Научная статья на тему 'Особенности финансовой поддержки малых форм хозяйствования в Пезенской области'

Особенности финансовой поддержки малых форм хозяйствования в Пезенской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
118
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / КРЕСТЬЯНСКИЕ ХОЗЯЙСТВА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / ПЕНЗЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коротнев В.Д., Чалов С.П.

В статье отмечается, что малым формам хозяйствования принадлежит важное место в агропромышленном комплексе, так как они производят более 50% общего объема валовой продукции сельского хозяйства. Утверждается, что поддержка малых форм хозяйствования в сельской местности становится все более актуальным вопросом. Пензенская область относится к регионам с перспективным развитием малого предпринимательства. Но существует ряд проблем, препятствующих развитию малых форм хозяйствования в сельской местности региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности финансовой поддержки малых форм хозяйствования в Пезенской области»

Развитие АПК

УДК 631.115.1(470.40)

ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛЫХ ФОРМ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ В ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

В.Д. КОРОТНЕВ, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой управления АПК E-mail: sha_penza@.mail.ru

С. П. ЧАЛОВ, аспирант кафедры управления АПК E-mail: votrix@rambler.ru Пензенская государственная сельскохозяйственная академия

В статье отмечается, что малым формам хозяйствования принадлежит важное место в агропромышленном комплексе, так как они производят более 50 % общего объема валовой продукции сельского хозяйства. Утверждается, что поддержка малых форм хозяйствования в сельской местности становится все более актуальным вопросом. Пензенская область относится к регионам с перспективным развитием малого предпринимательства. Но существует ряд проблем, препятствующих развитию малых форм хозяйствования в сельской местности региона.

Ключевые слова: агропромышленный комплекс, крестьянские хозяйства, государственная поддержка, Пензенская область.

Для динамичного развития малого и среднего бизнеса, особенно в некоторых видах экономической деятельности, необходима помощь государства в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства. Федеральный закон от24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» определяет следующие формы поддержки малого и среднего бизнеса: — финансовая;

— имущественная;

— информационная;

— консультационная.

Несмотря на усиление финансовой поддержки села со стороны государства в последние годы, проблемы, существующие в аграрной отрасли, не устранены. Малым формам хозяйствования принадлежит важное место в агропромышленном комплексе, так как они производят более 50% общего объема производства валовой продукции сельского хозяйства. У малого бизнеса существует больше возможностей смягчить острые последствия экономического кризиса, расширить сферу приложения труда, принять потоки излишней рабочей силы из городов. Поэтому поддержка малых форм хозяйствования в сельской местности становится все более актуальным вопросом.

Повышение финансовой устойчивости малых форм хозяйствования на селе является одним из направлений государственной программы, в рамках которой предусмотрено предоставление субсидируемых кредитов в размере не менее 95 % ставки рефинансирования и 5 % за счет средств бюджетов субъектов РФ. В 2006—2009 гг. малые формы хозяйс-

твования поддерживались в рамках приоритетного национального проекта «Развитие АПК». Часть мероприятий из этого проекта перешла в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на2008—2012гг Однако на помощь малому сельскому бизнесу в рамках этой программы было запланировано только 7,9% от всех предусмотренных средств (43,8 млрд руб.). Эта доля снизилась до 5 % после увеличения уставного фонда ОАО «Россельхозбанк», который по состоянию на 01.04.2009 составил 106,22 млрд руб. В рамках антикризисной программы Правительство РФ в 2008—2009 гг. направило на его пополнение 80 млрд руб., что составляет 80 % от суммы, выделенной на все мероприятия для достижения финансовой устойчивости сельского хозяйства.

В 2009г. было заключено 147,4тыс. кредитных договоров, подлежащих субсидированию, на общую сумму 41,4млрд руб. В том числе:

— с крестьянскими (фермерскими) хозяйствами (КФХ) —14,7 млрд руб.;

— с личными подсобными хозяйствами (ЛПХ) — 22,6 млрдруб.;

— с сельскохозяйственными потребительскими кооперативами (СПК) — 4,1 млрдруб. (рис. 1).

Наибольшую долю субсидированных кредитов получили малые субъекты хозяйствования Приволжского (30,6 %) и Южного (26,3 %) федеральных округов. Пензенская обл. относится к регионам с перспективным развитием малого предпринимательства. Дальнейшее развитие сельскохозяйственного производства региона невозможно без активизации инвестиционной политики, направленной на концентрацию государственных ресурсов на приоритетных направлениях. Современный механизм кредитования ставит сельских товаропроизводителей в тяжелые условия. Положительным моментом является возмещение части процентной ставки за пользование кредитами кредитных организаций, но на этом государственное регулирование денежного кредитования заканчивается. Пока еще слабо отрегулирован механизм предоставления льготных кредитов.

В Пензенской обл. разработан Порядок возмещения за счет средств бюджета Пензенской области части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным предприятиями агропромышленного комплекса. Данный документ устанавливает механизм возмещения части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в банках, следующим категориям заемщиков:

Рис. 1. Структура выданных в РФ субсидированных кредитов малым формам хозяйствования в 2009 г., %: ЛПХ — личные подсобные хозяйства;

КФХ — крестьянские (фермерские) хозяйства;

СПК — сельскохозяйственные потребительские кооперативы

— сельскохозяйственным товаропроизводителям, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, птицеводческим предприятиям, районным агропромышленным объединениям (РАО);

— сельскохозяйственным потребительским кооперативам;

— сельскохозяйственным товаропроизводителям, привлекающим кредиты на реализацию инвестиционных проектов: на срок до 5 лет;

— пищевым и перерабатывающим предприятиям агропромышленного комплекса;

— птицефабрикам Пензенской обл., являющимся получателями субсидий из федерального бюджета по кредитам, привлеченным на реализацию инвестиционных проектов (на срок до пяти лет);

— крестьянским (фермерским) хозяйствам и гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, по займам, полученным в сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативах на покупку сельскохозяйственной техники.

Субсидии предоставляются заемщикам из расчета двух третьих учетной ставки Банка России, действующей на день вступления в силу ежегодно принимаемых законов о бюджете Пензенской обл. В случае если процентная ставка, установленная в кредитном договоре, ниже учетной ставки Банка России, расчет компенсации производится от процентной ставки, установленной в договоре. По займам, привлекаемым крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, на покупку сельскохозяйственной техники, субсидии предоставляются из расчета 100 % ставки рефинансирования Банка России, действующей на дату предоставления зай-

ма сельскохозяйственного потребительского кредитного кооператива. По кредитам, привлеченным птицефабриками Пензенской обл. нареализацию инвестиционных проектов на срок до 5 лет, являющимися получателями субсидий по соответствующим кредитным договорам из федерального бюджета, субсидии предоставляются из расчета одной третьей учетной ставки Банка России.

Главным распорядителем средств бюджета Пензенской обл., выделяемых на предоставление субсидий для возмещения части затрат на уплату процентов по вышеуказанным кредитам, является Управление сельского хозяйства Пензенской области, которое утверждает распределение объемов субсидий по районам, в том числе для крестьянских (фермерских) хозяйств, пищевых и перерабатывающих предприятий в пределах общего объема утвержденных лимитов и организует работу по предоставлению субсидий заемщикам.

Управление сельского хозяйства Пензенской области формирует в пределах выделенных лимитов перечень заемщиков на основании представленных заявлений с приложением заверенных банком копий кредитных договоров, графиков погашения кредитов, суммы процентов по ним и плановой суммы субсидий. При сроке пользования кредитом свыше одного календарного года расчет плановой суммы субсидий составляется в разрезе лет.

Управление сельского хозяйства Пензенской области и Министерство финансов Пензенской области вправе требовать от заемщиков любую дополнительную информацию, необходимую для принятия решения о предоставлении субсидий. Субсидии не предоставляются:

— по процентам, начисленным и уплаченным на просроченную ссудную задолженность в случае, если допущена просрочка платежа более 10 дн.;

36,6

40 -

35 -

30

25 -

20 -

15 -

10 -

5

0

1991

^ Пензенская область

36,2

35,4

1995

2000

1 Приволжский федеральный округ П Российская Федерация

Рис. 2. Доля сельского населения в общей численности населения в 1991-2009гг.,%

— заемщикам, имеющим просроченную задолженность по бюджетным кредитам, предоставленным из бюджета Пензенской обл.;

— заемщикам, имеющим просроченную задолженность по выплате заработной платы, уплате налогов в консолидированный бюджет Пензенской обл. на момент представления пакета документов на субсидирование;

— по договорам вексельного кредитования, а также в случае, если кредиты изначально были использованы заемщиками на покупку векселей;

— в случае, когда разрыв во времени между оплатой товарно-материальных ценностей и их фактической поставкой превышает один календарный месяц (если иное не предусмотрено договором).

Организациям с иностранными инвестициями субсидии для возмещения части затрат на уплату процентов не предоставляются. Снижение уровня налоговых платежей в консолидированный бюджет Пензенской обл. по пищевым и перерабатывающим предприятиям агропромышленного комплекса, птицефабрикам, привлекшим коммерческие кредиты на реализацию инвестиционных проектов, в период освоения инвестиционного проекта к уровню платежей предынвестиционного периода (на 7 % в первый и во второй годы освоения проекта, на 10% в третий год освоения проекта) является основанием для отказа в предоставлении субсидий. В случае восстановления необходимого уровня платежей в последующий квартал (нарастающим итогом) субсидии выплачиваются как за последний отчетный, так и за предшествующий ему период. Выплата субсидий прекращается в случае выявления нецелевого использования кредитных ресурсов, продажи товарно-материальных ценностей или передачи в аренду другим юридическим лицам, демонтажа закупленного оборудования до истечения срока пользования данным кредитом.

Одной из острейших проблем и устойчивых тенденций современности является сокращение и старение сельского населения. С каждым годом численность сельского населения Пензенской обл. уменьшается. Если в середине прошлого века доля сельского населения области была более 80%, то в настоящее время — 33,5 % (26,9 и 29,1 % — в Российской Федерации и по Приволжскому федеральному округу соответственно). К 2012г., по прогнозным оценкам демогра-

33,5

2009

фической ситуации в регионе, доля сельского населения снизится и составит около 32 % (рис. 2).

Среди 14 субъектов Приволжского федерального округа индекс производства продукции сельского хозяйства в 2009 г. в хозяйствах всех категорий Пензенской обл. составил 105,7% (3-е место). Это на 4,5 % больше, чем по Российской Федерации в целом. В регионе уделяется особое внимание развитию малых форм хозяйствования в аграрном секторе экономики, так как из года в год возрастает их доля в производстве продукции сельского хозяйства региона (табл. 1).

Анализ данных табл. 1 показывает, что на протяжении последних лет наибольший удельный вес в производстве продукции сельского хозяйства региона занимают хозяйства населения — в среднем 49,8 %. В то же время в производстве сельхозпродукции наблюдается увеличение удельного веса крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей (с 3,3 в 2005г. до 5,6% в 2009г.).

Количество КФХ на 01.01.2010 составило 2 703 ед. (увеличение за год составило 15,4%), средний размер земельного участка достиг 225 га.

Основными направлениями государственной программы по поддержке малого сельского бизнеса являются:

— обеспечение доступа ЛПХ, КФХ и СПК к кредитам;

— развитие системы сельскохозяйственной кредитной кооперации;

— создание и развитие сети сельскохозяйственных потребительских кооперативов по снабжению, сбыту и переработке сельскохозяйственной продукции.

В Пензенской обл. основные цели и индикаторы мероприятий по поддержке малых форм

Структура производства продукции сельского хо

в 2004

хозяйствования на селе в 2009 г. были достигнуты. Годовой прирост сельскохозяйственной продукции в крестьянских (фермерских) хозяйствах и у индивидуальных предпринимателей в фактически действовавших ценах составил в 2009 г. 2,6% (в среднем по России — снижение на 6,1 %), прирост сельхозпродукции в хозяйствах населения — 12,3 % (по России — 10,8 %).

Объемы кредитов и займов, полученных малыми формами хозяйствования в 2008 г. в российских кредитных организациях и сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, составили 752,45 млн руб. Это 1,6% от всех выданных аналогичных кредитов по Российской Федерации. Но уже в 2009 г. суммы кредитов и займов, выданных ЛПХ и КФХ региона, снизились почти на 10 % и составили 669,33 млн руб.

Необходимо заметить, что доля возмещения по кредитам, предоставленным гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, резко снизилась:

- в 2007г. - 497,4 млрд руб. (43,7% от всех субсидий);

- в 2008 г. - 74,8 млрд руб. (5,0 %);

- в 2009 г. - 74,9 млрд руб. (4,3 %).

Все это повлекло за собой уменьшение сумм кредитов, выдаваемых гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство (рис. 3). Анализ данных рис. 3 показывает снижение суммы выданных кредитов за последние четыре года в 2,2 раза.

В табл. 2 представлены данные по кредитованию КФХ и ЛПХ Пензенской обл. в разрезе административных районов по состоянию на 01.01.2010. Если рассматривать выданные суммы кредитов по районам области, то можно отметить крайне неравномерное распределение кредитных сумм.

Например, Белинский район за 2008—2009гг. получил 122,7 млн руб., а Лунинский, Бековский и

Таблица 1

яйства в Пензенской обл. по категориям хозяйств 2009 гг.

2004 2005 2006 2007 2008 2009

Наименование Млрд В про- Млрд В про- Млрд В про- Млрд В про- Млрд В про- Млрд В про-

руб. центах руб. центах руб. центах руб. центах руб. центах руб. центах

Хозяйства 14,73 100 15,99 100 18,29 100 22,28 100 29,51 100 31,87 100

всех категорий

Сельскохозяйственные 6,55 44,5 7,01 43,8 8,24 45,1 10,76 48,3 13,76 46,6 14,36 45,0

организации

Хозяйства населения 7,68 52,1 8,46 52,9 9,24 50,5 10,32 46,3 14,02 47,5 15,74 49,4

(включая личные под-

собные хозяйства)

Крестьянские 0,50 3,4 0,51 3,3 0,82 4,4 1,20 5,4 1,72 5,9 1,77 5,6

(фермерские) хозяйства

и индивидуальные

предприниматели

(О о о

о о

500

450

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

400

350

300

250

200

150

100

50

0

Рис. 3. Динамика выданных кредитов личным подсобным хозяйствам в 2006—2009гг., тыс. руб.

Кредитование КФХ и ЛПХ Пензенской обл. по состоянию на 01.01.2010, тыс. руб.

Таблица 2

Район Россельхозбанк Сбербанк России Итого по КФХ Итого поЛПХ 2009 г. 2008 г.

КФХ ЛПХ Итого КФХ ЛПХ Итого

Башмаковский 200 30 637 30 837 - 2 298 2 298 200 32 935 33 135 33 690

Бековский 3 134 8 473 11 607 - 613 613 3 134 9 086 12 220 14 031

Белинский 17 990 31 781 49 771 - 10 747 10 747 17 990 42 528 60 518 62 166

Бессоновский 1 700 17 292 18 992 - - - 1 700 17 292 18 992 21 690

Вадинский 800 15 487 16 287 - 500 500 800 15 987 16 787 18 229

Городищенский 6 000 15 343 21 343 - 435 435 6 000 15 778 21 778 30 094

Земетчинский 13 228 20 454 33 682 - 5 450 5 450 13 228 25 904 39 132 35 684

Иссинский - 9 528 9 528 - 4 316 4 316 - 13 844 13 844 19 133

Каменский 22 620 12 482 35 102 - 555 555 22 620 13 037 35 657 18 173

Камешкирский - 16 898 16 898 - 1 348 1 348 - 18 246 18 246 25 056

Колышлейский 3 580 23 029 26 609 - 1 925 1 925 3 580 24 954 28 534 32 982

Кузнецкий 10 900 15 243 26 143 - 1 091 1 091 10 900 16 334 27 234 37 446

Лопатинский - 14 702 14 702 - 418 418 - 15 120 15 120 21 707

Лунинский 370 9 630 10 000 - 40 40 370 9 670 10 040 10 399

М-Сердобинский 3 480 28 954 32 434 - 455 455 3 480 29 409 32 889 24 718

Мокшанский 3 917 15 830 19 747 450 1473 1 923 4 367 17 303 21 670 36 932

Наровчатский 1 050 17 009 18 059 - 2 615 2 615 1 050 19 624 20 674 20 340

Неверкинский 1 950 20 952 22 902 - 1248 1 248 1 950 22 200 24 150 19 713

Н-Ломовский 2 750 19 463 22 213 - 1 190 1 190 2 750 20 653 23 403 39 048

Никольский 8 280 14 742 23 022 - 323 323 8 280 15 065 23 345 33 437

Пачелмский 3 295 15 116 18411 - 285 285 3 295 15 401 18 696 29 683

Пензенский - 24 754 24 754 - 528 528 - 25 282 25 282 25 932

Сердобский 12 750 9 712 22 462 4 000 1 100 5 100 16 750 10 812 27 562 34 426

Сосновоборский 150 13 382 13 532 - 4 823 4 823 150 18 205 18 355 23 104

Спасский 11 700 22 393 34 093 - 1 373 1 373 11 700 23 766 35 466 28 308

Тамалинский 17 651 13 462 31 113 3 180 439 3 619 20 831 13 901 34 732 38 966

Шемышейский - 9 645 9 645 - 2 225 2 225 - 11 870 11 870 17 362

Всего... 147495 466394 613 889 7630 47813 64893 155125 514207 669 332 752449

Примечание: КФХ — крестьянские (фермерские) хозяйства; ЛПХ — личные подсобные хозяйства.

Шемышейский районы — всего 20,4; 26,2; 29,2 млн руб. кредитных средств соотвественно. Россельхоз-банк в последние годы активно разворачивает свою деятельность на сельской территории области, так как на него возложены функции одного из основных исполнителей приоритетного национального проекта «Развитие АПК». Наибольший удельный вес в объеме выданных кредитных средств занимают ОАО «Россельхозбанк» и Пензенский филиал Сбербанка

России. В 2009 г. КФХ в основном кредитовались в Пензенском филиале ОАО «Россельхозбанк», которым было выдано кредитов на сумму 147,5 млн руб., что почти в 20 раз превысило сумму кредитов, выданных Пензенским отделением Сбербанка России.

Иными словами, крестьянские (фермерские) хозяйства практически не кредитовались в Сбербанке России (исключение составили Мокшанский, Сердобский и Тамалинский районы). Примерно

такая же картина наблюдается и по личным подсобным хозяйствам — кредитов, выданных Россель-хозбанком, почти в 10 раз больше, чем кредитов, выданных Сбербанком России. В 2009 г. доля кредитов, выдаваемых Россельхозбанком ЛПХ выросла на 96,9%, в то время как кредитование личных подсобных хозяйств Сбербанком России возросло не столь значительно (+38,7 %). Всего КФХ и ЛПХ в 2009 г. Россельхозбанком было выдано кредитов на сумму 613,89 млн руб., что в 9,5 раза больше, чем Пензенским отделением Сбербанка России. Если это соотношение сравнивать с общим объемом кредитных средств, вложенных в аграрный сектор Пензенской обл. нарастающим итогом по состоянию на 01.01.2009, то видно, что Россельхозбанк кредитует только 45 % сельхозтоваропроизводителей. В 2009г. личные подсобные хозяйства получили кредитов на сумму 514,2 млн руб., что в 3,3 раза больше, чем крестьянские (фермерские) хозяйства.

Таким образом, существует ряд проблем, препятствующих развитию малых форм хозяйствования в сельской местности региона.

Во-первых, кредиты и займы, привлеченные малыми формами хозяйствования на селе в 2009 г., составили 669,3 млн руб. — это 20,9% (в 2008 г. — 25,6%) от общей суммы кредитов и займов, направленных на развитие сельскохозяйственного производства (3 204,1 млн руб.), что значительно меньше их вклада в производство товарной продукции — 55% (в 2008г. — 53,4%). По-прежнему государственная поддержка ориентирована преимущественно на крупные сельскохозяйственные организации и холдинги.

Во-вторых, охват малых форм хозяйствования на селе нельзя признать удовлетворительным. Участниками государственной программы стали 3,7% ведущих сельскохозяйственное производство фермеров и всего 0,3 % личных подсобных хозяйств.

В-третьих, в сельском хозяйстве Пензенской обл. наблюдается, как уже было отмечено выше, сильная районная дифференциация по суммам и количествам выданных кредитов.

В-четвертых, не все сельскохозяйственные кооперативы области работают. Это означает, что кооперативная сеть все еще слабо развита, ее

обороты незначительны, а охват фермеров и ЛПХ кооперированием недостаточен.

Наконец, потенциал сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов (СКПК) не используется в должной степени.

В настоящее время кредитные кооперативы Пензенской обл. выдают в виде займов лишь 2,87 % всех финансовых средств, поступающих на счета малых форм хозяйствования (табл. 3). Для сравнения, этот показатель по России в 2008 г. составил 6,3 %.

В последние годы доступ малых форм хозяйствования к кредитным ресурсам значительно расширился — общий объем субсидируемых кредитов и займов по направлению государственной программы «Повышение финансовой устойчивости малых форм хозяйствования на селе» по состоянию на 01.01.2010с учетом переходящих кредитов и займов прошлыхлетдостиг 1 405 млн руб.

В структуре бюджетных средств, выделенных сельскому хозяйству в 2009 г., основную долю (свыше 71,3%) занимали субсидии на компенсацию части процентной ставки по кредитам (12 546,5 млн руб.) (табл. 4).

Если в 2005—2006 гг. наибольший удельный вес занимало субсидирование процентной ставки по краткосрочным кредитам, то начиная с 2008 г. на первое место вышли субсидии на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (76,8% в 2009 г.). Практически по всем видам субсидирования процентной ставки по кредитам наблюдается превышение финансирования из федерального бюджета (в целом в 2,9 раза).

С точки зрения авторов, для повышения эффективности поддержки малого сельского бизнеса необходимо принять ряд антикризисных мер. К таким мерам относятся:

— увеличение доли кредитных ресурсов и субсидий на компенсацию процентной ставки по кредитам для малого бизнеса пропорционально их вкладу в производство товарной сельскохозяйственной продукции;

— предоставление субвенций на создание материально-технической базы потребительских кооперативов;

— расширение направлений, по которым суб-

Таблица 3

Объем кредитов (займов), полученных малыми формами хозяйствования аграрного сектора Пензенской обл. на 01.01.2009

Наименование Общая сумма По кредитным организациям

Россельхозбанк Сбербанк России Прочие банки Кредитные кооперативы

Кредиты (займы), тыс. руб. 788 367 669 923 92 449 3 400 22 595

Кредиты (займы), % 100 84,97 11,73 0,43 2,87

Таблица 4

Субсидии на компенсацию части процентной ставки по кредитам, выданным малым формам хозяйствования в Пензенской обл. в 2009 г., тыс. руб.

Вид поддержки Федеральный бюджет Областной бюджет Итого

Субсидирование процентной ставки Банка России по инвестиционным кредитам на срок от 2 до 10 лет В том числе: крестьянские (фермерские) хозяйства сельскохозяйственные организации 640 101 248 518 888 619

3 910 4 179 8 090

636 191 244 338 880 529

Субсидирование процентной ставки гражданам, ведущим ЛПХ, на срокдо 8 лет 70 533 4 352 74 885

В том числе: 49 930 3 068 52 998

граждане, ведущие ЛПХ спк КФХ

1 771 94 1 865

18 832 1 190 20 022

Субсидирование процентной ставки по кредитам на срок до 1 года 223 900 67 251 291 151

В том числе: КФХ сельскохозяйственные организации перерабатывающие организации 593 397 990

105 220 36 232 141452

118 087 30 622 148 709

Всего... 934534 320121 1254655

Примечание: ЛПХ — личные подсобные хозяйства; СКПК — сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы; КФХ — крестьянские (фермерские) хозяйства.

сидируются кредиты для микропредприятий, КФХ, ЛПХ в сфере несельскохозяйственной деятельности (сбор и переработка дикорастущих плодов, ягод, лекарственного сырья);

— выдача субсидированных кредитов лицам, занимающимся реализацией продукции только отечественных сельхозтоваропроизводителей;

— выделение субвенций на конкурсной основе для реализации проектов по строительству малых животноводческих ферм в КФХ;

— предоставление субвенций в фонд финансовой взаимопомощи кредитных кооперативов для пополнения оборотного капитала;

— содействие предпринимателям, внедряющим программу лизинга для КФХ и ЛПХ (субсидирование им кредитов для этих целей);

— активизация разъяснительной работы и консультационной помощи в оформлении документов на получение кредитов, субсидий.

Поддержке сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов необходимо уделить особое внимание, так как они максимально приближены к сельским заемщикам. Следует субсидировать часть затрат на уплату процентов по кредитам, привлеченным кредитными кооперативами в банках, направляемым на предоставлениие займов своим членам. Такая практикауже предусмотрена в рамках поддержки субъектов малого предприни-

мательства, но пока еще распространена не во всех регионах РФ. Кроме того существует ограничение по выдаче займов гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство. Целесообразно ввести указанную меру поддержки через Минсельхоз России. Одновременно необходим строгий контроль задеятель-ностью сельскохозяйственных потребительских кредитных, снабженческо-сбытовых кооперативов, получивших государственную поддержку. Меры по преодолению кризисной демографической ситуации дополнят усилия по развитию малых форм хозяйствования. Имеется в виду предоставление адресных субсидий депрессивным районам и для строительства жилья в сельской местности.

Список литературы

1. Князев А. Государственное кредитование аграрной сферы экономики // АПК: экономика, управление. 2010.№ 1.

2. Сельское хозяйство Пензенской области за 2009 год: статистический бюллетень. Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Пензенской области. Пенза. 2010.

3. Скрынник Е. Государственная стратегия модернизации АПК // АПК: экономика, управление. 2010. № 6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.