© Шкарупа Е.А., 2011
УДК 631.16 ББК 65.32-21
ОСОБЕННОСТИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ В СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
Е.А. Шкарупа
Определены особенности привлечения инвестиций в сельское хозяйство. Проанализировано современное состояние и тенденции развития инвестиционной деятельности в сельском хозяйстве. Рассмотрена государственная поддержка сельских товаропроизводителей в области привлечения инвестиций. Предложены мероприятия для эффективного регулирования инвестиционной деятельности в сельском хозяйстве.
Ключевые слова: инвестиции, инвестиционная деятельность, государственные инвестиции, государственно-частное партнерство, земельноипотечное кредитование.
Сельское хозяйство - основополагающая отрасль, которая является малоприбыльной и малопривлекательной для капиталовложений, но от ее развития зависит рост всей экономики. Если государство заинтересовано в стабильной и сильной экономике, то оно должно на законодательном и исполнительном уровнях способствовать созданию благоприятного инвестиционного климата. Поэтому вопрос привлечения инвестиций в сельское хозяйство остается одним из ключевых в развитии экономики.
Инвестиции в сельское хозяйство имеют свои особенности. Они проявляются в том, что наряду с вложением капитала в объекты-результаты труда человека, как в других от-рас-лях экономики, в сельском хозяйстве они осуществляются еще в объекты природы, что при прочих равных условиях делает их деятельность более капиталоемкой с длительным сроком окупаемости и высокими рисками, поскольку природа живет по своим законам, управление которыми сегодня либо невозможно, либо дорого.
Для организации привлечения и освоения инвестиционных ресурсов необходимо приме-
нение методов регулирования, направленных на повышение эффективности инвестиционной деятельности, которая должна отвечать соответствующему уровню развития (циклу) национальной экономики. Вопросы регулирования инвестиционной деятельности в сельском хозяйстве являются ключевыми в реализации национальных целей и интересов Российской Федерации. Они преследуют решение следующих задач.
Для государства: обеспечение устойчивого экономического роста, повышения благосостояния и уровня жизни населения за счет модернизации экономики и, соответственно, расширения инвестиционной деятельности, осуществление эффективного преобразования экономической системы страны с целью повышения результативности и гибкости ее институтов, защита национальных интересов во внешнеэкономических отношениях.
Для хозяйствующего субъекта: разработка стратегии (тактики) развития предприятия, что потребует обоснования направлений инвестиционной деятельности, обоснования инвестиционных затрат, источников их осуществления, финансовых результатов, периода окупаемости, эффективности осуществления инвестиций; организация выполнения мероприятий в рамках инвестиционной деятельности; контроль и, при необходимости, уточнение
плана осуществления инвестиционной деятельности [2, с. 54].
В 2008-2012 гг. рост инвестиций в сельское хозяйство должен продолжиться благодаря реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы [1].
В период реализации приоритетного национального проекта (ПНП) «Развитие АПК» общий объем инвестиций в сельское хозяйство и АПК в целом в стоимостном выражении су-ще-ственно возрос. Объем инвестиций в 2007 г. увеличился по сравнению с 2005 г. в 2,2 раза. В структуре источников инвестиций по крупным и средним организациям доля собственных средств и кредитов почти сравнялась. Доля малых предприятий в общем объеме инвестиций в основной капитал АПК в целом в 2007 г. составляла всего 3,5 % (см. табл. 1).
За 2008-2012 гг. объем привлеченных инвестиционных субсидируемых кредитов достигнет 847 млрд руб., при этом за указанный период планируется увеличить уставный капитал ОАО «Россельхозбанк» на 9,7 млрд руб. Поставки высокотехнологичных комплексов сельскохозяйственных машин и оборудования для внедрения интенсивных агротехнологий,
а также поддержка племенного животноводства и поставки современного оборудования для животноводческих комплексов и ферм обеспечиваются также через систему лизинговых операций.
Для их финансового обеспечения в 20082009 гг. государственный взнос в уставный капитал ОАО «Росагролизинг» составил 12 млрд руб.
В качестве субъекта регулирования инвестиционной деятельности в сельском хозяйстве государство для расширения инвестиционного креди-тования осуществляет вложения в банковскую систему путем внесения в уставный капитал ОАО «Россельхозбанк» - ведущий институт кредитно-финансового обслуживания потребностей аграрного сектора.
Особую проблему составляет ограниченность потенциальных заемщиков - сельхозтоваропроизводителей в вопросах предоставления обеспечения обязательств по кредиту. Ограничение доступа потенциальных заемщиков к долгосрочным кредитным ресурсам связано с дефицитом собственного имущества, оформленным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
В первую очередь это относится к обрабатываемым земельным площадям. В этой
Таблица 1
Динамика инвестиций в АПК и сельское хозяйство в 2004-2007 гг., млн руб. *
Показатель 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. Темпы роста, %
2005 г. к 2004 г. 2007 г. к 2005 г.
Инвестиции в основной капитал АПК, всего 138 077,5 172 123,3 258 462,7 381 722,3 124,7 221,8
Инвестиции в основной капитал по крупным и средним организациям, всего 135 591,8 171 297,8 252 865,1 368 335,4 126,3 215,1
Из них: 2.1. Собственные средства предприятий и организаций 88 900,0 10 150,0 124 800,0 178 600,0 114,2 176,0
2.2. Привлеченные средства 43 900,0 58 200,0 128 000, 195 600,0 132,6 336,1
2.2.1. Кредиты и займы, всего 41 127,1 54 521,9 124 218,6 183 392,1 132,6 336,4
2.2.1.1. Кредиты ОАО «Россельхозбанк» в рамках ПНП «Развитие АПК» - - 70 900,0 15 260,0 - 215,2
2.2.1.2. Кредиты других банков и займы некредитных организаций - - 46 904,3 24 927,5 - 53,1
2.2.2. Средства федерального бюджета 2 772,9 3 100,0 3 781,4 4 843,0 118,8 156,2
2.2.3. Средства бюджетов субъектов РФ 1 920,9 2 500,0 6 479,4 7 364,9 130,2 294,6
3. Из общего объема инвестиций в основной капитал иностранные инвестиции 6 700,0 4 400,0 10 900,0 7 500,0 65,7 170,5
4. Инвестиции в основной капитал по малым предприятиям 2 485,7 2 825,5 5 597,6 13 386,9 113,7 473,8
* Источник: [2, с. 54].
связи одним из приоритетных направлений совершенствования сельскохозяйственного кредитования является формирование системы ипотечного кредитования в сельском хозяйстве.
Следует отметить также, что остается неотрегулированным процесс оформления в соответствии с законодательством Российской Федерации прав на земельные участки подавляющим большинством сельхозтоваропроизводителей - как юридических лиц, так и граждан. Отсутствие зарегистрированных прав собственности на земельные участки препятствует привлечению долгосрочных инвестиций в отрасль под залог сельскохозяйственных земель. По данным ОАО «Россельхозбанк», на конец января 2008 г. доля земельно-ипотечных кредитов в портфеле кредитов, предоставленных в рамках реализации ПНП «Развитие АПК», составляла всего 4,3 %. На начало 2009 г. объем кредитов Россельхозбанка под залог земель сельскохозяйственного назначения составил 7,5 млрд руб., общая площадь заложенных земельных участков -300 тыс. га., что абсолютно не соответствует потребностям сельхозтоваропроизводителей в заемных источниках инвестиционной деятельности, а также огромному потенциалу увеличения производства, в том числе за счет использования необрабатываемых площадей сельхозугодий [6].
По состоянию на начало 2009 г. кредитный портфель банка ОАО «Россельхозбанк» в АПК, сформированный под залог земельных участков (75 % общего объема залогового обеспечения), составил 20,3 млрд руб. На указанную дату действовало 369 кредитных договоров, а площадь земель в ипотеке составила 589,5 тыс. га (см. табл. 2).
Развитие земельно-ипотечного кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей на инвестиционные цели сдерживается рядом причин, среди которых: высокая закре-дитованность платежеспособных и низкий уровень кредитоспособности большинства сельскохозяйственных организаций, неудовлетворительное состояние дел по поводу оформления прав собственности на земельные участки из состава земель сельскохозяйственного назначения, дефицит долгосрочных финансовых ресурсов банковской системы страны.
Необходимой мерой, способной усилить инвестиционную привлекательность земельной ипотеки для сельскохозяйственного товаропроизводителя, является применение мер государственной поддержки развития системы земельно-ипотечного кредитования в части - субсидирования процентных ставок по кредитам, налогового стимулирования кредиторов и инвесторов, обеспечивающих рефинансирование кредитов, с целью снижения
Таблица 2
Кредитный портфель ОАО «Россельхозбанк» в АПК в разрезе основных заемщиков под залог земельных участков (на 01.01.2009) *
Заемщики/залогодатели Количество действующих кредитных договоров Доля группы в портфеле, % Остаток ссудной задолженности, млн руб. Доля группы в портфеле, % Площадь земель, принятых в залог, тыс. га
Малые формы хозяйствования в АПК, всего 121 33,2 484,6 2,4 43,6
Из них: - личные подсобные хозяйства; 6 1,6 2,4 0,01 0,1
- крестьянские (фермерские) хозяйства; 94 25,8 304,5 1,5 36,3
- сельскохозяйственные потребительские кооперативы 21 5,8 177,7 0,9 7,2
Сельскохозяйственные товарищества и общества 224 66,8 19 644,2 97,6 545,5
Из них: - общества с ограниченной ответственностью 109 29,9 7 647,3 38,0 241,2
Всего 365 100,0 20 128,8 100,0 589,1
* Источник: [7].
финансовых рисков ее участников и повышения доступности земельно-ипотечных кредитов для сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Так, по мнению председателя правления ОАО «Россельхозбанк» Ю.В. Трушина, целесообразно:
- ускорить процесс разграничения государственной собственности на земельные участки из состава земель сельскохозяйственного назначения с целью введения их в рыночный оборот и повышения эффективности использования; необходимо рассмотреть возможность субсидирования собственникам земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения, в том числе находящихся в общей собственности, части затрат на проведение работ по межеванию земельных участков и постановке их в установленном порядке на кадастровый учет;
- включить мероприятия по созданию и развитию системы земельно-ипотечного кредитования в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг.; предусмотреть ресурсное обеспечение мероприятий развития системы земельно-ипотечного кредитования, включая субсидирование части затрат, направленных на уплату процентов по кредитам, полученным сельскохозяйственными товаропроизводителями в российских кредитных организациях на развитие сельскохозяйственного производства, в том числе на цели приобретения в собственность земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения;
- разработать методические положения по определению рыночной стоимости земельных участков для целей залога, арендных прав земельных участков и их залоговой (ликвидационной) стоимости с учетом рентной составляющей и формирование надежных организационно-экономических механизмов, способных максимально снизить риски в этом виде кредитования;
- разработать нормативно-методическую основу страховой защиты имуществен-
ных интересов участников земельно-ипотечного рынка;
- обеспечить защиту имущественных интересов добросовестного приобретателя в случае предъявления прав третьих лиц на приобретенные земельные участки после государственной регистрации перехода прав собственности;
- обеспечить выкуп земельных участков сельскохозяйственного назначения, на которые обращено взыскание по ипотечным кредитам и которые не были реализованы на публичных торгах;
- определить необходимость участия государства в финансово-кредитных организациях, осуществляющих кредитование под залог сельскохозяйственных земель [7].
Успехи в развитии сельского хозяйства во многом зависят от внедрения передовых достижений научно-технического прогресса, интенсификации производства, высокой организации труда. Затянувшийся кризис в АПК может быть преодолен только при условии крупных инвестиций в сельское хозяйство со стороны как государства, так и частных инвесторов [8, с. 65].
В рамках Госпрограммы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг. Минсельхозом России предусмотрен новый механизм, обеспечивающий реализацию принципов частно-государственного партнерства. Это ведомственные целевые программы, направленные на консолидацию средств федерального, регионального бюджетов и частного капитала с целью создания благоприятных условий развития АПК и решения актуальных задач в отдельных отраслях.
Наилучшие перспективы по развитию механизма частно-государственного партнерства в сфере АПК связаны с использованием средств Инвестиционного фонда Российской Федерации.
Средства инвестиционного фонда выделяются на реализацию наиболее привлекательных инвестиционных проектов. Начиная с первого года его функционирования в сельское хозяйство было направлено 124,9 млн руб. инвестиций, затем из года в год сумма инвестиций в сельское хозяйство возрастала, и в
2005 г. она составила 2 076,9 млн руб., в 2008 г. - 171,270 млн руб. За период 19982008 гг. из инвестиционного фонда было выделено 3 713,1 млн руб. на реализацию 60 проектов, 42 из которых уже внедрены [4, с. 60].
Согласно бюджетным проектировкам, размер инвестфонда к концу 2012 г. должен составить 271 млрд руб. (намечено 128 млрд руб. -на 2010-2012 гг.) [5].
Финансирование осуществляется на возвратной и платной основе. Инвестиции выделяются под 8 % годовых, и их оплата должна осуществляться с первого года получения кредита без отсрочек, что является достаточно проблематичным для сельского хозяйства с длительным производственным циклом. В связи с этим сразу же появляется задолженность у предприятий перед бюджетом. Целесообразно отсрочить погашение кредита до начала стабильного производства продукции в сельском хозяйстве и до пуска в эксплуатацию оборудования в пищевой промышленности.
Правительством Российской Федерации поручено обеспечить повышение эффективности использования средств Фонда, обратив особое внимание на определение порядка и механизмов направления финансовых ресурсов на оказание государственной поддержки инвестиционным проектам, имеющим региональное или межрегиональное значение.
В этой связи актуальным является введение понятия «комплексный инвестиционный проект», что дает возможность за счет средств Инвестиционного фонда развивать комплексную инфраструктуру, необходимую для реализации нескольких проектов, у которых могут быть разные коммерческие инвесторы, решающие взаимосвязанные задачи. Исходя из этого, следует определить объем средств Инвестиционного фонда для финансирования проектов, направленных на комплексное развитие инфраструктуры АПК.
Минсельхозом России в качестве перспективных инвестиционных проектов, обладающих, по предварительным оценкам, высокой социально-экономической эффективностью и достаточной проработанностью, могут быть предложены: проекты по созданию высокопроизводительных и многопрофильных комплексов по производству и глубокой переработке продукции животноводства и проекты, объе-
диняющие в единый инновационный комплекс предприятия по выращиванию высокоэнергетических культур и перерабатывающие производства по выпуску комбикормов и биологических добавок к топливу.
Для финансирования указанных проектов целесообразно установить отраслевую квоту для объектов АПК. На современном этапе вопрос гарантий остается ключевым для инвестиций в сельскохозяйственное производство. Государственные гарантии должны предоставляться только на часть испрашиваемого кредита для приобретения оборудования и последующей передачи его сельскохозяйственным предприятиям.
Гарантийные фонды могут выступать в качестве страховщиков, предоставляя гарантии кредиторам лизинговых компаний по возврату им лизинговых платежей, а также гарантии по возврату кредитов, предоставленных по проектному финансированию. В связи с этим считаем необходимым использовать бюджетные средства не столько для финансирования незначительного количества отдельных инвестиционных проектов, сколько для формирования гарантийных фондов, позволяющих привлечь значительно больший объем средств.
Государственную поддержку сельских товаропроизводителей за счет централизованных инвестиций следует осуществлять с учетом перехода от безвозвратного бюджетного финансирования к кредитованию на возвратной и платной основе [4, с. 60]. При этом выделенные средства должны возвращаться государству в ценах того года, по которому производится их возврат.
Средства федерального бюджета на безвозвратной основе должны направляться на реализацию программ по подготовке кадров, выполнение крупных природоохранных мероприятий, развитие ветеринарной службы и службы химзащиты и других бюджетных организаций.
Участие сельскохозяйственных предприятий в государственных программах, предусматривающих бюджетное финансирование, должно осуществляться на строго конкурсной основе под соответствующие проекты и программы. Возвратность государственных инвестиций обязана обеспечиваться обязательствами получателя, которые необходимо фиксировать в договоре, заключаемом по итогам конкурса.
Приоритетным направлением инвестиционной политики на ближайшую перспективу должна стать и поддержка инвестиций в малое и среднее предпринимательство. Их сумма в настоящее время оценивается в 9 % всех вложений в основной капитал [3, с. 72].
Масштабный рост инвестиций возможен тогда, когда у инвесторов появится уверенность в том, что федеральные и региональные власти понимают необходимость разработки целенаправленной инвестиционной политики, увязанной с адекватной правовой базой, и принимают меры, направленные на улучшение инвестиционного климата, а также увеличение притока зарубежных инвестиций в сельское хозяйство с расширением льгот и гарантий.
В условиях рыночных отношений государство должно оказывать регулирующее воздействие на инвестиционный процесс путем обеспечения научно обоснованного ценообразования, проведения гибкой кредитной, налоговой и амортизационной политики, увеличения возможностей лизинга, стимулирования предпринимательской деятельности и предоставления льгот инвесторам при приватизации, целевого государственного финансирования, выделения приоритетных направлений инвестирования и других видов финансирования, составления индикативных планов капитальных вложений.
В целом новые подходы к решению проблем инвестиционной политики создадут предпосылки для стабилизации производственного потенциала сельского хозяйства и дальнейшего развития АПК. Только интенсификация сельхоз-производства на основе внедрения новой системы машин, прогрессивных технологий позволит повысить объем производства и качество продукции, а следовательно, и увеличить заработную плату, чтобы обеспечить сельскому населению достойный уровень жизни.
Специфика аграрного сектора такова, что, на наш взгляд, представляется целесообразным создание Регионального фонда управления инвестициями в АПК, который должен совмещать в себе функции гарантийного агентства и информационно-консультационного центра. Основными видами деятельности Регионального фонда управления инвестициями в АПК могут стать:
-выдача гарантий по кредитам, предоставляемым сельскохозяйственным това-
ропроизводителям по проектному финансированию и лизинговым сделкам;
- информационное и аналитико-прогнозное обслуживание агропредприятий, которые по тем или иным причинам не желают или не в состоянии самостоятельно создавать и поддерживать достаточное информационное и аналитико-прогнозное обеспечение своей управленческой деятельности. Этот фонд мог бы сосредоточить достаточный кадровый и технологический потенциал, способный поддерживать современный уровень информационно-аналитического обеспечения.
Для эффективного регулирования инвестиционной деятельности в сельском хозяйстве необходимо осуществить следующие мероприятия:
- предоставлять за счет средств федерального бюджета субсидии в возмещение части затрат на уплату процентов по ипотечным кредитам, полученным сельскохозяйственными товаропроизводителями на приобретение в собственность земельных участков для развития сельскохозяйственного производства, проведение землеустроительных и других работ по формированию земельных участков;
- упорядочить процесс регистрации прав собственности на земельные участки из состава земель сельскохозяйственного назначения;
-инициировать прекращение прав собственности лиц, не занимающихся производством сельхозпродукции и не обрабатывающих земельные участки в течение 2 лет от даты возникновения прав собственности;
- разработать порядок и создать инфраструктуру управления земельными ресурсами, в том числе обеспечивать выкуп земельных участков сельскохозяйственного назначения, на которые обращено взыскание по ипотечным кредитам и которые не были реализованы на публичных торгах;
- создать здоровую конкурентную среду и развитую инфраструктуру рынка ипотечного кредитования, включающую обслуживающих и вспо-могательных участников инвестиционно-ипотечных процессов с учетом разграничения прав собственности РФ, субъектов РФ и муниципальных образований;
- усилить контроль за расходованием банками бюджетных средств, а при выявлении нарушений лишать их возможности их получать;
- принять Правительством РФ порядок предоставления государственных гарантий Российской Федерации по заимствованиям эмитентов долговых ценных бумаг, осуществляющих ипотечное кредитование сельхозтоваропроизводителей. Основными источниками привлечения финансовых ресурсов для сельскохозяйственных предприятий, по нашему мнению, должны являться лизинг как выгодный инструмент инвестиционной политики и инвестиционный кредит с последующим субсидированием процентной ставки. По нашему мнению, чтобы обеспечить доступность кредитных ресурсов для всех участников аграрного рынка, необходимо развивать сельскую кредитную кооперацию как независимую структуру, объединяющую районные, областные, федеральные кооперативы. Другой важный источник финансирования инвестиций - средства бюджетов различных уровней. Бюджетное финансирование может осуществляться в виде финансовой поддержки высокоэффективных инвестиционных проектов на конкурсной основе, а также как централизованное финансирование (частичное или полное) федеральных инвестиционных программ, через дотации, субсидии.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельско-
хозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы. - Электрон. текстовые дан. -Режим доступа: http:// www.rshb.ru/gosprograms/ now/agro.php. - Загл. с экрана.
2. Губернаторова, Л. В. Повышать инвестиционную привлекательность сельского хозяйства / Л. В. Губернаторова // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. -2009.- № 10. - С. 52-57.
3. Дмитриченко, Н. Повышать инвестиционную привлекательность сельского хозяйства / Н. Дмитричен-ко // Экономика сельского хозяйства России. - 2010. -№ 2. - С. 69-74.
4. Золотарева, Е. Л. Инвестиционная политика в воспроизводственном процессе сельского хозяйства / Е. Л. Золотарева, М. Е. Проняева, Ю. В. Воронцова // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2010. - № 3. - С. 59-61.
5. Новак, А. Размер инвестфонда РФ к концу 2012 года должен составить 271 млрд рублей / А. Новак // Финанс. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.finansmag.ru/news/36097. - Загл. с экрана.
6. Скрынник, Е. Неоформленность земельных участков в собственность препятствует привлечению инвестиций под залог сельхозземель / Е. Скрынник // Минсельхоз РФ : [офиц. сайт]. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.zemsovetmo.ru/ analysis/smi/smi. 1697.htm. - Загл. с экрана.
7. Трушин, Ю. В. Экономическое регулирование сельского хозяйства Российской Федерации на основе развития системы кредитования : авто-реф. ... дис. д-ра экон. наук / Трушин Ю. В. ; ГНУ «Всерос. науч.-исслед. ин-т организации производства, труда и управления в сельском хозяйстве РАСХН». - М., 2010. - 40 с.
8. Чалова, О. Н. Необходимость инвестиций в аграрный сектор экономики / О. Н. Чалова // Региональная экономика: теория и практика. - 2009. -№ 20 (13). - С. 61-68.
ATTRACTION OF INVESTMENTS INTO AGRARIAN COMPLEX OF RUSSIA:
A CURRENT STATE AND DEVELOPMENT TENDENCIES
E.A. Shkarupa
The features of attraction of investments into agriculture are defined. The current state and tendencies of development of investment activity in agriculture are analyzed. The government support of rural commodity producers in the sphere of investments is considered. Certain measures for effective regulation of investment activity in agriculture are offered.
Key words: investments, investment activity, state investments, state-private partnership, land mortgage lending.