подготовлен пакет антикризисных мероприятий в АПК [9, с. 76-77]: увеличен процент субсидирования из федерального бюджета кредитов с 2/3 ставки ЦБ до 80 %, а по молоку и мясу - до 100 %; введено субсидирование краткосрочных кредитов (займов) на 6 месяцев; Минсельхозу РФ выделено 17 млрд руб. для субсидирования

кредитов дополнительно (12,1 млрд руб. на инвестиционные, 4,9 - на краткосрочные кредиты); предложено увеличить срок инвестиционных кредитов на 3 года, субсидировать кредиты на рефинансирование инвестиционных кредитов; в ОАО «Россельхозбанк» в 2009 г. перечислено 45 млрд руб., что позволит банку выдать 411 млрд руб. кредитов; в ОАО «Ро-сагролизинг» направлено 25 млрд руб. на приобретение техники; усовершенствованы правила страхования сельхозтоваропроизводителей, позволяющие повысить надежность страховых компаний; 34 организации АПК включены в список системообразующих компаний РФ; снижена квота на импорт мяса птицы до 952 тыс. т и увеличены внеквотные ставки ввозной таможенной пошлины на мясо домашней птицы и свинину; увеличена ставка ввозной таможенной пошлины на сливочное масло с 0,22 евро за 1 кг до 0,35, сухое молоко - до 20 % от таможенной стоимости. В то же время в пакет антикризисных мер не вошло ни одно мероприятие по поддержке малого сельского бизнеса, а доля программных средств на его развитие сократилась с 7,9 % (43,8 млрд руб. из 551,3 млрд руб.) до 5 %.

я

я

«

я

о

ю

$

(N

г-

о

о

о

(N

(N

О

о

(N

О

о

(N

о

о

(N

О

о

(N

о

о

(N

Г-

О

о

(N

00

о

о

(N

Годы

Рис. 2. Динамика субсидий на поддержку агропроизводства Волгоградской области, млн руб.

8 6 Е.А. Шкарупа. Развитие государственной поддержки сельского хозяйства в России

В целях преодоления негативных тенденций в сельском хозяйстве были приняты решения об увеличении ресурсного обеспечения отдельных направлений его развития. Так, для преодоления дефицита кредитных ресурсов на увеличение уставного капитала «Россельхозбанка» направлено 33,5 млрд руб., в том числе 2 млрд руб. с опережением из бюджета

2009 г. [4, с. 16].

К числу первоочередных задач поддержки сельского хозяйства правомерно отнести: формирование материально-технической базы, инфраструктурное, правовое, научное и кадровое обеспечение сельского хозяйства, поддержку развития внешнеэкономической деятельности; финансовую помощь [7, с. 18], объем которой будет во многом определять перспективы устойчивого развития отрасли.

В то же время целесообразно научно обосновать приоритетные направления развития государственной поддержки, которые определяются функциями АПК и принципами государственного регулирования сферы агропромышленного производства.

В качестве таких основных направлений исследователи и практики выделяют [1, с. 60; 2; 5; 7, с. 19-22; 9; и др.]:

- разработку и реализацию стратегии инновационного обновления сельскохозяйственной отрасли и обеспечение на этой основе конкурентоспособности стратегических товаров (зерна, мяса, молока, сахара);

- содействие интегрированию предпринимательских структур сельского хозяйства в систему рыночных отношений с помощью методов и инструментов государственного регулирования для ориентации их на производство конкурентоспособных товаров;

- достижение устойчивых конкурентных преимуществ на национальном и международных продовольственных рынках хозяйственных структур микро- и мезо-уровня, обеспечивающих развитие агро-продовольственного сектора экономики;

- максимальное использование потенциала аграрного производства;

- создание условий для устойчивого материально-технического обеспечения сельского хозяйства структур путем ин-

новационного обновления его технической базы;

- развитие федерального и регионального лизинга сельхозтехники с помощью дифференциации дотаций, льготного кредитования и налогообложения; разработка и принятие необходимых нормативных актов, регулирующих эту сферу деятельности;

- развитие крупных вертикально интегрированных структур, обеспечивающих функционирование системы получения, распределения и рационального использования финансовых и материальных ресурсов для производства конечной продукции.

Определение проблемы преодоления кризиса в аграрной сфере в качестве приоритетной в то же время не предполагает, что государство обязано в полном объеме предоставить необходимые для этого финансовые ресурсы. Эффективность централизованной финансовой политики заключается в создании благоприятных условий организации софинансирования сельского хозяйства из разных источников с учетом потребностей соответствующего временного периода и конкретного субъекта хозяйствования [6, с. 22]. Важная роль здесь отводится стимулированию развития государственно-частного партнерства.

Таким образом, особая финансовая поддержка в сельском хозяйстве формируется в специфических условиях рискованного производства, низкой инвестиционной привлекательности, сезонности вложения средств, замедленного и незавершенного оборота капитала, долгосрочной реализации инвестиционных проектов и сильной зависимости от заемных источников. Развитие государственной поддержки сельского хозяйства направлено на обеспечение достижения конкурентоспособного, устойчивого и безопасного развития сферы аграрного производства в России на основе реализации стратегии его инновационной модернизации в целом, включая обновление его технической базы; обеспечения на этой основе конкурентоспособности аграрных регионов, их хозяйствующих субъектов и производимых ими стратегических товаров; интегрирования производителей сельскохозяйственной продук-

ции в механизм рыночных отношений; развития крупных вертикально интегрированных корпоративных структур в регионах аграрной специализации; стимулирования государственно-частного финансирования развития сельского хозяйства.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Буздалов, И. Н. Сельское хозяйство как приоритетное направление господдержки / И. Н. Буздалов // АПК: экономика, управление. - 2009. -№4.- С. 57-61.

2. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия (на 2008-2012 годы). - Электрон. текстовые дан. -Режим доступа: http://www.rost.ru/agriculture /agriculture_doc2_31.doc.

3. О предварительных итогах реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» в 2006-2007 годах, мероприятиях и параметрах проекта в 2008 году, а также направлениях работы на долгосрочную перспективу // Официальный интернет-портал Министерства сельского хозяйства Российской Федерации. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.mcx.ru/news/news /show/2657.182.htm.

4. О реализации в 2008 году государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы и задачах на перспективу // Приоритетные национальные проекты: «Развитие АПК». - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.rost.ru/main/docs/Programma.pdf.

5. Петриков, А. Государственная поддержка сельского хозяйства крепнет / А. Петриков // Экономика сельского хозяйства России. - 2009. -№6.- С. 8-13.

6. Попова, Л. В. Финансово-кредитный механизм воспроизводства капитала в агроформированиях : автореф. дис. ... д-ра экон. наук / Л. В. Попова. - Волгоград, 2008. - 44 с.

7. Шихсаидов, Д. Х. Совершенствование методов и механизмов государственной поддержки сельского хозяйства Дагестана : автореф. дис. ... канд. экон. наук / Д. Х. Шихсаидов. - Махачкала, 2009. - 30 с.

8. Юткина, И. П. Развитие системы государственной поддержки сельского хозяйства : автореф. дис. ... канд. экон. наук / И. П. Юткина. - Саранск, 2009. - 22 с.

9. Янбых, Р. О национальном докладе по развитию сельского хозяйства и антикризисных мерах в аграрном секторе / Р. Янбых // Экономико-политическая ситуация в России. - 2009. - № 7. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.iet.ru /files/text/trends/07-09.pdf.

DEVELOPMENT OF THE STATE SUPPORT OF AGRICULTURE IN RUSSIA

E.A. Shkarupa

The basic methods and tools of state support of agriculture are revealed. The current situation concerning state support of agriculture in Russia is considered, and priority directions of state support development of agriculture are offered.

Key words: state support of agriculture, the 2008-2012 Government program of agricultural development and regulations at the markets of agricultural production, raw materials, and the foodstuffs, the priority national project «Agrarian and Industrial Complex Development».

88

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Е.А. Шкарупа. Развитие государственной поддержки сельского хозяйства в России

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.