©Шкарупа Е.А., 2011
УДК 65.261.5 ББК 65.32-21
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНСТРУМЕНТОВ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛЫХ ФОРМ БИЗНЕСА В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ
Е.А. Шкарупа
Определены особенности малых форм бизнеса в сельском хозяйстве, обусловливающие специфику его финансовой поддержки. Рассмотрены инструменты и предложены приоритетные направления финансовой поддержки малых форм агробизнеса.
Ключевые слова: государственная поддержка сельского хозяйства, Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, Отраслевая целевая программа «Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и других малых форм хозяйствования в АПК на 2009-2011 годы».
Малый агробизнес является структурообразующим фактором развития АПК, поддерживает высококонкурентный характер в этой сфере отечественной экономики. В Российской Федерации малый агробизнес еще не занял должного места в системе экономических отношений и требует дальнейшего изучения.
Малый агробизнес обладает целым рядом особенностей, которые обусловливают специфику его финансовой поддержки. Отсутствие собственных источников непрерывного финансирования связано с тем, что не все ресурсы превращаются в товарную и денежную форму. Продукция большинства отраслей сельского хозяйства имеет сырьевой характер, требует транспортировки, хранения, переработки. Указанные особенности определяют особо важное значение эффективного функционирования развитой финансово-кредитной инфраструктуры,
обеспечивающей создание условий для постоянного финансирования малого агробизнеса, предоставления заемных средств для его развития.
Инструменты финансовой поддержки малого агробизнеса приобретают в современных условиях особую актуальность и имеют ярко выраженный проблемный характер, обусловленный несовершенством и незавершенностью нормативно-правовой базы, ориентацией экономической политики государства на обеспечение интересов крупных хозяйственных структур, высоким уровнем налогов, дефицитом денежных средств, неэффективностью форм бюджетной поддержки и кредитования, отсутствием обоснованных механизмов распределения средств государственной поддержки малого сельского предпринимательства, недостаточной ориентацией на развитие интеграции и кооперации малого и крупного сельского предпринимательства, практическим отсутствием рыночной инфраструктуры для обслуживания деятельности предприятий и организаций малого предпринимательства, недостаточным развитием местного сельского самоуправления.
С 2008 г. приоритетный национальный проект «Развитие АПК» трансформировался в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг. [2; 5, с. 17].
Для реализации направлений Государственной программы за этот период времени в целом были приняты 22 федеральных закона (только в 2008 г. - 14), 4 программы и около 100 постановлений Правительства РФ, касающихся развития аграрной сферы экономики. Кроме того, в этих документах важная роль отведена финансовым инструментам государственной поддержки - субсидиям и льготным кредитам, предоставленным сельхозтоваропроизводителям.
Государственная программа включает комплекс мер по развитию малых форм хозяйствования на селе. В настоящее время их государственная поддержка осуществляется в рамках постановления Правительства РФ от 4 февраля 2009 г. N° 90 «О распределении и предоставлении в 2009-2011 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах».
В связи с мировым финансовым кризисом Государственная программа подверглась коррекции. Министерством сельского хозяйства РФ подготовлен пакет анти-
кризисных мероприятий в АПК, в который вошли меры различного характера. Однако в пакет антикризисных мер не были включены мероприятия, направленные на поддержку малого сельского бизнеса. На его развитие в Госпрограмме изначально было запланировано только 7,9 % от всех программных средств (43,8 из 551,3 млрд руб.), а после принятия антикризисных мероприятий (в частности, увеличения уставного фонда ОАО «Россельхозбанк») эта доля стала еще меньше (5 %). В целях преодоления указанных негативных тенденций приняты решения об увеличении ресурсного обеспечения отдельных направлений развития сельского хозяйства. Для преодоления дефицита кредитных ресурсов на увеличение уставного капитала «Россельхозбанка» направлено 33,5 млрд руб., в том числе 2 млрд руб. с опережением из бюджета 2009 г. (см. табл. 1).
Отраслевая целевая программа «Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и других малых форм хозяйствования в АПК на 2009-2011 годы» [6] должна стать инструментом реализации государственной стратегии устойчивого развития малого агробизнеса в АПК России.
Таблица 1
Дополнительное ресурсное обеспечение, млн руб. *
2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. Всего за 2008-2011 гг.
Создание общих условий функционирования сельского хозяйства
Субсидии сельхозтоваропроизводителям на приобретение минеральных удобрений 8 000 8 000 8 000 8 000 32 000
Развитие приоритетных подотраслей
Поддержка молочного скотоводства - 5 000 5 000 5 000 15 000
Поддержка мясного скотоводства - 4 000 4 000 4 000 12 000
Достижение финансовой устойчивости сельского хозяйства
Субсидирование процентных ставок по привлеченным кредитам (займам) - 2 300 2 300 2 300 6 900
Увеличение уставного капитала ОАО «Россельхоз банк» 31 495 — - - 31 495
Регулирование рытков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия
Проведение закупочных и товарных интервенций зерна и других значимых продуктов, а также залоговых операций 1 700 1 700 1 700 5 100
Субсидии на комбикорма 10 000 - - - 10 000
Субсидии на дизельное топливо 10 000 - - - 10 000
Итого 59 495 21 000 21 000 21 000 122 495
* Составлено автором по данным Министерства сельского хозяйства Российской Федерации [4]. ISSN 1998-992X. Вестн. Волгогр. гос. ун-та. Сер. 3, Экон. Экол. 2011. № 1 (18) 125
Система программных мероприятий представлена направлениями, содержащими конкретные формы и методы государственного регулирования и поддержки развития малых форм хозяйствования в сельской местности [субсидирование процентных ставок по кредитам на реализацию инвестиционных проектов по созданию инфраструктуры для первичной переработки, хранения и транспортировки продукции малых форм агробизнеса; приобретению крестьянскими (фермерскими) хозяйствами (КФХ) и другими малыми формами хозяйствования (МФХ) племенного молодняка высокого качества и стимулирования повышения генетического потенциала продуктивности сельскохозяйственных животных; приобретения КФХ семян высокоурожайных элитных сортов и др.]
Финансирование программных мероприятий осуществляется за счет бюджетных ассигнований, ежегодно предусматриваемых Мин-сельхозу России в федеральном бюджете на указанные цели в размере 8 528,4 млн руб. При этом все ресурсы на реализацию Программы, предусмотренные в федеральном бюджете, относятся к бюджету действующих обязательств.
Реализация Программы будет способствовать достижению стратегических целей Министерства сельского хозяйства РФ: повышению конкурентоспособности отечественной сельскохозяйственной продукции на основе финансовой устойчивости и модернизации сельского хозяйства; устойчивому развитию сельских территорий, повышению занятости и уровня жизни сельского населения. Реализация Программы создаст предпосылки для устойчивого развития малых форм хозяйствования на селе, в том числе отработку опыта и механизмов их государственной поддержки в перспективе до 2020 года.
В условиях финансовой нестабильности и в период преодоления финансовых кризисов целесообразно увеличить суммы субсидий, выделяемых на поддержку малых форм хозяйствования, упростить процедуры выделения кредитов, оформления и оплаты субсидий. Упрощения должны касаться как заемщиков, так и органов управления АПК, которые при существующей системе не могут обслужить сотни тысяч малых сельхозпроизводителей и вынуждены из-за этого ограничивать поддержку рассматриваемого сектора.
Для создания надежных и доступных способов обеспечения кредитов, предоставляемых малым формам хозяйствования, необходимо активно формировать на уровне субъектов РФ и муниципальных образований фонды содействия кредитованию (гарантийные, залоговые фонды, фонды поручительств и т. п.).
Основным кредитором малого агробизнеса остается Россельхозбанк. На его долю приходится 69,5 % всех выданных кредитов. В 2008 г. ОАО «Россельхозбанк» разработало технологии своего участия в формировании и функционировании сельскохозяйственных кредитных кооперативов. В соответствии с ними предполагается:
-дальнейшее расширение филиальной сети, консультационных пунктов для подробного информирования потенциальных участников кредитных кооперативов и оказания им помощи при создании, регистрации;
- вхождение банка в сельскохозяйственные кредитные кооперативы в качестве ассоциированного члена для увеличения капитальной базы кооперативов;
- оказание помощи в организации деятельности и создании механизма кредитования, учитывающего специфику статуса и потребности участников сельскохозяйственных кредитных кооперативов;
- выдача долгосрочных кредитов для создания материально-технической базы сельскохозяйственных кредитных кооперативов;
- выдача краткосрочных кредитов для последующего кредитования членов сельскохозяйственных кредитных кооперативов. Суммы кредитов, предоставленных в
2008-2009 гг., изменились незначительно, объемы субсидируемых кредитов и, соответственно, субсидий увеличились в 1,5 раза. Объемы кредитов и займов, полученных МФХ в 2008 г. в российских кредитных организациях и сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, составили 48,3 млрд руб. при целевом показателе 30 млрд руб. Наибольший объем кредитов МФХ предоставлен ОАО «Россельхозбанк» - 104,3 тыс. договоров на общую сумму 27,7 млрд руб., на втором месте Сбербанк России - 34,5 тыс. договоров на 9,6 млрд руб. Прочими банками предоставлено более 3 тыс.
кредитов на 1,6 млрд руб., кредитными кооперативами - 17,2 тыс. займов на 2,3 млрд руб.
Нередко малый агробизнес не представляет интереса для крупных финансовых структур в силу незначительности запрашиваемых сумм и высоких издержек предоставления кредита. Наиболее приемлемое решение данного вопроса достигается через возрождение сельскохозяйственной кредитной потребительской кооперации (СКПК) как организации финансовой взаимопомощи и взаимного кредитования.
Однако потенциал СКПК не используется в должной степени. В настоящее время кредитные кооперативы выдают в виде займов лишь 6,3 % всех кредитных средств, поступающих на счета малых форм хозяйствования (см. табл. 2).
Для малого бизнеса самой острой проблемой являются высокие процентные ставки по кредитам. Для решения этой проблемы предложено государственное субсидирование процентных ставок при кредитовании малого бизнеса. Субсидирование части процентной ставки по кредитам, получаемым малыми формами агробизнеса на приобретение материально-технических ресурсов, на строительство животноводческих помещений, позволит создать предпосылки для увеличения количества реально действующих КФХ, повысить потенциальную эффективность и продуктивность их деятельности. Кредитование осуществляется через систему ОАО «Россельхозбанк» и на основании договоров финансовой аренды ОАО «Росагролзинг».
Субсидирование процентной ставки осуществляется в размере 95 % ставки рефинансирования на каждый кредит, предоставленный вновь создаваемым, а также дей-
ствующим КФХ на приобретение материально-технических ресурсов, но в сумме, не превышающей 300 тыс. руб. ежегодно на одно хозяйство за период кредитования. Реализация данного мероприятия позволит: создать импульс для увеличения количества осуществляющих сельскохозяйственную деятельность КФХ за счет снижения затрат на обеспечение материально-техническими средствами, повысить эффективность и продуктивность КФХ, создать предпосылки для увеличения объема производства сельскохозяйственной продукции в результате расширения производственных помещений, использования более эффективных технологий.
Доля просроченной и безнадежной задолженности не должна превысить 7 % в общем объеме выделяемых кредитных ресурсов. Объем просроченной и безнадежной задолженности оценен исходя из существующей статистики ОАО «Россельхозбанк», демонстрирующей динамику невозвратов. Учитывая специфику сельскохозяйственной отрасли, можно рассчитывать на незначительное изменение существующей динамики невозвратов в условиях мирового финансового кризиса. Общая сумма затрат на указанное мероприятие составит не более 3 600 млн руб., определенная исходя из количества 4 тыс. КФХ, которые воспользуются возможностью субсидирования, а также средней величины бюджетных расходов на финансирование субсидий по привлеченным одним КФХ кредитным ресурсам, равным 300 тыс. руб. (4 тыс. КФХ х 3 года х 300 тыс. руб.). Финансирование программных мероприятий будет осуществляться за счет бюджетных ассигнований, ежегодно предусматриваемых Минсельхозу России в федеральном бюджете на указанные цели в размере 8 528,4 млн руб.
Таблица 2
Объем кредитов (займов), полученных малыми формами хозяйствования в 2008 г. *
Объем кредитов (займов)
Поступило кредитных средств (займов) на ссудный счет заемщика в 2008 г. в том числе по кредитным организациям
ОАО «Россельхозбанк» Сбербанк России Прочие банки Кредитные кооперативы
648 256 млн руб. (100 %) 33 553 млн руб. (69,5% ) 9 945 млн руб. (20,6 %) 1 721 млн руб. (3,6% ) 3063 млн руб. (6,3 % )
* Составлено автором по данным Министерства сельского хозяйства Российской Федерации [4].
Можно предложить следующий механизм финансовой поддержки малого агробизнеса через систему субсидирования, который отличается от существующих. Субсидии для возмещения части затрат на уплату процентов по полученным целевым кредитам предоставляются гражданам, ЛПХ, организациям, созданным при участии органов местного самоуправления, осуществляющим поддержку ЛПХ, на конкурсной основе.
Субсидии предоставляются по кредитам с целью покупки сельскохозяйственной техники и оборудования, узлов, агрегатов, запасных частей и материалов для ее ремонта, горюче-смазочных материалов, семян, минеральных удобрений, средств защиты растений, скота, кормов, строительных материалов для возведения хозяйственных построек. Субсидии предоставляются заемщикам из расчета 100 % учетной ставки Банка России. Если процентная ставка, установленная в кредитном договоре, ниже соответствующей ставки Банка России, расчет компенсации производится от процентной ставки, установленной в договоре. Часть затрат по уплате процентов, не подлежащая компенсации за счет средств бюджета региона и оплачиваемая за счет собственных средств заемщика, не должна быть ниже одной пятой части процентной ставки, установленной в кредитном договоре.
Механизм формирования и распределения бюджетных средств необходимо изменить. Структуру субсидий следует формировать снизу, поскольку оптимизировать производство, выявить наиболее узкие места можно непосредственно на предприятии. Предлагаемая система распределения бюджетных средств господдержки преследует цель обеспечения увязки выделяемых средств с конечными показателями отдачи от их использования и повышения ответственности за их достижение. Основой этой системы являются нормативы затрат и потребности в субсидиях [1]. Размеры субсидий предполагается оговаривать в договорах, заключаемых между государственными органами и сельскохозяйственными предприятиями. Данная организация планирования бюджетных субсидий включает две итерации.
Первая итерация - обоснование объемов потребности сельхозпроизводства в бюджетных средствах - включает следующие этапы.
1. Федеральный орган управления АПК организует разработку нормативов затрат и субсидирования сельскохозяйственного производства по всем регионам. Нормативы разрабатываются по группам хозяйств одной специализации и находящихся в сходных природно-климатических условиях. Эти нормативы доводятся до каждого хозяйства.
2. Хозяйства на основе анализа своих возможностей и привлечения внешних источников финансирования разрабатывают проекты планов развития своего производства. В проекте плана обосновывается заявка с указанием направления использования бюджетных средств. Общая потребность в бюджетных средствах определяется исходя из установленных нормативов.
3. Районные органы сельского хозяйства сводят проекты хозяйств, разрабатывают дополнительные меры по развитию АПК района, определяют необходимые размеры финансовой поддержки КФХ и ЛПХ (в соответствии с утвержденными положениями) и составляют проект плана развития АПК района одновременно с соответствующей бюджетной заявкой.
4. Областной орган АПК сводит районные проекты планов развития производства и бюджетные заявки, разрабатывает и составляет с районами дополнительные мероприятия по привлечению внебюджетных ресурсов и проводит расчет потребности в финансовых средствах на поддержку сельского хозяйства и представляет в федеральные органы.
5. Федеральные органы устанавливают общую сумму федеральной поддержки сельского хозяйства области.
6. Законодательное собрание области принимает план развития области (который можно считать индикативным) и бюджет поддержки исходя из бюджетной заявки АПК и доведенного лимита федеральных средств.
Вторая итерация - доведение бюджетных средств до потребителей - включает два этапа.
На первом этапе областной орган управления согласовывает с районами объемы бюджетного финансирования сельскохозяйственного производства по видам затрат, показатели индикативного плана развития и условия предоставления бюджетных средств исходя из нормативов затрат и субсидий.
На втором этапе районные органы согласовывают с сельхозтоваропроизводителями и другими организациями, участвующими в финансировании агропромышленного производства, объемы и виды бюджетного финансирования, показатели индикативного плана развития предприятий, условия предоставления бюджетных средств [1, с. 65].
Отличия предлагаемого механизма субсидирования и его преимущества по сравнению с существующим состоят в следующем. Дифференциация субсидий на основе нормативов будет способствовать выравниванию условий хозяйствования. Средние и слабые хозяйства приобретают шансы на получение средств для сохранения и развития своего производства, если обеспечат получение продукции и уровень затрат на нормативном уровне. В процессы планирования субсидий включаются непосредственно предприятия, что будет способствовать их более рациональному использованию.
Такую форму организации поддержки можно назвать договорной, поскольку бюджетные средства будут предоставляться в зависимости от участия в реализации проектов. Договорная система позволяет сосредоточить усилия хозяйствующих субъектов и органов управления на вскрытии внутренних резервов и мобилизации внешних источников финансирования. Сильные хозяйства станут более заинтересованными участниками процессов объединения со слабыми, если получат гарантированную поддержку государства. Поставщики ресурсов сельскохозяйственного производства смогут иметь дополнительные стимулы для пролонгации долгов или капитализации в производство, если у них будут гарантии государственных органов управления.
Необходимо также отладить систему отношений между производителями сельхозпродукции и ее переработчиками. Их заинтересованность в результатах деятельности должна быть обоюдной. На государственном уровне следует определить ценовые соотношения на сырье и продукцию его переработки, а также пропорции распределения доходов от реализации конечного продукта между партнерами-производителями в сфере АПК. При этом доля, приходящаяся сельхозтоваропроизводителю, должна быть наиболее весомой. Оценка величины потерь сельскохозяйственных организа-
ций по перечню основных ресурсов, используемых в производстве, свидетельствует о том, что для поддержания уровня рентабельности, достаточного для ведения расширенного воспроизводства, им необходима дополнительная компенсация [3, с. 14].
Таким образом, специфические черты малого агробизнеса обусловливают особенности его финансовой поддержки. Для малого бизнеса самой острой проблемой являются высокие процентные ставки по кредитам. Для решения этой проблемы предложено государственное субсидирование процентных ставок при кредитовании малого бизнеса. Механизм формирования и распределения бюджетных средств необходимо изменить. Структуру субсидий следует формировать снизу, так как оптимизировать производство, выявить наиболее узкие места можно именно на предприятии.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Барышников, Н. О дифференцированном подходе к государственной поддержке / Н. Барышников, Д. Самыгин // Экономист. -2008. - № 2. - С. 64-68.
2. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 20082012 годы. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.rshb.ru/gosprograms/now/agro.php. -Загл. с экрана.
3. Кувшинов, В. А. Эффективность государственной поддержки регионального сельского хозяйства / В. А. Кувшинов // Вестник Тамбовского университета. Сер. «Гуманит. науки». - Тамбов, 2008.- № 6 (62). - С. 13-16.
4. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.mcx.ru. - Загл. с экрана.
5. Петриков, А. Государственная поддержка сельского хозяйства крепнет / А. Петриков // Экономика сельского хозяйства России. - 2009. - № 6. - С. 8.
6. Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и других малых форм хозяйствования в АПК на 20092011 годы : отраслевая целевая программа. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.mcx.ru/ documents/document/show/10394.266.htm. -Загл. с экрана.
7. Шарипов, Ш. Государственная поддержка сельхозпредприятий: реальность и механизм совершенствования / Ш. Шарипов // АПК: экономика, управление. - 2009. - № 2. - С. 8-9.
ON IMPROVING FINANCIAL SUPPORT TOOLS OF SMALL BUSINESSES IN AGRICULTURE
E.A. Shkarupa
The author dwells on specificity of state financial support of small businesses in the agriculture; distinguishes tools and offers priority directions of financial support of small forms in agro business.
Key words: state support of agriculture, «2008-2012 Government program of development of agriculture and regulation of the markets of agricultural production, raw materials and the foodstuff», country (farmer) economy, private farms, the Branch target program «200-2011 Development of country (farmer) economy and other small forms of managing in the agrarian and industrial complex».