Научная статья на тему 'Система бюджетного финансирования сельскохозяйственного производства Пензенской области: состояние, проблемы, эффективность'

Система бюджетного финансирования сельскохозяйственного производства Пензенской области: состояние, проблемы, эффективность Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
96
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕНЗЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ / ЭКОНОМИКА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чалов С.П.

Дается оценка существующему уровню государственной поддержки Пензенской области, при котором, по мнению автора, не может увеличиться число направлений поддержки субъектов хозяйствования. Основным недостатком сложившейся системы государственной поддержки сельского хозяйства является отсутствие связи между объемом выделяемых средств и оценкой эффективности их использования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система бюджетного финансирования сельскохозяйственного производства Пензенской области: состояние, проблемы, эффективность»

СИСТЕМА БЮДЖЕТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГОПРОИЗВОДСТВА

ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ: СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ, ЭФФЕКТИВНОСТЬ

С. П. ЧАЛОВ, аспирант кафедры управления агропромышленного комплекса E-mail: votrix@rambler.ru Пензенская государственная сельскохозяйственная академия

Дается оценка существующему уровню государственной поддержки Пензенской области, при котором, по мнению автора, не может увеличиться число направлений поддержки субъектов хозяйствования. Основным недостатком сложившейся системы государственной поддержки сельского хозяйства является отсутствие связи между объемом выделяемых средств и оценкой эффективности их использования.

Ключевые слова: Пензенская область, экономика, государственная поддержка, сельское хозяйство, эффективность.

Объемы государственной поддержки агропромышленного комплекса (АПК) резко уменьшились в 1990-егг. Это привело к неравноценному товарообмену между сельским хозяйством и промышленностью. В результате большинство сельскохозяйственных организаций лишилось собственных источников финансирования — амортизационных отчислений и прибыли, а инвестиционная активность в аграрном производстве снизилась до критических размеров.

Федеральный закон от 14.07.1997 № 100-ФЗ «О государственном регулировании агропромышленного производства» положил начало формированию системы нормативно-правового регулирования сельского хозяйства. Заметно возросли ассигнования на поддержку и развитие приоритетных направлений аграрного сектора экономики. Однако остаются проблемы с формированием единой методологии планирования, распределения и эффективного использования бюджетных средств. Вопросы направлений и размеров государственной

поддержки сельского хозяйства, имеющие огромное значение для развития АПК, вызывают острую дискуссию. Проблему усугубляет то, что в России не существует общепринятой методики, позволяющей оптимально распределять выделяемые сельскому хозяйству бюджетные средства.

Из отраслей материального производства сельское хозяйство Пензенской области является второй по значимости. На его долю приходится шестая часть валового регионального продукта (ВРП) области и третья часть созданных в сфере производства товаров. В 2000—2008 гг. удалось преодолеть негативные явления в АПК области и обеспечить экономический рост. В 2008 г. по сравнению с 2000 г. объемы сельскохозяйственного производства возросли на 54,7%. Среднегодовой прирост продукции сельского хозяйства за этот период составил 5,6 %. Во многом этому способствовала активизация инвестиционной деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей. В 2008 г. по сравнению с 2005 г. объемы инвестиций в сельское хозяйство возросли в 2,2 раза.

В 2007 г. в Пензенской области разработана и утверждена областная целевая программа «Развитие сельского хозяйства Пензенской области (2008—2012 годы)». Пензенская область занимает одно из ведущих мест в Приволжском федеральном округе (ПФО) по производству сельскохозяйственной продукции. В 2008 г. ее объем в целом по отрасли в фактически действовавших ценах составил 29,5 млрд руб. и вырос по сравнению с 2007 г. на 32,4%.

Около 47 % общего объема аграрной продукции произведено на сельскохозяйственных пред-

приятиях — 13,8 млрд руб., рост ее производства в 2008 г. составил 28,9 %. Число убыточных хозяйств в области по сравнению с 2002 г. сократилось более чем в три раза. Однако произошло это не только в связи с ростом уровня рентабельности финансово-хозяйственной деятельности, но и за счет того, что число хозяйств сократилось в2,3 раза.

По итогам 2008 г. 233 крупных и средних сельскохозяйственных предприятия получили 2 988,1 млн руб. прибыли, 62 — убыток в размере 1617,1 млн руб. (сумма убытка на одно убыточное хозяйство возросла по сравнению с 2007 г. на 24,1 %). Тем не менее балансовая прибыль составила 1 371 млн руб. при уровне рентабельности продукции сельского хозяйства 20,6%. Финансовые результаты деятельности крупных и средних сельскохозяйственных организаций области за последние годы отражены в табл. 1 [1].

За данный период существенно изменилась структура источников инвестиций в сельскохозяйственное производство: значительно сократилась доля собственных средств (с 42,6 до 27,0 %), соответственно, выросла доля привлеченных средств (с 57,4 до 76,7 %), а именно, доля банковских кредитов (с 47,4 до 67,5 %). Что касается бюджетного

Финансовые результаты деятельности крупных и средни

финансирования, то его доля ничтожно мала. Если в 1995 г. почти четвертая часть (24%) инвестиций в сельское хозяйство финансировалась за счет средств федерального и регионального бюджетов, то в 2008 г. этот показатель составляет всего 1,5 % (табл. 2). Дальнейшее развитие сельскохозяйственного производства региона невозможно без активизации инвестиционной политики, направленной на концентрацию государственных ресурсов на приоритетных направлениях.

Во многих регионах средства федерального бюджета составляют 10—12% от общего размера региональной поддержки, т. е. механизм господдержки сельского хозяйства пока направлен на использование в большей степени бюджетных средств регионов, чем федеральных. В Пензенской области, начиная с 2007 г., ситуация обстоит иначе. Сумма финансирования сельского хозяйства из федерального бюджета превышает сумму областных субсидий. В структуре средств государственной поддержки сельскохозяйственных производителей прослеживается тенденция передачи основного объема субсидирования сельского хозяйства с регионального уровня на федеральный. Если в 2005 г.

Таблица 1

сельскохозяйственных организаций Пензенской области

Показатель Год

2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008

Число хозяйств, ед. 608 532 494 402 356 305 295

В том числе убыточных, % 64 49 40 43 36 20 21

Сумма убытка на одно убыточное хозяйство, тыс. руб. 1 825 1 342 2 056 2 845 4 002 5 421 6 727

Балансовая прибыль (убыток), млнруб. -468,5 87,6 291,5 190,3 468,9 1 225,8 1 371,0

Уровень рентабельности (убыточности) по всей финансово-хозяйственной деятельности, % -13,5 2,3 6,5 4,3 7,9 17,8 16,1

Уровень рентабельности (убыточности) продукции сельского хозяйства, % -3,6 15,0 9,3 16,4 21,0 29,4 20,6

В том числе:

растениеводство 10,7 38,1 28,1 16,4 23,5 40,3 25,7

животноводство -13,2 -2,7 -3,8 16,4 18,7 20,9 16,9

Таблица 2

Структура капитальных вложений в АПК Пензенской области по источникам финансирования, %

Инвестиции Год

1995 2000 2005 2006 2007 2008

Инвестиции в основной капитал — всего, млн руб. 539,9 872,5 1 075,2 1 707,3 2 671,5 4 045,9

В том числе:

собственные средства 60,2 96,3 42,6 28,0 27,0 23,3

привлеченные средства Из них: 39,8 3,7 57,4 72,0 73,0 76,7

кредиты банков 12,6 - 47,4 62,4 66,1 67,5

заемные средства 3,3 - 7,6 3,8 4,9 5,0

средства федерального бюджета 18,9 2,9 0,2 0,4 0,6 1,0

средства бюджетов субъектов Федерации 4,4 0,3 0,9 1,7 0,4 0,5

Прочие 0,6 0,5 1,3 3,7 1,0 2,7

доля центра в финансировании отрасли составляла 35,1 %,тов2008г. — 67,5%,т. е. бюджетные ассигнования области составляют третью часть средств.

В Пензенской области бюджетная поддержка в среднем за последние три года осуществляется по 19—22 направлениям, но имеетчетко обозначенные приоритеты — субсидирование процентной ставки Центрального Банка РФ по кредитам; развитие молочного животноводства и зернового хозяйства; социальное развитие села; рациональное использование земельных ресурсов и укрепление технического потенциала сельского хозяйства (табл. 3).

Несмотря на то, что в 2008 г. финансирование из федерального бюджета возросло, общий размер

государственной поддержки сельского хозяйства Пензенской области уменьшился по сравнению с 2007 г. почти на 20% и составил около 1,5 млрд руб. Произошло это из-за сокращения областной бюджетной поддержки на18 %.

В структуре бюджетных средств, выделенных сельскому хозяйству в 2008 г., основную долю (свыше 70 %) занимали субсидии. Из них 47,9 % приходилось на компенсацию части процентной ставки по кредитам (717 841 тыс. руб.), 16,2 % — на развитие животноводства (243 113тыс. руб.), 15,2% — на финансирование мероприятий по растениеводству (228 246тыс. руб.), свыше 10,3 % — на возмещение части стоимости топлива для проведения сельско-

Таблица 3

Структура государственной поддержки сельского хозяйства Пензенской области

Вид субсидий 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. (лимит)

Ткс. руб. Доля в общем объеме, % Ткс. руб. Доляв общем объеме, % Ткс. руб. Доляв общем объеме, % Ткс. руб. Доляв общем объеме, % Ткс. руб. Доля в общем объеме, %

Животноводство 18 464 5,0 18 772 2,6 30 932 1,7 234 564 15,6 62 315 3,6

Элитное семеноводство 2 600 0,7 6 370 0,9 7 547 0,4 10 734 0,7 8 328 0,5

Производство льна и конопли 974 0,3 902 0,1 1 160 0,1 2 371 0,2 3 454 0,2

Садоводство 3 122 0,8 3 150 0,4 207 0,0 93 0,0 12 694 0,7

Страхование 3 865 1,0 24 606 3,4 43 646 2,4 45 442 3,0 30 416 1,8

Повышение плодородия почв 2 991 0,8 2 835 0,4 2 000 0,1 153 522 10,2 1235 0,1

Приобретение средств защиты растений 41431 11,0 12 999 1,8 18 231 1,0 16 084 1,1 140 862 8,2

Компенсация части процентной ставки по кредитам 109 827 29,5 205 216 28,4 913 288 49,4 717 841 47,9 1 250 314 72,5

Приобретение дизельного топлива — — 80 620 11,2 128 403 6,9 155 182 10,3 2 626 0,2

Социальное развитие села 31 896 8,6 22 179 3,1 491 130 26,6 78 031 5,2 149 659 8,7

Техническое оснащение АПК — — 269 794 37,3 170 842 9,2 75 875 5,1 8 730 0,5

Приобретение сельскохозяйственной техники на условиях лизинга 28 547 7,7

Развитие птицеводства 3 020 0,8 17 354 2,4 31 100 1,7 8 549 0,6 - -

Научные разработки в АПК 1990 0,5 2 000 0,3 2 000 0,1 1 077 0,1 24 386 1,4

Возмещение ущерба в связи с гибелью посевов 97213 26,1 55 237 7,6 — — — — — —

Развитие системы сельскохозяйственных производственных кооперативов (СПК) 20 900 1,2

Прочие субсидии 67 0,0 788 0,1 7 256 0,4 233 0,0 7 202 0,4

Всего... 372 692 100 722 822 100 1 847 742 100 1 499 598 100,0 1 723 121 100

Из них: областной бюджет федеральный бюджет 241 912 130 780 64,9 35,1 410 797 312 025 56,8 43,2 856560 991182 46,4 53,6 488 064 1 011 534 32,5 67,5 531 846 1191275 30,9 69,1

хозяйственных работ (155 182тыс. руб.). На федеральные целевые программы в 2008 г. израсходовано в общей сумме более 231 млн руб., что составляет 15 % от всей государственной поддержки. Выросла, хотя и незначительно, доля инвестиций в основные фонды — с 2,4 % в 2007 г. до 4,1 %. На взгляд автора, при таком уровне поддержки Пензенская область не может расширять число направлений поддержки субъектов хозяйствования АПК.

Такая же картина наблюдается по субсидированию процентной ставки по кредитам. В 2008 г. из федерального бюджета на эти цели было выделено 480,8 млн руб. (67,0 %), что более чем в 2 раза превышает субсидии из областного бюджета (237,1 млн руб.).

Если в 2005—2006 гг. наибольшая доля средств отводилась субсидированию процентной ставки по краткосрочным кредитам, то в 2008 г. на первое место вышли субсидии на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (68,4%). Также увеличилась доля возмещения по кредитам, предоставленным гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство: в 2007 г. — 497,4 млрд руб. (54,5%), в 2008 г. - 74,8 млрдруб. (10, 4%).

Особого внимания заслуживает тот факт, что на компенсацию части процентной ставки по кредитам в 2009 г. выделен лимит денежных средств свыше 1,25 млрд руб. (72,5 % от всей государственной поддержки), что на 74,2% больше, чем в 2008 г. Доля федерального бюджета составляет 72,3%, что на 7,9 % больше, чем в 2008 г. Соответственно доля областного бюджетасократиласьдо27,7% (—16,1 %).

Увеличилась доля субсидирования процентной ставки по кредитам, полученным крестьянскими (фермерскими)хозяйствами: с 0,8 % (7,5 млрдруб.) в2007г. до5,9% (74,1 млрдрубв2009г.). Неизменно высоким остается доля субсидий по возмещению части процентной ставки по краткосрочным кредитам: 21,2 %в 2008 г., 21,7 — в 2009 г.

Россельхозбанк в последние годы активно разворачивает свою деятельность на сельской территории области, так как на него возложены функции одного из основных исполнителей приоритетного национального проекта «Развитие АПК». На фоне стабилизации финансового состояния сельскохозяйственных производителей существенно изменилась качественная структура взаиморасчетов сельскохозяйственных организаций.

Если в 2000г. из общей суммарной задолженности по обязательствам на кредиторскую задолженность приходилось 88,3%, то к 2008г. этот показатель снизился до 26,2 %. При этом доля задолженности по кредитам банков и займам воз-рослас 11,6до 73,8%.

Наибольшую долю в объеме кредитных средств занимают ОАО «Россельхозбанк» и Пензенский филиал Сбербанка России. В целом по области краткосрочные кредиты преобладают над инвестиционными (на 262 450тыс. руб.). Объемы кредитных средств, полученных сельскохозяйственными товаропроизводителями Пензенской области на 01.01.2009, достигли 6,55 млрд руб. (табл. 4).

Пензенское отделение Сбербанка России (ОСБ) за последние годы выдало больше инвестиционных кредитов (на 320 ОООтыс. руб.), а ОАО «Россельхозбанк» — краткосрочных (в 1,65 раза). За счет расширения ресурсной базы Россельхозбанк намечает резко увеличить объемы долгосрочных инвестиционных кредитов в сферу АПК, что позволит кардинальным образом изменить экономическую ситуацию в отрасли, совершить инвестиционный рывок и существенно укрепить продовольственную безопасность России.

За время действия приоритетного национального проекта «Развитие АПК» по направлению «Ускоренное развитие животноводства» и реализации Программы развития сельского хозяйства в

Таблица 4

Объемы кредитных средств, вложенных в аграрный сектор Пензенской области, нарастающим итогом по состоянию на 01.01.2009, тыс. руб.

Поступило кредитных В том числе по кредитным организациям

Вид кредита средств на ссудный ОАО «РСХБ» Сбербанк Прочие Кредитные

счет заемщика России банки кооперативы

Краткосрочные кредиты 2 996 937 1419120 1 552 817 25 000 0

Инвестиционные кредиты — всего 2 734 487 861 670 1 872 817 0 0

В том числе на технику и технологичес- 873177 804 670 68507 0 0

кую модернизацию на срок до Юлет

Кредиты на развитие малых форм хо- 788 367 669 923 92 449 3 400 22 595

зяйствования

Кредиты на развитие промышленного рыболовства 31 001 300 30 701 0 0

Всего... 6550 792 2 951013 3518 083 28400 22 595

регионе велось обновление сельскохозяйственной техники и оборудования для животноводческих ферм и птицефабрик. На эти цели были выданы инвестиционные кредиты на срок свыше двух лет, принятые к субсидированию, на сумму свыше 2,7 млрд руб. Кроме этого, Россельхозбанк (РСХБ) выдал инвестиционный кредит ЗАО «Союз-Агро» Земетчинского района в размере 2 780,4 долл. на приобретение импортной сельскохозяйственной техники (табл. 5).

Первая и наиболее актуальная на текущий момент проблема, с которой столкнулись организации АПК в условиях кризиса — повышение ставок, дефицит и ужесточение условий выдачи кредитных ресурсов. С лета2008 г. кредитные ставки возросли в среднем на 4 % и с марта 2009 г. Пензенский филиал Россельхозбанка кредитует сельхозтоваропроизводителей под 19 % годовых. Это не могло не сказаться на количестве выданных кредитов с начала 2009 г. Краткосрочных кредитов в начале 2009 г. по сравнению с аналогичным периодом в 2008 г. было выдано меньше на 55 %, по инвестиционным кредитам снижение составило 25 %.

В настоящее время в условиях финансово-экономического кризиса и ограниченности бюджетных средств, выделяемых на поддержку села, наиболее актуальной является проблема повышения эффективности государственной поддержки сельского

хозяйства. Основным недостатком сложившейся системы государственной поддержки сельского хозяйства является отсутствие связи между объемом выделяемых средств и оценкой эффективности их использования. Создание системы автоматизированного учета бюджетных средств, ведение общероссийского реестра бюджетополучателей, контроль за целевым использованием субсидий — вот основные направления по повышению эффективности использования бюджетных средств. Необходимо выработать единые критерии контроля и оценки использования средств государственной поддержки, направляемыхв отрасль.

Управление сельского хозяйства Пензенской области совместно с Пензенской государственной сельскохозяйственной академией и Пензенским НИИ сельского хозяйства уже несколько лет проводят исследования по формированию рационального и эффективного механизма государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей. Разработана серия рекомендаций и методик, связанных с планированием размеров поддержки, распределением бюджетных ассигнований и их эффективным использованием. Осуществляется постоянный мониторинг эффективности использования бюджетных ассигнований районными управлениями сельского хозяйства и Министерством сельского хозяйства Пензенской области. Будущие

Таблица 5

Инвестиционные кредиты на срок свыше двух лет, принятые к субсидированию по Пензенской области в 2008 г., тыс. руб.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Район Сумма кредита Банк Назначение кредита

Белинский 43 365,4 РСХБ Строительство птичника, приобретение сельскохозяйственной техники

Камешкирский 24 347,7 РСХБ Сельскохозяйственная техника

Колышлейский 39 198,6 РСХБ Сельскохозяйственная техника

Каменский 672 544,5 РСХБ Сельскохозяйственная техника

Пензенский 27 392,7 РСХБ, ОСБ Сельскохозяйственная техника

Мокшанский 11 761,3 РСХБ, ОСБ Сельскохозяйственная техника, приобретение племенного скота

Спасский 28 054,0 РСХБ, ОСБ Сельскохозяйственная техника

Башмаковский 26 134,4 РСХБ, ОСБ Сельскохозяйственная техника

Бессоновский 1 615 000,0 РСХБ, ОСБ Реконструкция птичника

Земетчинский 52 556,1 + (2 780,4долл.) РСХБ, ОСБ Сельскохозяйственная техника

Пачелмский 46 185,9 РСХБ, ОСБ Реконструкция птичника, сельскохозяйственная техника

Шемышейский 59 898,9 РСХБ, ОСБ Сельскохозяйственная техника

Неверкинский 6 744,6 РСХБ Сельскохозяйственная техника

Н-Ломовский 3 906,0 РСХБ Сельскохозяйственная техника

Тамалинский 4 510,0 ОСБ Сельскохозяйственная техника

Наровчатский 7 752,6 РСХБ Сельскохозяйственная техника

Городищенский 53 208,6 РСХБ Сельскохозяйственная техника

Кузнецкий 5 632,1 РСХБ, ОСБ Сельскохозяйственная техника

Всего... 2 728 193,4 + (2 780,4долл.) - -

Таблица 6

Эффективность использования средств господдержки сельхозпредприятиями Пензенской области

Отклонение

Показатель 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2008 г. в%от

2005 г. 2007 г.

Стоимость валовой сельскохозяйственной продукции, 15 988 18 294 22 276 29 506 184,6 132,5

млн руб.

Бюджетная поддержка сельскохозяйственных 372,7 772,8 1 847,7 1 499,6 402,4 87,7

товаропроизводителей, млн руб.

Доля бюджетной поддержки в стоимости продукции, % 2,3 4,2 8,3 5,1 - -

Объем поддержки в расчете на 1 000 руб. валовой 23 42 83 51 221,7 61,4

продукции сельского хозяйства, руб.

Площадь сельскохозяйственныхугодий области, тыс. га 3 046,4 3 045,7 3 044,4 3 043,9 99,92 99,98

Объем поддержки в расчете на 100 га сельскохозяйственных 12 334 25 373 60 692 49 265 399,4 81,2

угодий, руб.

получатели бюджетных субсидий предоставляют свои проекты и бизнес-планы в Минсельхоз России, где специальная комиссия определяет их качество, эффективность и возможность реализации в сельскохозяйственном производстве.

Проведенный анализ эффективности бюджетных ассигнований, выделяемых на поддержку сельского хозяйства Пензенской области, путем соотношения прироста валовой продукции и объема господдержки показал, что за последние три года наиболее эффективно бюджетные средства использовались в 2007 г. (табл. 6).

Объем государственной поддержки в расчете на 1 ООО руб. валовой продукции сельского хозяйства за анализируемый период увеличился более чем в 2 раза: с 23 руб. в 2005 г.до51 руб. в 2008 г.

Однако по сравнению с 2007 г. произошло снижение на38,6 %.

В 2008 г. на долю государственной поддержки приходится 5,1% стоимости валовой сельскохозяйственной продукции. Этот показатель несколько ниже среднего по стране (6 %) и значительно ниже, чем в зарубежных странах (в ЕС — 36%, в США - 18%) [2].

Увеличение объема выделяемых средств в расчете на 100 га сельскохозяйственных угодий (почти в 4 раза за рассматриваемый период) объясняется лишь значительным ростом самой поддержки, так как площадь используемых сельхозпредприятиями области угодий практически не изменилась (—0,08 %). Субсидии, полученные сельскохозяйственными предприятиями области в 2008 г., лишь незначительно позволили повысить рентабельность сельскохозяйственного производства с 17 до 20,7%. В среднем на одно хозяйство Пензенской области приходится 5 083,4тыс. руб. государственной поддержки. Без государственной

поддержки многие сельскохозяйственные организации области имели бы значительные убытки, а субсидии позволяют им компенсировать затраты на производство. Поскольку хозяйства отличаются по уровню экономического развития. При определении требуемых средств нужно использовать дифференцированный подход с учетом природных и экономических условий их функционирования. Это будет способствовать выравниванию условий хозяйствования в регионе. Слабые хозяйства получат шанс на сохранение и развитие своего производства. Также повышению эффективности государственной поддержки может способствовать дифференцирование ставок субсидий в зависимости от достигнутого уровня эффективности производства. Например, считаем обоснованным использование дифференцированных ставок субсидий на приобретение элитных семян в зависимости от достигнутой урожайности.

Таким образом, необходимо всестороннее методическое обоснование оценки эффективности бюджетной поддержки сельского хозяйства, что будет способствовать ускорению технической и технологической модернизации производства, повышению конкурентоспособности аграрной экономики.

Список литературы

1. Сельское хозяйство Пензенской области за 2008 год: стат. бюллетень. Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Пензенской области. Пенза, 2009.

2. Ушачев И. Перспективы развития агропромышленного комплекса России / АПК: экономика, управление. 2008. № И. С. 17—20.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.