Научная статья на тему 'Развитие малых форм агробизнеса: направления государственной поддержки и механизм регулирования'

Развитие малых форм агробизнеса: направления государственной поддержки и механизм регулирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
425
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕДИНЫЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ НАЛОГ / КРЕДИТОВАНИЕ / КРЕДИТНАЯ КООПЕРАЦИЯ / КРЕСТЬЯНСКИЕ (ФЕРМЕРСКИЕ) ХОЗЯЙСТВА / ЛИЗИНГ / ЛИЧНЫЕ ПОДСОБНЫЕ ХОЗЯЙСТВА / СУБСИДИРОВАНИЕ / СТРАХОВАНИЕ / ЦЕНОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шкарупа Е.А.

В статье отмечается, что в силу специфических особенностей аграрная сфера нуждается в государственной поддержке. Главным условием развития малого агробизнеса и обеспечения его конкурентоспособности на рынке продовольствия является правовая и финансовая помощь со стороны государства. Рассмотрены формы государственной поддержки малого агроибзнеса, определены их особенности и предложены приоритетные направления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие малых форм агробизнеса: направления государственной поддержки и механизм регулирования»

РАЗВИТИЕ АПК

УДК 65.261.5

РАЗВИТИЕ МАЛЫХ ФОРМ АГРОБИЗНЕСА: НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ И МЕХАНИЗМ РЕГУЛИРОВАНИЯ

Е. А. ШКАРУПА, кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры теории финансов, кредита и налогообложения

Е-mail: shkarupa_volsu@mail.ru Волгоградский государственный университет

В статье отмечается, что в силу специфических особенностей аграрная сфера нуждается в государственной поддержке. Главным условием развития малого агробизнеса и обеспечения его конкурентоспособности на рынке продовольствия является правовая и финансовая помощь со стороны государства. Рассмотрены формы государственной поддержки малого агроибзнеса, определены их особенности и предложены приоритетные направления.

Ключевые слова: единый сельскохозяйственный налог, кредитование, кредитная кооперация, крестьянские (фермерские) хозяйства, лизинг, личные подсобные хозяйства, субсидирование, страхование, ценовое регулирование.

В настоящее время происходит усиление государственного регулирования и содействия развитию малого агробизнеса. Инструменты финансовой поддержки малого агробизнеса приобретают особую актуальность и имеют ярко выраженный проблемный характер, обусловленный следующими факторами:

— несовершенство и незавершенность нормативно-правовой базы;

— ориентация экономической политики государства на обеспечение интересов крупных хозяйственных структур;

— высокий уровень налогов;

— дефицит денежных средств;

— неэффективность форм бюджетной поддержки и кредитования;

— отсутствие обоснованных механизмов распределения средств государственной поддержки малого сельского предпринимательства;

— недостаточная ориентация на развитие интеграции и кооперации малого и крупного сельского предпринимательства;

— отсутствие рыночной инфраструктуры для обслуживания деятельности предприятий и организаций малого предпринимательства;

— недостаточное развитие местного сельского самоуправления.

К малым формам агробизнеса относятся:

— крестьянские (фермерские) хозяйства (КФХ);

— сельскохозяйственные потребительские кооперативы (СКПК);

— индивидуальные (ИП) подсобные хозяйства;

— личные подсобные хозяйства (ЛПХ), ведущие товарное производство.

Несмотря на интенсивное развитие данных форм малого сельского предпринимательства и увеличение объемов их производства за 1995—2009 гг. (табл. 1), пока они не занимают лидирующих позиций среди ведущих производителей продовольствия в России.

Анализ тенденций в развитии сельского хозяйства позволил выявить ряд проблем, присущих

Таблица 1

Динамика валовой продукции сельского хозяйства в Российской Федерации в 1990, 1995 и 2000-2009 гг., млрд руб. [7]

Год Хозяйства всех категорий Отдельные формы агробизнеса Доля,%

СХО ЛПХ КФХ СХО ЛПХ К(Ф)Х

1990 158 116,4 41,6 - 73,7 26,3 -

1995 203,9 102,4 97,7 3,8 50,2 47,9 1,9

2000. 774,5 336,2 415,1 23,2 43,4 53,6 3,0

2003. 1 155,3 458,8 644 52,5 39,7 55,7 4,5

2004 1 366,3 588,9 696,8 80,6 43,1 51,0 5,9

2005 1 494,7 616,4 794,5 84,5 41,2 53,2 5,7

2006 1 711,3 704,5 894,7 112,1 41,2 52,3 6,6

2007 1 940,5 918,5 864,9 157,1 47,3 44,6 8,1

2008 2 461,4 1 183,6 1 068,5 209,2 48,1 43,4 8,5

2009 2 551,7 1 171,1 1 184,8 195,7 45,9 46,4 7,7

Примечание. СХО — сельскохозяйственные объединения.

всем предприятиям аграрного сектора, однако наиболее остро проявляющихся именно в малых формах хозяйствования.

Среди таких проблем можно выделить:

— низкое качество используемых земель;

— недостаток специальной техники;

— дефицит финансовых средств, необходимых для эффективного ведения сельскохозяйственной деятельности, технико-технологического оснащения;

— трудности в получении кредитов;

— неразвитость производственной инфраструктуры;

— отсутствие каналов реализации сельскохозяйственной продукции.

Эти трудности наряду с несовершенством действующего законодательства и отсутствием обоснованной государственной политики и регулирования деятельности малых форм агробизнеса ограничивают возможность реализации их потенциала.

Основные направления государственной поддержки развития малых форм бизнеса должны стать системными, а не вынужденными мерами (как реакция на происходящие изменения).

Формы государственной поддержки аграрного сектора экономики призваны создавать благоприятные организационно-экономические условия функционирования отечественных товаропроизводителей, в том числе возможности для эффективного использования выделяемых бюджетных, кредитных и других финансовых средств. Ведь убыточное состояние многих сельскохозяйственных организаций не позволяет им воспользоваться средствами бюджетной поддержки.

Государственная поддержка имеет три основные формы:

— прямая (прямые бюджетные выплаты);

— косвенная (бюджетные средства носят стимулирующий характер);

— опосредованная (через организационно-экономические мероприятия, зачастую напрямую не связанные с аграрным сектором экономики) (рис. 1).

На федеральном уровне наиболее распространена прямая бюджетная поддержка, включающая:

— предоставление субсидий на сельскохозяйственное производство и материально-технические ресурсы;

— субсидирование краткосрочного и инвестиционного кредитования предприятий и организаций АПК;

— предоставление субсидий на компенсацию части затрат сельхозтоваропроизводителей на страхование урожая сельскохозяйственных культур;

— субсидии на затраты капитального характера и др.

Косвенная поддержка включает:

— осуществление закупок сельхозпродукции и продовольствия для государственных нужд;

— регулирование производственного рынка посредством проведения закупочных и товарных интервенций с зерном;

— защиту экономических интересов товаропроизводителей при осуществлении внешнеэкономической деятельности в сфере АПК и др.

Опосредованная поддержка на федеральном уровне представлена мероприятиями по обеспечению благоприятных организационно-экономических условий функционирования сельхозтоваропроизводителей:

— реструктуризация задолженности сельскохозяйственных товаропроизводителей по платежам в

РЕгиомьнАя экономикА: теория и практика

17

Государственная аграрная политика

......-а........

Формы поддержки

т

I

Прямая Косвенная Опосредованная

А

Субсидии на сельскохозяйственное производство; субсидирование процентной ставки по кредитам; субсидии на компенсацию части затрат сельхозтоваропроизводителей на страхование урожая и др.

Льготное налогообложение; закупки сельхозпродукции и продовольствия для государственных нужд; закупочные и товарные интервенции с зерном; защита экономических интересов товаропроизводителей при осуществлении внешнеэкономической деятельности

Реализация программ, напрямую

не связанных с реализацией поддержки сельского хозяйства (программа «Охрана животного мира и окружающей среды» и др.); реализация программ

регионального сельхозмашиностроения; реализация программ подготовки и закрепления молодых специалистов в сельской местности и др.

_ :г::::::::11::::::_ _ _ л::::::::: ::1. _ ггггйт::::::":^

I

[ Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков 1 сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг.

V

V

м а

л ч

¡5 8

а к

а е

ю о

к 4

3 ев

И н

Л 8

а

<и о

К а а

-е £

V

V

V

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8

м К Ч

О &

о К К

й 3

я

о &

ч &

о Л

§

К

ев «

О

£

& О

Рис. 1. Приоритетные направления государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей

бюджет всех уровней, государственные внебюджетные фонды, поставщикам энергетических и других материально-технических ресурсов;

— создание специального налогового режима;

— поддержка аграрной науки;

— пополнение за счет бюджетных средств уставного капитала ОАО «Росагролизинг» и ОАО «Россельхозбанк»;

— реализация федеральных программ и общенациональных проектов.

По существу все формы и методы государственной поддержки пока недостаточно изучены учеными и специалистами в области аграрной экономики. Однако наибольшее внимание привлекает форма опосредованной поддержки, представленная различными мерами организационно-экономического характера, связанными с агропродовольственной политикой и не требующими расходования средств государственных и муниципальных бюджетов.

Такая форма поддержки может быть реализована через регулирование цен и тарифов, внешнеторговое регулирование экспорта и импорта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, установление различного рода льгот, запретов и ограничений в интересах отрасли [5].

Ценовая, налоговая, кредитная и финансовая формы поддержки малого агробизнеса должны быть направлены на:

— создание благоприятного климата;

— правовое, нормативное и информационное обеспечение;

— создание эффективной законодательной базы и правового регулирования, содействующих защите интересов отечественных товаропроизводителей и развитию малых форм хозяйствования;

— инфраструктурное обеспечение, включая создание развитой системы обслуживания, содействующей формированию устойчивого и эффективного сельскохозяйственного производства в малых формах хозяйствования;

— формирование механизмов контроля и мониторинга для своевременного учета и анализа отклонений и организации корректирующих мероприятий.

Главным условием развития малого агробизнеса и обеспечения его конкурентоспособности на рынке продовольствия является правовая и финансовая поддержка со стороны государства.

Особой формой государственной поддержки является регулирование цен на сельскохозяйственную продукцию. Необходимо устанавливать оптимальный размер закупочных цен, способный обеспечивать товаропроизводителям расширение производства и его рентабельность. Следует также снижать цены на материальные и технические ресурсы, поставляемые сельскохозяйственным предприятиям до приемлемого уровня.

Важность развития лизинга как специфической формы материально-технического обеспечения сельхозтоваропроизводителей обусловлена ограниченными финансовыми возможностями малого агробизнеса для приобретения сельскохо-

зяйственной техники. Это требует присутствия и непосредственного финансового участия государства на рынке агролизинга.

В целях осуществления поддержки программных мероприятий из федерального бюджета предоставляются субсидии бюджетам субъектов РФ на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным сельскохозяйственными товаропроизводителями в российских кредитных организациях на приобретение высокотехнологичных сельскохозяйственных машин и оборудования.

Предусматривается их поставка на условиях лизинга, для чего выделятся бюджетные ассигнования на пополнение уставного капитала ОАО «Росагролизинг» (табл. 2).

Можно предложить следующие направления государственного воздействия на развитие лизинга в сфере сельскохозяйственного производства:

— увеличение доли средств региональных бюджетов в оснащении малого агробизнеса техникой на основе лизинга в рамках реализации целевых проектов;

— развитие хозяйственных связей между всеми субъектами лизинга в сфере сельскохозяйственного производства посредством кооперации и интеграции на основе взаимной выгоды и материальной ответственности за выполнение обязательств;

— увеличение государственных вложений в лизинговые контракты;

— налоговое стимулирование деятельности инвесторов;

— предоставление гарантий региональных бюджетов;

— обеспечение контроля за целевым использованием средств федерального и региональных бюджетов, направляемых на финансирование договоров лизинга.

Система сельскохозяйственного кредитования является важнейшим механизмом государственного регулирования, развитие и совершенствование элементов которого составляет основные задачи аграрной реформы и аграрной политики России,

Таблица 2

Финансовое обеспечение программных мероприятий по предоставлению кредитных средств сельхозтоваропроизводителям в 2008-2012 гг., млн руб. [3]

Наименование 2008 2009 2010 2011 2012

Субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным сельскохозяйственными товаропроизводителями 2 450 5 360,1 8 450 10 297,4 11 547,4

Взнос Российской Федерации в уставный капитал ОАО «Росагролизинг» 4000 2000 — — —

Расходы из федерального бюджета, всего 6 450 7 360,1 8 450 10 297,4 11547,4

реализуемой в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008—2012 гг.

В 2009 г. кредиты и займы, привлеченные малыми формами хозяйствования на селе, составили 13,8 % (41,8 млрд руб.) от общего объема субсидируемых кредитов и займов, что на 2 % больше, чем в 2008 г.

Самым крупным кредитором малых форм агробизнеса остается ОАО «Россельхозбанк»: он увеличил свою долю с 69,5 % в 2008 г. до 76,1 % в 2009 г. Сельскохозяйственные потребительские кредитные кооперативы упрочили свое присутствие на рынке аграрных кредитов с 6,3 % в 2008 г. до 6,6 % в 2009 г.

На современном этапе одним из институтом по кредитной поддержке агропромышленного сектора является ОАО «Россельхозбанк». Банк отличается достаточным уровнем капитализации и необходимым объемом ресурсов для оказания кредитной поддержки сельского хозяйства.

Основными направлениями деятельности Россельхозбанка в рамках реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» и государственной программы развития сельского хозяйства являются:

— финансирование государственных программ и мероприятий по развитию АПК;

— предоставление кредитов сельским товаропроизводителям для проведения сельскохозяйственных работ;

— непосредственно коммерческая деятельность, связанная с получением прибыли от банковских операций (рис. 2).

Объемы кредитования малого агробизнеса могут быть значительно расширены за счет роста ресурсной базы банка. Приоритетное значение здесь приобретают стимулирующие инструменты государственного регулирования, которые обеспечивают повышение уровня самодостаточности кредитной политики и снижение прямой нагрузки на бюджет.

Одним из таких инструментов является субсидирование процентных ставок по привлекаемым сельским депозитам для повышения величины их доходности. Порядок предлагаемого способа привлечения средств для кредитования сельского хозяйства должен быть унифицирован с действующей практикой субсидирования процентной ставки за кредит.

Выплата надбавки производится по депозитам сельскохозяйственных организаций, иных

(9) 3,9 %

(8) 14,6 %

(1) 14 %

(7) 12 %

(6) 9,4 %

(5) 5,1 %

(4) 1,1%

(3) 21,9 %

Рис. 2. Структура кредитных вложений в АПК в 2010 г.: 1 — растениеводство; 2 — животноводство; 3 — смешанное растениеводство и животноводство; 4 — рыбоводство или рыболовство; 5 — крестьянские (фермерские) хозяйства; 6 — личные подсобные хозяйства; 7 — пищевая и перерабатывающая промышленность; 8 — обслуживание АПК; 9 — иные направления развития инфраструктуры

юридических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность (в том числе несельскохозяйственную) на селе, а также вкладам населения, проживающего в сельской местности. Процентная ставка будет складываться из суммы базовой ставки, предлагаемой банком по определенному виду депозита, и субсидии, выплачиваемой банку государством. В системе субсидирования сельских депозитов должны участвовать банки, обслуживающие сельхозпроизводителей.

Другим стимулирующим элементом государственного регулирования является субсидирование процентных ставок по кредитам, предоставленным субъектам, осуществляющим несельскохозяйственный бизнес на селе.

Поддержка несельскохозяйственных сфер занятости в сельской местности будет способствовать увеличению числа рабочих мест, повышению доходов граждан, что очень существенно в силу сезонности аграрного труда и невозможности обеспечить интенсивную круглогодичную занятость в сельскохозяйственном производстве. Включение несельскохозяйственных видов деятельности, осуществляемых на селе, в государственные программы поддержки, в систему субсидирования процентных ставок по кредитам создаст стимулы для кредитования данного направления, разработки специального кредитного продукта и позволит повысить степень покрытия заемщиков кредитной политикой [4].

Развитие сельскохозяйственной кредитной кооперации также является важным направлением

финансовой поддержки малых форм агробизнеса (табл. 3).

Накоплен значительный опыт взаимодействия кредитных кооперативов и Россельхозбанком, который оказывает им кредитную поддержку, выдавая долгосрочные и краткосрочные заемные средства, рефинансирует портфели их займов, участвует в их деятельности в качестве ассоциированного члена.

По мнению экономиста Ю. В. Трушина, формирование сельскохозяйственной кредитной кооперации должно осуществляться с одновременным запуском механизмов регулирования ее деятельности и надзора со стороны государства [8]. Правительству Российской Федерации целесообразно рассмотреть вопрос о передаче функций организации и проведения проверок в сфере кредитной кооперации в ведение одной из федеральных служб. Предполагается, что в дальнейшем эта функция из сферы государственного регулирования перейдет к саморегулируемым организациям в сфере кредитной кооперации при обязательном сохранении взаимодействия с государством.

Достаточно большую роль в развитии субъектов малого агробизнеса в сельском хозяйстве играет система налогообложения.

В настоящее время наблюдается тенденция к унификации налогового законодательства, повсеместному сокращению льгот и иных преференций для отдельных субъектов хозяйствования. В отношении сельского хозяйства данная тенденция проявляется в следующих мерах:

— постепенном увеличении ставки налога на прибыль в отношении деятельности, связанной с производством сельскохозяйственной продукции (до 20 % с 2013 г.);

— отмене льгот по налогу на имущество для сельскохозяйственных организаций на федеральном уровне в связи с введением гл. 30 Налогового кодекса РФ «Налог на имущество организаций»;

— постепенной отмене льгот в виде пониженной ставки по платежам в государственные соци-

альные фонды (в 2011—2012 гг. будут уплачиваться страховые взносы в Пенсионный фонд по тарифу 16 %; в 2013-2014 гг. - по тарифу 21 %; с 2015 г. - по тарифу 26 %);

- увеличении роли земельного налога в связи с переходом на использование результатов кадастровой оценки земель.

Налоговое законодательство предоставило возможность предприятиям агропромышленного комплекса наряду с общей системой налогообложения в добровольном порядке применять единый сельскохозяйственный налог.

Одним из налогов, оказывающим значительное влияние на деятельность сельскохозяйственных производителей, является налог на добавленную стоимость. Многими учеными высказывается мнение о том, что данный налог губителен для отрасли. Основным недостатком, по мнению исследователей, является то, что НДС отвлекает оборотные средства из хозяйственного оборота экономических субъектов, а также обеспечивает увеличение цены реализации и снижает конкурентоспособность продукции отрасли [2].

Анализ положений Налогового кодекса РФ, регламентирующих порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость, не позволяет говорить только о негативном его воздействии. Конструкция НДС предусматривает возможность зачета суммы налога, уплаченного при приобретении товаров (работ, услуг), используемых в производственной деятельности. В то же время использование пониженных ставок налога в отношении реализуемой сельскохозяйственной продукции приводит к тому, что сумма НДС, начисляемая сельскохозяйственными производителями, нередко равна либо меньше суммы НДС, уплаченного при приобретении товаров (работ, услуг).

Поэтому, чтобы сохранить режим возвратности сельскохозяйственным товаропроизводителям уплаченной поставщикам суммы налога и увеличить объем реализации сельскохозяйственной продук-

Таблица 3

Динамика численности сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов по федеральным округам РФ за 2006—2009 гг., ед [8].

Наименование 2006 2007 2008 2009 2009 к 2006,%

Российская Федерация 473 1 253 1 623 1 793 379,1

Центральный федеральный округ 46 177 265 257 558,7

Северо-Западный федеральный округ 30 57 67 65 216,7

Южный федеральный округ 148 297 372 409 276,4

Приволжский федеральный округ 104 316 372 440 423,1

Уральский федеральный округ 26 49 60 73 280,7

Сибирский федеральный округ 97 230 270 285 293,8

Дальневосточный федеральный округ 22 133 217 264 1 200

ции, необходимо изменить порядок уплаты НДС сельскохозяйственными товаропроизводителями, применяющими режим единого сельскохозяйственного налога, основанный на целесообразности исполнения налоговых обязательств по НДС в соответствии с порядком, установленным ст. 145 Налогового кодекса РФ [6].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Внесение изменений должно привести к снижению налоговой нагрузки на субъекты малого агробизнеса, что создаст благоприятные условия для их развития.

Важным фактором поддержания устойчивости сельского хозяйства, в частности субъектов малого агробизнеса, является страхование урожая сельскохозяйственных культур и поголовья скота. В настоящее время такое страхование предоставляет возможности в получении кредитных средств. Крестьянские (фермерские) хозяйства, специализирующиеся на возделывании сельскохозяйственных культур, могли бы оформить кредит под залог будущего урожая. Однако они не участвуют в программе страхования посевов. А это является обязательным условием для получения кредита под залог урожая. Другая проблема состоит в том, что при получении кредитов многие КФХ в качестве залогового обеспечения используют сельскохозяйственных животных, но почти половина из них не имеет крупного рогатого скота.

Снизить риски можно за счет использования механизма страхования и 50 %-ного государственного дотирования страхового взноса. В посевную аграрий, которому требуются семена, техника, горючее, стеснен в средствах и не может найти денег на приобретение полиса. Сейчас тариф на страхование посевов в зависимости от вида культуры колеблется от 8 до 12 % страховой суммы [1].

С целью минимизации рисков при страховании урожая сельскохозяйственных культур и поголовья скота целесообразно предложить заключение договора страхования с обязательным определением размера франшизы (условной или безусловной). Франшиза представляет собой долю собственного участия страхователя в возмещении потенциального ущерба.

При заключении договора страхования с условной франшизой в случае наступления оговоренного в страховом полисе риска страхователь получит страховое возмещение в полном объеме, только если размер фактического ущерба превысит размер установленной франшизы. Если же фактический ущерб не превышает размера франшизы, то ответственность по возмещению ущерба несет сам страхователь.

Безусловная франшиза предполагает выплату страхователю страхового возмещения в размере разницы между фактической величиной ущерба и франшизы.

При реформировании системы сельскохозяйственного страхования особенно важно активизировать участие государства посредством формирования отраслевой перестраховочной системы. Следует создать региональные экспертные комиссии по оценке рисков и страховых событий в целях усиления государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей и обеспечения рационального использования бюджетных средств.

На современном этапе государственное регулирование является необходимым условием совершенствования существующих механизмов сельскохозяйственного страхования в Российской Федерации. Постепенный, последовательный переход к новой системе страхования требует контроля и регулирования происходящих процессов, что может быть реализовано только при непосредственном участии государственных институтов в процессе страхования.

Предложенные рекомендации по финансовому обеспечению малых форм сельского хозяйства позволят обеспечить динамичное развитие малого агробизнеса и экономики России в целом.

Список литературы

1. Алиева З. Б. Агрострахование как важный фактор системы управления рисками в агропромышленном комплексе // Региональная экономика: теория и практика. 2010. № 13.

2. Волгуцкова О. А. Общие подходы к построению рациональной системы налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей в специальном режиме // Вестник СГСЭУ. 2010. № 4.

3. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008—2012 годы. URL: http: // www.rshb.ru/gosprograms/now/agro. php.

4. Королев К. Ю. Расширение границ кредитной политики в сельском хозяйстве // АПК: экономика, управление. 2007. № 8.

5. Михайлюк О. Н. Формы государственной поддержки субъектов хозяйствования АПК // Экономика сельского хозяйства России. 2009. № 7.

6. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ.

7. Селиванова А. С. Формы кооперации малых форм хозяйствования в аграрном секторе. М. 2010.

8. Трушин Ю. В. Экономическое регулирование сельского хозяйства Российской Федерации на основе развития системы кредитования М. 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.